В 1934 году Маресьев был направлен на строительство Комсомольска на Амуре. Там он с новыми силами попытался осуществить свою мечту и начал посещать курсы в местном авиационном клубе.
Алексей Маресьев — советский лётчик, который летал и воевал без ног
События Великой Отечественной войны легли в основу многочисленных произведений художественной литературы, ставших известными во всем мире. Но одним из самых известных его произведений, пожалуй, является «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Сюжет не был придуман автором — его подсказала сама жизнь. Прототипом главного героя стал Алексей Марешев, советский летчик, чей самолет был сбит немцами в 1942 году. Тяжело раненный, он добрался до фронта, но даже без ног Алексей сражался дальше. Каким был «настоящий мужчина» Маресьев?
Алексей Маресьев родился в 1916 году в Саратовской губернии и потерял отца в раннем возрасте, умершего от ран на войне. Вскоре семью постигло новое потрясение. Маленький мальчик заболел малярией. Врачам удалось спасти жизнь мальчика, но его здоровье было подорвано, и он страдал от ревматизма.
С юных лет Алексей был влюблен в небо и мечтал стать летчиком. После окончания средней школы он несколько раз пытался поступить в летную школу, но ему отказывали из-за плохого здоровья. Но Маресьев не хотел отказываться от своей мечты. Он работал токарем и поступил на заочное отделение Московского авиационного института.
Роковой вылет
В возрасте 21 года он был призван на военную службу. В армии он, наконец, добился своего — его направили в школу военных летчиков в Чите. Когда началась Великая Отечественная война, Маресьев уже был опытным авиатехником и летчиком.
Его первый боевой вылет состоялся в августе 1941 года. Через восемь месяцев, в апреле 1942 года, произошел роковой случай, сделавший Алексея Петровича знаменитым. Во время воздушного боя самолет Маресьева был сбит. Достигнув линии фронта, пилот не смог предотвратить падение самолета. Самолет упал с высоты 30 метров в лес недалеко от деревни Рабежа.
Придя в сознание, Маресьев попытался встать, но его мучила сильная боль — обе ноги были сломаны. Но отважный пилот не хотел сдаваться. Он сопротивлялся и продвигался вперед. На следующий день он понял, что ему придется ползти — его ноги сильно распухли, и он не мог даже ходить на них. Маресьев ел коренья, шишки и мох, пил талый снег.
Пилот преодолевал заснеженный лес в течение 18 дней. Надо признать, что трудно представить, через какие испытания пришлось пройти этому человеку. Марешиев также был ранен, поэтому он не знал, сможет ли он вообще продержаться, чтобы выжить, прежде чем добраться до своих людей. Как признался летчик, однажды он даже поймал ящерицу, но съесть ее не смог — отвращение оказалось сильнее голода. Алексей Петрович сказал:
«Я смачиваю ладонь, кладу ее на кучу муравьиных гнезд, насекомые прилипают к ней, лижут ее и едят».
Госпиталь и возвращение
Ориентируясь по солнцу, пилот сумел добраться до ближайшего поселения. Там его встретили люди, которые помогли доставить его в больницу в Москве. Заключение врачей было неутешительным. Ноги Алексея имели множественные переломы, обморожение и гангрену. Другого выхода, кроме ампутации, не было. Потеряв ноги, Маресьев не упал в обморок. Он вернулся на фронт в июле 1943 года.
Уже в больнице Маресьев тренировался контролировать свои намерения. Позже, в летной школе, он совершал испытательные полеты. Но на фронте к Алексею Петровичу отнеслись снисходительно, так как считалось, что калеку нельзя посылать в бой. Заметив его бедственное положение, его подобрал командир эскадрильи Александр Михайлович Числов. Уже после нескольких первых боевых вылетов Маресьев восстановил свою репутацию опытного пилота.
В августе 1943 года Маресьев спас жизни двум советским летчикам и сбил два самолета противника. За это достижение ему было присвоено звание «Герой Советского Союза». Как признавался сам Алексей Петрович:
«Жизнь, конечно, взяла свое. Но если бы мне пришлось начать все сначала, я бы снова стал пилотом….. Самые счастливые моменты моей жизни связаны с самолетами. Когда я вышел из больницы, на моей карточке написали: «подходит для всех видов авиации», я почувствовал себя на пике счастья».
Алексей Маресьев совершил 86 боевых вылетов, уничтожив двенадцать самолетов противника. Он стал примером храбрости и душевной силы советского воина. В последние годы войны герой стал инструктором для летчиков на кафедре Военно-воздушной академии. После войны он продолжил службу и дослужился до звания полковника. Как сказал Алексей, «настоящий мужчина» должен обладать пятью качествами:
«сила воли, мужество, настойчивость, упорство, смелость, способность преодолевать трудности. Все они связаны, но ни один из них нельзя разделить, ни один из них нельзя отнять.
Эта «формула» Маресьева никогда не потеряет своего значения.
Мечта о небе
Алексей Маресьев долгое время не считался летчиком. После того, как в детстве он тяжело заболел малярией, у него развился ревматизм, и когда он дважды подавал документы в летную школу, он провалил медицинские экзамены. Удача сопутствовала ему в 1934 году, когда по комсомольской путевке Маресьева направили на строительство в Комсомольск на Амуре. Когда врач медицинской комиссии заметил сомнения молодого человека, он пообещал ему: «Конечно, вы вольны не ехать в такую даль. Но вы должны знать: Если вы войдете в эту землю, все ваши болезни исчезнут.
Он был прав. В Комсомольске-на-Амуре Алексей Маресьев достаточно окреп, чтобы записаться в аэроклуб, и вскоре совершил свой первый полет. Великая Отечественная война застала его в Батайске, где он работал летчиком-инструктором. Оттуда летчик Маресьев был призван на фронт.
Подвиг: правда и мифы
Пилоты готовятся к взлету. Летчик Алексей Маресьев, Герой Советского Союза, слева.
Первые годы Второй мировой войны стали настоящим испытанием для советских летчиков. Немцы были быстрее и опытнее, у нас же были только злость и страсть. Алексей Маресьев сбил четыре фашистских самолета, когда его перевели с Юго-Западного фронта на Северо-Западный фронт, в район Демянского сражения.
Это была весна 1942 года, и 4 апреля он вылетел на задание, которое выполнял неоднократно — прикрытие бомбардировщиков, атакующих окруженных немцев. Но в тот день Марешиеву не повезло.
Самолет был подбит. Раненый, он всеми силами пытался вернуть ее на место. Затем аварийная посадка в лесу, потеря сознания. Когда Маресьев очнулся, он находился в лесу, который был еще глубоко в снегу и спас ему жизнь. А рядом с пилотом сидел медведь, который в данный момент не трогал мертвого на вид человека. «Когда отец вздрогнул, животное тут же вцепилось ему в ногу и порвало комбинезон, но отец успел достать винтовку и выстрелил медведю в голову», — сказал он. «Он выпустил всю обойму, — сказал мой отец, — медведь рухнул». Повезло, что он упал на бок, но если бы он ударил меня, я бы погиб. «Виктор Маресьев, старший сын летчика, вспоминал.
За свою жизнь Виктор дал множество интервью, в которых неоднократно комментировал, чем «История настоящего мужчины» отличается от «Истории настоящего человека». Борис Полевой отличается от реальной жизни Алексея Маресьева. Особенно в деталях: герой книги изначально способен ходить, на самом деле у пилота были раздроблены ноги, и все 18 дней до того, как его нашли, он просто ползал по снегу, все меньше веря в свое спасение.
Маресьева спасли два молодых парня — единственные мужчины в деревне, которые не побоялись бежать к немцу и откликнулись на призывы о помощи. Раненого отпарили в ванной, дали поесть — и на этом возможности помочь ему были исчерпаны. В деревне не было врача, достаточно было дождаться наших людей. Обессиленного Марешева отвезли в больницу на обычной коляске — самолет за ним, как сказано в книге, никто не прислал, потому что надо было выяснить, кого местные жители нашли в лесу — не предателя ли?
В больнице героя сразу отвезли в морг — настолько сильно распространилась гангрена. Профессор Тересбинский спас Маресьева: оценив состояние молодого (всего 26 лет!) поручика, он решился ампутировать ему обе ноги. Маресьев выжил. И он решил, что снова будет летать.
Медсёстры, вылеты, любовь
Пилот был очень осторожен при восстановлении. Каждый день он делал упражнения в положении сидя, разработал для себя специальные упражнения, а чтобы доказать врачам свои способности, попросил медсестру научить его танцевать. Романтическая история, как в книге Полевого, не стала реальностью: когда Маресьев однажды намеренно наступил девушке на ногу, он понял, что может даже сделать ее инвалидом. Поэтому его партнерша по танцам стала его спутницей по палате, а медсестра сопровождала ее на репетиции.
В начале 1943 года Алексей Маресьев окончательно вернулся на фронт. Но герой не решался сесть за штурвал — командир полка не доверял солдату-инвалиду управлять сложной машиной в воздухе. Помогал Александр Числов, командир эскадрильи. На одно из заданий он взял с собой Маресьева в качестве помощника — и тот не разочаровал.
Легендарный советский летчик Алексей Маресьев (слева) и писатель Борис Полевой во время празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Только убедившись в том, что в небе он так же дееспособен, как и до ампутации, Алексей Маресьев вздохнул с облегчением и почувствовал необходимость рассказать свою историю. Корреспонденты Frontline, которые слышали о героическом пилоте, потерявшем обе ноги, только что присоединились к своему подразделению. Одним из них был Борис Полевой. После возвращения из госпиталя, сбив вдвое больше вражеских самолетов, чем до ампутации, Марешиев принял предложение уйти на фронт и стать летчиком-инструктором. Героический этап его биографии закончился — впереди была семейная жизнь.