«Янковский был моей любовью. Мы часто встречались… 2 сентября, в свой день рождения, я сделала аборт, Олег стоял под окнами больницы….. Когда я увидела, как сильно он меня любит, решила в одночасье прекратить отношения. Он тоже знал, что не имеет права на вторую семью», — говорит Проклова.
Олег Янковский
Среди любителей кино нет человека, который бы не знал Олега Янковского — харизматичного актера, блестяще воплощающего любой образ: от героического до комического. Этот артист — близкий друг легенды сцены Марка Захарова, работал с Андреем Тарковским, Георгием Данелия и Глебом Панфиловым. Каждый из этих режиссеров заявлял, что никогда не видел никого другого, кроме Янковского, в той роли, которую он исполнял.
Олег Янковский родился в 1944 году в Жезказгане Казахской ССР, куда его семья была сослана по решению правительства. Мальчик был третьим ребенком в семье Янковских: у него было два брата, Ростислав и Николай. Иван Янковский, глава семьи, в 1930-е годы дважды арестовывался за дружбу с опальным Тухачевским и бывшим польским дворянином. По этой причине семья уничтожила все семейные записи, все документы, которые связывали старого Янковского, его жену и детей с их прежней жизнью. Не сохранился даже орден Святого Георгия, которым глава семьи был награжден во время Первой мировой войны.
Будущий актер рос в тяжелое послевоенное время в семье, обедневшей в результате сталинских репрессий. Несмотря на крайнюю бедность, Янковские сумели собрать большую библиотеку и часто принимали в качестве гостей представителей репрессированной интеллигенции, к которой сами относились. Воспитанием детей занимались мать и бабушка, отец работал на стройке.
Мальчик любил читать и футбол. Какое-то время он мечтал стать солдатом или летчиком, в любом случае героем. В 1951 году вся семья переехала в Саратов, где Иван Янковский служил офицером запаса. Травма, полученная во время Первой мировой войны, подорвала здоровье главы семьи, и в 1953 году отец умер.
Марина Ивановна, овдовев, была вынуждена устроиться на работу бухгалтером. Денег катастрофически не хватало. В 1957 году Ростислав, работавший в Ленинабадском театре, получил предложение переехать в Минск и забрал с собой Олега, которому тогда было 14 лет. В то время он не любил актерскую профессию. Вскоре подросток вернулся домой, так как его мать тосковала по дому.
Когда позже я узнала, что скоро экзамены в Театральный институт, я решила подать документы на поступление. К сожалению, к тому времени все экзамены уже были сданы, но тут вмешалась удача. В том же институте брат Николая сдал экзамены тайком, раньше всех. Директор вуза позже обнаружил, что приемная комиссия перепутала фамилию абитуриента, и сообщил удивленному Олегу Янковскому, что он принят. Первые годы парень учился плохо, имел проблемы с артикуляцией и только к концу обучения сумел проявить себя как актер с хорошим потенциалом.
Театр и кино
В Саратовский театр драмы Олег попал благодаря своей жене Людмиле Зориной, тоже актрисе. Молодая, но уже популярная актриса настояла на том, чтобы Янковского приняли в театр, где он в то время работал. Долгое время молодому актеру приходилось смиряться с участью тени своей жены. Ситуация изменилась только тогда, когда Янковский снялся в кино.
Янковский никогда не ходил на пробы и не снимался в массовках в надежде, что его увидят и оценят. В 1967 году, когда актер Саратовского драматического театра поехал на гастроли и выступал во Львове, он заметил в театральном ресторане режиссера Владимира Басова, который снимал четырехсерийный фильм «Щит и меч». В то время команда фильма искала актера, который мог бы воплотить одного из центральных персонажей, но подходящей внешности среди кандидатов не было. Олег Янковский с его яркими, мужественными чертами лица и ростом (182 см) идеально подошел на эту роль.
Фильм «Щит и меч» стал культовым военным фильмом, который посмотрели более шестидесяти восьми миллионов зрителей, а Олег Янковский мгновенно приобрел мировую славу. Следующий фильм, в котором актер сыграл главную роль, только усугубил успех. Вместе с Роланом Быковым, который к тому времени уже был любимцем миллионов зрителей, Янковский снялся в фильме «Служили два друга». Ростислав Янковский также сыграл в нем небольшую роль.
В 1969 году актер сыграл главную роль в фильме «Я, Франциск Скорина». Затем были как главные, так и роли второго плана во многих известных фильмах, таких как «Звезда драгоценного счастья», «Премия», где он играл с Евгением Леоновым, «Мой ласковый и нежный зверь», «Сладкая женщина».
В 1971 году актер сыграл самую важную роль саратовского периода своей театральной карьеры — князя Мышкина в спектакле по роману «Идиот». Через два года по приглашению Марка Захарова актер переехал в Ленинград, где начал работать в Театре имени Ленинского комсомола.
Совмещая свою кинокарьеру с работой в театре, Янковский быстро стал одним из ведущих актеров Ленинграда. В своей постановке 1977 года «Революционный этюд» Янковский сумел преодолеть сложившийся в Советском Союзе образ Ленина, сосредоточившись на Ленине как на человеке, а не как на живой иконе революции. Критики и зрители полюбили актера, и его спектакли заполнили театры.
В 1978 году была снята сказка «Обыкновенное чудо», в которой Янковский сыграл роль Мастера. Режиссером фильма стал Марк Захаров, который до этого практически не занимался кинопроизводством. Проект был рискованным, но в итоге фильм имел большой успех.
В 1979 году актер приступил к съемкам фильма «Мюнхгаузен», цитата из которого — «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» — стала знаковой для Янковского. Она стала названием многочисленных интервью с актером, биографических фильмов о его творчестве и автобиографической книги Янковского.
Случай
Янковский провел в Минске всего три года, но затем уехал заканчивать школу в Саратов, где жили его мать и средний брат. Там он должен был получить профессию. Помня свой неудачный сценический дебют, Олег Иванович не захотел связывать свою жизнь с театром и стал всерьез подумывать о том, чтобы стать врачом.
Но, как невидимая нить, этот вид искусства связывал его. Он поступил в театральное училище в Саратове, где обнаружил, что прием документов закончен. Но что-то по-прежнему влечет Янковского на сцену: не может быть, чтобы все было потеряно! Олег Иванович пошел в кабинет режиссера и стал уговаривать его посмотреть еще. Тот спросил фамилию, просмотрел бумаги и сообщил: Янковский уже принят. Новопросвещенный студент посчитал, что ему повезло оказаться под рукой директора, когда тот был в хорошем настроении, и пошел домой рассказывать свою историю. Этот случай привел Янковского в профессию. Вскоре беззаботный и обаятельный младший сын Янковского узнал, что его брат в том году поступил в театр, и когда директор объявил о его зачислении, он имел в виду Николая. А тот, видя дома счастливого Олега, просто молчал и позволял брату идти своей дорогой в жизни.
Подмостки
Учителя с нежностью вспоминают одаренного ученика. Говорят, что поначалу он считал себя великим и самостоятельным человеком, в то время как другие вчерашние студенты были еще детьми. Никто не удивился, когда Олег Янковский на втором курсе отдал свою девушку — самую умную и одаренную студентку того же колледжа Людмилу Зорину.
Она согласилась. Вскоре молодые люди обзавелись 18-метровой комнатой, в которой собиралась счастливая толпа студентов — будущих художников. Красивую пару с нежностью вспоминают и сегодня. Ребята с удовольствием принимали гостей и старались помочь каждому. Одной из студенток даже подарили свадебное платье, на которое у нее не хватало денег. После окончания школы Людмила, которая была старше Янковского, быстро устроилась в театр, а когда окончил школу ее муж, она помогла ему поступить в труппу. Талантливая Зорина быстро стала примадонной. Она срывала аплодисменты в переполненном зале, и Янковский то одному, то другому актеру говорил: «Смотрите! Это муж Зориной!».
Дворянские корни, секреты перевоплощений и еще 5 малоизвестных фактов о легендарном Олеге Янковском
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Следите за нами на Facebook и ВКонтакте.
23 февраля знаменитому актеру кино и театра, популярному артисту СССР, любимцу миллионов зрителей Олегу Янковскому исполнилось бы 78 лет, но вот уже 13 лет его нет среди живых. То, что многие его фильмы входят в золотой фонд советского кино, известно всем. Но почему его называли и последним советским аристократом, и последним советским народным артистом, широкой публике почти не известно. Не известны и секреты его легендарных ролей.
Аристократ от рождения
Олег Янковский в детстве (в центре) с семьей | Фото: uznayvse.ru
Олега Янковского часто называют «последним аристократом российского кино», «белой костью», «аристократом от времени». И это абсолютно верно, как в переносном, так и в прямом смысле. Актер происходил из аристократической семьи с польскими и белорусскими корнями. Его отец, Ян Янковский, был родом из Варшавы. Во время Первой мировой войны он был гвардейским офицером в Семеновском полку, а после революции служил в Красной армии под командованием Тухачевского.
Дружба с опальным маршалом имела для него страшные последствия: в 1930-е годы его дважды арестовывали, а семью сослали в Джезказган в Казахской ССР, где и родился Олег Янковский. Актер признался, что почти не помнит своего отца — он долгое время находился в заключении, и они смогли встретиться лишь незадолго до его отъезда.
Аристократ по духу
Конечно, о происхождении Олега Янковского долгое время не говорили, но и говорить о нем не было необходимости. Его поведение, отношение к людям, врожденная интеллигентность без слов выдавали в нем аристократа не по крови, а по сути. Многие его коллеги отмечали это.
Например, его партнерша по фильму «Влюблен по собственному желанию» Евгения Глушенко, сама настаивавшая на утверждении на главную роль своей кандидатуры, говорила: «Кого вы все ищете? Понятно, что только Олег может сыграть джентльмена, даже скромного. Он настоящий аристократ! «. Последнего аристократа российского кино пригласил и режиссер Роман Балаян. Он отметил, что только Янковский умел носить пиджак и белые костюмы, обладал безупречным вкусом и всегда был элегантен.
Кадры из фильма *Любовь поневоле*, 1982 год.
Режиссер Вадим Абдрашитов сказал об актере: «Ваша воспитанность» — вот как надо обращаться к Олегу Ивановичу Янковскому. Ведь он был благороден в самом прямом смысле этого слова. Не только по рождению (у него были аристократические корни), но и по творческой непритязательности, по поведению. Он априори был благожелателен к коллеге, другу, случайному собеседнику. С ним было легко работать, быть с ним, обедать с ним.
Как футболу пришлось пожертвовать театром….
Детство и юношеские годы
Будущий актер родился в семье потомственных дворян с польскими и белорусскими корнями. Его дед по материнской линии владел собственной судоходной компанией в Астрахани и рыбными промыслами на Волге. Его отец, Иван (Ян) Павлович Янковский, бывший начальник штаба Семеновского спасательного полка, был тяжело ранен во время операции «Брусилов». Он лично знал маршала Тухачевского, с которым служил в одном полку.
Олег Янковский с родителями, старшими братьями и сестрами (в центре)
Героические подвиги не избавили его от репрессий — его трижды арестовывали (второй раз за знакомство с репрессированным Тухачевским) и отправляли в сталинские лагеря, а в начале войны всю семью сослали в Казахстан. Их заставили уничтожить все записи и вежливые письма, связывающие Янковских с их прежней жизнью, а также крест Георгия, главы семьи. Уцелела только одна библиотека, которую они берегли как зеницу ока, несмотря на материальные тяготы и лишения.
В Джезказгане отец работал сначала на горно-металлургическом комбинате, а затем на урановом руднике в Ленинабаде. Мать, Марина Ивановна, работала бухгалтером и воспитывала своих детей, Олега и его старших братьев Ростислава и Николая. Младший сын был ее любимцем, Марина Ивановна мечтала о дочке и повязывала ему на голову бантик, такой он был милый.
Мать всячески старалась привить сыновьям хорошие манеры, учила их правилам этикета и французскому языку. В молодости она мечтала стать балериной, любила музыку и театр и старалась передать любовь к искусству своим детям. А Олег рос настоящим сорванцом, любил играть в футбол с друзьями на ферме, часто ввязывался в драки и возвращался домой с разбитым носом.
В 1952 году семья переехала из Казахстана в Саратов, к бабушке Ольге Ненастьевой, аристократке, которая учила внуков французскому языку. Его старший брат Ростислав записался в кружок художественной самодеятельности и после окончания школы посещал театральное училище. Николай также увлекался театром, а Олег все же больше интересовался футболом.
Тяжелые условия труда в конце концов подорвали здоровье отца, и он так и не смог полностью оправиться от тяжелого ранения в лоб. В 1953 году Иван Павлович умер, и все заботы о сыновьях легли на хрупкие плечи Марины Ивановны. Мальчики теснились с мамой и бабушкой в 14-метровой комнате, которую зимой приходилось топить дровами.
Отца я почти не помню: его долго притесняли и держали в тюрьме. Мы встретились только незадолго до его смерти.
После окончания учебы Ростислав уехал в Минск и устроился на работу в русский театр. Чтобы как-то помочь матери, он взял с собой Олега. Братья жили в крошечной гримерке при театре, и Олег много времени проводил за кулисами. Вскоре он и сам оказался на сцене — играл пионера Эдика в «Барабанщице». Детские сандалики, в которых юный актер дебютировал на театральной сцене, до сих пор хранятся в Минском музее русского театра.
Олег вернулся в Саратов в возрасте 16 лет. Школьные годы подходили к концу, и нужно было думать о будущей профессии. Он хотел поступить в медицинский институт, но, увидев объявление о приеме в театральное училище, решил подать документы и туда. В приемной комиссии его удивили — оказалось, что студент Янковский уже принят на первый курс. Дома выяснилось, что его брат Николай тайно поступил в училище, но потом передумал учиться и решил пойти в армию. Никто не заметил подмены, и 1 сентября Олег приступил к занятиям.
Путь актёра
На втором курсе Олег познакомился с Людмилой Зориной, своей будущей женой. Он считался очень талантливым и перспективным студентом, во время учебы играл в Саратовском театре драмы и после окончания института был принят в труппу без проблем. Людмила замолвила слово за своего избранника, и актер, который не смог отказать очаровательной молодой актрисе, нашел место для Олега.
В основном Янковскому доставались роли второго призыва, но в 1971 году, после успешного дебюта в качестве киноактера, ему дали роль князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского. Однако с ним осталась только жена Зорина, прима Саратовского театра.
В кино Янковский пришел благодаря случайной встрече, которая произошла во время гастролей Саратовского театра во Львове. Олега обнаружил режиссер Владимир Басов в ресторане гостиницы, когда ужинал там со своей женой, красавицей-актрисой Валентиной Титовой.
Они болтали о том, где найти актера с правильной арийской внешностью на роль немецкого офицера Генриха Шварцкопфа в эпическом фильме «Щит и меч» (1968). Нежное лицо, уверенность и прекрасные манеры Янковского как нельзя лучше подходили к этому экранному образу, и начинающего актера из Саратова пригласили в Москву на пробы.
После выхода фильма Янковский стал знаменитым. Его узнавали на улице, просили автографы, охраняли у входа в театр. Его популярности способствовала и роль красноармейца Андрея Некрасова в военной драме «Бегут два товарища» того же года, в которой он снялся вместе с Роланом Быковым и Владимиром Высоцким.
Первоначально Олег Иванович должен был играть белоруса Брусеншова, но после первой репетиции режиссер Евгений Карелов сказал: «Нет, этого Вангелю мы не отдадим! В этом же фильме одну из ролей второго плана сыграл старший брат Янковского Ростислав.
Оставаться в Саратове ему больше не было смысла — перспективным актером заинтересовались режиссеры ведущих столичных театров, в том числе Марк Захаров. Он посещал спектакли, в которых Янковский играл главную роль, и, впечатленный его игрой, пригласил Олега Ивановича в Ленком
Олег Янковский на сцене Ленкома (спектакль Автоград-XXI, 1974).
Марк Анатольевич сразу же ввел молодого актера в самые значительные постановки репертуара и полностью доверился его актерскому таланту. И Янковский не разочаровал великого мастера — он отдал театру тридцать пять лет своей творческой биографии и оставался на сцене почти до последних дней своей жизни.
Помимо театральной работы, актер продолжал активно сниматься в кино. Роль Николая Сегачева в фильме «Гонщики» едва не стоила ему жизни — автомобиль, за рулем которого находился Янковский, перевернулся и сгорел. Сам он остался цел и невредим (сгорел только пиджак), а вот водитель получил серьезные травмы.
«На потолке»
Олег Янко сиял от успеха. Казалось, что судьба во всем благоволит этому человеку. На самом деле это было не так. С детства жизнь его была очень трудной.
— Вся наша семья переехала из Москвы в Казахстан еще до рождения Олежки, — рассказывает Ростислав Янковский. Гораздо раньше он служил начальником Одесского порта. Он был Георгиевским кавалером, дворянином, и у него было много ревнивцев. Моего отца посадили в тюрьму. Потом его освободили и снова забрали. Моя мать пошла к Постышеву, крупному партийному чиновнику в Украине в то время. Она убедила его освободить моего отца. Но в это время отец посоветовал маме выдать его и сменить фамилию, чтобы семью не притесняли. Она отказалась.
В Джезказгане у отца была приличная должность, но денег все равно не хватало — большая семья, маленькие порции хлеба. Когда не хватало, мы ходили в юрты казахов и обменивали свои вещи на куски сала. Именно в таких условиях в 1944 году родился Олежка. Вскоре после его рождения отца перевели в Таджикистан, в Ленинабад, на закрытый урановый рудник. Тогда мы еще не знали, что это страшное облучение.
Условия были настолько плохими, что отец ушел из семьи. Мама переехала в Саратов с бабушкой и моими детьми. Я к тому времени уже была замужем. Олег безумно влюбился в мою жену Нину. Он сказал ей: «Я на тебе женюсь!». Она засмеялась: «Олежка, а где мы будем жить?». — «На потолке».
Вскоре семья Ростислава переехала в Минск. Он поступил на работу в Русский драматический театр имени Горького. Они с женой получили жилье — сначала одно, потом другое.
— Однажды, после долгой разлуки, мы приехали к маме в Саратов и с ужасом увидели, как всем тесно в крохотной комнатке, — говорит Ростислав Иванович: «Давай возьмем Олежку с собой». Сначала мама не соглашалась. Он был ее любимым сыном. После нас с Колей мама мечтала о дочке, и родился Олежка. Но он был такой милый, что однажды мама не выдержала и завязала бантик на его длинных светлых волосах. Так она и сфотографировалась.
Все-таки мы убедили семью. Олег прожил в нашей гардеробной три года. Вначале он бегал и играл в футбол. Играл хорошо, был отличным вратарем. Но я вставил спицу в его колесо — он должен был закончить школу и учиться.
Актером он становиться не захотел, хотя ему удалось сыграть небольшую роль в нашем спектакле «Барабанщица» в Минске. Как-то Олежка попался на глаза режиссеру Салынскому. Он попросил Олега выйти на сцену и сказать несколько фраз. Он был удивлен: «Посмотрите, какой у мальчика организм!». Так Олег стал актером в спектакле. Но он все равно говорил об актерстве: «Что за дурацкая профессия — притворяться кем-то другим?».
Брат за брата
— В 10-м классе он вернулся к матери в Саратов. Однажды Олег решил уйти из дома — друг уговорил его побродить, посмотреть страну. К счастью, далеко они не ушли. Когда я отправился искать его в город, то чуть с ума не сошел.
Олег сказал матери: «Я хочу быть зубным техником!». В то время зубные техники хорошо зарабатывали. Но однажды он проходил мимо театрального училища в Саратове. Зашел и спросил, что происходит. Он спросил про своего брата Колю, который в том году участвовал в творческом конкурсе. В приемной комиссии Олегу сказали: «Вы опоздали, молодой человек, экзамены закончились». Он повернулся, чтобы уйти, но его спросили: «Как ваша фамилия?». «Янковский». «А, Янковский, хорошо, идите сейчас на картошку, а потом приходите на занятия». Я думаю, что они перепутали Олежку с Колей.
На втором курсе университета Олег Янковский познакомился со своей женой Людмилой Зориной.
— Олег устроился на работу в театр в Саратове. Он играл небольшие роли. А Люда в то время уже была там звездой, зрители ее узнавали, — вспоминает Ростислав: — А кто это рядом с Людой? Ответ всегда был один: «А это муж Люды». Но потом и Олегу пошли предложения, хорошо сыграл в «Идиоте» князя Мышкина.
А потом, чудесным образом, он оказался в кино. Режиссер Владимир Басов искал главного героя для фильма «Щит и меч». Он возмущался: «Почему наши актеры такие пухлые? Мне нужен настоящий ариец, чтобы внешность у него была соответствующая». И вот во время гастролей в Крыму Басов зашел в местное кафе. Напротив сидела группа молодых людей. Басов посмотрел на одну из них и сказал: «Вот бы мне такую, как она, стройную, интеллигентную». Это был Олежка, ее театр был на гастролях в Симферополе.
Так случилось, что Олежка тоже переехал в Москву. На одном из спектаклей его заметил Марк Захаров и пригласил в «Ленком».
В 2008 году Александр Абдулов умер. Олег Янковский скорбел, что его коллега ушел из жизни таким молодым. Он никогда не думал, что жизнь вскоре вынесет такой же приговор и ему.
— Сначала он не знал, что у него рак, — рассказывает Ростислав Иванович. Врачи говорили: «Ничего особенного у них нет. Наверное, скрывали, чтобы я не волновался. А потом, когда скрывать уже было нельзя, Олега увезли на лечение в Германию. Мы вместе отмечали его 65-летие, там были Люда, Филипп и мой старший сын. А после юбилея становилось все хуже и хуже. 20 мая в 6 утра мне позвонили: «Олежка умер». Он умер на руках у жены и сына. Люда — хорошая жена. Она всегда была верным другом Олега.
Я никогда не забуду похороны Олега. На Новодевичьем кладбище собрались тысячи людей — я не преувеличиваю. Те, кто не смог войти на кладбище, стояли у ворот. Обычно актеры прощаются аплодисментами, но в этот раз люди бросали в воздух венки и цветы и кричали: «Олежка, лети!».
Болезнь и смерть
В конце 2008 года актер попал в больницу из-за постоянных болей в желудке. К тому времени он уже сильно похудел и у него появилось отвращение к еде. Диагноз был неутешительным: рак поджелудочной железы, который впоследствии стал основной причиной смерти актера. Олег Иванович прошел курс лечения в Германии, но оно не помогло. Менее чем через месяц Янковский вернулся в Москву и даже сыграл «Свадьбу» в своем последнем спектакле.
Олег Янковский был тяжело болен
В конце апреля состояние актера ухудшилось, и он был госпитализирован с внутренним кровотечением. Поскольку болезнь была диагностирована на поздней стадии, актера уже нельзя было спасти. С момента постановки диагноза до смерти Янковского прошло менее года. Олег Янковский умер 20 мая 200 года
Похороны Олега Янковского
22 мая в театре «Ленком» состоялась церемония похорон. Как писали газеты, поклонники актера покидали целые офисы, а студенты, особенно театральных вузов, прогуливали экзамены, чтобы посетить похороны кумира. Люди занимали очередь с пяти утра, чтобы попрощаться с ним, хотя похоронная служба начиналась только в 10 утра. Среди людей, пришедших проститься с Янковским, было много коллег-актеров, а также музыкантов, политиков и других медийных личностей. Константин Хабенский, Иосиф Кобзон, Марина Голуб, Владимир Жириновский, Андрей Макаревич, Анжелика Варум и Леонид Агутин приехали в Ленком, чтобы отдать последние почести великому актеру.
Могила Олега Янковского
Гражданская панихида закончилась в 15 часов. Все поклонники, не успевшие попрощаться с актером, остались на улице под дождем и ждали, когда уедет похоронная процессия, чтобы в последний раз увидеть своего кумира. Когда процессия покидала театр, по всей улице раздавались крики «Браво, актер!».
Могила Янковского находится на новом Новодевичьем кладбище. Во время церемонии прощания она была украшена большим количеством цветов и портретом актера в молодости.
В память об актере было установлено несколько мемориальных досок и памятников в местах, связанных с его биографией. В 2010 году была утверждена премия имени Янковского за самые значительные открытия года в различных областях искусства под названием «Творческое открытие».
Цитаты Янковского
Сохранилось множество цитат великого актера, посвященных искусству и актерскому мастерству, которые стали частью повседневной речи не только поклонников Янковского, но и многих других людей в нашей стране:
- Не эпоха определяет спектакль. Играется человеческая боль, а она в любые времена остается болью. Поэтому во фраке я играю Протасова или в джинсах «Полеты во сне и наяву» — темы приблизительно одинаковые.
- Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что делает.
- Моя профессия — любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно.
- В те времена девушки совсем другим брали…Нет, визуальные эффекты тоже были…все девушки очень красивые были. В цене всегда были чистота и огонь внутренний.
- Вообще, жить с женщиной — это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь — это подвиг.
Олег янковский биография Олег Янковский
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказган, Казахстан. Его отец — Иван Павлович, бывший офицер гвардии, происходивший из польской аристократии, — в 1930-е годы был репрессирован и сослан вместе с семьей в Казахстан. В 1936 году отец был освобожден, но в 1937 году его снова арестовали. После Великой Отечественной войны он был освобожден и начал работать в тылу. В 1953 году Иван Павлович Янковский умер. Его мать Марина Ивановна после смерти мужа работала бухгалтером и одна воспитывала троих сыновей.
Олег Янковский: «Я вырос в семье с трудной судьбой и в то время, которое было довольно страшным. Мои родители тоже страдали. Я верю в простую истину, что все возвращается на круги своя…». Отрывок из журнала «7 дней», № 04 (22.01.2001)
После смерти Сталина семья смогла покинуть Среднюю Азию и переехать в Саратов. Ростислав после окончания Саратовского театрального училища уехал в Минск, взяв с собой 14-летнего Олега, который после окончания средней школы вернулся в Саратов, где поступил в театральное училище.
В 1962 году, на втором курсе училища, Олег Янковский женился на актрисе Людмиле Зориной. У пары родился сын Филипп (10.10.1968), который впоследствии стал режиссером.
Олег Янковский. Два человека в одной семье — это очень трудно и сложно. Поэтому многое зависит от мудрости двоих в семье. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить свою жену. Она — самый дорогой для меня человек, который пожертвовал очень и очень многим. Будучи ведущей актрисой Саратовского театра драмы, она отдала все, чтобы у меня было все, когда мы переехали в Москву. Так что она меня любила и, надеюсь, любит. Отрывок взят из журнала «7 дней», № 04 (22.01.2001).
В 1965 году Олег был принят в труппу Саратовского театра драмы, где в течение восьми лет играл различные главные роли в спектаклях: «Чти отца твоего», «Женский монастырь», «Придворная хроника», «Цатейник», «Любитель счастья», «Рождество в доме синьора Купьелло», «Таланты и поклонники», «Человек партии», «Стакан воды» и других.
В 1968 году Янковский дебютировал в кино в роли Генриха Шварцкопфа в четырехсерийном художественном фильме Владимира Басова «Щит и меч». В том же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Два товарища по службе». Его партнерами по фильму были Ролан Быков и Владимир Высоцкий. Обе роли сразу стали «звездными» для молодого актера и принесли ему большую популярность.
Олег Янковский: «После «Щита и меча» кинорежиссер Павел Лебешев сказал мне: «Если ты сейчас поплывешь по Волге возле родного Саратова, твои поклонники будут восторженно кричать тебе с берега: «Олег! Я ему тогда не поверил». Цитата взята из журнала «7 дней», № 30 (27.07.1998).
В 1973 году актер сыграл роль князя Мишкина в спектакле «Идиот» в Саратовском театре драмы. Эта пьеса также стала очень популярной. После успеха спектакля Олег был приглашен в Московский театр имени Ленинского комсомола, который впоследствии был переименован в Ленком.
Олег Янковский снимался в спектаклях Ленкома: » (1975), «Экстрасенс» (1975), «Парень из нашего города» (1 977), «Революционер» (1978), «Оптимистическая трагедия» (1983), «Гамлет» (1986), «Диктатура совести» (1986), «Карманный театр» (1987), «Школа для эмигрантов» (1990), «Чайка» (1994), «Варвар и еретик» (1997), «Дурак Балакирев» (2001), «Tout raue, или Все оплачено» (2004), «Свадьба» (2007) и др.
Звания
Заслуженный артист СССР (1977) ▪ Народный артист СССР (1984) ▪ Народный артист СССР (1991)
Государственная премия СССР за фильм «Полеты во сне и наяву» (1987) ▪ Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Крейцерова соната» (1989) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством», IV. Государственная премия РФ за роль в спектакле «Чайка» (1996) ▪ Государственная премия РФ за роль в спектакле «Дурак Балакирев» (2002) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1977) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» РСФСР за роль в спектакле «Чайка» (1996) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007) ▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007) ▪ Орден им. Комсомол (1977) ▪ Звание «Лучший актер года» журнала «Советский экран» (1983) ▪ Приз Международного кинофестиваля в Вальядолиде Приз Международного кинофестиваля «Вальядолид» (Испания) в номинации «Лучшая мужская роль Приз «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» за фильм «Убить дракона» (1989) ▪ «Ника». Премия в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Цареубийца» (1992) ▪ «Ника»- Приз в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Цареубийца» (1992) после Ханжонкова (1993) ▪ «Золотая подкова» в номинации «Лучшая мужская роль» на Открытом фестивале «Кинотавр» в Сочи за фильм «Приходи на меня посмотреть» (2001) ▪ Приз Российского фонда культуры на Открытом фестивале «Кинотавр» в Сочи за фильм «Приходи на меня посмотреть» (2001) ▪ Приз Российского фонда культуры на Открытом фестивале «Кинотавр». Гран-при «Золото» на Международном кинофестивале «Листопад» в Минске за фильм «Приходи на меня посмотреть» (2001) ▪ Первое место в номинации «Выборгский балл» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге за фильм «Приходи на меня посмотреть» (2001) ▪ Премия Станиславского за роль в фильме «Балакирев — шут» (2001) ▪ Премия им. «Шут Балакирев» (2001) ▪ Премия «Золотой Овен» в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Любовник» (2002) ▪ Премия в номинации «Лучшая мужская роль» на Российском открытом кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за фильм «Любовник» (2002) ▪ Премия в номинации «Лучшая мужская роль» на кинофестивале «Созвездие» в Сочи за фильм «Любовник» (2002) ▪ Премия в номинации «Лучшая мужская роль» на кинофестивале «Созвездие» в Сочи. Роль» на кинофестивале «Созвездие» за фильм «Любовник» (2002) ▪ Премия «Кумир» в номинации за роли в спектакле «Шут Балакирев» и фильме «Приходи на меня посмотреть» (2002) ▪ Премия «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Любовник» (2003) ▪ Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Бедный, Павел» (2003) ▪ Специальный приз Администрации Краснодарского края на Российском открытом кинофестивале «Кинотавр» в Сочи (2003) ▪ Премия «Гвоздь сезона» за роль в фильме «Tout raue,