Несмотря на преклонный возраст, Юрий Мефодьевич, сам элегантный джентльмен, руководит Малым театром с апломбом и уважением к его традициям. В начале 2021 года актер заболел коронавирусом. К счастью, врачи быстро поставили Соломина на ноги.
Юрий Соломин, его жизнь, любовь, королева Елизавета II и кот
Юрий Соломин известен всей России как благородный человек и человек с женой, хотя им восхищались многие женщины, даже британская королева Елизавета II. Однако жена Юрия Соломина Ольга всегда была его единственной любимой женой, которой он оставался верен всю жизнь. Ее смерть в 2019 году была для него еще более тяжелой.
Юрий родился 18 июня 1935 года в Восточной Сибири, в Чите, в семье музыкальных педагогов Мефодия Викторовича Соломина и Зинаиды Ананьевны Рябчевой. Он рос с младшим братом Виталием. Все Соломины играли в своем домашнем оркестре, Юра играл на ложках. Однако дети не стали музыкантами — они мечтали стать актерами.
Жена Юрия Соломина
Свою первую и последнюю любовь, Юрия Соломина, он встретил во время учебы в театральном училище. Во время одной из его лекций за кафедрой сидела симпатичная девушка, опоздавшая на занятие. Она носила косичку, которую редко можно увидеть.
У Ольги была страсть к сцене, что заставило ее сбежать от родителей, которые были против ее театральной карьеры. У девушки был низкий доход и только один предмет одежды, и на последние деньги она купила шиньон для своей косы. Во время конкурса она сняла заколку, ее роскошная коса распустилась, и все были ошеломлены.
Когда Соломин увидел Ольгу, он сразу решил, что их судьбы будут связаны навсегда. Поначалу ему не удавалось произвести впечатление на свою будущую жену, но Юра не терял надежды и продолжал бороться за ее сердце. Через некоторое время они начали встречаться.
Когда Соломин учился на третьем курсе университета, они решили пожениться. Поскольку денег на свадьбу у них не было, Юрий и Ольга отпраздновали свадьбу в кафе, где купили роскошную еду для этого случая.
Жизнь молодоженов долгое время была скудной и трудной, но это не мешало им быть счастливыми, потому что они любили друг друга. Сначала они снимали небольшую квартиру, но вскоре получили комнату в общежитии. По словам Соломина, даже в те трудные годы его жена постоянно подбирала с улицы собак и кошек. Супруги заботились о них, а затем отдали в хорошие руки.
Только когда Соломин стал активно заниматься кинематографом, семья наконец-то переехала в собственную квартиру. Некоторое время жена актера продолжала выступать на сцене, но затем променяла актерскую карьеру на должность преподавателя в театральной школе.
В мае 2019 года Ольга скончалась. Соломин очень тяжело пережил ее смерть и до сих пор не может смириться с потерей.
Дочь и внучка
Единственная дочь Соломина, Дарья, родилась 1 сентября 1965 года. В то время как ее отец прославился на всю страну благодаря ролям в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам» и других картинах, ее дочь училась в обычной советской школе.
Уже в детстве Дарья показала, что она одаренный ребенок. Она с раннего возраста училась играть на фортепиано и неоднократно побеждала на фестивалях и конкурсах.
В 1984 году Дарья Соломина дебютировала в кино. Она сыграла роль пианистки в фильме «Берег его жизни». Однако карьера актрисы не давала ей покоя, и она больше не снималась в фильмах. После окончания консерватории Дарья переехала в Лондон, где до сих пор живет и преподает фортепиано.
Внучка Соломина Саша родилась 25 июня 1990 года. Как и ее мать, девочка стала профессиональной пианисткой и лауреатом многочисленных конкурсов. Вместе со своим мужем, актером Константином Юдаевым, Александра работает в Малом театре, где играет в оркестре.
Детство и юность
Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите, Восточная Сибирь. Его родители, Мефодий Викторович Соломин и Зинаида Ананьевна Рябцева, были учителями музыки.
Отец его матери, Ананий Моисеевич, был заключен в сталинский лагерь. Он был арестован на глазах у ребенка. После войны дед будущего актера был реабилитирован, но домой так и не вернулся. Семья Юрия Соломина так и не узнала точную причину его смерти.
Нынешний художественный руководитель Малого театра провел свое детство с младшим братом Виталием. В 1946 году семья Юрия Соломина взяла к себе шестнадцатилетнюю сироту Веру Овчинкову, которая после окончания школы работала в кукольном театре и вышла замуж за мужа в Казахстане.
Юрий Соломин в детстве
Дома Соломины играли в оркестре. Юрий из приборов взял ложки. Однако дети Мефодия Викторовича и Зинаиды Ананьевны не стали музыкантами. Они мечтали о карьере актера.
Юрий и Виталий Соломины со своим отцом
В 1943 году Юрий начал учиться в школе для мальчиков.
Наша первая учительница Наталья Павловна Большакова кормила своих учеников на переменах пирожками с печенью. Они были самыми вкусными из всех, что я когда-либо пробовал, а в чай она добавляла разбавленный сахарин, который привезла из дома.
Благодаря природному таланту Романа Васильевича Мочалова, Соломин покорил аккордеон. Ее группа ездила на различные конкурсы, где регулярно побеждала.
Во время войны дети выступали в госпитале для раненых солдат, один из которых дал Юре кусочек сахара. Он будет помнить этот случай до конца жизни.
Творческая биография одаренного ребенка продолжилась во Дворце пионеров, где он выступал в самодеятельных спектаклях. После просмотра научно-популярного фильма «Маленький театр и его учителя» Соломин твердо решил стать студентом театрального училища имени Шепкина. Его мать хотела, чтобы сын стал хирургом, но Юрия поддержал отец.
Я получил тройки почти по всем предметам. Только география, история и литература получили пятерки. Я рассказал о своих планах учителю химии. Она потащила меня к своему мужу, главному хирургу города. Он удалил жировой нарост с моего лица так, что не осталось ни одного шрама.
Юрий отправился в столицу вместе с отцом. Им потребовалось шесть дней, чтобы добраться до Москвы. В поезде Соломин изучал монологи и мифы, которые читал отцу наизусть. После двух экзаменов в театральном училище у Мефодия Викторовича украли документы и деньги. Соломиным не на что было жить в Москве, но Юрий остался, чтобы сдать выпускные экзамены. Он пришел в приемную комиссию и рассказал о случившемся. Он был признан непригодным и поступил в колледж. Так началась биография профессионального актера для будущего художественного руководителя Малого театра.
Жена Юрия Соломина
Во время учебы в театральном училище в личной жизни Юрия Соломина произошли значительные перемены. На одной из его лекций за кафедрой сидела симпатичная девушка, опоздавшая на занятие.
Она носила косичку, которую я никогда раньше не видел.
Ольга была так взволнована сценой, что сбежала от родителей, чтобы посещать театральную школу. У нее был только один наряд. На последние деньги она купила заколку, чтобы закрепить косу на голове.
Во время конкурса она вытащила заколку, и ее красивая коса распустилась. Все потеряли дар речи.
Соломин поначалу не произвел на девушку особого впечатления, хотя Оля ему сразу понравилась. Набравшись смелости, Юрий начал знакомиться с ней во время перерыва. Через некоторое время молодые люди начали встречаться.
Юрий Соломин и его жена Ольга.
Еще одно изменение в личной жизни Соломина произошло, когда он учился на третьем курсе университета. Юрий и Ольга решили пожениться. У них не было денег на свадьбу, поэтому они праздновали создание семьи в кафе и наслаждались мясом в кисло-сладком соусе.
Личная жизнь молодоженов была сложной, но счастливой. Сначала они жили в небольшой съемной квартире, потом сняли комнату в гостевом доме.
Даже когда у нас не было своего дома, моя жена приносила кошек и собак с улицы. Мы вырастили их, а затем отдали хорошим людям.
Семья переехала в собственную квартиру, когда актер начал сниматься в кино. Его жена Юрия Соломина выходила на сцену, а затем работала преподавателем в театральном училище. Пара никогда не ссорилась. Ольга Николаевна поддерживала мужа во всех его начинаниях.
Юрий Соломин с женой
В мае 2019 года любимая жена актера скончалась. Причина смерти жены Юрия Соломина неизвестна. Могила Ольги Николаевны находится на Троекуровском кладбище. Директор Малого театра с большой грустью переживал уход своей жены. Он до сих пор не может оправиться от такой потери.
Дочь Дарья
1 сентября 1965 года родилась единственная дочь Юрия Соломина Дарья, которая училась в обычной школе, в то время как ее отец уже блистал в «Обыкновенном чуде», «Хождении по мукам», «Адъютанте отличника» и других популярных фильмах.
Дочь Юрия Соломина была музыкально одарена с детства. Она научилась играть на фортепиано в раннем возрасте и побеждала на различных фестивалях и конкурсах.
В 1984 году она дебютировала в кино. В фильме «Берег его жизни» Дарья взяла на себя роль пианистки. После этого она больше не снималась в фильмах.
Жена, дочь и внучка Юрия Соломина
После окончания консерватории дочь директора Малого театра переехала в Лондон, где преподает фортепиано. Других детей у Юрия Соломина и его жены Ольги не было.
Угадал с подарком для Елизаветы II, пережил клиническую смерть: 7 фактов о Юрии Соломине
Сегодня «адъютанту передового опыта» Юрию Соломину исполняется 87 лет. Он прославился полвека назад благодаря роли Павла Кольцова в этом фильме. В Японии актер до сих пор считается национальным героем, настолько, что жители Страны восходящего солнца полюбили его в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Что еще мы знаем об актере?
Первый гонорар – кусочек сахара
Первое появление будущего актера состоялось в госпитале перед ранеными солдатами в 1943 году. Восьмилетний Юра вместе со своими одноклассниками поздравил солдат с годовщиной Октябрьской революции. Сам спектакль он почти не помнит, но «награда» — кусочек сахара, который мальчик получил от солдата, — осталась с ним навсегда. В те голодные времена войны это была лучшая из возможных наград. Соломин также до сих пор благодарен своей первой учительнице, которая кормила своих учеников пирожками с колбасой на переменах. «Вкуснее я никогда не пробовал, а в чай она добавила разбавленный сахарин, который привезла из дома», — говорит актер.
Отметим, что Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите в семье профессиональных музыкантов — родители были учителями музыки.
К экзаменам готовился в поезде
Юра Соломин рос творческим ребенком — он был членом школьной группы, которая побеждала на различных музыкальных конкурсах. В ансамбле он играл на аккордеоне, которому научился благодаря своему учителю физики Роману Васильевичу Мочалову. Помимо ансамбля, Юрий посещал театральный кружок Дворца пионеров, где участвовал в самодеятельных спектаклях. А после просмотра научно-популярного фильма «Маленький театр и его учителя» Соломин решил во что бы то ни стало стать студентом высшего театрального училища имени Щепкина. После окончания школы он вместе с отцом отправился на поезде в Москву, чтобы сдать экзамены. Путь до столицы занял шесть дней, и по дороге кандидат изучал монологи и мифы. Юрий Соломин успешно сдал два экзамена, и через несколько дней должен был состояться последний, третий тур. Но тут случилось непредвиденное: документы и деньги отца Юрия были украдены. В оставшиеся до экзаменов в Москве дни им не на что было жить. Соломин пошел в приемную комиссию и рассказал о случившемся. Они встретили его на полпути и сдали экзамен в тот же день без очереди. Радость Юрия была безгранична, когда он узнал, что его зачислили в театральное училище.
Юрий Соломин встретил свою судьбу, когда был еще студентом. Оля, девочка с длинной косичкой, вбежала в театральную школу перед самым началом занятий. Свободное место было только одно — рядом с Соломиным. «Она села, и с тех пор мы были неразлучны», — вспоминает актер. В последний год учебы в школе Юрий и Ольга решили пожениться. У молодой пары не было денег даже на скромную свадьбу с несколькими гостями, поэтому они праздновали создание своей семьи вместе в кафе, наслаждаясь мясом с кисло-сладким соусом. Их супружеская жизнь была отмечена семейными трудностями, но пара была счастлива. Их объединяла любовь друг к другу, к творчеству и к животным. «Даже когда у нас не было своего дома, моя жена собирала кошек и собак на улице. Мы их вырастили, а потом отвезли к хорошим людям», — рассказал актер «Комсомольской правде». Юрий Соломин прожил со своей женой 62 года — она скончалась в 2019 году в возрасте 87 лет и до сих пор не может справиться с этой потерей. У актера есть единственная дочь Дарья, которой сейчас 56 лет. Она опытная пианистка, окончила консерваторию и преподает в Лондоне. Его 32-летняя внучка Александра также является пианисткой и воспитывает двух сыновей, Федора и Юрия, правнуков актера.
Детство и юность
Юрий родился летом 1935 года в семье Мефодия Соломина и Зинаиды Рябцевой из Читы. Его родители, преподаватели музыки, учились в Ленинградской консерватории и там же познакомились. Мефодий Викторович играл на всех струнных инструментах, Зинаида Ананьевна училась пению, но позже потеряла слух.
Вместе с мужем они вернулись в Читу, где завершили учебу. Позже она стала директором Забайкальского железнодорожного хора в Доме пионеров, где работала в качестве репетитора и отвечала за репертуар хора. Иногда она пела, но только со своей семьей, а соседи слушали ее прекрасное пение через открытые окна.
Естественно, маленький Юра был приобщен к искусству. Однажды бабушка усадила его и его младшего брата Виталия, родившегося в 1941 году, рядом с собой и начала читать «Кастанку» Чехова. Самому младшему мальчику было всего два года, и он ничего не понимал. Но старший брат внимательно слушал. Звуки бабушки и слова рассказа так глубоко проникли в душу мальчика, что Юра навсегда запомнил эту ночь. Это осталось с ним, как и его любовь к животным, которую он носил в себе всю жизнь. А потом был Дом пионеров, школа, его первая учительница, о которой Соломин вспоминал позже:
«Наталья Павловна вложила в нас свою душу, научила всему — и уважению к людям, и достоинству, и еще как быть художником, она научила нас…. В то время пол в школе был покрыт каким-то составом, по которому он скользил, и мы, конечно, пользовались им. Однажды я бежал и катился, и она подошла ко мне. Она увидела меня и сказала: «Закон, ты можешь это сделать? Ты в школе, мальчик…» Я думала, что заплачу, настолько меня ранили эти простые слова. С тех пор я больше не ездил. А еще я узнала, что не обязательно ругать меня, достаточно сказать это так тихо, чтобы по позвоночнику пробежала дрожь.
Юра участвовал во всех кружках, которые существовали в доме пионеров: танцевальном, художественном, кукольном. Первая роль в детском спектакле — Барсук, затем Соломин стал участником постановки «Бежин Визе» по пьесе Ивана Тургенева. Актер до сих пор хранит свой первый приз: роман Алексея Толстого «Иван Грозный» с посвящением за участие в этой пьесе.
Вместе со своим братом Виталием он играл в импровизированном домашнем оркестре, но и он, и его брат чувствовали большее влечение к актерству. Когда подростком он увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», он твердо решил после школы посещать театральную школу. Его мать отчаянно хотела, чтобы ее сын стал хирургом, но отец поддержал желание Юрия и сопровождал его в Москву, чтобы помочь ему поступить. Соломин отнес бумаги в Театральное училище имени Шепкина.
Во время вступительных экзаменов, отметила председатель приемной комиссии Вера Пашенная, набирается и курс. С ее помощью Юрий стал учеником знаменитого «Шепки». На протяжении всей своей жизни актер хранил благодарность и восхищение своим наставником, которые он всегда выражал:
Однажды, на последнем уроке Веры Пашенной, мы репетировали чеховскую «Чайку». А Пашенная говорит студентке, играющей Нину Заречную: «Надя, ты произносишь эти слова и летаешь над зрителями. Только после этого вы продолжаете. И тут Вера Николаевна, явно заметившая удивление в моих глазах: Что вы имеете в виду под словом «муха»? «Да, да, — сказала она, — лети. Когда артист уходит со сцены, он также должен оставить после себя частичку своего сердца».
Театр
До начала 1960-х годов Соломин выступал в третьих ролях в таких спектаклях, как «Макбет», «Роскошное место», «Ярмарка тщеславия» и «Иванов». В пьесе Андрея Гончарова «Когда горит сердце» он сыграл Безайса, а в пьесе «Свои люди — сочтемся» — Тишку.
Но с открытием драматического таланта Юрия ему доверяли все более серьезные роли. В 1966 году он блистал в роли Хлестакова в «Ревизоре» Игоря Ильинского.
В семидесятые годы Соломин был одним из ведущих актеров театра. К его заслугам относятся роли Валерия в «Дяде Мише», Кисельникова и Неизвестного в «Бездне», Ивана Петровича в «Униженных и оскорбленных».
Любители классики стали ходить «на Соломина» в чеховских постановках — так трепетно и психологически точно он создал образы Войницкого в «Лешем» и «Дяде Ване», Тригорина в «Чайке».
Помимо своих любимых чеховских персонажей, он отдал свой талант другим ролям, таким как Сирано («Сирано де Бержерак»), Федя Протасов («Живой труп») и Николай II («Я отомщен»). В своем изображении актера последнего русского царя он предстал перед зрителями нежным и самоотверженным, с чувством собственного достоинства. Сила таланта Соломина передала трагические последние дни коронованного Романова, его мягкость и сдержанность.
Особой ролью для актера стал еще один царь в знаменитой постановке «Царь Федор Иоаннович» по мотивам трагедии Алексея Толстого. Юрий Мефодьевич был вынужден учиться роли неделю, срочно вместо прежних исполнителей роли — он поступил во МХАТ к Иннокентию Смоктуновскому. И ему удалось показать, что правитель не слабый и жалкий, как казалось историкам, а глубоко нравственный человек, который хотел только мира и добра, хотя его окружали враждебные и жестокие люди. Актер играл эту роль на сцене в течение тридцати лет.
Зрителям также понравился его Фамусов в «Горе от ума», который поразил их необычностью и неоднозначностью. За эту роль актер был удостоен Государственной премии РСФСР.
В 1984 году Соломин дебютировал как театральный режиссер вместе с Евгением Весником с новой постановкой «Ревизора». Позже он поставил еще десяток пьес в Малом театре, в том числе «Чайку» и «Три сестры» Антона Чехова, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и «Лес» Александра Островского. Последняя постановка была представлена Соломиным не только в его родном театре, но и в Болгарии и Финляндии.
В 1988 году Соломин был избран новым художественным руководителем Малого театра и не изменил этой позиции, когда в начале 1990-х годов был назначен министром культуры Российской Федерации, пост которого он занимал более года.
Кинокарьера
Соломин появился на экране в 1960 году, сыграв главную роль в социальной драме Исидора Анненского «Бессонная ночь». Он сыграл Павла Каурова, инженера, которому поручили управлять портовыми кранами в отдаленном сибирском городке.
Пять лет спустя Юрий возродился в роли валторниста и по совместительству подпольного музыканта Алексея Илютинского в приключенческой комедии Павла Кадочникова и Геннадия Казанского «Музыканты полка» и в роли милиционера-охотника в фильме «Погоня».
В это же время вышел историко-революционный фильм Марка Донского «Сердце матери», в котором актеру досталась роль брата Владимира Ленина — Дмитрия. За ним последовали поэт Алексей Мещерский в фильме «Весна на Одере» и штурмбаннфюрер СС Геттель в военном фильме «Сильные духом».
Актер сыграл инженера Феличе Трояни в знаменитой советско-итальянской приключенческой драме Михаила Калатозова «Красная сцена». На одной съемочной площадке Юрий работал с Питером Финчем и Шоном Коннери, Клаудией Кардинале и Харди Крюгером.
Всенародную любовь и признание актеру принесла роль разведчика Павла Кольцова в фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Фильм, основанный на исторических документах, произвел неизгладимое впечатление на зрителей, и половина женщин страны влюбилась в главного героя.
Юрий Соломин в роли адъютанта его превосходительства
Со временем режиссеры признали актерские способности Соломина и стали приглашать его в свои фильмы. С Михаилом Голубовичем и Евгением Матвеевым он снялся в исторической драме «И был вечер, и было утро…». (Штубе), с Николаем Гринько и Ротиславом Янковским он сыграл в фильме «Море в огне» (капитан Петров), с Евгением Ветловым и Михаилом Водяным — в детективе «Инспектор уголовного розыска» (Сергей Головко).
Небольшую роль иностранного журналиста Чарльза Ховарда актер сыграл в шпионской драме «Четвертый», где главные роли исполнили Владимир Высоцкий и Маргарита Терехова. В спортивной драме «Право на прыжок» он появился в качестве нового тренера главного героя Виктора Мотыля (в оригинале: Валерий Брумель).
Юрий Соломин. Народный артист СССР, степень магистра (1977).
Соломин пережил новую волну популярности после выхода фильма «Дорога через ад», снятого по роману Алексея Толстого. Его Иван Ильич Телегин, дотошный и надежный, верный и благородный, стал новым символом героя времени.
Ирина Алфёрова и Юрий Соломин в фильме «Дорога через ад».
Исполнитель главной роли майора Алексей Свягинцев снялся в военном фильме «Блокада», а в 1976 году зрители увидели его любимца в приключенческом фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (ученый и писатель Арсеньев). Фильм получил множество международных наград, включая премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Даже после ограбления Яблочкина вышла на сцену
Со второго курса мы, студенты, начали выступать на сцене в массовых сценах. Нам платили полтора рубля за выход на сцену, что, честно говоря, было для нас очень важно. Не говоря уже о том, что в театре была столовая для актеров, куда мы могли ходить и даже есть сосиски. Бармены знали нас и кормили в кредит. Поэтому даже если бы у нас не было денег, мы бы никогда не голодали. Главное — КАКОЙ это был театр! Я вспомнил времена, когда наши старушки (мы их ласково называли: «старушки Императорского театра») приходили в гримерку с фотографиями. Рыжова, Турчанинова, Яблочкина…. Рыжова ставила на туалетный столик рядом с фотографией разные сувениры моей мамы — это был ее ритуал. А когда костюмерша (или, как ее раньше называли, портниха) помогала Рыжовой надевать костюм, она давала рубль — в качестве чаевых….. Пользовательский. Для старой актрисы рубль означал — до сих пор этот рубль, старое золото, является постоянной наградой. Но времена изменились, изменился и рубль, который давно потерял свою ценность. Тепло поблагодарив ее, швея вышла из дверей и сказала: «Ну что? Вы дали нам еще рубль!». Великая актриса Александра Яблоцкина, которая блистала вместе с Ермоловой в конце 19 века, была нашей «хозяйкой». Когда я пришла в театр, ей было уже 90 лет, но она все еще играла. В «Ярмарке тщеславия» ее вывели на сцену на негритянском стуле. Иногда я был тем самым негром. Поэтому она всегда беспокоилась о том, кто пригласит ее на свидание вечером. Она попросила негров прийти задолго до спектакля и долго беседовала с нами: какой класс, кого вы хотите играть? Вы можете представить, как она относится к этой работе. Однажды с Яблочкиной произошел очень неприятный случай: ее ограбили. Молодые люди приходили к ней домой и представлялись драматургами. Она была одна; с ней жил пожилой драматург из Малого.
«Когда я пришел в Малый театр, в труппе было очень мало молодых людей. В основе репертуара лежали такие легенды, как Ильинский» с Игорем Ильинским в «Генеральном ревизоре». 1966 г
Они открыли дверь молодым людям, которые сразу же очаровали ее. Яблочкину положили на диван, все-таки она народная артистка, знаменитая….. А телесуфлер был заперт в ванной. Конечно, у Александры Александровны было много ценных вещей, много подарков. Она внимательно смотрела, как грабители укладывают ее драгоценности в сумку, а потом сказала: «Ребята, я актриса, все это афера». И они поверили ей, взяли старинные часы и что-то еще и ушли. А Яблочкина и преследователь остались связанными. Через несколько часов кто-то пришел и освободил их. Вечером Яблочкина должна была сыграть ту же роль в «Ярмарке тщеславия», что и две другие актрисы — Фадеева и Гоголева. Узнав о случившемся, театр позвонил Яблочкиной и сообщил ей: «Александра Александровна, вы, наверное, не сможете сегодня играть, странница, мы позовем Гоголеву…». Она ответила: «Нет, нет, нет, Леночка еще играет». Они больше не могли играть, эти «старушки». Елена Гоголева была известна своим упрямством. Но после того, как я сыграл ее сына в «Бездне», у меня сложились с ней хорошие отношения. Я был удивлен, что она не поклонилась, пока я не ушел. И как бы я ни сопротивлялась, она вытолкнула меня прямо на сцену: «Нет, нет, я за тобой!». Гораздо позже, когда у меня появилась первая машина, я гордо предлагал себя всем: «Хотите, я вас куда-нибудь отвезу?». — как молодой водитель, они боялись меня, никто не соглашался. И только Елена Николаевна, смелая женщина, рискнула: «Давай! Я посмотрю, как ты водишь…». А вот с другим лучшим актером нашего театра, Борисом Бабоцкиным (знаменитый Чапаев), у меня успеха не было….. Однажды он критиковал меня за роль в «Бездне», которую я сыграл с Гоголевой. Он так расстроился из-за студийной доски, что начал показывать мне, как на ней играть. Наша старейшая актриса Елена Сатрова даже сказала: «Борис Андреевич, ну что вы, это вы хотели сыграть так, а он сыграл по-другому».
Смоктуновскому не простили то, что он ушел из театра
После смерти Константина Александровича Зубова, главного дирижера Малого театра, было много смен директоров. Но в действительности театром руководил Михаил Иванович Царев, Царь, как его называли актеры….. В то время не было художественного руководителя, но эту роль выполнял Михаил Иванович. Он считался великим дипломатом, а дипломатия в советскую эпоху имела решающее значение. Более того, хотя нас насмешливо называли «имперским» театром, у нас были те же проблемы, что и, например, у МХАТа. Сколько спектаклей не удалось спасти от цензуры! Эфроса «Танец на проселочной дороге», «До московского часа», пьеса об изобретателе первой атомной бомбы, «Пятая колонна» Хемингуэя, поставленная Бабоцкиным…
«Я получил главную роль царя Федора в знаменитом спектакле только после того, как Смоктуновский неожиданно ушел из театра» Во время репетиций спектакля «Царь Федор Иоаннович». 1984 г.
В какой-то момент возникло требование обновить театры и сократить их количество на 20-25%. Все так делали. Чареву каким-то образом удалось сохранить их всех, и у нас была компания из более чем семисот человек! Будучи председателем правления ДОП и директором Малого театра, он заботился о многих людях и давал им возможность работать. Леонид Хейфец тоже приходил к нам, когда болел в Театре Советской Армии. Борис Львов-Анохин поставил свои лучшие пьесы в нашем театре под руководством Зарева. Зарев помог многим людям. Он также помог мне в трудную минуту и получил вид на жительство в Москве. Если он мне что-то обещал, он это выполнял. Но не было необходимости приглашать его на главные роли. По крайней мере, я бы об этом не подумал. И вот Михаил Иванович неожиданно позвонил мне после того, как я двадцать пять лет проработал в театре. Я ходил и думал, что же я сделал не так. Но и в кабинете Царева ничего не прояснилось. Мы говорили о том и о сем, и вдруг он спросил меня: «Что бы ты хотела сыграть?». Я удивился, потому что мы обычно не спрашиваем о таких вещах, но я все равно сказал: «Сирано. «. Через полгода он снова позвонил мне и сказал: «Мы собираемся поставить «Сирано». «, который будет снимать армянский режиссер Рачик Капланян. В Художественном совете кто-то спросит: «Кто будет играть Сирано? Если ты не будешь говорить, я скажу». Поэтому я проработала в театре 25 лет, чтобы спросить его, о чем я мечтаю….. Я получил главную роль в знаменитой пьесе Равенских «Царь Федор Иоаннович» после того, как Смоктуновский неожиданно ушел из театра. Иннокентий Смоктуновский пришел к нам с мечтой сыграть царя Федора. И Борис Равенских сделал для него эту постановку. Люди толпились, чтобы посмотреть представление, купить билеты было невозможно. А потом меня пригласили в кабинет Чарева осенью 1976 года, он сказал: «Нам срочно нужно попасть в «Царь Федор». «. Я спросил: «Что здесь происходит?». Он посмотрел на меня с разочарованием и промолчал.
«Моя жена была звездой ТЮЗа, когда мы поженились. Она играла главные роли и имела успех. Но когда родилась моя дочь, стало ясно, что кто-то должен уйти из театра», — сказал он. 1950s.
Потом я узнал, что по телевидению транслировали заседание группы МХАТ. И там же Олег Ефремов представил нового актера — Иннокентия Смоктуновского. Можно представить себе чувства Зарева, который не знал, что его актер переходит во МХАТ. Но на следующий день, когда у нас было собрание коллектива, пришел Иннокентий Михайлович, видимо, думая, что он может работать то там, то здесь. Только Зарев сказал: «Все! Это неправильный путь». Таков был тогда закон среди людей: Если вы хотели уйти, вы должны были честно сказать об этом. Он не мог допустить, чтобы Малый театр был выброшен, как груда разбитых осколков. Чтобы войти в спектакль вместо Смоктуновского, у меня было десять дней, три из которых я конфликтовал с Равенских, который категорически отказывался пускать меня на главную роль. Он надеялся, что Смоктуновский вернется, он понимал, что именно к этому имени обращается общественность. Даже в день открытия, в четыре часа дня, когда декорации уже были расставлены, мы не пришли к соглашению. Я сидел на сцене в костюме царя и слушал бесконечные обсуждения — играть или не играть? А к этому времени касса уже была переполнена, люди стояли в очереди за билетами, потому что «Смоктуновский» не играл. Равенских говорит мне: «Иди к Зареву и скажи, чтобы он отложил выступление. Ты не готов…» Затем, к счастью для меня, он повернулся к Евгению Куманькову, ведущему художнику «Малого», и спросил: «Правда? Может, отложим?» И вдруг он так четко сказал на всю комнату: «Нет! Или играем сегодня, или никогда». В тот момент я понял, что это должно произойти. И я сказал: «Да, я буду играть сегодня!». Тогда администратор подошла к кассиру и сказала: «Не сдавайте билеты! Спектакль продолжается!» — «Кто будет играть, кто?». — «Адъютант его превосходительства!» И ни один билет не был сдан. Более двадцати пяти лет я играл в этой пьесе роль царя Федора.
Нифонтова голосовала против меня
Когда меня выбрали директором Малого театра, я не занимал никакой должности. Я был всего лишь актером, хотя и ведущим актером. Он не только является членом художественного консультативного совета от имени молодых людей….. И, конечно, я не мог представить, что буду сидеть в этом кресле. А началось все в 1985 г. Чарев болел и все реже появлялся в театре. Стало очевидно, что они могут прислать кого-нибудь из-за границы. И действительно, Владимир Андреев был назначен генеральным директором. И это стало для меня трамплином для того, чтобы стать театральным режиссером. Когда я был обескуражен, пришел к Михаилу Ивановичу в его кабинет: «Как и почему?». — выяснилось, что он даже не знал о назначении Андреева. С ним не советовались. Это означало, что он вышел из фавора, что с ним что-то случилось в Центральном комитете…..
«Жители театра обеспокоены: сохранится ли аура театра после современной реконструкции? Обязательно будет!» Они не будут ничего трогать в зале, они будут только убирать его. С Ириной Муравьевой в спектакле «Филумена Мартурано» в Малом театре.
Владимир Андреев руководил труппой два года и зарекомендовал себя порядочным и добрым человеком, но потом ушел по собственному желанию, потому что его позвали обратно в Театр имени Ермоловой. «Там тоже дела идут не очень хорошо, мы должны спасти компанию!». — Андреев объяснил мне по телефону. А потом Чарева раскритиковали на внеочередном съезде Союза художников, что совершенно выбило его из колеи, он сильно заболел. Они решили провести собрание в нашем доме, в Малом театре, и все знали, что там произойдет. «Либо мы изберем одного из нас, либо они снова поставят кого-то «сверху», но кого?». Эта встреча проходила в бальном зале Малого театра; пришла вся труппа, вплоть до уборщиц — 750 человек! Они начали голосовать. И когда назвали мое имя, я встал и сказал: «Ну, вы решайте, я выхожу». И я покинул зал, чтобы дать людям возможность свободно говорить. Когда я вернулся, оказалось, что голосование было положительным, но не единогласным….. Некоторые «старики» все еще сомневались, а были и те, кто открыто выступал против. Руфина Нифонтова, например, сказала: «Ты будешь кричать на всех!». Я сказал ей: «Ты хочешь, чтобы я тайно делал плохие вещи за твоей спиной? С улыбкой?» — «Черт с тобой!» И она проголосовала за меня. И после нее и некоторые из тех, кто был против нее, проголосовали снова. Так я стал директором Малого театра, и с тех пор многое произошло! Я даже принимал английскую королеву в Малом театре. Сама королева, направлявшаяся в Москву, выбрала наше здание в качестве места для встречи с дипломатическим корпусом. И, конечно, мы должны были оказать ей достойный прием. И долгое время все сотрудники ломали голову над тем, что подарить. Что мы можем подарить королеве? У нее есть все. Но у нас не было (мы помним, что это был 1994 год) много денег. Поэтому мы решили подарить ей палехский гроб с изображением Малого театра, который я вручил Ее Величеству, когда мы выходили из театра, чтобы попрощаться. Но она удивленно посмотрела на меня. Я не понимал, почему. Я подумала, не слишком ли это скромно. Что-то не соответствует этикету? Но потом меня успокоил джентльмен из ее свиты, явно русский, из прошлого. Он спросил: «Откуда вы знаете, что королева собирает коробки?». Поэтому мы наугад угадали…
«Последние 28 лет, с тех пор как я возглавил театр, я живу здесь. Моя жена, дочь и внучка привыкли к тому, что театр для меня важнее всего. И они не винят меня за это. «