Диета балерин: 5 правил, чтобы оставаться худышкой
Известная прима балета Майя Плесецкая с иронией говорила о том, что секрет ее стройности прост: «Не жрать!». Однако, как мы знаем, в любой шутке есть доля правды. Мы выяснили, какими скрытыми уловками пользуются балерины, чтобы быть легкими, как перышко.
Грациозность и изящество профессиональных балерин — это результат не только долгих тренировок, но и строгой диеты. Как же питаются артистки балета, чтобы оставаться в форме? Есть ли у них ограничения по времени для ужина? Позволяют ли себе сладости? Давайте разберемся вместе.
Поделиться:
Майя Плисецкая шутила о том, что секрет ее атлетической фигуры заключается в элементарной дисциплине и ограничении в пище — она избегала сахара, выпечки и кофе, а также мяса, молочных продуктов и яиц. Основу ее рациона составляли фрукты, овощи, крупы и рыба.
Правило №1: Включение сложных углеводов в рацион
Углеводы считаются основным источником энергии. При этом спортивный рацион танцовщице балета должен состоять примерно из 20% белков, 25% полезных жиров и 55% сложных углеводов. Увлечение низкоуглеводной диетой может привести к головокружениям и обморокам у танцовщиц, поэтому они часто добавляют в свой рацион гречку, рис и овсянку.
Белки необходимы для восстановления и поддержания мышечной массы, тогда как жиры являются еще одним источником энергии. Их дефицит может привести к тому, что организм начнет расходовать мышечный белок, как только запасы энергии иссякнут.
«Все почему-то думают, что балерины ничего не едят, но если обычный человек будет заниматься фитнесом по шесть часов в день, он не только захочет есть — он вззбросится на еду!» — говорит в одном из интервью солистка Большого театра Ангелина Влашинец.
Чтобы не переедать, балерины предпочитают есть небольшими порциями. Суп для них является полноценным блюдом, и они стараются избегать смешивания разных видов белков в одном приеме пищи, например, сочетания рыбы, мяса и молочных продуктов.
ГЛАВНОЕ — ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
Существует множество историй из мира балета. Например, в одном из театров, не осознавая, они упустили талантливую балерину. Тридцать лет назад в классе выдающегося педагога Нины Беликовой, которая была строгой, но мудрой, обучалась очаровательная девушка. Мы, будучи детьми, ежедневно наблюдали за тем, как выпускница, плача, терпеливо справлялась с требованиями Беликовой. На выпускном концерте исполнялся белый акт «Лебединого озера», и Одетта выглядела, как балерина XIX века — с дивной красотой ногами, выразительными руками и огромными черными глазами.
Её приняли в Большой театр, на нее делали ставки. Но летом, без строгого контроля Беликовой, балерина расслабилась, и в театре она увеличила вес. Похудеть ей не удалось, а после замужества и рождения детей она стала выглядеть как матрона. Иногда ее можно было увидеть из партера, исполнение танца в массовке стало её постоянной работой.
К слову, есть люди, которые могут есть всё и не поправляться. Так, например, балерина Алла Михальченко выглядела изумительно: у нее были длинные ноги, маленькая голова и тонкая шея. У неё не было проблем с весом, и в школе она оставалась в форме. Она могла съесть полноценный обед и в буфете побаловать себя пирожным перед репетицией. У других танцовщиц уровень аппетита был таким же, как и у самой Михальченко, которая делала упор на нормальную половую жизнь, которая, по её словам, очень позитивно сказывается на обмене веществ.
НОЧНЫЕ РАБОТА
Балетное сообщество ведет ночной образ жизни — поздние спектакли создают особый ритм. На завтрак танцовщицы обычно едят немного или вообще не едят, так как рано утром организм еще не проснулся. Обычный обед может быть пропущен из-за репетиций — иногда они ограничиваются сэндвичами в буфете или парой кусков курицы. Реальная жизнь начинается позже, уже дома, ночью. На такие «завтраки» часто самый обычный суп, а то и полноценный обед.
Многие думают, что труд балетной артистки так же тяжёл, как у шахтера. Эта точка зрения ошибочна, поскольку в любом коллективе всегда есть те, кто работает усердно, и те, кто лишь рутинно проходит репетиции. Некоторые артистки всю жизнь могут выступать в массовке, оставаясь в тени популярных королев. Разница в нагрузке от репетиции также значительная. Утренние занятия занимают около часа и включают упражнения на станке, комбинации и прыжки. В конце занятия солисты (обычно мужчины) выполняют особенно сложные элементы.
С полудня и вплоть до трех проходят репетиции. В дни, когда происходит подготовка новых постановок, нагрузка значительно увеличивается, а вечером репетируют до поздней ночи. Если же новых работ нет, артисты танцуют уже по привычному репертуару, где физическая нагрузка зачастую меньше.
Даже внутри кордебалета есть свои градации. В «Лебедином озере», где кордебалет выглядит эффектно, сама работа может оказаться относительно легкой. В «Спящей красавице», например, танцевать в сцене нереид требует большей поддержки, поэтому роль не доверяется каждому, так как там много нюансов и мелочей, в которых необходимо проявить максимальную координацию и скорость.
Спектакли ставят множество людей, однако шансы поражения в дальнейшем могут зависеть не от веса, а от различных характеристик — например, танцевальных. Один весьма опытный и пожилой мужчина, который танцевал со всеми великими балеринами столетия, вспомнил о балерине Алисии Марковой, которая, на первый взгляд, выглядела хрупкой и легкой. Так, в «Шопениане» она должна была поддерживаться, но не делала это самостоятельными усилиями, что создавало дополнительную нагрузку на партнера.
Лайфхак по развитию дисциплины (спойлер: достаточно просто заниматься профессиональным спортом с 4 лет)
Я начала заниматься художественной гимнастикой и фигурным катанием в возрасте 4 лет. В 5 лет полностью переключилась на гимнастику. В первой половине дня изучала учебный предмет в школе, а с двух до семи у меня были тренировки, каждый день, но только в воскресенье мне предоставлялся休息. Несмотря на трудности, мне это настолько нравилось, что все сложности казались незначительными. У меня не было моментов, когда бы мне не хотелось идти на тренировки — всегда было комфортно. Спорт был неотъемлемой частью моей жизни, на что повлияли и мои родители: папа работал тренером команды по бейсболу, а мама всегда меня поддерживала и внимала моим нуждам. Несмотря на тренировки, мы находили время для семейных мероприятий, включая походы в кино, парки и встречи с друзьями. В целом, я имела довольно обычное детство, крепкая дисциплина формировалась благодаря этому графику — сейчас у меня уже нет жизни без тренировок, это стало своей привычкой.
Сейчас мой отпуск составляет три недели летом. Во время этих дней не проводятся ни репетиции, ни тренировки. Чаще всего я просто отдыхаю или отправляюсь в гастроли. По работе мне доводилось бывать в таких странах, как Китай, Таиланд и Оман. Этим летом я решила посетить Европу: была мечта увидеть Италию, Испанию и Францию, в 22 года мне показалось, что это наиболее подходящее время для такого путешествия.
Однако по завершении отпуска график становится довольно плотным и непредсказуемым. У нас также есть три выходных дня сразу после мюзикла «Щелкунчик» — 8, 9, 10 января. Я не работаю ни первого января. Восстановиться в привычный режим для меня несложно после отпуска. Прежде всего, перерыв не бывает длительным, а также если ты постоянно занимаешься, тело хорошо запоминает нагрузки. После первых двух дней может наступить небольшая мышечная боль, но вскоре все возвращается в норму, и стандартная форма восстанавливается.
Прислушиваться к себе или отслеживать вес по таблицам: что ест балерина
С 12 лет я училась в балетной академии. Вначале я старалась строго следить за своим питанием: подсчитывала калории, белки, жиры и углеводы, надеялась, что это поможет мне стать «лучше». У меня возникли проблемы со здоровьем, я Похудела значительно. В 2020 году, во время учебного процесса, трудно было заниматься дома, так как был строгий карантин. В итоге, я получила травму ноги — кость начала разрушаться, связки были повреждены, и мне наложили гипс на 6 недель.
Было обидно, что на фоне пострадавшей ноги, когда другие вернулись к тренировкам; я оставалась одну дома. Я испытывала страх, что отсутствие привычных физических нагрузок приведет к потере навыков и набору веса, поэтому резко сократила еду и при этом занималась общей физической подготовкой: сильно нагружала пресс и спину. С ростом 168 см я весила всего 39 килограммов, но когда гипс был снят, поняла, что не могу поднять ногу даже на 45 градусов. Несмотря на то, что такие «домашние» тренировки и ограничения в питании не были полезны, я, тем не менее, понимала, что нужно следить за собой. В академии дважды в год проходят взвешивания танцовщиц: необходимо уложиться в определенные нормы в зависимости от роста. При моем росте 168 см я должна была весить 43 килограмма. Были случаи, когда девушки, желая попасть в эти нормы, голодали по две недели. Это действительно не еда — ни одна из нас никогда не нуждалась в этом. Сначала я не осознавала, что подобное поведение может вызвать негативные последствия, но вскоре все изменилось. Теперь я уже не придерживаюсь строгого рациона. Если я отправляюсь в ресторан после спектакля, то не стану сидеть там, ограничиваясь лишь водой, я предпочитаю осознанно поесть и получить удовольствие. Если мне чего-то очень хочется, я позволяю себе это. Веду активный диалог о еде и ощущениях.
Я стараюсь, чтобы у меня было три полноценные еды в день: завтрак, обед и ужин. На завтрак люблю йогурты и сладкие сырки в молочном шоколаде. Обедаю в основном в столовой театра, где часто заказываю свой любимый суп-пюре из тыквы и комбинирую с чем-то белковым, например, с курицей. На ужин обычно ем творог с йогуртом или мясо с гарниром или салатом. Спектакли заканчиваются вечерами, и я могу перекусить яблоком, как лёгкую еду. В последние дни сезона я пришла к любимой хурме, которая сейчас в разгаре сезона. Иногда, после премьеры, мы с коллегами выходим в рестораны. Я всегда надеюсь, что еда там будет эстетичной и вкусной. За последнее время я полюбила кушать все сырое: сашими и тартар. Если к тартару заказать также угощение из батата фри, получится просто отлично. Иногда позволяю себе немного вина в ресторане, так как это вполне допустимо, особенно когда знаешь, что завтра будут несколько часов тренировок и два спектакля. Это может быть тяжёлым физически, а дополнительная нагрузка абсолютно не нужна. У нас существует притча, что коньяк — это хороший алкоголь для артистов балета, так как он разогревает связки. Хотя я всё же думаю, это скорее миф, так как сама лично это не проверяла.
Что касается еды, для меня важны две вещи: чтобы она была вкусной, а также чтобы не вызывала дискомфорта во время тренировок. Если я захочу бургер, я его съем, но в разумных пределах — иначе самочувствие будет нарушено. Я не стремлюсь себя ограничивать, а забочусь о собственном здоровье. Нет еды, которую бы я себе запрещала; есть те, что мне просто не нравятся. Например, я совершенно не люблю сало — просто не перевариваю его. То же самое касается оливок, я никогда не пробовала и не хочу — может, к ним я ещё не доросла. А сельдерей просто не имею в своем меню по той же причине.
Елена Трушина
Следить за питанием имеет смысл не только танцовщицам. В балет приходят в юном возрасте, и рост организма продолжается; поэтому трудно предсказать, каким человеком они станут. Гормональные изменения тоже могут сильно изменить ситуацию, поэтому в академиях проводятся отборы. Тем, кто хочет оставаться в профессии, необходимо соответствовать современным требованиям в мире балета, поэтому важно следить за своим весом и внешним видом. Некоторые этому обучаются гораздо легче, чем другие. Даже человек, которому далеки танцы, чувствует лишний вес: движения становятся труднее, а дыхание затрудняется. А для танцовщиц из-за высоких нагрузок это ощущается гораздо острее, что влияет на технику и эмоциональное состояние.
Копченая свекла со сметаной из репы и красной икрой, 450 руб.
Гречневые чипсы с домашним сыром, маринованной репой и икрой из трюфеля, 550 руб.
Свежая спаржа с соусом из эстрагона, 890 руб.
Людмила Ковалева, педагог, воспитавшая таких звёзд, как Диана Вишнева, а также примы Большого и Михайловского театров, Венской и Киевской опер, упоминала, что преподаватели хореографических училищ могут заметить ряд признаков, указывающих на то, что некоторые ученицы вряд ли столкнутся с проблемами лишнего веса в будущем. Однако она также подчеркивала, что для взрослого человека гораздо важнее не только природные данные, но и гармония, включая конституцию и режим питания с физической активностью. Артистки Мария, Елена и Любовь делятся своими советами, как удачно наладить этот баланс.
Голубец в хрустящем тесте с мясом ягненка, 690 руб.
Котлета из карасей с картофельным пюре и щучьей икрой, 730 руб.
Трубочки с паштетом из печени трески и малиновым соусом, 420 руб.
У каждой балерины свой подход к питанию — какой придерживаетесь вы?
Мария Ширинкина
Когда сезон на спектакли активен, и физическая нагрузка значительная, я позволяю себе всё, включая пиццу, пасту и кусочки пирога. Это часто происходит поздно вечером после представления, но никак не сказывается на фигуре. В отпуске же стараюсь избегать высококалорийных блюд, отдавая предпочтение зелени, фруктам и овощам, и пью много воды. Однако, честно говоря, иногда на отдыхе необходимо позволить себе макароны, мороженое или жареную картошку, если это действительно так хочется, но в разумных пределах.
Миф №4. Балерина не может весить больше 50 кг
На самом деле, все зависит от роста танцовщицы. Мы считаем, что 50-52 кг — это максимальный вес для балерины, чтобы избежать проблем у партнёров со спиной.
Когда мы учились, различие между ростом и весом было определено нормой 120. К примеру, если мой рост составлял 168 см, мне следует было весить 48 кг. Существовали индивидуальные моменты: если девушка была выше 170 см, например, 174 см, то она не могла превышать 54 кг — нормой была 50 кг.
Сегодня нас не взвешивают в театре, и на первое место выходит не вес, а визуальный аспект. Балерина может выглядеть хрупкой и худой, но в то же время быть тяжелой для партнера при поддержках или, наоборот, выглядеть не так уж и худо, но при этом оставаться лёгкой в поддержке. Поэтому в театре цифры не так важны.
Я в данный момент весю около 47-48 кг. Мой партнер, одновременно мой муж Игорь Цвирко, вполне доволен этим весом.
Миф №5. Конкуренция так высока, что в пуантах может оказаться толченое стекло
Всегда интересно, откуда возникает миф о стекле в пуантах. Либо слышны истории о том, как допускают мужчины на сцену одежду с мазями. Безусловно, могли быть такие случаи в прошлом, но на моей практике этого не происходило.
Да, в литературе и кино часто можно встретить упоминания о подобных секрета, но в современном балете таких вещей уже не существует. Так, слова о том, что кто-то поддерживает интриги, но такая информация может сильно ранить не только артистов балета, но и других людей свободной профессии.
Я считаю, что конкуренция — важный аспект в профессии, поскольку она подстегивает артистов к творческому развитию и новому уровню. Создавая такую среду, работающие в театре осознают важность привноса новых балерин.
На сегодняшний день в театре достаточно работы для всех артистов. Позади те времена, когда кто-то имел возможность выступать раз в месяц. Теперь театр делает шесть спектаклей в неделю, и порой у солистов бывает до четырех спектаклей в месяц — такой график требует восстановления, но нельзя прекращать пытаться стать лучше.
Современные балерины научились выдерживать баланс между работой в театре и личной жизнью. Раньше они отказывались от материнства в пользу профессии, сейчас же есть танцовщицы с четырьмя детьми, что свидетельствует о смене приоритетов в данной профессии.