Зинаида Серебрякова. Зинаида серебрякова биография.

Одной из самых значительных работ этих лет является картина 1916 года «Побелка холста», в которой Серебрякова предстает в роли художника-монументалиста.

Биография Зинаиды Серебряковой

Синаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное д» под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Ее мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была графическим дизайнером. Ее братья были не менее талантливы: младший был архитектором, а старший — мастером монументальной живописи и рисунка.

Своим художественным развитием Зинаида во многом обязана дяде Александру Бенуа, брату матери и старшему брату.

Детство и юность она провела в Санкт-Петербурге в доме своего деда, архитектора Н.Л. Бенуа, и в имении Нескучное. Внимание Зинаиды всегда было приковано к работе молодых крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отражалось в ее работе.

После смерти отца семья переехала из поместья в Санкт-Петербург в 1886 году. Все члены семьи занимались творчеством, Зина с энтузиазмом рисовала, а Зина.

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М.К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах, во время поездки в Италию, она сделала множество набросков и этюдов.

В 1905 году она вышла замуж за Бориса Серебрякова. После свадьбы молодая пара отправилась в Париж. Здесь Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, много работала и зарабатывала на жизнь живописью.

Через год молодая пара вернулась домой. В Нескучном Зинаида много работала — создавала этюды, портреты и пейзажи. Уже в первых работах художницы прослеживается ее собственный стиль и очерчивается круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждал настоящий успех.

Во время гражданской войны муж Зинаиды находился в Сибири в исследовательских целях, а она с детьми — в «Нескучном». Переезд в Петербург казался невозможным, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Дом ее семьи в Нескучном сгорел, и все ее работы пропали. Позже Борис умер. Обстоятельства вынудили художника покинуть Россию. Он уехал во Францию. Все эти годы художница жила с постоянными мыслями о муже. Она написала четыре портрета своего мужа, которые хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской галерее.

В 1920-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петербург, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида с дочерью посещают Мариинский театр, за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисует.

Семья переживает трудный период. Серебрякова пыталась рисовать на заказ, но безуспешно. Она любила работать с природой.

В первые годы после революции велась активная выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова приняла участие в Большой выставке русского искусства в Америке. Все представленные фотографии были проданы. На вырученные деньги она решила поехать в Париж, чтобы организовать выставку и получить заказы. В 1924 году она покинула страну.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей ни радости, ни творческого удовлетворения. Она тосковала по своей родине и пыталась запечатлеть свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка состоялась только в 1927 году. Заработанные деньги она отправляла матери и детям.

В 1961 году два советских художника, С. Герасимов и Д. Шмаринов, посетили ее в Париже. Позже, в 1965 году, они организовали для нее выставку в Москве.

Последняя крупная выставка работ Серебряковой состоялась в 1966 году в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет.

Творчество Серебряковой

Еще в юности художница всегда выражала свою любовь к России в своих эскизах. Ее картина «Цветущий сад» и несколько других наглядно показывают очарование русских просторов, цветочных лугов и полей.

Картины, представленные на выставках 1909-1910 годов, имеют особый и неповторимый стиль.

Наибольшее удовольствие зрителям доставил автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в маленькой деревне, коротким зимним вечером смотрит в зеркало и улыбается своему отражению, словно играет с расческой. В этой работе молодой художницы все, как и она сама, дышит определенной свежестью. Здесь нет модернизма; угол комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всем своем очаровании и радости.

Наибольший расцвет творчества художника пришелся на предреволюционные годы. Среди них были картины с крестьянами и великолепные русские пейзажи, а также бытовые сюжеты, такие как «За столом для завтрака» и «Балерины в ванной».

За туалетом За завтраком Отбеливание холста

Одна из самых важных работ Серебряковой этого периода — «Отбеливание холста», написанная в 1916 году, в которой она предстает в образе художника-монументалиста.

Фигуры деревенских женщин на лугу у реки кажутся величественными из-за низкого горизонта. Они расстилают свои свежевытканные холсты рано утром и оставляют их под яркими лучами солнца на весь день. Композиция состоит из красных, зеленых и коричневых тонов, которые придают маленькому полотну качества монументального декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду фермеров. Фигуры выполнены в разных цветах и ритмических ключах, создавая единую скульптурную мелодию, заключенную в композиции. Все это — один возвышенный аккорд, воспевающий красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой реки, над которой перед рассветом поднимается туман. Красноватые лучи солнца придают особый шарм женским лицам. Белизна холста» напоминает древние фрески.

Художник интерпретирует эту работу как ритуальное действо, показывающее красоту человека и мира через графический и линейный ритм живописи. К сожалению, это была последняя крупная работа Зинаиды Серебряковой.

В том же году Бенуа получает заказ на оформление Казанского вокзала и приглашает свою племянницу работать там. Художница решает создать восточную тему по-своему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как прекрасных женщин Востока.

В расцвете творческих сил художницу одолевает великая печаль. Заболев брюшным тифом, ее муж сгорает за короткое время от этой страшной болезни, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семье нужно буквально все. Запасы поместья были полностью разграблены. Красок нет, и художница рисует «Карточный домик» углем и карандашом, изображая своих детей.

Серебрякова категорически отказывается покорять стиль футуризма и устраивается на работу в Археологический музей в Харькове, где делает карандашные наброски экспонатов.

Любители искусства покупают ее картины практически за бесценок, за еду или старые вещи.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи поражают ее, она пишет Атласские горы, портреты африканских женщин, создает серию зарисовок о рыбаках Бретани.

В 1966 году выставки работ Серебряковой открылись в столице СССР, Москве, и в нескольких крупных городах, а многие ее картины были приобретены российскими музеями.

Интересные факты из жизни художницы

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за своего двоюродного брата. Ее семья не одобрила этот брак, и молодая пара была вынуждена покинуть свою родину.

В картинах русской художницы Зинаиды Серебряковой много картин, изображающих жизнь и труд сельского населения. Она рисовала людей, работавших в сельской местности, с натуры, непосредственно на полях, где трудились крестьяне. Чтобы успеть запечатлеть все детали, художник вставал раньше работников и приходил на поле с красками и кистями до того, как все работы были закончены.

  Софья Алексеевна. Царевна софья алексеевна.

harvesting-1915

Из-за постоянной бедности Серебряковой приходилось самой делать краски, так как у нее не было денег на их покупку. Сегодня работы Серебряковой приносят прекрасные деньги, хотя при жизни Зинаиде не всегда удавалось продать свои картины, и художнице приходилось почти все время жить в бедности.

Уехав во Францию, оставив в России дочь и сына, Зеребрякова не могла знать, что не увидит своего ребенка в течение 36 лет.

Художник так и не смог вернуться в Россию. Он был похоронен во Франции на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова — русская художница, работавшая в жанре портрета. Она происходила из интеллигентной семьи. В творческом стиле Серебряковой преобладает склонность к изображению природы и людей, но встречаются и натюрморты. Она принадлежала к движению «Мир искусства» и избегала агонистического направления. После пребывания во Франции в начале 1930-х годов Зинаида Серебрякова долго не могла вернуться на родину. Она получила французское гражданство и больше не встречалась со своими родственниками до 1966 года. Сегодня ее работы выставлены в самых известных музеях мира.

Зинаида Лансере родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года. Это имя принадлежало ее отцу. Семья девочки жила в имении Нескучное под Харьковом. Неудивительно, что ее биография была связана с искусством. Ее отец работал скульптором, мать в молодости была графическим дизайнером, ее дедом был известный архитектор Николай Бенуа, и большинство ее родственников увлекались искусством.

Зинаида Серебрякова в молодости

Хорошее воспитание и творческий талант не считались среди них чем-то необычным. Поэтому желание Зины сделать артистическую карьеру было воспринято как должное. Она выросла вместе со своими братьями и сестрами. Младший стал архитектором, старший — художником.

Подростковые годы Зинаиды прошли в Санкт-Петербурге, куда семья переехала после смерти отца. Судьбой девочки занялся ее дядя Александр Бенуа. Серебрякова окончила женскую гимназию в 1900 году, а затем посещала художественную школу. Основам изобразительного искусства она училась у Ильи Репина и в мастерской Осипа Браза. В 1902-1903 годах Зина отправилась в путешествие по Италии, которое вдохновило ее.

Мужем художницы был ее возлюбленный детства Борис Серебряков. Будучи двоюродным братом Зинаиды, он влюбился в свою кузину в юном возрасте, и во время их совместного пребывания в Нескучном шли разговоры о женитьбе. Поскольку церковь не поощряла интимные браки, прошло много времени, прежде чем молодая пара получила разрешение на брак. В 1905 году родственники дали 300 рублей местному священнику и устроили свадьбу для влюбленных.

Картина Зинаиды Серебряковой «Борис Серебряков», 1913 год

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и проходил стажировку в Маньчжурии во время русско-японской войны. Зинаида мечтала рисовать. Разные интересы не помешали им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии Большого театра, а Борис — в Высшей школе мостов и дорог. Когда они вернулись домой, каждый из них продолжил свою карьеру, и в семье родилось четверо детей: два сына и две дочери.

Дети Зинаиды Серебряковой на картине «За завтраком» («За обедом»), 1914 год

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна оставались с бабушкой. Они жили в тяжелых условиях, и в 1933 году мать Зинаиды умерла от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать театральным художником. Мечтая вновь увидеть свою мать, она была приглашена в ее дом в 1930-е годы, когда советское правительство предложило художнику вернуться на родину. Но Зинаида в то время работала в Бельгии и не могла оставить комиссию незавершенной.

Смерть

Зинаида Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет. Причины ее смерти оказались вполне естественными. Хотя художница много лет жила за границей, ее имя помнят на родине и сохраняют память о творчестве одной из первых женщин-живописцев. В музеях регулярно проводятся выставки ее работ, а в художественных книгах публикуются фотографии автора. Дочь Серебряковой Екатерина после смерти матери основала благотворительный фонд ее имени.

  • 1909 – «За туалетом. Автопортрет»
  • 1913 – «Баня»
  • 1914 – «За завтраком» («За обедом»)
  • 1915 – «Жатва»
  • 1916 – «Индия»
  • 1924 – «Балетная уборная»
  • 1932 – «Марокканка в розовом платье»
  • 1934 – «Женщина в голубом»
  • 1940 – «Обнаженная с книгой»
  • 1948 – «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом»

Свадьба и учеба в Париже

Зимой семья Лансере-Бенуа обычно жила в большой квартире в Санкт-Петербурге, в самом Мариинском театре, в одном доме со своими родственниками. Летом они переехали на ферму в маленькое село Нескучное, которое находилось на границе между Курской и Харьковской губерниями. Перед большим домом Лансере-Бенуа было озеро и небольшая речка; большой тенистый сад на берегу и аллея тополей вели к главному входу. За виллой простирались бескрайние поля, на которых работали крестьяне.

  • Дом в Нескучном
Дом в Нескучном

Именно здесь были созданы многие картины «Крестьянской серии» Серебряковой — натурщики были реальными жителями Нескучного. Именно здесь Зинаида познакомилась со своим будущим мужем Борисом Серебряковым, который приходился ей двоюродным братом. Зинаида и Борис полюбили друг друга, но из-за близкого родства им не сразу дали разрешение на брак.

«Я только что вернулся из Нескучного, где провел полторы недели. Там роман Зики и Бориса Серебрякова должен был завершиться свадьбой. Они решили пожениться сейчас, не дожидаясь окончания учебы (Борис Серебряков учился в железнодорожном институте — ред.). Они ждали приезда епископа в Нескучное, и Борис решил попросить у него разрешения на брак. Накануне оговоренного дня приезда мы узнали, что его не будет. Затем мы обратились к нашим священникам и написали прошение тому же архиепископу. Мы были уверены, что он разрешит это, потому что была подобная «энциклика». Мы уже определили день свадьбы, который должен был быть очень простым — никаких платьев, никаких приглашений, никаких торжеств. Но тут из Белгорода вернулся Борис — оказалось, что предложение сформулировано неправильно, его надо было «графически» представить как родственное, а утвердить это было, как говорили, делом нескольких минут. На следующий день Борис снова отправился в путь (45 верст на лошади, заметьте!) и вернулся весьма раздосадованный — епископ его отверг! Не теряя времени, он отправился в Харьков искать новые и иные пути. Первое путешествие было неудачным — он колебался, но знатоки указали ему на другое путешествие, которое он в то время не мог найти дома. Через день он снова уехал, хотя никто не надеялся на счастье; они уже подумывали обратиться в лютеранство, подать заявление в Синод….. Вдруг — надежда: прав хороший пастор, дороговато — 300 р., но что делать. «

Из письма Евгения Лансере, брата Зинаиды, Александру Бенуа. Сентябрь 1905 года.

После свадьбы молодая пара переехала в Санкт-Петербург, а затем (вместе с мамой Зинаиды) совершила длительное путешествие во Францию. С ноября 1905 года по апрель 1906 года они находились в Париже. Там Серебрякова посещала уроки живописи в недавно открывшейся Академии Гранд-Шомье (хотя, судя по ее письмам, она не была довольна занятиями), посещала Лувр, оперу, театры, цирк, устраивала пикники с семьей на лужайке возле замка Сен-Клу, где «читала Толстого вслух». Зинаида вернулась из этой поездки с множеством новых идей и эскизов — и беременная своим первым сыном.

  Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин. Крупская надежда константиновна.

Всего у Зинаиды и Бориса Серебряковых было четверо детей, все они впоследствии стали художниками. Ее муж, в отличие от остальных членов семьи, не имел никакого отношения к искусству: он окончил Институт железнодорожного транспорта и работал на железнодорожном строительстве. Ее воспоминания и письма показывают, что у них был очень счастливый брак — несмотря на разные интересы и то, что Борис Шеребряков часто уезжал на заработки в Сибирь. К сожалению, это счастье длилось недолго.

Автопортрет, крестьянки и купидоны

Уже в детстве родственники заметили в Зике, или Зиночке, как ее называли в семье, талант и, по словам ее дяди Александра Бенуа, «настоящий артистический темперамент». Юношеские рисунки Серебряковой сохранились без редактирования, но уже отмечены оригинальным стилем художницы, благодаря которому ее трудно спутать с кем-либо другим. По словам ее родственников, Серебрякова всегда рисовала или писала и неустанно тренировала руку и глаз, даже после рождения детей. В то же время она была очень застенчивой и робкой по натуре и часто не решалась показать кому-либо свои рисунки.

Несмотря на свою застенчивость, Зинаида Серебрякова рано стала знаменитой. В 1910 году она представила свою картину «За туалетом», написанную в Нескучном, на выставке Союза русских художников. По сей день это самая известная работа Серебряковой и самая известная из серии автопортретов. Картина была сразу же приобретена Третьяковской галереей вместе с двумя другими ее работами. Это было редкое и беспрецедентное признание, особенно для 26-летней женщины: художественное общество того времени почти совсем не воспринимало женщин-художников всерьез.

«Ее искусство обладает таким милым, любящим очарованием, оно настолько интимно, оно так просто и прямо обращается к сердцу и разуму, что трудно говорить о нем объективно. Она очень соблазнительна, очень очаровательна. Сколько лет прошло с того дня, когда она ослепила всех своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, но искусство Серебряковой по-прежнему свежо, непосредственно и обаятельно».

Александр Бенуа, статья о выставке Зинаиды Серебряковой в Париже. 1932.

В 1911 году Серебрякова становится членом общества «Мир искусства». Она много рисует, особенно портреты — это ее любимый и центральный жанр для всех ее работ. Она также работает над большими композициями с деревенскими жителями, вдохновленными ее любимым художником Алексеем Венециановым. В отличие от Венецианова, который ценил спокойные и размеренные сцены деревенской жизни, Серебрякова изображает их гораздо более театрально и монументально.

Квадрат Малевича» и «Код да Винчи»: Тест: знаете ли вы что-нибудь о живописи?

Серебрякова часто опускает горизонт на своих крестьянских картинах, создавая у зрителя впечатление, что он наблюдает за сбором урожая или известкованием холста снизу. У ее фигур сильные, мускулистые, вытянутые тела, правильные черты лица, их фигуры освещены ярким летним солнцем и устремлены в небо, их движения внушительны и торопливы. В целом, эти приемы создают впечатление, что на картинах изображены не простые крестьяне, а боги и герои древних мифов, живущие в мире вечного средиземноморского лета (Серебрякова почти никогда не писала зимой).

Серебрякова почти во всех своих работах связывает природу и отсылки к прошлому искусству, и круг крестьян здесь не особенно выделяется. Прекрасные балерины Мариинского театра превращаются в ухоженных дам с картин рококо, дети — в красноватых горилл с восковой кожей, а автопортреты на темном фоне — в предзнаменование ее любимого Рембрандта. Глядя на картины и пастели Серебряковой, трудно представить, что многие из них были написаны в голодном Петербурге после революции. Реальность преломляется в работах художницы — и становится частью ее собственного мира, полного искусства, света и семейного тепла, которые Серебрякова рассматривает как сущности одного порядка.

«Вокруг все уже убиты»

Серебрякова пережила Октябрьскую революцию вместе со своей семьей в Нескучном. В конце лета 1917 года муж больше не отвечал на ее письма. После революции по всей России вспыхнули беспорядки, и до Нескучного дошли вести о погромах и грабежах в соседних имениях. Стало опасно оставаться на вилле с маленькими детьми (старшему сыну Серебряковой было 11 лет, младшей дочери — всего 5) и пожилой матерью. Но Серебрякова не решилась идти одна: Она надеялась, что сможет поговорить с мужем.

Однажды к семье Лансере-Серебряковых пришли крестьяне из Нескучного и стали уговаривать их покинуть город. Вот как описывает эту встречу дочь художника, Екатерина Серебрякова (которой в 1917 году было 5 лет). А все остальные уже были убиты.

Цой, ламбада, сигарета у гаража и видеомагазинов: детство в эпоху перестройки, изображенное Зоей Черкасской.

В декабре 1917 года семья переехала в Змиев, а затем в Харьков. Они взяли с собой немного проса, благодаря чему пережили голод. После их отъезда дом семьи в Нескучном был разрушен — ничего не осталось: ни дома, ни церкви. Им удалось снять квартиру в Харькове. Серебрякова устроилась на работу в местный археологический музей, где делала зарисовки экспонатов с раскопок. Вскоре ей удалось связаться с мужем — он оказался в Москве. В 1919 году Борис Серебряков отправился в Харьков, чтобы навестить свою семью. Во время одной из поездок он заболел брюшным тифом (в стране разразилась эпидемия) и скоропостижно скончался на руках у жены.

«Наша бедная Борецкая умерла от тифа у нас на руках! Это было 22 марта. В феврале, по просьбе Борецкой, Зинок отправился в Москву через своего друга, который приехал из Москвы к нему….. Он работал… много, он устроился на Самарскую железную дорогу….. Когда Зинок прожила с Борецкой в Москве около месяца, он забрал ее в Харьков к своим детям. Тогда-то и начались проблемы — она не хотела уезжать, подала заявку на работу там….. Борис ехал в Москву сдавать свою работу — он был так взволнован, что не хотел уезжать, а когда приехал в Белгород, то не выдержал и поехал обратно на военном поезде, где, как известно, тиф заразен. Ровно через 12 дней он был взят нами под опеку и на 5-й день умер от паралича сердца. Это было ужасно, предсмертные муки длились 5 минут: до этого он еще говорил, и никто не думал, что его не станет через 5 минут. Ты можешь себе представить, моя дорогая, какие это были страдания — плач, рыдания детей, мальчики были безутешны (Катюша не понимала)…».

Из письма Екатерины Лансере (матери Зинаиды) к сыну. 30 июня 1919 года

После смерти мужа в 1920 году Серебрякова присоединилась к своей семье в Петербурге, где жила сначала у друзей, а затем в своей бывшей квартире возле Мариинского театра (квартира была снесена до основания после того, как в нее въехали иностранцы). Старшая дочь Зинаиды Татьяна училась в хореографическом училище, а сама художница была приглашена преподавать в Академию художеств (но, видимо, так и не поступила).

  Бережно и аккуратно, или как поддержать подругу после расставания с парнем или развода мужем. Как поддержать подругу после расставания с парнем.

Проблемы с деньгами и едой продолжались — но Серебрякова все равно рисовала и рисовала много. Когда масло стало дефицитом, она работала пастелью.

Большая серия балерин Мариинского театра (с 1920 года он назывался Государственным академическим театром оперы и балета) Зинаиды Серебряковой относится к петербургскому периоду. Две сотрудницы Эрмитажа и артистки балета, регулярно посещавшие театр, жили в одной квартире с Серебряковой. Именно они обеспечили Серебряковой проход за кулисы, где она зарисовывала и записывала невидимую глазу внутреннюю жизнь артистов балета.

Могут быть знакомы

Осенью 1917 года Серебрякова находилась в родовом имении Нескучное. Однако из-за постоянного разграбления домов семья была вынуждена переехать в Змиев, а оттуда в Харьков. Зинаида с мужем сняли небольшую квартиру на Конторской улице и вели спокойную жизнь. Но вскоре случилась беда: Ее муж Борис заболел брюшным тифом и скоропостижно скончался. Вдова, четверо маленьких детей и старая, больная мать оказались в тяжелом финансовом положении.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Масляные краски были роскошью, которую она не могла себе позволить, поэтому она была вынуждена рисовать углем и карандашом. Именно в это трудное время она создала свои самые известные картины «Карточный домик» и «На террасе в Харькове», на которых изображены групповые портреты детей художницы. Карточный домик» считается олицетворением шаткого положения, в котором оказалась семья в то время.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Послевоенный период ознаменовался футуристическим взрывом, и прогрессивные художники с удовольствием включились в эту тенденцию. Серебрякова отвергала новые веяния так же, как и живопись бунтарей. Она устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где делала карандашные наброски экспонатов.

В конце 1920-х годов семья Серебряковых переехала в Петербург. Сначала они жили в квартире своих харьковских друзей Басковых на Лахтинской улице. Вскоре мать и четверо ее детей смогли переехать в свою «дореволюционную» квартиру на Васильевском острове, а затем в семейный дом на улице Глинки. Здесь они жили не одни — власти поселили вместе с ними артистов МХАТа. Следующие несколько лет Зинаида провела, рисуя сцены и жизнь за кулисами. Она зарабатывала на жизнь тем, что писала портреты на заказ. Однако гонорары за выполненные работы поглощались ее большой семьей еще до завершения работы над заказом. Деликатесом для семьи Серебряковых в то время были такие блюда, как котлеты из картофельной кожицы.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

В середине 1920-х годов четырнадцать работ русской художницы Зинаиды Серебряковой были представлены на выставке в Нью-Йорке. Работа «Спящая девушка на красном покрывале» вызвала большой ажиотаж среди ценителей искусства.

Вдали от родины

В конце 1924 года автор получила небольшой заказ на декоративную картину, для завершения которой она отправилась в Париж. Из-за внутриполитических волнений Серебряковой не разрешили вернуться в СССР и буквально отрезали от дома и семьи. Двоих детей — Сашу и Катю — ей удалось вывезти за границу, но Женя и Таня остались без материнского тепла. Зинаида получила нансеновский паспорт и после Второй мировой войны стала гражданкой Франции.

Перспективы в чужой стране были не столь радужными, как казалось из России. Работы почти не было, и Зинаида отправляла все свои доходы детям в Петербург. Она оставляла себе только сумму на покрытие расходов общины. Она могла бы получать больше заказов, но Зеребрякова принципиально не хотела рисовать в условиях растущей популярности авангардного стиля, так как считала это «глупой живописью». Более того, женщина не могла завязать «правильные» контакты, чтобы выгодно представить себя и свою работу.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Когда ее дети Александр и Екатерина пересекли железный занавес, все стало немного проще. Дочь сразу же взяла на себя все домашние дела, а сын помогал матери пополнять семейный бюджет. Оба ребенка пошли по стопам матери и посвятили себя изобразительному искусству.

Поскольку у Серебряковой не было денег, чтобы нанять нянь, ее собственные дети стали ее моделями. Так было до тех пор, пока Саша не стала востребованным дизайнером интерьеров, чьи работы ценились в театральной среде и в издательской индустрии.

Катя создавала пейзажи и натюрморты, воссоздавала исторические интерьеры. Однако большую часть времени она проводила, помогая матери по дому и организуя ее выставки. У Екатерины практически не было времени на собственную карьеру.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Зинаида несколько раз посещала Марокко. Ее поездки оплачивал бельгийский бизнесмен барон Брувер при условии, что она унаследует некоторые из созданных ею картин. В этой экзотической стране она запечатлела красоту Атласских гор и искусно одетых местных жителей. В изгнании она написала цикл картин, посвященных французским рыбакам.

Когда к власти в СССР пришел Никита Хрущев, у художницы появилась возможность встретиться со своими родственниками. После почти сорокалетней разлуки ее навестила дочь Таня, которая к тому времени уже была известной артисткой МХАТа.

Первая выставка работ Серебряковой на ее родине состоялась в 1966 году. Выставка объехала многие крупные города Союза и привела в восторг советских любителей изобразительного искусства. Наконец-то у граждан СССР появилась возможность увидеть работу гениального соотечественника.

Личная жизнь

Мужем создательницы был ее двоюродный брат Борис, который с ранних лет был влюблен в свою кузину. Юноша неоднократно говорил о своем намерении жениться на Зине, когда еще был гостем в имении Нескучное. Однако такой брак считался почти конгениальным, поэтому он не был одобрен церковью. В конце концов, родственники пары нашли священника, который согласился обвенчать влюбленных за 300 рублей.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Борис был далек от мира искусства — он был инженером. Зинаида, напротив, дышала живописью и полностью погружалась в мир его картин. Такие разные интересы не помешали паре построить счастливую личную жизнь и быть верными друг другу.

После свадьбы супруги отправились в Париж, где провели год. Здесь Зина окончила Академию искусств де ла Гранд Шодьер, а Борис — Высшую школу конструирования. Когда они вернулись домой, в молодой семье было четверо детей — два мальчика и две девочки. В 1919 году муж уехал по делам за границу, где заболел брюшным тифом. Муж вернулся домой и умер на руках своей любимой жены.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Во время вынужденной эмиграции Серебряковой ее сын Женя и дочь Таня остались в Советском Союзе на попечении бабушки. Их жизнь была крайне тяжелой, но Зинаида ничем не могла им помочь. Мать художника умерла от нищеты и постоянного голода.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Стоит отметить, что Серебрякова имела возможность видеться со своими детьми: В 1930-е годы советские власти пригласили ее вернуться. Однако в то время художница работала над заказом в Бельгии, и у нее не было возможности отказаться от начатой работы.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий