Стеснялась своего роста, еле выжила в ДТП: повороты судьбы Анны Герман
Ангельским, божественным и волшебным – такие эпитеты часто применяли к прекрасному и глубокому голосу Анны Герман. Она завоевала любовь и признание миллионов слушателей, которые помнят ее и спустя десятилетия после ее преждевременного ухода из жизни.
Легендарная певица появилась на свет 14 февраля 1936 года. Судьба решила подарить ей не только потрясающий успех, славу и обожание публики, но одновременно и ужасные испытания, с которыми смог бы справиться не каждый.
В этом материале мы поговорим о жизни, творчестве и трагической судьбе самой лиричной певицы советской эстрады, используя сведения из материалов РЕН ТВ.
Детство Анны Герман
Анна Герман родилась 14 февраля 1936 года в узбекском городе Ургенч. Ее мать, Ирма Мартенс, принадлежала к общине голландских меннонитов, которая в конце XVIII века переселилась в Россию. Отец Анны, Ойген Хёррман, происходил из немецких переселенцев и работал бухгалтером в нефтяной компании.
«Высокий, привлекательный, с серо-голубыми глазами и кудрявыми темными волосами. В прошлом был дирижером хора. Отлично говорил на немецком, голландском и русском языках. Увлекался чтением, знал наизусть множество стихов, пел, играл на гитаре и скрипке,» – писала о нем Ирма.
В 1937 году его арестовали по ложному доносу о шпионаже, и он был расстрелян. Ирма с детьми – Анной и ее младшим братом Фридрихом – переехала сначала в киргизский поселок Орловка, а затем в город Джамбул, Казахстан. В 1939 году от скарлатины умер Фридрих. Это были тяжелые времена. Ирма записала в своем дневнике о тех бедствиях:
«Единственной пищей для нас был кусок ржаного хлеба. Не было работы, не было еды, мы жили в землянке с чужими людьми. Мы переехали в Орловку в Киргизии, и за работу в колхозе я получала отруби, которые мама использовала для выпечки лепешек. У нас не было дров для обогрева, и в доме было крайне холодно. В таких условиях я решилась на воровство – в первый раз в жизни. Я украла колхозную солому, рискуя быть пойманной милицией или колхозным сторожем, что могло закончиться для меня крайне плохо…»
В 1942 году Ирма вышла замуж снова, и вскоре ее новый муж вступил в 1-ю польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко, где, к сожалению, погиб в октябре 1943 года. Анна позже написала в своей книге «Вернись в Сорренто?»:
«Выпавшая нам судьба была жестокой. Она отражала страдания сотен тысяч людей в годы войны, голод, изгнание и гибель целых семей.»
Семьи воинов польской дивизии имели право на репатриацию в Польшу. Хотя Ирма даже не говорила по-польски, она все же решилась на переезд. В 1946 году, взяв с собой десятилетнюю дочь и свою мать, она отправилась во Вроцлав.
Детство и юность
Анна Герман родилась 14 февраля 1936 года в Узбекском городе Ургенч, где ее отец Ойген Херманн работал на хлебозаводе бухгалтером. Ее мать Ирма Бернес происходила из меннонитов – голландских мигрантов, проживавших в Германии, и она была учителем немецкого языка. В 1937 году, когда Анне было всего год, ее отца арестовали по обвинению в шпионской деятельности и отправили в лагеря, где он был расстрелян в 1938 году. В 1957 году его посмертно реабилитировали.
У Анны был младший брат Фридрих, который также заболел в 1938 году и вскоре скончался. Ее мать Ирма забрала дочь и свою пожилую мать Анну Фризен, покинув Узбекистан. Они много странствовали по стране, несколько лет жили в Новосибирске, потом в Красноярске, затем в Ташкенте, и больше всего времени провели в Джамбуле. Там Анна пошла в школу и успела окончить три класса. В 1942 году Ирма вышла замуж за польского офицера Германа Гернера, что дало ей возможность в 1946 году перебраться с дочкой в Польшу.
В школе Анна была отличницей и испытывала большой интерес к рисованию. Её мечтой была Высшая школа изящных искусств, однако, в итоге, под давлением матери она выбрала более «прагматичную» профессию.
После завершения гимназии Анна поступила на геологический факультет университета, где в скором времени получила диплом.
Во время учебы она начала участвовать в молодежном театре «Каламбур», что и привело ее к сцене. Получив диплом, Анна смогла начать концертную деятельность и начала выступать в провинциальных городах Польши.
Музыка
Первым значимым шагом в ее музыкальной карьере стало участие в Международном песенном фестивале в Сопоте в 1963 году, где Анна заняла третье место. Затем она приняла участие и в других фестивалях, благодаря которым ее песни впервые начали звучать по радио. Успех к певице пришел в 1964 году, когда она снова выступила в Сопоте, после чего ее песня «Танцующие Эвридики» позволила ей занять первое место в польском рейтинге и второе место в международном.
В том же году певица впервые представила сольный концерт в Москве, после чего осуществила мировое турне, в ходе которого ее имя стало известным по всей Европе. Возвращение из гастролей ознаменовалось выходом ее первой пластинки, тираж которой превысил несколько миллионов экземпляров. В 1965 году Анна исполнила песню «Город влюбленных», которая сделала её еще более популярной.
В 1966 году Анна дебютировала в кинематографе с эпизодической ролью в фильме «Морские приключения». Однако ее карьера в кино не сложилась, и после этого она приняла участие только в трех дальнейших проектах.
Тем не менее, в 1966 году к Анне поступило приглашение на сотрудничество со звукозаписывающей студией в Италии, где она направилась в Рим. В 1967 году певица отправилась на песенный фестиваль в итальянском городе Сан-Ремо, который стал основным этапом в ее карьере, так как она представляла там Польшу. Вскоре после этого она покорила фестивали в Каннах, Монте-Карло и Неаполе.
Однако в августе 1967 года произошел трагический инцидент – Анна попала в автомобильную аварию, полную опасности. Инцидент случился по вине ее импресарио, который уснул за рулем. Они ехали из Форли в Милан, когда их автомобиль на полном ходу врезался в бетонное заграждение. Менеджер Ренато Серио получил перелом ноги и кисти, а сама Анна, пролетев через лобовое стекло, получила тридцать шесть переломов, включая перелом позвоночника, и серьезные травмы внутренних органов.
Скорая помощь доехала только на следующее утро, она была доставлена в больницу, где провела семь дней в бессознательном состоянии. После этого последующие шесть месяцев она находилась в гипсе и не могла двигаться. Затем ей понадобилось время, чтобы заново научиться элементарным вещам – сидеть, ходить и дышать. Кроме того, ей пришлось восстановить и память. Вернуться на сцену Анна смогла только в 1970 году.
Вершиной ее популярности стали песни, написанные такими композиторами как Александра Пахмутова, Ян Френкель и многие другие. В 70-х годах мелодии Анны звучали в каждом советском доме. Ее шедевры «Эхо любви», «Надежда» и «Нежность» были постоянными хитами, которые крутятся на радио и телевидении. Многие знали слова этих песен наизусть, и их пели повсюду. Песня «Катюша» и «Колыбельная» также исполнялись с великой чувственностью.
В 1975 году Анна отправилась в гастроли и впервые представила новую песню «А он мне нравится». В этом же году на телевидении вышла музыкальная программа «Поет Анна Герман».
В 1976 году Анна знакомится с молодыми исполнителями, такими как Алла Пугачева и Роза Рымбаева. Позже, после знакомства с Вячеславом Добрыниным, у нее появилась песня «Белая черемуха», написанная специально для нее. Запись прошла стремительно – Анна смогла взять вокал с первого дубля.
Мечтала стать художницей, училась на геолога
Анна всегда была идеальной дочерью. Она без сопротивления брала на себя дела по дому, затем, с переходом на вечернюю школу, начала зарабатывать. Анна поступила в университет по рекомендации матери на геологический факультет, поскольку, как считала ее мама, это более «практичная» профессия. В школе и университете она была отличницей, радовала мать своими пятёрками. Однако её мечты заключались не в этом, а в живописи, она давно мечтала стать художницей, но эти мечты так и не осуществились.
Во время учёбы Анна проявила в себе совершенно другой талант – её голос оказался точным, нежным и насыщенным мелодией. Несмотря на то что веселые песни всегда звучали из её уст с легкой грустью, эта грусть обладала своим особенным очарованием. «Тебе надо идти в артисты, Анка,» – говорили ей окружающие. Когда Анне исполнилось двадцать пять, одна из подруг почти силком подтолкнула её записаться на прослушивание в Вроцлавскую эстраду. Этот случайный эпизод неожиданно определил её дальнейшую судьбу, и без какого-либо предварительного обучения, Анна успешно сдала квалификационный экзамен и стала профессиональной певицей.
Учёба и первая слава
Однако Анна не остановилась на достигнутом. Она брала уроки вокала и стремилась учиться дальше, а затем поучаствовала в программе стажировки в Риме, получив стипендию. Однако эта стипендия едва покрывала ее затраты на жилье и обучение. Она никогда не упускала возможности развиваться и расширять свои знания.
Шестидесятые годы стали для Анны настоящим золотым веком. Она принимала участие в фестивалях один за другим. Гастроли по СССР привели к её мгновенной популярности, а итальянская звукозаписывающая компания активно занималась ее продвижением за пределами родной страны, устраивая интервью, фотосессии и заставляя участвовать в модных показах, параллельно отправляя ее на гастроли по странам Европы.
Назад в СССР
В 1964 году Анна Герман заняла второе место на Фестивале польской песни в Ополе, и спустя месяц, по приглашению Госконцерта, отправилась в гастроли в СССР. Хотя она выступала не сольная, а в составе группы артистов, её искусство было воспринято с восторгом. В Советском Союзе Анна записала свою первую пластинку.
Она сама описывала свои ощущения так: «На часто задаваемые вопросы – как в Польше, так и за границей: «Какие пластинки у вас есть, где их можно купить?» – мне приходилось смущенно отвечать, что моя пластинка еще не выпущена, но несомненно, вскоре мне предложат её записать. Для певца, оказавшегося за границей, пластинка – это доказательство его популярности на родине, его профессионального уровня, но самое главное – это статус, показывающий и объясняющий его выступления на зарубежной сцене. Мне очень хотелось такое подтверждение. Я мечтала о нём, но всё еще не могла стать «пророком в своем отечестве». Однако в московской студии грамзаписи на улице Станкевича, 8, они решили рискнуть и предложили мне записать пластинку.»
Анна много раз приезжала в Советский Союз и каждый раз испытывала особые чувства. Она говорила: «Польша – это мой второй дом, который дал мне всё. Однако когда я еду в Советский Союз, я волнуюсь значительно меньше, чем по поводу других гастролей. Я волнуюсь, но это скорее тихая радость.»
Авария
Её гастроли по всему миру принесли ей известность вдали от Польши. Артистка, обладая талантом петь на нескольких языках, вызвала интерес в Италии. Казалось, её чистый и мелодичный голос идеально подходит для итальянских песен. В 1966 году она подписала контракт на три года с небольшой звукозаписывающей компанией CDI.
В своих воспоминаниях о том времени Анна описывала усилия владельца студии, стремившегося сделать из нее действительно звезду. Анна оказалась в мире светских мероприятий, где ей приходилось посещать приемы и фотосессии. Это вызывало у неё огромный дискомфорт. Во-первых, она имела довольно высокий рост – 184 см, и найти подходящее вечернее платье для неё стало настоящим испытанием. Во-вторых, она испытывала комплексы из-за роста, что было предметом обсуждений во время концертов и пресс-конференций. В-третьих, в числе напитков она предпочитала молоко, а не алкоголь, что порой вызывало недоумение у итальянцев. В-четвертых, ей просто не нравился такой образ жизни. Анна скучала по дому, родным и друзьям. Тем не менее, ей не суждено было увидеть выполнение условий контракта – она успела стать первой и единственной полькой, выступавшей на легендарном фестивале в Сан-Ремо, и провела единственный сольный концерт в Форли.
Ночью 27 августа 1967 года, когда её импресарио Ренато Серио заснул за рулем по дороге в Милан, катастрофа стала реальностью. Спортивный Фиат 850 вылетел с дороги. Ренато, к сожалению, получил перелом руки и ноги, а с Анной всё оказалось гораздо сложнее: у нее произошли множественные переломы конечностей и серьезные повреждения позвоночника и грудной клетки. Перевозка в институт ортопедии Rizzoli в Болонье заняла много времени, и в итоге её полностью забинтовали от шеи до пальцев ног. Несмотря на это, Анна не хотела оставаться в Италии дольше необходимого. Как только врачи разрешили, её перевезли обратно в Польшу, где она находилась в первом классе и где для неё было подготовлено специальное ложеподобное кресло. Здесь она продолжала лечение, а во время реабилитации написала книгу «Вернись в Сорренто?», о чем заговорили, как о талантливом писателе и журналисте.
Збигнев Тухольский
Скорее всего, Анна не вернулась бы на сцену, если бы в этот трудный момент рядом с ней не оказалось Збигнев Тухольский, который знал ее много лет. Он не только был ее сторонником на концертах, но и дарил цветы, поддерживал в трудные времена. Збигнев даже просил её руки, однако Анна тогда взяла паузу для раздумий. Из больницы она переехала в варшавскую квартиру Тухольского, и по воспоминаниям друзей, это была небольшая и тесная, что усложняло передвижение. «Ночами, когда соседи уже спали, а улицы опустели, Збышек заносил Анну в лифт, помогал сесть в машину и они направлялись на берег Вислы. Там Анна медленно, с поддержкой Збышка, делала свои первые шаги. Так проходили дни и ночи – неделями,» — вспоминал режиссер Ян Ласковский. Тухольский достал пианино для Анны, и она смогла вновь заниматься музыкой. В 1970 году Анна вернулась на сцену, и всего через два года они с Збигневом поженились в скромной церемонии на польском горнолыжном курорте Закопане, не приглашая даже своих родственников и лишь с приятелями в роли свидетелей. Спустя три года Анна забеременела и, несмотря на опасения врачей, в ноябре 1975 года родила сына, дав ему имя в честь отца – Збигнев. Актер Яцек Хильхен вспоминал: «У них со Збышком была прекрасная семья, живущая искусством. В их доме не было привычного «творческого беспорядка», хотя могли бы позволить себе расслабиться. Анна не любила хаос и беспорядок. Могла сказать: «Давайте уедем на природу, как-то мне здесь нехорошо разговаривать», и они уезжали, чтобы провести время под деревьями, хотя уже была ночь.»
Творческий путь
Год 1955 стал началом практической учебы для Анны. Учеба в университете приносила ей радость, ведь она иногда участвовала в самодеятельности и театре Юлиана Кшивки. Режиссер первым оценил ее уникальный голос и стал способствовать её участию в международном конкурсе в Сопоте.
Перед конкурсом Анна спела «Ave Maria» в церковном хоре, а после того, благодаря усилиям своей подруги, попала на прослушивание в местную филармонию. В 1962 году ей удалось сдать экзамен и стать профессиональной певицей. Параллельно она занималась вокалом у преподавателя консерватории, профессора Янины Прошковской, а затем выехала в Рим на стажировку длиной в два месяца.
Важный этап в творческой жизни Анны наступил с участием в конкурсе польской песни в Ополе в 1964 году, на котором песня «Танцующие Эвридики» завоевала второе место. На Фестивале в Сопоте ей удалось занять третье место.
Лето 1967 года разделило жизнь Анны на «до» и «после». Во время поездки в Италии её автомобиль, в котором лежали импресарио Ренато Серио и Анна, столкнулся с бетонным колом ограждения так, что певица выбросилась через окно. Ренато не справился с управлением, уснув за рулем. Скорая в первую очередь забрала только его, и Анну обнаружили не сразу. В итоге, она попала в больницу с многочисленными переломами.
Молча провела более недели в бессознательном состоянии, затем полгода — неподвижно в гипсе. Реабилитация была невероятно сложной: она вновь училась дышать, сидеть и ходить. После того, как встала на ноги, Анна написала книгу о своем итальянском опыте «Вернись в Сорренто?», тираж которой составил 30 000 экземпляров.
Первое выступление после долгого перерыва состоялось в 1970 году в Варшаве. Публика восторженно встретила певицу, ставя ей овации почти полчаса.
Вскоре Анне предложили гастроли в Советском Союзе. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню «Надежда», а после того как её стала исполнять Эдита Пьеха, они решили, что хотят услышать ее голос именно в исполнении Герман.
В 1977 году впервые за всё время передачи «Песня года» певица спела на бис – её отношение к слушателям и завораживающее исполнение песни «Эхо любви» требовали повторного выхода на сцену, ведь зрители признавали её своим кумиром.
В 1980 году во время выступления в Лужниках у нее случилось резкое обострение тромбофлебита. Несмотря на боль, она смогла завершить песню, но больше не смогла выполнить шаг в сторону кулис. Процесс стационарного наблюдения выявил саркому. Лечение и операции не помогли, но до последнего Анна выходила к своим зрителям, скрывая слезы от боли за темными очками.
Личная жизнь Анны Герман
В 1960 году во Вроцлаве состоялась встреча Анны с командировочным научным работником из Варшавы Збигневом Тухольским. За время, оставшееся до отправления поезда, мужчина решил плавать в бассейне и попросил Анну охранить его одежду, не подозревая, что незадолго до этого она станет знаменитой.
Молодые люди начали переписку, после чего, когда Герман выступила в Варшаве с концертом, Збигнев познакомил ее со своими родными, среди которых была его сестра, учившаяся в консерватории. Анна на пианино исполнила несколько итальянских песен, что произвело на всех большое впечатление.
Несколько раз Тухольский предлагал Анне выйти за него замуж, но Певица не спешила. Лишь после трагедии, когда рядом с ней постоянно находился Збышек и помогал ей встать на ноги, она приняла его предложение. В 1972 году они сыграли скромную свадьбу в Закопане. В 1975 году у пары родился единственный сын, которого назвали в честь отца – Збигнев.
С 1982 года проходили многочисленные траурные мероприятия, на которых присутствовали муж и сын Анны. В её родном Ургенче была названа улица в её честь и установлена мемориальная доска.
В память об Анне Герман было издано множество книг и снято фильмов. В 2012 году к 30-летию смерти певицы вышел автобиографичный сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела» с польской актрисой Йоанной Моро в главной роли. В 2018 году была запущена ежегодная премия ко дню смерти певицы «ЯМУЗЫКА AWARDS». В 2021 году к 85-летнему юбилею Анны Герман Первый канал организовал «День Анны Герман».
- Первую песню Анна исполнила в детстве, под огромной елью во время новогоднего праздника.
- Она свободно владела польским, русским, итальянским и английским языками, но дома с матерью и бабушкой говорила на плаутдиче – старинном диалекте немецкого языка.
- Сыну Збышеку Анна написала сказку о быстрокрылом скворце, которая была издана только в 2010 году на русском языке благодаря усилиям её биографа Ивана Ильичева.
- Совместно с мужем Збигневом они создали не совсем легальный бизнес: на гастролях Анна покупала ювелирные изделия, которые затем Тухольский продавал в Польше через своих знакомых.
- Она записала «Ave Maria» в акустической версии для Папы Римского Иоанна Павла II, который всегда был ей преданным поклонником.