Получается, убивай, и тебе за это ничего не будет: как мучитель Веры Пехтелевой забил ее до смерти, а потом его помиловали
На днях информационное пространство и социальные сети охватила шокирующая новость — убийца Веры Пехтелевой, Влад Канюс, получил помилование. Позже эту информацию подтвердили в администрации президента, разъяснив, каким образом осужденный по тяжкой статье смог выйти на свободу. Журналисты из NGS24.RU рассказывают о реакциях родителей 23-летней студентки из Кемерова на произошедшее и вспоминают трагическую историю, связанную с Верой.
В середине недели в телеграм-каналах появилась информация, что Владислав Канюс, осужденный за убийство Веры Пехтелевой, был освобожден. Отец убитой, Евгений, подтвердил эту новость для NGS24.RU.
Родители Веры заподозрили, что Владислав находится на свободе, еще в начале лета, когда в их руки попали снимки человека, который сильно походил на Канюса, сделанные в Ростове-на-Дону. Тогда они подали запрос в соответствующие учреждения, пораженные тем, что его перемещения не сообщаются, хотя это было должно осуществляться в соответствии с судебным решением.
— По нашим данным, его перевели в Ростов-на-Дону. Якобы из колонии № 44 в Белово его перевели в ИК-18 в Новосибирске. Мы направили туда запрос, но пока не получили ответа, несмотря на то, что по решению суда они должны были нам сообщать о каждом его перемещении, — заявил Евгений Пехтелев.
Во время расследования родители Веры подозревали, что вероятно, убийца мог попасть в частную военную компанию Вагнер, так как парень довольно активно использовал социальные сети и отвечал на вопросы о своем местоположении с фразой «Информация платная».
После множества запросов и обращений Пехтелевы получили ответ из прокуратуры в ноябре 2023 года, из которого узнали, что Влад Канюс был помилован указом президента еще в апреле 2023 года.
Эта новость вызвала большой общественный резонанс, и журналисты обратились к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову с вопросом о том, как человек, приговоренный к 17 годам за жестокое убийство, мог быть помилован. Песков пояснил, что существует два способа искупить свою вину за такие серьезные преступления.
— Есть два пути: один заключается в том, что осужденные, включая тех, кто совершил тяжкие преступления, могут искупить свою вину, проходя через службу в боях, под угрозой убийства, — заявил Песков.
Евгений Пехтелев выразил мнение, что решение о помиловании и отправлению Канюса на специальные военные операции несправедливо. Он уверен, что за такое жестокое преступление Влад Канюс должен был полностью отбыть назначенный ему срок в колонии.
— Я бы желал, чтобы его убили, как говорится, фашист убил бы фашиста, — прокомментировал отец Веры Пехтелевой.
Я хотел, чтобы она замолчала
Само преступление произошло в январе 2020 года. В тот момент 23-летняя Вера Пехтелева решила окончательно разорвать отношения с Владиславом Канюсом и пришла, чтобы забрать свои оставшиеся вещи. Согласно показаниям Канюса, произошла совместная встреча, так как он тоже собирался съехать из этой квартиры. В ходе общения они употребили алкоголь: около шести литров пива, 0,7 литра ликера и около 0,5 литра водки. На следующий день, около пяти часов утра, Владислав решил, что не хочет безнадежно расставаться и попытался начать разговор о восстановлении отношений, однако Вера была против.
— Когда я стал говорить с ней о наших отношениях, предлагал попробовать снова, и отметил, что знаю о ее отношениях с другим молодым человеком, возник конфликт. Ей это не понравилось. Она стала меня оскорблять и наносить удары. В частности, она ударила меня ногой в пах не менее 5 раз и нанесла не менее 8 ударов по лицу, однако от этих ударов я не ощутил боли. Но когда она ударила меня ногой в пах, я почувствовал физическую боль. Вера действительно начала бить первой, это меня разозлило, особенно то, что она отрицала свои отношения с другим человеком, — свидетелем этого конфликта на суде показал судья в процессе, зачитывая показания Канюса.
После этого начался ад для Веры — ее несколько часов избивали, и несколько раз душили шнуром от утюга. Судебно-медицинская экспертиза показала, что девушка погибла от множества травм, общее количество которых превышает 100 — на ее теле было зафиксировано множество ушибов, гематом и порезов.
— Я хотел лишь, чтобы наступила тишина. Я не задумывался о ее чувствах. Она кричала и оскорбляла меня во время конфликта. Удары ей наносить мне не нравилось, и я хотел, чтобы она замолчала. О ее страданиях в тот момент я не думал, — рассказывал судье Канюс на одном из заседаний.
Соседи, услышав крики девушки в течение ночи, начали звонить в экстренные службы, призывая к помощи.
— Мы с мужем живем на восьмом этаже, прямо над теми, кто стал свидетелем убийства. У нас не было прямого знакомства с соседями, так как они менялись часто. Я накануне сидела за компьютером с наушниками и услышала женский крик в начале второго. Я сразу поняла, что это вовсе не радостные крики, это было очень громко и душераздирающе, — делилась на суде одна из соседок, рассказав о ситуации.
Соседи звонили в экстренную службу не меньше семи раз, но им говорят лишь «ждите, полиция в пути». В итоге, чтобы открыть дверь квартиры, соседи вместе с братом Канюса, который приехал из Новосибирска, вскрыли дверь. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. На полу они обнаружили тело Веры, лицо которой было оранжево-красным и вокруг рта находились следы крови, а Владислав сидел в ванной с ножом, находясь в состоянии сильного эмоционального расстройства. Как позже он сам объяснил, он собирался покончить с собой.
В марте 2021 года дело Канюса было переквалифицировано на более серьезные статьи. В итоге ему предъявили обвинения сразу по трем статьям: изнасилование (статья 131 УК РФ), незаконное лишение свободы (статья 127 УК РФ) и убийство с особой жестокостью (статья 105 УК РФ).
28 июля 2022 года судья Кемеровского областного суда огласил решение — Владиславу Канюсу был назначен 17-летний срок в колонии строгого режима. При этом его признали виновным только в убийстве. По статье о незаконном лишении свободы его освободили из-за истекшего срока давности, а по обвинению в изнасиловании — оправдали. Родные Веры пытались обжаловать этот приговор, но Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске оставил его без изменений.
Что дальше?
Согласно словам Евгения Пехтелева, родители Веры не намерены обжаловать помилование, однако собираются отправить заявления в другие инстанции.
— Сколько убийц и насильников вернется сейчас с специальных операций? Получается, убивай и не бойся последствий. Иди на специальную военную операцию и получай свободу. Мы направили обращение в прокуратуру Кемеровской области с просьбой о проверке порядка помилования. Это помилование решается на местах. В Кузбассе была создана комиссия из 11 человек, которые сочли возможным представить его кандидатуру на помилование. Он убил с особой жестокостью, но они все равно решили, что его следует помиловать. Как они пришли к такому решению? Мы обратились к прокурору — проверьте, все ли делалось корректно? Из чего они исходили? Напишем даже в Организацию Объединенных Наций, — поделился Евгений Пехтелев с журналистами.
По словам Евгения, ни он, ни мать Веры не получили ни одного рубля из 4 миллионов рублей, назначенных судом в качестве моральной компенсации. Отец надеется, что после возвращения Канюса с военной службы приставы добьются взыскания этой суммы, чтобы ему не было легко жить.
Семья Веры в шоке
Оксана Пехтелева, мать Веры, в интервью Газете.Ru выразила свое потрясение произошедшим.
Мы уже пережили множество. Верховный суд состоялся, нашу жалобу рассмотрели, а в Минобороны России нас просто отфутболили. Следственный комитет и все правоохранительные органы сообщили, что это все находится в юрисдикции Минобороны. Конечно, нам дали понять, что с Минобороны не получится справиться, — подчеркивает Пехтелева.
Она считает, что человек, который разжился один раз, легко может совершить повторное преступление.
Как Канюс убил Веру Пехтелеву
Вера Пехтелева появилась на свет в Киселевске Кемеровской области в 1997 году. Она активно занималась музыкой, достигла хороших успехов в учебе и сумела поступить в КузГТУ в Кемерово на факультет экономической безопасности.
С Канюсом Вера познакомилась в родном городе. Родители знали семью Владислава и считали ее неблагополучной: молодой человек не учился и не работал. Имеются мнения, что он жил за счет Верочки. Когда девушка поступила в университет, Канюс последовал за ней и переехал в Кемерово, где они совместно заселились в общежитии.
В конце 2019 года их отношения стали ухудшаться, и Вера приняла решение разорвать их, съехав. Канюс попытался восстановить контакт, и девушка 13 января 2020 года пришла забрать свои вещи. Владислав закрыл дверь и начал ее избивать.
Утром 14 января соседи стали собираться у двери на седьмом этаже, откуда раздавались истошные женские крики и мольбы о помощи. Жители общежития слышали, как девушка пыталась открыть дверь, но ее оттянули назад. По их словам, крики длились около трех с половиной часов. Все это время они звонили в экстренные службы, но никто не приехал. Когда соседи наконец сумели открыть дверь ломом, они нашли тело девушки, уже лишенное жизни.
Канюс не признает свою вину. Он утверждает, что они вместе собирали вещи, поскольку он также планировал съезжать, и что они выпили около шести литров пива, 0,7 литра ликера и поллитра водки. Далее, в 5 часов утра, он предложил Вере восстановить отношения. По его версии, когда он узнал, что она встречается с другим парнем, у них произошел конфликт. Вера якобы начала его оскорблять, удары со стороны девушки, согласно его показаниям, состояли из не менее пяти ударов ногой в область паха и более восьми ударов ладонью по лицу. Это его разозлило, и он напал на Верочку.
Суд установил, что Канюс провел не менее 56 ударов, по другим данным — не менее 100, побил Веру, сломал ей нос, изнасиловал и задушил ее шнуром от утюга. На теле погибшей не осталось нетронутого места, почти половина всех повреждений пришлась на лицо. Канюс использовал не только руки, но и разные предметы, включая нож, о котором сообщает, что не собирался убивать Веру.
Согласно показаниям его брата, за день до преступления он признался, что хочет убить Веру. Экспертиза подтвердила, что девушка погибла не только от удушения, но и от множества травм, которые она получила в ходе жестокого избиения.
Дело против полицейских
Первый вызов от соседей поступил в дежурную часть в 4:55, они жаловались на звуки драки и женские крики. По мнению соседей, ссора началась около трех часов ночи. Оператор пообещал, что наряд полиции выедет на место. В течение полутора часов соседи звонили еще шесть раз, каждый раз слышали вариант «мы уже выехали». На одной из записей звонка, которую опубликовала в фейсбуке (принадлежит Meta**) Алена Попова*, отчетливо слышны крики Веры Пехтелевой. Последний звонок в полицию поступил в 6:20, соседка сообщила, что девушка, о криках которой они жаловались ранее, мертва.
По информации, предоставленной Холода*, начальник смены дежурной части полиции Ленинского района Михаил Балашов не отреагировал на первый сигнал. Он поинтересовался у Росгвардии, но выяснил, что все патрулиры заняты тем, что инспектируют сигнализацию в городе. Два автомобиля ГИБДД справляются с оформлением пьяного водителя и дежурят возле аэропорта, как указал начальник МВД области. При этом у группы немедленного реагирования закончился бензин за несколько часов до вызова. В ту же ночь, после первого сигнала от соседей о криках, Балашов, по данным Холода*, отправил наряд полиции на другой вызов, где они нашли тело пожилого мужчины без каких-либо следов насильственной смерти.
На Балашова и его сменщика Дмитрия Тарицына было возбуждено уголовное дело. Первый судебный разбирательство состоялось в феврале 2021 года. Позже Следственный комитет получил информацию о возбуждении еще одного уголовного дела на троих сотрудников полиции, имена которых пока не раскрыты.
Полицейские, не прослушав записи звонков и не выяснив у людей все обстоятельства конфликта, не смогли довести важную информацию до оперативных нарядов, — говорилось в официальном сообщении ведомства.
В итоге по делу о халатности в связи с убийством Веры Пехтелевой проходили пятеро полицейских. Им предъявили обвинение по части 2 статьи 293 УК РФ — за халатность, повлекшую неосторожную смерть человека. Максимальным наказанием стало лишение свободы от двух до пяти лет, с запретом занимать определенные должности. Прокуратура запросила реальные сроки для обвиняемых, которые составили от 2,5 до 3,5 лет.
Важно отметить, что ранее семья Веры была уверена, что дело будет переквалифицировано на более тяжкую статью, которая имеет более серьезные последствия для полицейских, в противном случае они могли бы остаться безнаказанными, — сообщила Алена Попова*.
На одном из заседаний по делу о халатности суд уточнил время смерти Веры Пехтелевой. В приговоре Владиславу Канюсу было изменено время смерти на полчаса, тем самым увеличивая временные рамки для прибытия полиции на место преступления. В ходе двух следственных экспериментов правоохранители получили разные данные по времени прибытия полиции на место.
Архивное фото
Владимир Терешков / RTVI
Первое расследование, проведенное без участия семьи погибшей, как сообщает Попова*, показало, что полиции потребовалось 95 минут для того, чтобы добраться на место, и еще семь минут на лифте до седьмого этажа. Второе следственное действие, на котором настояла семья Веры Пехтелевой, показало, что на эти же действия потребуется 35 минут.
Что говорит семья погибшей
Семья осталась недовольна приговором, рассказал RTVI дядя Веры, Владимир, однако пока не знает, будет ли подана апелляция и целенаправленная борьба за реальные сроки для полицейских. Тем не менее, по его словам, важно хотя бы то, что суд все же признал, что действия сотрудников полиции привели к гибели Веры.
Хоть справедливость в этом вопросе победила, поскольку все-таки осудили полицейских за неправомерные действия. Суд не объясняет своих решений: просто есть решение, и с ним нужно смириться. Мы морально истощены. На протяжении трех с половиной лет каждую неделю слушать аудиозаписи, видеть видеозаписи, доказывать свою правоту — это чрезвычайно тяжело, — подытожил Владимир.
*внесен(а) Минюстом в реестр иноагентов
**деятельность Meta по реализации Instagram и Facebook в России признана экстремистской и запрещена