Могло быть на полвека старше. Как строили метро в Москве

85 лет назад в Москве открылась первая очередь метро

15 мая 1935 года в Москве состоялось открытие первой очереди метрополитена, который протянулся от Сокольников до Парка культуры, с дополнительным ответвлением до Смоленской. Проект был разработан иностранными специалистами, а работы по строительству тоннелей проводились заключёнными, московскими рабочими и шахтёрами Донбасса. Основным инициатором начала строительства выступил Лазарь Каганович, руководитель партийной организации столицы. На завершающем этапе его заменила Никита Хрущев.

Дореволюционные проекты метро

С конца XVIII века в России активно разрабатывались проекты подземного транспорта. По одной из легенд, императрица Екатерина II якобы совершила поездку на карете по подземному тоннелю. В начале XX века инженер Пётр Рассказов описывал концепцию подземных путешествий. В 1900 году был представлен первый проект московского метрополитена, который предполагал прокладку наземных путей по Камер-Коллежскому валу, а также две линии: Сокольническо-Арбатскую и Замоскворецко-Тверскую, с пересечением у Александровского сада. Второй проект появился в 1912 году и включал две линии: Таганско-Тверскую и Лосиноостровско-Кутузовскую, также с пересечением у Тверской заставы. В этих планах также предусматривалась электрификация Окружной железной дороги и головных участков других транспортных путей, чтобы объединить их в единую сеть.

Одним из ранних предложений было даже строительство эстакад на Красной площади.

Третий проект был представлен в этом же 1912 году и предусматривал прокладку четырех тоннелей под улицами Маросейка и Покровка, по которым должны были подъезжать поезда к центральному пассажирскому вокзалу. Следующий вариант разработала Городская управа, спроектировавшая три линии метро: Таганско-Тверскую, Арбатско-Мясницкую и Виндавско-Замоскворецкую. Важно отметить, что планировалось объединение подземного маршрута с надземными путями.

Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс, октябрь 1934 года Открытое строительство шахты метрополитена в Москве, октябрь 1933 года Празднование 15-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Колонна московских метростроевцев направляется на Красную площадь, ноябрь 1932 года Строительство московского метрополитена, 1930-е годы Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метро. Слева направо: Климент Ворошилов, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Серго Орджоникидзе, 15 мая 1935 года

Полную галерею можно посмотреть
в отдельном репортаже

Реализация первых проектов планировалась на период с 1914 по 1920 годы. Работы начались в Калитниках: участок уже был подготовлен для строительства, были завезены строительные материалы, и начато возведение первого депо. Тем не менее, дальнейшее Fortschritt было приостановлено из-за Первой мировой войны.

Девять необычных фактов о московском метро

1. Метро появилось благодаря червям

Создание первых станций метрополитена требовало физического труда — тоннели выкапывались вручную с помощью кирок и лопат. Весь процесс значительно упростился после изобретения проходческого щита англичанином Марком Брунелем — автоматизированной конструкции, облегчающей прокладку тоннелей.

Согласно легенде, Брунель разработал это устройство, наблюдая за корабельными червями, которые используют свою прочную раковину, оснащённую зазубренными краями, чтобы бурить дерево, оставляя за собой защитный слой извести.

В Советском Союзе проходческие щиты начали применять для строительства московского метро с 1934 года. Первую установку приобрели в Англии, а вскоре советские конструкторы создали свой аналог — спустя пару лет в эксплуатации находилось уже более 40 таких устройств.

Строительство станции метро Арбатская, 1934 год. Russian Look

2. Из наземки в подземку за неделю

Строительство московского метро стартовало в ноябре 1931 года, изначально предполагая, что оно будет в основном наземным, а подземные участки будут минимальными и ограничены центральной частью столицы.

Однако в начале 1932 года 27-летний инженер Вениамин Маковский предложил закладывать метро на глубине 35 метров — для сопоставления, эта высота соответствует десятиэтажной жилой постройке. Его идея не пользовалась популярностью, так как в СССР отсутствовал опыт подобных работ. Тем не менее, Иосиф Сталин поддержал инициативу, в результате чего план подземного метрополитена был основан за рекордные семь дней.

Russian Look

3. Схему метро Москвы сделали разноцветной ради иностранцев

Метрополитен начал функционировать в Москве 15 мая 1935 года, в его состав входили 13 станций и две линии: от Сокольников до Парка культуры, и от Смоленской площади до Библиотеки имени Ленина.

  Комнатные деревья – лавр, нолина или бутылочное дерево, можжевельник. Комнатные деревья в горшках фото и названия.

С течением времени метрополитен значительно расширился, и хотя его схема становилась всё более сложной, она сохранялась в черно-белом формате до 1957 года. Именно тогда она была окрашена в цветную палитру по требованию иностранных студентов, которые приехали в СССР перед началом Всемирного фестиваля молодежи — многие из них не знали русский язык, что затрудняло объяснение схемы.

Чтобы облегчить иностранным студентам передвижение, схему метро сделали цветной: три линии окрасили в синий, зеленый и красный цвета, а Кольцевая линия была изображена коричневым цветом. Этот оттенок был получен при наложении трех красок друг на друга в процессе печати.

Фото: сайт общества коллекционеров Наше метро

4. Война не остановила строительство

В годы Великой Отечественной войны работа по строительству метро не прекращалась: строители упорно трудились над запуском третьей очереди. На юге и востоке столицы открывались новые станции. В результате военной кампании было построено более 13 километров тоннелей и открыто семь новых станций.

5. Московское метро не работало всего один день

Не только расширение, но и работа московского метро продолжалась без остановок во время войны. Жители столицы использовали подземные пути не только как транспорт, но и как убежище от бомбёжек. В тоннелях и на платформах укрывались сотни тысяч людей во время воздушных налётов противника.

Шесть мифов и легенд московского метро

1. Метро-2

Существует миф о том, что под существующим метрополитеном, на глубине от 50 до 120 метров, была построена секретная система подземки, известная как Метро-2. Считается, что её станции были созданы в 1930-х годах по указанию Сталина для быстрой эвакуации в случае войны.

Предполагается, что попасть в это тайное метро можно из Кремля, через служебные помещения красной ветки. Слухи утверждают, что Метро-2 подготовлено для комфортного проживания высшего руководства и оборудовано необходимыми запасами и даже ядерной кнопкой.

Карта Метро-2, составленная военной разведкой США. опубликована в докладе Military forces in transition. Department of Defence. 1991

2. Секретный бункер Сталина

Согласно одной из версий, одна из линий Метро-2 ведет в секретный бункер или бомбоубежище Сталина, расположенное под его дачей в Кунцеве. Здесь также проложен автомобильный тоннель, который начинается у общественной приемной Министерства обороны на Мясницкой улице и проходит через Кремль.

Оставшиеся подробности о данном объекте остаются засекреченными и до сих пор неизвестно, для каких целей он использовался.

Фото: сайт Бункер-42 на Таганке

3. Кольцевая линия московского метро — по зодиаку

Кольцевая линия метрополитена окружена множеством мифов и суеверий. Астрологи утверждают, что столица поделена на 12 секторов, каждый из которых связан с определённым знаком зодиака.

Например, Курская станция соответствует Овну, Таганская — Тельцу и так далее. Однако не совсем ясно, какие преимущества могут ожидать люди, рожденные под определённым знаком зодиака, пребывая на своих станциях.

Существует и своя примета среди студентов: они считают, что перед экзаменами нужно проехать полный круг по Кольцевой линии для успешной сдачи предмета.

Таганская, Konstantin Kokoshkin/Russian Look

Konstantin Kokoshkin/Russian Look

Комсомольская. Belkin Alexey/news.ru

Комсомольская. Konstantin Kokoshkin/Russian Look

Киевская. Konstantin Kokoshkin/Russian Look

Трамвайное лобби

Известно, что московскую окружную железную дорогу все же построили, но не за пределами, а внутри города. Метро же не смогли проложить. Существует мнение, что причиной этому стало лобби трамваев. В те времена трамвай считался основным видом общественного транспорта в Москве и приносил значительные доходы в городскую казну.

  Почему собака облизывает хозяина — как оказалось, причин много. Почему собака вылизывает хозяина.

В начале XX века были предложены и другие планы по строительству метро в Москве, однако по известным причинам ни один из них не был реализован — это случилось из-за революций, Первой мировой войны и Гражданской войны.

Рассчитывали на собственные силы

Насчет целесообразности строительства метро в Москве вновь начали говорить только в 1923 году. В следующем году были проведены переговоры между московскими властями и немецкими специалистами из Siemens Bauunion GmbH. В ходе этих переговоров обсуждали возможность прокладки подземных трасс протяжённостью более 80 километров с 86 станциями, 17 из которых должны были стать пересадочными. Однако эти обсуждения завершились неудачей из-за отсутствия финансирования. Немецкие инвесторы не смогли найти необходимого спонсора, а российская сторона отказалась предоставить концессию.

Тем не менее, переговоры с иностранцами не стали единственным направлением работы. Советская власть также рассчитывала и на собственные силы. В 1924 году при Управлении трамвая был создан отдел, занимающийся проектированием метро. Изначально в нём работал всего один человек — инженер К. Мышенков. Однако со временем штат увеличился до 27 человек, и к 1930 году они разработали проект строительства четырёх диаметральных и кольцевой линий общей протяжённостью в 50 километров.

«Станции-призраки»

Поезд в старом электродепо «Измайлово». Это депо с 1954 по 1961 год функционировало как временная станция «Первомайская». Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Количество «станций-призраков» значительно уменьшилось в последние годы. Бывшая «Волоколамская», долго оставшаяся закрытой, была преобразована в «Спартак». По сути, в настоящее время остались только две такие станции, и обе имеют свои действующие аналоги – «Калужская» (электродепо «Калужское») и «Первомайская» (электродепо «Измайлово»).

Последняя из этих станций представляет собой настоящую находку. В ней сохранилась атмосфера 50-х годов с их лепниной и позолотой, которые дожили до наших дней. Если зайти в депо «Измайлово» с далекой от путей стороны, можно увидеть огромные арки, которые ранее служили выходами из метро. Надеемся, что когда-нибудь там, на месте бывшей «Первомайской», откроется музей.

Второй этап. Конструктивизм

Вестибюль станции «Смоленская». Фото: РИА Новости/Ю. Левянт

Вторая очередь метрополитена запустилась в 1938 году, продолжая идею «дворцов для пролетариата». В этот раз были открыты станции «Киевская» и началась работа зеленой ветки от «Сокола» до «Театральной». В результате произошло разделение вилки на «Смоленской» на две самостоятельные линии. От «Киевской» Филевской линии можно было доехать до «Курской» Арбатско-Покровской линии, которые раньше были частью одной ветки. Даже на данный момент составы Филевской линии ежедневно проезжают по закрытому для пассажирских поездов участку, чтобы попасть на синюю линию.

Для строительства второй очереди также были проведены масштабные архитектурные конкурсы, в которых участвовали лучшие архитекторы.

Стало ясно, что отношение к метро окончательно изменилось. Сталин лично начал участвовать в процессе, по крайней мере, в приемке готовых станций.

Особое внимание требуют две станции: «Смоленская», которая была построена в сталинском помпезном стиле, и «Красносельская», выполненная в конструктивистском стиле. У «Красносельской» было необычное архитектурное решение вестибюля — его сделали в форме буквы «М», что добавляло изюминку её входной группе. Станции спроектировали авангардные архитекторы Борис Виленский и Георгий Крутиков.

К тому же, форма колонн наиболее близка к кругу, а освещение в потолке выполнено в виде круглых кессонов. Наиболее конструктивистское решение заключалось в освещении входной группы — лампы были скрыты за выступом потолка и застеклены, что стало отсылкой к конструктивистским зданиям с ленточным остеклением фасадов: Наркомфин, Наркомзем, общежитие на улице Орджоникидзе.

  Микки Маус. Сколько лет микки маусу.

Кстати, некоторые партийные лидеры иногда пытались вмешиваться в проектирование станций. Примером служит «Кропоткинская» Алексея Душкина, который задумывал создать нечто, напоминающее древнеегипетское храмовое пространство. Однако власти настаивали, чтобы освещение станции состояло из простых светящихся шаров, как это было сделано на «Библиотеке имени Ленина». Уже была подготовлена директива, предписывающая делать именно так.

Душкин пошёл на смелый шаг: он знал, что на следующий день должен была прибыть комиссия, но дал указание выполнить как минимум часть станции по своей задумке. Комиссия пришла, и, увидев, что всё светится, они были впечатлены и решили оставить всё в том виде, в котором оно есть.

Еще один аналогичный случай произошёл на станции «Площадь Революции». Заменить знаменитые фигурные скульптуры на барельефы, посвященные революции, пытались на этапе проектирования. Тем не менее был проведен конкурс, но среди московских архитекторов и скульпторов никто не оказался достаточным, и в итоге был привлечён ленинградский скульптор Матвей Манизер, который и создал эти фигурные образы. Станция вышла довольно темной, а в то же время и монументальной, что придавало местам тяжеловатый вид.

К сожалению, принципы, призванные заставить человека не ощущать себя под землёй, не были реализованы в полной мере. Оппоненты были готовы начать травлю этого проекта. Но судьбу станции решил Сталин, который пришёл на инспекцию перед открытием. Его поразили скульптуры, и он сказал: «Ну надо же, как живые». Эта фраза и спасла архитектора.

«Таганская»

Архитекторы станции «Таганская» К. Рыжков и А. Медведев посвятили её героям войны, оформляя станцию собирательными образами дружинников, партизан, железнодорожников, кавалеристов, моряков, лётчиков. Кроме того, на потолке промежуточного зала между двумя эскалаторными наклонами зодчие установили купол, центр которого украшает мозаичное панно «Салют Победы».

– Раньше на месте перехода на «Таганскую» (радиальную) располагалась торцевая стена с фарфоровой композицией «Сталин и молодёжь», на которой изображён вождь, окруженный трудовыми людьми и детьми на Красной площади, – рассказывает Анна Кистанова. – От этой композиции не осталось ничего, кроме одной фотографии.

В 1960-х годах данное панно было уничтожено и заменено на изображение Ленина с гербами союзных республик, а в 1966 году, когда создавался переход на «Таганскую» (радиальную), южную стену снесли полностью.

«Курская»

На наземном вестибюле станции «Курская» её архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышёва разместили 8-гранную колонную композицию. Внутри них золотыми буквами вписали строки гимна Советского Союза: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и подвиги нас вдохновил». Над колоннами архитекторы поместили скульптуры рабочих. Двигаясь в сторону эскалаторов, пассажиров встречала скульптура самого Иосифа Сталина.

– Вся композиция напоминает римский баптистерий, где ставят купель со святой водой, – отмечает научный сотрудник. – Над колоннами изображён голубь, воплощающий Святого духа, а по сторонам располагаются рабочие вместо святых. На месте купели находилась скульптура Сталина в полный рост. В годы борьбы с культом личности вождя, его памятник был уничтожен, а его имя вычеркнули из гимна. Восстановление имени произошло только в 2009 году.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий