Мох не указывает на север: как я заблудился в лесу и пытался выжить. Выживание в лесу в реальной жизни.

— Почему-то многие думают, что в лесу легко найти воду, — говорит Виталий, — но на самом деле это не так. Второй по распространенности причиной смерти в лесу после переохлаждения является обезвоживание. Вы можете прожить две недели или больше без еды, три дня без воды.

Мох не указывает на север: как я заблудился в лесу и пытался выжить

Уже почти сентябрь, и тысячи сибиряков отправляются в окрестные леса, вооружившись ведрами или корзинами. Но как бы ни были прекрасны соленые молочные грибы и соленые буковые грибы, поход за ними может быть опасен. По данным поисково-спасательного отряда LizaAlert, Кемеровская область занимает одно из первых мест по количеству погребенных людей. A42.RU отправил корреспондента в лес, чтобы лично выяснить, какие опасности подстерегают грибников и как их избежать.

Почему плохо ориентироваться по мху и муравьиным норам? Что вы должны есть и пить? Как выйти из леса, если вы заблудились, и почему часто вообще не нужно выходить из леса? Как безопасно проводить «тихую охоту», рассказывает тренер-разведчик Виталий Бахарев.

Не будь самоуверен

С начала года в лесах России погибло более пяти тысяч человек. 667 человек погибли и 368 считаются пропавшими без вести. Большинство умерших проходили не более трех километров по лесу, пытаясь найти дорогу домой, пока не умирали. В 90 % случаев это была гипотермия.

В детстве я любил собирать грибы. Моя бабушка научила меня отделять съедобное от несъедобного. Сначала, в раннем детстве, на поляне за огородом, потом на опушке леса, а позже в самой роще. Летние каникулы я проводил в деревне, а по лесу, в котором я вырос, можно было ходить с завязанными глазами. По крайней мере, я так думал.

— Это распространенное заблуждение, — говорит Виталий Бахарев, инструктор НОРС-Р, Национальной организации российских скаутов, — почти каждый человек в лесу с возмущением повторяет: «Я двадцать пять лет хожу по этому лесу, как я могу заблудиться?».

Мы разговариваем в машине по дороге в Промышленновку: Я поехала с Виталием прямо с работы в лес. Вообще-то он адвокат и управляющий по делам о банкротстве, но по вечерам он надевает свой серьезный костюм с сапогами до колена, оранжевую куртку и рюкзак и отправляется с людьми туда, куда не каждый может пробиться.

Моя первая рыбалка на Чукотке

Это было в начале 2000-х годов, когда я был начальником удаленной метеостанции в Северо-Эвенском районе на границе между автономными округами Магаданской и Чукотской областей. Октябрь был теплым по местным меркам. Снега еще не было, и утренний лед был блестящим, но дневное солнце растопило его. Местность здесь лесистая: обширные болотистые склоны граничат с довольно высокими холмами, некоторые из склонов которых покрыты соснами и кустарниками.

Мы начали поход вместе с моей коллегой Галиной. Нашей целью было найти реку Кедон. Один старый охотник сказал нам, что там много рыбы, которую может поймать даже девочка. Там же есть небольшая хижина, где можно разжечь печь и согреться. В качестве указателя старик назвал его «узкой щелью между двумя холмами». Как бы странно это ни звучало, но это описание нас убедило, и мы отправились на рыбалку. Это место находится в 20 км от железнодорожной станции, поэтому мы рассчитывали выехать очень рано и вернуться домой до захода солнца. Мы взяли бутерброды, сахар, чайник для чая или рыбы (если удавалось его найти) и зажигалку. Я припас еще несколько толстовок. Мой партнер был одет в легкую толстовку и джинсовую куртку: «В них тепло днем!». У нас не было с собой ни шапок, ни перчаток, ни даже ковриков.

По поляне тундры очень трудно ходить, потому что аномалии развиваются хаотично. Ваша нога ступает на гребень или падает в заполненную водой яму между ними. Вам нужна хорошая обувь для ходьбы, например, высокие сапоги или ботинки по щиколотку. На мне были сапоги до колена — обычная обувь для северян в дикой местности.

Как прошла ночь

К нам присоединились два местных хаски, что нас не смутило, поскольку мы боялись диких животных: В этом районе бродят лоси, медведи и волки. Первые два часа мы шли с волнением, предвкушая отличный улов, теплую хижину и вкусный суп. К полудню желанный овраг еще не появился. По крайней мере, так нам показалось. Мы проехали тундровую поляну в несколько километров, затем холм, затем еще одну поляну…..

— Нам пришлось повернуть назад. Многие опытные туристы погибли, заблудившись. Представляешь, что нас ждет, — убеждала я Галю.

— Я могу себе это представить — бездонное небо и воздух!» — безрассудно ответила она, обвиняя меня в трусости.

Ибица — мировая столица тусовок и остров райских пляжей. Как попасть на ибицу.

Ближе к вечеру (в этих широтах осенью и зимой темнеет рано) мы не смогли найти избушку, хотя трижды переходили реку пешком. От оптимизма не осталось и следа, и мы решили повернуть назад.

Становилось все холоднее и холоднее, небо затянуло тучами, от которых стало еще темнее. Конечно, мы не успеем добраться до станции до рассвета, идти в темноте было бы самоубийством. У Галии не было другой идеи, а я с трудом сдерживала слезы. Поэтому я решил провести ночь в лесотундре. Я наткнулся на небольшой участок выжженного леса — летом здесь был лесной пожар, и лес был длиной в два километра и покрыт ужасно почерневшими олеандрами. Но они хорошо горели и легко ломались — после пожара их корни были едва прикреплены к торфяной почве, и если я надавил достаточно сильно, их слабые стволы отвалились. Инстинкт выживания и страх взяли верх, напомнив мне ужасные истории об альпинистах и туристах, которые погибли от холода в снегу. Кстати, снег шел недолго — с неба падали плотные белые хлопья.

Зловещую картину дополняла жуткая тень большой совы, бесшумно летящей сквозь ночь. Я начал рубить относительно тонкие деревья, вручил Галине нож и поручил ей срезать как можно больше веток с валежника — хвойного дерева, похожего на кедр, только в виде кустарника. Я соединил поваленные стволы деревьев под углом, чтобы получилась стена. Это меня успокоило, потому что я подумал, что теперь животные больше не будут нападать сзади. Мы сложили огромную кучу веток на внутренней стороне угла и расставили пластиковые мешки и рюкзаки. Мы согрелись моими рубашками и развели костер перед нашей мини-хижиной.

До наступления темноты я наколол целую гору дров, потому что идти к горелке посреди ночи было выше моих сил. Снег начал подтаивать, мы разожгли костер и попытались согреться. Япперы заснули на нашей походной кровати, и я обняла одного из них, пытаясь согреться. Температура упала ниже 0 градусов, мы пили чай и грелись у костра. Когда вы сидите лицом к огню, «передняя» часть согревается, но задняя часть становится ужасно холодной. Поэтому мы всю ночь танцевали по кругу — спиной к огню, лицом к огню и наоборот. Температура в этот момент опустилась до минус 8-10 градусов. Мне пришлось снять рубашку и натянуть ее на голову — уши замерзли.

Лиза Терис — 28 дней в лесах Алабамы

В 2017 году Лиза, слабовидящая женщина, была найдена обнаженной на улице под жарким солнцем. Она была неузнаваема: Ее волосы были спутаны, кожа коричневая от загара, а все тело покрыто шрамами и ранами от укусов насекомых и ядовитого плюща. Лиза уже была объявлена почти мертвой, и ее поиски были недолгими. О том, как девочка оказалась посреди тысяч акров леса, было известно немного.

«Это было удивительно — бродить по лесу, — вспоминает Лиза, — я все ждала, что встречу кого-нибудь или наткнусь на дом, пусть даже пустой, но ничего не было видно. Лиза пила грязную воду и ела ягоды и грибы. Она сказала, что только мысль о семье поддерживает ее. Ранее девушка каким-то образом попала в компанию двух мужчин, Дэвиса и Освальда, которые планировали ограбление. Девочка сказала, что не хочет быть соучастницей преступления и убежала от грабителей. Мужчины были арестованы, но их показания разнились: Дэвис сказал, что девочка выпрыгнула из грузовика, а Освальд утверждал, что застрелил Лизу, когда она пыталась убежать, и бросил ее тело в ручей. Полиция подозревает, что и мужчины, и сама Лиза в момент исчезновения находились под воздействием наркотиков.

49 дней в Непале

Лиан Шенг Юэ, 21 год, и его подруга Лю Ченг Чун, 19 лет, совершали поход в леса Непала. Погода ухудшалась, и двое путешественников уже плохо видели дорогу. Наконец, они наткнулись на ущелье, где нашли пещеру и спрятались в ней. В течение семи недель пара пряталась в пещере без доступа к пище и воде. Лю умер, а Лиан большую часть времени спал. Единственное, что он ел, это снег и соль, оставшиеся от их запасов. Лиан был найден спасателями с вертолета. Он потерял 30 килограммов и правую ногу, которую разъели насекомые.

Шеннон Лиа Фишер поссорилась со своим женихом в сентябре 2014 года. Это случается. Чтобы немного успокоиться, она пошла прогуляться и заблудилась. Интересно, что 17 дней спустя Шеннон появилась почти в том же месте, откуда ушла. Она была почти голая, ее кожа была так сильно обожжена, что кровоточила, и Шеннон сильно поранила ногу. Фермер нашел ее случайно. Все это время Шеннон выживала, питаясь насекомыми и выпивая родниковую воду. Проблема заключалась в том, что спасатели искали ее в другом направлении. Перед входом в лес прочитайте инструкции по технике безопасности.

Лучшие книги для детей: приключения, волшебство и истории о первой любви. Лучшие детские книги всех времен.

Джим и Дженнифер Столпа

1992, декабрь. Джим, его жена и их пятимесячный сын Клейтон мирно ехали по горам Сьерра-Невады. И попали в снежную бурю. Большой. Грузовик не смог проехать через снежный наст, глубина которого была по пояс взрослому человеку, и застрял. Еды не хватало, топливо заканчивалось, связи не было, спасателей не было видно. Так прошло четыре дня.

Зная, что им никто не поможет, семья Пиллар решила идти пешком. Да, с младенцем на руках. Дженнифер очень быстро выдохлась, но пути назад не было — они должны были идти дальше. К счастью, им удалось найти небольшую пещеру, где они смогли укрыться от снега и ветра. Поэтому мать и сын остались ждать, а молодой отец (21 год, как и его жена) продолжил путь. Через два дня и 50 миль он добрался до цивилизации по снегу и морозу и позвал на помощь. Аварийные службы вовремя прибыли на место происшествия. Ребенок не пострадал, но взрослым пришлось ампутировать пальцы ног. Но, по крайней мере, все они выжили.

Спиридон Винокуров

Жизнь якутского охотника — это почти постоянное противостояние холоду, голоду и прочим прелестям жизни. И когда такая ситуация выходит из-под контроля, шансов выжить практически нет. Поэтому, когда Спиридон попал в снежную бурю, возвращаясь в приют после установки ловушек (все законно), он не мог рассчитывать на счастливый исход.

Да, охотники хорошо подготовлены к холодной погоде и знают свое дело, но не тогда, когда видимость ограничена несколькими метрами, а температура опускается д о-40 градусов ниже нуля. Поэтому Спиридон был физически потерян, устал и потерял сознание. Однако он не замерз до смерти. По словам охотника, его разбудил незнакомый голос. «Вставай! Не спи!» Он должен был подчиниться, да и буря уже утихла.

Ситуация была критической. На улице минус 40 градусов, у нас нет запасов еды, мы не знаем, куда идти, и трудно найти дрова после снежной бури. По крайней мере, у нас есть оружие — вы можете попытаться застрелить кого-нибудь. Но во время 6-дневного похода никто не был пойман. Да, Спиридон Винокуров смог продержаться 6 дней в таких условиях, он прошел 80 км, имел легкое обморожение конечностей и лица, но выжил. Спасатели смогли обнаружить его с вертолета. Сам охотник считает, что его спасла только теплая одежда и то, что он зарылся на ночь в снег, где у него была хоть какая-то защита от ветра.

Какие же выводы можно сделать из всего этого?

• Запасы продуктов – это важно. В машине всегда должен быть резервный запас. Да, человек может без еды и месяц протянуть, но не тогда, когда требуется выжить зимой, и калории расходуются на поддержание температуры тела.
  • Надёжные средства связи. Особенно если ехать через глушь.
  • Тёплая одежда. Даже если едете в тёплом автомобиле с климат-контролем, пусть лучше будет запас.
  • Источник тепла. Хранить где-нибудь в багажнике запасы топлива вот как раз на такой случай – полезно.

Как видите, выжить можно даже в суровых зимних условиях, а цена не имеет особого значения. Потому что сидеть в машине в одиночестве и ждать помощи, не надеясь на счастливый исход, требует мужества и воли к выживанию. Если у вас этого нет, вам не помогут и подробные инструкции о том, как выжить в холоде. Так что, дорогие читатели, помните об этом. И будьте смелее, в том числе и в связи с приближающимися новогодними праздниками.

Самый известный «Русский Робинзон»: Сергей Лисицын

В 1847 году дворянин Сергей Лисичин поднялся на борт корабля, направлявшегося на Аляску. Он появился на ней, можно сказать, случайно — дерзкого нрава. Сын лисичинского офицера, погибшего на войне, он был воспитан своей тетей и сначала получил докторскую степень по математике. Молодой и предположительно романтичный Лисицын не хочет заниматься наукой, но кардинально меняет ход своей жизни и вступает в гусарский полк. Там он совершает очередную ошибку и затевает дуэль с адъютантом полка, за что его изгоняют из армии. Аляска — это новый шанс для молодого человека. Он отправляется туда по приглашению дальнего родственника, надеясь найти себе новое применение.

Но раздоры и проблемы преследуют Лисицына, и его жизнь не проходит гладко. Однако никто, кроме него самого, в этом не виноват. На корабле он серьезно поссорился с капитаном и не только очень дерзко разговаривал в пьяном виде, но и подстрекал матросов к мятежу. Конечно, этот поступок имел последствия — по правилам Лисицин должен был быть приговорен к смерти, но капитан оказался более снисходительным, и его решение счастливо отразилось на судьбе обоих.

Цвета любви и боли: как художнице-калеке удавалось кружить головы мужчинам, не вставая с постели. Фрида кало биография.

Берег Охотского моря

Побережье Охотского моря.

Лыщицын высадился на одиноком берегу Охотского моря — заметим, что с климатом ему повезло меньше, чем вымышленному Робинзону Крузо, — с завязанными глазами, запиской и минимумом спасательных средств, а именно одежды, три пары сапог, пальто, два пистолета, шпага, кинжал, карманные часы, перочинный нож, две бутылки водки, бритва, блокнот, зажигалка, спички, запас чая, сахара, соли, сухарей и гаванских сигар. В сумке находилось ружье с 26 патронами. Записка от капитана гласила следующее:

«Уважаемый Сергей Петрович! Согласно правилам военно-морского флота, вас должны были приговорить к смертной казни. Но ради вашей молодости и замечательных талантов, и прежде всего из-за вашего доброго сердца, которое я заметил, я дарую вам жизнь….. Я от всего сердца желаю, чтобы одиночество и бедность исправили твой жалкий характер. Время и размышления научат вас ценить мою терпеливость, и когда судьба снова сведет нас вместе, на что я искренне надеюсь, мы встретимся не как враги.

А.М.».

Положение Лисицына казалось практически безнадежным — с одной стороны было ледяное Охотское море, с другой — неприступная тайга. Кроме того, будучи потомственным дворянином, он никогда ничего не делал сам, а полагался на своих крепостных и слуг.

Благодаря нашему герою он не растерялся: В рекордные сроки Лисицын обустроил собственный дом, соорудил кухню, мебель, а также рогатку, лук и стрелы, чтобы разумно экономить драгоценные боеприпасы. Это решение очень помогло ему позже, когда зимой на маленький домик «русского Робинзона» напала стая волков. Боеприпасы пригодились ему и в борьбе с медведем, из меха которого он сшил себе одежду на зиму. Рацион ссыльного состоял в основном из рыбы, грибов и ягод.

Хижина в тайге

Другие реальные истории выживания людей из России в дикой природе в XVIII и XIX веках

Кроме истории Сергея Лисицына, есть и другие удивительные истории выживания наших соотечественников в экстремальных условиях.

Остров Шпицберген

• В 1742 году на одном из островов восточного Шпицбергена на сушу высадились четверо членов экипажа во главе с Алексеем Химковым с целью поиска прежних зимовок. На утро они не обнаружили командировавшего их корабля — шторм унес его в море, где тот и погиб. Изгнанники же провели на острове 6 лет, но спастись удалось лишь троим из них. На материк они вернулись разбогатевшими благодаря огромному количеству заготовленных шкур животных.

Остров Беринга

Остров Беринга.

• В 1805 году на безлюдном острове Беринга без необходимого снаряжения и запасов оказался полярный охотник Яков Миньков. Высадился он с целью заготовки пушнины и забрать его должны были через 1 месяц, но никто за ним не вернулся. Спасения ему пришлось дожидаться 7 лет.
  • В годы XIX века «робинзоном» поневоле оказался граф Федор Толстой, которого аналогично Лисицыну высадили на берег в Арктике за неподобающее поведение. Правда, он не был в полном одиночестве — время своего «заточения» он прожил вместе с чукчами. Через 1,5 года он вернулся домой самостоятельно, преодолев путь от Благовещенска до .

Норман Оллестад-младший

10 реальных случаев выживания в экстремальных условиях (11 фото)

11-летний мальчик показал удивительный пример настойчивости и самообладания в экстремальной ситуации. Отец Нормана и его девушка, пилот и сам Норман врезались в гору на высоте 2,6 км над уровнем моря и разбились. Отец и пилот погибли на месте, а девушка попыталась спуститься с ледника и разбилась. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремальным альпинистом и научил своего сына приемам выживания. Норман соорудил из найденной горы что-то вроде лыж и благополучно спустился — это заняло у него около 9 часов. Это событие было описано в бестселлере под названием «Безумие в бурю», а Норман Олестад с тех пор стал романистом.

Тарзан. Легенда, фильмДитя джунглей, фильм

Путь домой (2010) 6.73

Фильм «Скучный Питер Уир» с целым составом самых известных актеров также стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы посмеяться над тем, как глупо иностранной буржуазии преподносится тяжелая повседневная жизнь угнетенных граждан бывшего Советского Союза.

Все — от лагеря и жизни в нем до поведения «заключенных» — заставляет зрителя, посвященного в материал, смеяться до коликов в животе. В любом случае, мытарства бедных беглых заключенных, пробирающихся вдоль озера Байкал к монгольской границе, кажутся глупо нереальными и патологическими.

Но, как принято говорить, на вкус и цвет равных нет. Мы не все такие умные, прогрессивные и дотошные. Поэтому рейтинг фильма выше 6,7. Хотя кто-то мог принять картину за комедию.