Олимпия де Гуж выступила за права женщин — и потеряла из-за этого голову. Олимпия де гуж.

Декларация горячо отстаивала право женщин на владение собственностью, представительство женщин в органах власти и права незамужних женщин.

Олимпия де Гуж выступила за права женщин — и потеряла из-за этого голову

 Олимпия де Гуж выступила за права женщин - и потеряла из-за этого голову

В 1791 году Олимп де Гуж призвала французских женщин к восстанию в своем трактате «Декларация прав женщины». «Женщины, проснитесь; призыв разума звучит во всей Вселенной; признайте свои права».

В разгар Французской революции де Гуж боялась, что мужчины-революционеры будут игнорировать женщин, поэтому она стала самым заметным голосом, требующим прав своего пола.

Но де Гуж зашла слишком далеко, когда высмеяла революционный трибунал Робеспьера, и враги отправили ее на гильотину.

Олимпия де Гуж, вдова-подросток

Родившаяся 7 мая 1748 года, дочь мясника, Мари Гузе заново открыла себя, овдовев в молодые годы.

После смерти мужа 16-летняя Гузе сменила имя на Олимп де Гуж и переехала в Париж в объятия богатого бизнесмена, который оплатил ее долги и выдал ей пособие, пообещав никогда больше не выходить замуж.

В Париже де Гуж объявила себя интеллектуалкой и посвятила себя чтению работ философов эпохи Просвещения, но она быстро обнаружила ограничения, налагаемые на женщин XVIII века.

Мужчины считали ее необразованной и пытались запретить ей писать пьесы. Однако к 1780-м годам де Гуж зарекомендовала себя как драматург, когда «Комеди Франсез» начала ставить ее пьесы.

Неизвестно / Музей Лувра Акварельный портрет Олимпии де Гуж 1793 года.

Еще более шокирующим является то, что работы де Гужа затрагивают политические вопросы. В отличие от других женщин-драматургов, которые публиковались анонимно или писали пьесы на семейные темы, де Гуж использовала свои произведения, чтобы привлечь внимание к несправедливости.

В своих пьесах де Гуж занимала противоречивые позиции по вопросам прав женщин, развода и рабства. Она даже высказалась о двойных сексуальных стандартах.

Среди ее пьес с участием женщин, де Гуж написала первую французскую пьесу, критикующую рабство как бесчеловечное. Пьеса вызвала столько споров, что во время представления вспыхнули беспорядки, многие обвинили де Гужа в подстрекательстве к Гаитянской революции.

Один критик заметил: «Чтобы написать хорошую пьесу, нужна борода».

Он написал 40 пьес, два романа и 70 политических памфлетов.

Руководить борьбой за права женщин в XVIII веке

Де Гуж была частью растущего движения, борющегося за права женщин. Опираясь на язык эпохи Просвещения, де Гуж призвала к новому подходу к месту женщины в обществе.

Он считал политическую активность ключом к переменам и проводил кампании за права матерей-одиночек, регулирование проституции и отмену системы приданого.

  Возрастные кризисы взрослой жизни. Кризис четверти жизни.

Брак и развод часто фигурируют в работах де Гужа. Когда де Гуж вышла замуж в 16 лет, она описала брак как форму эксплуатации, основываясь на собственном опыте, и назвала его «могилой доверия и любви».

Институт брака не порождает любовь, сказал де Гуж, а скорее подвергает женщин «вечной тирании». Решение, по словам де Гуж, заключается в праве на развод и гражданских правах для всех женщин, замужних или незамужних.

Молодой драматург утверждал, что права женщин являются частью более широкой борьбы за права человека.

«Могила любви и доверия»

7 мая 1748 года в семье Пьера Гузе, мясника из Монтобана, родилась девочка по имени Мари. Во Франции XVIII века рождение девочки означало, что ребенку уготована незавидная судьба: женщина, особенно в низших классах, рассматривалась прежде всего как продолжение своего мужа, и ее первой задачей было обеспечение мужа и детей.

Мари повезло: ее мать позаботилась о том, чтобы ее дочь получила домашнее образование. Сама Мари считала, что ее судьба — стать писательницей. Она была уверена, что ее отцом был местный поэт и интеллектуал маркиз Жан-Жак Лефран де Помпиньян, от которого она унаследовала свою страсть к литературе. Но даже если у маркиза был роман с Мари, его ничуть не интересовала ее судьба.

В возрасте 17 лет Мари против своей воли вышла замуж за офицера и местного бизнесмена Луи-Ива Обри, 47 лет. Луи-Ив был необразованным и не интересовался литературой. Покорность его жены и ее необходимость подчиняться мужу возмущали Мари.

Позже она написала, что традиционный брак ее времени был «могилой любви и доверия», и предложила заменить его гражданским договором между супругами. Она считала, что такой договор может защитить интересы обоих супругов, а не только мужа. Кроме того, Мари считала, что развод должен быть официально разрешен. Эти идеи показались бы революционными ее современникам и были бы быстро забыты.

Через год после свадьбы, вскоре после рождения сына Пьера, Луи-Ив утонул в реке. В 1770 году Мари вместе с сыном переехала в Париж: она хотела дать ему образование и реализовать себя как писательницу. Начало новой жизни ознаменовалось сменой имени и отказом от фамилии мужа. Так вместо Мари Обри появилась Олимп де Гуж.

«Существа, которых общество не может терпеть»

В Париже у Олимпии был влиятельный покровитель и любовник, Жак Бьетри де Розье. Он сделал ей предложение, но она отказалась, хотя о ней ходили неприятные слухи — многие называли де Гуж обычной куртизанкой.

  Лабковский о невротических отношениях. Я распишу поминутно где кто.

Олимпе было все равно: она не хотела снова связывать себя узами брака и считала, что женщина может сама решать, с кем ей встречаться и как жить. Более того, во Франции восемнадцатого века замужняя женщина не могла публиковать литературные произведения без разрешения мужа. Однако Олимпия не хотела ставить под угрозу свою литературную карьеру. «Мужчины настаивают на том, что мы предназначены только для домашнего хозяйства: Умные и жаждущие женщины, стремящиеся к литературе, — это существа, которых общество не может терпеть», — писал де Гуж в своем «Прологе для дам, или Портрет женщины».

В Париже Олимпия посещала светские салоны, начала писать пьесы и основала свою собственную женскую театральную группу. Театр де Гуж был передвижным театром, который выступал в Париже и окрестностях. В 1785 году Олимпия написала одну из своих самых известных пьес «Самора и Мирза, или Счастливое кораблекрушение». В пьесе рассказывается история двух рабов, которые влюбляются друг в друга. Замора и Мирза подвергаются унижениям и жестокому обращению, им приходится бороться не только за свою любовь, но и за жизнь. До Олимпии никто и никогда не делал рабов главными героями пьес; для театра того времени это казалось революцией.

Если женщина имеет право стоять на эшафоте, она также должна иметь право стоять на парламентской сцене.

Премьера пьесы состоялась в Париже в Национальном театре в декабре 1789 года. Она была поставлена всего два раза, после чего пьеса была снята с репертуара из-за возмущения общественности. Идея о том, что рабство должно быть отменено и что с рабами следует обращаться как с белыми господами, поддерживалась далеко не всеми французами — работорговля была отменена в XVIII в. После премьеры пьесы де Гуж впервые получил серьезные угрозы: Ей открыто желали смерти.

«Женщина, очнись»

В 1789 году во Франции началась революция. Де Гуж и ее сын Пьер, который впоследствии стал революционным генералом, поддержали эти изменения.

Олимпия вступила в «Социальный кружок», политический клуб, организованный ее подругой Софи, женой ученого и философа Николя Кондорсе. Круг существовал в течение нескольких лет. Олимпия, Софи и члены клуба обсуждали, как должно выглядеть идеальное общество, и, помимо прочего, выступали за гендерное равенство. Идеи «Социального кружка» впоследствии повлияют на Карла Маркса и утопических социалистов.

  Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин. Крупская надежда константиновна.

В 1791 году Олимпия при поддержке политического клуба опубликовала Декларацию прав женщины и гражданина. Де Гуж считал, что женщины могут и должны участвовать в политике наравне с мужчинами. Поскольку женщина «имеет право взойти на эшафот», она должна иметь право взойти и на парламентскую трибуну, считает Олимпия. Она была расстроена тем, что не все женщины согласны с ней и не готовы бороться за свои права. «Женщина, проснись. Тревожные звонки раздаются по всему миру», — написала Олимпия в заявлении о правах женщин и гражданстве: «Знайте свои права. Огромное царство природы больше не окружено предрассудками, фанатизмом, суевериями и ложью. Пламя истины прогнало тучи глупости и узурпации. Силы раба умножились, а его оковы были сброшены. Но как только он получил свободу, он стал несправедлив к своим ближним. О, женщины! Когда вы увидите свет? Что вы приобрели в результате революции? Все большее пренебрежение, все более очевидное пренебрежение. На протяжении веков вы имели власть только над слабостями мужчин.

Де Гуж посвятил свою декларацию королеве Марии Антуанетте. Олимпия была убежденной монархисткой и говорила, что предпочитает монархию любой другой системе правления. Когда Мария Антуанетта и Людовик XVI были заключены в тюрьму, Олимпия предложила себя в качестве адвоката опального короля, но ей не позволили защищать его в суде.

Из-за ее поддержки королевской семьи де Гуж обвиняли в излишней мягкости и непонимании природы революции. Один из обвинителей, Пьер Манюэль, заметил, что де Гуж хотел, чтобы «революция была проведена с комплиментами и без кровопролития». Олимпия возразила, что кровь, даже если это кровь виновных, «всегда пятнает» революции и поэтому не должна проливаться.

Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года. Вскоре после его смерти началась эпоха террора: к власти во Франции пришли якобинцы и приняли закон о «подозреваемых». Любой, кто не соглашался с действиями якобинцев, считался «подозреваемым». Максимилиан Робеспьер, один из лидеров партии якобинцев, и другие революционеры начинают охоту на противников революции — для них придуман термин «враги народа». Против «врагов» принимаются беспощадные меры. Когда в Лионе подавляется восстание против якобинцев, тысяча человек приговаривается к смерти.

Критиковать правительство стало смертельно опасно, но Олимпия была в ужасе от того, что происходит в ее стране, и чувствовала, что не имеет права молчать.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий