Почему имя талантливой поэтессы стало названием психического заболевания: Сильвия Плат
Подписывайтесь на нашу рассылку, и каждый день получайте на почту один из самых читаемых материалов. Также присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте, чтобы быть в курсе последних новостей.
Сильвия Плат — женщина, чей жизненный путь был коротким, но наполненным событиями и переживаниями. Она оставила после себя двоих детей, поэтические произведения, пронизанные глубокой чувственностью, искренний автобиографический роман и откровенные дневники, которые вела до самого конца своей жизни. Сами поэтесса определила момент своей смерти. Прошло несколько лет после ее ухода, прежде чем психиатр Джеймс К. Кауфман назвал нервное расстройство, касающееся женщин-поэтесс с суицидальными наклонностями, синдромом Сильвии Плат.
Детские годы великой поэтессы
27 октября 1932 года в Бостоне родилась долгожданная дочь в семье энтомолога Отто Плата и медсестры Аурелии Плат. Через три года у них родился сын Уоррен, и семья переехала в Уинтроп. Отец Сильвии был уважаемым ученым и профессором, специализировавшимся на изучении жизни пчел, и преподавал в Бостонском университете. Он эмигрировал в Соединенные Штаты в юном возрасте с территории Германии. Мать Сильвии также сделала карьеру académico и работала в университете как машинистка и библиотекарь, преподавала английский и немецкий языки в бруклинской школе.
Маленькая Сильвия была безмерно привязана к отцу, но он не уделял достаточно внимания детям, все свободное время посвящая науке. Детерминированные и строгие условия воспитания сформировали ее характер. Когда девочка была всего восемь лет, ее отец скончался, страдая от осложнений, возникших после ампутации стопы, связанным с диабетом. Эта утрата глубоко потрясла девочку и, возможно, стала началом ее будущих депрессий. Позже, будучи уже известной поэтессой, Сильвия написала стихотворение, посвященное своим переживаниям о потере отца, под названием “Папочка”.
Сильвия была послушной и прилежной девочкой, которая искренне стремилась сделать своих родителей счастливыми. Она рано научилась говорить, а ее первое стихотворение было опубликовано в бостонской газете в возрасте восьми лет. Помимо поэтического таланта, девочка проявляла дарование в рисовании и играла на фортепиано и альте.
Психологические срывы и творческий подъем
С детства Сильвия страдала от депрессии, что стало проявлением ее перфекционизма, так как она всегда стремилась к высокому результату, училась только на отличные отметки, но при этом оставалась замкнутой и не особо стремилась к общению с одноклассниками. У нее возникали частые депрессивные эпизоды; она делилась с матерью своими темными мыслями и даже наносила себе повреждения на коже. В конечном итоге мать решила направить дочь на лечение в психиатрическую клинику, где депрессия лечилась одним единственным способом — электрошоковой терапией.
После прохождения лечения, Сильвия получила грант на обучение в колледже, где вновь пережила творческий подъем. В этот период она написала более четырехсот стихотворений, которые стали известными, и ее заметили. Поэтесса заняла пост редактора в студенческом издании, при этом ее произведения начали регулярно печататься.
В 1953 году, Сильвия вместе с рядом других девушек была приглашена в Нью-Йорк, чтобы на протяжении трех месяцев попробовать себя в роли редактора популярного женского журнала “Мадемуазель”. Однако жизнь в Нью-Йорке оказалась для нее истощающей — эмоционально, физически и интеллектуально. Девушка не могла спать, сосредоточиться на чтении или написании. В этот период она пережила тяжелую депрессию, о чем свидетельствуют ее дневники и автобиографический роман, в которых упоминается о попытке изнасилования, произошедшей во время пребывания в Нью-Йорке.
Биография и творчество
Биография Сильвии Плат, ставшей прародительницей исповедальной поэзии, невыносимо сложна и наполнена трагизмом. Клиническая депрессия, печальная судьба женщины и одиночество, сочетавшееся с многочисленными переживаниями, в итоге привели к ее самоубийству. Однако, несмотря на все невзгоды, она оставила богатое литературное наследие, которое было признано спустя 20 лет после ее кончины и удостоено Пулитцеровской премии.
Сильвия Плат была рождена 27 октября 1932 года в Бостоне, Массачусетс, в семье американки австрийского происхождения Аурелии Шобер Плат и немецкого ученого Отто Плата. Она росла вместе с братом Уорреном.
Смерть отца, произошедшая 5 ноября 1940 года, всего через полторы недели после восьмого дня рождения Сильвии, пошатнула ее веру и представления о жизни. Утрату Отто можно считать той точкой, после которой у девочки начался творческий подъем, который позже выразился в самых известных произведениях. Так, стоя у надгробия, она написала одно из своих самых известных стихотворений «Электра на Тропе Азалий».
После утраты мужа Аурелия перевезла детей в Уэлсли, где в 1950 году Сильвия успешно окончила школу.
Первую половину жизни Плат она описывала в своем дневнике метафорично, как “Запечатанный, как корабль в бутылке, недоступный, устаревший, чистый, летающий миф”. А через несколько лет, в 1950 году, писала матери из частного гуманитарного Смит-колледжа с более пессимистическим настроением: “Мир раскололся у моих ног, как спелый, сочный арбуз”.
Личная жизнь
Сильвия Плат встретила поэта Теда Хьюза 25 февраля 1956 года на вечеринке в Кембридже. Влюбленные не прошли и полугода, как сыграли свадьбу 16 июня.
1 апреля 1960 года у пары родилась дочь Фрида. Однако вторая беременность Плат в феврале 1961 года завершилась выкидышем. В письме лечащему врачу Сильвия упомянула, что всего за два дня до трагедии Хьюз избил ее. Сын Николас появился на свет 17 января 1962 года.
На первый взгляд казавшийся счастливым брак Сильвии и Теда, о чем свидетельствуют и их фотографии, закончился в сентябре 1962 года из-за неверности поэта.
Сильвия родилась в семье Отто Эмиля Плата, профессора биологии и немецкого языка Бостонского университета. Когда ей было восемь, ее отец ушел из жизни. Воспитание Сильвии в большей степени осуществлялось родственниками матери, поскольку Аурелия много работала, чтобы прокормить детей.
После окончания школы будущая писательница поступила в Колледж Смит благодаря поддержке писательницы Оливии Хиггинс Проут. В это время она активно рассылала свои произведения по разным молодежным изданиям. В 1950 году, летом после третьего курса колледжа, Плат заняла первое место на конкурсе рассказов, организованном журналом “Мадемуазель”. Это позволило ей на месяц поехать в Нью-Йорк и пройти стажировку в редакции этого издания.
Однако поездка, изначально обещавшая карьерный рост и вдохновение, в конечном итоге обернулась крахом. Сильвия вернулась с подавленным настроением, ее надежды не оправдались — она не поступила в Гарвард и не могла продолжить обучение в Смит-колледже из-за отсутствия финансов.
Плат теряла мотивацию и не видела смысла в дальнейшем обучении и общении с окружающими. И именно эта депрессия привела к тому, что ей пришлось обратиться за помощью к Оливии Проут, которая поддерживала ее в трудные времена. Сильвию направили для лечения в специализированное учреждение. В 1954 году она смогла вновь возобновить учебу в колледже, поступив на годичной литературный курс в Гарварде.
После успешного завершения колледжа Плат продолжила учебу в Кембридже, где встретила своего трагического спутника жизни — британского поэта Теда Хьюза. Они заключили брак и оставались вместе до ее трагической кончины. Позднее Хьюза обвиняли в ее гибели.
Супруги начали жизнь в Соединенных Штатах, но после того как Сильвия забеременела в 1959 году, Хьюз настоял на переезде в Англию. Семья поселилась в пригороде Лондона, в районе Примроуз-Хилл. Сильвия полностью погрузилась в домашние дела и заботы о детях, что стало непростым испытанием, кроме того, творчество поэтессы переживало период цветения. Она создает множество стихотворений и подписывает контракты с издателями. Но отношения с Хьюзом накалялись, ни совместные поездки, ни переезды не спасали их от разлада. В конечном итоге Сильвия подала на развод.
Факт измены мужа стал критическим моментом в жизни Плат. С каждым новым стихотворением в ее творчестве все заметнее становилась тематика смерти. Она продолжала писать, отправляя свои работы в разные редакции, но их отклоняли с настороженным отношением. Эмоциональное состояние писательницы снова ухудшилось — она оказалась наедине со своими мыслями и двумя детьми на руках.
Попытки врачей выписать ей антидепрессанты не дали нужного эффекта. Сильвия продолжала углубляться в депрессию, и 11 февраля 1963 года ее нашли мертвой в лондонской квартире. Она приняла смертельную дозу снотворного и включила газовые конфорки, что и стало причиной ее гибели от угарного газа.
Творческое наследие
Главным произведением Сильвии Плат, сформировавшим ее литературное наследие, стал автобиографический роман “Под стеклянным колпаком”. Позже эту книгу считали откровением и женской версией “Над пропастью во ржи”. Однако при жизни автору не удавалось достичь ожидаемого признания. В США ее работа воспринималась как слишком личная, а мать Сильвии настаивала на том, чтобы книга не была опубликована вовсе. Настоящий успех произведения пришел лишь после ее смерти.
- Пересекая воду;
- Колосс;
- Зимние деревья.
Творчество Сильвии Плат получило высокую оценку даже после ее смерти, и она была удостоена Пулитцеровской премии. Первый тираж ее романа вышел под псевдонимом Виктория Лукас, а в 1966 году книга была переиздана под настоящим именем авторши.
Творчество
Поэзия Сильвии Плат абсолютно неразрывно связана с биографическими событиями ее жизни. Ее стихи, пронизанные отчаянием и болью, принесли ей признание как одной из ведущих поэтесс-конфессионалистов.
В своих произведениях Плат исследует такие сложные темы, как любовь, смерть, утрата и психические расстройства. Стихи отличались откровенностью и шокирующими образами, однако в них также присутствовала сила и красота, завоевывавшие сердца читателей по всему миру.
В 1960 году был издан единственный сборник стихов Сильвии Плат под названием “Колокол свободы”. В него вошли знаменитые произведения как “Папа”, “Леди Лазарь” и “Папа, какой я была девочкой”.
Сборник “Колокол свободы” был тепло принят критиками, но публика не оценила его по достоинству, — всего было продано 1500 экземпляров. В 1962 году вышел сборник стихов “Ариэль”. После трагической смерти Плат этот сборник стал бестселлером и помог ей стать одним из самых известных поэтов своего времени.
Первые поэтические сборники
Ранние поэтические сборники Сильвии Плат отражают как ее развитие как поэта, так и личные переживания.
В 1957 году вышел на свет первый сборник поэтессы “Колокол стеклянный”, который был написан во время ее пребывания в психиатрической клинике. Этот сборник затрагивает темы душевных расстройств, изоляции и суицидальных мыслей. Стихи в нем отличаются прямолинейной откровенностью и эмоциональной интенсивностью, которая запечатлела как авторскую боль, так и настойчивую решимость выжить.
Следующий сборник “Гигант” (1961) имел более широкий диапазон тем, включая стихотворения о любви, природе и смерти. Он показал более зрелый и технически развитый стиль, однако темные стороны человеческой психики продолжали оставаться в центре внимания. Стихи Плат изобилуют чувством утраты и отчуждения, они отличаются своей яркой образностью и лирической силой.
Признание и развитие поэтического стиля
Талант Сильвии Плат не был сразу признан широким кругом читателей и критиков. Ее ранние произведения следовали традициям поэтической формы и содержания, но с течением времени она начала развивать свой уникальный голос, экспериментируя с языком и образами.
В своих первых книгах “Колокол под стеклянным колпаком” и “Ариэль” Плат затрагивает темы женской идентичности, психического здоровья и смерти. Честность и смелость в обсуждении этих сложных тем поразили многих читателей и критиков.
В поэзии Плат элементы естественного и сюрреалистического объединяются. Она искусно использует метафоры для создания ярких образов, наполняя свои стихи звуковыми и ритмическими эффектами, которые усиливают эмоциональную нагрузку.
Со временем поэзия Плат становилась все более смелой в своих формах и содержании. Она использует фрагментацию, временные сдвиги и нестандартную пунктуацию, создавая произведения, которые одновременно являются личными и универсальными.
Творчество Сильвии Плат продолжает вдохновлять и трогать сердца читателей по всему миру. Ее открытость, смелость и мастерство в обращении с языком сделали ее одной из самых влиятельных поэтесс XX века.
Личная жизнь
Судьба Сильвии Плат была неоднозначной; она испытала два тяжелых развода и неоднократно пыталась покончить с собой. Но в то же время она являлась сильной и независимой личностью. Плат создала множество выдающихся произведений, и ее жизнь продолжает служить примером для многих людей.
Первый брак
Первым мужем Сильвии Плат стал поэт Тед Хьюз. Они заключили брак в 1956 году и у них родилось двое детей. Однако их Marriage не можно было назвать счастливым, учитывая частые измены Теда. Брак официально распался в 1962 году.
В 1963 году Сильвия Плат вышла замуж повторно; ее вторым мужем стал Дэвид Вайнберг. Однако этот брак также оказался проблемным: Дэвид не мог понять внутреннего мира Сильвии, что привело к разводу в 1965 году.
Дети
У Сильвии Плат было двое детей от первого брака: дочь Фрида и сын Николас. Мать любила своих детей и стремилась сделать их счастливыми, стараясь быть для них хорошей мамой, хотя иногда у нее это не получалось. После гибели Сильвии Плат ее дети были усыновлены Тедом Хьюзом, который вырастил их как своих собственных. Фрида и Николас впоследствии стали успешными людьми и гордятся своей матерью.
Брак с Тедом Хьюзом
Первая встреча Сильвии Плат и Теда Хьюза состоялась в 1956 году на литературном вечере в Кембридже. Их знакомство быстро переросло в страстный роман, несмотря на то, что у Хьюза уже была семья. Они поженились в 1959 году, а через два года у них родилась дочь Фрида.
Брак между Плат и Хьюзом был бурным: с одной стороны, они поддерживали друг друга творчески, восхищаясь талантами друг друга; Хьюз помогал дорабатывать некоторые из ее сильнейших стихов, таких как “Папа” и “Леди Лазарь”. Однако в отношениях также имелись проблемы, отчаяние, измены и эмоциональное насилие. Сильвия часто обвиняла Теда в грубом обращении и даже угрожала себе. Несмотря на все это, они оставались вместе до трагической кончины поэтессы в 1963 году. Ее самоубийство связывают с острым переходным состоянием психического заболевания, послеродовой депрессией и стрессом из-за проблем в браке.
После ее смерти Хьюз стал одним из самых известных и авторитетных поэтов своего времени. Он неоднократно женился и имел других детей. В поздние годы своей жизни Хьюз выразил сожаление по поводу отношений с Плат, признавая свои ошибки. Тем не менее, он также защищал свою репутацию, утверждая, что не несем полной ответственности за трагическую судьбу Плат, а их взаимоотношения были гораздо сложнее, нежели это описано в ее произведениях.
Год | Событие |
---|---|
1956 | Знакомство Сильвии Плат и Теда Хьюза |
1959 | Брак Сильвии Плат и Теда Хьюза |
1960 | Рождение дочери Фриды |
1963 | Самоубийство Сильвии Плат |
Отношения и любовные связи
Личная жизнь Сильвии Плат была не менее насыщенной, чем ее творческий путь. Юная и одаренная поэтесса притягивала внимание мужчин. Ее отношения и любовные связи порой оказались бурными и трагичными, оставившие глубокий след в ее жизни и творчестве.
Первый брак и другие отношения
В 1956 году Сильвия Плат вышла замуж за Теда Хьюза, известного английского поэта. Их союз был полон страстных эмоций и творческий продуктивности, но вскоре их отношения начали ухудшаться на фоне измен со стороны Хьюза и проблем психического здоровья самой Плат, что в итоге привело к разводу в 1962 году.
Последнее письмо
Согласно биографии, Плат, находившаяся в разлуке с Хьюзом на протяжении шести месяцев, полагала, что ее письмо не дойдет до него до субботы, однако оно было доставлено раньше из-за быстрого второго почтового отправления. Обеспокоенный Хьюз поспешил к дому Плат в районе Примроуз-Хилл с письмом, которое она вырвала из его рук и сожгла. “Это была их последняя встреча лицом к лицу, которую Тед впоследствии преобразовал в свое стихотворение “Последнее письмо”, опубликованное только в 2010 году”, — отметил сэр Джонатан. Он добавил: “Это объясняет содержание стихотворения”.
“Последнее письмо” начинается со строк: “Что произошло той ночью? Твоя последняя ночь?” и завершается моментом, когда Хьюзу сообщают о смерти Плат: “Затем голос, похожий на выборочное оружие или целенаправленную инъекцию, хладнокровно произнес четыре слова, глубоко вложив их мне в ухо: ‘Ваша жена мертва’”.
По информации биографии, Плат позвонила Хьюзу на следующий день, но телефон взяла его новая подруга Сьюзан Аллистон. Согласно ранее не опубликованному дневнику Аллистон, она передала трубку Хьюзу, который произнес: “Просто расслабься, Сильви”. Хьюз находился с Аллистоном у друга в Блумсбери в то время, когда автор “Под стеклянным колпаком” покончила с собой; сэр Джонатан также отметил, что они были вместе, когда Хьюз узнал о смерти Плат следующего дня.
Три прекрасные женщины
Другие откровения в биографии касаются любовного треугольника, в который Хьюз попал пять лет спустя, когда дело дошло до Ассии Вевилл, покончившей с собой в 1969 году, Бренде Хедон и стажеру-медсестре Кэрол Орчард, которой в то время было 20 лет. Хьюз, как описывал сэр Джонатан, “не мог определиться”. Он цитирует записи в журнале, который ведет Хьюз, где он именовал женщин “А, Б и С”.
Хьюз писал: “Три прекрасные женщины — все влюблены, каждая из них несет отдельную жизнь радости, все же одержимы, но собственные души потеряны”. Он также написал стихотворение о своей дилемме, в котором звучат строки: “Какую кровать выбрать? Какую невесту? Чье утешение в грудной клетке?” В конце концов, Хьюз женился на Орчарде в 1970 году и оставался с ней до своей смерти в 1998 году. Она отказалась поддерживать биографию в 2013 году из-за разногласий. Книга включает в себя множество других женщин, которые утверждают, что у них были отношения с Хьюзом и которые говорят об этом впервые, включая его первую серьезную подругу Ширли из его студенческих лет в Кембридже. Сэр Джонатан пришел к выводу, что смерть Плат в возрасте 30 лет и последующее чувство вины Хьюза были “центральными” для оставшейся части его жизни. “Как бы он ни старался избежать этого, он никогда не мог”, — утверждает он. На прошлой неделе книга Джонатана Бэйта “Тед Хьюз: Неавторизованная биография” попала в длинный список номинантов на Премию Сэмюэля Джонсона.