Почему пожарное ведро имеет форму конуса
Пожарное ведро представляет собой важный элемент пожарного оборудования и относится к первичным средствам для тушения огня. Оно предназначено для использования как сотрудниками пожарных служб, так и обычными гражданами в целях предотвращения и ликвидации возгораний. Эти ведра обычно расположены на специальных пожарных щитах, расположенных поблизости от объектов, требующих защиты.
История
Наиболее распространенной версией о возникновении пожарных ведер конусообразной формы является предположение, что они были изобретены для использования на флотах Европы. Изготавливались такие ведра из многослойного материала парусины и сшивались в конус, что позволяло максимально эффективно использовать время на их создание. Со временем этот дизайн был принят первыми английскими пожарными командами, в ряды которых входило множество отставных моряков. Однако стоит отметить, что отсутствуют исторические доказательства, такие как гравюры или изображения, подтверждающие использование именно конусных ведер в то время.
Как мы уже выяснили, ведра, предназначенные для тушения пожаров, не имели конической формы в таком понимании. Давайте разберемся, какая причина привела к актуальности конусных ведер в нашем времени.
Миф 1
Историческая версия. Согласно этому мифу, в России, до появления насосов для пожаротушения, тушение огня было делом, требующим слаженных действий всей деревни. Люди выстраивались цепочкой от ближайшего источника воды и передавали ведра друг другу. Считалось, что конусная форма ведра не позволяет никому остановиться для отдыха, так как его невозможно поставить на землю или сесть на него. Однако исторические изображения и гравюры показывают, что использовались обычные плоскодонные ведра.
Миф 2
Согласно этому мифу, ведра в форме конуса предотвращают схлопывание воды при выбросе, что позволяет жидкости выбрасываться на дальние расстояния и без расплескиваний. Однако по законам гидравлики, которые изучаются пожарными специалистами, форма струи, а также её свойства (расход жидкости, угол падения и дальность) зависят от диаметра и формы насадки, а не от формы сосуда, из которого вода выливается. Следовательно, форма ведра, в данном случае конусная, не влияет на параметры струи и не предоставляет реального преимущества.
Конусные ведра впервые начали массово использовать на американских железных дорогах в начале XX века. Их форма не была инженерным прорывом, способствующим эффективному тушению. Это решение было чисто предостерегающим и направлено на предотвращение несанкционированного использования. Такие ведра не могли использоваться в быту, что делало их менее привлекательными для кражи. Кроме того, ни один нормативный акт не требует использования именно конусной формы ведер. Таким образом, если нужно, простые ведра подойдут так же хорошо, при условии, что они окрашены в красный цвет и четко обозначены как пожарный инвентарь, чтобы обеспечить понимание их назначения. Конусное ведро стало символом недоверия к людям!
Миф 3
Существует также шуточная версия, утверждающая, что объем правильного конуса проще вычислить, чем объем ведра с плоским дном.
Объем правильного и усеченного конусов
Версия первая
На протяжении множества веков, вплоть до создания насосов для пожаротушения с шлангами, пожары тушили с помощью ведер, причем люди часто объединялись в цепочку для передачи воды от источника до места возгорания. Ведра заполнялись водой и проходили через цепь рук, обеспечивая быструю доставку воды к месту пожара. Конусная форма ведра, по сути, затрудняла возможность поставить его на землю, тем самым сохраняя непрерывность процесса передачи воды. Это было критически важно, чтобы никто не остановился и не стал отдыхать. Однако данная теория имеет логические противоречия: сколько же конусных ведер потребовалось бы для успешной борьбы с пожаром?
Версия вторая
В ведрах конусной формы при резком выбросе воды отсутствует эффект схлопывания, что позволяет воде выбрасываться с относительной точностью и на значительное расстояние, не расплескиваясь. Тем не менее, законы гидравлики говорят о том, что скорость и направление потока зависят в первую очередь от диаметра верхнего обода ведра, а не от его формы. Поскольку форма ведра в данном случае не влияет на скорость выброса воды, можно заключить, что ведра этой конфигурации не имеют особых преимуществ.
Конусные ведра начали массово появляться на железных дорогах Соединенных Штатов в начале 20-го века, не благодаря техническим особенностям, а в силу банальной необходимости – ведра, которые нельзя поставить, не будут использоваться в быту, значит, они останутся на пожарных щитах. Однако на сегодняшний день ни один нормативный документ не предписывает использование именно этой формы ведра, поэтому можно смело использовать обычные ведра, покрасив их в красный цвет.
Факты из истории
На кораблях, английские моряки изготавливали сосуды из парусины. Процесс раскроя и сшивания конуса был довольно простым, так как требовался всего один шов. Опуская ведро с корабля на веревке, оно быстро заполнялось водой, в отличие от ведер с плоским дном, которые некоторое время плавали на поверхности.
Технология изготовления таких ведер была адаптирована пожарными Европы, а затем достигла России. В 1722 году в Санкт-Петербурге была создана первая пожарная охрана, где конусные ведра начали активно использоваться. В то время как в других регионах Российской империи продолжали использовать ведра с плоским дном. Деревянные здания, которые часто сгорали, требовали быстрой реакции, и тушилось пламя с помощью цепочки, в которой каждый человек передавал ведра быстро и слаженно.
В начале XIX века американцы начали заниматься патентованием самых разнообразных изобретений, включая и средства для борьбы с огнем. В 1806 году была предложена идея прикрепить к днищу ведра ручку-дугу, чтобы снизить количество краж пожарного имущества, что и было зафиксировано в патенте. Массовое производство конусных ведер стало активно развиваться на железных дорогах США в начале XX века.
Производство и использование пожарных ведер
Конусообразные пожарные ведра изготавливают из тонкой жести. После этого их окрашивают в красный цвет, как и остальной пожарный инвентарь, так как этот цвет хорошо виден в условиях недостаточной видимости, например, в темных помещениях.
Для дополнительной жесткости верхний край ведра обрамляется проволочным кольцом. Пожарное ведро должно иметь объем минимум 8 литров. Обычно весит такое ведро около 1100 граммов. Если оно случайно упадет, то слегка погнется, но не раскроется, что обеспечивает его функциональность.
На пожарные щиты всех типов обычно размещают одно или два ведра, за исключением модели щита типа Е, предназначенной для тушения электрооборудования, кабелей и проводов. Использование воды для тушения огня в электроприборах строго запрещено, так как это создает риск поражения электрическим током. Для подобных случаев используют песок и землю, которые подаются с помощью совковой лопаты.
Когда возникает пожар, открывают щит и, используя защитные рукавицы, берут необходимые пожарные принадлежности. Мокрые перчатки могут становиться скользкими, и в таких случаях удобнее держать ведро с остроконечной формой. Это еще одно объяснение, почему такая форма удобна в использовании.
После приведенных выше рассуждений можно задать вопрос: зачем же нужны ведра, ломы, лопаты и другие примитивные инструменты при наличии огнетушителей? Ответ прост: содержимое огнетушителей быстро заканчивается, и огонь может еще не быть полностью потушенным. Применение простых инструментов оказывается значительно эффективнее. Они надежны благодаря своей простоте и практически не подвержены поломкам. Самое главное – их можно использовать многократно.
Конструкционные особенности
Стоит отметить, что конусные ведра активно применяются именно для работы с песком, и в этом контексте их важность ещё больше возрастает. Песок значительно тяжелее воды, поэтому меньший размер ведра более рационален с точки зрения прикладываемых усилий. Кроме того, такое ведро можно быстро зачерпнуть без необходимости использовать лопаты, что позволяет мгновенно заполнить его до краев.
Конечно, не стоит забывать про удобство хранения и транспортировки. В пустом состоянии пожарные ведра можно накладывать одно на другое, что экономит пространство. Кроме того, конусные ведра легко очищаются, так как внутри у них нет углов, где могли бы застрять остатки материала.
Немного истории
Ведра для тушения пожаров на кораблях шили из парусины английские моряки. Создание конусного ведра из материала не вызывало трудностей, поскольку для этого нужен всего один шов. При сбрасывании ведра за борт оно моментально заполнялось водой и тонуло, в отличие от ведра с плоским дном, которое какое-то время оставалось на поверхности.
Эта технология впоследствии была перенята пожарными в Европе, и со временем достигла России. В 1722 году при Адмиралтействе была создана организация, занимающаяся пожарной охраной, где начали использовать конусные инвентари. Однако на большей части территории Российской империи продолжали бороться с огнем с помощью традиционных деревянных ведер с плоским дном, поскольку металл был в те времена достаточно дорогим и редким материалом.
Частые пожары были вызваны тем, что большинство зданий строилось из дерева. При возникновении пожара люди выстраивались в цепочку и передавали ведра друг другу с водой. Чем быстрее и слаженнее действовали, тем быстрее удавалось справиться с огнем.
Американцы, известные своей страстью к патентованию самых разнообразных изобретений, также не обошли стороной вопрос пожарного инвентаря. В 1806 году один изобретатель предложил прикреплять к краю обычного ведра дугообразную ручку, чтобы уменьшить кражи.
Это факт был зафиксирован в патенте. Массовое производство и использование конических ведер началось на железных дорогах Америки в начале XX века.
Изготовление и применение
Конические пожарные ведра изготавливают из тонкого металлического листа (жести) и окрашивают, как и общий пожарный инвентарь, в красный цвет как внутри, так и снаружи. Так как красный цвет лучше всего заметен в условиях недостаточной видимости, он является предпочтительным.
Для увеличения жесткости на верхнем крае вставляется проволочное кольцо. Объем ведра должен составлять не менее 8 литров. Стандартное восьмилитровое ведро весит примерно 1,1 кг.
При падении ведро хорошо выдерживает удар и слегка гнется, а единственный шов направлен на поддержку его функциональности. Если ведро упадет в зону возгорания, можно воспользоваться багром, который также хранится на щите.
Практически все типы пожарных щитов комплектуются одним или двумя ведрами. Исключение составляют щиты типа Е, которые предназначены для тушения электрооборудования, проводов и кабелей.
Поскольку вода является проводником электричества, ее использование для тушения огня, возникшего в электрических устройствах, строго запрещено. Вместо этого применяются земля и песок, что требует наличия совковой лопаты на щите.
В случае возгорания необходимо открыть щит, надеть защитные рукавицы и использовать подходящее оборудование для тушения огня. Намокшие рабочие перчатки становятся скользкими, и в таком случае удобно держать ведро с острым краем, что добавляет ещё один довод в пользу конструкции ведра.
Возникает вопрос, зачем же использовать ведра, лопаты, багры и другие примитивные инструменты, если у нас есть огнетушители? Ответ на это простой: объем огнетушителя ограничен, и иногда он не успевает полностью потушить пламя.
Кроме того, может быть несколько очагов возгорания, и в таких случаях простота и надежность простого пожарного инвентаря становятся неоценимыми. Его сложно вывести из строя, и главное, что его можно использовать многократно.