Через несколько лет после расставания Аркадий Ипполитов и Авдотья Смирнова вдруг поняли, что снова заинтересованы друг в друге. О восстановлении их брака речи не шло, но им удалось стать очень хорошими друзьями. Ее бывший муж присутствовал на всех семейных праздниках, и родители Авдотьи до сих пор относятся к нему с большой теплотой.
Авдотья Смирнова
Авдотья Смирнова — российская писательница, режиссер, телеведущая, актриса и автор. Ей удалось стать специалистом по литературному кино в отечественной киноиндустрии, хотя в юности Смирнова никогда не думала о кинопроизводстве. Сегодня ее выдающиеся работы высоко оценивают и зрители, и критики, так что копилка кинонаград регулярно пополняется новыми наградами.
Авдотья Смирнова родилась в Москве и является дочерью своих популярных родителей, актрисы Натальи Рудной и ее мужа, известного советского режиссера Андрея Смирнова, автора «Белорусского вокзала».
У Авдотьи есть брат Алексей и сестры Аглая и Александра. Дома ее звали Дуня, но одноклассники представляли ее как Кристину или Анжелу, потому что ей не нравилось их имя.
Выросшая в семье, которая имела непосредственное отношение к кино, школьница сама почувствовала тягу к кино. Но Дуня также любила писать рассказы, поэтому в старших классах она хотела поступить во ВГИК на сценарный факультет, но ее властный отец помешал ей выбрать школу.
Андрей Смирнов не понаслышке знал, насколько трудна жизнь в кино, и категорически запретил своей дочери идти по стопам родителей. Смирившись с ним, Авдотья стала студенткой литературного факультета Московского государственного университета. Проучившись там некоторое время, она перевелась в ГИТИС на театральное направление.
В результате Смирнова так и не получила высшего образования. В юности она проявила большой интерес к журналистике, начала работать книжным обозревателем в журналах «Столица» и «Афиша», а затем в течение года работала редактором на киностудии «Мосфильм» в питчерской «Творческого союза» Сергея Соловьева.
Эта работа отвлекала Дуню от учебы, и она бросила учебу, поэтому у нее появилось новое увлечение — музыка. Она взяла на себя роль художественного руководителя в подпольной панк-группе Dumbed down и даже несколько раз пробовала петь.
В 1989 году Авдотья переехала в Ленинград. Там Смирнова вела активную творческую деятельность: Она работала в Обществе художников «А-Я», организовывала выставки современного искусства и создала коллекцию картин для банка «Петровский».
Фильмы
В Санкт-Петербурге Смирнова познакомилась с режиссером Алексеем Учителем, с которым написала первый сценарий документального фильма «Последний герой», посвященного памяти Виктора Цоя.
В сотрудничестве с Учителем начинающий сценарист работал еще над двумя биографическими документальными фильмами — «Бабочка» о театральном деятеле Романе Виктюке и «Красная Жизель» о балерине Ольге Спесивцевой, который впоследствии был превращен в художественный фильм «Жизель-мания».
В 2000 году вышел следующий проект сценариста — драма «Дневник его жены» с Андреем Смирновым в главной роли. Фильм получил множество наград на кинофестивалях, а сама Авдотья стала победительницей Международного конкурса экранизаций Хартли-Меррилла.
Сотрудничество с Алексеем Учителем продолжалось и впоследствии. Вместе они создали мелодраму «Прогулка» и собирались снимать новый фильм по сценарию Авдотьи Андреевны «Связь». Но у Учителя был срочный проект, и он посоветовал своей коллеге попробовать себя в качестве режиссера. Фильм, в котором, кстати, снялась мать Смирнова Наталья Рудная, был признан лучшим дебютом на кинофестивале «Кинотавр».
С тех пор Смирнова часто снимает фильмы по собственному сценарию. Режиссер работала над новой адаптацией классического романа «Отцы и сыновья», который она интерпретировала как семейную историю. Проект был выполнен на территории бывшего имения Ивана Тургенева, ныне музейного комплекса «Спасское-Лутовиново».
Затем режиссер снял эпизод криминального сериала «Черчилль». Следующим проектом, для которого Авдотья Андреевна вновь выбрала музей в качестве места действия, стала романтическая комедия «Два дня». Главные роли исполнили Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт. Интерьеры Кунсткамеры были использованы в социальной трагикомедии «Коко» о женской дружбе. Анна Михалкова и Яна Троянова снялись в этом фильме, удостоенном награды.
Такая интенсивная натура не могла не попробовать себя в актерском мастерстве, и Смирнову можно увидеть в комедии «Пока ночь не разлучит», криминальном фильме «Я тоже этого хочу» и драме «Уроки в конце весны».
Авдотья Андреевна большую часть своего времени посвящает работе в качестве режиссера. В 2016 году она приняла участие в съемках фильма-антологии «Санкт-Петербург. Только для Любви». Смирнова снялась в роли «Выгула собак» о судьбе молодой женщины (Анна Михалкова), которая перепробовала множество методов в поисках личного счастья: она ходила к ведьмам, заполняла анкету на сайте знакомств.
В 2018 году Смирнова представила зрителям драму «История одной судьбы», в которой речь идет о подростковых годах Льва Толстого. Граф выступил в качестве адвоката солдата, у которого возник спор с офицером. В фильме снимались Алексей Смирнов, Евгений Харитонов и Ирина Горбачева. По традиции, съемки проходили в музейном комплексе «Ясная Поляна» и «Пушкинские Горы». Сценарий Авдотьи Андреевны, Анны Пармас и Павла Басинского получил премию Григория Горина на 29-м «Кинотавре», а также кинопремии «Ника» и «Золотой орел».
Фильм, бюджет которого составил 110 миллионов рублей, был снят без государственной поддержки. Министерство культуры выделило деньги, но Смирнова отказалась, в связи со спорным делом «Седьмой студии». Муж режиссера и Роман Абрамович стали инвесторами проекта.
Телевидение и книги
Смирнова попробовала себя на телевидении в 1989 году с собственной программой на одном из ленинградских телеканалов, но потом Авдотья Андреевна обратилась к написанию сценариев и забросила этот вид работы.
В 2002 году она снова стала ведущей, ведя ток-шоу «Школа злословия» вместе с писательницей Татьяной Толстой на канале «Культура», а затем на НТВ. Шоу неоднократно признавалось лучшим, а сама ведущая была награждена статуэткой ТЭФИ в 2003 году. Ток-шоу транслировалось на российском телевидении до 6 июля 2014 года.
В творческой биографии Смирновой важное место занимает написание книг. Режиссер и сценарист также работал в литературном жанре. Вместе со своей соведущей Татьяной Толстой она опубликовала литературное произведение под названием «Кухня «Школы для попок»», а затем самостоятельно выпустила сборник статей, рассказов и эссе прошлых лет «С мороза». Она также выпустила отдельную публикацию рассказов из фильма «Ссылка» и других киносценариев.
В 2008 году режиссер появился на телевидении в качестве судьи на шоу СТС «Sparks a Superstar».
Детство и юность
Авдотья Смирнова — уроженка Москвы. Она родилась в творческой семье 29 июня 1969 года. Ее отец — Андрей Смирнов, известный актер театра и кино, режиссер легендарного фильма «Белорусский вокзал». Мать будущего писателя — актриса Наталья Рудная, известная по работе в фильмах «Иоланда» и «Госпожа из детского дома». Дед Дуни, Сергей Смирнов, был известным писателем, а ее второй дед, Владимир Рудный, также был журналистом и писателем.
Девочке, которую в семье называли просто Дуней, не очень нравилось ее имя. Она просто не принимала этого, и когда встречала сверстников, называла себя Анжелой или Кристиной. Андрей Смирнов, большой поклонник русской культуры, выбрал имена для своих детей. Стоит отметить, что три его дочери и один сын от двух браков носят имена на букву «А» — Авдотья, Александра, Аглая, Алексей.
Девушка, которая происходила из семьи актеров, была очень заинтересована в съемках, и в то же время ее невероятно привлекало писательство. Дуня, ученица старших классов, хотела после окончания школы учиться на сценарном факультете ВГИКа. Но в вопрос профориентации вмешался ее отец. Он просто не позволил своей дочери продолжить семейную династию. Видимо, его аргументы были достаточно убедительными, потому что девушка отказалась от своей мечты. Она поступила на филологический факультет Московского государственного университета. Однако ее учеба там продолжалась всего три года, и Авдотья перевелась в ГИТИС на театральный факультет.
Она не смогла получить высшее образование и проучилась в ГИТИСе всего один год. Ее семья жила очень скромно, и уже в юном возрасте девушка начала работать на полставки.
В то время она очень интересовалась журналистикой и работала книжным обозревателем в журналах «Афиша» и «Столица». В течение года Смирнова работала редактором в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг» на киностудии «Мосфильм». Вся эта работа просто не давала Дуне учиться, она отвлекала ее от учебы. Она бросила учебу и увлеклась музыкой. Девушка работала там художественным руководителем и даже пробовала петь, хотя лидер группы Дмитрий Голубев уверял меня, что она никогда не училась пению.
Авдотье был 21 год, когда она решила переехать в Санкт-Петербург. В этот момент у нее было много работы. Девушка сотрудничает с Обществом художников «А-Я», организует выставки современной живописи и работает над коллекцией картин по заказу банка «Петровский». Она медленно, но верно делает первые шаги к национальной известности.
Фильмы
В северной столице Авдотья познакомилась с режиссером Алексеем Учителем. Талантливая девушка работает с режиссером над сценарием документального фильма о Викторе Чое, который умер в раннем возрасте. Название фильма — «Последний герой». Кроме этого проекта, Учитель и Смирнова написали еще два сценария для биографических документальных фильмов. Фильм о Романе Виктюке назывался «Бабочка», фильм о балерине Ольге Спесивцевой — «Красная Жизель». По объективным причинам последний фильм претерпел значительные изменения. Ольга Спесивцева скончалась, у нее просто не было времени дать полноценное интервью. Авдотья предложила использовать имеющийся материал для художественного фильма. Эта мелодрама называлась «Гнев Жизели».
Дуна всегда интересовала жизнь известных людей, и свой следующий сценарий он написал о великом русском писателе Иване Бунине. Свою роль сыграло и сходство знаменитого писателя с отцом начинающего сценариста Андреем Смирновым. Конечно же, именно Андрей Смирнов сыграл главную роль в драме «Дневник его жены» (2000). Фильм был успешным, завоевал множество призов на различных фестивалях, а сама Смирнова победила в Международном конкурсе экранизаций Хартли-Меррилла.
Смирнова и Учитель продолжили работу над фильмом «Прогулка». Следующим этапом их сотрудничества должен был стать фильм «Связь», основанный на сценарии Смирновой. Алексей Учитель был очень занят и не смог присоединиться к режиссерскому проекту и предложил Авдотье самой поставить фильм. Первая режиссерская работа Смирновой, в которой главную роль сыграла ее мать Наталья Рудная, получила приз за лучший дебют на кинофестивале «Кинотавр».
С тех пор Авдотья Смирнова самостоятельно занимается производством фильмов по собственным сценариям. В ее фильмографии 18 проектов, среди которых ремейк «Отцы и дети», «Черчилль», «Два дня», «Коко». Яркая и талантливая женщина успела сняться в нескольких фильмах. Это фильмы «Уроки в конце весны», «Пока ночь не разлучит», «Я тоже хочу», в которых Смирнова снималась только в качестве актрисы.
Могут быть знакомы
Смирнова уже пыталась создать ленинградский телеканал в 1989 году. Но в то время она была занята сценариями, и у нее не было времени ни на что другое. В 2002 году она снова стала телеведущей и вместе с Татьяной Толстой вела программу «Школа злословия». Сначала программа транслировалась на канале «Культура», а затем на НТВ. В 2003 году Смирнова получила статуэтку ТЭФИ, а «Школа Злословия» завоевала несколько наград за лучшую программу.
В 2013 году телеведущая Смирнова решила заняться своим здоровьем. У нее было искривление позвоночника, которое потребовало сложной операции и длительной реабилитации. Во время болезни Авдотьи Татьяна Толстая вела несколько выпусков программы «Школа злословия». В 2014 году программа была прекращена. Следует отметить, что роль ведущей — не единственная работа Смирновой на телевидении. Было время, когда она была членом жюри шоу СТС Sparks a Superstar.
Литературное творчество занимает большое место в жизни Смирновой. В сотрудничестве с Татьяной Толстой она издает книгу «Кухня школы для непокорных». Затем автор публикует сборник «С мороза», в котором собраны статьи, рассказы и эссе. Ее сценарии также включены в книгу.
Биография Авдотьи Смирновой
Авдотья Смирнова с детства мечтала о творческой жизни. Ленинград исполнил все ее мечты — дал ей возможность реализовать себя в журналистике, возможность написать свой первый сценарий, а затем и шанс на режиссерский дебют. Со своим мужем Анатолием Чубайсом Дуня тоже познакомилась через их любимый город и один из их проектов, на который у Смирновой всегда хватало энергии.
Детство
Авдотья Смирнова родилась в Москве 29 июня 1969 года. Ее родители имели непосредственное отношение к кино: мать Наталья Рудная была актрисой, а отец Андрей Смирнов — режиссером. Дедушка и бабушка Авдотьи по обеим линиям были писателями.
Родители Авдотьи Смирновой — Наталья Рудная и Андрей Смирнов
В семье Смирнову называли Дуней, но она не любила свое имя и предпочитала представляться Кристиной или Анжелой. Ее отец выбрал имя для своей дочери в соответствии с традициями русской культуры. Другая дочь, родившаяся от его брака с Рудной, была названа Александрой.
Когда Авдотья пошла в школу в 1976 году, ее родители были в разводе. Ее отец женился на актрисе Елене Прудниковой, с которой впоследствии у него родилось еще двое детей — дочь Аглая и сын Алексей. Смирнов поддерживал связь со старшими детьми, и девочки подружились со своими сводными братом и сестрой.
Авдотья Смирнова с сестрами, братом и Еленой Прудниковой.
Ддуня хорошо училась в школе, особенно любила литературу. Она также внимательно следила за кинематографом и восхищалась работами своих отца и матери. Окончив школу в 1986 году, Дуня решила поступать во ВГИК и выбрала сценарный факультет. Ее отец не согласился с этой идеей — Андрей Смирнов своими глазами видел, насколько тяжелой и бедной была жизнь в те годы. Авдотья прослушала и была принята на литературный факультет Московского государственного университета.
Творческие поиски
Хотя ей не нравились лекции и семинары, ее тянуло к журналистике. В своих интервью она вспоминала, что доходов ее родителей в то время едва хватало на содержание семьи, поэтому она рано начала подрабатывать — писала рецензии на книги для журналов «Афиша» и «Столица». За время учебы в МГУ она познакомилась со многими творческими людьми, с которыми часто ездила в Ленинград на выставки художников и квартиры музыкантов.
В 1987 году Авдотья нашла свою первую официальную работу — редактором в мосфильмовском творческом объединении «Круг». На заработанные деньги она помогала семье и ездила в свой любимый Ленинград. Она садилась на поезд в пятницу вечером после работы и возвращалась в столицу в понедельник. Она подружилась с художником Тимуром Новиковым и основателями «Митьков» Владимиром Шинкаревым и Александром Флоренским.
В Москве она работала на полставки художественным руководителем панк-рок группы «Немые», участники которой гастролировали по клубам вместе с Дуней.
В 1989 году перевелась из Московского государственного университета на театроведческий факультет ГИТИСа. Однако он почти не проводил времени в школе, в том же году переехав в Ленинград. Через год он бросил школу.
Творческая жизнь, о которой она мечтала в Москве, начала укореняться в северной столице: Дуня организовывала выставки, собирала коллекции работ художников по заказу крупных банков, работала с арт-группой «А-Я» и пыталась выпустить собственную кинопрограмму на местном телевидении, хотя и без особого успеха.
Но именно на Ленинградской студии документальных фильмов состоялось судьбоносное знакомство Смирновой с режиссером Алексеем Учителем.