Почему вопросы для допроса Стеньки Разина готовил сам царь. Казнь степана разина.

В описательной части или обвинительном заключении, данном Степану и Фролу Разиным перед их казнью, Фрол обвиняется в том, что он «после того, как вместе с братом воровал, ходил с другими ворами по украинским городам и другим местам и производил большие разрушения и избивал людей».

Почему вопросы для допроса Стеньки Разина готовил сам царь

Картинки по запросу

Атаман, лидер «черных», был почти находкой для царя, так как оказался справедливым и милосердным. Но чтобы доказать свои способности и защитить народ, ему помешали бояре. Степан Расин по-своему пытался прогнать их и расчистить путь для дел и мыслей царя. Но Алексей Михайлович не оценил этого и сурово осудил атаманаCOPY00.

Предводитель крестьянской войны, донской атаман Степан Разин, был казнен на парадной площади в Москве 6 июня 1671 года. Казнь была чудовищной. На глазах у толпы палач отрубил ему сначала правую руку, затем часть левой ноги…..

Легенды о казацкой вольнице

Экономические и социальные условия, сложившиеся в России в XVII веке, поставили крестьян и простой народ в очень сложное положение. Они страдали от бесчисленных пошлин и налогов.

В 1649 году был введен Доборный приказ, после чего положение крестьян еще больше ухудшилось: Как и крепостные, они полностью зависели от своих хозяев. Как пишут историки, недовольство росло среди масс. Им нужен был лидер, который мог бы сплотить их и выразить свою позицию.

«Весь строй России того времени, администрация, отношение сословий, их права, экономическая жизнь, — пишет историк Костомаров, — дали казакам пищу для движения народного недовольства, и вся половина XVII века была подготовкой к эпохе Стеньки Разина».

В то время в России ходили слухи о том, что казаки на Дону вольные. Порядок там был свободный, но справедливый. Говорили, что здесь нет помещиков и военачальников, что все казаки равны и что самые важные вопросы решаются на общих собраниях. Должностные лица, атаманы и есаулы, а также их помощники избирались всеми казаками.

В результате крестьяне все чаще обращались к Дону, к казачьим отрядам. Такие побеги были особенно распространены после отмены Дня Св. Хотя побеги сурово наказывались, недовольство крепостных было настолько велико, что никакие наказания не могли их остановить. Число беглецов быстро росло.

«Голутва» и «домовитые»

Постепенно казаки разделились на бедных (голутва) и богатых (домовитые). Беженцев, пришедших в это время на Дон, ждало разочарование: не имея средств к существованию, они были вынуждены стать рабами «коренных» казаков.

Среди беженцев, которые селились на хуторах и в станицах, росло недовольство рабской жизнью. В результате произошел социальный взрыв: в царствование Алексея Михайловича в 1667 году на Дону вспыхнуло стихийное крестьянское восстание, которое вскоре переросло в полномасштабную войну. Его лидером был Степан Разин. Обратите внимание: он защищал интересы бедных казаков! Богач затаил обиду на атамана и позже вспомнил о нем.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от угнетения и слабости Тимофей Разя бежал из Воронежа на вольный Дон. Будучи сильным, живым и смелым человеком, он вскоре был принят в группу «помещиков», то есть богатых казаков. Он женился на пленной турчанке, которая родила ему трех сыновей.

Голландец Ян Стрейс описывает внешность среднего брата: «Он был высоким и внушительным мужчиной, коренастым, с высокомерным лицом. Он сохранял скромное поведение с большой серьезностью». Многие черты его внешности и характера оспариваются: например, есть утверждение шведского посла, что Степан Разин говорил на восьми языках. С другой стороны, согласно легенде, Степан шутил, когда его и Фрола пытали: «Я слышал, что только образованные люди бреются как священники; мы оба необразованные, и все же мы ожидали такой чести.

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин стал одним из самых видных казаков Дона. Не только потому, что он был сыном казака и крестником атамана Корнила Яковлева: перед качествами военного лидера Степан проявил дипломатические качества.

В 1658 году он был отправлен в Москву в составе донского посольства. Он образцово выполнял возложенные на него обязанности, а в офисе посла его характеризовали как умного и активного человека. Вскоре он примирил калмыков и нагайских татар в Астрахани.

В дальнейшем, во время своих походов, Степан Тимофеевич неоднократно прибегал к обману и дипломатическим уловкам. Таким образом, в конце долгой и катастрофической для страны кампании «за зипунами» Разин не только не был арестован как преступник, но и отпущен с войском и частью оружия на Дон: Это стало результатом переговоров между казачьим атаманом и царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку как своего сына и, по русскому обычаю, подарил ему икону Богородицы в красивой золотой раме».

Борец с бюрократией и тиранией

Степан Разин мог бы сделать блестящую карьеру, если бы не это событие, которое в корне изменило его отношение к жизни. Во время войны с польско-литовской общиной в 1665 году старший брат Степана Иван Разин решил отозвать свои войска с фронта и вернуться домой на Дон. В конце концов, казак — свободный человек, он может уйти, когда захочет. Царские воеводы не согласились: они схватили отряд Ивана, арестовали свободолюбивого казака и убили его как дезертира. Безжалостная казнь брата потрясла Степана.

  Софья Присс. София юриста биография.

Ненависть к аристократии и сочувствие к бедным и слабым пустили в нем глубокие корни, и уже через два года он начал готовить великий поход «за зипунами», то есть за добычей для прокорма казачьей толпы, стекавшейся на вольный Дон в течение двадцати лет после введения крепостного права.

Борьба с боярами и другими угнетателями стала главным девизом Разина в его походах. И главная причина того, что в разгар Крестьянской войны под его знамена встали до двухсот тысяч человек.

Командир «голутвенных» казаков

Об истоках и причинах восстания Степана Разина было проведено много исследований, но большинство сходится во мнении, что непосредственной причиной недовольства московскими властями стала смерть его старшего брата Ивана. Он был казнен в 1665 году воеводой Юрием Долгоруковым за то, что решил вернуться на Дон вместо того, чтобы продолжать служить царю. Желание казаков покинуть Москву было связано в основном с тем, что в это время Московский Царь начал усиливать не только внешнюю, но и внутреннюю политику, что быстро привело к конфликтам с привыкшими к свободе жителями Донского края.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан Разин. Картина художника Василия Сурикова, 1906 г. Источник: https://muzei-mira.com

Никто никогда не записал клятв, которые фольклор позже приписал Степану Расину, когда он обещал боярам и воеводам Москвы отомстить за смерть своего брата Ивана. Но несомненно, что это событие сформировало и личность Степана Тимофеевича, и его отношение к царской власти. Не случайно Ян Стрейс, находившийся в караване, который стал одной из первых жертв «зипуновской экспедиции» Рады в 1667 году, позже писал, что Стенька публично объявил, что «он пришел поразить только бояр и богатых господ, а бедных и простой народ может разделить как братьев».

Было ли это заявление сделано добросовестно или являлось точным расчетом, сегодня определить невозможно. Но лозунги знаменитого атамана наверняка быстро привлекли на его сторону многих «голяцких» казаков. Так называли жителей Дона, которые только недавно прибыли в эту «казачью республику» и не спешили оседать и налаживать приличное хозяйство, как «старые» казаки, и которые, в отличие от них, не хотели ставить свои военные навыки на службу московскому царю. Напротив, многие из «Голутвенных» видели, если не в самом царе, то в его окружении, главную причину всех своих проблем: многие были беглыми крестьянами из центральной России. Многие из них были беглыми крестьянами из центральной России, и как таковые они не имели ни малейшего желания возвращаться на свою землю или поступать на московскую службу, а видели свое будущее в вольной казацкой жизни, которую обычно понимают как простой разбой, но которая в то время была законным казацким занятием.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан Разин в Саратове», художник Сергей Бузулуков. Источник: https://infourok.ru

Верные и не очень

Особенно много таких «золотых», или крепостных крестьян, появилось на Дону в 1666 году после неудачного похода донского атамана Василия Уса на Москву. Казаки, объявившие о своем намерении служить московскому царю, грабили на улицах, а когда против них выступила регулярная армия Стрелецкого, они увели многих крестьян и холопов обратно на Дон. Они составляли значительную часть отряда Стеньки Разина, когда он участвовал в знаменитом «походе Зипуни» в 1667 году. Это событие началось как большинство подобных казачьих экспедиций того времени — набег на купцов, путешествующих по Волге и Каспийскому морю. Но поскольку разинцы очень быстро перерезали волжский путь и затем доставили много хлопот Персии, это вызвало большой переполох в Москве. А после взятия города Яицка и морских сражений на Каспийском море восстание стало прологом.

Василий Ус понял, что не может соперничать с силой Разина, и решил стать одним из его ближайших соратников: Это открывало перед ним даже более привлекательные перспективы, чем неудачная московская кампания. И Разин ценил эту верность и благоразумие, хотя Усс со своим «Голутведеном» еще совсем недавно выполнял просьбы «старых» казаков и даже присоединился к войску белгородского воеводы, которого отправил в бой вместе с Разиным. Но в 1670 году атаман Ус присоединился к Разину со своими казаками и быстро стал одним из его ближайших соратников, командуя конными казаками. Когда вскоре после этого войско Разина начало настоящую войну с Москвой и одним из первых шагов взяло Астрахань, Ус был назначен воеводой города.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан и Фрол Разин приезжают в Москву». Рисунок Томаса Хебдона, англичанина, представителя Британско-Русского общества. Источник: https://cont.ws

  Александр Паль. Александр паль фильмы.

Подобная участь постигла и многих других сподвижников Расинского — Федора Щелудяка, Тимофея Мещерякова, Михаила Харитонова или бывшую казачку и монахиню Алену фон Арзамас. Находясь между казаками и центральным правительством и понимая, что восстание Разина «против бояр и воевод, предавших царя», не будет иметь реального успеха, они не стали настоящими сторонниками Разина. Во многом именно в этом причина провала проекта Стеньки Разина «поехать в Москву»: Разбросав свои войска в надежде, что его союзникам удастся распространить восстание как можно дальше, он был вынужден принять — и проиграть — сражение с гораздо лучше организованной и подготовленной царской армией под Сибирском.

Дон важнее Разина

Степан Разин, тяжело раненный во время этого боя, в сопровождении верного казачьего эскорта был отправлен на Дон, в город Кагальницкий, который считался одним из опорных пунктов повстанцев. Но слепая вера в то, что все донские казаки едины и что «нет версии Дона», была разбита точным политическим расчетом. Братья по вере», то есть старые казаки, прекрасно понимали, что поджоги и грабежи, казни и пытки, которыми был отмечен их путь по России, не останутся безнаказанными и что война на Дону в конечном итоге не будет выиграна Москвой. В этих условиях у них был только один способ спасти себя и Дон от расправы — выдать мятежного атамана. И они решили сделать это, хотя и осознавали, на какой риск идут.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

«Степан Разин. Картина художника Сергея Кириллова. Источник: http://www.kirillovgallery.ru

Для этого, однако, казакам пришлось взять штурмом Кагальницкий городок. Этой операцией руководил Корней Яковлев, давний и последовательный соперник Разина, атаман войска, безоговорочно преданный Москве и царскому престолу. Кстати, стоит отметить, что Яковлев считался крестным отцом Разина. Однако это не помешало ему принять крещение от царских правителей 24 апреля 1671 года (по сегодняшнему летоисчислению), чтобы сохранить донское казачество как таковое.

Степан Разин вместе со своим братом Фролом был переведен в Москву под защиту казаков только 12 июня. Расследование его преступлений было недолгим: во-первых, все было очевидно, а во-вторых, как свидетельствуют современные очевидцы, Разин молчал, несмотря на жестокие пытки. Так Степан Тимофеевич, не сделав признания, был казнен вместе с братом 16 июня (по григорианскому календарю) 1671 года на Красной площади.

Кто предал Стеньку Разина: история гибели легендарного атамана

Немецкая гравюра на меди XVII века «Правдивый портрет джентльмена-революционера Стеньки Разина в Москве». Источник: http://varvar.ru

После казни Разина разжигаемое им восстание постепенно сошло на нет, хотя некоторые историки считают, что последние очаги сопротивления не были погашены до 1680-х годов. Число казненных участников разинского восстания исчислялось тысячами, а виселицы, столбы и колья, разбросанные по Волге и Дону, наводили ужас на всех, кто наблюдал это зрелище. Следующая крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, превзошедшая по жестокости и кровопролитию восстание Разы, была еще почти через столетие…..

Мы ничего не знаем о Разине из русских хроник

Хотя война Степана Тимофеевича длилась много лет и нанесла большой урон русской кавалерии, он долгое время не упоминался в официальной российской истории. Либо они не писали о нем из презрения — либо из страха, что Разин может кого-то вдохновить. Это не просто восстание, а идеологическое восстание, которое атакует основы. Поэтому все, что мы знаем о Степане и его сообщниках (или приспешниках), мы знаем либо из документов допросов (т.е. следственных дел), либо из показаний посторонних людей. Иностранцы за рубежом были настолько впечатлены величием Разина, что защитили по нему первые докторские диссертации через несколько лет после его смерти! Это стало возможным благодаря тому, что при Алексее Тишаджи в Зардомани приезжало много иностранных гостей, в том числе и тех, кто делал записи.

Однако в России память о Разине сохранилась в основном только в народных преданиях, которые могли в равной степени преувеличивать как его храбрость, так и его жестокость. Людям нужны были колоритные персонажи, от которых захватывало дух.

Знаменитая песня Садовникова «С острова на пристань», однако, не основана на народных или популярных песнях. Сюжет взят из записок голландского путешественника, который случайно стал свидетелем восстания Разы. Ян Стрейс, так звали гостя, рассказал, в частности, что Разин, сильно напившись, утопил бедную мусульманку, которую захватил и сделал своей наложницей. Это не единственное злодеяние, приписываемое Стеньке Разину.

Стенька Разин бросает персидскую княжну в Волгу. Иллюстрация из амстердамской книги 1681 года.

Очевидно, что после завоевания городов он отдавал их на разграбление и изнасилование — для того времени это было почти ежедневным зверством. Понятно, что он жестоко убил бояр и пастухов, а также всех чиновников правителя, вплоть до руководителей канцелярии. Но и там люди рассказывали об особом виде казни, который наводил ужас даже на жителей тех далеких, диких времен: Разин должен был «наполнить женщин порохом» и взорвать их. Чтобы запугать их.

  Неудачные браки Ларисы Удовиченко. Лариса удовиченко биография.

Это довольно странно, потому что в то время Разин был известен своей высокой нравственностью.

Среди своих казаков он пресекал «прелюбодеяния» (не позволял своим бандам соблазнять женщин, чтобы сделать их общими наложницами). По некоторым данным, автор статьи был строг и сдержан в своем поведении и не отличался безрассудством и вспыльчивостью. В то же время он, похоже, интересовался женщинами: Он женился по собственной воле. Его жена, оставшаяся с Доном, родила ему сына Афанасия.

Никто не верил, что Разин – христианин

Что касается Степана Тимофеевича, то на протяжении веков многие были убеждены, что он либо магометанин, либо язычник, либо атеист. Возможно (и даже более вероятно), что рассказ о мусульманской девушке, брошенной в воду, был введен голландским путешественником под впечатлением слухов о язычестве Разина. Но почему он отказался считаться христианином? Разин не избегал праздников, был крещен православным и венчался в церкви.

Существует несколько теорий о том, почему распространились слухи об особом религиозном статусе Атамана.

Во-первых, он казался необычайно удачливым для революционера, находившегося вдали от королевской семьи, где он мог бы учиться политике и стратегии. Его военные успехи казались почти невозможными. За этим могла и даже должна была стоять магия. А магию приписывали атеистам (да, атеисты уже были, хотя они были социально маргинализированы), язычникам и мусульманам.

Той же магии приписывали особую «нечувствительность» Разина к боли. Когда его ранили, он хотя бы не показал боли, а когда его арестовали и пытали, он сохранил достоинство до самой казни — и во время самой казни. В конце концов, его правой рукой была Алжуна Арзама — и в итоге его сожгли как ведьму. А также то, что он не кричал под пытками. Кстати, что касается жертвы Степана Разина матушке-Волге, то многие потом пытались найти убитую им знатную девушку. Долгое время считалось, что эта девушка — дочь командующего персидским флотом Менеда-хана. По слухам, он взял ее с собой, когда отправился усмирять Разина — у Москвы были мусульманские союзники в низовьях Волги. Менеда-хан был побежден, а Разин изнасиловал его дочь.

Единственным отпрыском аристократической семьи, захваченным Разиным в бою с мусульманским флотом, был благородный юноша Себальда.

Молодой человек сдался москвичам во время перемирия, и его прошение с просьбой выдать его семье без выкупа сохранилось. И зачем мусульманскому флотоводцу брать свою дочь в поход? Не он ли воспитал новую Разию Султан, королеву воинов?

Кстати, когда Штрайс говорил о жестоком поступке Разина, ему пришлось ввести дополнительное обстоятельство: Все знали, что Разин не склонен к горячим поступкам и не терпит «прелюбодеяний». Голландец объяснил убийство девушки тем, что Степан был необычайно пьян.

Смерть Разина была так страшна, что запомнилась народу чуть не больше его бунта

В очередной стычке Степан Тимофеевич был тяжело ранен, и его соратники, которым удалось отстоять его, отнесли несчастного на Дон, где он и слёг. Разин, только что окрепший, начал уговаривать местных, зажиточных казаков присоединиться к его войску. Видимо, несколько молодых людей поддались ее чарам, так как казаки поспешно передали Степана вместе с его братом Фролом москвичам. Вне опасности. В Москве братьев подвергли жестоким пыткам. Им доставалось все — плети (которыми палач мог содрать всю кожу или сломать позвоночник), пытки, сожжение огнем, медленное капание холодной воды на бритую голову. Разин заявил, что не восставал против царя, и потребовал встречи с Алексеем Михайловичем. Вероятно, он надеялся на свою силу убеждения. Ведь ходили слухи, что во время восстания в Москве царь сам пришел к восставшим, поговорил с ними и отменил суровые налоги.

Но то ли царь был наслышан о невероятной силе убеждения атамана, то ли боялся его магии, поэтому не стал подходить к Разину. Хотя он внимательно наблюдал за допросами, он лично записывал вопросы и требовал записывать ответы слово в слово. Его рукописные заметки сохранились в протоколах допросов.

Хотя Разин не признал себя виновным, в конце концов он был казнен под всеобщее одобрение. Казнь вызвала большой переполох среди населения, настолько она была возмутительной.

Руки и ноги атамана отрезали по частям. Разин молчал и сохранял свое каменное лицо до конца. Когда с конечностями было, так сказать, покончено, палач отрубил и голову — и началось осквернение тела, которое произвело на людей едва ли не большее впечатление, чем сама казнь. Голову прибивают к колу, тело уродуют, а вывалившиеся внутренности немедленно скармливают собакам в общественных вольерах. Стоит ли удивляться, что Разин сразу стал легендой, героем, мучеником? И по сей день многие поддаются обаянию его личности. И это несмотря на то, что он не произносил ни слова более трехсот лет.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий