И все это благодаря усилиям знаменитого драматурга. Константин Станиславский защитил свою любимую ученицу от властей и не позволил ей покинуть театр.
У её ног была масса влиятельных поклонников, но став вдовой в 42, она отвергала любые ухаживания. Дворянка Софья Пилявская
И в старости Софья Пилявская удивляла всех своей красотой, добрым поведением, безупречными манерами и обаянием. А в молодые годы лучезарная красавица, лучшая ученица Станиславского и любимая дочь важного партийного функционера свела с ума не одного представителя мужского пола.
Но в ее жизни был только один мужчина, с которым ей посчастливилось прожить 17 лет, полных трогательной нежности и заботы. Она любила его так сильно, что, став вдовой в возрасте 42 лет, отвергла все предложения о замужестве и навсегда отказалась от личной жизни.
Счастливое детство
Отец Софии, Станислав Пилавский, происходил и вырос в польской дворянской семье, но в юном возрасте вступил в марксистскую партию. Он был вынужден уехать из Польши в Россию и поселился в Петербурге со своей молодой женой.
Вскоре после этого за свои политические взгляды он был сослан в Красноярск, где в 1911 году родилась Софья. Революционные события позволили семье Пилявских переехать в Москву. Станислав был близким соратником Ленина, помогал ему готовиться к революции и впоследствии стал председателем Особого совета при Верховном суде СССР.
Софья Пилявская в детстве
Хотя родители Софии вскоре развелись, ее отец всегда присутствовал в жизни девочки и ее старшего брата. Именно он, прежде всего, привил детям ответственное отношение к учебе и уважение к людям. Он также дал своей дочери «зеленый свет», когда она училась в 4 классе средней школы, сказав, что она обязательно станет актрисой.
Зося (так называли девочку родственники), и она действительно была способной и талантливой. Ее первым учителем была Зинаида Соколова, младшая сестра Константина Станиславского. С тех пор сердце Пилявской принадлежало только МХАТу.
Софья Пилявская в молодости.
Перед выходом на сцену ее обыскивали
У Николая были проблемы с сердцем. Первый сердечный приступ случился сразу после ареста отца Софии. Заслуженный большевик Станислав Пилявский, занимавший пост председателя Особого совета при Верховном суде СССР, в 1937 году был объявлен «врагом народа», а Софья — дочерью «врагов народа». Согласно лучшим традициям того времени, Дорохин должен был публично отречься от своей жены. Когда он отказался, они стали уговаривать его сотрудничать и писать жалобы на Софью, и так появился формальный повод для ее ареста. Но Николай был непреклонен. У него не было ни малейшей мысли о предательстве Софии. В своих воспоминаниях, которые Пелявская назвала «грустной книгой», он писал: «Мы узнали, что моего брата уволили, а дочь отца от второго брака исключили из комсомола. Отца обвиняли в сотрудничестве с тремя секретными службами (из-за количества языков?!), газеты без колебаний произносили о нем: «волчьи глаза дикого хищника», «подлый предатель» и т.д. Отношение окружающих к ним было разным: большинство избегало их, некоторые проявляли открытое сочувствие (которых было очень мало), а некоторые просто смотрели на них и поспешно кивали. Фадеев подошел к нам, крепко обнял меня и сказал: «Извините, извините! А сколько пришлось пережить моему мужу из-за того, что я стала дочерью «врага народа»! Свой первый сердечный приступ он перенес в возрасте 33 лет, а последний — в возрасте 48 лет. И где-то между ними — звонок из НКВД. Его принудили к «сотрудничеству».
Официально отец Софии был приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки.
Спустя полвека Пелявская узнала, что произошло на самом деле. Ее отец вместе с другими страдальцами несколько дней скитался по Москве в закрытом вагоне, делая вид, что его отправляют на север. Затем их привели в подвал Лубянки, где пытали Пилявсякого, чтобы уличить его. Он выжил. Затем они застрелили его. Посмертно Станислав Пилявский был реабилитирован.
К чести Константина Сергеевича Станиславского, Софья продолжала работать в своем любимом МХАТе. Он мужественно защищал ее. Актриса вспоминала: «Когда правительство пришло на спектакль, кулисы были заполнены незнакомыми людьми, и «граждане» взялись за руки (без оружия?), прежде чем я вышла на сцену.
Умер за четверть часа до Нового года
Муж Софии умер от сердечного приступа в канун Нового года, за 15 минут до наступления 1954 года. По традиции, пара встретила Новый год в доме Ольги Книппер-Чоховой, вдовы Антона Павловича Чехова. Ольга Леонардовна очень любила Софью, и между ними сложились теплые семейные отношения. Николай заболел на пороге дома вдовы писателя. Его смерть была внезапной. Софья Пилявская стала вдовой в возрасте 42 лет. Смерть мужа, который был для нее самым близким человеком, стала страшным ударом для актрисы, но она переносила ее безропотно, стараясь не показывать своего горя.
В браке с Николаем у нее не было детей. Поэтому он поддержал мать актрисы. Она всячески поддерживала скорбящего отца и мать своего мужа. Родители Миколы рассказывали, что незадолго до Нового 1954 года, который они отмечали в своем загородном доме, в дом забежал их пес Маркис — пес завыл и упал. Они думали, что он умер. Они отнесли собаку в холодный сарай, где Маркиз через некоторое время снова начал выть. А в квартире, где Софья жила с мужем, часы остановились на моменте его смерти — на двенадцати тридцати двух минутах двенадцатого.
В течение следующих сорока шести лет своей жизни она должна была хранить верность Николаю. Конечно, они влюбились в нее, они восхищались ею. Но она не позволяла ни одному мужчине приблизиться к ней. В течение 46 лет она встречала Новый год одна в своей квартире.
А пока.
. Зося решила посвятить себя театру. Окончив школу (что, заметим, далось ей с большим трудом), она отправилась на прослушивание к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре К.С.С. С. Она слышала от нее ужасные слова. Я вынужден вас разочаровать. Вы не сможете найти себя на российской сцене».
Виновником всего этого был сильный польский акцент, с которым говорила Пелявская. Кстати, ее крестили в Польше и, как и подобает католической семье, дали три имени — София Аделаида Антуанетта. Она говорила по-русски только со своими друзьями, а дома — только по-польски. Ее мать всю жизнь думала по-польски, и каждый раз, когда слышала о проблемах дочери, восклицала: «Dezko moya, Matka Boska!». Так что сама девушка ничуть не стыдилась своего акцента. Объявив сестре Станиславского, что она собирается читать басню Крилова «Ворона и лисица», она вышла в центр комнаты и начала: «Воррон где-то бок пуасуау. «
«Суждение» актрисы, естественно, расстроило Соню. Но нужно было знать ее характер, чтобы предположить, что она откажется от своей мечты о сцене. Решительность и упорство были привиты ей еще в детстве. В возрасте трех лет, когда ее мать вышла из комнаты, накрутив волосы дочери в локоны, Соня взяла со стола ножницы и отрезала ненавистные бумажки вместе с волосами. А когда в тринадцать лет она узнала о решении матери перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и играла в летаргический сон, пока не отказалась от этой идеи.
После того как Соня расплакалась, провалив экзамены, она обратилась за помощью к князю Волконскому, известному логопеду. Через год она вновь предстала перед Зинаидой Сергеевной и была принята в студию Художественного театра. Театр, который.
. И стал ее судьбой
Здесь она познакомилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорочиным. Как только он представился Соне, Дорохин останавливал всех, кто проходил мимо, и показывал на нее: «Разрешите представить вам мою жену?
Вскоре они действительно поженились. Некоторое время о браке знала только мама Зоси. Ее отец держал их брак в секрете.
Он никогда не встречался со своим зятем. Узнав о замужестве Зоси, Станислав Станиславович приехал к ней на выходные с женой и дочерью в новую, отдельную квартиру, которую молодожены только что приобрели. К сожалению, в ту субботу Дорохин был на съемках, и встречу перенесли на понедельник.
Однако отец не явился в понедельник. Когда на следующий день Пилявская приехала в его квартиру — после Кремля Станислав Станиславович жил с новой семьей в четырехкомнатной квартире в доме на Эбекманде, — она увидела только запертую дверь кабинета. «Десять лет без права переписки» — таков был официальный ответ властей, истинный смысл которого становится понятен только в наше время.
Полвека спустя Софья Станиславовна узнала о судьбе своего отца: его и других заключенных на несколько дней отвезли в закрытый вагон под Москвой, что создавало впечатление, что их отправляют на север. А затем, после доставки на Лубянку, он был расстрелян без предоставления необходимых доказательств.
Личная жизнь
Актриса была необычайно красива и не соответствовала советским стандартам для женщин, поэтому театр, вероятно, сразу обратил внимание на ее актера Николая Дорохина. Их союз был очень крепким, но не принес им детей, о чем София сожалела до конца своих дней. Мужу актрисы так и не довелось познакомиться со свекром, поскольку семья Пилявских в то время проехала мимо его ареста. В то же время на мужа Софии оказывалось давление со стороны властей с целью заставить его сотрудничать, от чего он всегда отказывался. Из-за сильного давления Николай перенес два сердечных приступа подряд. Второй случай стал для него роковым.
Муж актрисы умер в канун Нового года в 1953 году. С тех пор София проводит новогоднюю ночь в одиночестве, свято храня традицию и память о любимом муже. Она всегда говорила, что нет мужчины достойнее Николая Дорохина, поэтому второй раз замуж не вышла. После скорой смерти мужа, актриса получила еще больше новостей о смерти близких ей людей. Сначала от нее ушла мать, с которой у нее были особенно близкие отношения, а в 1959 году умерла ее близкая подруга, актриса и жена Антона Чехова — Ольга Книппер. София тяжело это воспринимала и всегда чтила память тех, кто умер и оставил ее одну. Ближе к концу жизни она опубликовала свою «Грустную книгу», в которой записала все важные воспоминания о своей жизни. Софья Пилявская умерла 20 января 2000 года в возрасте 89 лет. Она была похоронена на могиле любимого мужа рядом с Ольгой Книппер, Чеховыми, Москвиным и другими добрыми друзьями ее жизни.