Наибольший успех ждал Игоря Ясуловича в детском кино. Актер сыграл Эно в сказке «Мио, мой Мио», Кощея Бессмертного в «Пурпурной пуле» и работника космодрома Электрона Ивановича в «Гостье из будущего».
«Неподходящий», но звездный. Герой нетипичной внешности Игорь Ясулович
Игорь Ясулович родился 24 сентября 1941 года в семье моряка в селе Рейнсфельд Куйбышевской области (ныне село Залесье Самарской области). Мать будущего актера не работала, но заботилась о доме и образовании детей. И она не могла работать, потому что ее муж постоянно переезжал с места на место для несения службы. Благодаря этой кочевой жизни в детстве Игорю Ясуловичу довелось жить в Баку, Очакове, Бухаресте, Москве, Измаиле и Таллине.
Юный Игорь любил играть в войну. Его отец подарил сыну пистолет, из которого можно было стрелять пробками, различные мечи и игровые фигурки. Но мальчики также делали свое собственное оружие из подручных предметов, дерева и веток.
Когда он немного подрос, Ясулович начал заниматься танцами. Когда он учился в седьмом классе, их классы объединили с классами девочек: Советская школа постепенно расставалась с раздельными классами. И школа начала организовывать танцевальные мероприятия. В то время будущий актер жил с родителями в Эстонии, а там можно было танцевать под любую музыку, поэтому Ясулович выучил самбу, мамбо, танго, буги-вуги и даже рок-н-ролл. Мальчикам, однако, разрешили танцевать на «безопасном» расстоянии с девочками. Если пары сходились слишком близко, учитель, наблюдавший за танцем своих подопечных, подходил к ним и просил держаться чуть дальше друг от друга.
Студент Ясулович также принимал участие в работе драматического кружка. Иван Рассомахин, профессиональный актер из Русского драматического театра в Таллинне, взял на себя руководство спектаклем. У него были связи с театром, поэтому он иногда разрешал своим ученикам выступать не только в школе, но и на сцене. Игорь выходил на сцену и падал в обморок от счастья. Тогда он понял, что актерство — это его мечта. Кстати, из этой драматической группы вышли не только Ясулович, но и Лариса Лузина, Владимир Коренев.
Как Гайдай трусы отменил
После школы Ясулович отправился покорять Москву. Он сразу же подал документы в несколько творческих университетов. Трое отвергли его, но ВГИК принял его. Несмотря на то, что Ясулович был принят во ВГИК с первой попытки, некоторые профессора говорили, что его внешность не соответствует советскому кино, он выглядел очень интеллигентно. Но роль актера остается. Одной из первых картин с участием Ясуловича стал фильм «Девять дней одного года», в котором он сыграл роль физика. Снимок картины известного режиссера и руководителя курса, на котором учился Ясулович, Михаила Ромма. Молодой художник работал в одной области с маститыми профессионалами, которые помогали и поддерживали его. Более того, Ясулович был очень польщен тем, что Ромм пригласил на съемки фильма только его из своей студии. С этого момента Ясуловича стали приглашать на съемки снова и снова, и хотя роли часто были небольшими, они запоминались зрителям, и он быстро стал известен на улице.
Когда Леонид Гайдай предложил Ясуловичу сыграть роль инженера Щукина, женатого на модельере Эллочке Людоедке, в фильме «12 стульев», тот согласился не раздумывая. Актера не смутила сцена, в которой он должен был появиться почти голым на подиуме перед всей съемочной группой, ведь Гайдай в самом начале обещал, что Щукин выйдет на подиум в мыле, но в мясных штанах. Однако во время спектакля режиссер решил, что это будет выглядеть неправдоподобно: Брюки все равно были бы видны, да и откуда у Щукина, принимающего душ, брюки, особенно мясистые? Ясуловичу пришлось довольствоваться «обнаженкой». Кстати, ему даже понравились съемки этой сцены. Съемки проходили летом на «Мосфильме». Снаружи и внутри было очень жарко. Ясулович спокойно и без одежды стоял перед камерой, пока режиссер и остальная команда потели.
Долгий творческий путь
Игорь Ясулович начал свою карьеру как актер в театральном кружке в школе, а затем учился во ВГИКе на факультете Михаила Рома, сначала на актерском, а затем на режиссерском факультете. Ромм пригласил его сыграть небольшую роль в фильме «Девять дней одного года». Будучи студентом, Игорь смотрел на звезды, с которыми ему посчастливилось играть. Он всегда помнил, что действительно великие люди в повседневной жизни были очень просты и открыты и просили обращаться к ним по имени: «Кеша, скажи мне, пожалуйста», «Алеша, ты видел».
Сейчас он преподает в своей мастерской в ГИТИСе и ведет актерскую мастерскую во ВГИКе. Его мужественная гражданская позиция вызывает большое уважение: он неоднократно участвовал в митингах в защиту прав человека, оппозиционной и антивоенной борьбе, занимался благотворительностью. А его безупречно счастливая личная жизнь вызывает восхищение и зависть. Он и его жена вместе уже более полувека и до сих пор не могут насытиться друг другом. «Самая главная женщина в жизни — это моя избранница, моя муза, моя жена Наталья».
Прости, Сева!
Игорь и Наташа познакомились через своего друга, актера Всеволода Абдулова. Он пригласил их на ужин. Игорь приехал вовремя, Наташа тоже, а Всеволод опоздал. А оказалось, что Игорь курил возле ресторана и наблюдал, как красивая блондинка беззаботно ест мороженое. Чем больше актер смотрел на Наталью, тем больше она ему нравилась. Он уже пожалел, что встречался с партнершей Абдулова — эта девушка была лучше всех партнеров на свете. «Извини, Шева, — подумал про себя Ясулович и подошел к блондинке, — у меня есть лишний билет до «Современника», не хочешь поехать?».
Девушка откусила кусочек мороженого и кивнула: «Пойдем. Игорь стал лихорадочно искать, где можно достать билеты. К счастью, в этот момент появился Абдулов. Он увидел, как Игорь и Наташа, которых он собирался представить, мурлыкают, и спросил: «А как давно вы знакомы? Ясулович посмотрел на часы: — Не более семи минут. Но за это время я уже создал свою собственную жизнь.
Абдулов пожал ему руку и ушел, а Игорь с Наташей пошли гулять. Больше они никогда не расставались. Вскоре они стали жить вместе в доме бабушки и дедушки Наташи, и однажды утром они проснулись и пошли в ЗАГС.
Детство и юношеские годы
Игорь Николаевич родился в селе Рейнсфельд (ныне Залесье), которое было основано немецкими переселенцами в Куйбышевской (Самарской) области. Предки будущего актера были белорусами, отец прошел войну в звании капитана первого ранга, мать занималась воспитанием Игоря и его старшего брата Бориса.
Его отцу приходилось часто менять место жительства, поэтому семья постоянно переезжала из одного гарнизона в другой. В молодые годы Игорь успел побывать в Баку, Одессе, Измаиле, Москве и даже в Бухаресте, столице Румынии. В конце концов, семья поселилась в Таллинне. Местные жители не очень хорошо относились к русским солдатам и их семьям, в разговорах вызывающе говорили по-эстонски, а соседские дети дрались и обзывали их.
До седьмого класса он учился в школе для мальчиков, которая позже была объединена со средней школой для девочек. Ясулович с ностальгией вспоминает то время, когда мальчик бегал по ночам по школе для девочек и танцевал рок-н-ролл и буги-вуги под взглядами строгих учителей.
В подростковом возрасте Игорь присоединился к театральной группе под руководством Ивана Рошомахина, ведущего актера местного театра. Благодаря ему молодые актеры не только получили возможность часто посещать русский театр, но и представлять свои любительские пьесы на профессиональной сцене. Из этого круга вышли такие известные актеры, как Владимир Коренев и Виталий Коняев.
Вопреки желанию отца, Игорь Ясулович стал «актером».
Мой отец отчаянно хотел, чтобы его сыновья пошли по его стопам и стали моряками. Борис не разочаровал его, но Игорь выбрал актерскую карьеру, потому что не чувствовал себя уверенно в точных науках. Окончив школу, он уехал в Москву и поступил на актерский факультет ВГИКа, в класс легендарного Михаила Рома. Двенадцать лет спустя он снова стал учеником великого мастера, на этот раз решив освоить азы режиссерской профессии.
Актерская карьера
Хотя в студенческие годы профессора призывали молодого актера забыть о своей внешности для фильмов, Ромм всегда вставал на его сторону, говоря: «Не волнуйтесь, интеллектуалы тоже нужны в кино. Ясулович также сыграл свою первую кинороль в фильме Ромма — роль молодого физика в драме «Девять дней одного года». Хотя кинематограф того времени культивировал героев разного рода, кинокарьера Ясуловича с этого момента практически не прерывалась.
Кинодебют Игоря Ясуловича («Девять дней одного года», 1961).
Благодаря умной игре Игоря он органично смотрелся в «12 стульях» с Андреем Мироновым (жена Эллочки Людоедки, инженер Щукин), комедии «На улице ночной стол занят… (владелец велосипеда из рассказа «Дневной грабеж»), сатирический фильм Леонида Гайдая «Не может быть!». (Лелик и свадебный гость), знаменитый приключенческий фильм «Гардемарины, вперед!» с Жигуновым и Харатьяном (роль Корна).
И это лишь некоторые моменты из его обширной фильмографии. В послужном списке актера около двухсот ярких разноплановых работ в фильмах и сериалах, многие из которых занимают достойное место в золотом фонде советского и российского кино.
Игорь Ясулович и Андрей Миронов в комедии «Двенадцать стульев».
Актер обладает уникальным тембром голоса, поэтому его часто приглашают для озвучивания художественных, анимационных и документальных фильмов. Список персонажей, которым он подарил свой голос, едва ли короче, чем число героев, которых он сыграл.
В то же время он не забывает и о театре, которому посвятил значительную часть своей творческой биографии. В течение тридцати лет Игорь Николаевич был актером Московского театра-студии, где сыграл десятки запоминающихся ролей. В 1993 году Ясулович перешел в Московский молодежный театр дружбы народов, который подарил ему еще двадцать лет жизни.
Деятельность Игоря Николаевича не ограничивается творческими работами. Актер занимает активную гражданскую позицию и часто участвует в общественных, политических и правозащитных кампаниях. В 2011 году, например, он был среди десятков тысяч москвичей, протестовавших на Болотной площади против фальсификации результатов выборов.