Майя Плисецкая: Не следует придерживаться диет
На фотографии: Майя Плисецкая на репетиции, 1976 год.
Фотограф: Horacio Villalobos/Getty Images
В России известен афоризм Майи Плисецкой (1925-2015) о том, что для поддержания фигуры следует «меньше жрать». На самом деле сценическая жизнь и постоянные репетиции требуют значительно больше энергии, чем предполагается – Плисецкая подразумевала, что балетная жизнь подразумевает интенсивную физическую активность, которая минимизирует необходимость в строгих диетах. Она объясняла: «У балерин, как правило, нет диет, поскольку мы много работаем, и лишние калории просто не успевают накапливаться. Если же вы чувствуете, что перед спектаклем немного набрали в весе, достаточно просто сократить объём потребляемой пищи».
Интересно, что Майя открыто признавала свою любовь к пиву и соленой рыбе, а также считала простейшее блюдо – хлеб с маслом – лучшим среди всех. Однако, несмотря на свои предпочтения в еде, она всегда подчеркивала, что карьера балерины связана с огромными усилиями и непрерывной дисциплиной. «Я всю жизнь регулярно занимаюсь в классе, независимо от того, хочу я этого или нет», — отмечала она. Секрет своего неподражаемого лебединого взмаха руки и осанки Плисецкая, по ее же словам, подглядела у птиц в зоопарке. Она выступала на сцене даже до 70 лет.
Галина Уланова: Природа вдохновляет меня
На изображении: Педагог-хореограф Галина Уланова и балерина Майя Плисецкая во время репетиции, 1969 год.
Галина Уланова (1910-1998) была не только выдающейся балериной, но и педагогом, активно обучавшим хореографии, в том числе и Плисецкую. Уланова являлась достаточно замкнутым человеком и в редких интервью отмечала, что черпает силы для возобновления энергии в природе. Особенно ей нравилось гребле на байдарке: «Я могу грести часами, и многие удивлялись, как я не устаю и как умею контролировать лодку. Я часто уплывала далеко в камыши и там, лежа в байдарке, подолгу наблюдала за небом. Природа — это источник моей силы», — делилась она.
На сцене Народная артистка СССР Г. Уланова исполнила роль Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», 1952 год.
Уланова танцевала до 50 лет, и ее грациозные выступления всегда восхищали зрителей. Хотя после завершения карьеры она не оставила занятий, продолжая каждый день заниматься с балетными классами и строго придерживаясь диеты: отказываясь от жареных и тяжелых блюд. Она рассказывала: «Сейчас, прежде чем отправиться на занятия в Большой театр, я ем только одно яблоко. Как приеду – готовлю себе овощное рагу или что-то легкое», — подчеркивая свою дисциплину в питании. У дома она занималась простыми упражнениями со стулом, который использовала как балетный станок, а также заставляла себя ходить в обуви на каблуках, что укрепляло ей чувство грации и уверенности в себе.
На чем ошибся отец?
Будущая прима-балерина появилась на свет в сердце столицы, Москве, 20 ноября 1925 года. С раннего детства она проявляла характер и независимость, что вызывало у родных ассоциации с её дедом. Её дед Михаил Борисович Мессерер был известным стоматологом столицы и имел десять детей от двух браков.
Её мать, актриса немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкая, снялась в шести фильмах, в титрах значась под именем Ра Мессерер. Иногда она брала с собой Майю на съемки. В одной из сцен её персонажа убивали, что произвело на девочку мощное эмоциональное воздействие. Она плакала так сильно, что казалось, что она бы могла захлебнуться. Когда мать попыталась её успокоить, сказала: «Тебя же убили!» Это была, вероятно, её первая встреча с реалиями искусства и с тем, как оно переплетается с жизнью.
Отец, Михаил Плисецкий, работал в внешней торговле и некоторое время занимал должность консульского представителя СССР в Норвегии. В 1936 году семья Плисецких вернулась в Москву, где Майя успешно училась в Московском хореографическом училище. Однако в 1937 году наступила тревожная веха в их жизни – Михаила Плисецкого арестовали как изменника Родины, а беременную Рахиль забрали в тюрьму, и впоследствии она была помещена в Акмолинский лагерь. Этот период стал для Майи одним из самых трагических и напряженных воспоминаний. Она писала: «Я помню, как к нам пришли с арестом рано утром… Эти аресты, происходившие на рассвете, упоминаются множеством авторов в литературе, но пережить это самой гораздо ужаснее. Незнакомцы, грубость, обыск, ужасный беспорядок в доме. Моя беременная мама истерично кричала, схватившись за живот, а мой младший брат, испуганный и растерянный, плакал. Отец выглядел растерянным и белым, как бумага, одевался дрожащими руками. Соседи даже не могли скрыть своего отпора, их лица были отрешенными. Когда сейчас я проезжаю мимо этого дома на Гагаринском, меня охватывает ледяной ужас».
Чтобы избежать передачи Майи в детский дом для детей врагов народа, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Её брата Александра забрал дядя Асаф Мессерер. Суламифь и Асаф старались смягчить наказание для Рахили, и вскоре Рахиль Мессерер-Плисецкая с грудным Азарием была переведена на вольное поселение в Чимкент, а в апреле 1941 года её освободили.
Третьего января 1938 года, когда отца расстреляли, Майя не узнала этой даты до 1989 года, когда она увидела справку о реабилитации Михаила Плисецкого.
Как она выстояла
На протяжении всей своей жизни Майя ненавидела любые ограничения и нарушения свободы, называя Сталина параноиком. «Никогда, ни при каких обстоятельствах я не скажу, что Сталин — хороший человек», — делилась она в интервью.
Композитор Родион Щедрин, супруг Майи Плисецкой, однажды заметил: «Я бы хотел, чтобы Майя Плисецкая стала для современных молодых не только примером, но и своеобразным упреком. Она прошла через тяжелые испытания и сумела выжить: её отец был расстрелян в 1938 году, мать отправлена в Бутырскую тюрьму, но, несмотря на все тяготы, она осталась стойкой, опираясь на свою силу воли. Она нашла себя, несмотря на все преграды — она была настоящей бунтаркой».
Не случайно дирижёр Валерий Гергиев отметил: «Майя Плисецкая пренебрегала многими законами, даже законами земного притяжения. Никто не танцевал над сценой так, как она. Она привлекала миллионы восхищенных глаз и сердец».
Майя Плисецкая действительно была бунтаркой в своём искусстве. С невероятными усилиями она добилась сотрудничества с зарубежными хореографами, помимо своей страны, в то время как многие артисты испытывали проблемы. «В советское время почти никого из талантливых хореографов не пускали в страну, а артистов очень редко отпускали за границу. Уехать в другую страну было настоящей проблемой. Тем не менее, я смогла реализовать свои мечты, возможно, и не все из них, но всё же многое осуществила за пределами нашей страны. Я осуществила нужные мне шаги поздновато, но всё же поддерживала общение с великими людьми, такими как Морис Безар», — вспоминала она. Морис Бежар создал несколько спектаклей специально для неё, которые навсегда вошли в историю.
Майя Плисецкая говорила: «Характер — это судьба. А судьба — это характер». Также она утверждала: «Если хочешь светить — гори. Жизнь одна, и прожить её дважды не получится — живи её активно и не откладывай на завтра свои мечты».
Биография Майи Плисецкой
Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. Она была народной артисткой СССР, Героем социалистического труда, гастролировала по всему миру с такими спектаклями, как «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия), «Дон Кихот» (Китри), «Каменный цветок» (Хозяйка медной горы), «Кармен-сюита» (Кармен) и многими другими. Её выступления вызывали восторг у генеральных секретарей, президентов, королев и премьер-министров. Всю жизнь она была словно натянутая струна, которая звучала на пределе собственных возможностей, и ушла из жизни накануне своего 90-летия: гордой, царственной и необычайно яркой.
Майя родилась осенью 1925 года в московской семье Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер. Позже у неё появились братья Александр и Азар. Рахиль Михайловна до начала 1930-х годов была известной актрисой немого кино. Её сестра Суламифь и брат Асаф – также были артистами балета. Михаил Эммануилович трудился в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли, был начальником угольных рудников СССР на архипелаге Шпицберген. Майе было примерно пять лет, когда она впервые увидела театр. В своих воспоминаниях она говорила:
«Когда я была совсем маленькой, я даже не задумывалась о профессии — мне всегда нравилась сцена. Первый спектакль, который я увидела, был драматическим. Он мне очень понравился и назывался «С любовью не шутят». У меня была тётя-драматическая актриса, которая сначала работала у Завадского, а потом в театре Ермоловой. Я ходила с ней в драматические театры, а потом и в балет. Хотя, признаться, драма всегда больше меня увлекала, но меня отдали в балет, ведь я танцевала и росла в артистической среде».
С танцем Майя была сопричастна всегда. Однажды, находясь с родителями в Баренцбурге на Шпицбергене, ей доверили исполнение партии Русалочки, и она справилась с задачей блестяще. Когда в 1934 году Михаилу Эммануиловичу предоставили отпуск, семья вернулась в Москву, где Майю зачислили в Московское хореографическое училище к Евгении Долинской. Обучение прервалось, когда отпуск закончился, но в 1935 году отцу предложили работу в Москве, и Майя снова вернулась к занятиям под руководством бывшей солистки Мариинки Елизаветы Гердт, у которой она училась в дальнейшем.
Однако в 1938 году, за несколько месяцев до рождения младшего сына Михаила Эммануиловича, его арестовали и вскоре расстреляли как врага народа. После этого арестовали и мать Майи, однако ей удалось избежать расстрела – её вместе с грудным Азаром отправили в лагерь в Казахстан. В это время Майя не могла осознать всё происходящее: её удочерила родная тётя, а дядя Асаф взял к себе брата. В возрасте четырнадцати лет ей наконец разрешили посетить мать в Чимкенте. Там Рахиль организовала танцевальный класс, что стало основным источником её заработка. На одном из городских концертов, Майя впервые исполнила партию умирающего лебедя. В 1941 году мать освободили, и вся семья воссоединилась в Москве, однако через три месяца разразилась Великая Отечественная война, и семью Мессерер эвакуировали в Свердловск.
Творческий путь
В 1942 году Майя Плисецкая вернулась в Москву и завершила обучение. Выпускной экзамен она сдала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот», получив за это отличную оценку.
Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя долго ждать. Майя сразу проявила себя в «Шопениане» и вскоре сумела получить свою первую сольную партию – Маши в «Щелкунчике», а затем Играла Джульетту и Царь-девицу в спектакле «Конек-Горбунок». В 1947 году ей доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». В 1949 году она дебютировала на первенствующем концерте, который прошёл в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина, после чего она стала выездной, несмотря на статус дочери врага народа. Однако, побывав в Индии в 1953 году, Майя снова стала невыездной: она позволила себе свободное общение с иностранцами и встретилась с премьер-министром Индии Джавахарлом Неру. Когда ей отказали в выходе на гастроли во Францию и Китай, она начала писать умоляющие письма новым лидерам – Никите Хрущеву, Николаю Булганину, Дмитрию Шепилову, но до неё так и не доехал ответ. Когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Плисецкая решила поставить «Лебединое озеро» с оставшимися артистами. 1958 год стал знаковым для неё: на премьере зрители заполнили зал до отказа, среди зрителей были и высокопоставленные гости. По словам Плисецкой, хореограф спектакля и балетмейстер, каждую паузу публика награждала продолжительными овациями, а сам успех оказался неимоверным. Весной 1959 года, с высочайшего разрешения, ей выпустили на гастроли в США. В шестидесятых она стала официальной примой Большого театра. И именно в это время кубинский балетмейстер Альберто Алонсо ставит на этой сцене первопроходческую «Кармен-сюиту Родиона Щедрина». Эта роль была предназначена специально для Плисецкой, однако публика, привыкшая видеть её в традиционном классическом исполнении, отнеслась к новым сценическим подходам весьма настороженно. Позже в своей книге Плисецкая заметила:
«Во время премьеры мы невероятно старались! Однако зал Большого театра реагировал холоднее, чем обычно. Даже известная министр Фурцева, а также и добрейшая московская публика ожидали лишь привычного развлечения. К сожалению, на этот раз это было непривычно и странно. Аплодисменты звучали больше из уважения и любви к прежнему, а не за новые необычные движения. Где твои пируэты? И где жонглирование? Где же фуэте? Неужели только сильные и закомплексованные Китри? Я чувствовала, что публика, словно корабль, уходила в море недоумения».
Как ушла Майя Плисецкая
В последние годы Майя Михайловна отошла от выступлений, посвятив себя написанию мемуаров. В 2015 году Большой театр готовился к концерту, посвященному её девяностолетию. Однако она не дожила до юбилея всего полгода и 2 мая 2015 года скончалась от инфаркта в Мюнхене. Она завещала, чтобы её прах был соединён с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
В 2016 году в сквере на Большой Дмитровке был установлен памятник этой великой балерине, который теперь носит её имя.
Майя Плисецкая, ставшая народной артисткой СССР, Героем социалистического труда, лауреаткой Ленинской премии, кавалеркой трёх орденов Ленина и полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», по праву считается одной из величайших балерин двадцатого века.
Видео: Личная жизнь Майи Плисецкой
Майя посвятила всю свою жизнь танцу. Несмотря на необыкновенные трудоспособность, в жизни она проявляла невольную лень в отношении жестких требований балетного мира, благодаря чему, как утверждала сама балерина, ей удалось сохранить здоровье своих ног и не травмироваться.
Несмотря на свои трагические переживания в детстве, включая время, проведенное на Шпицбергене, она осталась невероятно добрым и светлым человеком. Она отмечала, что считает свои годы по эпохам правления вождей, при этом наиболее негативно относилась ко лжи и понимала, что система общественных отношений не стала более справедливой.
Балерина на протяжении всей жизни была обречена мириться с травмами и проблемами суставов, которые всегда беспокоили её. Жесткое обращение с собственным телом оставило неизгладимый след. С самого детства ей приходилось терпеть боль в колене, но она танцевала исключительно для своего зрителя.
Несмотря на свою хрупкость, Плисецкая не прощала врагов и никогда не забывала обиды, однако она не делила людей по расовому признаку или классовым различиям. Для неё все люди были хорошими или плохими.
Майя завещала будущим поколениям сражаться, отстаивать свои правоты и бороться до конца, лишь так можно достигнуть победы и воспитать сильный характер.
Видео: Документальный фильм «Майя Плисецкая: Я вернусь», 1995 год.
Одна из величайших балерин России прожила 89 лет, снявся как успешная танцовщица и любимая женщина, став примером для многих артистов и молодежи.
На протяжении всей своей жизни она удостоилась сохранять стройную, гибкую форму и бодрствующий дух.
- Лучшая диета, по её мнению, заключалась в умеренности в питании. Основными её любимыми продуктами были хлеб с маслом и соленая рыба, которые она очень любила.
- Майя увлекалась коллекционированием нестандартных фамилий — она обрезала их из журналов или газет и сохраняла в своей личной коллекции.
- Плисецкая обладала безупречным стилем и всегда элегантно одевалась. Несмотря на сложные условия советской эпохи, её наряды всегда выделялись. Это было так заметно, что однажды Хрущев на приеме даже заинтересовался: «Не слишком ли роскошно живёт Плисецкая для балерины?»
- Балерина поддерживала теплую дружбу с Робертом Кеннеди, они познакомились во время её гастролей. У них совпадали даты рождения, и политик, открыто проявляевший свои симпатии, часто поздравлял её с праздником и дарил дорогие подарки.
- Майя не представляла свою жизнь без питательных кремов, которые она с радостью наносила на лицо, занимаясь раскладыванием пасьянсов на кухне, иногда даже до глубокой ночи, страдая от бессонницы. Часто она прибегала к помощи снотворных средств.
- Хотя между Майей и Родионом была крепкая любовь, она не спешила замуж. Эта идея пришла к ней, когда она начала размышлять о том, сможет ли власти наконец выпустить её за границу, если она свяжет себя брачными узами со Щедриным. Однако полный доступ за границу ей открывался только в 1959 году.
- Для удобного ношения пуант, перед выходом на сцену Майя налила в пятки туфель немного теплой воды. Она страшно боялась забыть взглянуть на своё отражение в зеркале перед выступлением, ведь неплохо накрасившаяся балерина казалась ей как бесцветная моль.
- Плисецкая также обожала футбол и страстно поддерживала команду ЦСКА.
- Она никогда не курила, не испытывала симпатии к курильщикам и не имела привычки к алкоголю.
- Балерина продолжала выступать до 65 лет! И даже в 70 лет она вновь вышла на сцену для исполнения главной партии, добавив, что к этому юбилею для неё был специально создан номер «Аве Майя» выдающимся хореографом Морисом Бежаром.
Легенда 20-го и даже 21-го века, загадочная и хрупкая Майя, достигла невероятных успехов, которых не могла бы добиться без сильной воли, стремления к совершенству и громадного трудолюбия.
Сайт Colady.ru выражает благодарность за то, что вы нашли время ознакомиться с нашими материалами!
Нам приятно и важно знать, что наши старания замечают. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!
Об авторе
Журналист, путешественник.
Открываю мир для себя и своих читателей.