Новости отрасли. Анна ивановна щетинина.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, туфлях светлого цвета и синей шелковой шляпе. Капитану было 27 лет, но все, кто его видел, думали, что он на пять лет моложе. Вернее, был, потому что капитана звали Анна Скетиннина.

Новости отрасли

Когда говорят, что «женщины рвутся к рулю», это обычно относится к политической деятельности. Но многие девушки буквально мечтают о штурвале — они хотят управлять кораблем. Некоторые осуществляют свои мечты.

В Советском Союзе равенство время от времени пропагандировалось. А также море. В фильмах старый дядя говорит девочке, которой было стыдно за то, что она не мальчик и не годится в моряки: «Девочки тоже могут быть капитанами». Были выпущены фильмы с участием девушек-морячек. Но в действительности в СССР было очень мало женщин-капитанов дальнего плавания. Первой в СССР и в мире была Анна Щетинина.

Имя Щетининой вызвало сенсацию во всем мире в 1935 году. Газеты разразились сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль через полярные льды!».

Да, Анне Ивановне было всего двадцать семь лет, и она путешествовала из Гамбурга на Камчатку через арктические воды на корабле «Чвыча». Все «полярное» в те дни будоражило общественность, и здесь была одна такая романтика: первая женщина-капитан на льду и — рекорд по продолжительности перехода.

Только через год та же «Чавыча» покрылась льдом, и Щетинина снова оказалась на капитанском мостике. В течение одиннадцати дней команда под ее руководством боролась за спасение судна и своих жизней, и ей удалось выбраться из льдов. В почти неповрежденном пароходе. Это был не первый и далеко не последний раз, когда Щетинина столкнулась со смертью. Приближались 1940-е годы, и, наверное, понятно, что Анна Ивановна не осталась на заднем плане во время войны. Но откуда взялся покоритель Арктики? В каких кузницах был выкован этот твердый характер?

На берегу моря

Анна Щетинина родилась на станции Океанская под Владивостоком. С одной стороны береговой линии были холмы, с другой — тяжелые, огромные волны Тихого океана. И эти волны она называла Аней, хотя в детстве они казались ей такими недоступными: Наконец, в 1908 году родилась девочка. О женщине на капитанском мостике тогда не могло быть и речи. Аня читала книги о путешествиях и, к сожалению, поняла, что такая жизнь не для нее.

В 1920-х годах в советские университеты и колледжи принимали людей без учета их пола. После окончания школы Аня решилась подать документы в военно-морское техническое училище во Владивостоке. И она сделала это для судостроительного департамента: Отбор проходил по пять человек на место. И она была принята! Ее предупредили, что работа физически тяжелая и что она может поместиться только в одной комнате с мальчиками из группы. Щетинина была неустрашима, и трудности не остановили ее. Там, в техническом училище, практические занятия проходили на кораблях. Аня оказалась моряком.

Она и две ее одноклассницы пытались показать, что ни одна девушка не должна быть брошена в море. А может, даже не пускать их на корабли. Они оказывают на нее большее давление, чем мальчики. Они давали ей самые сложные задания и не проявляли никакого снисхождения. Аня прекрасно понимала, что от нее ждут неудач, слез, слабости, и покорно терпела все и прекрасно выполняла каждое задание. Но она получила высшую оценку за свою практику: буквально все на борту почувствовали уважение к такой воле и гордости. Но двое одноклассников не выдержали оскорблений и давления и покинули школу. Однако только семнадцать из тридцати девяти мальчиков смогли завершить обучение.

После окончания техникума Щетинина за пять лет прошла путь от матроса до старпома. Необычайно быстрая карьера для того времени! По крайней мере, начальство всегда было к ней справедливо: требования были выше, чем к мальчикам, но награда за такую перегрузку не заставляла себя ждать. Я доказал это!

  Как попросить прощения: хорошие фразы. Как извиниться перед человеком которого сильно обидел.

4_scan_7.jpg

А.И. Щетинина капитан теплохода «Чавыча», 1936 год. Фото из архива ПКО РГО - ОИАК

Капитан теплохода «Чавыча», 1936 г. Фото из архива ПКО РГО — ОИАК.

За ее плечами — череда путешествий, десятилетия преподавательской деятельности. Она прошла войну. Анна Ивановна получила как боевые, так и трудовые награды — орден Трудового Красного Знамени «За высокие производственные показатели» (1936), орден Красной Звезды «За образцовое выполнение государственных и руководящих обязанностей и проявленное мужество в операциях на Балтийском море» (1942), Орден Ленина, орден Отечественной войны II степени (1945), медаль «За трудовые заслуги» (1956), ей было присвоено звание «Герой Социалистического Труда» и вручен второй орден Ленина (1978), в том же году она стала «Почетным гражданином Владивостока».

Ее книга «На морях и за морями» переиздавалась трижды и до сих пор пользуется популярностью у людей, неравнодушных к морю.

4-1scan_10.jpg

А.И. Щетинина с наркомом пищевой промышленности А.И. Микояном после вручения первой награды, 1936 год. Фото из архива ПКО РГО - ОИАК

А.И.Щетинина с народным комиссаром пищевой промышленности А.И.Микояном после вручения первой премии, 1936 г. Фото из архива ПКО РГО — ОИАК.

Имя Анны Ивановны Щетининой присвоено нескольким географическим объектам Российской Федерации — мысу на побережье Амурского залива Японского моря и одному из безымянных островов Курильской гряды, В честь нее названы школа, улица и сквер во Владивостоке, ее образ увековечен на памятниках, мемориальных досках и на горельефе колонны «Город воинской славы» в центре города.

Важно отметить, что Анна Ивановна много лет была членом Географического общества СССР (ныне Русского географического общества) и шесть лет, с 1964 по 1970 год, была президентом Приморского отделения Географического общества.

Орден за заслуги и порт в нагрузку

Это была тяжелая, невыносимо тяжелая работа, где никто не принимал во внимание тот факт, что она женщина. Напротив, многие ожидали, что она сдастся, сломается. Но она просто стиснула зубы и выполняла обязанности палубного матроса вместе с другими «мичманами».

В 1929 году 21-летнюю выпускницу школы перевели в Камчатское акционерное общество, где за шесть лет она прошла путь от матроса до офицера.

В 1935 году управление было признано — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого ранга и может быть капитаном дальнего плавания. А потом было плавание на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Но она пришла на флот не для того, чтобы насладиться минутой славы или кому-то что-то доказать. Она пришла, чтобы заниматься тяжелой работой, которую любила больше всего на свете.

В 1936 году судно «Чавыча» под командованием капитана Щетинина попало в тяжелые льды Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан может успешно справиться. Капитану Щетининой это удалось — через 11 дней «Чавыча» вырвалась из плена без серьезных повреждений.

За образцовую работу во время плавания в сложных условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, на свое 30-летие, она получила неожиданный «подарок» — назначение на должность заведующей рыбным рынком во Владивостоке. В то время во Владивостоке не было ни одного рыбного пруда — капитан Щетинина хотела его создать. Кажется, в тот момент они поняли, что самые сложные задачи можно смело доверить женщине-капитану. Анна не разочаровала их — уже через шесть месяцев рыболовецкое судно было полностью готово к эксплуатации.

Анна Щетинина читает книгу в своей каюте, 1935 год

Дипломатический конфуз

Капитан Щетинина продолжила свое образование и в 1938 году поступила в навигационную школу Ленинградского института водного транспорта. Имея право свободно посещать лекции, она окончила 4 курса за два с половиной года.

  Как часто после развода люди сходятся заново. Жизнь с бывшей женой манга.

В начале Великой Отечественной войны капитан оказалась в Балтийском море, где под градом немецких бомб и атак немецких подводных лодок руководила снабжением армии в Прибалтике, а затем эвакуацией гражданского населения из Таллина. В 1941 году на Балтике погибло много советских кораблей и отважных моряков, но капитану Щетининой не было равных в борьбе с нацистами.

Осенью 1941 года он вернулся на Дальний Восток. Капитану Щетининой было поручено доставить военные грузы из США и Канады в Тихий океан.

Капитан привлек к себе повышенное внимание за океаном и был вынужден посещать официальные приемы для укрепления международных отношений. Здесь ей предстоит освоить не только сложную морскую науку, но и не менее сложный дипломатический этикет.

Многие влиятельные люди, которые были «полезны нашему государству», как говорили дипломаты, охранявшие Анну, хотели встретиться с г-жой Щетининой.

Анну представили чиновникам и назвали их имена. Однажды, разговаривая с новым знакомым в Канаде, она просто попросила его появиться снова, потому что забыла его имя.

После приема советский дипломат «нахмурился» на Анну — серьезное упущение в дипломатическом этикете.

Как позже вспоминала Анна Ивановна, услышав эти замечания, она вернулась на корабль, заперлась в своей каюте и….. разрыдалась.

Но она взяла себя в руки и начала усиленно тренировать свою память — на лица, имена и фамилии. И вскоре на флоте стали говорить об удивительных воспоминаниях капитана Щетининой…..

Женщина на борту — к везению

Пароход был срочно передан военно-морским силам. Он был установлен на старом пароходе «Сауле» (по-литовски «Солнце»), которому было более полувека. Николай служил на Ладоге, рядом с ней. На протяжении всей войны «Щетинина» перевозила на своем «старом корабле» солдат, боеприпасы, снаряды, уголь и топливо. Эти корабли регулярно обстреливались немцами, и многие из них были потоплены. Но Щетининой удалось преодолеть все трудности живой и с кораблем.

28 августа 1941 года Анне Ивановне пришлось принять участие в массовой эвакуации из Таллина. Из города вышел караван из 225 кораблей. Они направлялись в Хорватию, и эти корабли, многие из которых были «старыми», как корабль Щетинина, подверглись сильной бомбардировке немцев. 163 корабля прибыли в Кростонию, и более десяти тысяч человек были убиты. Гибель людей во время прохода через Таллинн стала крупнейшей судоходной катастрофой в истории.

Но по пути в Таллинн «Сауле» был подбит. Щетинина сел на мель. В течение нескольких дней экипаж сражался с самолетами, бомбившими корабль. Половина из них отбилась — а другая половина отремонтировала свое «солнце». Дойти до Таллина было уже невозможно, и «Скитина» вернулась в Кронштадт. Оттуда ее сразу же перевели на Дальний Восток. Задание было необычным: она должна была перегнать свой старый корабль «Карл Либкнехт» на ремонт.

Странно было то, что она должна была быть отремонтирована в Канаде и отправилась туда на дырявом, хрупком пароходе через Тихий океан. Канадцы увидели «пациента» и были поражены, но их впечатлили капитан и путешествие, которое она совершила на таком судне, и, как позже рассказывала Щетинина, на старой трубе они построили практически новый пароход. Ближе к концу войны Анна Ивановна совершила путешествие из Владивостока в Канаду и США и обратно, но уже на другом пароходе. Она перевозила военные припасы и оборудование союзников. Официально советские корабли в Тихом океане были в безопасности: Япония не объявила войну СССР. Но в действительности, когда у них была возможность, японские подводные лодки топили советские корабли так же, как и американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американским, длинным, новым, но построенным без учета необходимости в какой-либо особой прочности. Такие пароходы буквально разламывались на две части во время сильных штормов. Щетининой довелось снимать экипаж раздолбанного парохода «Валерий Чкалов». Пароход «Анна Ивановна» также однажды был расколот пополам — в пятистах милях от берега, но экипажу удалось соединить расходящиеся половинки досок «ниткой». Корабль добрался до залива Акутан. После таких приключений любой, кто упоминал морякам «Щетинина», что женщине на борту не повезло, подвергался насмешкам. Анна Ивановна, безусловно, родилась с большим запасом удачи, которой она щедро делилась со своими кораблями.

  Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин. Крупская надежда константиновна.

Репутация первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовалась в интересах советской дипломатии. После высадки Щетининой пришлось появляться «на свет», посещать приемы и другие мероприятия, не особо восстанавливаясь. Там она провела переговоры с важными американскими военно-морскими чиновниками.

Мирные годы

После войны Щетинина окончила школу и уехала в Прибалтику. Однажды у нее был почти полностью женский экипаж, и шведский пилот, работавший на ее корабле, был очень удивлен. Там были только женщины! Кому, что и как он должен был объяснить? Конечно, девушки-матросы не рассмеялись шведу в лицо, но он надолго стал персонажем матросских анекдотов в Советском Союзе.

После сорока лет Скитина сталкивалась с одной серьезной проблемой за другой. Анна Ивановна потеряла мать, мужа и была разжалована из-за несчастного случая в плохую погоду (пароход сел на мель). Она жаждала покоя. И, возможно, также передать свой уникальный опыт, чтобы он не был утрачен. Она получила должность преподавателя в том же университете, который окончила сама. Ученики восхищались ею, называли ее «Аннушкой» — она казалась такой любящей. Но она также знала, как посмеяться над ними. Лучше было не нарушать дисциплину в ее присутствии: Даже неаккуратность в одежде была ей непонятна и неприемлема. «Как ты будешь служить на флоте? Форма — это лицо моряка!».

В пятьдесят лет Щетинину перевели в университет на Дальнем Востоке: она тосковала по родине. Она обучила десятки капитанов. Она возглавляла Приморское отделение Географического общества СССР и стала активным членом Комитета советских женщин. Несколько раз ее избирали депутатом, живой легендой. Она стала заочным членом (единственной женщиной!) Клуба капитанов Австралии и почетным членом Международной федерации ассоциаций капитанов.

Он прожил долгую и счастливую жизнь и умер, не дожив до следующего столетия — в 1999 г. Она оставила после себя множество книг, учебников и, конечно, несколько автобиографических книг: ей было что рассказать миру о своей жизни. И капитаны, много капитанов, которые воспитали молодых капитанов.

Автор текста: Лилит Мазикина

Фото: Г. Зельма/РИА Новости, Д. Дебабов/РИА Новости, РИА Новости, А. Малкин/РИА Новости

Алые паруса

Давным-давно на побережье жил мудрый сказочник,

Старый и седовласый.

Он зажег радугу над водой.

Радуга над водой.

Это радуга, которую мы тайно разделяем

Радости и мечты

Она сделала радужную девочку

Из ткани алого неба

И над волнами, и над скалами

Корабль поднялся в небо!

Музыка в небе становится все более триумфальной

Музыка в небе

И кораблем управляет женщина

С радугой в волосах

Эдмунд Йодковский

1968 г.

Ее муж умер в 1950 году в возрасте всего 47 лет. Щетинина больше не выходила замуж. После войны она преподавала в военно-морских училищах в Ленинграде и Владивостоке. Она ушла в море. Она принимала участие в конференциях и конгрессах. Он стал заниматься социальной работой.

Дважды номинировался на звание «Герой социалистического труда». Оба раза тщетно. Сорок лет спустя жена все еще несла ответственность за проклятую статью 58 своего мужа. Когда Щетинина наконец-то получила звезду к своему 70-летию в 1978 году, весь дальневосточный флот взвыл: «Наконец-то!».

Фото: Государственный архив Приморского края и Государственный морской университет имени адмирала Невельского (Владивосток)

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий