Бывший Первый секретарь ЦК КПСС умер от сердечного приступа в 1971 году, 11 сентября 1971 года, в возрасте 77 лет. Для Нины Петровны смерть любимого мужа стала сильнейшим потрясением, которое она долго не могла пережить и принять.
Эталон стиля и «колхозница из СССР»: почему внешний вид жены Хрущева вызвал осуждение после встречи с Кеннеди
Нина Кухарчук была первой кремлевской женщиной, которая сопровождала своего мужа в зарубежных поездках. Западная пресса высмеивала ее за одежду и называла ее халатом. Жена Хрущева — лучший пример поговорки «не стоит судить о книге по обложке».
В 1959 году Никита Хрущев встретился в Америке с президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Жены также присутствовали.
В 1961 году глава Советского Союза провел переговоры с Джоном Ф. Кеннеди в Вене. Если первая встреча не вызвала особого интереса у современных модниц, то вторая вызвала дискуссию, которая продолжается и по сей день. Дело в том, что нельзя перестать сравнивать Джеки Кеннеди и Нину Кучук-Хрущеву. Американскую первую леди называют иконой стиля, в то время как о второй говорят только в негативном контексте: ‘бабушка, только что вышедшая из кухни жарить котлеты’, ‘русская мать’, ‘крестьянин на пенсии’. Один журналист даже презрительно сказал:
Хрущева выглядит так, как будто сам Никита Сергеевич надел юбку.
Исходные данные
Неправильно сравнивать этих двух женщин по нескольким причинам. Во-первых, разница в возрасте между ними на момент съемки совместного фото составляла 29 лет. Во-вторых, Джеки выросла в семье миллионера, максимально использовала свое детство и училась в государственной школе, а Нина Кучарчук выросла в крестьянской семье и всего в жизни добилась сама. Она также пережила две войны, много работала на заводе, преодолела брюшной тиф и воспитала пятерых детей (троих своих и двоих от первого брака Никиты Хрущева).
Провожают по уму
Нина Хрущева произвела хорошее впечатление на Джеки Кеннеди. Жена американского резидента говорила о ней как об уверенной в себе женщине. О том, что жена Хрущева была не так проста, свидетельствуют несколько фактов. Она свободно говорила на русском, украинском, польском и французском языках, а также на английском, что удивило Дуайта Эйзенхауэра. Дэвид Рокфеллер, пообщавшись с Ниной Кухарчук, отметил, что она обладает прекрасными экономическими навыками и уж точно не нуждается в лести.
Сам Хрущев всегда обсуждал с Ниной деловые вопросы и прислушивался к ее советам. Все знали: хочешь повлиять на Хрущева — иди к Кухарчук, но будь готов привести ей такие аргументы, которые ее убедят, что было крайне сложно, потому что она знала и политику, и экономику.
Манеры Нины Петровны были общительными, она легко и непринужденно вела любой разговор.
Стиль Нины Петровны тоже был не так прост. Она всегда одевалась просто, элегантно и классически. В ее образе не было лишних украшений, все было естественным, даже цвет волос. Особенностью одежды Кучарчука была ее идеальная посадка. Следящий за модой глаз Джеки сразу же распознал, что ткань «простого костюма» была чрезвычайно дорогой, дороже, чем у самой Кеннеди.
Нина и Жаклин
Поскольку годы «карьеры» Хрущевой в качестве первой леди совпадают с годами аналогичной карьеры Жаклин Кеннеди, их невольно сравнивают. И часто не в пользу Нины Петровны. Миссис Кеннеди стройнее и более элегантно одета и ухожена. Это правда. Но можно сравнить их и по-другому, и «госпожа Хрущева» победит.
Жаклин постоянно ригидна, она кажется неуверенной, замкнутой и напряженной. Нина Петровна, напротив, кажется, держит ситуацию под контролем, чувствует себя непринужденно, может свободно двигаться и свободно реагировать на собеседников — и при этом ее нельзя назвать грубой, бестактной или невнимательной. Напротив, «госпожа Хрущева» удивила американцев своими прекрасными манерами и умением вести светскую беседу. Это была уверенность, которая не нуждалась в защитном покрытии, которое было почти на всех костюмах миссис Кеннеди. И у этой уверенности действительно была основа — нет, не бомба, которой Хрущев угрожал Соединенным Штатам.
«Эта девочка должна учиться»
Нина родилась в семье крестьянина Петра Кучарчука в 1900 году, в не самое лучшее для российского крестьянства время. Чтобы выжить, Кухарчуки не только вели свое небольшое хозяйство, но и работали на хозяина. За день работы в хозяйском огороде женщина получала 10 девушек, мужчина в поле — 20 девушек. В 1905 году цены резко выросли, но зарплаты фермеров не выросли, поэтому прожить на такую сумму было невозможно.
Дореволюционная Россия. Дробление зерна с помощью ручных цепей. 1900-е годы.
Когда родители были в поле или на работе, дети ухаживали за домашним скотом, птицей и садом. Нина никогда не отходила от своей работы. Она собирала крапиву для цыплят и резала ее огромным ножом, от неудачного движения которого на руке остался шрам. В положенном возрасте она пошла в сельскую школу. Все там казалось интересным, забавным, любопытным; она поглощала знания, как конфеты, раскалывала проблемы, как орешки.
После третьего класса образование деревенской девочки закончилось. Но учитель обратился к родителям: делайте что хотите, но эта девочка должна учиться! Ее отец колебался, но что, если она станет девушкой в этом мире? Время молодое. Двенадцатилетнюю Нину отвезли к дяде в Люблин и зачислили в четырехлетнюю среднюю школу. Нина не успела окончить и двух классов, как началась война. В то время она еще называлась «Вторая мировая война» без номера. Австрийская армия вторглась на окраины Российской империи. Многие поспешили уехать, в том числе и Кучарчуки. Отец Нины уже ушел на службу. Семья встретила его случайно во время одной из пересадок. Он устроил Нину поваром во вспомогательное подразделение. Дети помогали своей матери, которая ехала с конвоем. Серьезная девушка Нина развлекала командира подразделения. Нет, этой девочке определенно нужно хорошее образование, отметил он и отправил ее с письмом к епископу Евгению в Киев.
Так Нина поступила в Мариинское женское училище, куда крестьянских девушек никогда не принимали. Но кто будет спрашивать, откуда взялась девочка, если епископ лично зачислил ее на службу? После окончания восьмого класса Нина осталась здесь работать — секретарем. Так было до тех пор, пока в 1920 году в Киеве окончательно не установился советский режим.
Скромная героиня борьбы за женские права
Собрание крестьян в деревне Мальчивы перед вступлением в колхоз. Украинская ССР.
Нина горела во имя революции, будущего, братства и сестринства. Она вступила в партию, и партия сразу же дала ей задание: отправила на польский фронт. Нина Кучарчук должна была вести агитацию в украинских селах. Не стоит путать легкие деньги сегодняшнего дня с пропагандой и беспорядками времен гражданской войны. Боевиков арестовывали, избивали, иногда пытали, насиловали и убивали. Власти пытались вооружить бунтовщиков, но наганов на всех не хватало. Тренированность Нины, ее способность находить язык с простыми крестьянками и острый ум вскоре были замечены, и было решено использовать ее для чего-то лучшего, чем посылать на смертельно опасные задания. Кухарчук была назначена заведующей женским отделом Центрального комитета Коммунистической партии Западной Украины. На этой должности ей приходилось отстаивать права женщин, объяснять открывающиеся перед ними возможности, защищать их законы и бороться за образование, санитарно-гигиенические нормы и славу будущего. Ей также приходилось направлять простых бойцов и объяснять им, как работать с сельскими женщинами.
Эта позиция была наименее безопасной среди предыдущих позиций. Женские секции были очень недовольны своими мужьями и свекрами, а сотрудники и особенно сотрудницы подвергались угрозам и иногда мучениям: «Женские секции были очень недовольны своими мужьями и свекрами, а сотрудники и особенно сотрудницы подвергались угрозам и иногда мучениям. Но и здесь Кухарчук был избавлен от несчастья. Советским властям отчаянно не хватало квалифицированных кадров, и деревенская девушка, окончившая школу, быстро сделала себе карьеру. Ее направили в Москву на шестимесячные курсы, а затем перевели преподавателем в партийную школу в Донецкой области. Казалось, здесь она наконец-то будет в безопасности — но Нина заразилась тифом и чудом выжила. Она едва стояла на ногах — когда ее отправили в другое место, также для преподавания.
Да, эта женщина привыкла смотреть в глаза не только иностранным президентам и министрам, но и реальным, повседневным опасностям. Почему она не позволяет себе появляться на публике без прически и макияжа? Чувствуете ли вы напряжение и тревогу? Она была одной из немногих, кто общался с родственниками угнетенных во время репрессий, и никто не осмелился сделать ей замечание.
Никита Хрущев и Нина Кухарчук: история любви
Никита Сергеевич был старше Нины на шесть лет и до их судьбоносной встречи дважды был женат. Его первую жену звали Ефросинья Писарева, и они прожили вместе около шести лет. Его любовница родила ему дочь Юлию и сына Леонида, но в 1920 году молодая женщина умерла от брюшного тифа. Вторую любимую девушку будущего главы государства звали Маруся. Неизвестно, был ли это официальный или гражданский брак, но они прожили вместе около двух лет. Наследников от этого союза не было. Жена была матерью-одиночкой, Хрущев по-доброму относился к ее ребенку и продолжал помогать им даже после того, как они разошлись.
Когда он познакомился с Ниной Петровной, дети ее будущего мужа от первого брака жили с бабушкой и дедушкой на шахте «Рутченковка». Молодые люди сразу понравились друг другу, нашли много общих интересов и взглядов на жизнь, и вскоре нашли друг друга. В 1924 году пара поженилась, хотя официально брак был зарегистрирован только после ее выхода на пенсию. Кухарчук любила детей, которых выбирала, и принимала их как своих собственных.
Они работали вместе и поначалу почти не расставались. В 1926 году мужа перевели в областной комитет коммунистической партии, а жену пригласили учиться в Коммунистическую академию имени Крупской в Москве. После окончания учебы жена переехала в Киев, где начала преподавать украинскую политэкономию активистам сопротивления из Западной Украины. Вскоре в Киев переехал и ее муж.
Их первый совместный ребенок, дочь по имени Надя, к сожалению, не выжила, так как умерла в младенчестве. Супруги очень страдали от этой потери, но весной 1929 года родилась их дочь Рада. Пара с тремя детьми уже жила в гостевом доме. Через некоторое время Хрущев уехал в Москву учиться в Промышленной академии, и остальная семья переехала вместе с ним. Его жена устроилась на работу на Куйбышевскую электростанцию, где заведовала отделом пропаганды и была членом парткома. Семье с тремя детьми была выделена просторная четырехкомнатная квартира в знаменитом московском Доме у воды (первый дом Советов). Туда же переехали родители Никиты Сергеевича.
В июле 1935 года у пары родился сын, которого назвали Сергеем, а через два года в семье появилась младшая наследница — дочь Елена. Через год после рождения дочери Нина вернулась к общественной работе, которую не оставляла никогда. Когда в конце 1930-х годов ее муж был назначен первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Украины, семья снова переехала в Киев.
Нина серьезно изучала английский язык, уже свободно владела французским и считала родными языками русский, польский и украинский. Как женщина, которая всю жизнь училась и получала образование, она хорошо разбиралась в экономике и политике и часто давала мужу хорошие советы и помогала ему принимать важные решения.
Нина Кухарчук в годы Великой Отечественной войны
Когда началась Великая Отечественная война, Кучарчук с детьми отправилась в эвакуацию в Куйбышев. Там она продолжила совершенствовать свой английский, посещая языковые курсы.
Старший сын Хрущева от первого брака, Леонид (советский военный летчик, ранее участвовавший в советско-финской войне), в первые дни ушел на фронт. Он служил в 134-м бомбардировочном полку, совершил множество боевых вылетов и был награжден орденом Красного Знамени, но в марте 1943 года погиб в бою в возрасте 25 лет. После этой трагедии его мачеха Нина Петровна взяла на себя заботу об осиротевшей дочери Леонида — Юлии.
«Госпожа Хрущева» – первая леди по-советски
После назначения мужа первым секретарем ЦК КПСС Нина Кучарчук фактически стала «первой леди» страны. Западные люди, внимательно следившие за изменениями в СССР, иногда называли Нину Петровну русской бабушкой и мамой из-за ее деревенской внешности. Она была первой женой главы советского государства, которая сопровождала своего мужа в деловых поездках за границу. В то время это была сенсация, поэтому счет первых леди Советского Союза, вероятно, начинается с нее.
В западной прессе она была известна как «миссис Хрущева», хотя официально она никогда не меняла свою девичью фамилию. Многие восхищались ее языковыми навыками и умением вести себя на людях и вести беседу практически на любую тему. Она также была абсолютно равнодушна к моде, и когда за границей для нее организовали специальную «женскую программу» с посещением модных домов и бутиков, обычная советская женщина просто растерялась.
Став «первой леди», Кухарчук нисколько не расслабилась — это было не в ее характере, напротив, она всегда была максимально сосредоточена и серьезна. Домработницы, повара, охранники и проводники трепетали перед ней, потому что она была очень требовательной, никому не позволяла сбежать, никому не позволяла халтурить или воровать у нее. В то же время она никогда не позволяла себе грубить или оскорблять кого-либо из слуг, потому что для нее они были такими же гражданами, как и она сама, только у них была другая работа.
Нина отказалась переехать в Кремль, так как считала это ненужной роскошью. Она была тихой, но очень строгой и аскетичной женщиной. Говорят, что наследники Хрущева не боялись Хрущева, но всегда были буквально «начеку» по отношению к своей матери.
Глава государства понимал, что его жена намного умнее его, и поэтому часто делился с ней важными вопросами и проблемами, прислушивался к ее советам и наставлениям. Более того, многие знали, что если на Хрущева можно как-то повлиять, то сначала нужно убедить его жену. В то же время убедить Нину Петровну в чем-либо было невозможно — требовались веские аргументы, доказательства и оправдания, которые жена не раз обдумывала, прежде чем дать ответ или сказать мужу.
Во время визита Хрущева в США даже Рокфеллер был удивлен тем, насколько хорошо жена советского лидера знала экономику. Она свободно и увлеченно беседовала на сложные темы и чувствовала себя совершенно непринужденно. Более того, во время морского путешествия жена внимательно изучила сельскохозяйственные достижения Запада, а затем убедила мужа перенять некоторые опыты для себя. А Нина Петровна всегда неохотно вкладывала деньги в искусство, потому что ее муж не очень разбирался ни в живописи, ни в танцах, ни в театре, хотя на словах ценил их все.
Нередко в современных изданиях можно увидеть совместные фотографии Нины Кухарчук и Жаклин Кеннеди. В центре внимания обычно находится контрастная внешность «первых леди» сверхдержав. Нина Петровна выглядела простовато рядом с элегантной американкой в дизайнерской одежде, но многие забывают, что жена Хрущева, во-первых, была старше Жаклин почти на три десятилетия, во-вторых, ей пришлось пережить лишения бедной сельской жизни и две войны, в-третьих, она вырастила пятерых детей. Более того, миссис Кеннеди казалась несколько скованной и напряженной, в то время как Кучарчук была уверена в себе, свободно общалась с собеседниками и выглядела как леди часа.