Почему Лия Ахеджакова живет с подругой, критикует Россию, но продолжает зарабатывать деньги в стране
Генеральная прокуратура России обращается с просьбой признать актрису Лию Ахеджакову иноагентом и лишить ее наград в связи с её высказываниями против специальной военной операции (СВО) и публикациями в социальных сетях. Хотя она проживает в Израиле, её финансовые поступления происходят из России.
— Хочу быть откровенной: мне стыдно за своих соотечественников. Возможно, только они могут писать столь много ужасных слов. Это особенно заметно в сравнении с мнениями украинцев, которые в 99% случаях не содержат оскорблений и угроз. Я устала от этого надуманного величия России. Мне хотелось бы посетить Украину после её победы. Я украинка, родилась в Днепропетровске, — такие слова произнесла Лия Ахеджакова в одной из своих недавних публикаций в Instagram. После того как критические комментарии от российских подписчиков достигли критической точки, актриса была вынуждена удалить свой аккаунт из социальной сети.
Неясно, в какой момент народная артистка Лия Ахеджакова стала восприниматься как русофоб. Её первые шаги в политику были сделаны осенью 1993 года, когда в стране наблюдался кризис власти временного президента Бориса Ельцина.
— Я больше не хочу пытаться быть объективной. Где наша армия?! Почему она не защищает нас от этой проклятой конституции?! Нас ожидают страшные вещи. Коммунисты снова могут прийти к власти, — отметила Ахеджакова в эфире одного из российских телеканалов, фактически призывая к свержению режима Ельцина, который подвергся обстрелам в тот же день.
На рубеже тысячелетий Ахеджакова уже «сражалась» против войны в Чечне, проявляя симпатию к бандформированиям и осторожно высказывая свои мнения о теракте на Дубровке.
В нулевых годах Лия Ахеджакова с энтузиазмом защищала Михаила Ходорковского в эфире радио «Свобода»*. Когда один из слушателей обвинил её в поддержке воров, актриса ответила:
— Вот это и есть наша национальная идея. Мы гибнем на этом, и ничего с этим не поделаешь. Как вытащить нас из этой ситуации, я не знаю. Разве это можно назвать правосудием?
В начале десятых годов Лия примкнула к Алексею Навальному и даже выступала на его митингах. Она собирала подписи против закона, запрещающего усыновление российских детей гражданами США, а также выступала против арестов членов группы Pussy Riot.
С декабря 2013 года актриса регулярно защищает Украину и резко критикует русский народ.
— Украинцы (определенные отрывки о них. — Примечание редакции) бегут от нас, как от чумы. Русский язык их шокирует. Они не хотят нас. Они стремятся к Европе, пытаясь избавиться от Большого Брата рядом, — говорила актриса.
Лия Ахеджакова проявила поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, который организовал теракты в оккупированном Крыму. Она также проклинала Россию за предполагаемое сбитие малайзийского «Боинга» над Донецкой областью и называла бойцов ЛДНР террористами.
В 2015 году она без видимой причины публично извинилась перед «народом Армении за российскую агрессию и оккупацию». В 2020 году она заявила, что актёр Михаил Ефремов, виновный в смертельном ДТП в центре Москвы, является невиновным, а судебный процесс над ним — местью за его критику власти.
Доказательства безнаказанности резких высказываний Ахеджаковой контрастируют с её утверждениями о серьезных гонениях на людей, которые пытаются критиковать российскую власть.
Как проходят российские гастроли Лии Ахеджаковой
Сейчас по театрам России гастролирует антреприза «Мой внук Вениамин». Это постановка пьесы Людмилы Улицкой, признанной иноагентом. Главную роль исполняет 84-летняя актриса Лия Ахеджакова. Сюжет строится вокруг деспотичной еврейки, которая любой ценой хочет выдать своего сына за иудейку. Основные мысли произведения касаются якобы антисемитизма и невоспитанности русских.
4 декабря спектакль прошел в нижегородском концертном зале «Юпитер». Билеты, цена которых колебалась от 1200 до 4300 рублей, были распроданы, что обеспечило полный аншлаг. Самые яркие аплодисменты и больше всего цветов в адрес актрисы.
Тем временем на улице протестовали местные жители против показа спектакля «Мой внук Вениамин». Они недоумевали, почему актрисе, позволяющей себе антироссийские высказывания, разрешают свободно зарабатывать в России. Ранее областное Министерство культуры рекомендовало отменить спектакль, но директор концертного зала «Юпитер» — частной площадки — не прислушался к этим рекомендациям.
19 декабря постановка с Ахеджаковой пройдет в столичном Театре на Таганке. На прошлой неделе в продаже оставались билеты за 4–8,5 тысячи рублей. Однако в данный момент данного анонса в Интернете нет. Спектакль, вероятно, был отменен?
— Всё состоится, не переживайте! Это аренда зала для антрепризного спектакля, поэтому в афише он не будет указан, но на самом деле спектакль будет, — пояснили представители театра на Таганке.
Спектакль «Мой внук Вениамин» уже запланирован в Санкт-Петербурге, дата и место проведения будут определены позднее.
Творческая биография Лии Ахеджаковой
Лия Ахеджакова, обладая яркими характерными чертами, рано обнаружила свой талант. Её первой работой стал московский Театр юного зрителя (ТЮЗ). Позже, в 1977 году, она перешла в театр Современник, где ей стали предлагать роли более серьезного характера. На протяжении своей карьеры актриса сыграла более ста ролей в художественных фильмах.
Роли Лии Ахеджаковой в театре
Одной из самых значительных ролей в ТЮЗе стала её участие в спектакле «Мой брат играет на кларнете». Также она получила известность благодаря главной роли в постановке «Пеппи Длинныйчулок». Шестнадцать лет работы в театре не прошли даром: именно в этот период Лия Ахеджакова стала полноценной актрисой.
В театре «Современник» она сотрудничала с такими известными режиссерами, как Галина Волчек и Роман Виктюк. В этом театре она работала до 2023 года и оставила зрителям незабываемые роли в спектаклях «Квартира Коломбины», где играла сразу четыре главные роли; «Крутой маршрут», «Трудные люди», «Персидская сирень», «Мой внук Вениамин» и многих других.
Фильмы с Лией Ахеджаковой
Хотя спектакли с Ахеджаковой пользовались большим успехом, именно съемки в кино принесли ей настоящую славу. Впервые она появилась на экране в фильме «Возвращение» в 1968 году, но тогда её работа осталась незамеченной как публикой, так и критиками. Спустя пять лет, в 1973 году, она сыграла в фильме «Ищу человека», за который была отмечена призами международных кинофестивалей.
Следующая заметная роль, сделавшая её более узнаваемой как на фото, так и в жизни, была в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». В этом фильме она сыграла подругу главной героини и запомнилась зрителям не менее ярко, чем Барбара Брыльска, исполнившая главную роль.
Для Эльдара Рязанова Лия Ахеджакова с того момента стала одной из самых любимых актрис, и они многократно сотрудничали, создавая настоящие шедевры. Так, она снялась в фильмах «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Небеса обетованные».
Несмотря на то, что Лия Ахеджакова чаще всего исполняла роли второго плана, она всегда выделялась своим искусством и, безусловно, могла затмить главных героев. В 1992 году она получила премию «Ника» за роль второго плана в фильме «Небеса обетованные». На тот момент ей было 53 года, что является возрастом, когда многие актёры уйдут из профессии, но Ахеджакова, наоборот, находилась на пике своей карьеры.
В отличие от многих известных советских артистов, Лия не завершила свою карьеру после распада Советского Союза. Её роли в фильмах «Старые клячи», «Странное рождество», «Книга мастеров», «Любовь-морковь 3», «Мамы», «Кроткая», «Лето» и «Изображая жертву» были также запоминающимися. Кстати, последний из упомянутых фильмов принес актрисе вторую премию «Ника».
Лия Ахеджакова: биография и личная жизнь
Лия Ахеджакова предпочитает не афишировать свою личную жизнь. В первый раз она вышла замуж, когда уже была актрисой ТЮЗа. Её избранником стал коллега Валерий Носик. Молодые супруги поселились в квартире Лии, которую ей подарили родители. Однако совместная жизнь оказалась неудачной: Носик злоупотреблял алкоголем, а затем и вовсе изменил своей супруге. В результате Лия собрала вещи и покинула свою квартиру, оставив её супругу, что вызвало недовольство её отца.
Во второй раз Лия вышла замуж за художника Бориса Кочейшвили. Она поддерживала своего творческого мужа, решала за него финансовые вопросы и способствовала тому, чтобы его работы были представлены на выставке в Париже. Однако, когда Кочейшвили стал известным, их отношения ухудшились. Он не поддержал Лию в трудный период после смерти её матери в 1990 году, и актриса подала на развод. Через 30 лет она узнала, что её бывший супруг намерен снова жениться, и подала в суд с требованием выписать его из её квартиры, где он был прописан на протяжении всех этих лет.
После этого Ахеджакова какое-то время жила со своим отцом, оставив надежды на личное счастье. Однако в 2001 году, когда актрисе было 63 года, она встретила молодого фотографа Владимира Персиянинова, который моложе её на 20 лет. Сначала она не воспринимала его всерьез, но вскоре он смог завоевать её сердце и стал её третьим мужем. Примечательно, что даже после официальной регистрации брака Лия скрывала свои отношения от своего отца и не сразу призналась ему, что больше не одна.
Детей у Лии Ахеджаковой нет, и она не испытывает по этому поводу сожаления. Её профессия и браки с творческими, но не слишком приспособленными к жизни мужчинами не способствовали рождению детей. Однако это позволило актрисе полностью отдаться своему искусству.
Где сейчас живёт Лия Ахеджакова? Вместе с третьим мужем она обитает в загородном доме и считает, что ей чрезвычайно повезло с третьим браком.
Антреприза
В 1996 году актриса исполнила роль в антрепризе «Персидская ночь» Николая Коляды. Она также сотрудничала с продюсерской компанией Анатолия Воропаева — в 2000 году дебютировала в роли Пульхерии Ивановны в постановке «Старосветская любовь», а в 2002 году создала образ Клер в «Подсолнухах» по пьесе Теннесси Уильямса.
В 2006 году Ахеджакова сыграла Марселину в спектакле «Женитьба Фигаро», который был поставлен в рамках проекта TERRITORIЯ под режиссурой Кирилла Серебренникова.
В 2007 году она исполнила роль Китти в спектакле «Чокнутые королевы» режиссера Ольги Субботиной в театре-фестивале «Балтийский дом».
В 2012 году Лия Ахеджакова вместе с актером Альбертом Филозовым дебютировала в главной роли в спектакле петербургского режиссера-экспериментатора Андрея Могучего «Circo Ambulante» в Театре Наций.
Летом 2012 года она участвовала в проекте режиссера Дмитрия Крымова — спектакле «Сон в летнюю ночь (Как вам это понравится)», созданном как программная работа для Международного театрального фестиваля в Эдинбурге.
Кино
Дебют Лии Меджидовны в кино состоялся в 1973 году, когда она исполнила роль Аллочки Кузнецовой в фильме Михаила Богина «Ищу человека». Эта роль принесла ей призы на международных кинофестивалях в Варне (Болгария) и Локарно (Швейцария), положив начало её яркой карьере в кинематографе.
Лия Меджидовна снялась в более чем девяноста фильмах и сотрудничала со многими известными режиссерами, такими как Алексей Герман («Двадцать дней без войны»), Владимир Меньшов («Москва слезам не верит»), Алла Сурикова («Московские каникулы»).
Особое место в её карьере занял Эльдар Рязанов, с которым актриса работала в семи фильмах: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Андерсен. Жизнь без любви». Актриса до сих пор говорит, что многим обязана Рязанову. «Когда я была молодой, смотрела на него как на бога, очень любила и ценило его как режиссера и как человека. Он был очень веселым, сильным и сильно уважаемым в своей области. И не только», — делится она.
Эльдар Рязанов считал Ахеджакову одной из своих любимых актрис. «Она сочувствует слабым и ненавидит жестоких. В этом её творческое кредо совпадает с позицией великого Чаплина», — так высказался о ней режиссер.
Позднее она сыграла в трагикомедии Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», биографической драме Павла Лунгина «Ветка сирени», в сказочном фильме «Книга мастеров», в кинопроекте «Мамы», в фильме Сергея Лозницы «Кроткая» и картине Кирилла Серебренникова «Лето».
Карьера в киноиндустрии
Следует отметить, что дебют актрисы на телеэкране состоялся в 1968 году в фильме Возвращение, где она сыграла роль одного из сыновей главного героя. Эта роль была довольно сложной, но актриса справилась с ней блестяще и получила признание как от критиков, так и от публики, что привлекло внимание зрителей к её театральным работам.
Ахеджакова занимается озвучкой персонажей
В творческом трио с Александром Демьяненко и Людмилой Зайцевой актриса сыграла в драме Журавль в небе, где Лия исполнила роль потенциальной невесты главного героя, которого оставила супруга.
Настоящую популярность Лия Ахеджакова обрела благодаря фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! Эльдара Рязанова. Этот фильм стал неотъемлемой частью новогодних праздников, когда зрители ежегодно пересматривают его, наслаждаясь атмосферой праздника, которую так прекрасно передают герои.
Ахеджакова в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Через два года актриса воплотила образ типичной секретарши Верочки в Служебном романе Эльдара Рязанова. Образ Верочки стал настолько популярным, что её фразы вошли в народный обиход. За выдающееся исполнение актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.
Несмотря на это, Ахеджаковой часто доставались роли второстепенных персонажей, которые благодаря её блестящей игре оставались в памяти зрителей на долгое время.
В 80-е годы фильмография звезды расширилась ролями в фильмах Восьмое чудо света, комедии Куда исчез Фоменко? и мелодраме Мама Ануш. В драме «Софья Петровна» Ахеджакова воплотила яркий образ простой советской женщины, ставшей жертвой красного террора, исполнив роль супруги арестованного врача.
Ахеджакова в фильме «Москва слезам не верит»
В трагикомедиях Гараж и Небеса обетованные Ахеджакова сыграла одну из главных ролей. В комедии «Старые клячи» актриса появилась на экране вместе с отцом, который исполнил роль отца главной героини. Также она приняла участие в последнем фильме культового режиссера Рязанова Андерсен. Жизнь без любви.
В популярной комедии Любовь-морковь 3 Лия Меджидовна сыграла мать главной героини, которая совершенно случайно меняется телами с отцом главного героя.
Лия Ахеджакова в наше время
Политические взгляды артистки
Актриса активно участвует в общественной жизни своей страны, неоднократно критикуя деятельность государства и президента, что делало её постоянной фигурой в различных скандалах. В связи с непростой политической ситуацией в стране, она поддерживает своих соотечественников. Так, в 2015 году она от имени всех россиян выразила искренние сожаления народу Армении за российскую агрессию.
Ахеджакова
Свой путь
Как и многие её будущие коллеги, молодая Лия Ахеджакова не мечтала о карьере актрисы. После окончания школы она поступила в Московский институт цветных металлов и золота. В 1958 году институт перевели в Красноярск. Однако к тому моменту Лия уже понимала, что выбрала не тот путь, и, как и её отец, поступила в ГИТИС. Судьба распорядилась так, что Ахеджакова провела 16 лет в Московском ТЮЗе, где она подружилась с Инной Чуриковой и научилась исполнять разнообразные роли, от смелых пионеров до ледяных хулиганов и даже куриных ножек у избушки Бабы-Яги.
Более 15 лет своей актёрской жизни она отдала детям! «Каждый день» она облачалась в короткие штанишки и парик, а на сцене её ожидали месяцы, наполненные радостью и весельем от визга маленьких зрителей. Это значительное время — 15 лет. Для многих актрис это целая жизнь. Лишь в 1977 году она была принята в труппу «Современника», одного из самых известных театров России. Она пришла в самую гущу брежневского застоя, когда коллективное сопротивление против абсурдности эпохи бросается в глаза именами писателей, таких как Рощин, Гельман и Петрушевская. Позднее встреча с Романом Виктюком сыграет важную роль в её карьере. Именно Виктюк заметил в ней трагический надлом, как огромную незаживающую рану в сердце — в сердце маленькой нелепой и смешной женщины с угловатой пластикой подростка и колючим взглядом из-под лобья.
Борец за справедливость
Гротеск, эксцентрика, буффонада — это её элементы, её рукотворное пространство, в котором она выступает как настоящая фурия, колдунья и шаман. В таком жанре невозможно существовать без внутреннего огня, свободы и упрямого рвения. Она живет вне системы, не признавая границ и запретов, и опираясь только на свои инстинкты, которые почти всегда её не подводят. Имя актрисы стало известно благодаря Эльдару Рязанову, и когда читаешь её гневные излияния о российской действительности, невольно вспоминаешь младшего научного сотрудника Елену Павловну Малаеву и задаешься вопросом: «Разве всё началось с «Гаража»?»
Нет, это не так. Просто Рязанов безошибочно чувствовал в актрисе жгучую жажду справедливости, которая делает маленького незаметного человека настоящим героем, когда поступать по-другому невозможно. Именно поэтому она ходит на судебные заседания, подписывает петиции и выходит на митинги, обращаясь к властям и согражданам с многочисленными требованиями. Давление на неё бесполезно. Чем больше на неё давят, тем больше её сопротивление. Показательной является история со съёмками продолжения «Иронии судьбы». Ахеджакову уговаривали, просили, обещали миллионы и выгоды, даже шантажировали. Но это было бесполезно! Актриса не только выдержала всё это давление, но и рассказала об этом позоре публично. Создатели ответили актрисе, ярко показав её героиню, «отправив» её персонажа в Израиль на постоянное место жительства.
Эльдар Рязанов с тех пор никогда не забывал Ахеджакову после «Иронии судьбы». Он понимал, что нашел выдающуюся актрису. Работая над «Служебным романом», он адаптировал образ секретарши под актрису, что сделало её образ Верочки неповторимым.
Несмотря на то, что некоторые роли и фильмы ей не нравились, она всегда этого не показывала. В глазах зрителей актриса выглядела убедительно, максималистская натура Лии не допускала фальши. Она не боялась быть неудобной и публично высказывать свои устойчивые мнения, когда её что-то не устраивает. Однако для фанатов Ахеджакова по-прежнему остается солнечным и открытым человеком. Это и есть волшебство её искусства. «Лия Меджидовна — волевой человек, с непростым характером, но с большим талантом. Она — настоящий лидер. Хотя она и невысокого роста, она становится великаном, когда начинает говорить и отстаивать свои взгляды», — выразился о ней Валентин Гафт, который умел грамотно оценивать людей.
Роль Ахеджаковой в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» заслуживает отдельного внимания. Она выглядит как фильм в фильме: с кимоно, раскидистой икебаной на голове, её герой поёт в караоке, не делая ни одного случайного движения. Рассказ о ядовитой рыбе фугу и готовность отправиться в любую авантюру становятся основой фееричного финала.