Самыми важными чертами его воспитания были такие качества, как уверенность в себе, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и многое другое, что ребенок делает в себе сам.
Старый Доктор, дети и газовая камера: история Януша Корчака, лучшего человека
Янушу Корчаку несколько раз предлагали спастись, но он отправился в газовую камеру вместе со своими учениками. Мог ли он поступить по-другому?
В Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма вспоминаем судьбу настоящего Учителя.
Эшелон смерти
С железнодорожного вокзала Гданьска отправлялись поезда в Треблинку, лагерь смерти. В тот день нацисты приказали жителям площади Банхоф встать перед своими домами. Они стояли и смотрели, как люди, измученные насмешками, голодом, холодом и болезнями, покидали Варшавское гетто. Это была толпа живых мертвецов. Многие из них плакали и молились вслух.
И вдруг — так говорили потом в Варшаве — на площадь прибыла настоящая колонна детей, двести или больше. Умытые, причесанные и хорошо одетые, они маршировали по четверенькам в ряд, держали ритм и пели свою любимую мелодию: «Пусть бушует буря, мы не отступим. Над колонной развевалось детское знамя — золотой трилистник на зеленом поле. Руководил ими известный старый врач Януш Корчак. Он привел маленьких детей, девочку и мальчика. Через тридцать лет поэт Александр Галич напишет об этом стихотворение:
Мы идем по трое, рядами, сквозь кольцо ворон SS. Затем следует рассказ, после чего мы выходим на платформу. И переводчик бежит за мной, трогает робко за плечо, — «Ты можешь остаться, Корчак» — Если рассказ правдив, я молчу, На поезде, на чугунном корабле, Я веду детей, как на урок, Вдоль вагонов на платформе, Вдоль, и мы переходим. И в потрепанных ботинках мы идем не вдоль, а поперек, И полиция кожаной рукой Берет нас под прицел.
И в аду кареты плач затихает, И над всеми прощаньями пламя зеленого трилистника, Трилистник, трилистник золотой рассыпается. «Сиротский дом», сказка, которая никогда не лжет, В своем последнем вагоне, в вагоне-чистилище, В вагоне, пропахшем хлоркой, Сиротский дом приближается.
Старый доктор уезжает с детьми
Но это не сказка — Корчаку несколько раз предлагали остаться, он мог легко избежать газовой камеры. И даже в то ужасное утро он смог. Комендант лично наблюдал за детской миссией и увидел эту колонну детей, шедшую — что это было? Кто это? — спросил он. — «Детский дом Януша Корчака, герр комендант», — сказали ему. — Корчак, Корчак. Знакомое имя. Знакомое имя было для нациста пыткой, оно мешало ему сосредоточиться и думать о чем-либо другом. «Корчак, Корчак. «Детей уже погрузили в поезд, и командир вспомнил: конечно! Дракон сам когда-то был ребенком, и воспоминания о нем заставили его бежать к карете. Он приглашающе поприветствовал Корчака, и старый доктор вышел из двери кареты.
— Смотрите, я вас помню!» — улыбнулся командир. Он почувствовал легкую эйфорию от встречи с известным человеком: «Не вы ли написали книгу «Банкротство маленького Джека»?» — спросил он. «Да, — согласился Корчак, — это как-то связано с Эшелоном? «О, я читал ее, когда был мальчиком, это хорошая книга», — сказал Командор. Вы можете остаться, доктор. — А дети? — спросил Корчак. — Детям придется уйти. — Тогда я тоже пойду, — Корчак тихонько закрыл дверь кареты изнутри.
Юный педагог
Януш Корчак родился 22 июля 1878 года в Польше, которая в то время входила в состав Российской империи. При рождении он был назван Ерш Хенрик и был старшим сыном ассимилированной еврейской семьи Гольдшмидтов.
Генрик, как называла его семья по-польски, учился в русской гимназии в Варшаве. Порядок в подобных заведениях многонациональной Российской империи был очень строгим: ученикам запрещалось говорить на любом языке, кроме русского (даже на переменах), существовала система телесных наказаний за малейшие ошибки — словом, школы и гимназии того времени больше напоминали тюрьмы со строгим режимом, чем учебные заведения.
Генрик вырос в еврейской семье, но считал себя поляком и гордился этим. Однако он не может принять законы, которые стирают национальную идентичность, личность и характер человека, пока он еще учится в школе.
Когда мальчик учился в пятом классе, его отец серьезно заболел и больше не мог работать. Семья Гольдшмидтов, некогда очень богатая, оказалась на грани банкротства. Затем Хенрик начал работать учителем. Его ученики были его ровесниками и старше его. К каждому из своих учеников молодой учитель находил индивидуальный подход, он распознавал сильные и слабые стороны, выстраивал методы обучения детей и чувствовал индивидуальные особенности.
Первая статья и врачебная практика
В возрасте 18 лет молодой человек опубликовал статью под названием «Гордиев узел», в которой, основываясь на личном опыте работы учителем, он поднимает и указывает на важные вопросы о воспитании детей, на которые трудно ответить учителям, работающим в «тюремной системе», и о которых совсем не задумываются родители. Корчак хотел донести до читателей мысль о том, что характер и будущая жизнь ребенка зависят от его воспитания и от того, что дают ему родители, а не няни и учителя.
Затем Генрик начинает широко публиковаться, причем не только как автор образовательных статей, но и как драматург. Его первая опубликованная работа появилась под псевдонимом Януш Корчак, с которой он вошел в историю педагогики и журналистики.
После окончания средней школы Януш решил сделать медицинскую карьеру и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Во время учебы он прошел стажировку в Швейцарии, где изучал работу детских больниц и приютов, а также труды швейцарского педагога и гуманиста Иоганна Песталоцци.
Януш Корчак, только что получивший диплом врача, оказался на фронте русско-японской войны в 1905 году. После войны он начал новое, более длительное образование: он работал в детских больницах и приютах в Берлине, Франции и Англии.
Дом сирот: как любить ребенка?
В 1911 году Януш Корчак, использовавший весь опыт, полученный во время стажировки за границей, на свои средства и средства благотворителей открыл учреждение для еврейских сирот. Проблема была особенно острой в периферийных районах Российской империи — антисемитизм и предрассудки в отношении евреев не давали сиротам и детям из бедных семей ни малейшего шанса вырваться из остракизма. Детский дом Корчака дал этим детям шанс вырасти в достойных людей.
Более того, Януш Корчак настаивал на автономии своего учебного заведения и независимости его образовательной деятельности. В этом детском доме царила настоящая демократия: дети и воспитатели решали все проблемы вместе, не было наказаний за плохое поведение, а проблемы решались товарищеским детским судом.
Детский дом, май 1940 года
Во время Первой мировой войны Корчак снова был отправлен на фронт в качестве военного врача. Он работал в дивизионном госпитале, а затем врачом в детском доме в Киеве, где написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».
Эта книга стала настоящей революцией в учебной литературе того времени. Корчак писал, что ни розги, ни толерантность не делают ребенка достойным человеком. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком — вот что составляет основу гармоничного развития личности.
Врач, учитель и писатель
Через 3 года Януш Корчак понял, чему он хочет посвятить свою жизнь.
В возрасте 18 лет он опубликовал серьезную статью под названием «Гордиев узел». В нем молодой человек поднял важные вопросы о воспитании детей.
В статье он спрашивает читателя: «Наступит ли время, когда родители перестанут думать о всяких пустяках и развлечениях и вместо этого наконец-то займутся воспитанием своих детей?».
Он подчеркнул, что ответственность за воспитание ребенка лежит на матерях и отцах, а не на нянях.
Редактор журнала, в котором был опубликован Корчак, высоко оценил талант Януша. Он предложил молодому человеку написать колонку для еженедельного журнала, и тот с радостью согласился.
Однако в то время он считал писательство скорее хобби, чем профессией.
Через некоторое время отец Корчака умер, оставив Януша одного содержать семью. С этой целью он решил изучать медицину в Варшавском университете.
Он подумал, что если станет врачом, то сможет улучшить свое финансовое положение и одновременно помочь многим людям.
Несмотря на учебу, Януш Корчак не переставал писать. Он написал пьесу под названием «В какую сторону?» о душевнобольном человеке. В ней он поделился своими переживаниями по поводу болезни отца.
Псевдоним «Януш Корчак»
Когда Ерш Хенрик Голдсмит представил свою новую пьесу, он сначала подписался под псевдонимом Януш Корчак. С тех пор он известен во всем мире под этим именем.
После изучения медицины в 1905 году Януш Корчак стал врачом. В медицине он был более известен под своим настоящим именем Хенрик Голдсмит.
Война и признание
В 1905 году началась русско-японская война, и 27-летний Корчак был призван в армию в качестве военного врача. На фронте он не только лечил солдат, но и пытался оказать им моральную поддержку.
После войны Януш вернулся в Польшу. Он был удивлен, когда его работы уже были популярны в Польше.
Тем не менее, он продолжал работать врачом.