В Кремле проходил симпозиум, после которого Галину пригласили в зал и посадили рядом со Сталиным. Позже журналисты спросили балерину, не боялась ли она сидеть рядом с вождем. Девушка ответила, что не боялась — ей было неловко сидеть рядом со Сталиным, потому что он был очень высоким.
Галина Уланова
Галина Сергеевна Уланова была легендарной советской балериной, поднявшей возможности танца на небывалый уровень. Ею не только восхищались, но и подражали.
На протяжении многих лет балетные педагоги во многих странах требовали от своих учеников танцевать шаги «как Уланова». И не зря. Галина — единственная балерина в мире, которой при жизни были установлены памятники в двух городах — Санкт-Петербурге и Стокгольме. Более того, самый большой репетиционный зал Большого театра носит имя знаменитой балерины.
Детство и юность
Галине Улановой, вероятно, с самого начала было суждено стать балериной, так как она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Ее отец Сергей Николаевич Уланов впоследствии стал театральным режиссером, а мать Мария Федоровна Романова передала свой богатый танцевальный опыт хореографическому училищу.
Детство и юность Галии прошли в ее родном городе Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-то из тех, кто видел ее выступления, мог предположить, что эта хрупкая, изящная женщина в юном возрасте была настоящим сорванцом.
Дело в том, что ее родители ждали сына, поэтому отец, который никогда не хотел играть с девочкой, привил дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червей, плели сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки приглашали ее поиграть с куклами или испечь пирожки с грязью, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазить по деревьям.
Но ее беззаботное детство закончилось, когда ей было девять лет. Она была принята в первый класс хореографического училища в Петрограде и начала постигать искусство балета под руководством своей матери Марии Романовой. В последние годы учебы в училище Уланова занималась с иконой русского балета Агрипиной Вагановой, которая впоследствии будет носить ее имя.
В возрасте 18 лет Галина Уланова окончила балетную школу и в 1928 году, почти сразу после выпуска, поступила в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова, а позже вернулся к своему историческому названию — Мариинский театр.
Улыбнись, Галя
В юном возрасте Уланова была очень тихой и застенчивой, даже когда выступала на сцене, ей не удавалось посмотреть на зрителей или партнера, улыбаться было невозможно. Мама девочки и ее первый педагог по балету, балерина Мария Романова, постоянно говорила дочери, стоявшей за кулисами: «Улыбнись, Галя. Улыбайся!» Но Гале было все равно, она танцевала и ждала, когда все закончится. Как такая застенчивая девочка смогла стать всемирно известной артисткой? Уланова не скрывала: «Мне пришлось отключиться от всего и представить, что я одна. Я очень много выдумывала в голове и кропотливо тренировала себя внутренне, чтобы преодолеть эту стеснительность и страх, чтобы появиться там, как будто я одна».
По приказу Сталина
Галина Уланова родилась в Ленинграде, любила свой родной город и Мариинский театр (тогда Ленинградский театр оперы и балета), где она выступала на сцене почти 15 лет. Однако в 1944 году балерину перевели в Большой театр. Поскольку это решение было принято самим Сталиным, протестовать против него было бессмысленно, и ее пришлось перевести. Это был не первый случай, когда танцовщице пришлось менять свои планы из-за фюрера. Однажды на представлении балета «Эсмеральда» Галина Сергеевна оказалась в неловком положении: «В па-де-де Дианы и Актона есть движение, в котором я как бы пускаю стрелу из охотничьего лука — стрелы нет, но лук у меня в руке, и я его держу, как будто пускаю стрелу, — и делаю это точно в направлении ложи Сталина. Но разве можно направить воображаемую стрелу в его сторону?» — сказала она балетному критику Сании Давлекамовой. В итоге Уланова была вынуждена «держать лук не так прямо», чтобы спасти ситуацию.
Для Галины Улановой роль Джульетты стала одной из самых впечатляющих в ее карьере танцовщицы. Она начала работать над ролью, когда ей было 30 лет. В 1956 году спектакль был представлен в Лондоне, и хотя Галине Улановой в то время было 46 лет, публика была в полном восторге. Актриса вспоминает: «Было представление, мы танцевали, был безумный испуг. А потом все закончилось, и наступила тишина. То есть мы провалились. И вдруг, внезапно, как лавина, посыпались аплодисменты! Они подняли занавес, весь зал встал и аплодировал. Кто-то сказал, что аплодисменты длились полчаса — я не знаю, я был в шоке. Даже в таком преклонном возрасте Улановой удалось перевоплотиться в девочку на сцене и оставаться светлой и юной.
Кисель и камень
«Начало 1970-х годов — встреча с журналисткой Т.В. Агафоновой, которая была личным помощником и соратником Г.С. Улановой до ее смерти в 1994 году» — единственное упоминание об Агафоновой в Бахрушинском музее, где некоторое время назад закончилась выставка «Уланова».
Как рассказала Галина Сергеевна, их «интересные отношения» начались с интервью. Агафонова планировала написать книгу о великой балерине, и журналистку отправили к Улановой. Балерина была известна как закрытый человек: Поговорить с ней было непросто. Назойливая Агафонова поразила Галину Сергеевну тем, что не стала ждать и заваливать ее письмами, а просто вошла в ее ложу во время концерта.
Они проболтали все отделение, а на следующий день Уланова пригласила журналистку к себе домой, чтобы сделать фотографии. Он откровенно предупредил ее, что ужина не будет.
— Я не умею готовить, — без обиняков призналась балерина.
Она и представить себе не могла, что на следующий день гость появится в знаменитом небоскребе на Котельнической улице с полными руками провизии. В горшках и ведрах, которые она принесла с собой, были и вкусное первое блюдо, и второе, и даже клюквенный поцелуй.
Так что если и были межнациональные отношения, о которых сегодня пишут интересующиеся, то начинались они не с поцелуев и ласк, а с простой человеческой привязанности.
Агафонову интересовало только это.
Биограф Ольга Ковалик отмечает, что на Таню в основном повлияла школа КП: Журналистка смогла помочь героям своих репортажей и поддерживать с ними связь. Кстати, готовиться к интервью Татьяна начала за десятилетия до разговоров в аське. С ранних лет она была поклонницей Улановой, регулярно писала ей письма с пожеланиями вечной молодости, а однажды, делая репортаж о геологической экспедиции, обнаружила новый минерал под названием «улановит». Об этом он рассказал балерине в письме 1960 года, в котором поздравлял ее с 50-летием и прилагал подарок — активный азурит.
Главный подвиг
Татьяна установила тесные дружеские отношения с выдающимися личностями. Например, после интервью с режиссером документального кино Романом Карменом она подружилась с его женой и стала самостоятельным человеком в их доме. Это произошло еще до того, как она переехала к Улановой.
Но как следует оценивать ее роль в жизни балерины?
Современные эксперты сравнивают историю Улановой с историей Людмилы Зыкиной, которая стала полностью зависимой от домработницы Татьяны Свинковой.
Некоторые утверждают, что Агафонова строго контролировала балерину, отворачиваясь от ее друзей и знакомых, чтобы те не могли войти в квартиру балерины без ее разрешения. Другие же указывают, что благодаря напористости Некрасницы Улановой удалось получить большую квартиру, прожиточный минимум и вторую звезду Героя Социалистического Труда за свой фильм. Агафонова подала бедной взбешенной балерине.
— Жизнь вернулась в мой дом», — говорит Уланова.
А журналист Лев Колодный отмечает:
— Агафонова совершила свой величайший подвиг: она отказалась от карьеры и положила ее к ногам своего бойфренда.
Что же так привлекло великую балерину в журналисте?
Каретникова дает ей нелестную характеристику. В мемуарах подчеркивается, что в этой женщине не было ничего, что могло бы заинтересовать культурную Уланову. По словам автора, Таня не отличалась красотой, имела кривые зубы, мало читала и плохо писала (например, «Огурцов, председатель коллектива, вошел в комнату с лицом Пьера Безухова»). Она приобрела известность и престиж в газете в основном благодаря своим связям, в том числе с главным редактором Алексеем Анджубеем, зятем Хрущева.
— Очень рано секс стал центром мыслей и переживаний Тани, вытеснив ее интерес к музыке, искусству, книгам. Ее отсутствие образования и любопытство вызывали удивление как тогда, так и сейчас», — пишет автор.
Однако слова Каретниковой резко контрастируют с комментариями коллег Агафоновой. Да, многие не скрывают, что Татьяна раздражала их своим беззаботным отношением к жизни. Добиться от нее материала было практически невозможно. Она не умела держать язык за зубами и постоянно опаздывала на работу — коллегам приходилось разбрасывать ее вещи по офису, чтобы прикрыть ее перед начальством, как будто она вошла.
Татьяну знали от Москвы до самых до окраин. Она организовала экспедицию по поиску снежного человека, шла по следам декабристок в Сибири, искала загадочную Мангазею, отправилась на полярную станцию, была первым советским журналистом на Кубе…
По словам Ковалика, балерину привлек ее активный авторитет. Уланова не страдала от недостатка внимания, ее окружали люди, но толпа поклонников не заслуживала Татьяны.
— Я называю их пузырями, — жаловалась Уланова, — они звонят мне, предлагают то, что мне действительно нужно, и исчезают. Через месяц, два они снова звонят и снова обещают. Как это странно! Когда я хотела кому-то помочь, мне никогда не приходило в голову спросить, нужна ли мне помощь — я спрашивала.
Так было и с Таней.
Детство и семья Галины Улановой
Галина Уланова родилась 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в Санкт-Петербурге. Ее отец, Сергей Уланов, был известным в РСФСР балетным режиссером. Мать, Мария Романова, работала в смежной сфере — преподавателем в хореографическом училище. Родившись в такой семье, наша сегодняшняя героиня, наверное, не смогла бы выбрать для себя другого пути. Ей с рождения было предначертано стать балериной. Именно поэтому ее успехи всегда были такими триумфальными.
Легендарная балерина Галина Уланова родилась 100 лет назад.
Самый яркий роман
Она выступала вместе с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Влюбленные провели вместе два прекрасных года. Иван Николаевич прожил со своей бывшей женой Софьей Гиацинтовой тридцать пять лет. Он очень любил свою жену и тяжело переживал расставание, но ничего не мог с собой поделать. Иван и Галина сначала встречались в «Метрополе», а затем переехали в квартиру Улановой на Новослободской. После смерти Берсенева в 1951 году балерина переехала в квартиру высотки на Котельнической улице. На похоронах Ивана Николаевича у его гроба плакали две женщины: танцовщица Галина Уланова и ее законная жена Софья Гиацинтова.
Галина Уланова начала свой путь на большую сцену в возрасте девяти лет. В 1918 году она поступила в хореографическое училище в Петрограде (Ленинграде), где училась сначала у своей матери, а затем у балерины Агриппины Вагановой. Окончила хореографическое училище в 1928 году. Ее дипломный балет получил высокие оценки педагогов и критиков, поэтому после окончания училища Галина была приглашена в Ленинградский театр оперы и балета (ныне Мариинский театр).
Частная жизнь
У Галины Сергеевны было много ухажеров, но официально замужем она была только один раз. Личная жизнь Улановой была связана с двумя другими мужчинами, с которыми балерина пережила головокружительные романы. Первые серьезные отношения у нее были с режиссером Юрием Заванским (1894-1977). Он был старше ее на 16 лет, но это не помешало развитию ее чувств. Они поженились накануне войны в 1940 году, после чего Уланова была эвакуирована в Пермскую область, куда был переведен весь Мариинский театр, а Заванцкий переехал вместе с театром Мосховета, где он был первым танцовщиком. Театр имени Мосховета, где он был главным режиссером, перевели в Алма-Ату. В 1943 году Уланова приехала в Казахстан, чтобы встретиться с мужем, но через год вернулась. Их отношения разладились. Они не жили вместе с конца 1940-х годов, но не спешили подавать на развод. Друзья и близкие знакомые говорили, что супруги были скорее друзьями и партнерами, чем любовниками.
С Юрием Завадским
Интересный факт! Хотя Завадский жил с матерью, а Уланова владела квартирой на Котельнической набережной, муж поспешил помочь жене с первым же телефонным звонком. После его смерти в 1977 году Галина Сергеевна постоянно посещала театральные мероприятия его памяти.
Еще до Завадского у балерины были другие мужчины. Ее первой любовью был концертирующий пианист Исаак Меликовский. Через год она обратила свое внимание на дирижера оркестра Евгения Дубовского. Эти отношения также продлились недолго. Причиной ее расставания с Юрием Завадским стал режиссер Иван Берсенев. Он был старше Улановой на 20 лет и тоже был женат на звезде советского театра Софье Якидовой. Ради балерины Бершенев оставил семью, но умер в 1951 г. В последний путь его провожали и жена, и любовница.
Галина Сергеевна решила восстановить семейное счастье с самым главным артистом Большого театра Вадимом Ридиным (1902-1974). Он был талантливым человеком, но очень любил выпить. Улановой, которая каждое утро начинала с часовой разминки и придерживалась строгой диеты, вскоре надоели его пьяные выходки. Она выгнала Ридина из дома и заперла не только дверь, но и свое сердце. Мужчинам больше не разрешалось входить в него.
Уланова с детства дружила с балериной Татьяной Вецеловой (1910-1991).
В 1970-е годы у Галины Сергеевны появился партнер. Это была Татьяна Агафонова, журналистка «Комсомольской правды». Они познакомились на концерте. Журналистка была экспертом, когда дело касалось написания статей об известных людях. Она вошла в ложу, из которой Уланов наблюдал за концертом. Они пообщались в перерыве, и балерина пригласила своего нового знакомого в гости. На следующий день Татьяна принесла домашнюю еду, так как Уланова предупредила ее, что готовить не умеет и угощать не будет. Агафонова вошла в квартиру и прожила там следующие 20 лет до самой смерти.
Интересный факт! Уланова, любившая тишину и покой, поселила у себя не только Таню, но и ее мать.
Память о великой балерине увековечена во многих произведениях искусства
Образы
Развитие творчества Улановой напоминает планомерное движение от поэзии к трагедии. С течением времени ее Мария становится все более неумолимой. Даже в нежном образе Джульетты танцовщица смогла вдохнуть страсть и волю. Она была первой исполнительницей этой роли в Кировском театре. Образ Джульетты стал, пожалуй, самым впечатляющим и запоминающимся из всех работ танцовщицы.
Галина Уланова, биография которой является образцом для начинающих балерин, обладает чрезвычайно разнообразным репертуаром. Яркая, уверенная в себе юная Золушка — яркий, реальный человеческий портрет, образец самоотверженных чувств; поэтичная Тао Хоа — героиня китайского народа, чья роль заряжена настоящим драматизмом; Параша — скромная, простая русская женщина, искренняя и преданная своим чувствам. Джульетта, Корали и Мария — сложные психологические типы, яркие и одухотворенные характеры.
В творчестве балерины есть определенная закономерность. Самые удачные ее роли приходились на трудные дни, когда девушка боролась с беспокойством или тревогой, заставляя себя забыть о текущих жизненных проблемах, а иногда даже преодолевая невыносимую физическую боль.
Личная жизнь
В 1940 году, на премьере знаменитого спектакля «Ромео и Джульетта», Уланова появилась вновь. Тогда, конечно же, она играла главную роль. Ромео в новой постановке играет Константин Сергеев. Артисты долгое время работали вместе, вместе переживали сюжет и полюбили друг друга. Чувства между парой стали очень серьезными. Константин уважал Галину, поэтому всегда обращался к ней «Ду».
К сожалению, отношения не смогли продлиться долго, так как танцовщицу перевели в Москву. В конце концов, дуэт расстался. Но это был не последний роман в жизни женщины.
«Душой исполненный полет…»
«Уланова вышла на сцену тихо, как будто не обращая внимания на зрителей, как будто ей было стыдно», — скажет о Б.А. Львова-Анохина. В ее танце не было самоутверждения, не было преувеличения в мимике и пантомиме. Уланова добилась того, к чему веками стремились все танцовщики: оживить искусство балета, передать зрителям всю гамму человеческих эмоций. Глядя на танец Улановой, всегда можно было определить, когда она «говорит», а когда «молчит». По мнению критиков, эта особенность интерпретационного подхода была связана с тем, что актриса воспринимала балетную партию не как сочетание отдельных композиций, а как целостную часть с развитием ярких монологов, реплик и диалогов. В танце Улановой даже самый простой жест приобретал особый смысл. Балерина не допускала ни одного смазанного движения и стремилась к абсолютному совершенству в каждой мелкой детали хореографического образа. Ее жесты были не только совершенны в своей красоте, но и выражали внутренний мир, который Уланова переживала в этот момент на сцене. Галина Сергеевна была наделена природой неповторимой индивидуальностью и женственностью. Именно природа сделала русскую балерину.
Мир узнал Галину Уланову, когда ей было уже за сорок. Ее первые крупные гастроли за рубежом состоялись в Лондоне в 1956 году. Большой театр привез в Ковент-Гарден свои самые знаменитые постановки. Наибольшее беспокойство вызывала «Ромео и Джульетта»: как примут пьесу на родине Шекспира, когда роль Джульетты исполняет сорокашестилетняя балерина, да еще самая титулованная в своей стране? После первого акта на некоторое время воцарилась тишина, но затем раздались бурные аплодисменты, и зрители поднялись со своих мест. После спектакля зрители не отпускали Уланову со сцены более получаса. Люди толпились вокруг сцены, плакали и бросали цветы. Это был настоящий триумф классического русского балета и балерины, которая его олицетворяла. Триумф человеческого духа: у Галины Улановой было всего четыре года, чтобы танцевать.
Уланова увидела Париж в 1958 году, когда танцевала «Жизель» в Парижской опере, где было создано это произведение. Балерина несколько раз возвращалась в столицу Франции, а в 1981 году состоялась премьера балета «В честь Улановой», поставленного ее учеником Владимиром Васильевым, на гала-концерте ЮНЕСКО. В 1950-е и 1960-е годы Уланова гастролировала по всему миру, а в 1984 году ее скульптура была установлена перед Музеем танца в Стокгольме — подарок шведской столице от Министерства культуры СССР.
Вне времени
29 декабря 1960 года Галина Уланова попрощалась с публикой своим последним выступлением. По иронии судьбы, это была «Шопениана» — великая балерина завершила свою карьеру именно тем балетом, с которого начинала.
Уланова покинула сцену, но не Большой театр. Она посвятила себя своим ученикам и воспитала целую плеяду талантливых балерин, в успехе которых Галина Сергеевна участвовала душой, сердцем и талантом. Она также работала с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами японских балетных трупп.
В 2004 году в Москве был открыт Музейный отдел Улановой — филиал Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина.
По словам директора музея О.А. Карновича, творчество Галины Улановой по-прежнему представляет большой интерес для любителей балета: «К сожалению, музей был закрыт на год из-за наводнения. Благодаря поддержке Фонда Р.А. Абрамовича были проведены ремонтные работы, и теперь посетители могут вновь прикоснуться к наследию великой балерины и найти тот нравственный компас, который Уланова воплощала и в жизни, и на сцене».
«Обыкновенная богиня» — так сказал А.Н. Толстой об Улановой. «Я не великая, просто жизнь и судьба так распорядились. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».
Д.А. Серщенко. Фотографии предоставлены Государственным театральным музеем имени А.А. Бахрушина. Государственный театральный музей имени А. А. Бахрушина