Катя воспитывалась в строгости, ее отец-военный не заботился о капризах дам. В четыре года ее начали учить немецкому языку, а в семь лет добавили английский в качестве второго языка. Она также получала уроки рисования и игры на фортепиано. Будущая актриса обладала прекрасным музыкальным слухом и не только с удовольствием слушала мелодично льющиеся звуки, но и любила дирижировать.
Биография Екатерины Градовой: радистка Кэт и жена Андрея Миронова
Сегодня актриса Екатерина Градова чаще всего упоминается, и не только как первая жена Андрея Миронова и мать его единственной биологической дочери Марии. Хотя они прожили вместе всего несколько лет, этот брак оказался роковым для карьеры Екатерины.
Градова и Миронов развелись 45 лет назад, но до сих пор ходят слухи, интервью и мемуары с совершенно противоположными мнениями об этом союзе. Екатерина ушла из актерской жизни три десятилетия назад и с тех пор практически не появлялась в кино, театре и прессе. Ходили даже слухи, что она отказалась от светской жизни и стала затворницей. Несколько лет назад она решила, что пришло время рассказать правду…..
Миронов многое сделал для Екатерины Градоевой, которая не очень-то и была актрисой, но окончательное решение все равно приняла она. Екатерина утвердилась в других — в своих добрых делах, которые, пожалуй, гораздо важнее. Она также является матерью и бабушкой наследников двух творческих династий, которые продолжаются и по сей день.
Екатерина Градова в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1971).
Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье архитектора Георгия Александровича и актрисы Раисы Ивановны, работавшей в театре имени Гоголя, поэтому актерские гены она унаследовала от матери. В детстве Катя изучала языки (немецкий и английский), обучалась игре на фортепиано и брала уроки живописи.
Читайте также.
После окончания школы Екатерина поступила в Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (ныне МГЛУ), но бросила учебу в юном возрасте и снова начала учиться. На этот раз в Школе-студии МХАТ в классе Василия Петровича Маркова.
Фильмы с Екатериной Градовой
- «Женский монастырь»
- «Собака Баскервилей»
- «Таланты и поклонники»
- «Семнадцать мгновений весны»
- «Маленькие комедии большого дома»
- «Рождение»
- «Чао»
- «Таблетку под язык»
- «Место встречи изменить нельзя»
- «Гнездо глухаря»
Актриса Екатерина Градова родилась 6 октября 1946 года в Москве в семье известного архитектора Георгия Александровича и театральной актрисы Раисы Ивановны Гоголь. Екатерину Градову часто считают родственницей актера Андрея Градова и называют братом и сестрой. На самом деле Андрей Градов и Екатерина Градова — просто однофамильцы.
Екатерина Градова с детства учила языки, рисовала и занималась музыкой. Однако она не сразу определилась с карьерой актрисы и сначала училась в Московском институте иностранных языков, но с первого курса ушла в Школу-студию МХАТ в мастерскую Василия Маркова. После окончания института молодая актриса работала в Театре Маяковского, а через два года — в Театре Сатиры.
Ее первое появление в кино состоялось в 1967 году в фильме «Осенняя свадьба», но настоящую популярность ей принес фильм «Семнадцать мгновений весны» и роль радистки Кэт. Свой успех Екатерина Градова закрепила в 1979 году в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя».
В конце 1980-х годов Екатерина Градова после тяжелой болезни стала прихожанкой Русской православной церкви. Позже она окончила Свято-Тихоновский богословский институт, работала преподавателем и ездила по монастырям.
Екатерина Градова умерла 22 февраля 2021 года. Причиной ее смерти стал инсульт.
Екатерина Градова и Андрей Миронов
С 1971 по 1976 год актриса Екатерина Градова была женой легенды советского кино Андрея Миронова. Она ушла от мужа, потому что не смогла справиться с предательством, но продолжала любить его до самой его смерти в 1987 году. «С Андреем было трудно жить, и любовь или нелюбовь здесь ни при чем. У него совершенно не было чувства семьи, верности, преданности, веры. Он никак не выделял меня среди своих поклонников. Жена или любовница — все было одинаково. Для меня это была пытка, поэтому я и ушла», — сказала Градова позже в одном из интервью. И она призналась, что в то время ей не хватило мудрости не разбивать семью.
Однако любовь к первому мужу она пронесла в себе всю жизнь. Она хранит кусочек ткани от темно-синей рубашки с белыми точками, в которой Миронов делал ей предложение, а также записки от молодого мужа. «Когда он очень рано уходил на съемки, то клал мне на подушку записки с теплыми словами и рисунками. Он называл себя Зайчиком — и рисовал кролика. Все эти записки я хранила», — рассказала актриса. У Екатерины Градовой и Андрея Миронова есть дочь Мария, которая сейчас является известной актрисой и станет народной артисткой Российской Федерации в 2020 году.
Кинодеятельность
Список ролей Екатерины Григорьевны Градовой в кино невелик — всего одиннадцать, причем семь из них — телепроекты. Первым ее фильмом стала картина «Осенние свадьбы», в которой начинающая актриса снялась в роли студентки.
После окончания университета Катя Градова в основном выступала на театральной сцене, а не снималась в кино. Позже в ее жизнь вошли телевизионные проекты. В 1971 году Катарина Градова приняла участие в трех таких проектах
- «Таланты и поклонники»;
- «Собака Баскервилей»;
- «Женский монастырь».
Екатерина Градова снялась в фильме «Гончая Баскервилей».
Самой запоминающейся ее ролью в фильме стала известная роль радистки Кэт из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Эта роль принесла Екатерине Градовой всю известность и любовь зрителей. Этот киношедевр принадлежит к золотому фонду советского кинематографа.
Не менее примечательной была и другая роль Градовой в культовом триллере «Место встречи изменить нельзя», в котором девушка воплотила очаровательную аферистку Светлану Волокушину. Сама Екатерина Георгиевна не любила эту роль и позже говорила, что забыла имя героини, а единственным приятным воспоминанием о фильме стала работа с актером Евгением Евстигнеевым.
Последний фильм, в котором снялась актриса, назывался «Гнездо куропатки». Актерская карьера Екатерины Градовой была недолгой, но даже этот короткий промежуток времени позволил актрисе поработать с такими величинами советского кино, как Анатолий Папанов, Вячеслав Тихонов, Владимир Высоцкий и Евгений Евстигнеев.
Екатерина Градова в роли радистки Кэт и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
Личная жизнь
Первым мужем Екатерины Градовой стал Андрей Миронов, с которым она познакомилась, будучи студенткой Школы-студии МХАТ, где посещала спектакли выпускников школы. Красивая, уверенная в себе девушка сразу приглянулась артисту, и Андрей Миронов начал за ней ухаживать.
Катя согласилась, и они поженились в 1971 г. Через два года родилась дочь Мария, которая, как и ее родители, стала известной актрисой. Маша вышла замуж за Игоря Удалова, главу компании «ИнтерВид», и в 1992 году у пары родился мальчик, названный в честь своего знаменитого деда Андреем.
Брак Екатерины Градовой и Андрея Миронова продлился всего пять лет, и в 1976 году актрисы развелись, когда она больше не могла выносить постоянные интрижки мужа. После расставания с Андреем Мироновым Екатерина Георгиевна долгое время не могла устроить свою личную жизнь.
В отличие от обиды, девушка так и не влюбилась в актера, который умел привнести в жизнь яркие краски, поэтому она не хотела получать знаки внимания от других мужчин. Примерно в это же время Екатерина Георгиевна решила навсегда покинуть мир кино и театра.
Екатерина Градова и Андрей Миронов — ее первый муж
В трудные 1990-е годы Екатерина Градова нашла выход из своих проблем и утешение в учении Бога. Женщина долго болела, и врачи не могли найти причину ее болезни, актриса просто исчезала на глазах. Бывшей актрисе было всего 38 лет, и прогнозы врачей были неутешительными.
Когда лечащий врач увидел состояние Градовой, он предложил ей провести новогоднюю ночь дома, зная, что это может быть один из последних случаев, когда она посидит с семьей.
Вероятно, они сами не верили в успех лечения и хотели дать Екатерине Георгиевне возможность попрощаться с родными. В это время женщина стала посещать церковные службы и молиться, и постепенно болезнь пошла на убыль.
В результате Екатерина Градова основала благотворительный фонд «Обретение», главной целью которого была помощь детям-сиротам и пожилым людям. Бывшая актриса решила получить второе высшее образование и поступила в Свято-Тихоновский богословский институт. Екатерина Георгиевна регулярно посещала школы и гимназии, чтобы поделиться Словом Божьим с учениками и студентами.
Екатерина Георгиевна Градова в одной из своих последних телевизионных программ «Гнездо куропатки».
Екатерина Георгиевна Градова смогла впустить в свое сердце и жизнь нового мужчину только после смерти бывшего мужа. Женщина была в составе паломнической группы, посещавшей Оптину Пустынь, в которую входил физик-ядерщик Игорь Тимофеев.
Двое верующих быстро нашли общий язык, и в 1991 году они официально поженились. Позже пара поженилась, а в 1992 году у них родился мальчик Алеша Сухов.
Как умирает слово
— Вы разработали тему для обучения детей — «Живое слово». В чем ее суть?
— Слово «разработали» неправильное. Я просто работал с детьми на основе слова, которое дает жизнь. Главным, конечно, было Слово Евангелия. В советское время нам много читали, но в разрешенной классике (поэзии и прозе) практически отсутствовал духовный аспект. Казалось, что все поэты и писатели — атеисты. Сейчас мы столкнулись с глубокой верой великих людей и ее исповеданием в их произведениях. Так что настало время для «Живого слова» в преподавании литературы.
— С вашей точки зрения, что происходит со словом сегодня? Есть мнение, что в век интернета дискурс — как высказывание, за которое нужно нести ответственность — умирает…
— Почему только интернет? А как же телевидение, радио, театр, кино? Ведь в наше время принято говорить обо всем при каждом удобном случае — невзирая на то, что словом можно убить, шокировать, испортить, унизить. Поток подсознания, иногда грязный поток, льется на нас. Люди делятся своими заблуждениями, своими ересями, своими извращениями. Многое из того, что требует немедленного обращения к психологам, психиатрам и священнослужителям, почему-то считается особым мышлением и даром Слова. Что касается Высокого Слова, то оно не преподается, а реформа образования направлена на то, чтобы свести к минимуму преподавание русского языка и великой русской литературы. Выход один — духовное воспитание детей в семьях и школах.
— Верующие черпают вдохновение в примерах других верующих. Кто является примером для вас?
— Мы живем на земле и не помним, что город Божий находится рядом с нами, в другом измерении, где есть множество мирских святых, мучеников, святых, которые жили или отдали свою жизнь за Христа. Здесь есть живые примеры. Как страшно проводить жизнь перед телевизором и ничего о них не знать! Я думаю, что жития святых — это самая важная литература, если ее можно так назвать, в нашей жизни. Мы не должны пренебрегать ими. И среди живых людей, кроме меня, есть много героев. Они служат Богу и людям, полностью отдают себя этому служению, преодолевают себя, свои болезни и немощи, изливают любовь на всех, кто их окружает. Когда находишься рядом с такими людьми, начинаешь меняться, начинаешь понимать, в чем смысл нашей жизни.
Исполнитель, но не художник
— В апреле 2011 года Ваша дочь, актриса Мария Миронова, дала интервью «Фоме». Что Вы почувствовали, когда прочитали эту статью?
— Я думаю, что открытие фонда «Артист» было «звездным часом» для его организаторов — Жени Миронова, Маши Мироновой и других. Ведь не их роль, а сам поступок превратится в вечность, и все последующее существование фонда будет служить духовному развитию основателей этой обители милосердия.
— Однажды вы приняли решение отказаться от своей профессии. По сообщениям СМИ, одной из причин стала несовместимость актерской профессии с верой? Действительно ли это так?
— Когда актер является художником, он не только конструирует свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в ту или иную эпоху. Иннокентий Михайлович Смоктуновский был величайшим художником. О своем творчестве он говорил: «Я старался сделать его глубже и выше. «. Высшее — это цель его творчества. Высшее — это всегда Бог, а нравственность без Бога каждый трактует по-своему.
А я никогда не был художником, я был только исполнителем, и у меня не было высшей цели. Эта профессия уничтожила меня. Вера пришла в середине моей жизни, у меня не было много времени, чтобы измениться, и я принял решение уйти из театра. Не говоря уже о том, что Господь подарил мне внука и сына, которые наполнили мою жизнь до краев.
— Ваша дочь, Мария Миронова, очень успешна в актерском мастерстве. А ваш внук учится в Щукинском училище. Какие советы Вы им даете?
— Я думаю, что моя дочь уже сделала себе имя в искусстве. Она художник, и именно это определяет ее путь. В Евангелии сказано, что тот, кто приложил руку к плугу, не должен оглядываться на свои грехи. Я надеюсь, что мои дети запомнят эти слова. Пусть они не обманываются сами и не обманываются злыми советами. Я также хочу, чтобы мой внук помнил, что его родословная связывает его со многим и что он продолжает любить Федерико Феллини, Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Бориса Леонидовича Пастернака.
— В Театре Сатиры вы играли роль Искры в пьесе Виктора Розова «Гнездо куропатки». Что для Вас значит эта пьеса: была ли она просто сатирой на советскую действительность или она была шире — на отношение людей как таковых? Существуют ли еще сегодня «гнезда куропаток»?
— Пьеса Валентина Плучека «Гнездо куропатки» (1980), безусловно, выходит за рамки сатиры на советскую действительность. Я думаю, что сегодня политическая и экономическая элита живет по тем же законам стаи. Плесень стала более уродливой, пропасть между нами и ими увеличивается, а понятия патриотизма и благотворительности постепенно размываются. А что касается роли Искры в этом спектакле, то до меня ее играла Татьяна Васильева, и в отличие от меня, она сыграла ее блестяще.
— Ваша самая популярная роль у зрителей — радистка Кэт в спектакле «Семнадцать мгновений весны». Какое значение эта пьеса имеет для вас сейчас — как для православной христианки?
— И то, что этот фильм появился в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка главных ролей, и практически у меня есть только один фильм. Я ценю «Семнадцать мгновений весны» за режиссуру и за творчество великих артистов, изображенных в нем. Евгений Евстигнеев, например, — это этап большого мирового кино.
Я рад, что не опозорился, изменив свое душевное отношение к этой роли. Я благодарю Бога, что он следил за мной и что я не попал в то, что не имеет большого значения для всей страны. Потому что смысл этой роли — христианский: любовь, долг и жертвенность!
Исполнитель, но не художник
— В апреле 2011 года Ваша дочь, актриса Мария Миронова, дала интервью «Фоме». Что Вы почувствовали, когда прочитали эту статью?
— Я думаю, что открытие фонда «Артист» было «звездным часом» для его организаторов — Жени Миронова, Маши Мироновой и других. Ведь не их роль, а сам поступок превратится в вечность, и все последующее существование фонда будет служить духовному развитию основателей этой обители милосердия.
— Однажды вы приняли решение отказаться от своей профессии. По сообщениям СМИ, одной из причин стала несовместимость актерской профессии с верой? Действительно ли это так?
— Когда актер является художником, он не только конструирует свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в ту или иную эпоху. Иннокентий Михайлович Смоктуновский был величайшим художником. О своем творчестве он говорил: «Я старался сделать его глубже и выше. «. Высшее — это цель его творчества. Высшее — это всегда Бог, а нравственность без Бога каждый трактует по-своему.
А я никогда не был художником, я был только исполнителем, и у меня не было высшей цели. Эта профессия уничтожила меня. Вера пришла в середине моей жизни, у меня не было много времени, чтобы измениться, и я принял решение уйти из театра. Не говоря уже о том, что Господь подарил мне внука и сына, которые наполнили мою жизнь до краев.
— Ваша дочь, Мария Миронова, очень успешна в актерском мастерстве. А ваш внук учится в Щукинском училище. Какие советы Вы им даете?
— Я думаю, что моя дочь уже сделала себе имя в искусстве. Она художник, и именно это определяет ее путь. В Евангелии сказано, что тот, кто приложил руку к плугу, не должен оглядываться на свои грехи. Я надеюсь, что мои дети запомнят эти слова. Пусть они не обманываются сами и не обманываются злыми советами. Я также хочу, чтобы мой внук помнил, что его родословная связывает его со многим и что он продолжает любить Федерико Феллини, Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Бориса Леонидовича Пастернака.
— В Театре Сатиры вы играли роль Искры в пьесе Виктора Розова «Гнездо куропатки». Что для Вас значит эта пьеса: была ли она просто сатирой на советскую действительность или она была шире — на отношение людей как таковых? Существуют ли еще сегодня «гнезда куропаток»?
— Пьеса Валентина Плучека «Гнездо куропатки» (1980), безусловно, выходит за рамки сатиры на советскую действительность. Я думаю, что сегодня политическая и экономическая элита живет по тем же законам стаи. Плесень стала более уродливой, пропасть между нами и ими увеличивается, а понятия патриотизма и благотворительности постепенно размываются. А что касается роли Искры в этом спектакле, то до меня ее играла Татьяна Васильева, и в отличие от меня, она сыграла ее блестяще.
— Ваша самая популярная роль у зрителей — радистка Кэт в спектакле «Семнадцать мгновений весны». Какое значение эта пьеса имеет для вас сейчас — как для православной христианки?
— И то, что этот фильм появился в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка главных ролей, и практически у меня есть только один фильм. Я ценю «Семнадцать мгновений весны» за режиссуру и за творчество великих артистов, изображенных в нем. Евгений Евстигнеев, например, — это этап большого мирового кино.
Я рад, что не опозорился, изменив свое душевное отношение к этой роли. Я благодарю Бога, что он следил за мной и что я не попал в то, что не имеет большого значения для всей страны. Потому что смысл этой роли — христианский: любовь, долг и жертвенность!
Личная жизнь
В конце 1980-х годов актриса Екатерина Градова полностью отошла от актерской деятельности. Она решила как можно больше посвятить свою жизнь Богу. Хотя она была уже немолода, бывшая актриса решила получить второе, богословское образование. Окончив Свято-Тихоновский богословский институт, Градова много времени проводила в паломничествах и преподавала «Живое слово» детям в одной из столичных гимназий.
Некоторые источники сообщают об одиночестве Екатерины Градовой, о том, что она ушла в монастырь. На самом деле Екатерина Градова — общительный и открытый человек. Она выступает и в прессе, но предпочитает говорить о духовности, о значении личности для развития общества, а не о личной жизни своей семьи. Она не скрывает, что конец ее творческой карьеры совпал с переломным моментом в ее мышлении и мировоззрении.
Смерть Миронова была лишь одним звеном в цепи проблем. Черная полоса продолжилась тяжелой болезнью женщины, когда врачи просто опустили руки и посоветовали родственникам наполнить последние дни жизни приятными моментами.
Актриса с дочерью и внуками.
Творчество и жизнь после театра
После вердикта врачей Екатерине не оставалось ничего другого, кроме как истово и напряженно молиться о спасении своей души. Через веру и молитву Бог даровал ей жизнь.
Читайте также.
После улучшения здоровья темы религии и благотворительности стали главными в биографии актрисы Екатерины Градовой. Результатом стал благотворительный фонд, который Градова создала для помощи сиротам и одиноким пожилым людям. Екатерина продолжила свое религиозное образование в Свято-Тихоновском богословском институте и стала автором педагогической темы «Живое слово», которую преподавала в школах и гимназиях.
Тернистый путь к богу
Семейное счастье пришло к Грандовой неожиданно и по велению Божьему. Во время паломничества в Оптину Пустынь она познакомилась с физиком Игорем Тимофеевым, своим нынешним мужем. Их семейный союз был зарегистрирован в 1991 году, а через год супруги усыновили мальчика Алешу Сухова из детского дома.
Екатерина признается, что устала от суетливого города; суматошная жизнь в мегаполисе перестала приносить удовольствие уроженке Москвы. Она проводила время в городе только для того, чтобы помочь дочери воспитывать внука Андрея, который удивительно похож на своего знаменитого деда. Екатерина Георгиевна предпочитает жить в своем загородном доме в деревне Горки Судогодского района Владимирской области.
Актриса Екатерина Градова сейчас
Как и большинство сельских жителей, Екатерина Георгиевна и ее муж возделывают свой огород, разводят кроликов, кур и коз. Дом Екатерины Градовой отличается от других только постоянным шумом ее детей, с которыми она так много и с большой радостью занимается.
Под ее руководством дети не только изучают Закон Божий и посещают известные храмы, но и занимаются творчеством, радуются праздникам, танцам и фейерверкам. Екатерина Градова продолжает изучать историю искусства и религии
Счастье вне сцены