Англичанка, придумавшая монстра: почему не стоит ограничиваться одним Франкенштейном, вспоминая о Мэри Шелли. Перси флоренс шелли.

Другие книги Мэри также очень интересны, хотя и гораздо менее известны. Шелли опубликовала романы «Судьба Перкина Уорбека» (1830), «Лодор» (1835) и «Матильда» Фолкнера (1837), а также статьи для женских журналов.

LiveInternet LiveInternet

«Дама в саду Сент-Адрес», автор Клод Моне, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург.

Как крепостному удалось построить Казанский собор и что обещала России его английская невеста: Андрей .

Малоярославец — город на правом берегу реки Луга (бассейн Оки), в 61 км .

Масаюки Оки — японский фотограф, который ходит по улицам Токио и фотографирует.

Английская писательница Мэри Шелли прославилась как автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Ее биографию можно сравнить с монстром доктора Виктора Франкенштейна: она состоит из счастливых моментов, печальных несчастий и трагических событий. Женщина, похоронившая мужа (поэта Перси Б. Шелли), отца и мать, четырех детей и двух сестер, но до конца верившая в силу творчества и таланта.

Она родилась в Лондоне 30 августа 1797 года, дочь политического философа Уильяма Годвина и известной феминистки XVIII века Мэри Уолстонкрафт Годвин.

30 (700x466, 379Kb)

Она научилась читать по надгробию своей матери, которая умерла через 11 дней после рождения Марии.

2 (2) (500x568, 133Kb)

Мэри Уоллстонкрафт (1759, Лондон — 1797) — британская писательница, философ и феминистка XVIII века, мать Мэри Шелли.

Это событие повлияло на всю последующую жизнь автора. Ее мать была кумиром, и ее портрет всегда стоял на столе Марии. Мистические предчувствия, сенсации, постоянное ожидание несчастья сопровождали ее всю жизнь.

Ее отец, оставшись один, сразу же женился на ней. Заниматься детьми и домом абстрактному литературному человеку было не под силу. Женщина, которую он выбрал, была вдовой с детьми, простой и отнюдь не такой образованной, как покойная миссис Уоллстонкрафт.

Она была хорошо образована в области естественных наук, что было редкостью для женщин в то время.

3 (500x500, 86Kb)

Уильям Годвин (1756-1836) — английский журналист, романист, драматург и отец писательницы Мэри Шелли.

В 1811 году Мэри в течение шести месяцев посещала школу-интернат в Рамсгейте, а в июне следующего года отец отправил ее в Шотландию в семью британского ботаника Уильяма Бакстера.

В своем дневнике Бакстер писал, что Мэри была воспитана «как философ, даже циник». Девушка дважды гостила у ботаника, вернувшись домой 30 марта 1814 года.

В 16 лет Мэри сбежала из дома с женатым поэтом Перси Бисси Шелли и родила ему двоих детей в течение следующих двух лет.

Встреча состоялась в доме Годвина. Перси заметил 16-летнюю стройную блондинку с золотистыми волосами, бледным, ясным лицом, высоким лбом и серьезными карими глазами.

Мэри была не только красивой девушкой, но и прекрасным собеседником во всех вопросах. Она прочитала всю библиотеку своего отца, включая Ариосто, Тассо, Петрарку.

Более того, будущая миссис Шелли была писательницей.
Мэри Шелли была писательницей, которая изобрела готический роман, назвав его

6 (2) (700x491, 196Kb)

Франкенштейн, или Современный Прометей» появился, когда Мэри было всего 18 лет. В холодный (это был «год без лета») швейцарский вечер группа в составе Мэри, Перси, Джорджа Байрона, сводной сестры Мэри Клэр Клермонт и доктора Джона Полидори не нашла ничего лучшего и решила написать зародыш этой ужасающей истории.

Родители Мэри

Мэри Шелли родилась в Лондоне 30 августа 1797 года. Ее родители были известными радикальными интеллектуалами конца 18-го и начала 19-го веков. Ее отец, Уильям Годвин, был критиком аристократических привилегий и сторонником утилитаризма и анархизма. Среди его наиболее известных работ — трактат «Исследование политической справедливости» и роман «Приключения Калеба Уильямса». Годвин также написал готический роман «Святой» (St. A Tale of the Sixteenth Century) о французском аристократе, который открывает секрет бессмертия. Хотя сегодня его мало кто читает, считается, что идеи, изложенные в «Сен-Леоне», повлияли на написание Франкенштейна.

Мать автора, Мэри Уолстонкрафт, была феминисткой еще до появления слова «феминизм». Хотя она написала много работ по истории, политике и путешествиям, она наиболее известна своим трактатом «Защита прав женщин». В этом классическом феминистском тексте Уолстонкрафт утверждала, что мужчины и женщины равны во всех отношениях и должны иметь равные образовательные возможности.

К сожалению, рождение Мэри Шелли сопровождалось трагедией. Хотя поначалу казалось, что роды пройдут хорошо, через несколько дней Мэри Уолстонкрафт сильно заболела. Промучившись несколько дней, она умерла в возрасте 38 лет, и маленькая Мэри навсегда потеряла свою мать.

Взросление и знакомство с Перси Биши Шелли

Мэри Шелли росла со старшей сводной сестрой, с которой у ее матери был роман с таинственным солдатом. Через несколько лет Годвин снова женился, и в семье родилось еще трое детей. Мэри росла в окружении лучших умов Великобритании, с которыми встречался ее отец, включая поэтов Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Кольриджа. Когда появлялась возможность побыть одной, Мэри часто можно было найти с книгой в руках в библиотеке отца, на улице или даже на могиле матери. Шелли использовала художественную литературу в качестве спасения от своей невероятно суматошной домашней жизни.

Первым опубликованным произведением Мэри Шелли была короткая юмористическая поэма, основанная на песне композитора Чарльза Дибдина. Поэма 1807 года рассказывает об англичанине, посетившем Францию и не понимающем ни слова по-французски. Шелли было всего десять лет, когда отец опубликовал ее стихотворение.

Будущий муж Мэри, Перси Б. Шелли, был — наряду с лордом Байроном — одним из самых радикальных поэтов-романтиков своего времени. Перси интересовался политическими теориями Годвина и часто навещал его в его лондонском доме. В это время Перси Шелли уже был женат, но это не помешало ему ухаживать за Мэри. В 1815 году они вместе решили покинуть Англию. Шелли путешествовали по континентальной Европе, но не все было счастливо и спокойно в их жизни в эти годы. Их первый ребенок умер через несколько дней после рождения, и они также были очень бедны. Когда молодая пара вернулась в Англию, они с удивлением обнаружили, что Годвин больше не хочет их видеть.

Читайте также

Создание «Франкенштейна»

Вскоре после этого Шелли прибыли в Женеву, где познакомились с лордом Байроном, писателем Джоном Полидори и другими литературными деятелями. Группа писателей сразу же основала небольшую богемную общину на Женевском озере. Здесь, на вилле Диодати, в холодную дождливую ночь лорд Байрон предложил им всем попробовать написать рассказ ужасов.

Несколько дней Мэри страдала от писательской блокады, а затем ей приснился странный сон о докторе, который создал монстра по своему образу и подобию. Она решила превратить эту мечту в роман. Через несколько недель Мэри Шелли написала первый черновик романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» о враче, который приравнивает себя к Творцу и создает жизнь из горы трупов в своей лаборатории. В то время Мэри было всего восемнадцать лет, и писатели, чье влияние прослеживается в романе, включают Руссо, Джона Мильтона и Кольриджа. В романе поднимаются вопросы о безудержном научном «прогрессе», аморальных экспериментах и пренебрежении гуманитарными науками.

  Что делать со страницей умершего пользователя ВК — удаление, список мертвых аккаунтов, получение специальной пометки. Мертвые страницы вк.

Вместо того чтобы гордиться своим «успешным» «я», молодой изобретатель отвергает свое творение и в ужасе убегает. Эта идея — что изобретатель может отказаться от плодов своего труда — была чужда мышлению поэтов-романтиков.

Опираясь на собственный опыт — ребенка, мать которого умерла после родов; матери, потерявшей первого ребенка; дочери, которую презирали; изгоя в глазах общества из-за внебрачного сожительства с мужчиной, которого она любила, — Мэри создает такой необычный поворот, что ее история становится особенной и делает автора одной из самых известных писательниц в истории английской литературы. Молодой изобретатель не гордится своим «законченным» человеком, а отвергает свое творение и в ужасе убегает. Эта идея — что изобретатель может отказаться от плодов своего труда — была чужда мышлению поэтов-романтиков. Вместо этого они прославляли творчество, воображение и технологии — как в поэме Перси Шелли «Прометей развязанный», которую он начал писать тем летом.

Мэри продолжала работать над Франкенштейном, опубликовав первое издание анонимно в 1818 году. Хотя она уже опубликовала под своим именем путеводитель под названием «История шестинедельного путешествия по некоторым регионам Франции, Швейцарии, Германии и Голландии», английская публика считала, что только Перси мог создать такое глубокое произведение — тем более что он написал оригинальное вступление к роману. Книга имела большой успех в Великобритании и позволила молодой паре Шелли купить дом в Италии.

Личная жизнь

Перси Б. Шелли, будущий муж Мэри, придерживался взглядов Уильяма Годвина, изложенных в книге «Политическая справедливость» (1793). Поэт настолько подружился с ним, что пообещал вернуть долги философа. Богатая аристократическая семья Шелли, однако, отказала в займе, затаив личную неприязнь к трудам Годвина. После нескольких месяцев обещаний молодой человек заявил, что не в состоянии помочь материально. Философ почувствовал себя преданным и прекратил дружбу.

Перси Биши Шелли, муж Мэри Шелли

Мэри и Перси постоянно виделись в доме Годвина и стали друзьями. Они тайно встретились на могиле матери девушки и там признались друг другу в любви. Дата встречи известна из календарных записей: 26 июня 1814 г. На следующий день она рассказала об этом отцу, после чего Перси, к ужасу дочери, заявил протест.

28 июля пара бежала во Францию с сестрой Мэри Клэр, а любовница Шелли Харриет Гроув, беременная их вторым ребенком, тем временем оставалась в Англии. Через два года после рождения их сына Чарльза женщина утонула, не выдержав такой жизни. Сама Мария забеременела во время путешествия. Когда 13 сентября обедневшая пара вернулась домой, они попросили Годвина о помощи, но он не захотел иметь ничего общего с их дочерью.

Томас Хогг

Перси оставил беременную Мэри дома и встречался с Клэр, которая стала его любовницей, а Мэри, в свою очередь, нашла утешение в объятиях Томаса Хогга, адвоката и близкого друга Шелли. На личную жизнь пары измена не повлияла — оба верили в свободную любовь и любили друг друга.

22 февраля 1815 года Мария родила девочку, которая появилась на свет на два месяца раньше срока. Она умерла 6 марта. Женщина впала в депрессию и везде видела ребенка. Ее желание иметь ребенка исполнилось через год, 24 января 1816 года, когда родился наследник Перси, Уильям. С этого момента Мэри просила называть ее «миссис Шелли».

Уильям Шелли и Перси Флоренс Шелли, дети Мэри Шелли

Пара окончательно поженилась 30 декабря 1816 года, а 2 сентября того же года Мэри родила дочь Клару. Ни один из детей не прожил долго: Клара умерла в сентябре 1818 года, а Уильям — в июне 1819 года, и Шелли впал в затяжную депрессию. 12 ноября 1819 года родился Перси Флоренс — единственный выживший ребенок.

27 февраля 1819 года поэт объявил себя отцом Хелен Аделаиды Шелли — предположительно, дочери его и Мэри. Неизвестно, чей это был ребенок; предположительно, он родился у Клэр из Байрона.

Статуя Мэри и Перси Шелли

16 июня 1822 года Мария была на грани смерти: у нее случился выкидыш, в результате которого она потеряла много крови. Врач спас ей жизнь, поместив в холодную ванну. Через несколько дней произошло еще одно трагическое событие: 1 июля Перси Биси Шелли и его друг Эдвард Уильямс погибли во время кораблекрушения. Их тела выбросило на берег через 10 дней после шторма. Шелли была кремирована на месте.

В 1826 году Джон Говард Пейн, американский актер, сделал Мэри предложение. Она отказалась на том основании, что уже вышла замуж за гения и что ее следующий муж должен быть не менее талантливым. Позже на любовь Шелли претендовали французский писатель Проспер Мериме, биограф Эдвард Джон Трелони и политик Обри Боклерок. Ни один из них не добился расположения Шелли.

Смерть

В 1840-х годах Мэри Шелли жила со своим сыном Перси Флоренсом, а с 1848 года также с его женой Джейн Гибсон, незаконнорожденной дочерью американского банкира Томаса Гибсона.

С 1849 года автор страдал от мигреней и, временами, паралича тела. Шелли прожила со своей болезнью два года и умерла 1 февраля 1851 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти, вероятно, был рак мозга.

Могила Мэри Шелли

Мэри хотела быть похороненной рядом с матерью и отцом в Сент-Панкрасе в Лондоне, но состояние кладбища в то время было очень плохим. Джейн Гибсон похоронила свою свекровь в церкви Святого Петра в Борнмуте.

В первую годовщину смерти она открыла ящик в кабинете, где работала Мэри. Внутри были пряди волос ее умерших детей, блокнот, в котором было написано ранее неизвестное стихотворение Перси Бишопа Шелли, горсть пепла и кусочек его сердца.

Байрон и литературное состязание

Кульминацией литературной биографии мистера и миссис Шелли является его пребывание с лордом Байроном на вилле Диодати на Женевском озере в Швейцарии. Сестра Мэри, Клэр Клэрмонт, в то время была любовницей поэта и предложила ему пригласить Шелли. Помимо хозяина, Шелли и Клэр, на вилле находился врач Байрона, Джон Полидори. Погода в то время была дождливой, и скучающая группа развлекала себя чтением немецких историй о привидениях. Затем Байрон предложил всем присутствующим написать рассказ о чем-то инопланетном, а затем выбрать победителя.

  7 способов проработать чувство вины. Чувство вины как избавиться психология.

Вилла Диодати у Женевского озера в Швейцарии, где Байрон и супруги Шелли устроили литературное состязание. Фото: wikipedia.org

Так Джон Полидори написал первый роман о вампире, а Мэри Шелли задумала роман «Франкенштейн». Согласно воспоминаниям Мэри, ее ежедневно донимали вопросы друзей о том, не придумала ли она что-нибудь, и вскоре у нее появилась идея вернуть к жизни мертвого человека с помощью электролиза. В ту ночь у девушки было кошмарное видение: она увидела бледную фигуру молодого человека, стоящего на коленях рядом с ее ужасным созданием, и существо, казавшееся мертвым, вдруг ожило. Год спустя 19-летняя Мэри Шелли закончила философский приключенческий роман о враче-экспериментаторе и созданном им монстре, который убивает друзей своего создателя, чтобы добраться до него.

Череда самоубийств и гибель Перси

Вскоре в семье Шелли случается трагедия. Они вернулись в Англию и поселились в Бате — Клэр Клэрмонт была беременна от Байрона, и троица надеялась скрыть ее состояние в этом городе. Тем временем сводная сестра Мэри Фанни Имлей, которая была безнадежно влюблена в Перси, покончила жизнь самоубийством. Затем утонула первая жена Перси, Харриет. Суд лишил Перси опеки над их с Гарриет детьми и передал их на попечение священника. Опасаясь, что то же самое произойдет с детьми Мэри, Шелли решили переехать на постоянное место жительства в Италию. В то же время они отдали Байрону свою новорожденную дочь Клэр, которую окрестили Аллегрой и которая в итоге сменила четыре приемные семьи — хотя Шелли и Клэрмонт теперь настаивали на том, чтобы им разрешили взять девочку, Байрон считал, что она переняла бы их «пагубные наклонности» к вегетарианству и атеизму.

После переезда в Италию Шелли потеряли двоих детей: дочь Клара умерла в 1818 году, а сын Уильям — в 1819 году. К тому времени пара находилась в глубокой депрессии, и Перси продолжал искать другого партнера, а Мэри — еще одного ребенка, сына по имени Перси Флоренс (единственный потомок этой пары, проживший долгую и благополучную жизнь). Перси-старший ухаживал сначала за арфисткой Софией Стейси, затем за итальянской аристократкой Эмилией Вивиани и, наконец, за своей соседкой Джейн Уильямс, которая жила в том же здании, что и мистер и миссис Шелли, со своим партнером Эдвардом Уильямсом. Всем этим женщинам Шелли посвятил стихи, которые сегодня считаются шедеврами, но его чувства к Мэри охладели. Однажды он написал, что с удовольствием отправился бы в открытое море с Джейн Уильямс, а вскоре ему приснился кошмар, в котором Эдвард и Джейн, похожие на живых мертвецов, пытались убить его и Мэри. До этого его почти постоянно преследовали мрачные видения: незадолго до смерти, например, ему приснилось, что дочь Байрона Аллегра, умершая незадолго до этого от тифа, взывает к нему из морских глубин.

В 1822 году Перси Шелли отправился на лодке с Эдвардом Уильямсом на встречу с Байроном. На обратном пути корабль попал в шторм — через десять дней изуродованное тело Перси было выброшено на берег. Лондонские газеты тогда шутили, что поэт-атеист теперь сам узнает, есть ли Бог. Перси был кремирован на пляже в присутствии Байрона и его друзей. По иронии судьбы, Джейн Уильямс, потерявшая обоих своих возлюбленных, провела остаток жизни с лучшим другом Перси Томасом Хоггом, за которого также вышла замуж.

Дальнейшая жизнь Мэри: хранила сердце мужа и флиртовала с Проспером Мериме

После смерти мужа 25-летняя Мэри вернулась в Англию, чтобы сосредоточиться на литературной карьере и воспитании сына. Перси Флоренс Шелли унаследовал семейное состояние своего отца, хотя его свекры сначала настаивали на том, что это произойдет только в том случае, если Мэри оставит им ребенка, которого она должна была воспитывать (от чего она категорически отказалась). Других живых наследников мужского пола не было — сын Гарриет и Перси умер. Мэри Шелли написала еще много романов и биографий и работала над переизданием поэзии своего мужа. Она также флиртовала с популярными писателями, такими как американец Вашингтон Ирвинг, который почти сделал ей предложение, и француз Проспер Мериме, но ни один из этих ухажеров не произвел на писательницу должного впечатления, и она так и не вышла замуж.

Мэри Шелли умерла в возрасте 53 лет. Причиной ее смерти, по-видимому, была опухоль мозга, так как она страдала от головных болей в течение нескольких лет. В первую годовщину ее смерти семья открыла ее письменный стол и обнаружила пряди волос ее умерших детей, копию стихотворения Перси «Адонис» и блокнот, в котором Мэри и Перси делали записи. Там же было найдено сердце умершего поэта — оно не полностью сгорело во время кремации, и Мария забрала его с собой. Когда стол был открыт в 1851 году, он был сухим и находился под угрозой обрушения.

Статуя Мэри и Перси Шелли. Фото: 24smi.org

Работы Шелли были оценены по достоинству только после ее смерти. Стихи Перси не были очень популярны при его жизни, но с годами они получили гораздо более широкое признание среди таких почитателей, как поэт Роберт Браунинг, романист Томас Харди и драматург Уильям Б. Йейтс. В свою очередь, критики переосмыслили Франкенштейна и другие книги Мэри Шелли, отмечая теперь не только новаторские литературные приемы, но и доселе актуальные идеи об этике научного прогресса и ответственности ученых за свои действия.

О жизни супругов Шелли было снято два фильма: «Готика» Кена Рассела (1986), в котором они предстают как гости Байрона на вилле Диодати, и сомнительный байопик «Красавица для чудовища» (2017, оригинальное название: Mary Shelley), который не был полностью успешным.

«Творчество состоит в способности почувствовать возможности темы и в умении сформулировать вызванные ею мысли»

Мэри Годвин, дочь феминистки Мэри Уолстонкрафт и политического анархиста и философа Уильяма Годвина, написала свой самый известный роман о Викторе Франкенштейне в 1816 году, когда ей было 18 лет. Идея возникла во время спора между друзьями ее будущего мужа, с которым она провела дождливое лето в Швейцарии. Да, да: только ее будущий муж, с которым она уже провела лето в Швейцарии. Кроме того, у Перси Биши Шелли, знаменитого поэта-романтика, на момент его романа с Мэри была законная жена Гарриет. В наше время это дело прозаическое, в то время это был очень романтический скандал.

  Общение со свекровью не в радость: советы психолога как ограничить негатив. Как наладить отношения со свекровью советы психолога.

Родственники Марии, однако, не были шокированы. Потому что они помнили Мэри-старшую. Либерти досталась ей в «наследство» от одноименной матери. Мэри Уолстонкрафт когда-то была страстно влюблена в художника Генри Фюзели и даже предлагала ему и его жене платонический секс втроем. Она родила свою первую дочь от Гилберта Имлея вне брака и вышла замуж за Уильяма Годвина, когда уже была беременна от него. Мэри Уолстонкрафт и Уильям Годвин испытывали искреннюю любовь и взаимное уважение, несмотря на то, что жили в разных соседних домах. 38-летняя Мэри умерла, родив второго ребенка, и ее имуществом распоряжался муж, который даже опубликовал мемуары о ней, невольно сделав ее антигероем викторианских женщин почти на столетие.

Ее неортодоксальные взгляды и «жизненные эксперименты» затмили ее литературное наследие, и только с подъемом женского движения ее книги вновь оказались в центре внимания. Ею восхищались Джордж Элиот и Вирджиния Вульф, а ее труды сегодня считаются основополагающими для феминизма.

Мэри Годвин получила, вероятно, самое современное и нетрадиционное воспитание в семье своего отца, но в возрасте 17 лет она сбежала в Париж вместе с Перси Би. Шелли, который в то время был еще женат. Они поженились только в 1816 году, когда первая жена поэта покончила жизнь самоубийством. Интересно, что молодой Перси также был уволен своей первой женой — ему тогда было 17 лет. Вторая попытка, однако, была гораздо более успешной.

Пара провела год в Швейцарии с друзьями, включая лорда Байрона, по инициативе которого началась история писательницы Мэри Шелли.

«Странная вещь — познание! Однажды познанное нами держится в уме цепко, как лишайник на скалах»

«Давайте каждый напишет страшную историю», — сказал самый известный в мире романтик после того, как прочитал с группой готические истории о привидениях, трупах и проклятиях. За дело взялись Перси и его жена, сам Байрон и общий друг Джон Уильям Полидори. Первому не потребовалось много времени, чтобы написать готическую историю, поскольку он уже работал над фильмом «Прометей развязанный». Второго хватило на небольшой роман, который он позже опубликовал в приложении к «Мазепе». Третий, кстати, взял идею Байрона и написал, по сути, первое художественное произведение о вампирах, так просто называемое «Вампир». Мэри Шелли, напротив, отнеслась к этой идее серьезно.

Сама автор в предисловии к одному из новых изданий своего романа признается, что «писала на бумаге с детства», что ее муж с самого начала поощрял ее писать, что он убеждал ее не сдаваться и развивать идею, которая пришла к ней во сне.

Интересно, что Франкенштейн часто рассматривается как модель для готического романа, подразумевая эстетизацию ужаса, содержащую таинственные приключения и элементы мистики. Но Мэри Шелли вышла за рамки романтического «черного романа», создав нечто большее, чем просто мистическую историю о призраках.

«Для исследования причины жизни мы вынуждены обращаться сперва к смерти»

В девятнадцатом веке кошмары представлялись в виде мистических существ, нападающих на невинных девушек в их спальнях. Одной из самых популярных картин был «Кошмар» Генри Фюзелли. Композиция довольно типична для готического ужаса: девушка с сидящим на ней инкубом, а над кроватью — голова лошади с выпученными желтыми глазами. Эразм Дарвин (дед Чарльза Дарвина, упомянутый Мэри Шелли в предисловии к роману), Гете и Зигмунд Фрейд восхищались картиной. И вдруг стало ясно, что, как отмечает итальянский историк искусства Федерико Зери, «теории Просвещения с их верой во всемогущество человеческого разума оказались утопичными, а иррациональный романтизм доказал свое право на существование».

Сама писательница вспоминает: «Лорд Байрон и Шелли часто и подолгу беседовали, а я была их внимательным, но почти безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские темы, в том числе загадку происхождения жизни и возможность однажды обнаружить и воспроизвести ее. Они говорили об экспериментах доктора Дарвина (я имею в виду не то, что доктор действительно сделал или уверяет меня, что сделал, а то, что об этом говорили в то время, потому что это единственное, что имеет отношение к моей теме); будто он держал кусочек вермишели в пробирке, пока тот каким-то образом не приобрел способность двигаться. Было решено, что регенерация материи должна идти другим путем. Возможно, труп можно оживить; феномен гальванизации, казалось, давал надежду; возможно, ученые смогут создать отдельные органы, соединить их и дать им жизнь.

И все, круг замкнулся. Мария легла в постель и: «Глаза мои были закрыты, но внутренним взором я с необычайной ясностью увидела бледного знатока тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я видел, как отвратительное существо сначала стояло неподвижно, а затем, с некоторой силой, подавало признаки жизни и неуклюже двигалось. Такое зрелище ужасно, ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям Создателя? Мастер боится своего успеха и оставляет свое творение в страхе. Он надеется, что слабая искра жизни, которую он посеял, погаснет, если его оставить в покое; что единственное полуожившее существо снова превратится в мертвую материю; он спит в надежде, что могила навсегда поглотит временно оживший, ужасный труп, который он считал новорожденным человеческим существом. Он спит, но что-то будит его; он открывает глаза и видит, как монстр открывает занавески рядом с его кроватью и смотрит на него желтыми, водянистыми, но осмысленными глазами.

Не напоминает ли вам этот сон картину, упомянутую выше? Готические мотивы, гальванизация, эксперименты с электричеством на трупах, которые были популярны в XVIII и XIX веках, миф о Прометее, образ ученого-бога, идея сверхчеловека — все это в конечном итоге нашло отражение в романе «Франкенштейн» или современном «Прометее».

Мэри Шелли расширила границы художественного вымысла, включив в него научный контекст, который окружал ее в течение сознательной жизни. «Призовите воображение под знамя науки!» — был девиз Эразма Дарвина, который стал девизом Виктора Франкенштейна, создавшего человекоподобное существо, способное мыслить, но по своей природе жестокое и коварное.

Читайте подробнее на сайте ГодЛитературы.РФ.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий