В ответ на многочисленные вопросы о том, ждать ли читателям «Метро 2036», Дмитрий Глуховский неоднократно заявлял, что, к сожалению, такой книги не будет, по крайней мере, из-под его пера.
Дмитрий Глуховский
Автор международного бестселлера «Метро 2033» Дмитрий Глуховский (классифицированный Министерством юстиции России как «иностранный агент» СМИ) описывается как писатель нового типа и один из основателей сетевой литературы. В его резюме — работа в кремлевском бассейне, поездки на Северный полюс, Байконур и Чернобыль. Романист помогает своим молодым коллегам и утверждает, что его работа как писателя заключается лишь в том, чтобы задавать вопросы, над которыми читатели захотят задуматься и найти на них ответы самостоятельно.
Автор бестселлеров в жанре научной фантастики и постапокалиптики родился в Москве 12 июня 1979 года. Его родители были журналистами: отец Алексей Глуховский, еврей, работал редактором на Гостелерадио, а мать Лариса Вениаминовна, родом из Костромской области, работала фотографом в ТАСС. С детства Дмитрий хотел пойти по стопам своих родителей.
Мальчик научился читать в 2,5 года и считать в 5 лет, а в школе он мог складывать и вычитать трехзначные числа в уме. Любящие родственники были уверены, что Дима станет блестящим ученым. Гимназия ему быстро наскучила, поэтому его перевели во французскую спецшколу, которая в то время считалась элитной.
До этого отец и бабушка Димы уже учились в этом учебном заведении. Но даже там нагрузка в начальных классах оказалась недостаточной для мальчика. Привыкший к легкой учебе, Глуховский, по его собственным словам, «наконец-то вырвался» и спустился на тройку по точным наукам. Русский язык и литература по-прежнему оставались для него блестящими.
Писать молодой человек начал еще в школе, это были вымышленные рассказы для одноклассников и журналистские очерки о родине для стенгазет. После школы будущий писатель-фантаст отправился учиться за границу. В 1996 году он поступил в Иерусалимский университет для изучения общественных наук (предварительно молодому человеку пришлось выучить иврит).
Журналистика
Взяв академический отпуск, Глуховский начал работать редактором на французском канале EuroNews: До 2005 года он жил в Леоне, Франция.
После возвращения в Россию журналист работал телекорреспондентом на недавно основанном информационном канале Russia Today. За три года пребывания там он посетил различные места, от космодрома Байконур и зоны отчуждения Чернобыльской АЭС до Северного полюса. В 2007 году он стал первым журналистом, который вел прямой репортаж из самой северной точки Земли. В рамках своей журналистской работы он также вел прямые репортажи с израильско-ливанской границы во время столкновений между Израилем и боевиками «Хезболлы». Доклады пришлось делать под минометным огнем. Дмитрий был членом так называемой «кремлевской команды» — группы журналистов, регулярно пишущих о российском президенте.
Глуховский также сотрудничал с европейскими СМИ, в частности с немецкой радиостанцией «Немецкая волна» и британским телеканалом Sky News.
В 2007 году Глуховский снова сменил работу, став ведущим на радио «Маяк» и канале «Культура».
В 2009 году Дмитрий решил завершить карьеру журналиста из-за специфики этой работы. Постоянные командировки не позволяли ему писать книги на стороне, которые постепенно приносили ему заметный доход.
Сейчас писатель пишет статьи только для журналов GQ и Snob.
Литература
«Метро 2033», роман о москвичах, спасающихся от последствий ядерной катастрофы в «подземке», был завершен Дм Петри в возрасте 22 лет. Впоследствии он был признан лучшим дебютным романом 2007 года по версии Европейского общества научной фантастики. По словам автора, идея возникла у него в 14 лет, и последующие годы были посвящены воплощению идеи и доведению ее до совершенства. Интересный факт: Произведение молодого автора научной фантастики не было принято издательствами, и Глуховский сразу же опубликовал весь текст в Интернете, не тратя силы на то, чтобы добиться его публикации на бумаге.
Успех книги был неожиданным. Автор заинтересовался «Эксмо», популярной литературой и АСТ. «Метро 2033» вошло не только в список российских, но и мировых бестселлеров, отрывки из произведения распространялись по всему Интернету, а сюжет романа стал основой для трех видеоигр. В более поздние издания в качестве эпилога включен рассказ «Евангелие от Артемиды».
Позднее Глуховский написал два продолжения трилогии, «Метро-2034» и «Метро-2035», и заявил в интервью, что лично для себя считает цикл законченным, но не возражает, если кто-то другой продолжит его.
Между тем, количество подражателей и поклонников Дмитрия было настолько велико, что автор решил сам возглавить этот процесс в специальном проекте под названием Metro 2033 Universe. Те, кто хочет развить постапокалиптическую тему романа, публикуют свои работы на специальном сайте, где читатели могут проголосовать за них. Победители будут опубликованы издательством.
Более поздние произведения Глуховского (рассказы и романы) также были высоко оценены его поклонниками. В 2007 году его библиография пополнилась книгой «Сумерки. Роман, повествующий о конце света согласно пророчествам майя, был удостоен престижной французской премии Utopiales за фантастику.
Три года спустя была опубликована книга «Рассказы о Родине», за ней последовали «Конец дороги» в 2009 году и еще одна антиутопия «Будущее» в 2013 году, в которой по сюжету люди получают бессмертие, но теряют свой моральный компас. Этот роман был опубликован бесплатно на сайте ВКонтакте, сопровождался специально подобранной музыкой и иллюстрациями. Также в 2009 году Дмитрий написал «Дневник ученого», приквел к голливудскому анимационному фильму «9», о мастере тряпичных кукол.
В 2017 году писатель-фантаст опубликовал свой новый роман «Текст» в попытке перейти от роли развлекательного писателя к вступлению в ряды «великих» психологических писателей. Критики дали ему смешанные отзывы: кому-то понравились нестандартные повороты сюжета, кто-то критиковал слабого и непредсказуемого главного героя, но все сошлись во мнении, что никто не ожидал ничего подобного от Глуховского. Сейчас, по его собственному признанию, он еще не определился с дальнейшим направлением своей работы:
«С одной стороны, раз критики хвалили меня за реалистическую литературу, я хочу, чтобы меня хвалили еще больше, — размышляет Дмитрий, — с другой стороны, я не хочу ограничивать себя чем-то одним.
В 2018 году Московский драматический театр имени Ермоловой под руководством Максима Диденко поставил спектакль по роману Глуховского «Текст».
Вы можете познакомиться со всеми новыми пьесами автора бестселлеров на его официальном сайте. В мае 2019 года в сотрудничестве с сервисом Storytel автор выпустит серию аудиофэнтези The Post. В традиционном для автора постапокалиптическом сюжете речь идет о том, как русские пытаются выжить в городе-крепости после глобальной катастрофы. Первый сезон сериала The Post состоит из 10 эпизодов по 45-50 минут каждый.
Биография Дмитрия Глуховского
Дмитрий Александрович Глуховский — журналист-международник, автор самого признанного научно-фантастического бестселлера последних лет «Метро 2033», изданного миллионным тиражом, создатель уникальной творческой работы «Вселенная Метро 2033» и многих популярных книг, таких как «Будущее», «Сумерки», «Ночь», «Сказки Родины».
Как писатель, Димитрис считает своим долгом задавать правильные вопросы, над которыми читатели должны размышлять и формировать свои собственные суждения. Отечественное телевидение он называет инструментом психологической манипуляции и массовой дезинформации, аннексию Крыма — попыткой вернуться в Советский Союз, вызов Западу и борьбу с «фашизмом» на Украине — созданием внешнего врага, чтобы отвлечь россиян от внутренних проблем.
Детство
Будущий писатель-фантаст родился 12 июня 1979 года в московском районе Строгино. Его родители были выпускниками факультета журналистики Московского государственного университета. Его отец, Алексей Маратович, еврей, работал редактором в Гостелерадио и переводил сербских поэтов на русский язык. Он происходил из медицинской династии — его дед (прадед Дмитрия) был профессором медицины, лечил высокопоставленных чиновников и членов советского правительства и дружил с Мироном Семеновичем Вовси, личным врачом Иосифа Сталина.
Первый муж его бабушки по материнской линии был геологом, доктором наук, а последний работал в журнале «Крокодил». Под влиянием увлекательных рассказов своего деда, журналиста и путешественника, о разных странах, из которых он вернулся после многочисленных поездок за границу, внук в возрасте 3 лет решил стать журналистом и писателем.
Его мать, Лариса Вениаминовна, была русской, родилась в городе Мадурово Костромской области. Она работала фоторедактором в информационном агентстве ТАСС, а затем занялась образованием своего сына.
Родственники часто отправляли маленького Диму к родителям на родину матери по состоянию здоровья — он часто болел в детском саду. Родственники Мантурова принадлежали к крестьянской интеллигенции. У них был свой дом с русской кухней, огородом и колодцем. Это был совершенно другой мир по сравнению с атмосферой в аристократической арбатской квартире с высокими потолками и старинной мебелью из карельской березы, где жили мои дедушка и бабушка по отцовской линии.
В детстве они много занимались с Димой и развивали его навыки. В результате он научился читать и писать в возрасте 2,5 лет, а к 5 годам прекрасно считал — он мог вычитать и складывать трехзначные числа в уме. Его бабушка и дедушка были убеждены, что он станет великим ученым и получит Нобелевскую премию по медицине. К сожалению, до сих пор ему не удалось оправдать эти надежды.
Ему было скучно в первом классе обычной школы в Строгино, куда его отправили в шестилетнем возрасте, поэтому по совету учителя его перевели в специальную элитную французскую школу №12 недалеко от Арбата.
В одном из своих интервью писатель назвал эту школу «семейным учреждением». Его отец ходил туда, а еще раньше, когда это была школа для девочек, туда ходила его бабушка. Но в начальной школе обучение по-прежнему давалось ему так легко, что он, как он сам говорит, был «абсолютно наглым», не слушал учителей и лепетал на уроках. В результате он получил только пятерки по русскому языку и литературе, но получил пятерки по физике и астрономии.
Юный Дмитрий Глуховский (слева) со своими школьными друзьями
Кроме того, мальчик был большим выдумщиком — он придумывал собственные игры и новые версии уже известных подобных развлечений (например, модернизированные коктейли грабителей), которые быстро распространялись по всем классам школы. Затем он попросил своих одноклассников, даже учеников младших классов, написать вымышленные истории. До школы и в более поздние годы он писал рекламные тексты о сельской местности, о шелесте полей с хлебом, о дымных заводских испарениях. В детстве он предпочитал писать романы, которые, по признанию Глуховского, увлекали его.
Начало творческого пути
После школы молодой человек хотел учиться за границей. С этой целью в 1996 году он отправился в Израиль, выучил иврит, в течение шести месяцев посещал подготовительные курсы и поступил на факультет общественных наук Иерусалимского университета, где изучал журналистику и международные отношения. По совету отца он также пытался изучать экономику, но силы убеждения отца хватило только на один год. Точные науки не привели его в восторг, но позже он освоил английский, немецкий и испанский языки в дополнение к французскому и ивриту.
После окончания университета в возрасте 22 лет он в течение трех лет работал редактором во французской вещательной компании EuroNews. Коллектив там был интернациональный, работа интересная. Но однообразная жизнь и работа, по словам журналиста, быстро надоели ему. Это противоположность писательству, если трактовать его как творчество, а не как ремесло.
В 2005 году он вернулся в Россию и устроился на новостной канал Russia Today, где проработал три года. За это время он совершил опасные и интересные поездки по всему миру и входил в команду журналистов, освещавших деятельность главы государства, неофициально называемую «кремлевским пулом».
Дмитрий Глуховский был журналистом в кризисных зонах.
Он работал в Германии, в Абхазии, побывал на космодроме Байконур, вел репортаж о минометном обстреле на ливано-израильской границе во время вооруженного конфликта между Израилем и «Хезболлой», а также впервые в мире вел прямую телевизионную трансляцию с Северного полюса. Вопреки здравому смыслу, он не пытался «сбежать» от заведомо опасной и вредной для здоровья поездки в Чернобыль, но он хотел и поехал в зону бедствия, потому что считал, что для него, особенно как создателя сериала «Метро 2033-2035», было важно на собственном опыте узнать, как выглядит зараженный город.
В качестве журналиста он работал на Deutsche Welle и британском новостном канале Sky News. В период с 2007 по 2009 год он был ведущим журналистом в эфире. В 2007-2009 годах он был ведущим ежедневной информационной программы «Радио Маяк», ведущим телевизионной дискуссионной программы «Пресс-клуб XXI» на канале «Культура» и колумнистом журналов GQ и «Сноб».