Три женщины Максимилиана Волошина. Волошин максимилиан александрович.

По случаю годовщины смерти «учителя Коктебеля» SPB.AIF.RU вспоминает женщин, которые повлияли на судьбу поэта и в жизни которых он сыграл важную роль.

Максимилиан Волошин и его женщины

Максимилиан Волошин до сих пор считается самым безумным русским поэтом начала ХХ века. Но современники, имевшие честь познакомиться с ним лично, всегда соглашались: трудно найти человека, который был бы так любящим и щедрым в душе. У него не было экстраординарной внешности, скорее очень необычной, но при этом поэт мог силой своего таланта и обаяния очаровать практически любую представительницу прекрасного пола. Однако из множества женщин, встреченных им на своем пути, лишь несколько оставили неизгладимое впечатление в его душе.

Роль женщины в жизни мужчины важна и уникальна, начиная с самого детства. В основном судьбы формируются благодаря вкладу матери в воспитание тех или иных характеров. Ведь именно мать оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. И, конечно, нельзя недооценивать роль жены — спутницы жизни, музы, вдохновительницы, хранительницы очага.

Хелена Глейзер

Максимилиан Волошин в детстве с матерью.

Елене Оттобальдовне Кириенко-Волошиной судьба уготовила назначение стать матерью поэта, художника, человека, которого столетие спустя назовут Мудрецом. И, несомненно, первые «семена», проникшие в душу ребенка и давшие «всходы», были посеяны ее руками.

Чтобы понять, какой была Елена Отобальдовна, необходимо знать, что у нее с юности был бойцовский характер: «Она любила фехтование, верховую езду, изучала приемы бокса — и предпочитала платье мужскому костюму (в то время это был крайний вольный стиль»… Стоит отметить, что при такой активной жизни Хелена была еще и довольно усидчивой, ведь она много читала, изучала немецкий язык, а затем прекрасно переводила драмы Гауптмана. В 1866 году она окончила Институт благородных девиц. Через два года она вышла замуж за Александра Максимовича Кириенко-Волощина, студенческого советника — впоследствии отца Максимилиана. «Кстати, она никогда не говорила жена, а всегда — Максин отец, намекая на точный смысл в ее жизни — и ее цель», — вспоминала Марина Цветаева о матери Волошина.

От своей матери, Елены Оттобальдовны Глейзер, он унаследовал как свое возмутительное поведение, так и весьма оригинальный стиль одежды. Она была замечательной женщиной, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не теряла самообладания. Даже разлука с его отцом, отцом Максимилиана, не заставила ее пасть духом. Она устроилась на работу в железнодорожную контору и всячески доказывала свою независимость. Когда умер ее бывший муж, она подписала свое имя словами «безутешная вдова». Но все, кто имел возможность прочитать эту подпись, удивлялись и говорили, что мать Максимилиана Волошина меньше всего похожа на безутешную вдову.

с матерью в Коктебеле.

Елена Оттобальдовна была строгой матерью. У окружающих сложилось впечатление, что она была слишком требовательна к Максимилиану. Ее отношение к сыну Е.О. Волосина объясняется так: «Да, таких людей, как Макс, очень мало, но как мать я хочу, чтобы он был еще лучше. Я не хочу быть как все матери: Я родила сына вот таким — лучше всех. Нет, я вижу, что Макс очень хороший, но мне всегда хочется, чтобы он был еще лучше…», о матери поэта Е. Герцык писала: «…под суровой внешностью Елена Обалдовна необыкновенно доброжелательна, терпима и чужда мелочности…», а об отношениях матери и сына — «Его мать — подруга, старая девица, и вообще она податлива, не без придирок…».

Царевна и дворник

Действительно ли все, что говорят о вашем доме, правда? Что вы имеете право на первую ночь с каждой женщиной, которая к вам приходит? Что ваши гости носят «полупижамы»: один ходит с нижней частью на голое тело, другой — с верхней? Что вы молитесь Юпитеру и приручаете дельфинов? спросил Волошин. Тот с серьезным видом кивнул: «Да, да. Максимилиан любил тайны и любил выглядеть странно.

Со своей первой женой, Маргаритой Сабашниковой, Волошин познакомился в Сорбонне: они вместе слушали лекции. Максимилиан ходил по Парижу в высокой шляпе, бархатных брюках и накидке с капюшоном лепрекона. Низкорослый, толстый, с большой львиной головой — все на него заглядывались. Маргарита была богемной девушкой, но носила узкие юбки и английские блузки. Все называли Маргариту Аморе. Она рисовала картины и везде ходила с шаманским бубном — ее прадед был бурятским шаманом. Ее отец уже был богатым торговцем чаем. Аморе только что вырвалась из его тирании и мечтала о безграничной свободе и любви.

Волошин смотрел и смотрел на Аморию, а потом вдруг сказал: «Я нашел ваш портрет!». Они пошли в музей: каменная египетская царица Тайах действительно была похожа на прабабушку бурятского шамана. Живая девушка и каменная царица слились для Волошина в одно целое: «Надо напрячься, чтобы поверить, что Маргарита из бренной плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда не был так влюблен и не смею к ней прикоснуться — считаю это кощунством».

Это история со счастливым началом: влюбленные поженились и отправились в Феодосию. Маргарита была несколько шокирована порядком, царившим в доме. Волошин тут же облачился в длинную тунику, надел чулки и украсил свои кудри венком из полыни. Амория-Дейзи стыдилась его выходок. Однажды незнакомая девочка увидела их вместе и спросила ее вслух: «Мама, почему принцесса вышла замуж за этого смотрителя?».

Волошин весело рассмеялся. Маргарита была смущена. Все эти греческие одеяния, бесконечные гости и хитрости ремесла начали утомлять ее. Она разочаровалась в своем муже: Он казался неспособным ни на что, кроме как бродить по горам с мольбертом.

Эрос и символисты

Ей казалось, что в Петербурге происходит настоящая жизнь. Говорили, что там зарождается новый вид человеческого сообщества, где нет правил и нет богов, кроме Эроса. Она хотела увидеть все это своими глазами. Мы поехали в Петербург и остановились в эпицентре символизма: в квартире под мансардой поэта Вячеслава Иванова. Каждую среду он собирал в своей квартире всех символистов.

  История любви: АННА АВСТРИЙСКАЯ — КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЁ. Ришелье кардинал википедия.

Пока Максимилиан обсуждал, размышлял и писал стихи, Маргарита общалась с Ивановыми. Вячеслав и его жена Лидия Зиновьева-Аннибал уговорили Маргариту составить с ними «духовно-психо-физический кирпичик из трех живых людей»: Настоящий художник не должен жить с вульгарной парой! Они стали жить втроем, а Макс, дополнительный угол в этом многоугольнике, вернулся в Кокбель.

Четвертый лишний

Кстати, о женщинах. У тех, кто хорошо знал Волошина, мнения расходятся. Одни считают: у поэта было романов не счесть, другие предполагают: он был вечным девственником, скрывая за экстравагантностью непреодолимую застенчивость.

В Париже он познакомился с художницей и писательницей Маргаритой Сабашниковой. Она решилась сделать ему признание. Не прошло и года с момента их свадьбы, как Марго решила, что быть третьей в постели для поэта Вячеслава Иванова и его жены Лидии гораздо приятнее, чем единственной для Волошина. Она называла его ниже себя, но сохранила дружеские отношения даже после расставания.

Волошин женился снова только через 20 лет. На Марии Заболоцкой, сиделке, которая ухаживала за его матерью. Простая женщина, далекая от богемной жизни, должна была поддерживать его до самой смерти и сохранить наследие своего мужа

Загадочная Черубина

Однажды в редакцию петербургского журнала «Аполлон» пришел конверт со стихами, подписанными Черубиной де Габриак. Дама сообщала: она наполовину испанка, выросла в католическом монастыре и мечтает о публикации. Главный редактор Сергей Маковский был очарован: Загадочная поэтесса стимулировала его воображение, и ее стихи показались ему еще прекраснее. Они были опубликованы. Весь литературный Петербург был у ее ног: поэты мечтали о встрече с Черубиной. Но она нигде не появлялась, только присылала новые стихи редактору. Но время от времени она звонила Маковскому — который влюбился, услышав ее мелодичный голос.

И вдруг выясняется: все это была мистификация Макса Волошина. Он придумал Черубину, чтобы помочь своей подруге Елизавете Дмитриевой: Она писала замечательные стихи, но их отказывались публиковать.

Непутевые литераторы были возмущены. Николай Гумилев позволил себе некоторую злобу к Дмитриевой, и Волошин вызвал его на дуэль. Все было серьезно: пистолеты, секунданты и барьер. К счастью, дуэлянты за это время успокоились, и оба выстрелили в воздух.

«Максимилиан

Черубина де Габриак

Елизавета Дмитриева, дочь учителя каллиграфии и акушерки, познакомилась с Максимилианом Волошиным в Крыму в 1909 году. Непривлекательная девушка, хромавшая на одну ногу из-за туберкулеза легких и костей, оказалась талантливым поэтом, покорившим такого ценителя красоты, как Макс. Для нее он придумал новый образ загадочной 18-летней испанской поэтессы Черубины де Габриак, который умел блестяще интерпретировать.

Загадочное лицо буквально ворвалось в литературный мир своим творчеством, отправив несколько писем в редакцию художественного журнала «Аполлон» и одновременно завоевав сердце редактора Сергея Маковского.

Ее отношение к Волошину видно из написанных ею строк: «Я сблизилась с Н. С. (Николаем Степановичем Гумилевым — прим.), я мучила его, смеялась с ним, а он терпел и все просил меня выйти за него замуж — а я хотела выйти за М. А. — Зачем я так мучила Н. С. — зачем я не отпускала его? Это была не жадность, это была любовь. Во мне две души, и одна из них должна была любить одного, а другая — другого. О, почему они пришли и ушли одновременно!».

Сложные отношения между Гумилевым и Волошиным даже привели к дуэли. Максимилиан однажды прилюдно дал Гумилеву пощечину. Этому не предшествовало никаких объяснений или аргументов. Присутствовавшие при этом знакомые поэта решили, что виновата женщина, что Волошин скорее защищал честь своего знакомого.

Немедленно был объявлен вызов на дуэль. Дуэль состоялась в Новой Деревне. К счастью, никто не пострадал.

Стоит отметить, что тайна де Габриака вскоре была раскрыта. Знакомый Маковского передал номер телефона Дмитриевой. Их встреча оказалась трагичной. Непривлекательная внешность девушки удивила редактора, который счел ее просто отталкивающей. Последовавший скандал больно ранил девушку, которая на долгие годы покинула литературные круги.

Марина Цветаева

«Макс был идейным вдохновителем жизни женщин и поэтов. Когда женщина становилась поэтом, вернее, поэт становился женщиной, его дружба, забота, терпение, внимание, обожание и сотрудничество были бесконечны», — писала о нем Марина Цветаева.

Она написала мемуары «Живое о живом», книгу, в которой пытается передать всю полноту личности Волошина, показать его характер и неповторимость. Их дружба и любовь длились долгие годы. В Рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся 43 письма поэта к Максимилиану Волошину.

По мнению критиков, Цветаеву с Волошиным связывало много общего.

Их встреча состоялась в декабре 1910 года. Цветаева подарила ему экземпляр «Вечернего альбома», а через несколько дней он написал статью о стихах Черубины и Цветаевой. Между ними завязалась переписка. В мае 1911 года она впервые посетила его в Коктебеле, а через несколько лет вернулась сюда с дочерью и мужем.

По мнению критиков, у Цветаевой и Волошина было много общего: от огромной любви к поэзии до требовательного и «детского» взгляда на жизнь.

«Я обязана Максу силой и открытостью своего рукопожатия и уверенностью в людях, которые его сопровождают. Если бы я жил, как прежде, я бы не доверял, как прежде; возможно, было бы лучше — но хуже», — напишет он позже.

«Вы любите? Как странно. »

…Волошин сразу же взял ее под свое крыло, чтобы познакомить с Европой и, конечно же, с Парижем — городом, который он любил и знал как свои пять пальцев. В своих воспоминаниях Сабашникова позже напишет: «Каждое утро приходил Макс Волошин и водил меня по музеям, церквям, мастерским художников и по всему Парижу». Париж подарил нам свое летнее очарование. Коричневые аллеи отбрасывали тени, кареты были полны цветов — алых роз, синих васильков….. Легкий ветерок нес лепестки роз — через широкие окна и открытые двери…». Город любви» сделал чудо и для нее.

  Кирилл Дмитриевич Нагиев. Кирилл нагиев фильмы.

Злой художник» остался где-то далеко-далеко, теперь перед Маргарет стояло совсем другое лицо — обаятельное и участливое, а его «очень добрые, детские глаза и искренний энтузиазм заставляли забыть все его излишества». Это строки из ее дневника. А Волошин испытывает невероятный душевный подъем и снова и снова говорит о своих чувствах — только в стихах, посвященных ей. Стихи, какими они и должны быть у символистов, красивые, изысканные, полные образов и тайн. Цикл прекрасных стихотворений под названием «Amori Amara Sacrum» («Священная горечь любви»), в котором, по словам поэта, каждая строфа «преображалась с первой!

Но была ли это любовь? Не нам судить — им судить. И они — они разорвали себя и сердца друг друга на части, не в силах прочесть огненные скрижали, на которых горела судьба их душ. Он говорит себе, что любит их, и в то же время не верит, что может любить: И в первый раз я на землю ложусь, И мертвое сердце, что судьба мне дала, Я с покорностью беру из рук твоих, Как маленькую серую птичку ты греешь. Переполненная своими чувствами, она просит его поверить: «Я хотела бы дать тебе что-нибудь. Как бы я хотела согреть эту мертвую птицу своими слабыми руками, прижать ее к своему сердцу…».

Он пытается предостеречь ее — кто знает от чего: «Я хочу сказать: «Видишь, какой я. Прости меня. Не люби меня». А в ответ: «Я вижу, я благословляю, я люблю в тысячу раз больше»! Он видит впереди невообразимые опасности и пытается спасти ее — от самого себя. Он убеждает ее быть сильной и — свободной. И не думать о нем. А она отвечает с чисто женским коварством и игривой «жестокостью» любви: «Ты хочешь, чтобы я тебя забыла?». А с его стороны — грустно-подавленное: «О, нет…».

…И здесь еще больше разгорается огонь Волошиных сомнений в своей хорошей знакомой Минцловой, любительнице мистики и пальмиры: «В вашей руке необыкновенное разделение линий ума и сердца. Я никогда не видела ничего подобного. Вы живете исключительно головой. Вы не можете любить вообще. Самое страшное несчастье для вас будет, когда кто-то полюбит вас, а вы почувствуете, что вам нечего ему ответить…». Из дальнейшего рассказа, однако, мы знаем, что «хороший знакомый» неправильно понял строки поэта: несмотря на свои сомнения, ему было что ответить на вызов любви, и в горький для себя момент он поднялся над предрассудками…

Брак по расчету

Не исключено, что Волошин «влюбился» в Маргариту. Вполне возможно, если вспомнить, что говорили о нем современники — открытый, не терпящий вражды, обаятельный и ученый человек, гостеприимный и чуткий, всегда щедрый на помощь и любезный поделиться, очень милый и веселый….. Очевидно, Маргарита не до конца осознавала, что происходит в ее собственной душе. Она не могла представить свое дальнейшее существование в этой очень практичной жизни без него, «ведь я так беспомощна, почти смешна в ней». Макс, добрый и бескорыстный, находит мою слабость трогательной и милой, заботится обо мне с любовью. Но я страдаю от собственной слабости, я чувствую себя блуждающей тенью…». Я была потрясена развитием их отношений. В одном из писем он написал ей, что она спасла ему жизнь, а по закону Китая тот, кто спасает жизнь другому, несет ответственность за дальнейшую судьбу спасенного. «Макс чувствовал, что теперь я не имею права оставить его, наши жизни должны быть едины. Я была тронута и напугана одновременно. Значит, то, что мы дружили, было чем-то совсем другим, не дружбой. Да, мы должны, мы должны…. В тот момент я даже не думала о том, что я могла бы дать ему, если бы мы могли всегда быть вместе…». Они честны друг с другом и порой резки в своих суждениях. Но если Волошина терзают сомнения, то Маргариту терзают ее собственные качества — она их знает, не любит, но не может им противостоять

«Помнишь, я предупреждала тебя о своей способности внезапно возненавидеть человека? Ничего не могу с собой поделать…» «Я не выношу, когда меня любят. Потому что это борьба. Если меня обожают, я хочу их добить». Конечно, в этих словах много непонятного позерства, попытка женщины победить, когда кто-то хочет подчиниться. И все же… Тем не менее, Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались во Власовской церкви Москвы 12 апреля 1906 года, а через два дня они отправились в Париж, который она очень любила.

Строка из дневника Маргариты: «Свадьба, красота обрядов русского православия. Нет, это не я… Все это лишь странный сон…». Один из исследователей творчества Максимилиана Волошина назвал это «браком по расчету» — но не из мелочности, когда материальные блага на первом месте, а из высшего порядка, когда принимаются во внимание достоинство, добрый юмор, горячая интенсивность духовной жизни….. О Маргарите говорили: «Она знала, что с этим человеком никогда не будет скучно. Она знала, что этот человек никогда не изменит ей. Она не знала того же о себе….

Царевна и дворник

Правда ли все то, что говорят о порядке в вашем доме? Что вы имеете право на первую ночь с каждой женщиной, которая приходит к вам? Что ваши гости носят «полупижамы»: один ходит с нижней частью на голое тело, другой — с верхней? Что вы молитесь Юпитеру и приручаете дельфинов?

Он кивнул с самым серьезным видом: правда, правда. Максимилиан любил мистику и любил казаться мистиком.

  Куда исчезла Маргарита Сергеечева — девочка из фильма «Странные взрослые». Странные взрослые фильм 1974.

Со своей первой женой, Маргаритой Сабашниковой, Волошин познакомился в Сорбонне: они вместе слушали лекции. Максимилиан ходил по Парижу в высокой шляпе, бархатных шароварах и накидке с капюшоном гоблина. Низкорослый, толстый, с большой львиной головой — все на него заглядывались. Маргарита была богемной девушкой, но носила узкие юбки и английские блузки. Все называли Маргариту Аморе. Она рисовала картины и везде ходила с шаманским бубном — ее прадед был бурятским шаманом. Ее отец уже был богатым торговцем чаем. Амория только что сбежала от его тирании и мечтала о безграничной свободе и любви.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова

Волошин посмотрел на Аморию и вдруг сказал:

Они пошли в музей: каменная египетская царица Тайах действительно была похожа на правнучку бурятского шамана. Живая девушка и каменная царица слились для Волошина в одно целое:

«Надо сделать над собой усилие, чтобы поверить: ромашка сделана из бренной плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда не был так влюблен и не смею прикоснуться к ней — мне кажется, это кощунство!».

Это история со счастливым началом: влюбленные поженились и отправились в Феодосию. Маргарита была несколько шокирована порядком, царившим в доме. Волошин тут же облачился в длинную тунику, надел чулки и украсил свои кудри венком из полыни. Амория-Дейзи стыдилась его выходок. Однажды незнакомая девочка увидела их вместе и стала расспрашивать вслух:

Волошин радостно засмеялся. Дейзи была смущена. Все эти греческие цитаты, бесконечные гости и фокусы с его рукой стали утомлять ее. Она начала разочаровываться в своем муже: Казалось, он не способен ни на что, кроме как бродить по горам с мольбертом.

Эрос и символисты

Максимилиан Волошин в молодости

Ей казалось, что в Петербурге происходит настоящая жизнь. Говорили, что там зарождается новый вид человеческого сообщества, где нет правил и нет богов, кроме Эроса. Она хотела увидеть все это своими глазами. Мы поехали в Петербург и остановились в эпицентре символизма: в квартире под мансардой поэта Вячеслава Иванова. Каждую среду он собирал в своей квартире всех символистов.

Пока Максимилиан ссорится, замыкается в себе и пишет стихи, Маргарита выходит замуж за Ивановых. Вязлав и его жена Лидия Зиновьева-Аннибал уговорили Маргариту присоединиться к ним в «духовно-психо-физическом пузыре трех живых людей»: настоящий художник не должен оставаться с вульгарной парой! Они стали жить втроем, и Макс, лишний угол в этом многоугольнике, вернулся в Кокбель.

5 женщин, оказавших влияние на жизнь самого эксцентричного русского поэта Максимилиана Волошина

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Максимилиан Волошин до сих пор считается самым безумным русским поэтом начала ХХ века. Но современники, имевшие честь познакомиться с ним лично, всегда соглашались: трудно найти человека, который был бы так любящим и щедрым в душе. У него не было экстраординарной внешности, скорее очень необычной, но при этом поэт мог силой своего таланта и обаяния очаровать практически любую представительницу прекрасного пола. Однако из множества женщин, встреченных им на своем пути, лишь несколько оставили неизгладимое впечатление в его душе.

Хелена Глейзер

Максимилиан Волошин в детстве с мамой.

От своей матери, Елены Оттобальдовны Глейзер, он унаследовал эпатажное поведение и весьма оригинальный стиль одежды. Она была замечательной женщиной, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не теряла самообладания. Даже разлука с отцом Максимилиана не заставила ее пасть духом. Она устроилась на работу в железнодорожную контору и всячески доказывала свою независимость. Когда ее бывший муж умер, она подписала свое имя словами «безутешная вдова». Но все, кто имел возможность прочитать эту подпись, удивлялись и считали, что мать Максимилиана Волошина меньше всего похожа на убитую горем вдову.

Максимилиан Волошин в детстве с мамой.

Она весело прикуривала сигареты и носила только мужские костюмы. Она старалась воспитывать сына мужественно и бесстрашно. По слухам, переехав в Коктебель, мать будущего поэта договорилась с местными мальчишками, чтобы они поссорили ее с сыном. В гувернантки для сына она выбрала отважную цирковую наездницу. Максимилиан не стал воином, но был очень близок к матери до конца ее жизни.

Маргарита Сабашникова

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

Дочь уважаемого торговца чаем встретила поэта на художественной выставке и околдовала 26-летнего Максимилиана Волошина. Изысканная красавица была поклонницей литературы, любила живопись и сумела завоевать сердце поэта в Сорбонне, где они вместе слушали лекции. Максимилиан сравнивал девушку с египетской царицей Таей и всегда отмечал безупречную фигуру и холодную, бледную кожу своей возлюбленной. Он поклонялся ей как богу, и сама мысль о том, чтобы прикоснуться к ней, приводила его в трепет.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

Через три года после знакомства влюбленные стали мужем и женой, но их брак продлился всего год. Маргарита Сабашникова не могла больше жить с мужем в Крыму, и они вместе переехали в Петербург. И там его «таджикская королева» влюбилась в поэта Вячеслава Иванова. Она не стеснялась жены поэта, а Иванов ничего не мог поделать со своей страстью.

Волошин отпустил жену и никогда не показывал публично, как болезненно переживал разлуку с Маргаритой. Но и она не была счастлива: после смерти жены Лидии Иванов так и не женился на ней, а был женат на своей падчерице, покойной женщине от первого брака. А Максимилиан Волошин долго изнемогал от любви и сетовал на свою неспособность заинтересоваться женщиной.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий