Она играла в постановках известного хореографа Михаила Лавровского «Откровения» и «Кафе «Квартал», а также в мюзикле «Слепой» итальянского режиссера Элеоноры Вольпе. За время работы в театре актриса получила второе образование — окончила балетную школу ГИТИСа.
Наталья Трубникова
Образ прекрасной принцессы Мелизмы из фильма Леонида Квинникидзе «31 июня», вышедшего на экраны в 1978 году, взволновал советских зрителей. «Что это за потусторонняя красота?». — сразу же возник вопрос.
Оказалось, что молодой дебютанткой была Наталья Трубникова, только что окончившая хореографическое училище Большого театра. Казалось бы, родилась новая звезда, но судьба распорядилась иначе — любовь актрисы к кино не увенчалась успехом, в то время как балет, увлекавший ее с детства, подарил ей радость самовыражения. Но у актрисы остались самые лучшие воспоминания о кино.
Детство и юность
Наталья Трубникова родилась в Москве 17 июля 1955 года. Мать — инженер, отец служил в Госснабе, имел 2 высших экономических образования. Родители матери были столичными интеллигентами, а предки отца — выходцами с дальних берегов Волги.
Наташа была первым ребенком пары. Когда ей было 4 года, у Трубниковых родился младший сын Виктор. С ранних лет Наташу и Виктора учили только одному: чтобы чего-то добиться, нужно учиться и много работать. В возрасте 3 лет, увидев, как Майя Плисецкая исполняет «Умирающего лебедя», девочка поняла, что должна научиться танцевать так же.
Маленькая Наташа одновременно ходила в детский сад и на балет. Желание девочки танцевать было настолько сильным, что даже поступив в школу и испытывая давление враждебного отношения к образованию (в том числе к музыкальной школе), она не бросила хореографию. Она занималась в студии, а затем посещала хореографическое училище при Большом театре.
«В школе они начали нас стыдить. Наши ноги были в крови. Они заклеили раны шкуркой сырого яйца и наложили пластырь. Но кровь все еще просачивалась сквозь их обувь. Дома я не жаловалась — боялась, что меня заберут из школы», — Наталья до сих пор вспоминает те тяжелые дни.
Но изнурительные занятия, во время которых девушка целый день стояла на балетном табурете в купальном костюме, с лихвой компенсировались многочисленными гастролями: с труппой молодых танцоров она объездила всю Европу: Париж, Марсель, Лион, Монте-Карло, посетила 65 стран.
Танцовщица окончила школу в 1973 году и к тому времени уже восемь лет танцевала на сцене Большого театра. Наталья была уверена, что сдаст выпускные экзамены с отличием и выйдет на главную сцену страны. Но потом судьба впервые внесла коррективы в ее биографию. Трубникова получила четверку и была направлена в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ).
Фильмы и балет
В театре она начала свою карьеру в кордебалете и постепенно наращивала репертуар. Наталья выступала на сцене всего два года, когда ее пригласили сниматься в кино. Именно так, в качестве танцора, но сам Марк Захаров. В то время дирижер снимал свой ставший классическим фильм «Двенадцать стульев» (1976). Балерина сыграла капитана корабля в сцене, которая иллюстрирует воображение Остапа Бендера. И она не просто играла, она также репетировала со звездой и отрепетировала этот танцевальный номер.
Наталья была очень вдохновлена этим проектом — она давно мечтала стать режиссером и получала предложения о съемках еще в студенческие годы. Борис Бунеев хотел снять ее в драме «Хуторок в степи», Андрей Кончаловский — в мелодраме «Романс о влюбленных». Но девушка, которая была очень застенчивой от природы, отказалась.
А когда пришли уверенность и профессионализм, они перестали приглашать танцоров, и даже если их приглашали на прослушивание, их не принимали. Как выяснилось, балетоманов просто боялись за их «ненадежность»: слишком много артистов балета остались за границей на время гастролей. Это означало конец всего фильма и жизни актеров, принимавших в нем участие.
Когда в 1978 году Наталья пригласила мэтра мюзикла Леонида Квиникидзе в свой новый фильм «31 июня», она была уверена, что чем больше она будет пробоваться на главную роль, тем «пуще» будет эта съемка. Но режиссер защитил Трубникову, и как только актриса покинула театр, она погрузилась в волшебный мир съемок.
Наталья предстала в роли Мелисенты — принцессы, жившей в XII веке. Век. Несмотря на множество ухажеров, девушка влюбляется в художника Сэма, живущего в XXI веке. Злой колдун утраивает их встречу во времени, а затем разлучает их. Чтобы снова быть вместе, влюбленные должны пройти через ряд приключений. Сэма сыграл невероятно популярный в то время Николай Ерменко.
«Мы стали очень хорошими друзьями, мы всегда были очень веселыми. Он просто боялся хореографических сцен и постоянно говорил: «Лучше бы я не танцевал». Боже упаси!» — вспоминает актриса о том времени.
Фильм был показан по телевидению в канун Нового года 31 декабря 1978 года. А потом его окончательно запретили: Играя роль музыканта придворного балета Лемисона, Александра Годунова, он попросил политического убежища в США в 1979 году.
Три года спустя балерина вновь снялась вместе с Квиникидзе в фильме «Шляпа» (1981) о судьбе джазового музыканта Дмитрия Денисова. Наталья сыграла жену второстепенного персонажа Савицкого — ее играл Игорь Кваша.
Ей посчастливилось сыграть еще одного Марка Захарова в «Формуле любви» и войти в актерский состав популярной сказки «Тайна Снежной королевы» с Алисой Фрейндлих в главной роли.
В 1988 году Наталья Трубникова снялась в фильме «Фантазер» по мотивам оперы «Порги и Бесс». А в 90-е годы фильмография актрисы украсилась ролью Кончиты в российско-польско-немецком фильме «Аляска Кид».
Заветное кольцо «заплатило» жемчужиной за ее успех
Наталья Трубникова рассказала, что снималась в этом фильме с собственным кольцом на пальце: «Кольцо было красивое: из расплавленного, словно обкатанного золота, с черной жемчужиной. Я купил его в Токио и, по безрассудству молодости, потратил все деньги, заработанные на гастролях. А через десять лет, когда меня утвердили на главную роль в фильме «31 июня», оказалось, что это украшение подходит к платью принцессы Меликеды. После премьеры выяснилось, что кольцо по-прежнему на пальце актрисы, только большая жемчужина на нем не: потеряна. Наталья и ее муж обыскали весь зал, расспросили уборщиц, но жемчужина исчезла как сквозь землю. Актриса была очень расстроена, но люди успокоили ее: не переживай, жемчужине достались твои слезы, ты заплатила за ее успех.
Однако успех был недолгим. В Советском Союзе сказка «31 июня» была показана только один раз. Затем пьеса была законсервирована на долгие годы: Танцовщик Александр Годунов, исполнявший одну из ролей, оказался в США. Там он остался неожиданно и навсегда: он обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища, которое было получено. Этого было достаточно, чтобы лишить зрителей популярного фильма.
«На полке» вместе с фильмом снималась и Трубникова, и другие актеры: она несколько раз проходила пробы, но не была утверждена. Только позже актриса узнала, в чем дело: «Оказалось, что был заказ — балетные актрисы в фильме его не получают. Им не нужен язык, они танцуют. А язык танца — международный язык. Поэтому они всегда могут покинуть страну и остаться там».
Любовь к балету и пальцы в кровь
Лишь спустя годы ее снова позвали в качестве ведущей актрисы. К сожалению, эти роли не имели и десятой доли той популярности, которой пользовалась Наталья, героиня «31 июня». Она снялась в 14 сценах, но зрителям запомнилась только Мелисента. Но в детстве Трубникова совсем не мечтала об актерской карьере. Она мечтала о балете — увидев выступление Майи Плисецкой, девушка не могла представить себе ничего прекраснее. Балетная школа стала для нее серьезным испытанием. Наши ноги были в крови. Они заклеили раны мембраной из сырого яйца и наложили пластырь. Но кровь все еще просачивалась сквозь их обувь. Дома я не мог жаловаться: Я боялась, что меня заберут из школы. Но все это было не напрасно: она выступала в балетах по всей Европе.
Когда Леонид Квиникидзе предложил молодой балерине сняться в фильме, она была в восторге. Режиссер представлял себе будущий фильм как мюзикл с множеством гламурных танцевальных номеров, поэтому Наталье удалось обойти на пробах таких звезд, как Елена Санина и Ирина Алферова. Квиникидзе предупредили, что балерины и танцоры на ведущих ролях — не лучший выбор, так как они считаются «ненадежными», потому что в любой момент могут сбежать на Запад. Он не послушал «доброжелателей» — и позже пожалел об этом, когда «31 июня» был запрещен на 7 лет.
Позже Наталья Трубникова неоднократно говорила о «проклятии», которое принес ей фильм «31 июня». Она успела сняться в таких фильмах, как «Через тернии к звездам», «Колесницы», «Гараж», «Эскадрон гусар летучих». Но после тестов режиссеры с отрешенными глазами отказывались принимать балерину. И она часто отклоняла двусмысленные предложения от режиссеров. По этой причине она не снималась во многих фильмах.
Любовь всей жизни — партнер, друг и муж
В ее жизни еще был балет. Наталья Трубникова очень рада, что он не решился оставить ее ради кино: Что бы у нее тогда осталось, если бы она играла только одну роль? И вот она долгое время танцевала, а затем основала «Русскую модельную школу», где девочек учили пластике, грации, умению двигаться и преподносить себя. Трубникова также нашла мужа в балете. Анатолий Кулаков был ее партнером в одном из спектаклей, и после того, как он пронес ее по сцене на руках, она поняла, что может доверять этому человеку и как партнеру, и как мужу, сказала балерина. Он не подведет, не предаст.
Красивая, добрая и скромная девушка с первого взгляда пленила сердце Анатолия. Вскоре они стали мужем и женой, через три года Трубникова стала знаменитой благодаря роли Мелизмы, а когда съемки фильма были приостановлены и карьера Натальи переживала одну неудачу за другой, именно муж поддерживал и утешал ее. Только благодаря ему Наталья смогла преодолеть свое отчаяние.