Станислав Любшин
Посмотреть все фотографии
Имя: Станислав Любшин (Станислав Любищин)
Фотографии Станислава Любшина
Первый визит в театр
Когда Станислав учился в шестом классе, он был награжден билетом на спектакль в Московском театре транспорта за свои успехи в пионерской организации. Его семья жила в достаточно скромных условиях, и иногда не было даже возможности приобрести новую одежду. Однако ему удалось получить от двоюродного брата сапоги на подковах — они были 45 размера, тогда как у него был 33-й. Не зная, что делать, он надевал эти слишком большие сапоги и отправился в театр.
На сцене раздавались слова: «Если пойдете прямо — будет плохо, налево — ещё хуже, направо — совсем ужас!» — делился спустя годы актер. — «Тогда я не мог понять многого, но… фальшь меня действительно отпугнула. Я вскочил и выбежал из зала! Подковы гремели на полу, и весь зал смотрел на уходящего мальчика. Позже я уже понял: актеры вели себя неестественно, играли как клоуны, думая, что детям это понравится. Но дети всегда чувствуют, когда есть правдивость или ложь.»
Самый значительный провал
Среди всех ролей, которые сыграл за свою жизнь Станислав Любшин, он фактически провалил лишь одну. В кинотехникуме, где он обучался, он занимался художественной самодеятельностью, и однажды его попросили сыграть Деда Мороза на новогоднем утреннике. Когда он пришел в костюме, худой и с нацепленной бородой, дети начали плакать. «Ну все, я провалился!» — подумал он. Весь остальной спектакль он провел в ожидании, когда же закончится это позорное выступление.
Когда он решил поступить в театральный вуз, он посоветуйся с родителями. У их соседа был телевизор с очень невысокой технологией — в нём, когда люди двигались по квартире, вода в линзе колыхалась, а артисты на экране выглядели размытыми. «Мать с отцом смотрели телевизор. Иван Козловский пел, за ним шёл хор. А я к ним с заявлением: «Мам, пап, я хочу попробовать поступить в театральное…» Мама почему-то расплакалась. Отец молчал. Наконец, показав на Козловского, произнес: «Если будешь как он — хорошо делай, поступай! А если как те, что за ним, — не надо!».
Спустя какое-то время Станислав пришёл на радио, чтобы записать стихотворения. Иван Семенович в это время пел романсы. Во время перерыва они уселись в коридоре, и Молодой Людиша рассказал Козловскому свою историю с телевизором. Козловский выслушал его и сказал: «Передай родителям, что ты лучше меня». После чего они оба рассмеялись.
Театральная карьера Станислава Любшина
После окончания театрального училища Станислав Любшин работал в различных театрах. Первоначально он был направлен в театр «Современник», где служил с 1959 по 1963 год. Его дебютировавшая роль была в спектакле «Пять вечеров» (Славка).
После этого актёр работал в театре на Таганке (1964−1967). Между 1974 и 1977 годами он служил в театре им. М.Н. Ермоловой. С 1977 по 1979 год Станислав Любшин — актёр театра на Малой Бронной.
С 1981 года и по сегодняшний день он является актером МХАТа имени А.П. Чехова. Среди его ролей в театрах Москвы можно выделить: Генрих и Христиан (Голый король), Глухарь (Два цвета) — театр «Современник». В театре на Таганке — Столяр (Добрый человек из Сезуана), Автор (Герой нашего времени). В театре им. М.Н. Ермоловой — Шаманов (Прошлым летом в Чулимске), Учитель (Дом окнами в поле).
Под руководством Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной Станислав Любшин также играл в спектаклях «Веранда в лесу» (Пахомов), «Конец Дон-Жуана» (Сганарель и Лепорелло). Образы, созданные Станиславом Любшиным в кино и театре, продолжают быть интересными и актуальными даже по сей день.
Станислав Любшин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени 22 ноября 2003 года за значимый вклад в развитие театрального искусства.
Кроме того, он стал лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в 2018 году. В 2019 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства он был награжден российской национальной театральной премией «Золотая маска».
Карьера Станислава Любшина в кино
Станислав Любшин достиг успеха и в кинематографе. Его дебют в кино состоялся в в фильме «Сегодня увольнения не будет» (1958), однако широкую известность он получил после выхода в 1963 году фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (Застава Ильича).
Ранее он был приглашен на роль Андрея Рублева режиссером Андреем Тарковским. Ради этой роли Станислав покинул театр на Таганке. В интервью Любшин сказал: «В жизни была трудная полоса, когда Тарковский обещал, что я буду играть Рублева. Он обещал это в течение двух лет, и тогда я ждал его ответа. Перед этим, увидев «Заставу Ильича», он прислал мне записку, которая до сих пор хранится у меня: «Слава, ты будешь играть Рублева». Мы провели некоторые пробы, но потом Тарковский продолжал затягивать процесс. Время шло, шло, а я получал другие предложения и шёл на пробы. Когда я спросил его: «Ну что с Андреем?», он ответил: «Давай попробуешь. Если что-то будет нужно, я тебе сразу скажу. Но это обязательно…». В итоге в знаменитом фильме «Андрей Рублев» главную роль исполнил Анатолий Солоницын.
Знаменитость пришла к Любшину с ролью разведчика Белова (Иоганн Вайс) в фильме «Щит и меч». Он стал всенародным любимцем наряду с его партнером по съемкам Олегом Янковским. По результатам опроса журнала «Советский экран» Станислав был именем лучшего актёра 1968 года — за роль в фильме «Щит и меч».
В 1970-х годах актер пользовался исключительным спросом на экране и даже решил попробовать себя в роли режиссера — он снял фильм «Позови меня в даль светлую» (1977), основанный на сценарии своего друга Василия Шукшина. Фильм был удостоен Гран-при и приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале Манхейм — Хайдельберг (ФРГ).
Советский экран признал Любшина лучшим актером 1979 года за главную роль в фильме «Пять вечеров». Эта роль также принесла ему премию за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале «Молодое кино» в Йере (Франция).
В 1981 году Станислав Любшин удостоился звания Народного артиста РСФСР.
Находясь на пике своей карьеры, он успешно сыграл в фильме Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза!» (1986) — эта роль вошла в историю советского кино.
В 2000-х годах Станислав активно вёл работу в кино, участвуя в проектах «Всадник по имени смерть» (2004), «Антикиллер Д. К.: Любовь без памяти» (2009), «Варвара 3D» (2011) и нескольких сериалах.
В его фильмографии также присутствует роль в картине «Он — дракон» (2015). В 2018 году Станислав Любшин сыграл в фильмах «Вечная жизнь Александра Христофорова» и «Годунов».
Карьерный путь Станислава Любшина в театре и кино
Станислав Любшин не является тем артистом, который всю жизнь верен одному театру. Ему приходилось часто менять коллективы, что происходило по разным причинам: от несовпадения творческих позиций до невозможности совмещать игру на сцене с киносъемками. С момента окончания театрального учреждения и до настоящего времени он работал в таких театрах, как:
- Современник (1959-63)
- На Таганке (1964-67)
- Имени Ермоловой (1974-77)
- На Малой Бронной (1977-79)
- МХТ им. Чехова (с 1981 по настоящее время)
Начало кинокарьеры Любшина произошло раньше, чем театральной: он дебютировал в 1957 году, будучи еще студентом, в фильме Ленинградская симфония. Сначала он играл роли второго плана. Некоторые режиссеры считали, что у него слишком интеллигентный вид, и яркие характерные роли не предлагали.
В 1959 году режиссер Марлен Хуциев пригласил Любшина на роль Славки Костикова в фильме Застава Ильича. Именно с этой работы начался его звездный путь в мире кино. Фильм пережил непростую историю: сценарий подряд переделывался, множество сцен вырезали, а название поменялось на Мне 20 лет. В итоге фильм вышел в 1964 году, получил награду Венецианского кинофестиваля и персональную благодарность создателей от великого Федерико Феллини.
В фильме «Мне 20 лет»
В 1968 году Любшин снялся в знаковом четырехсерийном художественном фильме Щит и меч. Создав образ разведчика Белова (Йогана Вайса), актер стал известен не только в стране, но и за ее пределами, его стали узнавать на улицах, и его поклонники окружали толпами, что, конечно, раздражало его супругу.
Далее в фильмографии можно подчеркнуть роли в таких картинах, как Красная площадь (1970), Печки-лавочки (1972), Ксения, любимая жена Федора (1974) и других.
В 1978 году вышел фильм Пять вечеров, где Любшин сыграл в паре с Людмилой Гурченко. Режиссером картины выступил Никита Михалков, а сценарий подготовил Александр Адабашьян. Столь звездный состав создателей фильма обеспечил его популярность среди зрителей.
С Людмилой Гурченко в фильме «Пять вечеров» (1978)
В 1980 году актер исполнил главную роль лесничего Егора Полушкина в трогательной картине Родиона Нахапетова Не стреляйте в белых лебедей.
Триумфальной стала работа Любшина в фильме 1986 года Кин-дза-дза!, который снял Георгий Данелия. В этой фантастической трагикомедии он сыграл дядю Вову, оказавшегося на другой планете вместе со студентом Гедеваном, и там столкнулся с дискриминацией и социальной несправедливостью. Эта картина завоевала множество призов и премий, а популярность Станислава осуществила дополнительный скачок.
В фильме «Кин-дза-дза!» (1986)
Далее актер продолжал активно сниматься в кино в различных жанрах и темах, включая исторические фильмы («Царь Иван Грозный», 1991, «Царевич Алексей», 1997 и др.). Почти каждый год выходили новые картины с его участием, иногда по 2-3 работы в год. Он дважды пробовал свои силы как режиссер.
Личная жизнь и семья
Со Светланой Дезидеровной актер прожил в браке целых 44 года. Она закончила сельскохозяйственную академию имени Тимирязева и работала как редактор.
У них двое сыновей:
- Юрий, родившийся в 1955 году, стал кинооператором. Он женат на актрисе Елене Аминовой, и у них есть дочь Дарья Любшина, которая в замужестве Луран. Внучка Станислава Андреевича, также пошла по стопам деда и стала актрисой, сценаристом и режиссером.
- Вадим, родившийся в 1964 году. Он тоже является актером, но у него нет семьи.
С женой Светланой и сыном Вадимом
Среди коллег Станислав был известен как крепкий семьянин, хотя слухи о его романах на стороне нередко появлялись. Когда ему исполнилось 60 лет, во время гастролей в Польше он познакомился с журналисткой Ириной Корнеевой, которая пришла к ним в Варшавский театр, чтобы написать статью. Между ними возникла искренняя любовь, несмотря на разницу в возрасте — 40 лет.
Станислав развелся с первой женой и женился на Корнеевой. Их брак, который многие из окружения артиста в начале не воспринимали всерьез, сейчас сохраняется уже почти 30 лет. Ирина стала не только супругой, но и верным помощником Станислава во всех его делах, менеджером и администратором.
Станислав Любшин и Ирина Корнеева
Когда актера постиг инсульт, Ирина заботилась о нем круглые сутки, а с тех пор продолжает тщательно следить за его здоровьем. Станислав называет её своим ангелом-спасителем и обещал любимой, что доживет до 115 лет.
Трудные времена
Станислав Любшин.
Когда Станислава Любшина пригласили на одну из съемок, он заранее честно предупредил режиссера о своих предстоящих съемках у Тарковского и спросил, не будет ли тот обижен, если ему вдруг придется внезапно уехать на съемки к Тарковскому. Станислав был утвержден без каких-либо проб, однако ему пришлось понести не слишком маленькие расходы по оплате гостиницы, так как съемки должны были состояться в Ленинграде. Ему обещали компенсировать затраты, но этого так и не произошло.
Незадолго до начала съемок он снова позвонил Тарковскому и тот сказал, что актёр должен быть свободен, так как работа начнётся в ближайшие дни. Станислав взял годичный отпуск в театре на Таганке, где тогда работал. Юрий Любимов поддержал его решение, но настоятельно предупредил, что в это время ему придется заменить другого артиста. Но на ленинградском проекте начали возникать сложности; актера стали заставлять снимать, словно забыв обо всех предварительных договоренностях.
Станислав Любшин.
В то время на роль пробовались другие актеры, однако всем отказывали, так как решили, что никто, кроме Любшина, не сможет воплотить образ героя. Станислав был решительно настроен на то, чтобы отстоять своё право отказаться от съемок. На него оказывали давление со стороны Госкино, вызывали в ЦК, хотя он не состоял в партии, а Лев Кулиджанов, который в то время возглавлял главное управление художественной кинематографии в Госкино СССР, говорил Станиславу, что он будет вынужден запретить ему заниматься съемками в течение года, поскольку актер ставит свои личные интересы выше общественных.
Станислав Любшин.
На этом фоне Андрей Тарковский принял решение взять на роль Андрея Рублева другого актера. Станислав был поставлен практически в критическую ситуацию. У него только что родился второй сын, и ему требовалось содержать семью, а тут еще вышел указ о запрете для него сниматься в кино на год. Вернуться в театр он уже не мог, так как его место занято. Юрий Любимов даже посоветовал актёру сказать, что он болен, но Любшин не хотел лукавить. Станислав попал в такую ситуацию, когда ему пришлось жить в долг, и он не имел понятия о том, как выйти из этого положения.
Протянутая рука помощи
Станислав Любшин.
Помощь пришла оттуда, откуда он этого не ожидал. Лев Кулиджанов вновь пригласил Любшина к себе и рассказал, что на киностудии имени Горького готовится фильм «Какое оно, море?», в который Любшин был утвержден. Он пообещал задержать приказ и отправить актёра на киностудию, позже чем следовало. Он должен был начать работать, а потом уже его снимут. В этой картине Станислав Любшин сыграл Евгения, звездочета, ему посчастливилось работать с Николаем Крючковым, Василием Шукшиным и Светланой Дружининой.
Станислав Любшин.
Всего через два месяца после приказа о запрете на съемки Станиславу Любшину, вопреки всем ожиданиям, поступили многочисленные приглашения от различных киностудий. Он никогда не получал так много предложений за всю свою карьеру. Через полгода приказ был полностью отменен, что позволило ему беспрепятственно сниматься в дальнейшем. Однако до сих пор он не понимает, почему Андрей Тарковский так поступил с ним, ведь ситуация для Станислава Андреевича была крайне сложной, он оказался фактически на грани безработицы. К счастью, он сумел удержаться на плаву и не сломаться, продолжая старательно искать выход из затруднительного положения.