Сбросив свой смертоносный груз, М. Сыртланова развернулась, умелыми маневрами уклонилась от ударов и дотянулась до самолета Попова, который лишь с трудом «раскачивался». Вместе с экипажем майора Амосова они разобрали поврежденный самолет на две половины и доставили его на свой аэродром.
Магуба Сыртланова: за что однополчанки дразнили ее фрау Мартой?
Как «непролетарское происхождение» помешало ей стать врачом, почему она была награждена Железным крестом за сбитый «Рус-Фан» и почему слово «ведьма» иногда можно считать комплиментом, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал президент демократического объединения «Клуб воинской славы» Михаил Черепанов.
«ЧУТЬ ЛИ НЕ ПЕРВАЯ В СПИСКЕ СМЕРТНИКОВ»
- общий налет — 2 948 часов 30 минут;
- дневной налет — 1 788 часов 35 минут;
- ночной налет — 1 159 часов 55 минут;
- боевой налет: днем — 690 часов, ночью — 840 часов 15 минут;
- сбросила 84 361 килограмм бомб, 110 пачек листовок, (использовала) 1 180 патронов ШКАС;
- эффективность: вызвала 31 очаг пожаров, 80 сильных взрывов, уничтожила 1 прожектор противника».
Из наградного бюллетеня Сыртлановой:
«Он сбросил 140 тонн бомб для уничтожения вражеских войск. Точный обстрел лагеря противника вызвал 128 мощных взрывов, уничтожил и повредил 85 огневых позиций, 2 переправы противника, 2 эшелона, взорвал склад горючего, уничтожил 3 артиллерийские батареи, 2 прожектора и 4 бензовоза.»
«Она выполняла свои обязанности безупречно, даже лучше, чем многие мужчины. Благодаря отличному знанию автомобиля и выдающейся технике вождения она была назначена инструктором» Фото: © РИА Новости, РИА Новости
«НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ МАМЫ — РАХМАНКУЛОВА»
— В соседнем Башкортостане ее также считают своей собственностью.
— Конечно, потому что она там родилась. А еще она — единственная женщина-герой Советского Союза. О ней много написано, снято множество фильмов и видео, но новые факты и подробности ее биографии продолжают открываться.
Она родилась 15 июля 1912 года в Белебее Уфимской губернии. До недавнего времени однозначно считалось, что она происходила из татарской крестьянской семьи. Но совсем недавно в газете «Республика Татарстан» появилась интересная статья, в которой дочь легендарного летчика впервые раскрывает тайну своего истинного происхождения Магуба Хусаиновна: «Было даже мнение, что она продолжила военные традиции семьи Сиртлановых, которая была принята в привилегированное сословие благодаря верной службе Отечеству…». Но на самом деле фамилия мамы — Рахманкулова. Ее отец Хусаин и дед были торговцами. В конце 1920-х годов семья решила скрыться в далекой Центральной Азии, спасаясь от преследований. Там мать стала Магубой Гусейновной Сыртлановой. Она немного изменила свое отчество и взяла фамилию своих родственников. Но наша линия Сыртлановых имеет не аристократические, а истинно сельские корни.
— Так суждено ли ей было изменить свою мирную биографию на биографию солдата, причем не ради семьи, а ради своей страны?
— Да, но не сразу. После окончания средней школы Магуба учился в медицинском колледже при Университете Центральной Азии. Вскоре ее исключили… потому что она не была пролетарием! Но сдаваться было не в ее характере. Некоторое время она работала в Ташкенте телеграфисткой, а затем на местной фабрике.
Желание стать пилотом зародилось в колыбели девочки, когда она впервые увидела аэроплан, и поэтому она как можно быстрее двигалась к своей мечте — работать техником в авиакомпаниях и искать посадочные площадки. В 1935 году она поступила в летную школу и начала летать. Но вскоре был издан приказ: Женщин пришлось отчислить из летной школы — приближалась война. Затем Магубу перевели в летный клуб в Тбилиси, где она продемонстрировала свои навыки. Она безупречно выполняла свои приказы и была даже лучше многих мужчин. Благодаря отличному знанию машины и выдающейся технике пилотирования, она смогла стать инструктором по летному делу.
Из наградного листа: «В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы»
После переезда в Ташкент девушка смогла поступить на медицинский факультет Университета Центральной Азии, хотя по объективным причинам не могла летать. И можно только предполагать, каким ударом для нее было исключение из-за того, что выяснилось ее непролетарское происхождение.
Девять из десяти нормальных людей расстроились бы и разочаровались в жизни навсегда, но только не Магуба, которая в тот момент решила стать Сыртлановой. Зарабатывая на жизнь, она работала телеграфисткой, трудилась на фабрике и все равно думала о небе. Она приблизилась к своей мечте, когда поступила на курсы техников-инспекторов, которые занимались поиском посадочных площадок для воздушных трасс в Туркестане.
— Такая профессия была уделом крепких мужчин, а не хрупких девушек», — говорит внучка летчика, Алина Радиевна: «Когда я увлеклась верховой ездой, мама сказала, что это не что иное, как бабушкины гены. Кроме того, во время исследований ей приходилось днями сидеть в седле под жарким солнцем. Ведь в то время в Туркестане было еще очень неспокойно. Однажды она провела ночь в кишлаке и только успела уйти, как ворвались бандиты и вырезали всех, кто был хоть как-то связан с советской властью…..
Сыртланова Магуба Хусаиновна (1912–1971) – гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4й воздушной армии 2го Белорусского фронта (ранее 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк). Участвовала в обороне Северного Кавказа, прорыве «Голубой линии» на Таманском полуострове, освобождении Новороссийска и Севастополя, в боях на территории Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии, в Берлинской наступательной операции. Награждена двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и отвагу удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1932 году сотрудник Среднеазиатского управления гражданской авиации был официально переведен в летную школу, открытую в Балашове, где стал одним из лучших курсантов. Но Магубу словно преследовала злая судьба — всех девушек отчислили, чтобы освободить место для будущих военных летчиков-мужчин. Но даже эта катастрофа не заставила Магубу сдаться. В 1935 году Магуба отправилась в Джорджию, где работала в мастерской по ремонту самолетов и одновременно училась в аэроклубе и планерной школе. Помимо прочего, Магуба приобрел бесценный опыт полетов в горной местности с ее сильными и не всегда предсказуемыми ветровыми потоками.
Однажды она удивила президента грузинского Осоавиахима Хацрынова своим мастерством пилотирования. Вернувшись в аэропорт, он сказал ей нечто среднее между комплиментом и цветистым кавказским тостом: «Слушай, Сиртланова, в горном ауле много джигитов, но только один танцует лезгинку лучше других. Сегодня самолет в твоих руках танцевал в воздухе лезинку».
Думала ли тогда Магуба, что ее и «летающую парту» U-2 ждет тяжелая военная биография? Чтобы она танцевала лезинку с самой смертью?
Многие и по сей день считают, что U-2 (По-2) был просто назойливым комаром над немецкими позициями. Но на самом деле творение Николая Поликарпова оказалось гениальным с точки зрения простоты, надежности и боевой мощи в руках опытных пилотов. Например, Магуба Сыртланова и ее коллеги-пилоты. Биплан, который, казалось бы, устарел с самого начала войны, сбросил на головы Гитлера столько же боеприпасов, сколько самый современный пикирующий бомбардировщик Пе-2 своего времени. Ну, а точность экипажей «Sky Walker» сравнима с современными образцами высокоточного оружия. Результату способствовало и то, что По-2 был практически необнаружим немецкими радарами из-за своей фанерной конструкции.
Два упомянутых самолета были построены в Казани во время войны, и год назад мы рассказывали об истории и характеристиках этих знаковых машин в статье «От По до Пе». Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что U-2 был построен на территории бывшего завода военной продукции (и будущего вертолетного завода), где был освобожден Ленинградский авиационный завод 387. Вместо пулеметных повозок теперь производились транспортеры для кавалерии. В отличие от гражданских версий, U-2 LNB (легкий ночной бомбардировщик) был оснащен бомбодержателями, пикировщиком и пулеметом ШКАС в турели. Некоторые из них были оснащены направляющими для ракетных установок. Очень важным новшеством, разработанным в Казани с учетом особого предназначения самолета, стал огнемет: огненные выхлопные газы двигателя больше не обесцвечивали самолет и не слепили экипаж, который мог даже в темноте среагировать на искру от вражеского самолета. И буквально через дымоход послать смертельно опасного «гостя».
Вот уже 75 лет минуло с момента окончания Великой Отечественной. Но когда вглядываешься в лица поколения победителей, война вдруг становится близкой, осязаемой. На пожелтевших фотографиях – не былинные богатыри, которым всё под силу, а обычные люди. Невольно сравниваешь их с нами, ныне живущими, и задумываешься: смогли бы мы вынести то, что легло на их плечи?
— Однажды мама рассказала мне такую историю в школе, где я училась, — с дрожью в голосе вспоминает Светлана Максимовна, — во время освобождения Беларуси ее полк перебросили на аэродром возле одной из деревень, из которой только что выбили немцев. Летчики наблюдали за расстроенной женщиной, которая кружила вокруг дерева и снова и снова повторяла: «Оленька, Оленька…». Они обнаружили, что в присутствии жены партизанского командира фашисты били по голове их двухлетнего ребенка в сапоге. Они били его до тех пор, пока у него не отвалилась голова…. Когда мы услышали эту страшную историю, ни мы, ни наши учителя не смогли сдержать слез.
За годы войны летчики полка совершили около 24 тысяч боевых вылетов; в небе фронта их самолеты находились в воздухе в общей сложности почти 1200 полных суток. Они сбросили на врага более трех тысяч тонн бомб и 26 тысяч зажигательных гранат, уничтожив не только человеческие жизни, но и 17 паромов, две железнодорожные станции, девять поездов, сотни автомобилей, склады горючего и оружия, полигоны и прожекторные установки.
Конечно, «ночные ведьмы» не обошлись без жертв. Ночь на 1 августа 1943 года стала самой темной, когда немцы неожиданно сбросили над местом дислокации полка группу ночных истребителей «Мессершмитт-110». В течение ночи четыре наших самолета были сбиты вместе с вражескими зенитчиками.
За время существования полка безвозвратные потери составили 23 человека и 28 самолетов. Никто из летчиков не попал в плен, предпочтя умереть, но не сдаться. Такая судьба чуть не постигла Магубу Сыртланову.
С мужем и дочерьми. Казань, конец 1950-х годов.
Во время наступательной операции в Крыму весной 1944 года полк нейтрализовал немецкие позиции под Севастополем со стороны Азовского побережья. До цели можно было добраться в относительной безопасности, но медленно через море или быстро по диагонали через территорию, удерживаемую врагом. Второй маршрут был признан лучшим, хотя пилотам мешали сильная немецкая противовоздушная оборона и невысокие, но коварные горы. Однако для Сыртлановой, с ее опытом полетов, это была наименьшая из проблем.
Однажды ночью в апреле экипаж был направлен в Севастополь для бомбардировки вражеского аэродрома. После сброса груза самолет попал в смертельную зенитную ловушку, из которой не смог выбраться. Вспышки зенитных взрывов неумолимо приближались. Катастрофа была почти неизбежна, но Сыртланова инсценировала беспорядочное падение разбившегося самолета. И немцам удалось ее обмануть! Магуба выпрямилась на земле и уже собиралась лечь, когда почувствовала, что двигатель заглох. План заключался в том, чтобы не садиться на позиции немцев, поэтому она решила лететь над водой. Выжить или утонуть.
«Штурман, Татьяна Сумарокова, дала мне курс. Чудесным образом мы достигли Азовского моря с потерей высоты, как раз на 1300 оборотах, — вспоминала позже Магуба Чусаиновна, — мы получили сигнал с земли и с этой красной ракетой буквально упали на воду. Сразу же двигатель был выключен. Мы вышли из самолета и обнялись со штурманом, счастливые от того, что остались живы и находимся среди своих людей.
Герой Советского Союза
Магуба Гусейновна (по другим данным — Хусаиновна) — заместитель командира эскадрильи 46-го Таманского полка ночных бомбардировщиков 325-й дивизии ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии.
Родился 15 июля 1912 года в Белебее (Башкирия). Он был татарином. Он окончил аэроклуб и планерную школу в столице Грузии Тбилиси.
В Красную Армию он был призван с июля 1941 года Военным бюро учета и классификации Грузинской ССР в Тбилиси.
На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1942 года Магуба Сыртланова воевала на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии. В бою солдат неизменно демонстрировал мужество, отвагу и бесстрашие, совершив 780 боевых вылетов с общим налетом 928 часов и сбросив 190 тонн бомб. В сложнейших метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолетов в заданные районы.
За мужество и отвагу гвардии лейтенанту Сыртлановой Магубе Гусейновне Указом Президиума Верховного Органа СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8261).
После войны персональная пенсионерка М.Г.Сыртланова жила в Казани, столице Татарстана, где и умерла 1 октября 1971 года. Она похоронена на Новотатарском кладбище в Казани.
Она была награждена орденом Ленина (1946), двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (1944) и Красной Звезды (1944).
Имя М.Г. Сыртлановой носят улицы в Казани и Белебее, а также белебеевская школа № 2, в которой находится музей, посвященный знаменитому летчику. На доме, где она жила в Казани, установлена мемориальная доска.
Из свидетельства о награждении М.Г. Сыртлановой:
«. Общий налет 2340 часов. Он был освобожден при уничтожении вражеских армий 140 тоннами бомб. В результате точной бомбардировки лагеря противника было уничтожено и повреждено 128 мощных взрывов, 85 огневых позиций, 2 переправы противника и 2 эшелона, взорван склад горючего, уничтожены 3 артиллерийские батареи, 2 прожектора и 4 машины с горючим.
. В ночь на 26 марта 1945 года они уничтожили концентрацию войск противника в районе Данцига. Несмотря на сильную зенитную оборону, экипаж обнаружил цель и провел точную бомбардировку. В течение ночи было совершено 8 вылетов, уничтожив огнем одну батарею.
Магуба гусейновна сыртланова Пилот Магуба боевое задание выполнила
- Город
- Магазины, предпрития и т.п.
- Учебные заведения
- Карты Белебея
- География Белебея и района
- Природа Белебея
- Афиша кинотеатра
- Фотогалерея
- Исторические памятники
- Каталог организаций
- Управляющие компании
- Все для дома
Газета «Модуль+»
Друзья сайта
Магуба Гусейновна Сыртланова
О единственной женщине-герое Советского Союза, уроженке Башкортостана, написано много книг. О вкладе 46-го женского полка ночных бомбардировщиков в Великую Победу знает вся страна, Европа и мир, но остается только восхищаться уникальным достижением женщин-авиаторов. Давайте положим руку на сердце и спросим себя: возможно ли такое в какой-либо другой стране? Нет, нет и еще раз нет! А эти, наши нежные и красивые девушки, могли стать хозяйками ночного неба (в немецкой интерпретации — «ночными ведьмами»). О, как нацисты не хотели иметь с ними «свидание»! Они выполняли тяжелую мужскую работу — не без труда, но с изяществом и эффективностью. И даже после войны они оставались сияющими звездами, на которые ориентировались многие поколения российских девочек (и мальчиков!). Мы расскажем вам об одной из них, нашей соотечественнице, женщине с упорным характером, которая однажды загорелась мечтой о небе и не только осуществила ее, но и пошла дальше — завоевала ее…..
Магуба Гусейновна Сыртланова родилась в Белебее 15 июля 1912 года. Здесь она окончила татаро-башкирскую школу (семилетку), подготовительный этап гимназии №2 Здесь же она увидела рай как свою судьбу. Это был 1928 год, и она была далека от достижения своей цели! Но с тех пор каждый ее шаг, независимо от того, где она жила или работала, вел к ее мечте. Магуба поехала в Узбекистан с несколькими друзьями, потому что там жил ее старший брат. В этой среднеазиатской республике она нашла работу в исследовательской группе, которая занималась определением будущих маршрутов полетов и наймом самолетов. Хотя ее работы земные, они, тем не менее, связаны с небом.
А в 1932 году Магуба поступил в Балашовскую летную школу под руководством комсомольцев (на их очередной конференции прозвучал призыв шефствовать над воздушным флотом). И не было более прилежного курсанта, чем М. Сыртланова. Она изучила материальную часть знаменитого U-2, получила теоретические знания и даже смогла пролететь два круга над аэродромом. Магуба поняла, что небо зовет ее, это ее стихия и смысл ее жизни. Но …. Это противоположность жизни! Сверху пришел приказ исключить девочек из школы.
Что, мечта разбилась? Не для Магубы. Он отправился в Тбилиси и посещал занятия в аэроклубе. Тем временем началась война.
Он открыл военную летную школу в Тбилиси. Магуба Сыртланова получила звание лейтенанта и была назначена командиром полета. Магуба Гусейновна была на высоте. Начальник штаба тбилисского спецподразделения (медицинского эскадрона) Я. Курочкина вручила ей блестящий сертификат, отметив высокий профессионализм, авторитет, организаторские способности и ответственность за порученное дело. Лейтенант служила хорошо, но ее разум не был спокоен. На фронт! И она действительно достигла своей цели! Ее предупреждали, она боялась опасностей, но ничто не могло остановить Сыртланову. Кроме того, она знала о формировании полка ночных бомбардировщиков под командованием подполковника Е. Бершанской. В 325-й авиадивизии 4-й воздушной армии появилось новое авиационное подразделение.
Упрямый летчик попал на прием к командующему 4-й армией генерал-полковнику К.А.Вершинину, с трудом согласился, под давлением «сдался», аргументов, понял, что их просьба не чума.
Мне бы в небо
Магуба Сыртланова совершила свой последний боевой вылет 5 мая 1945 года, за четыре дня до победы.
«Затем мы были расквартированы в Про, в 80 километрах к северу от Берлина. Задача состояла в том, чтобы пролететь как можно дальше и встретить немцев в районе Данцига. Я летела с Таней Су-Мароковой. Ночь была хорошая, но через 30-40 минут мы вошли в туман. Мне пришлось управлять самолетом с помощью оборудования. Я спустился. Штурман рассчитал его точно. Мы выскочили из тумана прямо над целью. Это была группа военных кораблей. Очевидно, наши двигатели гудели, а прожекторы загорались. В этот момент поступил приказ штурмана проложить курс и держаться строго у горизонта. Необходимо было бомбить. У нас было шесть бомб. Когда мы были готовы к бомбардировке, нас со всех сторон прикрывали прожекторы.
Зенитки сошли с ума. У нас не было другого выбора, кроме как инсценировать падение. Давайте спустимся. Вода находится на расстоянии примерно 15-20 метров. Мы уже вне поля зрения врага. Мы набираем 350 метров высоты и возвращаемся на курс. Мои друзья встретили меня с тревогой и задавали вопросы. Они не могут понять, как нам удалось добраться до базы — самолет был разбит на части. » — вспоминает пилот.
Во время войны было несколько опасных ситуаций, но в ту майскую ночь он был полон решимости жить. Он был свидетелем войны и отчаянно хотел увидеть ее конец.
. Сыртланова, получившая образование пилота гражданской авиации, в первые дни войны добровольцем вступила в Красную Армию. В военной летной школе в Тбилиси она учила курсантов летать и писала рапорты с просьбой отправить ее на фронт. Ей отказали, она написала снова. Затем ее направили к полковнику Вершинину, командующему 4-й воздушной армией.
Генерал, не выдержав ее напора, капитулировал. Магуба была назначена в первый женский авиационный полк, который был сформирован в начале 1942 года. «Поезжайте туда сами», — сказал высокопоставленный военный чиновник. И Сыртланова пошла.
Из материалов, посвященных Магубе Сыртлановой, Герою Советского Союза:
«. Во время Великой Отечественной войны она лично совершила 782 боевых вылета….. Она сбросила 140 тонн бомб для уничтожения вражеских войск. В результате применения дорогостоящих бомб в стане противника было произведено 128 мощных взрывов, уничтожено 85 огневых позиций, разрушено и уничтожено 2 переправы противника, 2 эшелона, взорван склад горючего, уничтожены 3 артиллерийские батареи, 2 прожектора и 4 бензовоза.»
Когда летят «кофемолки»
В начале 1942 года были сформированы три женских полка — истребителей, скоростных бомбардировщиков и легких ночных бомбардировщиков. Однако позже первые два были смешанными, а второй (588-й, позже переименованный в 46-й гвардейский) до конца войны полностью состоял из женщин. В 1942 году их число составляло 115 человек. Возраст — в основном от 17 до 22 лет, все девушки.
Они летали на U-2 (По-2), легком, медленно летящем аппарате, построенном из дерева и перкаля, который поначалу забавлял немцев. Они давали ему более обидные названия и соревновались в сообразительности: «фанера», «кофемолка», «швейная машинка»….. Но вскоре «кофемолка» стала их кошмаром.
«Эти самолеты не давали нам жить — мы не могли даже разжечь печку или маленький костер — экипажи По-2 сразу же находили их и сбрасывали бомбы. Они продолжали нас находить, поэтому нам приходилось оставаться в окопах всю ночь, чтобы избежать потерь», — рассказывал позже один из ветеранов вермахта.
В августе 1943 года Успенский железнодорожный узел был сильно поврежден в результате налета бомбы U-2 — его пропускная способность сократилась вдвое. Немцы опасались полного краха этой важной станции и прекратили все ночные перевозки.
Первый сбитый По-2 был награжден Железным крестом, но сбить медленный самолет, как ни странно, было нелегко. Самолет мог летать близко к земле, прячась в складках местности, чего не могли делать скоростные истребители. Он также мог бесшумно скользить с выключенными двигателями.
«Крылья были сделаны из холста, по краям обшиты деревом — в них можно было проделать дырку пальцем. Кабина была открытой, без броневых листов для защиты от пуль, — описывает подполковник Ракобольская, начальник женского авиационного полка, — у самолета не было бомбоотсека, бомбы хранились в бомбовых отсеках прямо под самолетом. Аттракционов не было, мы создали их сами и назвали их PPR («easy as penny dreadfuls»). Объем бомбового груза варьировался от 100 до 300 фунтов. В среднем мы получали 150-200″.
У U-2 не было радио; экипаж использовал примитивное устройство для связи. В 1943 году пилоты поднимались в небо без парашютов, но могли нести дополнительную бомбовую нагрузку до 500 кг. Они предпримут несколько попыток, чтобы достичь целей.
Иногда приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь, и на это уходило 9 часов, — вспоминает Магуба Гусейновна, — механики и стрелки успевали заправить и осмотреть самолет за 5-6 минут. Я не мог поверить, что эти «небесные существа» умудряются за ночь подвесить до трех тонн бомб каждый. Так и случилось — самолет приземлился, был разбомблен над целью зенитками и пулеметами и вынужден был ремонтироваться. Пилот и штурман выбрались из кабины с помощью девушек, их ноги дрожали. Они приземлились прямо на землю под крылом самолета и заснули, пока производился ремонт.
U-2 совершал большинство своих бомбардировочных полетов ночью. Именно поэтому пилотов прозвали «ночными ведьмами». Они ориентировались на местности или по компасу и добирались до места. Они пролетели так близко к врагу, что могли видеть даже огонек сигареты охранника. Сначала мы бросали руками легкую бомбу, а затем, нацелив ее на свет, сбрасывали основной бомбовый груз.
Бой над Севастополем
В первом полете Магубу сопровождала опытный штурман Евгения Руднева. Задача состояла в том, чтобы разбомбить немецкие материалы, собранные на окраине Батайска для переброски на Кубань. Пилот опознал объект по вспышкам и лучам прожектора и стал искать самолет. Бомбы полетели к своей цели. Темноту ночи разорвали вспышки взрывов.
При возвращении «Магуба» летела слишком низко и попала под обстрел. Они тут же поднялись и отошли на опасное расстояние. Когда экипаж вернулся на аэродром, все увидели, что самолеты изрешечены пулями. Магуба доложил: «Летчик Сыртланова выполнила задание! Два пожара в районе цели.
В ответ он услышал: «Хорошее боевое крещение, Марта!». Ее коллеги-пилоты для удобства изменили ее необычное татарское имя.
Не раз и не два Магуба возвращалась домой на своем набитом хламом самолете. Часто Сыртланову спасал опыт полетов на Кавказе, в горах. Она умела маневрировать — «буквально танцевала лезинку».
Однажды, возвращаясь с задания, Магуба вдруг увидел, как артиллерийские дивизионы проходят мимо вражеской цели. Пилот решил скорректировать прицел. Ее бесшумный пилот опустился как можно ниже над землей. Магуба крикнула: «Сто метров!». — и начал набирать высоту. Затем последовал результат корректировки огня. Затем он повторил маневр и прицелился еще точнее.
«Горная Лесгинка» Сыртлановой не только спасла ей жизнь в ночь на 12 сентября 1943 г. Немцы тогда встретили «Ночных ведьм» зенитным огнем. Самолет начальника гвардии Попова был обстрелян и поврежден. Чтобы не дать врагу возможности уничтожить самолет подруги, Сыртланова направила свой самолет прямо на зенитный расчет, в самый центр огня. Она сбросила бомбы и, маневрируя, сумела избежать огня. Затем экипажи Магубы и майора Амосова подняли самолет Попова и накрыли его.
История, произошедшая в апреле 1944 года, даже попала в газету «Frontline Truth».
«. Лейтенант Сыртланова вылетела ночью на своем По-2 бомбить вражеский аэродром в Севастополе. Когда до цели оставались считанные минуты, фашистский прожектор засек ее самолет и открыл огонь.
Штурман Сумароков сбросил бомбовый груз на стоянку «Юнкерсов». Выполнив свою миссию, Сыртланова пытается избежать прожекторов, но безуспешно. Затем она решает совершить обманный маневр. Самолет наклоняется и набирает скорость по направлению к земле. Вражеские наблюдатели, думая, что самолет сбит, выключают свет. На полном газу, почти до самой земли, отважный пилот направляет самолет к своему аэродрому.
Двигатель работал неровно. Пилот понял, что не успеет долететь до аэропорта. Что он мог сделать? Сдаться? Нет, лидер партии никогда бы так не поступил. Он развернул самолет в сторону моря. Как только берег оказался в поле зрения, двигатель заглох. Самолет успешно приземлился. Колеса лежали на земле, а хвост самолета касался воды. Железная воля, мужество и отвага члена партии Сыртлановой оказались сильнее смерти».
46-й полк пересек Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию и Венгрию и прибыл в Сечин. Ночные бомбардировщики принимали участие в важных операциях, таких как в Белоруссии, Львове-Садомирове, Восточной Пруссии и Берлине в 1944 году.