Десять лет «Современника» не прошли даром — Райкин получил признание, сформировал свою собственную роль и все меньше зависел от отца. Они говорили о нем как об особенном актере, чей актерский стиль был признан и любим зрителями.
Константин Райкин
Константин Райкин — российский актер театра и кино, директор Московского театра «Сатирикон» и основатель Высшей школы сценических искусств. Представитель актерской династии, он добился успеха буквально вопреки славе своего отца. Его однокурсники по театральной школе называли его «несчастным сыном гениальных родителей». Но благодаря своему упорству и трудолюбию он сумел стать самостоятельным творческим существом.
Константин Аркадьевич родился в Ленинграде в семье актера Аркадия Райкина и его жены Руфи Иоффе, которая также была актрисой. У Кости есть старшая сестра Екатерина. Семья Райкиных была дружной, и дети росли в атмосфере любви и заботы, даже если отец бывал рядом не так часто: Аркадий Исаакович много времени проводил на гастролях.
Константин всегда был артистическим человеком, но достиг значительных успехов в точных науках. Благодаря этому мальчик был принят в физико-математическую школу-интернат при Ленинградском государственном университете. Рыкин был энтузиастом-биологом и всегда занимал первые места на соревнованиях. Но после школы молодой человек решил стать актером и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина.
Фильмы
Кинобиография актера началась, когда он еще учился в школе. Райкин дебютировал в кино в возрасте 19 лет. Молодой актер сыграл непослушного старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…». Затем он снялся в детских фильмах «Клоун» и «Малыш и Карлсон живут на крыше», а также в военной драме о моряках-подводниках «Командир счастливой «Щуки».
Райкин приобрел большую популярность после экранизации комедии Шекспира «Много шума из ничего», за которой последовала еще одна важная роль — татарина Каюна в романе «Друг среди чужих, чужой среди своих». Отдельно стоит отметить, что Константин, один из немногих главных героев фильма, выполнял все трюки один, без помощи каскадеров и ассистентов. Он также полностью обрил голову по просьбе режиссера, и в театре в то время он появлялся в парике.
Однако наибольший успех пришел к Райкину в 1976 году с двухсерийной комедией «Труффальдино из Бергамо». В этой роли актер был принят не сразу: Он играл Бориса Смолкина, а Наталья Гударева, его партнерша, изначально была против выдвижения Константина. Позже она изменила свое мнение об актере. Интересно, что артист пел там не сам, а его поддерживал Михаил Боярский. Но невероятные танцевальные движения самого актера.
Райкин доказал всем, что его комедийный талант неоспорим, и неожиданно переключился на драматические роли. В экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или может быть, все будет хорошо» актер сыграл двух персонажей — ученого и его тень, а в драме «Русский регтайм» он сыграл бандита Махмуда.
В 2002 году Константин Райкин отважился на важную роль, сыграв знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро» по романам Агаты Кристи. Актер воплотил образ детектива с подвижной психикой, эмоционального и душевного, в то время как известный исполнитель этой роли, Давид Суше, предстал на экране в образе спокойного и дотошного сыщика.
Фильмография его творческой деятельности практически закончилась этим криминальным сериалом. С 2006 года он снимает документальные фильмы об известных личностях.
Семья и дети Константина Райкина
За свою жизнь актер был женат три раза. Подробности его личной жизни описаны в следующих разделах.
Первая жена
Первый раз актер женился на Елене Курициной, тогда студентке театральной студии Табакова. Их брак продлился три года, пережил кризисы, но закончился разводом. У супругов не было детей.
Вторая жена
В 1979 году, во время первого брака, Константин познакомился с девушкой по имени Алагез Салахова. В конце концов, они уже встречались — Алагез была его первой любовью, а ее бабушка и Аркадий Райкин жили по соседству. К этому времени у Алагеса тоже была семья, но юношеские чувства вновь вспыхнули. Они решили объявить свои отношения официальными, но и это довольно быстро закончилось разводом.
Жена Константина Райкина – Елена Бутенко
В 1980-х годах Константин Аркадьевич познакомился с актрисой Еленой Бутенко в театре «Сатрикон». Вместе с ней он стал счастливым — брак оказался стабильным, пара до сих пор живет вместе и поддерживает хорошие отношения.
Третья жена Елена Бутенко
Дочь Константина Райкина – Полина
Первая и единственная дочь Константина, Полина, родилась только в его третьем браке с Еленой Бутенко. Она родилась в 1988 году, через год после смерти своего знаменитого деда Аркадия Райкина. Девушка решила продолжить династию претендентов. Она окончила Театральное училище имени Жукиной. Она выступает в театре Станиславского и в «Сатириконе».
Полина Райкина также решила заняться актерской карьерой
Фильмы с участием Константина Райкина
Райкин снимался не только в спектаклях, но и в кино. Среди них роли в таких фильмах, как:
- «Это сладкое слово – свобода!» (1972), в роли Морана Суареса.
- «Командир счастливой Щуки» (1972), Булкин.
- «Много шума из ничего» (1973) исполнил главную роль Бенедикта.
- «Труффальдино из Бергамо» (1976), слуга.
- «Олимпийский характер» (1979), анимационный.
- «Мы не увидимся с тобой» (1981), Гурской.
- «Мир дому твоему» (1987), в главной роли шпиона.
- «Тень» (1991), ученый.
- «Кот в сапогах» (1995), анимационный.
- «Неудача Пуаро» (2002), сыграл главную роль Пуаро.
- «Косметика врага» (2008), Текстор.
- «Не все коту масленица» (2012), исполнил главную роль купца Ахова.
Театр
Константин окончил Щукинское училище в 1971 году и сразу же перестал быть безработным актером. Галина Волчек, директор театра «Современник», пригласила его стать одним из актеров ее ансамбля. Константину было трудно, потому что его отец был настоящей знаменитостью. Конечно, все их сравнивали.
Новая страница в творческой биографии Константина Райкина связана с работой в «Современнике», которая помогла начинающему художнику выйти из тени отца и показать свой талант во всей красе. Спектакли с его участием пользовались особой популярностью:
- «Балалайкин и Ко»,
- «Валентин и Валентина»,
- «Двенадцатая ночь».
Десятилетие работы в этом театре принесло Константину признание. Здесь он смог сформировать свою личность и показать себя в другом амплуа, нежели Аркадий Райкин. Константин вскоре прославился как актер с характерным и узнаваемым стилем.
«Сатирикон»
Несмотря на благодарность Галине Волчек, молодой актер хотел развиваться дальше и в 1981 году решил перейти в Театр эстрадных миниатюр в Ленинграде. Так он начал работать под руководством Аркадия Райкина. Через год театр покинул Ленинград и переехал в Москву, где стал называться Государственным театром миниатюр.
Спустя некоторое время, в 1987 году, он получил более запоминающееся название и стал Московским театром «Сатирикон». Константин выполнял этот этап своей работы в сотрудничестве со своим отцом. Его Величество Театр» (1981) и «Мир да пребудет с тобой» (1984).
В то же время Константин работал над собственной постановкой, которую он представил в 1985 году под названием «Давай, артист! После постановки Райкин стал заслуженным артистом РСФСР.
После смерти отца Константин официально взял на себя руководство театром «Сатирикон».
Сын и отец много работали вместе и уже наметили курс на дальнейшее развитие театра. Константин много работал над обновлением программы и искал интересные и выразительные постановки. Эти усилия окупились, и вскоре Сатирикон обрел новый облик.
В 1988 году на сцене появилась пьеса «Слуги» Жан-Жака Жане. Роман Виктюк взял на себя руководство. Спектакль имел небывалый успех и разрушил образ театра как сцены для исключительного артиста.
Руководство «Сатириконом»
Райкин-младший был режиссером одних спектаклей, а в других выступал в качестве актера. В 1995 году он получил национальную театральную премию «Золотая маска» за роль Грегора Замзы в пьесе Ф. Кафки «Метаморфозы».
Его участие в одноактной пьесе «Контрабас» по пьесе Питера Зюскинда принесло ему еще одну премию «Золотая маска». Это был не последний раз. В 2008 году Рыкин стал третьим лауреатом «Маски» за роль в драме «Король Лир». Несмотря на свою актерскую карьеру, Константин также является ярким примером своего режиссерского ремесла.
Его пьесы быстро завоевывают расположение зрителей:
- «Маугли» (1990),
- «Такие свободные бабочки» (1993),
- «Ромео и Джульетта» (1995),
- «Квартет» (1999).
Они впечатляют глубиной проработки характеров, оригинальной сценической подачей и зрелищностью.
Преподавательская деятельность
С 2001 года Райкин преподает в Школе-студии МХАТ по собственному курсу. Спустя 11 лет, в 2012 году, он стал идейным вдохновителем и основателем школы, которую назвал «Высшая школа сценического искусства». Существует несколько направлений, и помимо актерского мастерства студенты также изучают театральный менеджмент, дизайн сцены и спектаклей и т.д.
В 2001 году Рыкин считал себя достаточно опытным, чтобы учить будущих актеров