За работу в 12-серийном фильме актер получил звание народного артиста СССР, как и его коллеги по съемочной площадке Евгений Евстигнеев, Леонид Броневой, Ростислав Плятт.
Тихонов, Вячеслав Васильевич
Вячеслав Тихоно в родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде (ныне Московская область). Отец Вячеслава, Василий Романович, работал инженером на текстильной фабрике, а мать, Валентина Вячеславовна, была воспитательницей в детском саду.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, школа, в которой учился Тихонов, использовалась как военный госпиталь. В 13 лет Вячеслав пошел в профессионально-техническое училище, где освоил профессию токаря. Затем он поступил на военный завод, где занимался своим ремеслом. По вечерам после работы он ходил с друзьями в кинотеатр «Вулкан» смотреть героические фильмы. Его любимыми героями были Чапаев — В.А. Бабоцкин, Александр Невский — Н.К. Черкасов, М.И. Заров и П.М. Алеников.
Тихонов втайне мечтал о карьере актера, в то время как родители видели его инженером или ученым-аграрником. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Института автомобильного и механического машиностроения. В 1945 году он пытался поступить во ВГИК. Сначала его не приняли, но после вступительных экзаменов ВГИКа профессор Б. В. Бибиков зачислил Тихонова на свой курс. Во время учебы во ВГИКе он дебютировал как актер в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», в котором сыграл роль Володи Осьмухина.
Во время учебы во ВГИКе Вячеслав женился на Н.В. Мордюковой. В 1950 году Вячеслав завершил обучение во ВГИКе, в мастерской Б. В. Бибикова и О. И. Пьешова с отличием и начала работать в студии для театральных актеров.
Творческий импульс был дан Тихоновым в фильме «Молодая гвардия». Вячеслав Васильевич, в отличие от большинства актеров Молодогвардейцев, после 1948 года почти 10 лет не получал интересных ролей, в исходных фильмах указывалось не 1099 дней. Директора в основном использовали его внешние даты, не пытаясь определить возможный источник, откуда актер получил 1099 дней. В эти годы Вячеслав смог проявить свой театральный талант, сыграв медведя в спектакле «Обыкновенное чудо» в постановке А.П. Гарина в Театре-студии киноактера.
В 1957 году Вячеслав Тихонов стал актером ЗКДЮФ имени Максима Горького. В том же году в кинотеатрах был показан фильм С. И. Ростоцкого «Это случилось в Пенькове». Вячеслав Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актеру признание зрителей.
В фильме «Чрезвычайное происшествие» режиссера Виктора Ивченко он сыграл одесского моряка Виктора Райского, веселого и бесшабашного парня, который становится настоящим героем в лагере лишившихся танкера чанкайшистов.
После этих фильмов режиссеры поверили в Вячеслава Тихонова, и за короткое время ему предложили много важных, разных ролей в кино. Самсонова — «Оптимистическая трагедия» (1963). В фильме «Жажда» Тихонов впервые примерил форму немецкого офицера и роль советского разведчика — он сыграл разведчика, заброшенного в немецкий арьергард во время войны.
Во второй половине 1960-х годов Вячеслав сделал большой шаг к актерскому мастерству — он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Роль требовала от актера полной отдачи, и Тихонов, как и все остальные участники съемок, работал с большой самоотдачей.
Затем Вячеслав Васильевич блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме С.И. Ростоцкого «До понедельника».
Творчество
Роли в театре
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1948 | ф | Молодая гвардия | Володя Осьмухин. |
1950 | ф | В мирное время | Гриневский, моряк-торпедист |
1951 | ф | Тарас Шевченко | Представитель молодежи Санкт-Петербурга |
1952 | ф | Maksimka | Александр Иванович Горелов, лейтенант |
1954 | ф | Мы не должны забывать | Студент Ростислав Данченко |
1955 | ф | Звезды на крыльях | Олекса Лавринец, курсант военно-морского авиационного училища |
1956 | ф | Сердце бьется снова | Леонид Голубев, врач, капитан. |
1957 | ф | Он был в Пенькове | Матвей Морозов, тракторист |
1958 | ф | П.П. — Необыкновенный случай | Виктор Андреевич Райский, машинист поезда |
1959 | ф | Звезды в мае | Андрей Рукавичкин, лейтенант |
1959 | ф | Я жажду | Олег Безбородько, лейтенант |
1960 | ф | Прапорщик Панин | Василий Панин, прапорщик |
1961 | ф | Две жизни | Сергей Нащекин, князь, офицер |
1962 | ф | На семи ветрах | Капитан Вячеслав Суздалев |
1963 | ф | Оптимистическая трагедия | Алексей, матрос-анархист |
1965 | ф | Герой нашего времени | Печорин (дубляж Владимира Ивашова) |
1966 | ф | Бела | Печорин (дубляж Владимира Ивашова) |
1967 | ф | Война и мир | Андрей Болконский, князь |
1967 | ф | Зося | дубляж Юрия Каморного |
1968 | ф | Дайте нам дожить до понедельника. | Илья Мельников, профессор истории |
1969 | ф | Семейное счастье | Капитонов |
1970 | ф | Карусель | Владелец |
1970 | ф | Один из нас | Шпионский подвал (дублировал Николай Гринько) |
1971 | ф | Человек с другой стороны | Виктор Крымов |
1971 | ф | Егор Булычов и другие | Павлин |
1971 | ф | Держитесь за облака | Владимир Севастьянов (дублировал Гунар Зилинский) |
1973 | с | Семнадцать мгновений весны | Макс Отто из Штирлица |
1974 | ф | Фронт без боковых сторон | Млынский, майор |
1975 | ф | Белый улов (Zanna Bianca, Италия — Франция) | Крещеный |
1976 | ф | Они сражались за свою страну | Николай Стрельцов |
1976 | ф | …и другие официальные лица | Константин Павлович Иванов. |
1976 | ф | История о человеческом сердце | Имя символа опускается |
1977 | ф | Белый Бим Черное ухо | Иван Иванович, писатель, владелец Бим |
1977 | ф | Диалог | Shov |
1978 | ф | Комод ходил по улицам | Начальник комода. |
1978 | ф | Фронт за линией фронта | Млынский, майор |
1979 | ф | Профессия — киноактер | Камея |
1981 | ф | Отпуск за свой счет | Голос за кадром |
1982 | ф | Низами | Низами (дубляж Муслима Магомаева) |
1982 | ф | Фронт в тылу врага | Млынский, майор |
1982 | ф | Одна строка | Имя символа опускается |
1982 | ф | Европейская история | Питер Лоссер |
1984 | с | ТАСС уполномочен сообщить… | Константин Иванович Константинов, генерал КГБ |
1985 | ф | Битва за Москву | Голос за кадром |
1986 | ф | Приближение к будущему | Лунин |
1987 | ф | Назначение | Плотников |
1987 | ф | Нетерпение души | Лепешинский |
1987 | ф | Всадники (Антология фильмов) | Отец, теоретик |
1988 | ф | Убийство дракона | Шарлемань, архивариус |
1989 | ф | Любовь с привилегиями (подробности в городе) | Константин Гаврилович Кожемякин |
1991 | ф | Призраки зеленой комнаты | Мартин Чиверел |
1991 | ф | Ура, прапорщики! | Голос за кадром |
1992 | ф | Дьяволы | Тихон, епископ на покое |
1992 | ф | Священники и алтари | Имя символа опускается |
1992 | ф | Гардемарины III | Голос за кадром |
1993 | ф | Непревзойденный | Cholew |
1993 | ф | Провинциальные показатели | Великатов |
1993 | ф | Кодекс недобросовестности | Бухгалтер Чугунов |
1994 | ф | Новый бульвар | Кандинский |
1994 | ф | Сожженный солнцем | Всеволод Константинович |
1994 | ф | Кодекс молчания-2: Следы черной рыбы | Полковник Агаев (озвучивает Расим Балаев) |
1995 | ф | Приключения | Камея |
1996 | ф | Дорогой друг с давних пор | Отец Маши и Сины |
1998 | с | Зал ожидания | Директор Зайцевского детского дома |
1998 | ф | День Победы — Эссе | Левка Моргулис |
2001 | ф | Берлинский экспресс | Георгий Астахов |
2005 | ф | Глазами волка | Имя символа опускается |
2006 | ф | Андерсен: Жизнь без любви | Бог |
Фильмы о Вячеславе Тихонове
О работе и жизни актера было снято множество документальных фильмов:
- «Профессия — киноактёр» (1979 год, режиссёр Станислав Ростоцкий).
- «Мгновения Вячеслава Тихонова» (1998 год, телеканал «ОРТ», режиссёр Юрий Малюгин).
- «Семнадцать мгновений Славы» (2003 год, телеканал «ТВС», режиссёр Светлана Николаева, продюсер Анна Тихонова).
- «Последний герой уходящей эпохи» (2006 год, телеканал «Россия», режиссёр Сергей Садовский).
- «Воздух вдохновения» (2008 год, телеканал ТВ-Центр, режиссёр Елена Николаева, продюсер Анна Тихонова, производство студии «Актёр кино»).
- «В гости к Вячеславу Тихонову» (премьера 9 февраля 2008 года, Первый канал, режиссёр Ирина Голубева).
Детство
Вячеслав Тихонов родился 08.02.1928 года в подмосковном Павловском Посаде. Семья была самая обычная, с искусством не состоящая в родстве. Отец Василий Романович много лет работал инженером на местной текстильной фабрике. Мать Валентина Вячеславовна была воспитателем детского сада на заводе. У них был свой двухэтажный деревянный дом, в котором жили также их бабушка и дедушка.
Ему нравилось ходить в школу, и учеба давалась ему легко, особенно по математике, истории и физике. В то время мальчики часто делали татуировки, и Вияксель тоже. На его руке с детства была надпись «Слава», которая очень мешала ему впоследствии во взрослой жизни. Ему приходилось постоянно прятать ее, чтобы она не бросалась в глаза.
Детство мальчика закончилось в возрасте 13 лет, когда в 1941 году началась война. Школа была госпиталем для раненых на фронте, поэтому ему пришлось продолжить образование в профессиональном училище.
Вместе со своими друзьями Слава пошел в профессионально-техническое училище, чтобы получить профессию токаря. После окончания учебы Тихонов устроился на завод боеприпасов, где с утра до ночи работал за токарным станком. Он понимает, что это единственное, что он может сделать для фронта и для победы.
У Вячеслава было очень мало свободного времени, которое он проводил, работая на заводе. Но те часы, когда ему не нужно было работать, он старался проводить в кинотеатре Vulkan недалеко от своего дома. Репертуар был исключительно героическим, а что еще нужно было мальчишкам его поколения. Его впечатлили Чапаев, сыгранный актером Б. Бабочкиным, и Александр Невский, искусно воплощенный на экране Н. Черкасовым. Любимыми актерами юного Славы были Михаил Шаров и Петр Алейников.
Юность
Тихонову приснился сон, о котором не знали даже его родители. Он хотел стать актером, а его семья мечтала, что их ребенок станет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944 году поступил на подготовительные курсы в Автотранспортно-механический институт. Однако в следующем году молодой человек решил исполнить свою долгожданную мечту и отправил документы в Государственный институт кинематографии. Он не работал на общем приеме, прессе говорили, что его внешность не фотогенична. Но удача, вероятно, была на стороне талантливого кандидата. После сдачи экзаменов он был принят вне конкурса в студию профессора Б. Бибиков. Именно он сумел разглядеть незаурядный талант Тихонова и взять его к себе. Как показала жизнь, профессор был прав — Вячеслав стал великим художником.
В 1948 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Тихонова, который тогда учился на третьем курсе, сняться в фильме «Молодая гвардия». Он предложил начинающему актеру стать Володей Осьмухиным. Эта роль принесла Вячеславу первую известность, его заметили и стали приглашать на съемки.
Диплом ВГИКа актер получил в 1950 году и сразу же снялся в фильме «Мирные дни», режиссера В. Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры всерьез заинтересовались молодым актером, и предложений было гораздо больше.
В 1950 году Тихонов вошел в труппу Театра актера экрана и был первым на его сцене. Своей творческой биографии этот актер отдал семь лет. В 1957 году он получил постоянную должность на киностудии имени Горького, поэтому ему пришлось оставить театр, чтобы добиться больших успехов в кинобизнесе.
Также в 1957 году Тихонов снялся в фильме «Это случилось в Пенькове» режиссера С. Ростоцкого, в котором сыграл водителя трактора Морозова. После фильма актер понял, что значит национальное признание.
В 1958 году ему предложили роль героя в фильме «Необыкновенное событие» режиссера В. Ивченко. Вячеслав сыграл Райского — веселого моряка из Одессы, который отважно сражается с захватчиками на своем корабле.
После такого успешного начала Тихонов стал популярен, и с 1959 по 1963 год вышло еще шесть картин с его участием. В одном из этих фильмов, под названием «Жажда», актеру пришлось перевоплотиться в разведчика, работающего в глубоком тылу врага. Эта роль была в некотором роде репетицией — Вячеслав впервые надел немецкую форму и стал советским агентом.
Во второй половине 1960-х годов актер Тихонов поднялся на вершину актерского мира. Он получил роль князя Болконского в фильме «Война и мир», поставленном Сергеем Бондарчуком. Тихонов получил эту роль благодаря Е. Фурцевой, которая в то время была министром культуры и благоволила к актеру. Затем Тихонов вспомнил, что эта работа далась ему слишком легко, и покинул площадку опустошенным. Актер должен был органично вписаться в картину, хотя многое в ней было непонятно и даже чуждо Вячеславу.
Еще один характерный актер, Вячеслав Тихонов, который очень запомнился зрителям. Он сыграл профессора истории Мельникова в фильме «До понедельника», снятом режиссером С. Ростоцким. Он показал себя как скромный, искренний и порядочный преподаватель, умеющий находить общий язык со своими учениками. Кроме Тихонова, Ирина Пешерникова, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и О. Шиснева в фильме.
Личная жизнь
Вячеслав Тихонов никогда не выставлял свою личную жизнь на показ. Он не хотел, чтобы то, что происходит в семье, стало предметом слухов и сплетен. Но вездесущим журналистам удалось раскопать факты обо всех женщинах, сыгравших решающую роль в судьбе художника.
Тихонов впервые влюбился в Юлию Российскую, которую знал еще со школьной скамьи. Они были близкими друзьями в течение трех лет, а затем стали друзьями на всю жизнь.
В 1950 году Тихонов женился в первый раз. Его избранницей стала Нонна Мордюкова, сокурсница по ВГИКу. Они прожили вместе 13 лет, и в 1950 году у них родился сын Владимир. Он дожил только до сорока лет и умер от наркотиков и алкоголя.
Они разошлись тихо и без скандала. Некоторые источники называют причиной неверность его жены, другие говорят, что неверным был ее муж. Ходили слухи о романе Тихонова с актрисой Дзидрой Ритенбергс, но ничего серьезного из этих отношений не вышло.
Во второй раз Вячеслав Тихонов женился на женщине по имени Тамара. Он работал переводчиком и дублировал французский фильм «Мужчина и женщина». Их брак продлился более 40 лет. В 1969 году у них родилась дочь Анна. Девушка также училась во ВГИКе, специализируясь на актерском мастерстве. В 2005 году Тихонов стал дедушкой близнецов Вячеслава и Георгия.
Биография Вячеслава Тихонова
Вячеслав Васильевич Тихонов — выдающийся актер, внесший неоценимый вклад в российскую культуру как воплощение мужества, чести и героизма. Он добился этого благодаря ролям князя Болконского в эпическом фильме «Война и мир», солдата Стрельцова в «Они сражались за Родину», профессора истории в мелодраме «Она до понедельника», писателя в драме «Белый Бим Черное ухо» и, конечно же, благодаря легендарной роли штандартенфюрера СС, советского шпиона Штирлица-Исаева в военном триллере «Семнадцать мгновений весны».
Очень скромный, добросовестный и неамбициозный, он был признан и любим всей страной и при жизни стал символом советского кино.
Детство и семья
Будущий народный артист родился в феврале 1928 года в Павловском Посаде Московской области в семье Василия Романовича, инженера и рабочего текстильной фабрики, и Валентины Вячеславовны, воспитательницы детского сада.
Он рос обычным мальчиком, романтичным и немного застенчивым. Он любил заниматься с отцом домашними делами, но в то же время мог и «пошалить» — воровал с друзьями яблоки из чужих садов, пробовал себя в курении и, следуя моде того времени, даже вытатуировал на руке слово «Слава». Эта татуировка впоследствии доставляла ему большие неудобства — во время съемок ему приходилось наносить грим или прятаться под перчатками.
В школе Слава учился хорошо. Ему нравились точные науки — математика и физика — и он интересовался историей. Когда началась война, здание школы превратили в госпиталь, и 13-летний подросток сначала освоил профессию токаря в профессионально-техническом училище, а затем работал на заводе, выполняя оборонные работы наравне со взрослыми.
По вечерам, после рабочей смены, Слава часто бегал в кинотеатр «Вулкан», где смотрел героические советские фильмы, такие как «Два бойца» с Марком Бернсом, «Чапаев» с Борисом Бабоцкиным и Георгием Ззеновым, «Депутат Балтики» с Николаем Черкасовым, «Большая жизнь» с Борисом Андреевым и Николаем Крючковым.
Кинотеатр очаровал мальчика и пригласил его войти. Втайне он мечтал об актерской карьере, хотя родственники видели сына инженером или агрономом. В возрасте 16 лет он посещал нулевой курс Моторного института, который давал кандидатам возможность получить знания для поступления.
Через год Вячеслав сказал родителям, что хочет стать актером. Они решительно отвергли это. За моего внука заступилась его бабушка, мудрая и добрая женщина. После этого он поступил во ВГИК, где не прошел по конкурсу (его лицо посчитали «не очень фотогеничным»), но ему удалось тронуть сердце преподавателя Бориса Бибикова, и тот из жалости взял его к себе.
«Голубой период»
Фильмография великого актера официально делится на период, когда он играл «наивные» (как называл себя Тихонов), «голубые» и «настоящие» роли. Начало голубого периода дали актеру на третьем курсе съемки в фильме «Молодая гвардия» (1948), где Сергею Герасимову досталась роль Осьмухина.
Появление в этом фильме, получившем статус культового, стало для него отличным стартом в жизни, как и для других актеров, занятых в картине — Нонны Мордюковой (роман между актрисой и Тихоновым завязался именно на съемочной площадке), Сергея Бондарчука, Инны Макаровой, Клары Лучко, Сергея Гурзо, сразу получивших популярность и любовь зрителей.
Ведь, в отличие от них, Тихонов почти 10 лет оставался в тени. Причиной тому был его интеллигентный вид — в те годы нужен был человек «попроще». С режиссером Иваном Пырьевым, которого очень уважают на «Мосфильме», он каждый раз был категорически против участия Тихонова в том или ином фильме. Он считал, что красивый, добродушный мужчина слишком похож на армянина.
Тихонов, с отличием окончивший школу в 1950 году, еще изредка появлялся на экране — он сыграл матроса Гриневского в фильме Киевской студии «В мирные дни», его партнерами были Леонид Кмит, известный по роли в «Чапаеве» Петика, Элина Быстрицкая.
На этой же студии актер снялся в историческом фильме «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком в 1951 году, а через год в фильме «Максимка» со своими кумирами Борисом Андреевым и Николаем Крючковым. Но это главная роль, где он имел возможность полностью раскрыть свой талант, лишь в 1956 году Ростоцкий не предложил сыграть Матвея в мелодраме «Это случилось в Пенькове».
После фильма «Это случилось в Пенькове» Вячеслав Тихонов стал знаменитым.
По легенде, первоначально главную роль в фильме должен был сыграть его бывший одноклассник Сергей Гурзо, но проблемы со здоровьем не позволили ему это сделать. По другой версии, молодой режиссер Слава, выйдя на сцену Театра-студии киноактера в роли Мишки в «Обыкновенном чуде», был восхищен его игрой и воскликнул, что сделает из мальчика советского Жерара Филипа.
Совет по искусству, в свою очередь, возражал против того, чтобы молодой человек с таким «буржуазным» лицом играл «первого человека деревни». Но режиссер, переживший войну и потерявший ногу на фронте, не сдавался и заявил, что откажется от роли, если будет выбран другой актер. В конце концов, Виячеслав был утвержден. Фильм имел большой успех и помог Тихонову обрести всенародную славу.