4 февраля 1924 года Луис женился на Лил Хардин, с которой прожил до 1931 года. В 1938 году, после развода, он женился на своей давней подруге Альфе Смит. Его брак с третьей женой продлился четыре года. В октябре 1942 года он женился на Люсиль Уилсон, певице знаменитого клуба Cotton Club, с которой музыкант прожил до самой ее смерти.
Судьба Луи Армстронга: рожденный четвертого июля
Почти единственный джазовый музыкант, которого знают и любят почти все, — это Луи Армстронг. Первый — истинный и бесспорный гений джаза. Именно ему этот некогда маргинальный жанр негритянской музыки обязан своим бурным ростом. Длинные соло, скат-пение — все это изобретения Армстронга.
Армстронг — человек, сделавший себя сам. Мировая звезда, у которой не было абсолютно никаких предпосылок для успеха в жизни. Выходец из скромных семей и музыкант-самоучка, он с юности превратился в виртуозного музыканта и оригинального, умного человека, с которым имели удовольствие общаться президенты и Папа Римский. Если ввести имя «Луи» в поисковую систему Google в любой точке континента, «Луи Армстронг» появится на первой странице — наряду с Louis Vuitton и Kings Louis.
Тачка с углем как пропуск в сказку
Детство будущего гения проходило примерно так. Допустим, это был 1908 год нашей эры. Новый мир. Приморский город Новый Орлеан. Веселый и шумный. Уже вечер.
На улице, где полно невзрачных домиков и столь же невзрачных увеселительных заведений, негр лет семи-восьми толкает тележку, полную угля. Тележка подпрыгивает на кочках, а куски угля летят и падают в тележку или на землю. Приходится останавливаться и подбирать их.
Вечером мальчик приносит уголь домой. Последний пункт назначения — дом рядом с клубом Пита Лала. Оттуда слышны громкие голоса. Конферансье обещает выступление ансамбля Оливера по прозвищу «Король».
Ребенок останавливается и кричит из окна дома:
Из дома выходит красивая чернокожая женщина.
— «Ах, Людовико, дитя зла, — говорит она громко и надменно, — наконец-то ты соизволил принести уголь. Я боялся, что умру от голода и холода!
Выбросив остатки угля во двор, Луис обращается к своей хозяйке:
— Мадам, могу я присесть здесь и отдохнуть?
— Ты всегда просишь сидеть и дышать, дитя порока. Мой дом — не место для маленьких детей. Что вам в нем нравится?
— Ничего, мэм, — пожимает он плечами.
— ‘На что смотрит твоя мать?
— ‘Я не знаю. Я живу с бабушкой.
— Моя бабушка… — насмехается женщина, — вы должны жить с ней, почему вы должны жить со мной?
Негр неловко смотрит в пол и бормочет:
— ‘Я хочу слушать музыку…
— Что за музыка, дитя зла?
— Такие, в которые играют в доме Лалы. Вы можете слушать…
— О, Боже, музыка! Весь Новый Орлеан одержим этой музыкой: если ты не дуешь, ты танцуешь. Скоро я буду единственным, кто здесь работает. Просто сидите и слушайте. Таких детей, как ты, не сажают в тюрьму. Слава Богу за это. У вас будет много времени…
Луис долго сидит с дамой. Он сидит спокойно и не двигается. «Какая удача», — думает он. «Кинг Оливер» играет сегодня вечером. Он самый лучший!». Почти каждое произведение мальчик узнает с первых тактов: «Oh, it’s high society….. А вот и Панама, но сегодня он играет по-другому. Не то что на прошлой неделе».
Через некоторое время Луис перестал возить уголь — он нашел работу в семье Карновских, еврейских иммигрантов из Литвы. Очень скоро добросердечные Карнофские перестали относиться к Луи как к помощнику и фактически приняли его в семью. Говорят, что в этой семье Луи научился так хорошо говорить на идиш, что много лет спустя он общался с соответствующими людьми в Нью-Йорке на этом языке.
Сам Армстронг в телевизионном интервью утверждал, что говорил только по-английски. Карновские, которые сами едва сводили концы с концами, нашли способ одолжить Луису денег на «Корнетто». В благодарность Луис, христианин, повесил себе на шею Звезду Давида, которую не снимал до конца жизни.
Маленький преступник
В 1912 году, во время пышного парада на новогодней вечеринке, дьявол оттащил Луиса и выстрелил в воздух из украденного пистолета. За это его забрали в полицию и поместили в детский дом для цветных детей. По иронии судьбы, арест и детский дом стали для него началом нормальной жизни. В приюте он начал учиться играть на корнете. И он сразу же применил свои навыки в оркестре детского дома.
В современной терминологии: Луис «качался». Он играл быстро, громко, оригинально и с явной радостью. Он мог мгновенно запоминать мелодии и понимал все в мгновение ока, включая нотную грамоту. Руководитель группы и его слушатели понимали, что имеют дело с очень талантливым музыкантом.
Пока в детском доме из подростка Армстронга делали профессионального музыканта, дома все пошло не так. В 1915 году его молодая кузина Флора забеременела (предположительно от пожилого белого мужчины) и родила ребенка. Появление маленького Кларенса произвело нереальный эффект на Луиса, который в то время только-только перерос младенческий возраст.
Много лет спустя он вспоминал, что когда он впервые увидел своего племянника, ему показалось, что «мир стал лучше». Луис не сомневался, что должен помочь своему кузену и племяннику. У него была возможность работать неполный рабочий день. Он отдал свою зарплату двоюродному брату. Затем в жизни семьи Армстронг произошли трагические события: неожиданно умер двоюродный брат, а трехлетний Кларенс упал с крыльца и получил тяжелую травму головы, которая навсегда остановила его умственное развитие.
Почему известный джазовый трубач никогда не расставался со Звездой Давида, хотя не был иудеем: Луи Армстронг
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Он родился и вырос в Новом Орлеане, с юных лет был вынужден добывать бутылки и уголь, и все же сумел стать одним из самых известных и влиятельных джазовых музыкантов. Его карьера охватывает пять десятилетий и различные эпохи в истории джаза. Луи Армстронг обладал уникальным стилем, который запомнился не только своей музыкой, но и полным, хрипловатым голосом. Он не был евреем, но никогда не расставался со своей Звездой Давида.
Несчастливое детство
Он родился в начале августа 1901 года в самом бедном районе Нового Орлеана, известном как Battlefield, в семье 16-летней Мэри Альберт и Уильяма Армстронга. Малышу не было и нескольких месяцев, когда его отец ушел из семьи, и Луис даже не знал его в будущем. Мэри не могла позаботиться даже о себе, не говоря уже о сыне и дочери Беатрис, которая родилась двумя годами позже. Мэри стирала их одежду, собирала мусор из контейнеров, но основным источником ее дохода была продажа своего тела.
Маленький Луи часто ложился спать голодным, и вместо того, чтобы играть со своими сверстниками, он доставлял уголь или продавал газеты в течение дня, а позже пел с некоторыми из своих сверстников на улице. В возрасте шести лет его отправили в школу для мальчиков Фиска, куда принимали чернокожих мальчиков из бедных семей. Никто не знает, как сложилась бы его судьба, если бы он не встретил семью Карновских.
Приемная семья
Они недавно приехали в Америку из России, были литовскими евреями, и им приглянулся темноволосый мальчик по соседству. Их знакомство началось с того, что глава семьи Карновских, торговец подержанными вещами, предложил Луи помочь разобрать его старые вещи в обмен на несколько центов. Не могу сказать, что мальчик был очень рад такой перспективе, но сосед ему нравился, поэтому он не мог отказаться.
Позже Луи узнал, что его соседи были евреями, бежавшими от погромов в России. Случайная подработка стала нормой, и начинающему музыканту нравилось бывать в доме Карнофски. Там он нашел подлинное тепло и уют, а его сосед по-прежнему щедро платил своему маленькому помощнику. Вскоре Луи стал жить у соседей, которые фактически стали его приемными родителями, хотя, конечно, никто не оформлял документы. Глава семьи был строгим, но очень добрым. Благодаря ему Луис узнал, что такое настоящая отцовская любовь и забота. Мадам Карнофски обращалась с ним, как со своим собственным.
Это было удивительно, тем более что у семьи было три собственных сына, старшие Алекс и Моррис и младший Дэвид, и никто в мире не мог назвать их богатыми. Даже хорошие люди подвергались дискриминации. Как позже вспоминал сам Луи Армстронг, с евреями обращались хуже, чем с чернокожими.
Юношество Луи Армстронга
Подросток не отличался хорошими манерами и поэтому часто оказывался в полицейском участке. Однажды, в канун Нового 1913 года, его безрассудство привело его в тюрьму. Причиной послужило кратковременное желание пострелять из пистолета, который он нашел в доме своей матери. В результате этой выходки Луи был помещен в школу-интернат для трудных подростков.
Луи не пришлось долго переживать, потому что теперь у него было много свободного времени, которое он мог посвятить исключительно своему любимому занятию. Тогда он начал играть в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альте, и твердо решил стать музыкантом.
Дебют на джазовой сцене
Когда он вернулся в город, то первым делом узнал, как он путешествовал летом на пароходе — музыканты охотно предлагали свою помощь начинающему трубачу. С 1918 года он играл в различных группах в Новом Орлеане и Чикаго.
В 1922 году талантливого мальчика пригласили играть на втором корнете в самый популярный джаз-бэнд Чикаго. Его участие в оркестре Кинга Оливера стало важным импульсом для Армстронга.
В 1932 году его пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там он случайно познакомился с редактором английского журнала «Мелоди Мейкер» Мэтисоном Бруксом. Не зная о нем, журналист неправильно указал прозвище Армстронга — Satchelmouth — в Новом Орлеане и назвал его Satchmo. Джазмен ничуть не расстроился, но решил, что его новое джазовое прозвище лучше.
Личная жизнь Луи Армстронга
У Луи была богатая событиями личная жизнь. Сначала он женился на проститутке, креолке Дейзи Паркер, но этот брак продлился недолго, до 1924 г. В возрасте всего 23 лет он скрепил свою судьбу с коллегой-джазменом Лил Хардин. Впоследствии эта волевая женщина настояла на том, чтобы он продолжил сольную карьеру.
В 1938 году, на пике своей карьеры, он женился на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.