Затем: Молодая петербургская группа «Торба-на-Круче» покорила романтическим и немного нервным трепетом в голосе лидера группы Макса Иванова, почти напоминающим Мэттью Беллами из Muse, и задорными песнями о зиме, собаке и интернете. Эти песни были быстро подхвачены радиостанциями, что способствовало развитию карьеры группы на крупных фестивалях.
«МультFильмы»
В то время главные проповедники бритпопа в стране представляли легкомысленные и приподнятые (но в основном задорные) песни о ленинградском солнце, поцелуях в раздевалках, моряках и розовых кошках. Иногда, однако, они не очень оптимистичны — например, когда речь идет о теле любимой девушки. Все эти песни сочинил и исполнил бывший студент и историк Егор Тимофеев, сочетавший ленинградскую невинность со странностью, которую сегодня назвали бы «стилек».
В начале 00-х «Мультифильмы» были очень успешны и котировались почти на уровне первых рок-поп групп: Например, автор вспоминает, как рекламные ролики их альбома «Музыка звезд и арктических станций» были показаны по национальным телеканалам в 2003 году. Музыкальные клипы группы регулярно транслировались на MTV: все указывало на то, что CartoonFilms будет с нами еще долгое время.
Сейчас: Условия для спада начались в 2004 году с выходом неубедительного и спорного альбома «S4astity», на котором группа склонилась к современному звучанию а-ля Franz Ferdinand и не добилась успеха. В интервью «Афише» в 2012 году Евгений Лазаренко, гитарист группы, признался, что Тимофеев сначала увлекся сольным творчеством, а потом и вовсе перестал писать песни — так «Мультипленки» пребывали в творческом застое почти полтора десятилетия, не выпуская никакой новой музыки, хотя продолжали регулярно выступать, даже когда их хедлайнерские амбиции превратили группу в клубный коллектив.
В конце 10-х годов «МультFильмы» воссоединились в своем классическом составе (в группу вернулись басист Рустем Галлямов и барабанщик Максим Войтов) и даже выпустили альбом «Романтика-2», который должен был выйти в 2007 году, но по каким-то причинам не вышел. В 2019 году Тимофеев расстался с музыкантами и набрал новый состав. Теперь вновь образованная группа CartoonFilms возродилась и выпустила несколько новых песен, а вскоре должен выйти альбом.
«Магнитная аномалия»
Потом: после успеха «Мумий Тролля» и Земфиры барьер, как говорится, был сломлен: в ротацию вошли совсем молодые и никому не известные люди и разорвали сначала эфир, а потом и сцену «Нашествия». Так случилось с группой Magnetic Anomaly из Белгородской области: в 2001 году их лидеру Антону Вартанову было 19 лет, и он уже выступал на главном фестивале с провокационным макияжем и хриплым голосом (тоже провокационным), исполняя истеричный пост-гранж с явной отсылкой к своей любимой группе The Smashing Pumpkins. На втором альбоме Magnetic Anomaly решительно вывели фуззовые шумы, облегченные и печальные — звучание группы эволюционировало куда-то в сторону пост-британского попа. И это было хорошо: В этой ипостаси Вартанов показал себя еще лучше и записал самые громкие хиты — «Часы», «Мы уходим» и «Деревья».
Сейчас: В середине 00-х Антон больше не мог справляться с CD Land, разорвал контракт и практически ушел в подполье. Это не уменьшило его творческую активность: Magnetic Anomaly продолжали писать музыку и выпускать новые альбомы бесплатно на своем сайте — даже если эти релизы не получали должного внимания из-за отсутствия публичности и меньшего интереса к жанру.
В 10-х годах Вартанов распустил группу, увлекся веганством и употреблением фруктов, жил без электричества на филиппинском острове, пил дождевую воду и «исследовал свой внутренний мир и развивал доброту и любовь», как он сам говорит. Не забыл он и песни — под псевдонимом «I am Vegan» Антон исполнял активистские песни о вреде употребления мяса под самодельную гитару. В 2020 году Вартанов неожиданно решил возродить «Магнитную аномалию». Сейчас группа активно пишет песни, снимает клипы и готовит новый альбом.
00-е: «Круто ты попал на TV »
Тенденции последнего десятилетия распространились на «нулевые»: Число поп-исполнителей стремительно растет, как и альтернативная сцена. Герои 90-х продолжают колесить по стране и гастролировать в многочисленных составах. Выступления вышли на новый уровень: к привычным подтанцовкам и ярким костюмам добавились спецэффекты. Поп-культура проникала во все сферы жизни и привлекала аудиторию всех возрастов. Несомненно, СМИ сыграли важную роль в этом процессе, но на этот раз это было не только MTV: государственные вещатели также были вовлечены в поп-музыку.
Дети «80-х» уже не хотели быть рабочими, учеными и космонавтами, как это было несколько десятилетий назад. Новое поколение мечтало о славе и о том, чтобы стать «звездой», ведь это было так просто! В 2002 году многие из них получили этот шанс, когда Первый канал запустил телешоу «Фабрика звезд», в котором приняли участие более десятка групп и исполнителей, создавших тренд в начале 2000-х годов и остающихся популярными и сегодня. Каждый сезон шоу вели мастера своего дела — такие композиторы, как И. Матвиенко, М. Фадеев, И. Крутой, К. Меладзе и многие другие.
Представителей российской эстрады вытеснили новички «Фабрика», «Корни», Юлия Савичева, Виктория Дайнеко, Михаил Гребенщиков, Полина Гагарина и многие другие молодые люди, ставшие известными благодаря телевидению.
Альтернативная сцена также росла. «Сплин», «Би-2» и «Земфира» продолжили традиции поп-рока 1990-х годов, а совсем недавно пришедшие на сцену новички стали продюсерами новых групп. Илья Лагутенко, например, был продюсером группы «Сегодня ночью», которую вскоре назовут «русским брит-попом». Его гитарный поп-рок и романтические тексты быстро попали в программы популярных радиостанций. Их коллеги по «новому романтизму» — группы MULT F ilms, Tantsy Minus и многие другие исполнители — также стали популярными. Русский рок» отходит на второй план, новые рок-герои становятся похожими на западных людей.
За последнее десятилетие хип-хоп приобрел популярность по всей стране, появились новые группы. Песня «Casta», победившая на фестивале рэп-музыки в 1999 году, приобрела десятки тысяч поклонников, а в 2000 году многие известные рэперы приняли участие в записи его альбома, что также сделало его знаменитым за короткое время. Жанр набирал силу и развивался так быстро, что к концу 1990-х годов он стал частью регулярного репертуара всех музыкальных станций и радиостанций, а в 10-х годах завоевал и пользователей Интернета.
Имена: И. Матвиенко, В. Меладзе, К. Меладзе, Земфира, И. Лагутенко, Н. Козлов, Каста, Децл, Дельфин, М. Фадеев, И. Крутой.
Основные песни. «Сегодня-Ночью» — «Кофе и сигареты», гр. «МультFильмы» — «Магнитофон», гр. «ВИА Гра» — «Попытка номер пять», гр. «Корни» — «Ты их узнаешь», Detzl — «Вечеринка», Дельфин — «Любовь», гр. «Каста» — «Высший порядок».
10-е: «Мой дедушка был хипстер»
Разница между 90-ми и 10-ми годами, конечно, не сразу очевидна: многие из нас даже не заметили, как прошло целое десятилетие. За это время одни тенденции развились, а другие были забыты слушателями.
Телевидение продолжает играть важную роль в формировании отечественной поп-сцены. На смену «Фабрике звезд» пришел «Голос» — российская адаптация голландского телешоу «Голос Голландии», которое полюбилось зрителям и положило начало карьерам более десятка артистов. Все победители, как и участники конкурса «Фабрика», гастролируют по городам России и становятся героями сетевых обсуждений, но есть одна вещь, которая отличает их от сверстников: уровень подготовки и сильный вокал. Полина Гагарина, победительница второго выпуска «Фабрики звезд», хвалит конкурсантов, которые сидят в жюри «Голоса». Это продолжение поколения телевидения.
Однако эстетам поп-музыки и выпускникам музыкальных телешоу приходится пробивать себе дорогу в чарты радиостанций и музыкальных каналов: Новые группы, такие как IOWA, «Время и Стекло», «Градусы» и многие другие, выходят на сцену поп-музыки. Легкие тексты и танцевальная музыка остаются, но меняется подача: красочные клипы и оригинальный внешний вид сразу привлекают внимание поклонников жанра.
Местный хип-хоп также находится на подъеме, все дальше уходя от андеграунда к мейнстриму. Тимати, впервые появившийся на сцене в начале 90-х годов, к концу 2010-х годов обзавелся собственным лейблом Black Star и подписывает контракты с новыми артистами. Конечно, музыка начала 80-х уже не вариант — тексты молодых героев больше не имеют остросоциального или сатирического оттенка, песни ориентированы на аудиторию «от 16 лет и старше» и представителей «поколения видеоблогеров».
Есть еще один продюсерский центр, выросший из эпохи «нулевых годов» — Gazgolder, основанный Василием Вакуленко, также известным как Баста — известный хип-хоп исполнитель. Резидентами творческого союза являются такие художники, как Guf, CENTR, AK-47, Smokey Mo, Triagrutrika и Skriptonit. Хотя аудитория двух лейблов часто пересекается, направление лирики полностью отличается от Black Star.
Безусловно, среди исполнителей этого жанра выделяется Мирон Федоров, известный как Oxxxymiron. Мирон — пожалуй, единственный российский грайм-артист, творчество которого высоко оценили не только российские критики, но и зарубежные слушатели.
Но и альтернативные жанры не вышли из моды. Напротив, артисты и группы «новой русской волны», записывающиеся на независимых лейблах, набирают популярность.
Новая русская волна — это прозвище молодых музыкантов, которые играют всевозможные вариации пост-панка и shoegaze: ничего нового, но это привлекает внимание слушателей и даже собирает фестивали. К героям жанра относятся Буерак, Глинтшейк, Экипировка медведя Падлы, Спасибо и Пасош.
Англоязычные Pompeya и Tesla Boy, а также родившиеся в России Oba Dva, SBHR и Mujuice отвечают за отечественный инди-сектор. Конечно, не стоит пытаться поместить их всех в одну категорию, ведь единственный критерий, по которому мы объединили этих ребят, — независимый лейбл, как и у представителей «новой русской волны». Но если «новая волна» ориентирована на молодую отечественную аудиторию, то сами Помпея и Tesla Boy выходят на международный рынок с альбомами на английском языке, и довольно успешно.