Как из Полины Осетинской пытками делали талантливую пианистку. Полина осетинская биография.

Это раздражало Анаиду Степановну Сумбатян, учительницу девочки, и вскоре уроки были прекращены. Учителя Полины (это были очень уважаемые, почтенные люди) вообще менялись один за другим, потому что либо их, либо Олега Евгеньевича не устраивали их методы. В какой-то момент он понял, что никто не сможет научить его дочь лучше, чем он сам.

Как из Полины Осетинской пытками делали талантливую пианистку

Отец написал сценарии к популярным фильмам «Звезда пленительного счастья» и «Михайло Ломоносов», а затем стал сам учить дочь чуду игры на фортепиано.

Как из Полины Осетинской пытками делали талантливую пианистку

Эта история тронула зрителей до слез: одаренный отец воспитывает одаренную дочь! Потребовались годы, чтобы правда вышла наружу. Когда Полина сбежала от своего «любящего» отца, потому что не могла больше выносить издевательств.

Мода на вундеркиндов

В начале 1980-х годов Советский Союз переживал настоящий бум: пресса писала то об одном вундеркинде, то о другом, и все восхищались одаренными детьми. Особый восторг вызвала шестилетняя Полина Осетинская: девочка выходила на сцену, садилась за рояль, за которым ее почти не было видно, и уверенно играла классические произведения. Зрители перешептывались: «Знаете, чья она дочь? Знаменитого сценариста Олега Осетинского! Он сам дает ей частные уроки, представляете?».

Лишь несколько экспертов попытались воззвать к голосу разума: Они указывали, что игра Полины отнюдь не блестящая — она пропускает ноты, слишком упрощает произведения, да и вообще, в таком возрасте надо начинать тренировать руки, нельзя так интенсивно заниматься музыкой — это искалечит ребенка! Но ее отодвинули в сторону. Все хотели восхищаться одаренной девочкой. Так продолжалось семь лет. А когда Полине исполнилось 13 лет, новость о том, что она сбежала от отца, потрясла всю страну.

Как только Осетинская вышла из шкафа, она рассказала журналистам ужасные вещи: оказалось, что отец с двух лет почти постоянно похищал ее у матери, а потом обманным путем издевался над ней. Уроки музыки действительно были для девочки постоянным адом: Отец постоянно оскорблял, бил ее и требовал от ребенка невозможного. Сам Олег Осетинский утверждал, что учил дочь по изобретенному им методу, который он назвал «двойным давлением». В любом случае, девочка испытывала сильный стресс. Подробности Полина описала позже, уже будучи взрослой, в своей книге «Прощай, грусть». Эти подробности заставляли замирать даже бывших советских людей, привыкших ко многому.

Обучение через побои

Лишь несколько экспертов попытались воззвать к голосу разума: Они указывали, что игра Полины отнюдь не блестящая — она пропускает ноты, слишком упрощает произведения, да и вообще, в таком возрасте надо начинать тренировать руки, нельзя так интенсивно заниматься музыкой — это искалечит ребенка! Но ее отодвинули в сторону. Все хотели восхищаться одаренной девочкой. Так продолжалось семь лет. А когда Полине исполнилось 13 лет, новость о том, что она сбежала от отца, потрясла всю страну.

Когда Осетинская снова оказалась на свободе, она рассказала журналистам страшные вещи: оказалось, что отец с двух лет почти постоянно обворовывал ее мать, а потом обманным путем издевался над ней. Уроки музыки были для девочки постоянным адом: отец постоянно оскорблял, бил ее и требовал от ребенка невозможного. Сам Олег Осетинский утверждал, что учил дочь по изобретенному им методу, который назывался «двойное давление». Девочка находилась в состоянии сильнейшего стресса… Подробности Полина описала позже, уже будучи взрослой, в своей книге «Прощай, печаль». От этих подробностей волосы вставали дыбом даже у тех бывших советских граждан, которые ко многому привыкли.

Кровавый концерт

Самые первые строки книги пронзительны: Полина бесстрастно рассказывает, как 12-летним подростком она играла для гостей своего отца, пятерых взрослых мужчин. Отец усадил ее за рояль и сказал: «Играй быстрее и быстрее! Паулина играла. Она играла до тех пор, пока у нее не заболела рука. Она сказала об этом отцу, и тот в гневе разорвал на дочери платье сверху донизу, бросил ее в радиатор, о который Полина ударилась головой, и нанес ей несколько сильных ударов. Затем он потащил ее обратно к роялю.

Голая, избитая и униженная, Полина была вынуждена продолжать свой «концерт». Клавиши пианино быстро стали красными от ее крови. После этого никто из пяти взрослых интеллигентных мужчин не заступился за ребенка. Полина до сих пор ошеломлена этим событием.

Как пытками делали из советской девочки вундеркинда: Страшное детство знаменитой пианистки

Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Следите за нами на Facebook и ВКонтакте.

Когда дочь сценариста хитовых советских фильмов «Звезда пленительной удачи» и «Ломоносов» считалась ребенком-вундеркиндом, публика ее любила. Талантливая дочь талантливого отца, обучаемая им самим — разве она не прекрасна? Лишь много лет спустя, когда дочь сбежала из дома, открылась жестокая правда.

В 1980-х годах Советский Союз был без ума от детей-жертв. Талантливым детям уделялось много внимания, за их судьбой и карьерой пристально следила пресса — и СМИ старательно их рекламировали. Неофициально их называли «детьми индиго» — термин, возникший на Западе. Официально их превозносили как успешный пример советских образовательных экспериментов — разумеется, в частном порядке. Но в СССР, как считается, не было ничего по-настоящему частного, и способность организовывать такие эксперименты рассматривалась как результат всей системы образования, через которую прошли родители.

  Мария Шумакова. Мария шумакова maxim.

В 1981 году на сцене появилось одно из любимых лиц прессы и публики — шестилетняя вундеркинд Полина Осетинская. Публика приняла ее с большим энтузиазмом. Все были в восторге от того, что Полину учил ее собственный отец, сценарист Олег Осетинский, которого зрители полюбили за «Звезду пленительного счастья». Олег был счастлив научить дочь своему уникальному методу. Правда, профессиональные музыканты критиковали результаты — говорили, что девочка упрощает произведения, пропускает ноты и что интенсивная игра может искалечить ее руки, которые не были правильно настроены, — но эти возражения заглушались похвалой и аплодисментами.

В 1988 году по Советскому Союзу разнеслась весть о том, что тринадцатилетняя пианистка-вундеркинд сбежала от своего отца. Она рассказала журналистам, что ее били и издевались над ней и что от нее требовали невозможного. Ее руки уже были в таком состоянии, что было непонятно, станет ли она когда-нибудь профессиональной пианисткой. Нет, обычно она была в порядке. Но из-за перенапряжения и неправильной постановки они не могли воспроизвести в точности правильные движения, необходимые для профессиональной игры.

Фото из личного архива Полины Осетинской.

Проклятое пианино

Уже будучи взрослой, Осетинская в 2006 году написала книгу о своем детстве, и подробности оказались еще более ужасающими, чем те, что публиковались в советской прессе. Просто потому, что о некоторых вещах в то время Полина не могла говорить. Книга называется «Прощай, грусть». Она мгновенно стала бестселлером. Можно сказать, что она навсегда разрушила отношения между отцом и дочерью, но это все, на что можно было пойти в то время.

Эта книга начинается с ужасающего воспоминания о прошлом. Но не самым страшным. Двенадцатилетняя Полина, характер которой уже вырисовывался, вышла перед гостями отца, пятью щеголеватыми мужчинами, в элегантном платье. Она была маленькой хозяйкой вечера и приготовила для всех чай. Вдруг отец потребовал, чтобы она сыграла Шопена. Быстрее! Еще быстрее!

Девочка пожаловалась, что у нее болит рука. Тогда отец сорвал с девочки платье, нанес ей несколько беспорядочных ударов и бросил ее головой в радиатор. От радиатора он оттащил ее, одетую только в брюки, обратно к пианино и заставил продолжать играть. Никто из нарядных, стройных гостей, никто из пяти мужчин не сказал Осетинскому ни слова. Все они продолжали пить чай. Клавиши рояля были покрыты красными пятнами.

Голодание как один из методов обучения

Отец, который хотел вырастить из ребенка вундеркинда, практически перестал кормить дочь. На завтрак он пил только воду с добавлением уксуса и глотал несколько витаминов. На обед он съедал кусочек сыра, мед или что-то еще, но в очень маленьких количествах. На ужин он выпивал стакан кефира.

Из-за этого Полина стала часто терять сознание.

В результате Полина часто падала в обморок. Но это не беспокоило отца. Он даже требовал, чтобы она ела в течение двух минут. Если она не успевала поесть, это было уже слишком. К счастью, отец часто водил ее в рестораны, где она могла тайком перекусить.

Вся грязная и в кровоподтеках

Однажды отец отправил Полину ночевать к учительнице. Девочка выглядела настолько неухоженной, что женщина решила убрать свои вещи и постирать их сама. Однако когда она раздела Полину, то была поражена. Ее тело было грязным и покрыто множеством царапин и синяков. Но даже после этого ее отец остался безнаказанным.

Пианистка не осмелилась пожаловаться матери, живущей отдельно, чтобы полностью не прервать контакт с отцом.

Помимо побоев, Осетинский придумывал всевозможные издевательства над дочерью. Например, он ставил ее перед стеной и теннисной ракеткой бросал ей в лицо или грудь мяч. Если ей удавалось увернуться от мяча, это было хорошо, если нет — она была виновата.

Помимо побоев Осетинский придумывал разные издевательства над дочерью.

Осетинскому не нравилась идея превратить дочь в талантливую артистку, ведь концерты приносили солидное вознаграждение. На вырученные деньги мужчина устраивал вечеринки, на которые приглашал своих друзей, а сама Полина ходила в поношенной одежде.

На кону была мировая слава

Концертов становилось все больше и больше. Ее отец, казалось, был готов на все, чтобы сделать свою дочь еще более популярной. Он просил ее, например, писать диктанты, приглашать известных музыкантов и просить их организовать совместное выступление. У девочки почти не оставалось времени на школу, потому что уроки музыки даже вытеснили общение с собственной матерью.

В возрасте девяти лет Полина дала концерт с Одесским филармоническим оркестром под управлением Георгия Гоциридзе, который собрал большую аудиторию. Примерно в это же время она покинула ЦДМ — опять же из-за отца. Он хотел нарушить официальные правила школы и заставить Полину сыграть всего Моцарта, а не только определенную часть концерта, и даже тайно договорился об этом с дирижером. Но Центральной музыкальной школе не понравился этот трюк, и в результате разразился скандал. Олег забрал дочь из музыкальной школы и перевел ее в соседнюю школу рядом со своим домом.

  Фахрие Эвджен. Diziturk в контакте вконтакте.

Полина успешно гастролировала по странам Балтии. Она давала интервью американцам и была опубликована в газете Washington Post. Министерство культуры стало платить Полине 18 рублей в месяц за 15 девочек как взрослой солистке. В 1988 году пианистку пригласили на гастроли в США.

В возрасте 11 лет Полина попала в больницу, где у нее диагностировали 25 хронических желудочно-кишечных расстройств, которые перешли в острую форму.

«Бывало, что я тайком брала суп из собачьей миски для нашей собаки Юльки, которая ковырялась в носу. А во время редких недобровольных визитов мама шипела куриные котлеты и перед уходом тайком проносила несколько штук в мою комнату, потому что больше я ничего не ела. Теперь меня кормили, готовили на пару и готовили по расписанию. В каждой гостинице во время моего тура я заказывала утром кашу, а после обеда сострадательная женщина, поставленная на службу советской культуре, либо приносила мне кастрюлю из дома, либо приглашала к себе на ужин. В конце концов, на кону стояли мировая слава и миллионы, и система никак не могла дать сбой», — пишет Полина в своей книге.

«Я — мыльный пузырь»

Поездка в Америку стала еще одной возможностью для ее отца, который хотел получить от дочери все самое лучшее. Теперь он решил прибегнуть к шантажу — объявить незадолго до выступления, что девочка отказывается выходить на сцену, чтобы они могли удвоить гонорар.

Полина была подавлена. Мать говорила ей, что после гастролей ей придется бросить музыку. Однажды девушка даже написала письмо матери, в котором объяснила, что хочет сбежать.

«Наши американские друзья, которые видели, как он со мной обращался, знали, что если бы его поймали за этим занятием в законопослушной и заботящейся о конфиденциальности Америке, ему бы выдали запретительный ордер и запретили приближаться ко мне. Но в то время я об этом не знала. Я не мог смириться с мыслью, что если все это всплывет, если все увидят моего отца воочию, если поймут, что я — пузырь, то у меня не будет шансов ни в жизни, ни в профессии. Я плохо играла, у меня болели руки, и у меня не было никакого желания выходить на сцену.

Тем не менее, Полин удалось сбежать от отца — это было за три недели до запланированного ею американского турне. Она взяла самое необходимое из своей московской квартиры, немного денег, собаку и спряталась в квартире у знакомой матери напротив церкви на Рижской улице. У ее отца были агенты по всему городу, которые искали места, где может появиться девушка. Дома тоже было нелегко, поэтому Полина переехала в подмосковную деревню. Там ее спрятал отец Владимир, который служил в церкви на Рижской улице, напротив квартиры ухажера ее матери, где скрывалась девочка.

Затем Полина уехала в Ленинград к своей знакомой Кире Мержевской. У женщины уже было трое своих взрослых детей, но она очень переживала за юную пианистку и хотела ей помочь. Девочку там нашел ее отец. Он постучал в дверь, пока семья Мержевских пыталась защитить 13-летнюю Полину и вызвать полицию, а затем сумел спасти девочку.

Затем пианистку посетил журналист Александр Невзоров. Он записал интервью с девочкой для программы «600 секунд», в котором она попросила больше не общаться с отцом и рассказала о его жестокости. В кадры также вошло заявление в полицию, в котором Полина упоминает об избиениях. Это вызвало большой общественный резонанс. Некоторые поддержали девочку, но были и те, кто встал на сторону ее отца.

Теперь Полине было небезопасно находиться в Москве: Не только отец, но и его поклонники были озлоблены на нее. Полина и ее мать хотели уехать в Америку. Но отец сказал, что если они покинут страну, то он подожжет Красную площадь.

Полина переехала в коммунальную квартиру на Старо-Невском, где провела одну ночь. Потом ее определили в консерваторию: «Родителей в интернат не пускали, но после того, как М.В. Вульф побывала у директора, для нас сделали исключение и поселили в общежитии. Временно. Мутти предупредили за два месяца.

События из жизни

  1. 1 декабря 1988 года Полина, взяв собаку Джульку, тайно уходит от отца. Долго прячется с матерью по квартирам полузнакомых людей. Отец регулярно угрожает им обеим.
  2. 1989 год – Полина выступает в программе Александра Невзорова « 600 секунд», где рассказывает об издевательствах Олега Осетинского.
  3. 1990 год – начинаются занятия с Мариной Вольф, которую Полина считает своим первым серьезным педагогом.
  4. июнь 1991 года – на фестивале «Моцарт-91» Полина встречается с Алексеем Гориболем и Леонидом Десятниковым, которые станут ее учителями и близкими друзьями.
  5. 1997 год – экстерном заканчивает Консерваторию в Петербурге и поступает в московскую аспирантуру.
  6. В 2000 году Полина совместно с композитором Леонидом Десятниковым гениально объединяет одной концертной программе 250-летие со дня рождения Баха и 25-летие со дня смерти Шостаковича.
  7. В 2001 году становится лауреаткой молодежной премии «Триумф» .
  8. В 2008 году выходит книга «Прощай, грусть», в которой Полина описывает отношения с отцом, искалечившие ее детство. В то же время в этой книге много говорится о Петербурге, о путешествиях, о хороших и умных людях, с которыми пианистке повезло встретиться. Книга стала бестселлером, и даже спустя более чем десять лет поклонники Осетинской ждут ее продолжения.
  9. 2014 год — «Контрапункт №7» — проект с Антоном Батаговым ( в программу входит 7 произведений, именно это число Полина считает знаковым для себя).
  10. 2013-2014 год — основание фонда «Кислород», деятельность которого направлена на помощь больным муковисцидозом детям.
  11. В 2016 году Полина создает «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской». Пианистка признается, что не готова работать со студентами – боится, что на еще одну «семью» у нее просто не хватит сил. Однако созданный ею центр призван помочь молодым музыкантам, в том числе студентам, справляться с некоторыми проблемами творческой профессии.
  12. октябрь 2016 года – совместно с актрисой Ксенией Раппопорт создается спектакль «Неизвестный друг», основанный на письмах Ивана Бунина.
  13. 2020 год – музыкальный спектакль «Я – жена гения» .
  14. 2021 год – спектакль «Дягилев. Последние дни», в котором Осетинская выступила в новой роли – не только пианистки, но и драматической актрисы.
  15. 2022 год – анонсировала концертный сезон 2022/2023. В планах пианистки совместно с Максимом Венгеровым выступить в США, Канаде, Латвии, Италии и российских городах.
  Сколько стоило на самом деле войти в «список Шиндлера». Оскар шиндлер биография.

Полина Осетинская

Личная жизнь

Полина вышла замуж в молодом возрасте, но этот брак она называет скоропалительным и несерьезным и не любит о нем говорить. Со вторым мужем, Игорем Порошиным, у Осетинской двое детей. Брак со спортивным журналистом был долгим и казался вполне стабильным, но пара развелась. Пианистка предпочитает не говорить о причинах расставания (а также о своей личной жизни).

Воспитывая троих детей, Полина Олеговна старалась сохранить чувство индивидуальности и неповторимости. Она с ужасом вспоминает, как не могла отделить собственную личность от личности отца, поэтому очень оберегает свободу и личное пространство своих детей. Ее мать, переехавшая в Америку, тем не менее, часто навещает внуков и принимает активное участие в их воспитании. Осетия твердо решила не давить на своих детей и не лишать их выбора, не ограничивая их. В результате дети охотно обращаются к музыке и играют на фортепиано без руководства матери.

Полина Осетинская с детьми

Полина Осетинская со своими детьми

Родители вундеркинда зарабатывают на его известности

Знаменитый ребенок — это действительно большой источник дохода и самореализации. Это доказали родители многих знаменитых детей, от Ники Турбин до Маколея Калкина. И не будем забывать о ценах, которые Евгений Тепляков планирует брать за консультации своей дочери.

«Раньше я зарабатывал две тысячи рублей в день. Эти деньги шли отцу. Он любил шикарную жизнь: Рестораны, такси, лучшие отели, путешествия», — рассказывает пианистка из своих воспоминаний.

Момент превращения из юного гения в скучного взрослого может быть болезненным

Полина Осетинская не бросила музыку, потому что любила своего педагога Марину Вольф. Но ей было тяжело оказаться в полной безвестности после огромной популярности. Женщина говорит: «Момент забвения был ужасен, потому что все помнят, каким ты был ребенком. Трудно жить, зная, что тебя сравнивают с самим собой, но двух-трехлетней давности. Многие люди до сих пор так делают».

«Я не знаю, как любить себя в целом», — призналась Паулина. Ей трудно заботиться о себе и верить, что ее можно любить за что-то, а не просто так. Но она не теряет надежды развить этот навык — любовь к себе. Пианистка говорит: «Любовь к себе — единственное, что может помочь ей чувствовать себя лучше». «Девочка с полоской на голове живет внутри меня. Ей так многого не хватает, и сейчас я пытаюсь дать ей это».

Сама Полина считает, что непродуктивно «постоянно повторять травмы детства в своей голове». Она считает, что ее трудное детство сделало ее такой, какая она есть.

В то же время она против всех детских конкурсов, потому что считает, что они «эксплуатируют детей в интересах взрослых». То есть

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий