Диктат в семейных отношениях – как распознать диктатора

Кто такой диктатор: психологический портрет и признаки

Кто такой диктатор: психологический портрет и признаки

Диктаторы представляют собой одних из наиболее устрашающих и опасных лидеров на мировой арене. Их способность манипулировать людьми и подчинять их своей воле приводит к уничтожению демократических институтов, преследованию оппонентов и систематическому нарушению прав человека. Но что же заставляет людей трансформироваться в диктаторов? Каковы их психологические черты и какие факторы способствуют их восхождению к власти?

Редакция «Степи» провела разговор с когнитивно-поведенческим психотерапевтом Лаурой Токубаевой о психологическом портрете диктатора и о том, какие личностные качества делают таких людей особенно опасными для общества.

— Каково психологическое определение диктатора и какие основные психологические признаки его характеризуют?

— Диктатор — это авторитарный лидер, обладающий неограниченной властью и использующий её для управления. С точки зрения психологии, диктатор выделяется личными характеристиками и чертами, которые содействовали его приходу к власти и дальнейшему удерживанию её в своих руках. К этому набору черт относятся:

  • Чувство своей исключительности — диктаторы имеют высокую убежденность в том, что они уникальны и незаменимы в этом мире.
  • Патологический нарциссизм — для таких людей крайне важно, чтобы их восторженно уважали и не только восхищались, но и боялись.
  • Паранойя и склонность к тревоге проявляется, например, в том, как Ким Чен Ын перемещается в своем бронированном поезде или как Владимир Путин на публичных мероприятиях пьет воду исключительно из своей бутылки. Ощущение власти и контроля понижает уровень тревоги, и поэтому для диктаторов важно оставаться на вершине.

Ким Чен Ын приехал в Россию на бронированном поезде, фото: PrimaMedia

  • Агрессивность и жестокость — это черты, часто присущие диктаторам, которые применяют такие механизмы, как насилие, пытки, террор и пропаганда.
  • Низкий уровень эмпатии или полное её отсутствие — диктаторы не чувствуют сочувствия ни по отношению к своим гражданам, ни к врагам.
  • Манипулятивность и контроль медиа — хороший диктатор умеет убеждать людей в том, что они должны ему подчиняться, а также внушать гражданам, что им выгодно жить под его властью. Важно, что манипуляция возможна не со всеми, а только с менее осознательной и образованной частью населения, что, к сожалению, наблюдается на постсоветском пространстве.
  • Авторитаризм и стремление к полному контролю над всеми аспектами жизни.

Владимир Путин на пресс-конференции пьет из своего белого термоса, фото: РБК

— Каковы сходства и различия между диктаторами из разных стран?

— Все действующие диктаторы последовательно следуют похожим чертам, стремятся к полному авторитарному контролю над населением и управляют всеми ключевыми институтами власти, включая полицию, армию и средства массовой информации. В странах, где правят диктаторы, можно наблюдать террор, пропаганду, насилие и отсутствие прав и свободы слова для рядовых граждан.
Хотя в целом нет значительных различий, можно заметить, что в некоторых случаях диктаторский режим проявляет мягкость, как, например, в Казахстане времён Назарбаева; там применялся более обходительный и манипулятивный подход, чем в Чечне при Рамзане Кадырове, который заставляет людей публично извиняться за любое негативное высказывание о себе и транслирует это на национальном телевидении. Аналогичным образом стоит упомянуть Туркменистан, где диктатура остается абсолютно немодернизированной, даже не пытаясь создать иллюзии светского государства.

Yandex Qazaqstan запустил новый сервис быстрой доставки продуктов и готовой еды

Как снимали фильм Патагония. Есть вершина

Чтобы ни одна семья больше не проходила этот путь в одиночку: Как школьница придумала приложение для диагностики РАС

Диктатура ранней Республики

Диктатура ранней Римской Республики генетически связана с царской властью, что видно по объему полномочий, порядку и процедурами вступления диктатора в должность. Первоначальное название республиканской должности диктатора — magister populi (начальник народа). Существовали различия между dictatores optima lege (диктаторы, провозглашённые по высшему закону) и dictatores imminuto iure (диктаторы с уменьшенными полномочиями). К типам диктатуры optima lege относились: rei gerundae causa (вводилась для ликвидации серьезной внутренней или внешней угрозы), belli gerundae causa (для ведения войны) и seditionis sedandae causa (для прекращения внутренних конфликтов).

Типы диктатуры imminuto iure представлены такими целями, как: clavi figendi causa (для священного обряда вбития гвоздя); comitiorum habendorum causa (для проведения комиций по выбору консулов); senatus legendi causa (для пополнения Сената); Latinarum feriarum causa (для организации праздников) и feriarum constituendarum causa (чтобы организовать новые игры). Лидирующая типология диктатуры imminuto iure чаще всего заключалась в организации электоральных комиций. Примерно две трети известных случаев провозглашения диктатора относятся к магистратуре optima lege, треть — к диктаторам imminuto iure. Для диктаторов V–IV века до н. э. ключевыми были военные функции, для диктаторов III века до н. э. — гражданские.

Военное единоличие позволяло быстро находить оптимальные способы ведения войны. В условиях сословной борьбы эта магистратура использовалась как инструмент влияния патрициев к середине IV века до н. э., а затем и плебеев. При обострении сословной борьбы политика диктаторов стремилась нивелировать противоречия и достичь компромисса для поддержания внутриполитической стабильности всей общины. Диктатор не был ограничен в своей деятельности какой-либо целевой ориентацией. В течение отведённого срока в шесть месяцев он действовал как высшее должностное лицо и мог представлять собой носителя империя, а также мог управлять в любой сфере.

Диктатура imminuto iure не имела четких правовых основ для своего функционирования, хотя по юридической сущности она не отличалась от диктатуры optima lege, однако её правовой статус на практике не полностью реализовывался. Диктатор не избирался, а назначался. Процедура его назначения входила в обязанности консулов. Сенат предписывал одному из консулов объявить диктатора (dictatorem dicere). В случае, если Сенат не указывал конкретного лица, консулы сами должны были прийти к соглашению либо определить это с помощью жребия. Если же консулы отсутствовали в Риме, Сенат либо требовал возвращения одного из них, либо отправлял посланцев с письмом о назначении диктатора в военный лагерь. В этом случае, если консулы находились в том числе в походе, назначение диктатора осуществлялся тем, кто в данный момент исполнял роль фаски. Независимо от места назначения диктатора (в Риме или в военном лагере), процедура должна была проходить на территории Италии и непосредственно касаться ager Romanus (с латинского — римские поля). Диктатор мог назначаться одним из консулов или военными трибунами с консульской властью, но не претором или интеррексом (от латинского interrex, что значит «междуцарствующий»; особая магистратура в Древнем Риме).

  Как себя вести, если у мужчины есть ребенок от первого брака. Ненавижу ребенка мужа от первого брака.

Диктатор никогда не назначался другим диктатором. Провозглашение диктатора было прерогативой высших коллегиальных магистратов, однако реальный выбор кандидатуры осуществлялся Сенатом, а формально отвечал за это консул или трибун. Полномочия диктатора не были делегированными от консулов, и срок его власти не зависел от административного консульского года. Ограничивающая законодательная норма о шести месяцах в период ранней Республики ни разу не нарушалась. Диктатор мог досрочно сложить свои полномочия по собственной инициативе. В дополнение к добровольной отставке существовала и единственная ситуация, когда диктатор был обязан прекратить свои полномочия: если авгуры протестовали против его назначения, ссылаясь на неблагоприятные предзнаменования.

Магистратура диктатора требовала назначения подотчетного ему заместителя — начальника конницы (magister equitum). Этот начальник назначался на следующий день после провозглашения диктатора. Диктатор проводил ауспиции и сам выбирал начальника конницы. Magister populi (диктатор) и magister equitum не образовывали коллегиальный орган, так как у начальника конницы не было права накладывать вето на действия диктатора. Диктатор имел возможность запретить любому виду деятельности magister equitum, однако не мог заранее (до своего отказа от полномочий) отправить его в отставку.

Назначение диктатора не исключало консулов от исполнения своих полномочий по военному и гражданскому управлению, однако империй диктатора приобрел верховный статус и затмевал полномочия консулов. Обычно полномочия консулов находились в состоянии заморозки и осуществлялись лишь в том объеме, который считал нужным диктатор. По завершении срока нахождения в должности диктатора консульский империй возобновлялся в исходном виде, никаких новых выборов проводиться не требовалось, если административный год ещё не завершился.

Во время введения диктатуры плебейские трибуны находились в особом положении. Диктатор не имел права расправляться с плебейскими трибунами, так как их статус оставался священным и неприкосновенным. Тем не менее, полномочия диктатора были недоступны для плебейских трибунов из-за действующего закона о запрете трибунской интерцессии на его решения. Протесты плебейских трибунов не имели юридических последствий, но имели моральное значение. Диктатор, принимая законы через народное собрание, заранее заручался поддержкой Сената, с которым также консультировался относительно распределения военной добычи, хотя формально он имел право распоряжаться ею сам. Диктатор обязан был получить разрешение Сената на обращение за средствами из казны, потому что не отчитывался за свои расходы, хотя для получения денег из казны требовалось и сенатское постановление. Диктаторы, обладающие полномочиями принимать единоличные решения, зачастую предпочитали взаимодействовать с Сенатом и комициями, и у них имелись добровольные отчеты перед народом, несмотря на безответственный характер власти диктатора.

В военной сфере диктатор всегда избегал обращения римского гражданина к народному собранию в случае, если ему был вынесен приговор о суровом наказании; в гражданской сфере он не подлежал этому хотя бы до последней трети IV века до н. э. Деятельность диктатора была регламентирована законом, и, несмотря на его широкие полномочия и специальные механизмы реализации, раннереспубликанская диктатура не отличалась безнаказанностью и не считалась вседозволенной. Это был действенный инструмент консолидации общества в условиях чрезвычайных обстоятельств — для отражения внутренней или внешней угрозы. Диктатура V–III века до н. э. не разрушала, а, наоборот, укрепляла Республику. К началу II века н. э. диктатура стала нецелесообразной в военном аспекте и не требовалась для внутренней политики, поскольку напряженная классовая борьба была завершена.

Научная дискуссия

В исследовании римской диктатуры существует множество дискуссионных аспектов. К числу основных проблем относится вопрос о времени и причинах её возникновения. В историографии отмечена версия, согласно которой возникновение магистратуры диктатора относилось к царскому периоду; однако больше оснований считать, что она была введена как чрезвычайная высшая должность в Республике в соответствии с особым законом (lex de dictatore creando). Многие исследователи связывают введение магистратуры с нуждами чрезвычайного военного положения (У. Вилькен, У. фон Любтов, В. Кункель и др.); некоторые полагают, что причиной её появления стала сословная борьба. Вероятной предпосылкой диктатуры также является стремление римской общины преодолеть кризис, вызванный внутренними или внешними причинами (Э. Херцог, Ф. Эббот и др.).

Поиск прототипов римской диктатуры способствовал появлению двух гипотез: о заимствовании должности диктатора римской общиной и о её собственно римском происхождении. В изучении позднереспубликанских диктатур также много вопросов. Например, существует мнение о том, что сулланская диктатура Суллы была dictatores perpetuus (постоянным диктатором), а другие утверждают, что его власть была ограничена 81 годом до н. э. (А. В. Ерёмин). Более распространённым является косвенно подтверждённое источниками мнение о том, что новая магистратура диктатора не предусматривала постоянного существования, однако точный срок нахождения его в женись в должности не указывался. А также дискуссионным остается вопрос о четвёртой диктатуре Цезаря — следует ли определять этот вид власти (dictator perpetuus) как rei gerundae causa или как rei publicae constituendae (А. Б. Егоров). Официально Цезарь не именовался dictator rei publicae constituendae (Й. Бляйкен): это касается только исследовательской типологии его диктатуры. Вопрос о том, можно ли рассматривать пожизненный статус Цезаря как монархию — также является дискуссионным и был предметом множества работ (Й. Бляйкен, Эд. Мейер и др.). Эд. Мейер отмечал, что режим Цезаря можно сравнить с правлением эллинистических монархов.

Подводя итог, можно отметить, что изучение диктаторов и их психологии остается важной и актуальной областью науки. Исследования помогают глубже понять механизмы власти и общества, а также предотвратить повторение ошибок истории. Научные дискуссии о причинах и последствиях диктатуры продолжаются, и важно, чтобы это знание стало основой для более ответственного подхода к власти.

Опубликовано 17 января 2024 г. в 17:25 (GMT+3). Последнее обновление 18 января 2024 г. в 15:35 (GMT+3). Связаться с редакцией

Как распознать диктатора?

Давайте подробно рассмотрим способы идентификации диктатора в межличностных отношениях:

  • Контроль. Самое значительное качество диктатора — это стремление к полному контролю над вами и вашей жизнью. Он принимает все решения самостоятельно, не оставляя вам шанса на выбор или вмешательство. Это может включать в себя указания о том, что делать, куда идти, как одеваться и даже с кем общаться.
  • Игнорирование мнения и потребностей. Диктатор не проявляет интереса к вашему мнению или потребностям. Он считает себя единственным важным в ваших отношениях и полностью игнорирует вас, не учитывая ваши желания и предпочтения. Ваши идеи могут быть недооценены или отвергнуты.
  • Унижение и критика. Диктатор постоянно критикует вас, подрывая вашу самооценку и умаляя ваши успехи, мысли или внешний вид. Он может прибегать к эмоциональному насилию, чтобы заставить вас чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе.
  • Изоляция. Диктатор старается вырвать вас из контекста вашего окружения — семьи, друзей и поддерживающих сетей. Он ограничивает вашу свободу общения и контролирует ваши связи с другими людьми, стремясь создать зависимость от себя и изолировать вас от других социальных отношений.
  • Угрозы и насилие. Диктатор может использовать угрозы, физическое или эмоциональное насилие для того, чтобы навязывать свою волю и осуществлять контроль. Он может угрожать вам, вашим близким или даже вашей жизни, чтобы заставить вас подчиняться его указаниям.
  • Отсутствие равноправия. В таких отношениях отсутствует равенство. Диктатор не признает вас как равноправного партнера и исключает участие в совместном принятии решений или диалоге. Все решения исходят лишь от него, и он ожидает вашего безусловного подчинения.
  • Отсутствие компромиссов. Диктатор не готов пойти на компромиссы или учитывать ваши интересы. Он упорно настаивает на своем, ожидая абсолютного подчинения с вашей стороны. Ваши попытки к диалогу или достижению взаимопонимания всегда подвергаются отказу или игнору.
  • Постоянная нестабильность. В таких отношениях присутствует постоянное напряжение и нестабильность. Вы чувствуете, что находитесь в постоянном страхе сделать что-то неправильно, что может вызвать гнев партнера. Ваше эмоциональное состояние зависит исключительно от его настроения и желаний.
  • Отсутствие счастья и удовлетворенности. В отношениях с диктатором вы можете испытывать отсутствие счастья, удовлетворенности и возможности вести себя естественно. Вы живете в постоянном стрессе и тревоге, ощущая, что ваши собственные потребности подавляются.
  Как научиться грамотно выражать свои мысли

Как не стать жертвой диктата?

  • Развивайте свою самооценку. Вера в собственные способности и ценность поможет вам не поддаваться давлению и контролю со стороны диктатора.
  • Определите и защищайте свои личные границы. Будьте ясны в отношении своих предпочтений, потребностей и ограничений, и не позволяйте другим нарушать ваши границы.
  • Улучшайте навыки общения. Это позволит выразить свои мысли, чувства и потребности ясно и эффективно. Умение донести свою точку зрения поможет сбалансировать власть в ваших отношениях.
  • Обратитесь за поддержкой к друзьям или семейному психологу, чтобы получить совет и помощь. Они могут предоставить вам новые перспективы и стратегии по улучшению ваших отношений.
  • Сосредоточьтесь на собственных интересах и хобби. Развивайте независимые отношения с окружающими, чтобы иметь поддержку и опору в трудные времена.
  • Изучайте и осознавайте свои права в отношениях. У вас есть право на безопасность, уважение, независимость и равноправие. Никто не имеет права контролировать вас или принимать решения за вас.

Диктаторский стиль взаимодействия и отношения в семье оказывают негативное влияние на ребенка. Вот некоторые из возможных последствий, которые могут возникнуть у ребенка, выросшего в диктаторской семейной обстановке:

  • Низкая самооценка и недостаток уверенности. Ребенок, воспитывающийся в таких условиях, может чувствовать себя недостойным, неверным или неспособным принимать самостоятельные решения. Условия, лишенные поддержки и похвалы, негативно повлияют на его самооценку и уверенность в будущем.
  • Отсутствие навыков самостоятельности. Постоянный контроль и доминирование в семье лишают ребенка возможности развивать навыки независимости и принятия решений. Он станет зависимым от других и столкнется с трудностями в самостоятельной жизни.
  • Проблемы в межличностных отношениях. Ребенок, выросший в диктаторской семье, может не уметь устанавливать здоровые и равноправные отношения с окружающими. У него могут возникать проблемы с коммуникацией, возникать агрессия и пассивность в социальном взаимодействии.
  • Страх перед ошибками. В таких семьях ошибка рассматривается как недопустимое поведение. Под давлением страха перед ошибками и сомнений в собственных способностях ребенок может избегать экспериментов и новых вызовов. Даже принятие важных решений может быть трудной задачей для них.
  • Негативное восприятие власти. Ребенок может выработать негативное отношение к власти и авторитету из-за опыта постоянного доминирования. Это будет влиять на его будущие отношения с авторитетными фигурами и на восприятие власти в целом.

Важно понимать, что влияние диктаторского стиля взаимодействия может быть индивидуальным и зависеть от конкретных обстоятельств в семье. Разные дети могут реагировать по-разному на такие условия, и результаты могут варьироваться. Однако осознание воздействия подобного поведения и поиск помощи у психологов или других профессионалов могут помочь ребенку преодолеть негативные последствия и выстроить более здоровые отношения и самоощущение.

Психология культа личности

Согласно мнению Элиса Лочичеро, клинического психолога из Кембриджского университета, диктаторы часто используют инстинкты большинства людей, стремящихся искать защиту у сильного лидера. Это поведение все еще закладывается в нас, основываясь на том, что происходило тысячи лет назад. Во время дарвиновской эволюции выжили те, кто были связаны с сильными лидерами и таким образом адаптировались к среде.

Лочичеро изучала терроризм и жертв терактов на пяти континентах. Она подчеркивает, что в некоторых культурах уважение к лидерам имеет первостепенное значение — будь то династия северокорейских диктаторов, как Ким, или просто местный учитель в школе. Как отмечает NBCNews, Джеролд Пост, директор программы политической психологии в университете Джорджа Вашингтона, диктаторы управляют обществом, используя больше практичных и проверенных инструментов — страх и контроль информации.

Интересно, что Пост, так же как и другие ученые, изучал личности многих диктаторов, таких как Саддам Хусейн и Ким Чен Ира на протяжении нескольких десятилетий. Он отмечает, что культ личности в окружении Кима и других диктаторов поддерживается мифами о их происхождении. Например, считается, что Ким родился в деревне у священной корейской горы, где его появление было предсказано ласточкой и произошло «под двойной радугой». На самом же деле, лидер Северной Кореи родился в неблагополучном городке на территории бывшего Советского Союза, где его отец возглавлял бригаду корейцев, находившихся под российским командованием.

Психология культа личности. Так (предположительно) выглядит счастливая семья диктаторов. Фото.

Так (предположительно) выглядит счастливая семья диктаторов.

Личность Ким Чен Ира также стала предметом исследования, проведенного в 2009 году Фредериком Кулиджем, профессором психологии в университете Колорадо. Кулидж и его коллега Дэниел Сингер диагностировали его состояние, основываясь на интервью с южнокорейским психологом, обладающим значительным опытом и глубокими знаниями о Ким Чен Ире. Ранее исследователи разработали особый личностный тест для оценки диктаторов и использовали его для анализа таких личностей, как Гитлер и Хусейн. Результаты анализа личности Ким Чен Ира оказались довольно близкими к предыдущим наблюдениям.

Что касается личностных расстройств, то, как правило, у диктаторов прослеживаются более серьезные признаки: садистские, параноидальные, антисоциальные, нарциссические, шизоидные и шизотипические черты. Кроме того, у всех трех диктаторов наблюдались признаки психотического характера.

Исследователи Кулидж и Сингер

Так почему же народы Северной Кореи и других аналогичных режимов не восстают против своих правителей? Все дело в тотальном контроле, который существует в таких государствах. Это означает, что даже небольшое собрание из четырех человек может расцениваться как потенциальный заговор. Любое проявление недовольства или инакомыслия жестоко карается.

  Ненависть как обезболивающее: как становятся хейтерами и чем им отвечать. Хейтеры кто это простыми словами.

Стоит отметить, что психологи и психиатры уже давно занимаются изучением личностей диктаторов иAssociated with mental disturbances. Так, в публикации Lenta.ru 2001 года приводилось исследование, проведенное выпускником Гродненского медицинского института Дмитрием Щигельским, который проанализировал поведение президента Белоруссии. После продолжительного анализа поведения последнего диктатора Европы Александра Лукашенко, Щигельский подтвердил свои наблюдения у других трех психиатров, поставив диагноз: умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием параноидальных и диссоциальных черт. Этот же диагноз раньше был применен к таким известным личностям, как Гитлер, Сталин и Муссолини.

Основные причины возникновения диктатуры

Как мы видим, диктатура не появляется на пустом месте. Для её появления имеются определенные предпосылки — политические, экономические и военные, и практически всегда можно выделить закономерности, способствующие возникновению диктаторских режимов (S. Andreski, 1992).

Что способствует возникновению диктатуры:

  • Необходимость в сильной власти для защиты государства от внешних угроз.
  • Необходимость решения накопившихся социально-экономических проблем, которые существующая власть не в состоянии решить.
  • Стремление к подавлению мятежей и оппозиционного протеста внутри страны.
  • Готовность народа терпеть ограничения прав и свобод для достижения определённых целей, которые могут казаться важными.
  • Наличие ресурсов и военной поддержки для подавления любых проявлений недовольства.

Теперь, когда мы разобрали факторы возникновения диктатуры, давайте остановимся на том, почему она, несмотря на все свои недостатки, часто устанавливается на длительные сроки. Во многом это зависит от личности самого диктатора, что стало заметно еще с древнегреческих времён, когда некоторые диктаторы вошли в историю как меценаты.

В более поздние исторические периоды диктаторы могли продолжительное время управлять без значительных препятствий, если им удавалось решать базовые проблемы населения и защищать страну от внешних врагов. Поэтому нельзя полностью отрицать, что в определенных условиях диктатура может иметь свои преимущества относительно других форм правления. Обычно сторонники диктатур отмечают следующие преимущества:

  • Централизация власти в одних руках позволяет быстро принимать решения.
  • Отсутствие или быстрое подавление внутриполитических конфликтов, которые могут привести к кризису.
  • Возможность проведения необходимых в долгосрочной перспективе, но непопулярных реформ.

Однако каждое из этих преимуществ сопровождается оборотной стороной и может привести к трагическим последствиям в будущем.

Последствия диктатуры

В большинстве примеров диктаторы завершают свою жизнь довольно печально: их правление зачастую заканчивается заговорами, переворотами или другими формами недовольства. Даже если диктатор умирает естественной смертью, в странах, как правило, происходят изменения, направленные на смягчение прежних устоев.

Кроме того, наблюдается общемировая тенденция к тому, что диктатуры постепенно исчезают (Д. Ганди, 2016). Рассмотрим, какие негативные аспекты диктаторского правления приводят к таким последствиям.

Почему диктатура считается вредной:

  • Узурпация власти предоставляет возможности для злоупотреблений.
  • Стремление к подавлению оппозиции ведет к насилию и террорам, от которых страдают и далекие от политики люди.
  • Попытка сохранить власть и статус-кво может блокировать необходимые преобразования, если диктатор считает их опасными для своего правления.

При всех своих недостатках диктаторские режимы все же сохраняют потенциал к самовоспроизводству. Даже в отсутствие формального права наследования в Древней Греции и Риме систематически происходили ситуации, когда в том или ином месте возникали условия для диктаторского правления. В Средние века и Новое время монархия, по своей сути диктаторская форма управления, сохранялась на протяжении многих веков.

С развитием политических институтов преимущества диктатуры теряют актуальность, поскольку отлаженный демократический процесс способен быстро реагировать на актуальные вызовы, поддерживать баланс склонений в политической системе и сохранять стабильность внутри общества.

На повестке остаются лишь недостатки диктатуры и слабая способность решать актуальные задачи в быстроменяющемся мире. Очень часто пожилые диктаторы сталкиваются с проблемами восприятия изменений в обществе, стране, мире и жизненных обстоятельствах людей.

Пока система вроде бы справляется с основными функциями — охраной, обучением и медицинской помощью населению — она сохраняет свою власть. Особенно если диктатура обладает силой и полицейским потенциалом для подавления любого недовольства или инакомыслия. В этом случае диктатура ограничена жизненным циклом конкретного диктатора, который не вечен, и с его уходом обязательно начнутся изменения.

Интересно, что согласно наблюдениям ученых, военные диктатуры более подвержены реформам (О. Харитонова, 2012). По данным, 33% случаев смены военного режима перешли к демократическим системам, 27% — к режимам с доминирующими партиями, и лишь 8% случаев военная диктатура завершилась установлением однопартийного режима.

Согласно статистике, всего 19% смен однопартийных режимов привели к демократии. В 39% случаях они распались в результате военного переворота, а в 33% случаях трансформировались в многопартийную систему с доминирующей партией.

В итоге, мы смогли разобраться в вопросе о том, что такое диктатура, какие её причины и последствия. Мы надеемся, что в ближайшем будущем тема диктатуры станет лишь часть истории. Мы ждем вас на наших программах «Критическое мышление» и «Профайлинг». И предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Махатма Ганди: идеи, воззрения и уроки мудрости
  • Индоктринация: что это такое и как от нее защититься?
  • Политические утопии: к чему нам стремиться?
  • ТАП-аргументация в жизни и политике: учимся убеждать!
  • 9 самых известных серых кардиналов в истории
  • Основные общественно-политические движения: с чего все начиналось?
  • Казус белли: как найти повод, когда есть причина?
  • Контроль над информацией: как ограничение свободы слова влияет на общественное мнение
  • Как изучить Конституцию и почему её надо знать
  • 15 самых известных антиутопий
Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий