Урмас родился в 1955 году, 23 апреля, в Эстонии, в небольшом городке Отепя, где жила вся его семья. Его воспитанием занималась мать. Его отец умер, когда он был совсем маленьким. Его мать оставила его с младшей сестрой на руках.
Без жены, без детей: 10 фактов из жизни красавца Урмаса Отта
Эстонский телеведущий Урмас Отт, который в 1980-х и 1990-х годах вел сенсационную программу «Телевизионные свидания», был одним из самых загадочных людей в СМИ. Вот 10 фактов из его жизни.
Факт № 1. Мечтал стать пионером
Урмас Отт, советский и эстонский журналист, родился 23 апреля 1955 года в Отепя, Эстония. После смерти отца мать Урмаса одна воспитывала двоих детей. Детской мечтой Урмаса был пионерский галстук. Вступив в пионеры, Урмас стал активистом: он участвовал во всех мероприятиях, собирал макулатуру и металлолом.
В подростковом возрасте Урмас был очарован группой «Битлз», распустил волосы и бросил школу, поэтому с трудом окончил ее. После школы он учился в Таллиннском педагогическом училище, а также прошел курс тележурналистики. После окончания школы и обучения в качестве режиссера любительского театра, молодой человек был призван в армию.
После возвращения в Таллинн Отт начал работать на телевидении. Его первым назначением на телевидении была должность диктора новостной программы «Современная камера», позже он стал диктором программы «Азбука варьете».
Детство
Урмас Отт родился в Отепя 23 апреля 1955 года, его отец умер, когда ему было четыре года, и матери пришлось одной воспитывать сына и младшую дочь. У молодого Урмаса были длинные волосы, и он слушал «Битлз». Он с трудом закончил школу, полностью бросив ее в последние годы. Таллиннский педагогический университет, где он учился, также не вызвал у Отта интереса.
Но затем Урмас нашел то, что его по-настоящему увлекло: он прошел курс телевизионной журналистики. Преподаватель на прослушивании обнадежил: «Если вы сосредоточитесь на игре, у вас все получится!».
Телевидение
«Честный, смелый, обаятельный, дерзкий, иногда немного ироничный» — так характеризовал себя Урмас Отт по окончании учебы. Он обратился к телевидению с этим посланием. Молодой человек получил шанс и был приглашен на работу диктором в новостную программу «Живая камера». Это была отличная школа! Отт уже приобретал необходимые навыки и совершенствовал свое ремесло.
Затем появилась «Азбука эстрады», музыкальная программа, где Урмас был ведущим. Однако настоящую известность он получил благодаря «Телевизионному знакомству», которое началось в 1986 году. Когда у Отта возникла идея этого проекта, он не мог предположить, что она найдет отклик у его аудитории. В конце концов, он хотел показать людям популярных личностей по-другому, не так, как они привыкли.
До этого времени художников не спрашивали об их личной жизни, им не задавали неудобных вопросов. В основном их спрашивали о профессиональной карьере и творчестве. Но кому это было интересно? И вот наступила перестройка! И не только политически, но и в сознании людей. Многое изменилось, стало больше свободы. Неудивительно, что шоу «Телевизионное знакомство», которое ведет Урмас Отт, имело высокие показатели просмотров в Эстонии.
Первой гостьей шоу стала Людмила Гурченко. Стройная и утонченная актриса грациозно предстала на снимке. Напротив нее на стуле сидел хорошо одетый Урмас Отт. Уверенным голосом с очаровательным прибалтийским акцентом он спросил: «Людмила Марковна, как вам нравится название нашей программы?». «Но это совсем не плохо», — ответила она с овечьей улыбкой. Ну, здравствуйте!»
Через год после первого выпуска проектом начали интересоваться в Москве. Фильм частично снимался там, и однажды Отта спросили: «Что вы всегда снимаете? У ведущего была с собой видеокассета с различными эпизодами. Их показали, и программа показалась интересной.
В конце 1980-х годов СССР пытался сблизиться с Западом, и Урмас, с его изысканными манерами и провокационными вопросами, как нельзя лучше подходил на роль просветителя. Так на Центральном телевидении появилось «Телевизионное знакомство». Отт сам писал сценарии, готовил вопросы и уговаривал звезд приехать к нему. Не все из них согласились с этим.
Шахматист Гарри Каспаров, например, отказался, о чем, как говорят, впоследствии пожалел. Чаще всего Урмас выслушивал отказ из страха. Гостей пугал вызов: что, если в ходе беседы выяснятся факты их биографии, которые они на самом деле хотели бы сохранить в тайне? Но убежать от хозяина было невозможно: Отт, казалось, видел всех насквозь и задавал вопросы о том, что причиняет наибольшую боль.
Урмас не был второстепенной фигурой в разговоре: он казался не менее блестящим, чем приглашенный гость. Иосиф Кобзон, например, описал их беседу как «разговор звезды со звездой». Отт посетили Майя Плисецкая, Евгений Евстигнеев, Ирина Роднина и Олег Ефремов. А сам Отт был награжден Ассоциацией журналистов СССР: «Я задаю такие вопросы, что весь Советский Союз не может оторваться от экрана!». — Урмас похвастался.
В 1993 году программа была прекращена. Как выяснилось, это было решение самого ведущего. Урмас Отт перевернул эту страницу своей жизни и вернулся в родную Эстонию. Он начал новую программу, ток-шоу «Карт Бланш», в которой брал интервью у известных людей. Однако программа просуществовала недолго и не была столь популярна, как телешоу.
Карьера и творчество
После службы в армии Урмас перешел на телевидение, где стал ведущим новостной программы. Его карьера быстро пошла в гору. Через некоторое время он начинает вести программу «Азбука варьете». Работая над новой формой телевизионного программирования, он создал программу «Телезнакомство», после чего Урмас стал одним из самых популярных ведущих и журналистов в Эстонии. Хотя он сказал, что ничего подобного в его биографии нет, что он был просто скромным ведущим, а все остальное — миф и история, которую кто-то выдумал.
Через некоторое время Урмас и его программа были приглашены в Москву для показа по центральному телевидению. Руководство компании уверено, что образ интеллигентного, культурного и красивого молодого человека с обаятельной улыбкой и острым языком будет принят телезрителями и что вскоре он станет популярным телеведущим не только у себя на родине, но и в СССР. Так началась работа Урмаса на центральном телевидении.
Съемки проходили в Эстонии, и не всем кинематографистам разрешили въезд в Советский Союз, который в то время подвергался жесткой цензуре.
Урмас пригласил популярную актрису Людмилу Гурченко на одно из своих шоу. Интервью со звездой было неожиданным и содержало много информации, которую можно было найти только в бульварной прессе. Ведущего обсуждали как человека, создавшего уникальную форму телешоу, основанную на скандалах и интригах, которая никогда ранее не появлялась на экранах. Он позволил себе расспросить знаменитую актрису о ее тайных поклонниках, романах с известными музыкантами и даже о причастности ее мужа Иосифа Кобзона к мафиозным структурам.
Через несколько месяцев популярность ведущего и его скандального шоу была такова, что зрители и коллеги не пропускали ни одного эпизода. Урмас создал новое присутствие на экране с целью представить зрителям программы в западном стиле и с европейским вкусом. Он постоянно писал новые сценарии, придумывал новые вопросы и составлял собственный список знаменитостей, которые должны были участвовать в телешоу.
Постепенно Отт приглашал только тех, к кому испытывал симпатию, полагая, что только тогда он сможет задавать вопросы. Только самым успешным и знаменитым людям разрешалось появляться на его шоу. Возможно, именно этот критерий позволил Урмасу добиться славы и любви в глазах общественности и надолго привлечь внимание к своему творчеству.
Провокационный формат шоу и «неудобные» вопросы о некоторых знаменитостях отбили у многих желание участвовать в его шоу. Некоторые ведущие политики и представители элиты, по сообщениям, боялись его. Но те, кто участвовал в его программах, вспоминают работу с ним с теплотой и благодарностью.
Любимый своими друзьями и коллегами, он был центром группы и мог очаровать любого своими разговорами, беззаботной манерой поведения и нахальством, которое было частью его молодости. Многие думали, что у Отта было много друзей, но на самом деле он был очень одинок и посвятил свою жизнь телевидению, которое стало его единственным другом и полностью заменило ему семью.
Популярная программа выходила на телевидении в течение многих лет, но в 1993 году ее выпуск был прекращен, и Урмас уехал в Эстонию, где продолжил свою творческую деятельность. Он организовал серию выставок, на которых встречался и беседовал с эстонскими художниками и деятелями культуры. Но и это предприятие вскоре было закрыто.
Личная жизнь тележурналиста
Известный журналист не хотел говорить о себе. Он старался не давать интервью прессе, так как считал, что информация, которую журналисты получат о нем и его жизни, в итоге будет полностью искажена, а работа, которой он занимается, интересна только ему самому. Причиной этого также может быть то, что Урмас плохо знал русский язык и говорил с акцентом, поэтому его интервью не всегда было легко понять, и смысл некоторых предложений мог быть неправильно истолкован интервьюерами.
Отт предпочитал одиночество и избегал разговоров с кем-либо о своем психическом состоянии. Единственной любовью в его жизни было телевидение.
У Урмаса никогда не было семьи или детей. Он сказал, что не готов воспитывать ребенка или вступать в серьезные отношения, но он доволен и вполне счастлив своей жизнью.
«Моя личная жизнь — это моя больная спина!»
Виртуозный интервьюер, Урмас сам не хотел общаться с прессой. Сообщество писателей пыталось проникнуть в самые потаенные уголки души загадочного эстонца: «Я не люблю журналистов, потому что я говорю одно, а они пишут другое. Но, конечно, это моя вина: я говорю с акцентом, мои объяснения туманны, а мой русский плох!». В действительности он был просто «человеком в футляре»: он не хотел впускать в свой мир посторонних. Единственным ток-шоу, на котором он появился в качестве гостя, была программа для подростков под названием «Встречи по дороге в школу». Телевидение — это его жизнь, уже представленная на всеобщее обозрение. Каждый раз, когда любопытный проныра пытался выжать из него что-то «личное», у Отта был наготове анекдот: «Моя личная жизнь — это моя больная спина! Однако время от времени дирижер брал интервью у своих коллег. Когда его однажды спросили, почему у него нет семьи и детей, Урмас признался: «Нужно иметь детей. Проблема в том, что я не готов их воспитывать. Но я очень счастлива в своей личной жизни. То, что у меня есть, как я это имею и с кем я это имею, меня вполне устраивает. И не принимайте меня за дурака, который мечтает о любви, а его невеста говорит: «Нет!». — И она бросила меня. Этого не произошло».
Как говорит сам ведущий, в его жизни было много любимых дел: «Я не делаю ничего особенного, но мне всегда не хватает времени, и я всегда очень занят. Я играю в теннис, смотрю фильмы, а когда есть возможность, смотрю или слушаю две-три оперы в день. У меня большая коллекция классической оперной музыки — в свое время я покупал ящики с ней в Нью-Йорке и Амстердаме. Я живу защищенной жизнью, но для собственного удовольствия. С детства я мечтала прыгнуть с парашютом, научиться плавать баттерфляем и выиграть Уимблдонский турнир. Однако в начале 1990-х годов он сказал, что «многие из этих вещей никогда не повторятся». Многое еще может произойти».
«Друг у меня один. Его зовут. Урмас Отт»
Урмас Отт был холост и не имел детей. Он общался с известными актрисами, но даже для них он оставался загадкой. В его доме почти никогда не было гостей: «И друзей. У меня нет близких друзей. Мне просто не нужны постоянные советы и жалость. Но у меня много хороших знакомых и друзей. И у меня есть один друг. Его зовут Урмас Отт. И с ним мы должны решать наши собственные проблемы!». Хотя его программа дала ему самый большой круг знакомств во многих областях, он не воспользовался этим: «Я не из тех людей, которые ищут известных знакомых для общения. Я прекрасно знаю, что между нами была договоренность о трансфере и не более того. Конечно, бывают исключения: С Плисецкой и Щедриным, например, мы иногда приглашаем друг друга. Но это бывает редко. «
До последнего дня единственной женщиной, которая была близка ему и знала содержимое шкафов Урмаса Отта, была его домработница. Однажды она заметила, что Урмас был сумасшедшим, «когда дело касалось опрятности и чистоты»: все всегда выглядело так, как будто в доме никто не жил.
Два года до своей смерти Урмас Отт жил в закрытом обществе. Он скрывал свою лейкемию от всех. Но, несмотря на все это, он никогда не прекращал работать. После серии химиотерапий он больше не мог работать на сцене, и радио стало его единственным выходом. Его программа «В согласии с достоинством» на русскоязычном Радио 4 в Таллинне в 2007-2008 годах понравилась тем, с кем он уже дал несколько телевизионных интервью: Волочковой, Гурцкой, Юрскому, Фрейндлих, Паулсу.
Урмас Отт провел последнюю неделю своей жизни в стерильном боксе для онкологических больных, только что перенесших пересадку костного мозга. Операция прошла успешно. Вольдемар Линдстрем, директор телекомпании «TV Dating», с которым Урмас подружился много лет спустя, был единственным, кто навещал Отта в клинике в 200 километрах от Таллинна. Они говорили о своей работе; журналист планировал вернуться в радиовещание.
Урмас Отт умер от сердечного приступа 17 октября 2008 года в университетской больнице Тарту, ровно через неделю после трансплантации. Почему у Отта случился второй сердечный приступ? Врач Урмаса, профессор Хеле Йевераус, отвечает на этот вопрос выше.
Женщины, прожившие с ним всю жизнь, — его сестра и мать — не пригласили на похороны никого из его друзей. Они также не ожидали похорон. Урмас хотел, чтобы его тело кремировали, а прах развеяли в Балтийском море.