Политрук, секретный агент. Тайная жизнь Зои Воскресенской. Зоя ивановна воскресенская.

С конца 1941 года по март 1944 года она работала вместе со своим мужем, советником советского посольства в Швеции и резидентом, в качестве его пресс-секретаря и заместителя.

Политрук, секретный агент. Тайная жизнь Зои Воскресенской

Когда в начале перестройки председатель КГБ Владимир Крючков «рассекретил» эту женщину, назвав ее одной из лучших советских разведчиц, она начала писать книгу под названием «Теперь я могу говорить правду». Шпионку звали Зоя Ивановна Воскресенская.

Но ее имя было широко известно не только в СССР, но и за рубежом. Книги лауреата Государственной премии и премии Ленинского комсомола детской писательницы Воскресенской издавались миллионными тиражами. С середины 1960-х годов дети в советских школах изучали по ее программе книги о Ленине. Кстати, о Ленине она писала без особого фанатизма, просто как о человеке. А для его биографии ей пришлось прибегнуть к истории о бывшем финском ссыльном, который сделал из медных монет обручальные кольца для Ленина и Крупской. Но это было в другой жизни Зои Ивановны.

Почтовая марка СССР.

Обаятельный библиотекарь

Зоя родилась 28 апреля 1907 года в семье помощника мастера на железнодорожной станции Узловая Тульской губернии. В 1920 году ее отец умер от туберкулеза. Ее овдовевшая мать переехала в Смоленск с дочерью и двумя сыновьями и вскоре тяжело заболела. 14-летняя Зоя осталась на попечении своей больной матери и двух младших братьев. Возможность помочь возникла случайно. Она встретила друга своего отца, который устроил ее на работу. И не где-нибудь, а в воинской части ВЧК, где она стала библиотекарем и переписчиком. В возрасте 16 лет Зоя выполняла общественные работы в колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

Она работала на фабрике в Смоленске и была активным членом комсомола. В 1927 году она вышла замуж за Владимира Казутина, комсомольского активиста. Ее молодой муж был направлен в партию в Москву, и у Зои родился сын, которого она назвала Владимиром. Через год Зоя переехала в столицу, чтобы встретить своего мужа, но семейная жизнь не сложилась, и они разошлись. А потом — работа библиотекарем и машинисткой в транспортном отделе ОГПУ. Видимо, руководители иностранного отдела ОГПУ вскоре обратили внимание на красивую, умную и работоспособную сотрудницу и взяли ее к себе на работу.

Первая заграничная командировка Воскресенской состоялась в 1930 году. В то время она вместе с матерью и полуторагодовалым сыном (который вырос и стал бойскаутом) отправилась в Харбин в Маньчжурии. Там Зоя была всего лишь машинисткой в офисе объединения «Союзнефть», но в течение двух лет она скрупулезно собирала информацию, в которой советское руководство отчаянно нуждалось во время острого кризиса CECAL.

Зоя Зарубина

«Баронесса Ирина»

Вернувшись в СССР в 1932 году, он возглавил иностранный отдел ОГПУ в Ленинграде. Под деловым псевдонимом «Ирина» велась тогда нелегальная работа в Латвии, Германии и Австрии. Перед отъездом в Прибалтику о Зое был создан миф, будто она баронесса, что соответствовало ее безупречным манерам, хорошему вкусу и умению вести себя с достоинством. Однако ее основная работа началась в Финляндии. Она приехала туда в 1935 году и официально возглавила агентство «Интурист» в Хельсинки. Эта молодая, симпатичная женщина на самом деле была заместителем сотрудника советской секретной службы в стране. Она быстро вникла в дела резиденции, и уже через три месяца после приезда в страну она говорила по-фински настолько хорошо, что финны считали его своим родным языком.

  Личная жизнь Богдана Титомира без обязательств. Богдан титомир биография.

В 1936 году в Финляндию приехал новый резидент — советский консул Борис Рыбкин, работавший под фамилией Ярцев. Поначалу отношения между новым резидентом и его заместителем складывались не очень хорошо, но вскоре Воскресенская вышла замуж за Рыбкина. У внешне респектабельной «мадам Рыбкиной» была опасная работа. Она установила связи с сотрудниками разведки и агентами советской службы внешней разведки. Она работала с бывшим руководителем Кронштадтского восстания Степаном Петриченко, который после провала восстания эмигрировал в Финляндию, но продолжал сотрудничать с большевиками.

Зоя Воскресенская.

Тайная жизнь Зои Воскресенской: Как разведчица Ирина стала известной детской писательницей

Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Все знали ее как автора книг о Владимире Ленине, но о том, что большая часть жизни Зои Воскресенской была связана с секретной службой, стало известно лишь незадолго до ее смерти. Она рассказывала своим детям о своей работе в архивах и поисках материалов о детстве Ленина, но даже с родственниками не говорила о своей работе на Советский Союз. Что заставило Зою Воскресенскую, работавшую под псевдонимом «Ирина», отказаться от любимой профессии и посвятить себя литературе?

Как все начиналось

Зоя Воскресенская. / Фото: www.zvezdaweekly.ru

Когда ее отец умер от туберкулеза, Зоя Воскресенская решила работать, как старший ребенок, чтобы помочь матери содержать младших детей. Сначала она мыла полы, потом, благодаря протекции друга отца, стала библиотекарем в одном из отделов ЧК.

За короткое время Зоя Воскресенская прошла путь от простого библиотекаря до разведчика. В 22 года она уже начала свою тайную жизнь, которая была связана со службой внешней разведки на протяжении четверти века.

Зоя Воскресенская и Владимир Казутин с сыном. / Фото: www.russia.tv

Зоя Воскресенская и Владимир Казутин с сыном / Фото: www.russia.tv

Ей пришлось пожертвовать своей личной жизнью ради работы на благо страны. Первый муж Зои Воскресенской, Владимир Казутин, с которым у нее родился сын Владимир, не мог смириться с новой работой жены. О причинах развода можно судить по словам Зои Ивановны своей внучке Елене: «Самое главное в семье было то, что не было идеологических разногласий».

  Лидия Вертинская. История её несказочной жизни. Лидия вертинская биография.

После того как семья распалась, Зоя Воскресенская начала новую жизнь, которая называется «Совершенно секретно».

Совершенно секретная жизнь

Зоя Воскресенская. / Фото: www.adsl.kirov.ru

Теперь она направила всю свою энергию на благо страны. Первая официальная командировка привела ее в Харбин, где Зоя Воскресенская официально работала машинисткой, а на самом деле собирала информацию для агентов.

Она стала баронессой в Риге, и никто не мог узнать в этой элегантной даме с хорошими манерами девушку, которая мыла полы. Только большие руки, казалось, не соответствовали ее образу, и Зоя Воскресенская научилась носить перчатки в любое время года и погоду. Позже появились Вена и Берлин, где разведчик изучал языки и практиковался в манерах баронессы.

Зоя Воскресенская и Александра Коллонтай. / Фото: www.yaplakal.com

Зоя Воскресенская и Александра Коллонтай / Фото: www.yaplakal.com

А потом ее вызвали в центр и дали новое задание: она должна была отправиться в Швейцарию и стать любовницей военного генерала, чтобы получить важную информацию о планах Германии в отношении этой страны. Зоя Ивановна спросила, не может ли генерал просто сделать ее подружкой. Получив отказ, она сказала начальству, что выполнит задание, но застрелится по возвращении в Москву. Для службы внешней разведки страны жизнь опытного шпиона была гораздо важнее. Ее отправили в Финляндию, где агент Ирина работала в качестве запасного резидента под видом «Интуриста».

В разведку — из библиотеки

Он родился в 1907 году на железнодорожной станции Узловая Бочаровского уезда Тульской губернии в семье железнодорожного рабочего и заместителя начальника станции.

Зое было 13 лет, когда ее отец умер от туберкулеза. Ее мать и трое детей, старшую из которых звали Зоя, переехали в Смоленск. Зоя помогла матери и нашла работу. Однажды она случайно встретила старого друга своего отца, который служил в ЧК. Узнав о проблемах семьи Воскресенских, он устроил Зою на работу библиотекарем в 42-й батальон ЧК. Так 14-летняя Зоя стала «чекисткой».

Ее серьезная работа началась вскоре после этого, когда она стала политическим педагогом в исправительной колонии для несовершеннолетних преступников. В таком положении нельзя было быть слишком мягким, но и слишком жестким тоже означало сломать свою судьбу. Зоя добилась успеха.

Вскоре после этого она вышла замуж за Владимира Казутина, и ее муж был направлен в Москву на партийную подготовку. Хотя у пары родился сын, которого они назвали Володей, их отношения не сложились, и они развелись. Сама Зоя работала в Москве библиотекарем в ОГПУ.

Советская секретная служба в то время находилась в стадии становления, подходящие кадры искали повсюду. Иван Чихаев, один из пионеров советской внешней разведки, узнал о 22-летнем библиотекаре и пригласил Зою на работу в отдел внешних сношений ОГПУ.

  Милош Бикович - один из самых популярных сербских актеров.

Она должна была стать «Штирлицем»

После курсов повышения квалификации в 1930 году Зоя Воскресенская была направлена в Харбин для выполнения своего первого задания. В течение двух лет она работала под легальным «прикрытием» секретаря советского нефтяного консорциума «Союзнефть», собирая информацию агентства, имевшую огромное значение в условиях острого конфликта вокруг КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги).

Работа «Ирины» (псевдоним агента Воскресенской) была высоко оценена администрацией. Она была переведена в европейский сектор и работала в Латвии, Эстонии и Центральной Европе. В Риге Воскресенская работала в одежде баронессы с манерами, подобающими ее положению. В начале 1930-х годов ее отправили в Австрию и Германию, где она в совершенстве выучила немецкий язык.

Все эти задания — лишь ступенька к более великой миссии Ирины — стать нелегальным шпионом в Европе, центром сети, поставляющей информацию в Москву.

Однако этим планам не суждено было сбыться. «Легенда», предназначенная для проникновения на Воскресенскую, провалилась по независящим от агента причинам.

Служба и любовь

Зою перевели в Северную Европу — она была направлена в Финляндию в качестве заместителя сотрудника советской секретной службы и работала под «прикрытием» руководителя советского Интуристского бюро в Хельсинки.

После нескольких месяцев успешной работы, в течение которых Воскресенская с головой погрузилась в финские идиосинкразии, из Москвы прибыл резидент, консул Ярцев. Под этим прикрытием работал советский секретный агент Борис Рыбкин, агент с кодовым именем «Кин».

Работа между «Кином» и «Ириной» не продлилась долго: они расходились во мнениях по любому поводу. Зоя устала от конфликта и отправила в Москву закодированное послание с просьбой отозвать ее. В ответ пришло указание: необходимо проинформировать резидента, а затем пересмотреть вопрос об отзыве.

Новый запрос от Зои в Центр по вопросу взаимоотношений с резидентом был отправлен через полгода. Это была обычная просьба — скауты просили разрешения на брак. Брак был не частью работы, а просто чувством, вспыхнувшим среди коллег.

Зоя опасалась, что такой порыв не пройдет в Москве, но в центре посчитали, что супружеская пара сможет работать еще эффективнее, и дали «зеленый свет». Так Зоя стала «мадам Ярцевой» для европейцев и Рыбкиной для своего менеджмента.

Сотрудничество Кины и Ирины в Финляндии продолжалось четыре года и было очень плодотворным. «Консул Ярчев» участвовал в активных секретных переговорах накануне советско-финской войны 1939-40 годов, направленных на предотвращение военного конфликта. Много позже финские политики заявили, что «консул Ярчев» сделал все, чтобы предотвратить войну, и что не его вина, что в итоге ее не удалось предотвратить.

Борис Аркадьевич Рыбкин

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий