Третьей женой Валентина Смирницкого была искусствовед Елена Шапорина, с которой актер некоторое время воспитывал их дочь Марфу. Но и в этом браке что-то не заладилось. Забрав с собой личные вещи, новоиспеченный холостяк оставил свою квартиру бывшей жене и переехал в пансионат.
Валентин Смирнитский
Валентин Смирновицкий — советский и российский актер театра и кино. В молодости Смирницкий был дебоширом и буяном, но впоследствии поступил в ближайший университет, в школу Жукиных, и стал одним из самых популярных актеров 1970-х и 1980-х годов.
Валентин Смирнитский родился 10 июня 1944 года. Семья будущего актера жила на Арбате, в коммунальной квартире «генеральского дома». Его отец Георгий Иванович был сценаристом документальных фильмов, а мать Елена Сергеевна работала в кинопрокате.
В общей квартире Смирницких было две комнаты: в одной жили родители с младшей дочерью Машей, в другой — родители матери с Валей. Несмотря на опеку бабушки и дедушки, Валентин большую часть времени проводил на улице. Воспитание с улицы не сразу сказалось на поведении и оценках мальчика, и в 9 классе его исключили из школы за драку с одноклассником. Мальчик посещал вечернюю школу, где открыл в себе актерский талант.
Молодой человек поступил в училище имени Бориса Щукина, которое успешно окончил в 1965 году. В то время учеба буквально спасла его от депрессии, потому что он не мог находиться дома: его отец был поражен тяжелой болезнью. Как говорит сам Смирницкий, он «робко ушел из дома» и погрузился в суматошную студенческую жизнь.
Он учился в классе Веры Львовой вместе с Андреем Мироновым, Никитой Михалковым, Валентиной Малявиной, Анастасией и Марианной Вертинскими и другими будущими звездами советского театра и кино.
Всех оценивали по фильму, в котором снялся Валентин. Это случилось на четвертом году его обучения. Короткометражный фильм «Двое», рассказывающий историю любви музыканта и глухонемой девушки в исполнении Виктории Федоровой, получил приз на Московском кинофестивале. Смирновский был приглашен сразу в четыре театра: один в Ленинграде и три в Москве. Он выбрал фильм «Ленком» режиссера Анатолия Эфроса.
Театр
В Ленкоме Смирницкий был одним из самых востребованных актеров труппы, играя роли в спектаклях «Чайка», «Три сестры», «Отелло», «Ромео и Джульетта» и «Свадьба». В 1967 году Валентин Георгиевич перешел в Театр на Малой Бронной, где работал до 1999 года по приглашению уволенного Эфроса.
Следующим этапом был театр «Луна». Здесь Смирницкий выступал до 2004 года, когда решил посвятить себя актерской деятельности.
В молодости и зрелом возрасте Валентин Георгиевич был не только востребованным, но и очень известным актером. Его знали на улице (а когда фильмы с ним выходили в кинотеатрах, Смирницкого знали не только в столице и в городах, где он гастролировал, но и во всей стране), его сравнивали с другими актерами. В то время говорили, например, что «молодой Андрей Миронов похож на талантливого Валентина Смирницкого».
Он играл главные роли в лучших театральных постановках, таких как «Дон Жуан», «Путешествие дилетантов», «Ночная нежность», «Безымянная звезда» и других.
Театр
Молодой актер быстро добился известности в Ленкоме. В «Чайке» он взял на себя роль Треплева и сыграл ее так, что зрители и театральные критики сразу же признали, насколько велик его талант. Затем последовали роли в «Трех сестрах», «Женитьбе», в пьесе «Ромео и Джульетта», «Отелло». В 1967 году Эфрос Смирницкий предложил ему перейти в Театр на Малой Бронной, где актер работал до 1999 года. Затем он нашел работу в театре «Луна», где выступал на сцене в течение 5 лет. С 2004 года Смирницкий решил заниматься только актерским бизнесом.
В молодости и в зрелые годы Валентин пользовался большой популярностью. По сравнению с другими художниками, его узнавали на улицах всех советских городов. Так, многие находили, что работы молодого Андрея Миронова очень похожи на картины талантливого Валентина Смирницкого. Надо сказать, что между этими актерами было явное внешнее сходство.
Даже на восьмом десятке лет жизни Смирницкий сохранял невероятное обаяние и внушительность. И в молодости он обладал в целом тонкой, красивой, аристократической внешностью, унаследованной от аристократии. Актер сыграл множество главных ролей в лучших постановках — в «Дон Жуане», в «Путешествии дилетантов», в «Ночь нежна», в «Безымянной звезде».
Могут быть знакомы
В фильмографии Валентина Смирницкого более сорока ролей, половину из которых он сыграл в художественных фильмах. Он дублировал иностранные фильмы и мультфильмы. Самым значимым фильмом, который особенно ярко обозначил кинокарьеру Смирницкого, является фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1977). Идея пригласить Валентина на роль Портоса впервые возникла у режиссера Юнгвальд-Хилькевичу. Смирницкий даже не предполагал, что ему поручили такую роль — он не подходил на эту роль. Ему было 33 года, он был высоким, крепким и не страдал избыточным весом. Накладки и соответствующий грим сделали свое дело, зрители предстали перед толстым Портосом.
Четыре «телохранителя» подружились друг с другом. Актеры Смирницкий, Смехов, Боярский и Старыгин получили массу положительных эмоций, играя рыцарей меча и шпаги. Не было недостатка в комических моментах — Валентин неоднократно падал с коня, Михаил Боярский однажды ударом шпаги выбил зуб, а затем сломал руку. Но в целом атмосфера была замечательной, фанатки постоянно толпились вокруг площадки, что добавляло напряжения и острых ощущений. Фильм был принят очень хорошо, и кинематографисты соревновались друг с другом, чтобы пригласить Смирницкого в свои фильмы.
Студенчество и театр
Несмотря на оценки «С» и большой конкурс, ему удалось сразу же стать студентом престижного столичного университета. У него учились Владимир Долинский, Валентина Малявина, сестры Марианна и Анастасия Вертинские, Инна Гулая и другие известные советские актеры.
Смирновицкий много времени проводил в стенах колледжа, хотя не доставал звезд с неба и не занимался учебой с особым рвением. В это время его отец заболел, и у него диагностировали неоперированную саркому головного мозга. Жоржа Ивановича оставили сильные боли, а обстановка дома была угнетающей. Смирницкий позже признался, что уклонялся от встреч с больным отцом и теперь сожалеет об этом.
Тогда была насыщенная студенческая жизнь, и у Валентина была девушка Людмила Паскова, которая вскоре стала его женой. Ее отец, Анатолий Колеватов, работал режиссером в Ленкоме, поэтому неудивительно, что Смирницкая вошла в труппу этого театра в 1965 году после получения диплома. Он дебютировал в Ленкоме в роли Треплева в чеховской «Чайке», играл Андрея Прозорова в «Трех сестрах», Кассия в «Отелло» и Меркуцио в «Ромео и Джульетте».
В 1967 году «Ленком» покинул художественный руководитель Анатолий Эфрос. Десять актеров-единомышленников, в том числе и Валентин, встретились с ним в театре на Малой Бронной. Эфрос ценил актерский талант Смирновского, но не терпел его пьяных отлучек. Поэтому в 1985 году актера уволили, и с 1989 по 1999 год он работал в театре «Детектив» у Василия Ливанова, затем перешел в Театр лунного света Сергея Проханова.
Там он в течение пяти лет выступал на сцене в пьесах «Ночная нежность» и «Путешествие дилетантов». В 2004 году у Смирновицкого возникли личные разногласия с руководством театра, и он ушел в свободное плавание, предпочитая с тех пор выступать в театральных постановках. Но наибольшую славу ему принесли роли в кино, которым актер посвятил пятьдесят лет своей жизни.
Карьера в кинематографе
Съемки Валентина начались на третьем курсе «Щуки». Для студентов со стипендией в двадцать два рубля участие в «групповых занятиях» и «массовках» было существенным материальным подспорьем. Например, Смирницкий появился в фильме «Я шагаю по Москве» в роли молодого офицера, покупающего пластинки. Хотя его имени не было даже в титрах, у него была возможность поработать с Георгием Данелия и сняться в картине с Никитой Михалковым и очаровательной Галиной Польских.
Валентин Смирнитский в фильме «Я шагаю по Москве» (крайний слева).
В 1965 году вышла лирическая короткометражка «Двое» — трогательная история любви глухонемой девушки и музыканта. Работа начинающего режиссера Михаила Богина была высоко оценена на Московском международном кинофестивале и получила престижную премию Международной федерации кинематографистов. Перспективный актер Смирницкий был лично представлен Софи Лорен и получил разрешение поцеловать ее руку.
Валентин Смирнитский и Наталья Кустинская во время съемок фильма «Королевская регата».
С тех пор кинокарьера нашего героя стремительно набирает обороты. Его фильмы выходили один за другим. С 1965 по 1975 год актер снялся в десятке фильмов, но самым известным из них остается культовый приключенческий фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1975), в котором Смирницкий сыграл обаятельного толстяка и весельчака Портоса.
На съемках культового фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича изначально привлекало не внешнее сходство актера с персонажем, а его темперамент и безрассудство, поэтому гримерам и художникам по костюмам пришлось немало потрудиться, чтобы превратить худощавого Валентина в прожорливого Портоса.
М. Боярский, В. Смехов, В. Смирницкий, И. Старыгин — Песнь мушкетеров (1994)
Работая над картиной, Смирницкий научился стрелять, фехтовать, ездить верхом, а умение пить и веселиться не занимало ни его, ни его товарищей-телохранителей. Из всей их героической компании Валентин не был знаком только с Михаилом Боярским, но актер очень быстро восполнил этот пробел, знаменито забив на первый съемочный день, и с тех пор стал неразлучным другом.
Смирницкому пришлось прервать зарубежную командировку, чтобы принять участие в «Телохранителях», но он никогда не жалел об этом, потому что фильм сделал его настоящей звездой. Прошло почти полвека с момента выхода фильма, но он по-прежнему любим миллионами зрителей. Чего нельзя сказать о следующих частях эпического фильма: «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) и последняя часть — «Возвращение мушкетеров или сокровища кардинала Мазарина» (2007). Пожилые актеры изначально были против того, чтобы сниматься в продолжении «Мушкетеров», но в 1990-е годы дела шли туго, поэтому их пришлось заманивать внушительным гонораром.