Крупские не были особенно богаты, но они отправили свою единственную дочь в знаменитую гимназию княгини Оболенской. Однако этот факт в биографии Крупской оспаривался несколькими поколениями историков.
Надежда Крупская
Крупская оказалась, пожалуй, самой загадочной фигурой в российской истории прошлого века. Она писала о своей собственной жизни. В советский период ее биография была исправлена как блестящая и идеалистическая. После 1990-х годов этот глянец был смыт так же тщательно, как и побелен. Так кто же была эта женщина?
Она родилась 14 (26) февраля 1869 года в семье со скромным достатком. Ее отцом был Константин Игнатьевич Крупский, адвокат. Мать — Елизавета Васильевна Тистрова — гувернантка.
Про его отца давно писали, что он был революционером, так как в молодости поддержал польское восстание 1863 года. Возможно, и так, но с нюансом: после окончания Военно-юридической академии в Санкт-Петербурге он стал поветовым воеводой в Гроеце (Польша). Трудно согласовать такие взгляды с его профессией. Говорят, что причиной его отставки стало не мировоззрение, а сам процесс. Но это не известно с уверенностью.
Семья не имела много денег, но заботилась о своей единственной дочери и отправила ее в высшую школу, по поводу чего мнения историков старшего поколения и сегодняшних расходятся.
В свое время писали, что Крупская отлично училась в гимназии, которую окончила с золотой медалью в 1887 году. Но сама Надежда Константиновна в своей книге «Моя жизнь» писала, что учиться всегда было трудно, что школа была скучной, что понимать было трудно и т.д. И никто никогда не видел ее золотой медали, никто из школьных друзей, которые позже (в Москве или в эмиграции) говорили о совместной учебе. То есть то, что Надежда Константиновна окончила среднюю школу и впоследствии стала там учительницей, верно, но упоминания о медали нет.
Затем последовали Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. Девушка пробыла там два месяца, но почему-то посчитала марксистский кружок и преподавание в вечерней школе для рабочих важнее высшего образования. Она занималась этой деятельностью в течение пяти лет, пока ее не арестовали в первый раз.
Друг из ее окружения познакомил ее с Владимиром Ульяновым. Его энтузиазм в отношении идей Маркса и способность убеждать других произвели на нее впечатление. И он сосредоточил свое внимание на ней, хотя она не была красивой. Тем не менее, мы считаем, что Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на неполное образование.
Революционерка
1896. арест и ссылка в Уфу. В это же время Владимир Ульянов был сослан в Сусенское. Он и ее мать Крупская, с которой девушка отправилась в Сибирь, написали несколько писем властям, чтобы ее сослали в Сушенское в связи с замужеством. Кстати, участок земли, где находилась могила ее отца, был продан, чтобы выручить деньги. Чета Ульяновых обвенчалась в церкви в 1898 году. В том же году она вступила в РСДРП.
Начинается развитие революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала на почте, преподавала в партийной школе, была редактором и переписчиком статей.
Когда Крупская вернулась в Россию в 1917 году, она активно готовила Октябрьскую революцию. Позже она участвовала в создании комсомола и пионерской организации (изучив скаутское движение в Европе, она почувствовала, что оно идеально впишется в российскую действительность, изменившись в интересах большевиков).
Ее следующей работой было образование. В 1917 году Крупская стала членом Государственного комитета по просвещению. В 1924 году она была членом ЦК партии, а с 1929 года заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, одним из основателей советской системы народного образования.
Однако трудно поставить этой деятельности только плюс или только минус. Не имея собственных детей, Крупская посвятила свою любовь и энергию детям вообще, независимо от их происхождения и национальности. Она интересовалась их жизнью и тем, как она может облегчить жизнь их матерям. В то же время она критиковала систему Макаренко, основанную на воспитании через труд, и утверждала, что коммунистическая идеология важнее. Он возмущался сказками Корнея Чуковского, потому что не понимал важности волшебства и фантазии для детей.
Дворянка по происхождению
Да, в этом нет никаких сомнений. Бескомпромиссный борец против монархии и сословного неравенства, Надежда Крупская была аристократкой в третьем поколении. Она родилась в 1869 году в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского. Надежда была единственным и очень любящим ребенком. Лейтенант верно служил своей стране в Польше, пока не выяснилось, что он симпатизировал участникам польского восстания. Говорят, что Крупский отличился тем, что знал польский язык, умел танцевать мазурку и защищал поляков от произвола армии.
В итоге отец Надежды был разжалован и уволен из армии. Ему также было отказано в поступлении на государственную службу, с чем Константин Игнатьевич не согласился. Он много лет судился, чтобы восстановить свое доброе имя, и в конце концов выиграл дело. К сожалению, к этому времени он был не в лучшем состоянии здоровья и умер от чахотки вскоре после победы.
Пока отставной офицер искал правду и мучился в судах, семью поддерживала его мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у дворян и могла взять на себя все домашние дела. Надя, с другой стороны, так и не стала домохозяйкой. Ее мать считала, что девушка благородных кровей не должна пачкать руки и спину. Когда ее дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить.
Да, Крупские получили свое дворянство благодаря своему деду, который прославился на полях сражений наполеоновской армии. Окончив теологическую школу, он отправился на войну, где сначала получил офицерское звание за храбрость, а затем был возведен в пэры.
Красивая и образованная
На известных портретах Крупской изображена непривлекательная, круглолицая женщина. В советское время мало кто видел фотографии Надежды Константиновны в молодости, но они того стоили. На первых фотографиях Крупской, жены вождя мирового пролетариата, изображена красивая молодая девушка со слегка вздернутым носом и толстыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская похожа на актрису Скарлетт Йоханссон, и это действительно так.
У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинные белокурые локоны. Ей нравилось называть себя «петербургской девушкой», но она не считала себя красавицей. Впоследствии на внешности Крупской сказались гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы.
Надежда была не только красивой, но и образованной девушкой. Она окончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а затем без проблем посещала Бестужевские женские курсы. Однако окончить университет ей не удалось — помешали увлечение марксизмом и революционный дух. Мало кто знает, что Крупская жила как учительница. В свободное время она бесплатно учила взрослых читать и писать в воскресной школе.
Церковный брак
Надежда Константиновна познакомилась с Владимиром Ильичом в 1894 году. Они не спешили создавать семью, и поэтому поженились через четыре года, в 1898 г. Удивительно, но Ленин и Крупская обвенчались в церкви, несмотря на свои атеистические взгляды.
Мать невесты, Елизавета Васильевна, настояла на том, чтобы свадьба состоялась. Даже в юном возрасте она пыталась привить своей дочери религиозность. Однако молодая девушка не особенно интересовалась христианством, ее скорее привлекал марксизм, к которому она присоединилась в возрасте 21 года.
Кстати, в отличие от семьи Крупской, мать Ленина не одобрила выбор сына. Мария Александровна заметно холодно относилась к своей невестке, казалась сухой и невнимательной.
Никудышная хозяйка
Однако Надежда Константиновна не стала идеальной женой в общепринятом смысле этого слова. Ее слабостью было ведение домашнего хозяйства. Готовить, убирать, стирать и прочее — все это Крупская не любила, и ее называли «ягодкой».
Однако в быту Владимир Ильич был неприхотлив, поэтому нелюбовь жены к домашней работе его не беспокоила. «Надежда Константиновна рассказала о кулинарных предпочтениях своего мужа.
Историк и кулинарный эксперт Вильям Похлебкин в статье для журнала «Огонек» писал, что Крупская чаще всего готовила ленинскую яичницу из четырех яиц. Стоит отметить, что Владимиру Ленину часто готовили другие женщины, чему она была очень рада.
Общественная деятельность
После смерти Ленина Надежда изо всех сил пыталась противостоять мерам Иосифа Сталина. Но силы были явно не равны, и вскоре она отказалась от борьбы. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а затем публично признала ошибочность их взглядов. Были предприняты усилия по защите соратников Ленина от репрессий, но это не увенчалось успехом. Стоит отметить, что Крупская была очень влиятельна в политических кругах и могла бы добиться своей цели, если бы захотела, но словно что-то внутри нее сломалось, она быстро сдалась.
В 1930-е годы Крупская видела не только «врагов народа», но и их детей и пыталась покончить с этим. Ей удалось лишь отстраниться от работы и посвятить себя исключительно библиотеке. Надежда начала писать воспоминания о Ленине, участвовала в показе фильмов о Ленине, которых в те годы было много.
Благодаря Крупской в СССР были открыты музеи, например, музей Лермонтова в Таркандже. Он стал членом различных комитетов, занимающихся проблемами детей и молодежи. В 1937 году она была представлена в Верховном Совете СССР, который собрался на первое заседание. В это же время она стала доктором педагогических наук.
Она умерла 27 февраля 1939 года, через день после пышного празднования своего 70-летия. Неожиданно Надежда заболела перитонитом, но по неизвестным причинам ее не стали оперировать.
Ее прах покоится на Кремлевской стене на Красной площади. Если бы Крупская знала, что ее похоронят там, она, наверное, оставила бы для них другой заказ. Она всегда протестовала против того, чтобы тело Ленина находилось в мавзолее, и просила Сталина похоронить его на кладбище, как всех остальных.
Карьера Крупской
Однако, несмотря на свои заслуги перед революцией, Крупская стала столь популярной только потому, что в течение многих лет была женой человека, которому удалось разрушить прежний порядок и построить совершенно новую жизнь. Самой главной ее заслугой было то, что она была женой Ленина.
Она сыграла важную роль в жизни Ленина — помощница, друг, советчик, поддержка, своего рода «каменная стена». Но нельзя отрицать, что она сама выделялась своей житейской мудростью.
Она не могла раствориться в своем муже, как это делают многие жены политиков. Окружающие ее люди рассуждали с ней, и сам Ленин знал об этом.
Когда Надежда поняла, что ее личная жизнь не ладится, что муж находит удовлетворение в объятиях любовницы Инессы Арманд, она не стала вступать в конфронтацию и доводить себя до истерики. Крупская лишь предложила Ленину разойтись с ним, а сама осталась дружить с разведенной. После смерти Арманда Надежда взяла на себя заботу о своих детях, а затем и о внуке. Но Ленин не решился на развод, понял, что Надежда слишком многого от него хочет, и разошелся с Инешей, хотя и любил эту женщину.
Ликвидация безграмотности
Исторически, согласно Викепедии, термин «либре» является сокращением от «ликвидации неграмотности», государственной программы в Советской России, инициированной декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации неграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года.
В соответствии с ним все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, было обязано научиться грамоте. Народный комиссариат просвещения имел право нанимать всех образованных людей для обучения неграмотных. Декрет также предусматривал создание школ для молодежи, школ при детских домах, колоний и других учреждений, которые входили в систему Главсоцви.
В конце XIX века уровень грамотности в Российской империи был очень низким для страны, которая шла по пути индустриального развития. По данным 1897 года, он составлял всего 21,1%, из которых 29,3% составляли мужчины и 13,1% — женщины. В Сибири уровень грамотности составлял 12%, а в Центральной Азии — 5-6% от всего населения.
После трех лет войны, в 1917 году, значительная часть населения страны все еще оставалась неграмотной, особенно в Средней Азии, где число неграмотных оценивается по разным источникам в 30-45%.
В 1920 году Совет народных комиссаров издал декрет о создании Всероссийского чрезвычайного комитета по ликвидации неграмотности (ВЧК-Алфавитизация), решения которого были обязательны для исполнения. Он был создан для реализации декрета о ликвидации, изданного в 1919 году.
Учебная программа требовала широкой организованной подготовки преподавателей и других инструкторов. К осени 1920 года только в институтах грамотности ВЧК в 26 губерниях были созданы курсы учителей, ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал важность обучения грамоте рабочих промышленных предприятий и государственных предприятий, членов профсоюзов и других работников в возрасте от 18 до 30 лет. Период обучения в центре грамотности был установлен в 7 месяцев (6-8 часов в неделю).
14 августа 1923 года был издан декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации неграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий наличие 1072 учебных школ (574 клировых и 498 школ для неграмотных). Осенью 1923 года было основано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
Самой многочисленной социальной группой в борьбе с неграмотностью были так называемые беспризорники — дети, потерявшие родных и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В 1922 году в СССР их было 7 миллионов.
В каждой деревне, где насчитывалось более 15 неграмотных, должна была быть создана школа грамотности (ликёрная школа). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Учебная программа включала чтение, письмо и арифметику.
В начале 1920-х годов было определено, что цель школы грамотности — научить учащихся читать и писать четко, делать краткие записи, необходимые в жизни и работе, читать и писать целые и дробные числа, определять проценты и понимать диаграммы и рисунки.
У студентов был сокращенный рабочий день, а заработная плата сохранялась. Первоочередной задачей было снабжение ликероводочных магазинов учебными материалами и письменными принадлежностями.
Всего в период с 1917 по 1927 год было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевым.
Бабушка
Надежда Крупская стала примером для подражания для многих молодых девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике.
— Моя бабушка, Мария Борисовна Федорушкова, была среди молодых студентов педагогического факультета МГУ, которые с восхищением слушали Крупскую, рассказывавшую им при частых встречах о захватывающих перспективах народного образования в СССР и о своем собственном будущем, — вспоминал Юрий Адусевич, редактор журнала «Самолет». — Бабушка Маша, которую все, включая ее зятя, моего тестя Евгения Игнатьевича, всегда уважительно называли Марией Борисовной, была, как тогда говорили, «типичным представителем» советской молодежи, подхваченной яростной революционной волной и захлестнутой жизнью, вверх, вниз и обратно.
Моя бабушка не любила говорить о своем прошлом, особенно о своем детстве и ранней юности. Не от нее, а от мамы я узнала, что моя Мария Борисовна рано осиротела. Так или иначе, маленькой девочкой ее взял к себе архангелогородский священник, дал ей свою фамилию (я до сих пор не знаю правильной), а затем отправил в школу для церковных учителей. Такие школы существовали и в Российской империи. Принимались юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие гимназию или другое учебное заведение, курс обучения которых был не ниже.
Срок обучения там составлял три года, как и в средней школе. В церковной школе преподавались следующие церковные и общеобразовательные предметы: закон Божий, церковная история, церковное пение и церковная музыка, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и история литературы», всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, математика (арифметика, геометрия и топография), «сведения о природе, ее силах и явлениях», рисование и живопись, гигиена. Изучение «дидактики и основ педагогики» стало первым шагом в овладении основами профессиональной педагогической деятельности. Для практического обучения при церковных педагогических колледжах существовали двухклассные приходские школы, где будущие учителя давали пробные уроки. В церковной педагогической школе преподавались дополнительные предметы, такие как агиография, рукоделие, ремесла и сельское хозяйство. Факультативные курсы были организованы в педагогических институтах, где имелись квалифицированные преподаватели.
Те, кто окончил педагогические колледжи с отличием, получили аттестат, остальные — свидетельство, дающее им «право на звание учителя или преподавателя начальной школы».
Бабушка окончила школу с отличием и была направлена в Подмосковье в качестве учительницы. Там она узнала об Октябрьской революции. Затем она поступила в Московский государственный университет.
Бабушка явно имела отношение к этому университету, расположенному на Ленинских горах столицы, и не только к встречам с Крупской. Опять же, ее скрытность и отсутствие любопытства не позволили мне уточнить, о чем идет речь. Я помню только постоянные слезы на ее глазах, когда она иногда включала по радио старую советскую песню:
Когда вы подниметесь на Ленинские горы, от гордой высоты у вас захватит дух: во всей своей красоте вы увидите великий город мечты. Вдали сияют золотые огни, над нами шелестит молодая листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва.
Путь в революцию
Надежда Константиновна родилась в Санкт-Петербурге в бедной аристократической семье. Ее отец, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер от туберкулеза в возрасте 44 лет. Бремя воспитания дочери легло на плечи ее матери, Елизаветы Васильевны, которая, несмотря на финансовые трудности, отправила дочь в частную женскую гимназию принцессы А. A. Оболенская в Санкт-Петербурге. По некоторым данным, Надежда окончила школу с золотой медалью, хотя эту медаль никто не видел.
N. К. Крупской, 1890-е годы.
После окончания гимназии она в течение года посещала курсы Бестушева, но увлеклась революцией и вступила в марксистский кружок студентов. В течение пяти лет с 1891 года (до своего первого ареста) она преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда выучила немецкий язык, чтобы иметь возможность читать Маркса в оригинале.
Подруга познакомила ее с Владимиром Ульяновым. Будущий лидер революции был впечатлен убежденностью девушки и ее способностью убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в Сусенское в 1897 году. После обмена письмами с властями молодой революционерке было разрешено отправиться в Сибирь и начать ссылку вместе со своим возлюбленным. В 1898 году Надежда и Владимир, которые до этого времени были атеистами, обвенчались в Сусенском (на этом настояла мать Надежды). Обручальные кольца были выкованы из медных копеек местным мастером. В том же году Крупская вступила в РСДРП.
А. Ганжинский. Владимир Ленин и Надежда Крупская на песчаном холме.
После изгнания супруги отправились в изгнание. Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарем Ленина, преподавала в партийной школе, была грамотным редактором и отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская вернулись в Петербург, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известна всей стране.
После Октября
Крупская была рядом с Владимиром Лениным до самой его смерти в январе 1924 года. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не надо ставить ему памятников, не надо дворцов его имени, не надо пышных торжеств в его память — все это было настолько неважно для него при жизни, что ему это надоело. Помните, что в нашей стране еще многое предстоит решить…».
В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Горьком
Крупская много лет работала в Народном комиссариате просвещения, а с 1929 года была заместителем народного комиссара. Она сыграла важную роль в создании комсомольской и пионерской организаций. Он внимательно изучил скаутское движение в Европе и Америке и понял, что при соответствующих изменениях в форме большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России.
При активном участии Крупской была создана советская система образования и педагогики. Она сформулировала главную задачу образования. Все, что не имело отношения к этому образованию, Крупская могла объявить вредным, под ее горячую руку попали «неполитические» рассказы Корнея Чуковского в конце 1920-х годов. Она заняла жесткую позицию в отношении советской цензуры и антирелигиозной пропаганды.
Н.К. Крупская на похоронах Ленина.
Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. Например, она очень критически относилась к педагогической системе, разработанной А.С. Макаренко. С. Макаренко. Ее критика на съезде комсомола в 1928 году привела к тому, что известного педагога отстранили от руководства детской колонией имени Макаренко в Горьком. Горького.