В декабре актер отметил свой 75-й день рождения. Было видно, что ему нездоровится: он терял вес и был печален. Но он работал до конца. В феврале он вышел на сцену Театра комедии имени Акимова в спектакле «Дело Макропулоса».
Анатолий Равикович
Анатолий Равикович описал его роль как «смешного еврея», который часто воплощает подобные образы как на сцене, так и в кино. Критики также считают, что актера лучше было бы назвать «негероическим героем», как он сам себя называет в своих мемуарах. Его персонажи часто были смешными и нелепыми, но в то же время трогательными и проблематичными по отношению к жизни. Именно таким актер запомнился зрителям, которые с интересом смотрят его фильмы снова и снова.
Анатолий Равикович родился в Ленинграде в конце 1936 года. В детстве будущий актер пережил ужасы войны и отчуждения. Его родители пережили трудные годы строительства советского государства и много работали, чтобы помочь своим троим детям встать на ноги. Оба умерли в раннем возрасте и никогда не были удовлетворены достижениями сына.
В интервью Равикович признавался, что в молодые годы не считал себя способным стать актером. В актерский кружок он ходил только для того, чтобы иметь возможность свободно общаться с девочками, ведь школы были раздельными. Кроме того, ему нравилась атмосфера в студии.
После окончания школы возможностей учиться было не так много — сказывались плохие оценки в табеле и ограничения по этнической принадлежности. Поскольку в театральном институте существовали квоты, Анатолий решил попытать счастья там. Его отец был против, считая, что актерство — не мужская профессия. В конце концов, они пришли к компромиссу: молодой человек пообещал выучиться на киноинженера, но оставил бумаги в университете, откуда так и не вернулся.
Вместо этого Равикович поступил в Театральный институт имени Александра Островского. Прислушавшись к советам старших, абитуриент едва не провалился. Его спасло фальшивое исполнение песни «По долинам и по взгорьям». Педагог Константин Хохлов позже признался, что перед приемной комиссией Анатолий выглядел дурачком, но он открыл свое обаяние. Выпускник получил диплом в 1958 году.
Театр
Сценическая карьера Равиковича началась в провинциальных театрах. Сначала он служил в Комсомольске на Амуре, затем был принят в труппу Сталинградского театра имени Максима Горького. Там он проработал один год.
По счастливому стечению обстоятельств в начале 1960-х годов, находясь на оздоровлении в санатории в Ялте, Равикович познакомился с молодым театральным режиссером из Ленинского выпуска Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым, который в то время искал перспективных молодых актеров для своего творческого коллектива. Так Анатолий вернулся в родной город и продолжил свое служение сцене.
Годы, проведенные в театре Ленсовета, Анатолий Юрьевич позже назвал самыми счастливыми в своей жизни. В стенах театра царила атмосфера тепла и интимности, а на сцене выступали такие известные актеры, как Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих.
В этой творческой среде расцвел талант Равиковича. Он создавал незабываемые и неповторимые образы как комических, так и драматических персонажей. Коллеги восхищались его образом Карлсона в пьесе Астрид Линдгрен. В репертуаре также были постановки Бернарда Шоу, Уильяма Шекспира, Федора Достоевского и Антона Чехова.
Однако в 1980-е годы при Владимирове начался творческий спад, труппу покинули ведущие актеры, а те, кто остался, перестали брать интересные роли. Анатолий Юрьевич считал, что режиссер был развращен властью, стал высокомерным и мелочным, что разрушало театр.
В результате актер принял непростое решение перейти в Театр комедии, которым в то время руководил Петр Фоменко. На этой сцене актер играл до последних дней своей жизни как любимец публики. Сам Равикович придерживался мнения, что для актера нет ничего важнее и прекраснее театра. Кино для него всегда было второсортным.
Негероический герой
Красавец-студент Анатолий Равикович
Мальчик родился в дружной семье двух верных комсомольцев. Мать Толи была настолько предана коммунистической партии, что в свое время активно участвовала в освобождении собственного отца. В возрасте шести лет мальчика эвакуировали в город на берегу Волги. Там он впервые почувствовал, что значит быть евреем. Местные мальчишки дразнили его евреем и не принимали его в свое общество. Когда семья вернулась в Ленинград, Толик перешел в пятый класс, и одиночество снова легло на его плечи.
Равикович в начале своей карьеры
Его высмеивали на уроках и не любили учителя. Равикович вспоминал школу как тюрьму с лагерными законами. Единственным спасением для мальчика был драмкружок, который он посещал не столько из-за увлечения театром, сколько из-за хорошеньких девочек. Представители противоположного пола относились к нему холодно, но не били и не обзывали.
Когда встал вопрос о поступлении в университет, так называемый пятый пункт в биографии Анатолия сыграл в его пользу. Хотя молодой человек хотел стать актером, театральное училище было единственным вузом, куда не ограничивался прием лиц еврейской национальности. Равикович-старший был категорически против выбора сына. Он считал, что профессия актера — несерьезная, а немужская. Однако в итоге Толя поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского. Театральный институт имени Островского в Ленинграде.
Замечательный идиот.
Он Хоботов.
Равикович, подав документы в театральное училище, чудом дошел до третьего тура. Он так утомил комиссию чтением легенд, что его хотели выгнать из аудитории, но неуемный кандидат предложил спеть. И тут раскрылся его комедийный талант. После его соло члены жюри заливисто смеялись. А Аркадий Райкин, который тоже присутствовал, смеялся до слез.
Будущий руководитель Анатолия сказал, что этот «замечательный идиот» должен обязательно учиться в его классе. На следующий день Райкович увидел свою фамилию в списке зачисленных студентов. Она была написана от руки в самом низу списка. Много лет спустя Михаил Боярский назвал этого гениального актера талантом, в совершенстве овладевшим искусством перевоплощения.
Могут быть знакомы
В течение 30 лет Анатолий стоял на сцене Театра имени Ленсовета. Эти годы он назвал самыми счастливыми в своей творческой биографии. Игорь Владимиров, ученик Георгия Товстоногова, сумел за короткое время вывести театр из глубокого застоя. Знаменитая Алиса Фрейндлих, жена Владимирова, стала ведущей актрисой Театра имени Ленсовета.
В этой творческой атмосфере расцвел талант Анатолия Равиковича. Ему удалось создать множество неповторимых образов — Пичем в «Тройной опере», Семен Сахарович в «Преступлении и наказании», Карлсон в спектакле по Линдгрену. Во всех этих ролях он был абсолютно органичен. Роли Равиковича не были героическими, он играл нормальных людей, которые решительно отстаивают свои идеалы в сложной ситуации. Его партнерами по сцене были Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Соловей и другие замечательные актеры.
В конце 1980-х годов в труппе театра Владимирова наметился творческий спад. Равикович был переведен в Ленинградский театр комедии, директором которого в то время был Петр Фоменко. На новой сцене он стал одним из ведущих актеров. Он играл в спектаклях по пьесам Мольера, Шекспира, Чехова, Доде и Булгакова. Актриса Ирина Мазуркевич, перешедшая к Анатолию из Театра имени Ленсовета, стала его партнершей по сцене. Равикович часто выходил на сцену с Юрием Лазаревым, Геннадием Воропаевым и Сергеем Кузнецовым.
Фильмы
Актер, считавший себя театральным актером, не отказывался работать в кино. Одна из первых его ролей была в фильме «На диком берегу». Это была эпизодическая роль. Большой творческой удачей для актера стала работа в фильме «Покровские ворота». Этот фильм, снятый режиссером Михаилом Козаковым, до сих пор пользуется большой популярностью у российских зрителей. Талантливому режиссеру удалось показать открытую Москву на примере коммунальной квартиры, где бушуют страсти. В этом фильме Равикович создал замечательный образ мягкого, интеллигентного писателя Хоботова, который пытается освободиться из цепких рук своей авторитарной жены. И ему это удается, он находит любимую женщину и отстаивает свое право на свободную и счастливую жизнь.
Во время работы над «Покровскими воротами» Анатолию было сорок лет, и он чувствовал себя очень счастливым, потому что прекрасно понимал, что ему удалось создать непревзойденный образ Хоботова, бывшего мужа. Режиссеры высоко оценили работу Равиковича, и он стал регулярно получать приглашения на съемки. В фильме «Тайна Эндхауза» актер играет Эркюля Пуаро, в «Мушкетерах 20 лет спустя» — кардинала Мазарини. Затем последовали съемки для фильма «Мушкетеры 30 лет спустя», в котором он продолжил играть роль Мазарини. Все эти работы дали Равиковичу возможность проявить свой разносторонний талант. В последующие годы он также снимался в телесериалах, самым известным из которых считается «Улицы разбитых фонарей 1». Анатолий Равикович имеет обширную фильмографию, которая включает 112 ролей в его каталоге работ.
Замечательный идиот.
Поступив в театральное училище, Равикович чудом прошел в третий тур. Он наскучил комиссии чтением легенд, поэтому его хотели исключить из класса, но беспокойный кандидат вызвался петь. И тут проявился его комедийный талант. После его соло члены комиссии заливисто смеялись. А Аркадий Райкин, который тоже присутствовал, смеялся до слез.Будущий руководитель Анатолия сказал, что этот «замечательный идиот» должен обязательно учиться в его классе. На следующий день Равикович увидел свою фамилию в списке зачисленных учеников. Она была написана от руки внизу. Много лет спустя Михаил Боярский описал этого гениального актера как талант, в совершенстве владеющий реинкарнацией.
Театр — это жизнь
Анатолий Равикович не скрывал, что роли в кино для него ничего не значат. Они являются лишь средством заработка. Его настоящая любовь — театр, где зритель непосредственно чувствует энергетику актера. После учебы Анатолия распределили в далекий Комсомольск на Амуре, где он проработал два года. Бытовые неудобства и суровые холода Дальнего Востока не помешали молодому актеру неустанно отдаваться любимому делу.
Вскоре его пригласили в Ленинградский театр имени Ленсовета, которому он впоследствии принадлежал четверть века. Здесь он делил сцену с Алисой Фрейндлих и Алексеем Петренко. Равикович вспоминает своих партнеров по спектаклям как людей, которые не играют, а проживают свои роли.У него уже были десятки ролей на сцене, когда ему предложили роль в «Воротах» Покровского. Эта роль стала звездной в карьере актера, но он не любил Хоботова своего детства. Однако, как бы Анатолий Юрьевич ни старался дистанцироваться от этого персонажа, его личная жизнь напоминала экранный образ.
В сорок лет Равикович безумно влюбился в коллегу по сцене, которая годилась ему в дочери. Ирине Мазуркевич в то время было девятнадцать лет, и она успела покорить сердца многих театральных звезд, в том числе и Владимира Высоцкого. Но она оставалась к ним равнодушной. Почему она позволила соблазнить себя зрелому мужчине совершенно невыразительной внешности, оставалось загадкой.
К этому времени у Анатолия Юрьевича была успешная театральная карьера, красавица-жена, тоже актриса, любимый ребенок и вполне устроенная жизнь. Ира появилась как гром среди ясного неба. Она в одно мгновение изменила его жизнь. Равикович мучился, ругал себя и говорил, что это наваждение, которое нужно преодолеть, как грипп. Но чувство оказалось сильнее — на новогодней вечеринке актер пригласил девушку на танец и во всем ей признался.
Она ответила ему, хотя в то время они жили в отношениях, похожих на брак. Развод был нелегким. Самым сложным было объяснить одиннадцатилетней дочери, почему ее отец больше не будет жить в семье. К счастью, невыносимый разрыв не повлиял на отношения актера с его возлюбленной Машей — они остались друзьями навсегда
Беззащитный, как Хоботов
У Ирины уже была комната в коммунальной квартире, но маленькая и тесная, а «молодежный» ресторан ей был не по карману. И началась новая жизнь: везде вместе, не расставаясь ни на минуту. Это было счастье. Как вспоминала Ирина Мазуркевич, ее муж был в жизни таким же кротким и беззащитным, как Хоботов из «Покровских ворот». И вот однажды к ним на улице подошли несколько парней и попросили закурить. Пока Равикович послушно доставал сигареты из кармана, Ирина заметила, как парни переглядываются и улыбаются. Она знала, что сейчас что-то произойдет. Поэтому играла в «быстрые и свободные», кричала на них, топала ногами и устроила приступ истерики. Люди стали собираться вокруг нее. Мальчики испуганно убежали. Анатолий так и не понял, почему жена подняла такой шум.
В другой раз он попытался возмутиться, когда увидел, как наглый мужик обошел очередь, в которой они уже давно стояли, прошел прямо вперед и купил нужное — растворимый кофе. Ирина возмутилась, а наглый молодой человек начал ее оскорблять. Тогда Равикович встал на защиту жены. Завязалась потасовка. Мазуркевич рассказывает: «Я боялась, что мужу станет плохо — у него сердце больное. А все стояли и смотрели. Тогда я оттащила Равика в сторону, достала из сумки газовый баллончик и брызнула бандиту в лицо. Пока он приходил в себя, к нам подбежали работники магазина и сообщили: «Бегите через заднюю дверь. Он бывший заключенный, с ним опасно связываться». И мы убежали.
Жена зарабатывала извозом
Но в отличие от Хоботова, Равикович был разносторонним игроком. Он сам делал абажуры, вырезал полки для книг и вообще любил создавать уют в доме: выбирал шторы и скатерти. В 1990-е годы стало трудно, денег, как и у всех, не было. Ирина попыталась избавить мужа от лишнего стресса, облегчив его осажденное сердце, и села за руль — пыталась устроить в транспорт. И ему это удалось! В шляпе и солнцезащитных очках актрису никто не узнал. Несколько дней он водил машину, больше месяца зарабатывал в театре. И решила: эксперимент удался, в деле — она сумеет победить. К счастью, этого «дела» не случилось. Оба много работали и долгое время были востребованы как театральные актеры. Ирина говорила, что тоже родилась дочь и они обе специально подгадали время, когда меньше нагрузки — в декабре. Лиза родилась в декабре 1981 года и через пять месяцев уехала с родителями на гастроли. Когда я рожала Лизу, Анатолий Равикович был в Москве — снимал «Покровские ворота». Вернулся, когда его «девочки» уже ждали его дома.
На вопрос журналистов «7 дней», как Равикович относится к тому, что многие знают его только как Хоботова, ответила Ирина Мазуркевич. Равикович в театре и Равикович в кино — это совершенно разные вещи. В кино нет ни на йоту того, чем Равикович был в театре. Он был великим актером! К сожалению, в кино он пришел слишком поздно. Приглашали лишь немногих. Возможно, режиссеры стеснялись его национальности, фамилии и внешности.
Анатолий Равикович – актёр, который в жизни повторил судьбу своего нелюбимого киногероя Хоботова
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Полвека он посвятил театру. Он выходил на сцену с Боярским и Фрейндлих, сначала пародируя Карлсона и верного жениха великого Идальго. Однако запомнился он ролью аутсайдера Хоботова в фильме «Покровские ворота». Сам Анатолий Равикович за полвека служения театру одновременно веселил и бесил.
Негероический герой
Красавец-студент Анатолий Равикович / Фото: lifeactor.ru
Мальчик родился в дружной семье двух верных комсомольцев. Мать Толи была настолько предана коммунистической партии, что в свое время активно участвовала в освобождении собственного отца. В возрасте шести лет мальчика эвакуировали в город на берегу Волги. Там он впервые почувствовал, что значит быть евреем. Местные мальчишки дразнили его евреем и не принимали его в свое общество. Когда семья вернулась в Ленинград, Толик перешел в пятый класс, и одиночество снова легло на его плечи.
Его высмеивали на уроках и не любили учителя. Равикович вспоминал школу как тюрьму с лагерными законами. Единственным спасением для мальчика был драмкружок, который он посещал не столько из-за увлечения театром, сколько из-за хорошеньких девочек. Представители противоположного пола относились к нему холодно, но не били и не обзывали.
Когда встал вопрос о поступлении в университет, так называемый пятый пункт в биографии Анатолия сыграл в его пользу. Хотя молодой человек хотел стать актером, театральное училище было единственным вузом, куда не ограничивался прием лиц еврейской национальности. Равикович-старший был категорически против выбора сына. Он считал, что профессия актера — несерьезная, а немужская. Однако в итоге Толя поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского. Театральный институт имени Островского в Ленинграде.
Замечательный идиот.
Равикович, подав документы в театральное училище, чудом дошел до третьего тура. Он так утомил комиссию чтением легенд, что его хотели выгнать из аудитории, но неуемный кандидат предложил спеть. И тут раскрылся его комедийный талант. После его соло члены жюри заливисто смеялись. А Аркадий Райкин, который тоже присутствовал, смеялся до слез.
Будущий руководитель Анатолия сказал, что этот «замечательный идиот» должен обязательно учиться в его классе. На следующий день Райкович увидел свою фамилию в списке зачисленных студентов. Она была написана от руки в самом низу списка. Много лет спустя Михаил Боярский назвал этого гениального актера талантом, в совершенстве овладевшим искусством перевоплощения.
Театр — это жизнь
Фильмография
Актер снялся более чем в сорока фильмах. Среди наиболее известных фильмов, в съемках которых он принимал участие, можно назвать следующие:
- «Собака Баскервилей».
- «Этот чудак Андерсен».
- «Покровские ворота».
- «Прохиндиада, или Бег на месте».
- «Доченька».
- «Балкон».
- «Привал странников».
- «Блуждающие звёзды».
- «Пчёлка».
- «Серп и молот».
- «Улицы разбитых фонарей-1».
- «Вовочка».
- «Дом Надежды».
- «Неодинокие».
- «Хранимые судьбой».
Негероический герой
В 2008 году вышла книга с воспоминаниями известного советского и российского актера. В ней автор записал свои детские воспоминания о родителях, школе и участии в театральном кружке. Книга написана ярким и художественным языком. Важные события в жизни Анатолия Равиковича описаны с тонкой самоиронией, которая, пожалуй, делает этого человека не только талантливым, но и мудрым, добрым.
В 1988 году актеру было присвоено звание народного артиста РСФСР. Анатолий Равикович скончался после тяжелой болезни в одной из больниц Санкт-Петербурга 8 апреля 2012 года, панихида прошла в Театре комедии. Последние слова произнесли Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и другие выдающиеся актеры и друзья Равиковича. В этот день скамейки были заполнены не только зрителями театра и кино, но и