Фрэнсис Уолсингем, шпион Елизаветы, знал, что бывшая королева Шотландии была главной занозой в боку его королевы. Однако Елизавета не могла так просто отдать приказ о казни своего кузена.
Почему Марию Тюдор называли «кровавой»?
Дочь Генриха VIII сделала все возможное, чтобы вернуть английский народ в лоно «истинной» веры.
Мария родилась 18 февраля 1516 года в семье Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Хотя ребенок не был долгожданным наследником, король был в восторге от рождения здоровой и энергичной девочки. К этому времени у Екатерины было несколько выкидышей, а ее единственный сын, родившийся в 1511 году, умер через 7 недель. Следующая беременность королевы последовала в 1518 году, но ребенок, также девочка, прожил всего несколько часов. Для Екатерины Арагонской эта беременность стала последней. К концу 1510-х годов отношения пары разладились: у короля появилась любовница, Бесси Блаунт. В 1519 году Бесси родила Генриху мальчика, которого назвала Генри Фицрой. Хотя рождение бастарда официально не поколебало положение Марии, Екатерина Арагонская опасалась, что Фицрой станет преемником ее дочери.
В истории Англии только один раз до этих событий на трон садилась женщина: Матильда, дочь Генриха I, которая так и не была коронована. Не сумев удержать власть, Матильда потеряла трон, и страна погрузилась в затяжную гражданскую войну.
Для Генриха VIII мысль о женщине во главе Англии в то время была неприемлема. Однако Мария, имевшая свой собственный двор, неофициально носила титул принцессы Уэльской — титул, который могла носить только жена наследника престола, принца Уэльского. Официально Мария так и не приняла титул, но Генрих VIII, похоже, оставил этот вопрос открытым, чтобы дать ей возможность для маневра.
Мария получила образование, достойное истинной наследницы престола, как будто ее действительно рассматривали на эту роль. Но для Генриха VIII, который все еще надеялся иметь законного сына, ее дочь была прежде всего инструментом в его политических играх. На протяжении своего детства и юности Мария неоднократно ухаживала за наследниками французского и испанского престолов — в зависимости от того, с кем Англия хотела заключить союз в то время.
Примерно в середине 1520-х годов король начал рассматривать возможность развода. Этот процесс начался только в 1529 году и продолжался несколько лет. Главным аргументом Генриха VIII для развода с первой женой было то, что ее предыдущий брак с его покойным старшим братом Артуром все же был заключен. Историкам еще предстоит доказать или опровергнуть этот прецедент. Это был, пожалуй, самый сильный аргумент, который король когда-либо видел, чтобы получить разрешение Папы на развод с Екатериной по обоюдному согласию. Не получив желаемого ответа от Рима, Генрих VIII взял дело в свои руки: последующая религиозная реформа и назначение короля главой Церкви Англии позволили монарху поступать так, как он хотел. Екатерина была удалена от двора, король больше не считал ее своей женой и не должен был обращаться с ней как с «вдовствующей принцессой Уэльской». Все это, конечно же, повлияло на положение княжны Марии.
Опала, потеря статуса и конфликт с отцом
В 1533 году Генрих женился на Анне Болейн, а в сентябре того же года родилась их дочь принцесса Елизавета. Мария была объявлена незаконнорожденной и уступила свое место в линии престолонаследия Елизавете. Все это негативно сказалось на здоровье Марии, поскольку она начала страдать от проблем с репродуктивной функцией, возможно, вызванных сильным стрессом. В юности она страдала от депрессии. Это было связано не только с разводом ее родителей, но и с последовавшими за ним правительственными и религиозными реформами. Екатерина была воспитана как набожная католичка и признавала только эту веру, поэтому она не могла принять реформу своего отца. Более того, протестантизм был доктриной новой жены Генриха, ненавистной Анны Болейн, которая не признавала Марию королевой.
Между Генрихом VIII и его старшей дочерью нарастала напряженность. Частный двор Марии был распущен, и ее отправили жить в дом, где выросла Елизавета. Некоторые источники утверждают, что Мария была унижена, оскорблена и даже физически наказана, когда ослушалась приказа Анны Болейн, но доказательств этому нет.
До смерти Екатерины Арагонской в 1536 году Марии не только не разрешалось навещать мать, но и обмениваться письмами (они, однако, вели тайную переписку с помощью доверенных слуг). После смерти матери девушка долгое время пребывала в отчаянии. Казнь Анны Болейн принесла некоторое облегчение: она дала Марии надежду на воссоединение с отцом. Более того, теперь она уже не была единственным «бастардом»: маленькая Елизавета была исключена из наследства.
Более того, в 1536 году Генрих VIII женился еще раз — на леди Джейн Сеймур. Он предпринял осторожную попытку примирить Марию с ее отцом, но король отказался разговаривать с дочерью, пока она не подпишет документ, признающий, во-первых, что монарх отныне сам является главой церкви, а во-вторых, что брак ее родителей был незаконным. Поэтому Марии пришлось подписать, что она незаконнорожденная дочь. Опасаясь преследований и казни, девушка подписала бумагу, даже не прочитав ее как следует. Она призналась, что никогда не сможет простить себе, что пошла на такую сделку со своей совестью. Однако ее подпись на документе смягчила сердце Генриха VIII — Мария была приглашена ко двору, где отец и дочь воссоединились.
Портрет семьи Генриха VIII. Мария стоит справа от него. (rct.uk).
В 1537 году родился долгожданный законный наследник, принц Эдуард. О восстановлении Марии на троне не могло быть и речи, но ее положение значительно улучшилось. Принцесса стала крестной матерью брата, которого она любила больше всего на свете. Вскоре после этого умерла Джейн Сеймур, и Мэри была глубоко опечалена смертью мачехи.
Не все молодые жены ее отца впоследствии были добры к ней. Поначалу она с подозрением относилась к протестантке Анне Клевской, четвертой жене короля, из-за религиозных разногласий, но все же наладила с ней отношения. Брак Анны и Генриха VIII продлился совсем недолго, прежде чем новая королева, Екатерина Говард, стала преемницей королевы Клевской. С Говардом, который был примерно на девять лет моложе самой Мэри, брак не сложился. Старшая дочь Генриха была отвергнута своей новой мачехой, которая считала ее слишком молодой, глупой и необразованной.
Королева Мария
Королева Мария Защита, оказанная герцогом Нортумберлендом Ноксу, который отправился в изгнание во время правления Марии и потряс Европу своими теориями о восстании его подданных против языческого правителя, показывает, насколько сильно герцог
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и Реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Эпоха Елизаветы. Уничтожение Армады Теперь мы вынуждены обратиться к тем событиям, которые заполняют историю Англии в тот важный период, который начинается со времен
МАРИЯ СТЮАРТ
МАРИЯ СТЮАРТ Марии Стюарт не исполнилось и недели, когда в декабре 1542 года она стала королевой Шотландии после внезапной смерти своего отца, Якова V. Ее ранние годы были отмечены суматохой, беспокойством и частыми переездами. В возрасте шести лет она была обручена с сыном Генриха II,
Борьба с феодально-католической оппозицией Мария Стюарт На протяжении всего своего правления Елизавете I также приходилось противостоять католикам. Папа Римский так и не признал ее притязаний на трон, поскольку в его глазах дочь Анны Болейн не была законной наследницей. По этой причине католики в Англии.
Две королевы
Стоит объяснить, как изначально начался спор между королевой Елизаветой I и ее дальней родственницей Марией Стюарт.
Ситуация в Англии после смерти короля Генриха VIII была очень сложной. Страна оказалась втянута в религиозные войны: Стремление Генриха к наследнику разделило Англию и Ватикан и косвенно поддержало протестантов. Он женился шесть раз, но его единственный наследник, Эдуард, был болен и умер вскоре после своего отца.
Единственными наследниками престола Генриха были его две дочери Мария и Елизавета. Но Генрих так горячо доказывал перед всем миром, что они были от незаконного брака, что их претензии на престол вызывали сомнения у многих англичан.
Однако законность Марии Стюарт была неоспорима — она была правнучкой короля Генриха VII. Мария имела законные претензии на английский трон, вопрос о котором возник после смерти королевы Марии Тюдор. В конце концов, многие не хотели, чтобы дочь казненной Анны Болейн, Елизавета, взошла на престол. Мария также была набожной католичкой.
Поэтому в 1558 году девушка решила не отрекаться от английского престола. Она выбрала нейтральную позицию — ни отвергая, ни агрессивно претендуя на трон. Однако Мария и ее муж Франциск добавили к своему гербу английскую корону, что возмутило Елизавету.
Мария так и не стала королевой Англии, а правление Елизаветы считалось золотым веком. Эти королевы должны были всю жизнь соперничать друг с другом из-за своего права первородства. Это соперничество оказало большое влияние на их судьбу и проходило красной нитью через все решения Марии и Елизаветы.
Королева Франции
В 1558 году при французском дворе Мария вместе со своими советниками и будущим мужем решила не отрекаться от английского престола. В том же году Мария стала женой дофина Франции Франциска, а после брака ей были пожалованы титулы Англии и Ирландии.
Этот поступок возмутил Элизабет и навсегда разрушил их отношения. Но Мария была уверена в своем партнерстве с Францией и в безопасности будущего Шотландии, поскольку была замужем за будущим королем.
В 1559 году король Генрих II скоропостижно скончался, получив ранение на турнире. В июне муж Марии стал королем Франциском II, а она — королевой Франции.
Шотландия была завоевана воинами-протестантами, дворянство поддерживало новую религию, и Мария де Гиз оказалась в сложном положении. Шотландские протестанты обратились за помощью к Елизавете, и она помогла — английские войска вошли в страну. В то время Франция ничем не могла помочь шотландским католикам, в стране назревал конфликт между католиками и гугенотами, и Франциск едва не стал жертвой заговора.
В 1560 году умерла мать Марии, а вместе с ней и последняя надежда католиков в Шотландии. Но проблемы следовали одна за другой. В декабре Франциск II умер после тяжелой болезни. Он всегда был хрупким молодым человеком, и всеми государственными делами обычно занималась его мать, Екатерина Медичи. Смерть мужа заставила 18-летнюю Мэри вернуться на родину в Шотландию. И возвращение было не только приятным….
Личная жизнь
Мэри Стюарт была очень красива. Очаровательная, образованная женщина пользовалась большой популярностью у мужчин. Она была легко очарована наследниками престола и царствующими монархами. Но люди, занимающие такое положение, редко могут рассчитывать на брак по любви. Жизнь монархов всегда была подчинена интересам государства и неотделима от истории страны. Брак монарха всегда многофункционален и рассматривается как договоренность, направленная на укрепление позиций государства.
Когда король Франциск умер, перед молодой вдовой остро встал вопрос о втором браке. Королева Елизавета, решившая расстаться со своим возлюбленным Робертом Дадли, предложила его в качестве потенциального мужа для шотландской королевы. Мария, увидевшая в этом насмешку, была крайне возмущена. Она считала, что любовник ее вечной соперницы недостоин быть королем Шотландии.
Через пять лет правления Марии Стюарт ее двоюродный брат Генри Стюарт, лорд Дарнли, посетил ее страну. Мужчина был красив, невероятно обаятелен и сразу же покорил сердце королевы. Молодая пара вскоре должна была пожениться. Этот союз вызвал большое недовольство среди шотландских протестантов и королевы Елизаветы. Протестантские заговорщики даже пытались организовать восстание. Монархам удалось подавить восстание ценой немалых усилий.
Второй брак Марии Стюарт не был удачным. Дарнли, слабый и робкий человек, явно не выдерживал испытания троном. После рождения наследника Мария стала холодно относиться к мужу, что вызвало недовольство некоторых ее придворных. Разгневанный, Дарнли задумал убить своего верного друга и личного секретаря Дэвида Риццио на глазах у беременной жены.
Тогда Мария пошла на хитрость, публично примирив своего мужа с заговорщиками, что вызвало раскол в их рядах. Когда соперники одерживали верх, королева избавлялась от своих врагов.
В 1567 году королева приобрела фаворита — Джеймса Хепберна, а ее муж был убит на окраине Эдинбурга. Причастность королевы к смерти Дарнли так и не была доказана. В том же году Мария вышла замуж за фаворита и навлекла на себя гнев всего двора.
Протестанты немедленно подняли восстание и заставили Марию отречься от престола в пользу ее сына Якова. Один из протестующих был назначен регентом при молодом короле. Свергнутая королева сумела организовать свой побег. Она была заключена в замок Лохливен. Ходят слухи, что бывшая королева родила здесь близнецов, но о судьбе этих детей ничего не известно. Марии удалось соблазнить стражника, и, тайком выбравшись из замка, она бежала в Англию, рассчитывая на помощь Елизаветы.
Жестокая казнь
Однако переписка оказалась непростой задачей. Письма Марии Стюарт дошли до Елизаветы, которая всегда считала свою кузину врагом и боялась, что та узурпирует власть. Поэтому Елизавета почувствовала облегчение, когда смогла «разобраться в этом деле» — и привлечь к ответственности своего кузена-соперника. Наконец-то появилась возможность покончить со всем этим раз и навсегда! Мария была обвинена в «государственной измене» — хотя, строго говоря, она не была подданной английской королевы и, следовательно, не была нелояльной. Английский суд приговорил свергнутую королеву Шотландии к смерти. Она взошла на эшафот с высоко поднятой головой. После того как палач обезглавил свергнутую королеву, в складках ее платья была найдена собака — единственный верный друг Марии, — которая испуганно трусилась у ног обезглавленной женщины. Женщина, которая потеряла все.
Но даже смерть королевы не помогла Елизавете забыть ее.
Елизавета была вынуждена сделать племянника Марии Джеймса своим наследником, так как своих детей у нее не было. Он получил имя Яков I и стал королем Англии и Шотландии. Он приказал перезахоронить тело своей несчастной матери в Вестминстерском аббатстве — рядом с телом Елизаветы I. Таким образом, две вечные соперницы оказались рядом после ее смерти. И мы приглашаем вас узнать о другой казненной королеве, Марии Антуанетте, а также о судьбе принцессы Маргарет.
14 трагических фактов из жизни самой несчастной королевы в истории: Мария Стюарт
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Жизнь Марии Стюарт была бурной и невероятно драматичной. Неудивительно, что она стала любимой темой кинематографистов и писателей, которые пели ее песни и обливали ее грязью. Будучи католичкой, шотландская королева, выросшая во Франции, столкнулась с волной протестантизма во время своего шестилетнего правления. Ей не везло с мужчинами, и казалось, что судьба всегда была против нее. Вокруг короны также продолжались волнения и раздоры. Поскольку Мария была прямым потомком Генриха VII, она могла претендовать на английский трон от Елизаветы I. Это стало основной проблемой в отношениях между Марией и доброй королевой Бесс, которые стали врагами на всю жизнь.
1. Она стала королевой Шотландии на шестой день после своего рождения.
Портрет Марии Стюарт в молодости, Франсуа Клуэ.
Мэри родилась во дворце Линлитгоу под Эдинбургом. И через шесть дней после своего рождения она унаследовала трон своего отца. К сожалению, Яков V умер от болезни, которая, по мнению некоторых, была вызвана употреблением загрязненной воды. В конечном итоге, молодая королева могла полагаться только на честность своих регентов, в число которых входила ее грозная мать Мария Гиз — француженка, правившая от ее имени до девятнадцати лет.
2. Она была обручена в возрасте пяти лет.
Ее мать обеспечила решения и организовала брак с французским королевским домом, который был частью «старого союза» с Шотландией. Следуя принципу «враг моего врага — мой друг», Франция и Шотландия на протяжении веков создавали союз, основанный на общей ненависти к Англии. Мария де Гиз отправила свою пятилетнюю дочь к французскому двору, где ее встретил ликующий Франциск, которому в то время было всего три года. В течение нескольких лет французский двор был домом Мари, полным интриг, тайн, роскоши и политики.
3. Она была королевой Франции.
Мария написана придворным художником французских королей Франсуа Клуэ.
Ее первым мужем был молодой французский наследник престола Франциск II. Они поженились, когда Марии было пятнадцать лет. Их брак был очень коротким, но и очень счастливым.
После трагической смерти Генриха II на престол взошел молодой Франциск с Марией в качестве королевы. К сожалению, он не процарствовал и двух лет, так как умер от болезни уха. После его смерти французский двор сразу же потерял всякое уважение и интерес к Марии.
Екатерина Медичи, не желая упускать такую возможность, немедленно воспользовалась ситуацией и приняла регентство вместо своего десятилетнего сына Карла. Поэтому Марии не оставалось ничего другого, как вернуться на родину и занять там свой полный пост.
Ужасный конец и ужас без конца
Утром 8 февраля 1587 года 44-летняя Мария Стюарт была вздернута на виселицу в замке Фотерингей.
Казнь была жестокой — палач обезглавил несчастную женщину только с третьего удара, причинив ей страшные страдания. Вряд ли это была воля Елизаветы, скорее нервы палача, если его «клиентом» была королевская особа.
Королева девственниц» не была удовлетворена казнью своей соперницы. Несмотря на успехи в общественных делах, она становилась все более меланхоличной. Ее внешняя красота, когда-то доставлявшая удовольствие окружающим, померкла, и у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. В 1588 году умер хороший друг Елизаветы Роберт Дадли.
Она становилась все более замкнутой и подавленной. Ни мужа, ни детей, ни друзей — таков был итог ее жизни.
Похороненные рядом
В начале 1603 года состояние Елизаветы быстро ухудшилось. Придворные попросили последнего из Тюдоров назвать имя наследника престола.
Елизавета выбрала 36-летнего короля Якова Шотландского, сына казненной Марии Стюарт.
24 марта 1603 года королева-девственница умерла. Она была похоронена в Вестминстерском аббатстве.
Через девять лет после своего восшествия на английский престол, в 1612 году, Яков I приказал перенести ее тело в Вестминстерское аббатство. Мария Стюарт была похоронена в непосредственной близости от Елизаветы Тюдор.