Однако спустя четыре года после выхода из интерната Рахманинов переехал к своим родственникам, Сатиным, где продолжил свое музыкальное образование. В дальнейшей биографии пианиста указано, что он восстановил свои учебные занятия в Московской консерватории.
Сергей Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов — выдающийся российский композитор, известный также как пианист и дирижер. Его имя впервые стало известным еще в студенческие годы, но он прошел через длинный и сложный путь, полный не только успехов, но и неудач. Рахманинов основал две отличительные русские композиторские школы: московскую и петербургскую, и создал уникальный музыкальный стиль, ставший национальной жемчужиной в сокровищнице классической музыки. Сергей Васильевич справедливо считается одним из краеугольных камней русской музыкальной традиции, а его слава расширилась по всему миру.
Будущий композитор появился на свет в имении Семеново в границах Старорусского уезда Новгородской губернии, однако свою юность он провел в имении Онег, которое принадлежало его отцу, Василию Аркадьевичу, дворянину по происхождению. Отец Рахманинова имел яркие музыкальные корни, ведь его предки проистекали из Тамбовского региона. Полное имя его предка — Василий, внук молдавского правителя Стефана Великого, получивший прозвище Рахманин. Дед композитора по отцовской линии был пианистом и давал концерты по всей Российской империи. Отец также был известен как талантливый музыкант, но его выступления ограничивались лишь узким кругом друзей.
Мать музыканта, Любовь Петровна, являлась дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса и стала первой учительницей музыки для своего сына. В дальнейшем Сергей занимался у приезжего пианиста и уже в девять лет поступил в младший класс Петербургской консерватории. После переезда в Москву он посещал частную музыкальную школу-интернат под руководством Николая Зверева, где учащиеся находились под строгим контролем, занимались на инструментах по шесть часов в день, а также посещали филармонию и театры оперы.
Тем не менее, через четыре года Рахманинов принял решение оставить учебу из-за разногласий с педагогом. Он остался жить у своих московских родственников и только в 1988 году вновь начал учебу, на этот раз на старшем отделении Московской консерватории. В возрасте 19 лет он с блеском завершил обучение, получив золотую медаль, причем по двум специальностям — как пианист и композитор. Важно отметить, что в молодом возрасте Рахманинов смог познакомиться с Петром Чайковским, что стало кульминацией его ранней карьеры: именно благодаря этому знакомству в Большом театре состоялась премьера его первой оперы «Алеко», написанной на основе произведений А.С. Пушкина.
После окончания консерватории Рахманинов начал преподавать в женских институтах, а также преподавал фортепиано частным образом, хотя всегда проявлял нежелание быть учителем. В дальнейшем он стал дирижером в Большом театре, где руководил оркестром, исполняя русский репертуар. Однако в 1917 году, когда разразилась Октябрьская революция, Сергей Васильевич не принял её, что привело к его эмиграции из России. Он принял приглашение выступить в Стокгольме и не вернулся на родину.
Стоит подчеркнуть, что Рахманинов оказался в Европе, лишенным средств и имущества — он не имел возможности взять с собой больше, иначе ему не разрешили бы покинуть страну. Музыкант начал выступать в качестве пианиста и дал множество концертов, что позволило ему быстро расплатиться с долгами и завоевать популярность. В конце 1918 года он отчалил на пароходе в Нью-Йорк, где его встречали как звезду и героя. В Соединенных Штатах Сергей Васильевич продолжал гастролировать в качестве пианиста и иногда дирижера, что продолжалось до самой его смерти. Американцы с удовольствием принимали русского композитора, и его всегда окружали толпы фотографов, порой ему приходилось всячески избегать их внимания. Таким образом, он часто снимал номера в гостиницах и ночевал в частных железнодорожных вагонах, чтобы не быть безмятежным.
Музыка
Став студентом консерватории, Рахманинов начал набирать популярность в Москве. В этот период он написал свой первый фортепианный концерт, а также прелюдию до минор, которая на долгое время стала его визитной карточкой, и множество лирических романсов. Однако его карьера, начавшаяся столь многообещающе, прервалась в результате неудачи с Первой симфонией. После её исполнения в Петербурге в 1897 году на композитора обрушилась волна критики, что вынудило его на более чем три года забыть о сочинениях и погрузиться в депрессию. Лишь при помощи врача-гипнотизера ему удалось преодолеть этот творческий кризис.
В 1901 году композитор выпустил новый шедевр — Второй фортепианный концерт, который до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. В это время он также создает симфоническую поэму «Остров мертвых», Симфонию № 2 — которая, в отличие от первой, получила признание у публики, а также сложную по структуре Сонату для фортепиано № 2. Говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть о чарующе красивом «Вокализе», который был опубликован в сборнике «Четырнадцать песен», но также исполняется и отдельно, служа свидетельством интерпретационного мастерства композитора. Современные версии «Вокализа» существуют не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, а также с оркестром.
После эмиграции Сергей Васильевич долгое время не создавал значительных произведений. Лишь в 1927 году он выпустил Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и цикл русских песен. В последние годы жизни Рахманинов написал всего три произведения: Симфонию № 3, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром и Симфонические танцы. Следует заметить, что все эти композиции относятся к основным направлениям классической мировой музыки.
«Психопатушка»
Рахманинов впервые влюбился в семнадцатилетнем возрасте, когда находился в гостях у тети в её имении в Ивановке. Сохранилась фотография, сделанная несколько лет спустя, но с аналогичными условиями: лето, безделье на природе, Рахманинов, будучи студентом консерватории, и три юные дамы в модных шляпах, которые занимались рукоделием и чтением.
Этими барышнями были сестры Скаллон, нежно связанные с композитором: Наталья, которую он называл Наставницей; Верочка, получившая прозвище «Психопатушка»; и Людмила — Цукина (это имя было производным от имени популярной в то время итальянской певицы Цукки). Рахманинов испытывал меньшее влечение к Верочке, чем к Наталье, в которую он, пожалуй, был влюблен больше всего. Верочка же наоборот, страстно желала провести жизнь с Сергеем, но её родители категорически противились этому, так как считали музыканта безденежным. Однако драма не случилась: отношения между Верочкой и Сергеем стали поистине дружескими, даже симпатичными.
Рахманинов поселился в доме Скаллоновых, где сестры заботились о нем и за свои средства купили ему пальто. Когда Рахманинов оказался на грани разорения после неудачи в своем первом начинании, сестры поддержали его денежно, предоставив средства для поездки к бабушке в Новгород.
Черноглазая Анна
Рахманинов посвятил Вере свой романс «В тишине тайной ночи» и написал ей около ста писем. Но в это время у него уже начиналась «параллельная» любовь — с Анной Лодзенской, супругой его друга. Она была миловидной, доброй, с большими черными глазами и вовсе не походила на Верочку. Восемнадцатилетний композитор увидел в ней таинственную ауру. Рахманинов посвятил Анне романс «О нет, прошу вас, не уходите», и кажется, что вся эта история служила лишь предлогом для создания этого произведения. Однако опыт в этой любви остался незаметным.
Спустя два года Рахманинов влюбился в свою кузину Наталью Сатину. С ней он провел все знойные летние дни своей юности, так как несколько лет жил в доме её родителей. Она присвоила себе лучшее его произведение — романс «Не пой, красавица, не при мне», и 29 апреля 1902 года Наталья и Рахманинов официально узаконили свои отношения.
Букет сирени
Его возлюбленная кузина Наталья обожала Сергея и простила все его шутки: «Черный, как ястреб, худой, как палка, мне жаль тебя, девочка Наталка». Она любила этого высокого, добродушного, и прежде всего, божественного юношу. Так она стала законной супругой Рахманинова и матерью их двоих детей. Духовная красота и величие этой женщины заслуживают отдельного повествования. Она решила навсегда сохранить тайну истинной причины частых визитов Сергея к доктору Далю, создав миф о затянутой меланхолии композитора. Какие муки терзали душу этой замкнутой женщины, только догадываться.
Семейная жизнь Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Тем не менее, они оба знали, что после каждого выступления музыканта в комнате артиста находили букеты белых сирен от другой женщины. Наталья никогда не высказывала упреков и не вступала в споры с супругом.
Сергей Васильевич был чрезвычайно добрым и заботливым отцом. Образцы счастья сохранились на фотографиях, снятых в США, Швейцарии и Франции, где он играл со своими дочерьми Ириной (старшей дочерью) и Татьяной (матерью рассказчика), излучая искреннюю радость. Он нежно называл Татьяну «Тутушком», «Тутунькой», «Туки». Во время войны наша семья оставалась во Франции, поскольку мама категорически отказалась покинуть меня ради богатого Нью-Йорка, зная, что отец на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы каждый раз при первой необходимости отправляли короткие сообщения, спрашивая у моего деда, есть ли у них средства к существованию и каково состояние Тани. Каждое их письмо завершается фразой: «Христос с вами, дорогие. Я вас люблю!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве. Рахманинов очень тяжело переживал разлуку с Родиной, и когда она оказалась в дверях войны, хорошо известно, какую огромную помощь он оказал армии и народу России. Он искренне и глубоко любил свою страну, но не терпел советский режим и его представителей.
Сергей Васильевич много курил и практически не выпускал сигарету из рук. Это привело его к заболеванию раком. Последние месяцы своей жизни он провел в Калифорнии при поддержке Натальи Александровны и Ирины. Его уход оказался крайне тяжелым. Сергей Васильевич шептал: «Вы это слышите? Играют мое ‘Всеношное бдение’…». В этот трагический момент дверь его спальни слегка приоткрылась, и рядом с кроватью теряющего последние силы композитора появилась женщина, за которой Наталья Александровна поспешила послать шофера. Он, не издавая ни звука, жестом указал ей подойти к своей постели и показал на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…
Фото из семейного архива Александра Рахманинова.
Рахманинов — пижон
Рахманинов однажды заметил: «Красивая женщина — это источник вечного вдохновения». Его собственная судьба являлась подтверждением этой истины. Внешность Рахманинова была примечательной и необычной: он был очень высоким, широкоплечим и в то же время стройным; когда он сидел на опоре, это производило особое зрительное впечатление. Его голова была длинной и острой, черты лица резкими, а его большой красивый рот часто располагался в кривой улыбке. Рахманинов совершал нечастые, но чарующие смехи — и в эти моменты его лицо становилось необычайно привлекательным. Он являлся настоящим денди. Предпочтение хорошей одежде стало для него парадоксальным. Сергей Васильевич не жалел средств, когда дело касалось качественного гардероба, и регулярно одевался у лучших портных Англии. Неудивительно, что роскошные женщины того времени обожали и искренне восхищались им, ведь он стремился демонстрировать себя ради них. Он мог бы пойти и в чем-то откровенно откровенном, но это ему казалось неуместным.
За свои публичные выступления Рахманинов получал значительные гонорары, что позволяло ему иметь в гараже последние модели дорогих автомобилей — в его гараже всегда стоял новенький Cadillac или Continental, которые он менял ежегодно.
Хотя композитор и пианист проводил большую часть своего времени в США, он также регулярно бывал и в Швейцарии, где была построена великолепная вилла «Сенар», с которой открывался завораживающий вид на озеро Верхнее и гору Пилатус. Название виллы — это слияние фамилий её владельцев, Сергея и Натальи Рахманиновых.
Лана Даль – источник вдохновения. Девушка N 4.
Брак Рахманинова выглядел довольно удачно на первый взгляд. Вскоре у пары родилось двое детей — обе девочки. На семейных фотографиях он всегда смотрел на них с огромной нежностью. Первая девочка, старшая, Ирина, родилась от его законной жены Натальи Сатиной. Но вот о второй…
У Рахманинова была вторая дочь, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Отец малышки остался неизвестным, но подозрение падало на молодую певицу Нину Косич, для которой композитор создал ряд вокальных произведений. Однако эта версия вызывает сомнение.
Cергей Рахманинов влюблялся в жен своих приятелей и писал им романсы
145-летие со дня рождения композитора отмечается по всей стране. В Российском национальном музее музыки открылась выставка под названием «Я — русский композитор», а в усадьбе Сергея Васильевича в Ивановке проходит значительный фестиваль.
Мы собрали множество малоизвестных фактов из биографии великого композитора.
В молодости Рахманинов был склонен к быстрому увлечению. Одной из его возлюбленных была Вера Скалон, с которой он встретился в семнадцатилетнем возрасте и называл её «моя психопатка». Она была двоюродной сестрой его будущей супруги. Именно ей он посвятил роман «В тишине тайной ночи». Практически одновременно он также оказался влюбленным в жену своего друга Анну Ладыженскую, для которой тоже написал множество романсов. В 1903 г. он сочетался браком со своей двоюродной сестрой, на что потребовалось немало времени, чтобы получить разрешение.
Композитор обладал выдающейся музыкальной памятью, запоминая новые произведения с первого прослушивания.
Мелодия знаменитого сингла «All by myself», исполняемого популярной Селин Дион, была заимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Поэт-песенник Эрик Кармен считал произведения великого композитора национальным достоянием, но его наследники подали на него в суд, и разбирательство длилось несколько месяцев.
Рахманинов патентовал специальное устройство для пианистов — грелку, при помощи которой исполнители могли согревать руки перед выходом на сцену.
Когда композитор уезжал из России в 1917 году, он взял с собой только одну рукопись, тетради с заметками и этюдники — весь его архив остался в квартире на Страстном проспекте. Позже он был передан в Музей музыкальной культуры. После смерти Рахманинова в 1943 году его родственники, согласно последней воле композитора, направили большую часть его памятных вещей обратно на родину.
Рахманинов — водитель
На выставке «Я — русский композитор», посвященной 145-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, были представлены памятные вещи композитора — бумажник с документами на автомобиль и эмблемой Королевского автомобильного клуба, а также фотография Рахманинова за рулем автомобиля «Лорелея». Рахманинов любил автомобили и был искусным водителем. Другой экспонат, необычные часы в форме рулевой рубки корабля, отражают его другую страсть — любовное увлечение моторными лодками; а его любимое кресло, представленное на выставке, было отделано искусной вышивкой, выполненной его дочерьми.
В программу входили экскурсии, выставки на аллеях парка, акция «Посади свой цветок в Ивановке», концерты классической музыки, выступления ансамблей народной музыки и фейерверки. Ивановка — это усадьба, принадлежащая родственникам жены Рахманинова. Она служила местом обитания композитора и его семьи почти каждый год с июня 1890 года по апрель 1917 года. После полной реконструкции музей был открыт 18 июня 1982 года.
О многогранности Рахманинова
Несколько лет назад вышла уникальная запись, на которой Рахманинов знакомит Орманди (американский дирижер и руководитель Филадельфийского симфонического оркестра) со своим последним произведением — Симфоническими танцами. Он сыграл это произведение для Орманди в его доме на Лонг-Айленде на своем рояле. Конечно, он не мог сыграть все произведение только на рояле — он исполнил «Симфонические танцы» для оркестра и иногда пел вместе с ним своим глубоким голосом — и это была настоящая магия», — говорит Мацуев.
Сергей Рахманинов — один из немногих музыкантов, сумевших взять на себя три роли: композитора, дирижера и пианиста. В одном из своих адекватных произведений, Концерте № 2, Рахманинов выступил и в роли пианиста, и в роли дирижера. На премьере этого фортепианного концерта в Москве 27 октября 1901 года композитор сам исполнил партию соло на фортепиано, а дирижером был Александр Зилоти, его учитель и двоюродный брат. Во время второго исполнения концерта в марте 1902 года братья поменялись местами, и Зилоти дирижировал, а Рахманинов играл на рояле. Об этом вы сможете узнать уже в специальной программе ТАСС «Человек-оркестр».
Трудно выделить одну из трех субдисциплин Рахманинова: на различных этапах своей жизни музыкант колебался между созданием собственных произведений и исполнением музыкальных произведений других авторов. «Рахманинов — икона не только для меня, но и для всех, кто любит настоящее искусство», — подчеркивает Мацуев.
Для меня по-прежнему нет никого, кто бы исполнял так же хорошо, как он, кто мог бы блестяще интерпретировать не только свою музыку, но и произведения других композиторов. Ни одному другому музыканту не удавалось удерживать такой уровень: сочинять красивую музыку, играть на пианино и передавать свою интерпретацию оркестру.
По этой причине Рахманиновский конкурс принимает участие не только пианистов, но и дирижеров и композиторов. «Все три представленные работы были блестящими в своей интерпретации Рахманинова. Когда я задумал конкурс имени Рахманинова, моей первой мыслью было провести его именно по этим трём произведениям».
Анастасия Околита
Сергей Рахманинов: произведения, творчество
Сергей Рахманинов не был первым музыкантом, который обратился к жанру фортепианного концерта; его предшественниками были Рубинштейн и Чайковский. Однако только у Рахманинова этот жанр стал основным в его творческой деятельности.
Как же развивалось творчество Рахманинова? Начнем с того, что:
Первые успехи и неудачи
Рахманинов приобрел известность в Москве еще учась. В это время он создал:
- Фортепианный концерт №1.
- Прелюдию до-диез минор.
- Романс «В молчаньи ночи тайной».
- Оперу «Алеко».
Чайковскому нравилось творчество молодого композитора, и при его поддержке опера «Алеко» была поставлена в театре оперы и балета. Рахманинов, будучи целеустремленным композитором, оставался уязвимым для чужого мнения. Финансовые трудности и отсутствие поддержки со стороны близких (в тот период Сергей жил в семье Сатиных) еще больше усугубляли его неуверенность. Чтобы заработать на жизнь, Рахманинов в 20 лет начал преподавать в Мариинском училище и давал частные занятия, но это ему не приносило удовлетворения.
Спустя четыре года после первых шагов в профессии Сергей получил должность второго дирижера в Московской опере. Проработав сезон, он решил сосредоточиться на композиторской карьере. Однако его успехи были затенены крахом первой симфонии в Петербурге, который стал для него настоящим ударом. Неудачное исполнение и непонимание музыки со стороны дирижера Глазунова привели к жёстким критическим отзывам. Это событие стало причиной творческого кризиса и депрессии Рахманинова. Композитор потерял интерес к жизни и для завершения более трех лет не мог сочинять.
Зрелый период и эмиграция
После выхода Второго фортепианного концерта в 1901 году композитор получил новый импульс к развитию своей карьеры. В этот период стиль Рахманинова становится более зрелым, и жанр концерта занимает особое место в его творчестве.
С этого момента он работал дирижером в Большом театре и делал частые выступления с фортепианными концертами. Его музыка получила курируемое международное признание.
В 1906 году он оставил работу в театре, отправился в поездку по Италии и Германии, а через три года гастролировал в США и Канаде. В ходе этих выступлений он представил своё новое произведение — Концерт для фортепиано с оркестром № 3.
За это время Сергей Рахманинов создал ряд значительных произведений, в числе которых:
- поэма «Остров мертвых»;
- поэма «Колокола»;
- Соната № 2 для фортепиано.
До начала революции 1917 года композитор активно выступал и в России. Получив приглашение дать концерт в Швеции, Рахманинов вместе с семьей эмигрировал за границу.
Поначалу это было для него трудным решением: тоска по родине оказала значительное влияние на его творческое вдохновение. Он стал зарабатывать как пианист, проводя сезон гораздо больше концертов.
В 1918 году он переехал в Нью-Йорк, где его приняли как суперзвезду. Популярность русского пианиста была настолько высока, что за ним часто следили папарацци. Статья о нем показала его портрет в лучшем свете.
Вскоре после этого композитор написал Четвертый фортепианный концерт и несколько русских песен. В 1941 году стало известным его последнее произведение — «Симфонические танцы.» Он реально считался одним из величайших пианистов и дирижеров своего времени.
Сергей Рахманинов: факты, личная жизнь, последние годы
Жизнь этой творческой и ранимой личности была сложной. Сергей Васильевич всегда находил поддержку в близких ему людях, о чем свидетельствует нижеизложенное:
Интересные факты и личная жизнь
Рахманинов был очень влюбчивым, что отразилось и на его лирических композициях. Его супругой стала двоюродная сестра Наталья Сатина, с которой он познакомился еще во время учёбы в Москве. Их свадебная церемония состоялась 29 апреля 1902 года. У них было две дочери.
Супруга всегда поддерживала Сергея и часто сопровождала его на гастролях. В последние годы своей жизни он называл её «добрым гением» своей жизни. Вот еще несколько фактов, известный о композиторе:
- Построил в Швейцарии виллу «Сенар». Название виллы — соединение имен Сергея и Натальи.
- Обладал удивительной музыкальной памятью, способной запомнить произведение, услышав его всего один или два раза.
- Отличался точностью, аккуратностью и часто склонялся к пессимистическим настроениям. Его мнительность служила причиной частых колебаний душевного состояния.
- Любил церковное и цыганское пение, что заставляло его часто посещать Андроников монастырь и места, где исполнялась музыка, забираясь в рестораны.
- Имел близорукость, однако прекрасно водил автомобиль.
Последние годы
Несмотря на общественное признание, годы жизни Рахманинова за границей были тяжёлыми. Тоска по Родине не покидала его.
За границей композитор был окружен русской прислугой и постоянно общался с русскими эмигрантами. Единственным иностранцем, впустившимся в семью Рахманиновых, был Фредерик Стейнвей, мастер по изготовлению роялей и близкий друг композитора.
Сергей Васильевич ни на минуту не забывал о своем народе. Во время Второй мировой войны он отправлял деньги с концертов на поддержку Красной Армии и призывал других эмигрантов также делать пожертвования.
Курение стало причиной болезни Рахманинова. Он много курил и в преклонном возрасте столкнулся с онкологией. Внук композитора, Александр, связывал проблемы со здоровьем деда с его нездоровыми привычками.
Композитор ушел из жизни 28 марта 1943 года, а его последний концерт дирижера состоялся всего за шесть недель до его смерти. Могила Рахманинова находится на кладбище Кенсико под Нью-Йорком.
Теперь, когда вы ознакомились с жизнью Рахманинова, можете оценить его влияние на развитие русской фортепианной музыки и её международное признание. Как пианист, он стал эталоном для будущих поколений. Его творчество продолжает оставлять след в душе каждого слушателя.
Слушайте новинки первыми.
Подпишитесь на наши обновления, чтобы получать последние новости, фотографии, видео и другие эксклюзивные материалы из Казахстана.