Исполнилось ровно 12 лет со дня смерти народной артистки СССР Людмилы Гурченко. Ее сердце перестало биться 30 марта 2011 года, но она продолжает жить в сердцах своих поклонников. По случаю этой печальной даты ФАН собрал несколько интересных фактов о Людмиле Гурченко, которые будут интересны многим, кто знаком с ее творчеством
Людмила Гурченко
«ВКонтакте «Людмила Гурченко — известная советская и российская актриса и певица. Фильмы, в которых снималась Людмила Гурченко, полюбились миллионам людей и вошли в советскую классику. Сама актриса стала символом целой эпохи российского кинематографа. Людмила Марковна была иконой стиля в жизни и на экране: ее героини невольно становились законодательницами моды.
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове в особой семье. Ее мать, аристократка Елена Александровна Симонова, вышла замуж за крестьянина Марка Гурченко (настоящая фамилия Гурченков), причем разница в возрасте между ними составляла почти 20 лет. Еще до рождения Людмилы ее дед по материнской линии был притеснен, а семейное имущество конфисковано. О своих аристократических корнях актриса узнала только когда выросла.
Родители будущей актрисы работали в Харьковской филармонии. Ее отец был талантливым музыкантом, играл на аккордеоне, а мать была его помощницей. Родители часто брали дочь с собой на концерты, поэтому детство Людмилы прошло за кулисами, и она с ранних лет видела сцену.
Со дня своего рождения и до начала Великой Отечественной войны Людмила жила с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире на улице Мордвиновского. Ее счастливое детство было прервано войной. Отец Марк Гаврилович, которого актриса нежно любила и уважала всю жизнь, ушел на войну. Она была не по возрасту, да еще и инвалидом, но решила идти на войну. Девочка осталась одна с мамой в Харькове. Они не успели уехать из города, и им пришлось испытать все тяготы жизни в оккупированном немцами городе.
Ее мать, рано вышедшая замуж, не имела профессии. Семилетняя Люся с трудом добывала еду: вместе с другими голодными детьми ей приходилось воровать на рынке. Девочка находила постоянный заработок, танцуя в казармах и исполняя песни на немецком языке из популярных до войны фильмов.
1 сентября 1943 года, после освобождения Харькова, Гурченко с некоторым опозданием пошла в школу. Ее одноклассники, вернувшиеся из эвакуации после войны, бойкотировали Люшу из-за ее выступлений перед немцами, но постепенно их презрительное отношение к жителям города, пережившим оккупацию, уступило место сочувствию.
Осенью 1944 года Людмилу записали в музыкальную школу — родители решили поощрять музыкальные способности ребенка. После войны они оба работали в Доме пионеров: отец играл на аккордеоне, а мать работала аниматором и вела танцевальный кружок.
Столичная автобиография Людмилы Гурченко началась в 1953 году, когда она уехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она была самой яркой и разносторонней в своей карьере. На последнем курсе актриса изобразила Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоген в сценической композиции «Западня» по мотивам Теодора Драйзера. В этих ролях Гурченко пела, танцевала и играла на фортепиано.
В 1958 году она окончила ВГИК. После окончания института сначала работала в Театре-студии киноактера, а с 1964 года два сезона выступала на сцене «Современника», где появилась в постановках Олега Ефремова «Без креста» и «Старшая сестра». Позже Людмила несколько лет выступала в Театре Антона Чохова и Московском театре сатиры.
Фильмы
В кино Гурченко дебютировала еще будучи студенткой. Ее первым фильмом стал фильм Яна Фрида «Дорога к истине», который вышел на экраны в 1956 году. «Я пришла сюда не для того, чтобы молчать» — такова была первая кинематографическая фраза артистки. Работа привлекла внимание, как и начинающая актриса, чей взлет начался с ее первого фильма.
После выхода на экраны новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» актриса обрела большую популярность. Людмила Гурченко сразу стала всенародной любимицей, своим кумиром, а ее фото украшало обложки журналов по всему Союзу.
Фильм побил все рекорды в прокате и продал почти 50 миллионов билетов. А песня «Пять минут», исполненная исполнительницей главной роли Леночкой Крыловой, стала гимном Нового года.
За «Ночью карнавала» последовала «Девушка с гитарой», которая была написана специально для Гурченко и в которой актрисе досталась аналогичная главная роль. Этот фильм был менее успешным, его критиковали в прессе, хотя он заполнил залы кинотеатров с первых минут. Но была и другая сторона успеха этих двух фильмов: Людмила была легкой актрисой танцевальной песни.
Людмила Гурченко
Родился 12 ноября 1935 года в Харькове, Украинская ССР, СССР.
Заслуженный артист СССР (1969), народный артист РСФСР (7.01.1977), народный артист СССР (17.08.1983).
Выпускник Всероссийского государственного института кинематографии (1958, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Актер Театра-студии киноактера (до 1964 года), Московского театра «Современник» (1964-1966), актер Государственного концертного зала (1966-1969).
Людмила Гурченко была синтетической актрисой: она могла выступать во всех жанрах — от водевиля, шаржа и мюзикла до мелодрамы, трагикомедии и военной драмы; она великолепно пела и танцевала, была и театральной, и эстрадной актрисой. Но ее любовь и жизнь были посвящены кино.
Она — автор многочисленных автобиографических книг («Мое взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, остановись!»).
Скончался в Москве вечером 30 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (поле 10, ряд 10, позиция 8).
На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.
Ее первым мужем был Борис Андроникашвили, сценарист и историк. В 1959 году у них родилась дочь Мария, от которой у Людмилы Гурченко есть внучка Елена (1984 г.р.) и внук Марк Королев (22.09.1982-14.12.1998), который умер от передозировки наркотиков. Второй муж — актер Александр Фадеев, приемный сын писателя Александра Фадеева. Третий муж — певец Иосиф Кобзон (1967-1970). Четвертый муж (в течение 18 лет) — музыкант и спутник актрисы Константин Купервейс (р. 1949). До самой смерти Людмила Марковна была замужем за продюсером Сергеем Сениным, с которым познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка».
В 2016 году один из переулков Харькова возле дома, где прошло детство и юность Людмилы Гурченко, был назван в честь выдающейся актрисы.
Московский театр «Современник». Олег Ефремов — Доярка 1963 — «В день свадьбы» по пьесе В.С. Розова. Режиссер: Олег Ефремов — Майка 1964 — «Старшая сестра» А.М. Володина. Режиссер: Олег Ефремов 1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссер: Игорь Кваша — Роксана 1964 — «Всегда на связи» В. Аксенова. Режиссер: Олег Ефремов — Жена трубача 1965 — «Голый король» Е.Л. Шварца. Режиссер: Мара Микаэлян — Гувернантка 1966 — «Жить вечно» В.С. Розова. Режиссер: Олег Ефремов — Танечка
Московский театр-студия киноактера: 1964 — «Красное и черное» Стендаля. Режиссер Сергей Герасимов — Матильда де ла Мот 1965 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера. Режиссер Давид Ливнев — Биан ка 1966 — «Дурочка» Лопе де Вега. Режиссер Евгений Радомысленский.
Школа современного театра: 1991 — «Почему ты в пиджаке?». С. Никитина, Д. Сухарева — «Невеста», режиссер Иосиф Райхельгауз.
Театр Антона Чехова: 1993 — «Честь имею» Б. Слейда, Режиссер: Леонид Трушкин 1997 — «Недостижимое» С. Моэма, Кэролайн Эшли, Режиссер: Леонид Трушкин 1997 — «Поза эмигранта» Г. Слуцкого, Банкир, Режиссер: Леонид Трушкин
Московский театр сатиры: 1995 — «Поле боя после победы принадлежит мародерам» Эдвард Радзинский — Инга Михалева, режиссер: Андрей Житинкин
фрагменты: «Белый взрыв». Отрывок №4 >>
Королева» поп-музыки Алла Пугачева посвятила свою песню «Примадонна» народной артистке СССР Людмиле Гурченко и тем самым была в глазах своих поклонников. Однако не всегда. Были у нее и неприятные перерывы. Самый большой был в 1960-е годы, когда ослепительная Леночка Крылова («Карнавальная ночь») надолго исчезла с экрана. И чтобы спасти ее от забвения, на ее сторону встала восходящая звезда пения по имени Кобзон. — Она находилась в страшной депрессии — ее популярность резко упала, — которую позже разделила с Иосифом Давыдовичем. — Тем не менее, Гурченко оставалась Гурченко. Она пробовала себя в качестве актрисы то в одном театре, то в другом. Она возвращалась со съемочной площадки в приступе ярости. И каждый раз все заканчивалось словами: «Это невозможно! Как только вы заявляете о своем желании сняться или сыграть роль, вы тут же спускаете юбку и идете в ресторан! Она очень болезненно реагировала на такие вещи, они ее унижали. В этот момент я положил руку ей на плечо. … Лишь позже к ней пришли лучшие фильмы, премьеры на столичных сценах («Современник», сатирический театр, школа современной пьесы и т.д.), благотворительные выступления на телевидении, концертные туры, диски с песнями, две государственные премии (1978 и 1994) и гирлянды наград на общероссийских и международных фестивалях.
Студентка Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (ВГИК), Людмила Гурченко сыграла запоминающиеся роли в известных фильмах: «Девушка с гитарой», «Роман и Франческа», «Рабочий квартал», «Белый взрыв», «Курящий капитан», «Старые стены», «Соломенная шляпка», «Шаг вперед», «Небесные ласточки», «Мама», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Любимая жена инженера Гаврилова», «Идеальный муж», «Вокзал для двоих», «Рецепт ее молодости», «Аплодисменты, аплодисменты», «Любовь и голуби», «Белые платья». .. …Они познакомились в 1964 году, вскоре после этого начался странный роман: они встречались, жили, но не женились. В пуританском Союзе это было «против правил». Зимой 1967 (по другим источникам 1969) года Иосиф Давыдович совершил предновогодние гастроли по Куйбышеву. Он пел в только что построенном Дворце спорта. Поддержать его приехала Людмила Марковна. Ее, конечно, попросили сопровождать любимого на сцене. Пели на бис: аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты. Вечером отправились в гостиницу (одни называют ее «Волга» на Волшском проспекте, другие настаивают на «Националь» — ныне «Азимут Отель» на Ленинградском проспекте), но администратор отказал: разным полам не разрешается жить в одном номере.
Мы бросились к менеджеру гостиницы. Ему это не понравилось: вы, буржуазные художники, не зарегистрированы! Скандал! И без того скучающая примадонна начала плакать. Концерт и роман под угрозой. Кобзон звонит Марку Блюмину, директору филармонического оркестра. Он забирает ее на ночь домой, а на следующее утро приводит в филармонию и…. женится на ней! Неизвестно, где он нашел сотрудников ЗАГСа в свой выходной день. Но они ждали молодую пару. Блюмин выступил на свадьбе в роли шафера, а Гурченко стояла без шафера. Такова буквальная версия старых друзей из филармонии. Роль «феи-крестной» сыграла начальник Самарского районного отдела ЗАГС Антонина Воронова. Людмила Гурченко в бархатном облегающем бордовом костюме была отстраненной и холодной, как Снежная королева. Причина этого банальна: Актриса тщетно пыталась спрятать вырванную из паспорта страницу со штампом о предыдущем браке. Но «пять минут» — и все было готово.
От волнения «новая ячейка общества» забыла заплатить налог. Все пили шампанское и закусывали шоколадками, а после молодожены выделили Волге семейную комнату. Как известно, союз оказался недолговечным. Мой муж говорил: «Эта свадьба не была для меня домашней. Наоборот, это был фасад. Мы ухудшили наши отношения», которые вскоре стали антарктическими, вернее, полярными. А потом последовал развод.
Начало карьеры Людмилы Гурченко
Дебют Гурченко в кино состоялся в 1956 году в фильме Яна Фрида «Путь истины», но этот фильм прошел незамеченным для ее актерской карьеры. Затем последовала драма «Сердце бьется вновь…». Абрама Рума. И это тоже не стало фильмом». Но когда вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», он имел большой успех, и Марк Гаврилович очень гордился своей дочерью и всем на улицах города говорил, что он отец молодой актрисы.
Людмила Марковна попала в эту комедию довольно случайно: ее увидел в коридорах «Мосфильма» режиссер и руководитель киностудии Иван Александрович Пырьев и привел на съемочную площадку.
Когда вышла комедия Александра Файнциммера «Девушка с гитарой», ее родители посмотрели фильм в кинотеатре. Есть момент, когда актер Сергей Блинников говорит, указывая на Людмилу Гурченко: «Моя дочь!». Марк Гаврилович поднялся со своего места и сказал:
«Сначала вы ее показываете, а потом говорите, что она ваша дочь!».
Годы забвения Людмилы Гурченко
Потом, после многолетней травли за игру в легкомысленных девочек, а точнее, за отказ сотрудничать с КГБ, наступило время забвения. Потом кислород перекрыли, телефоны замолчали, и актрису практически нигде не было слышно. Конечно, она по-прежнему снималась, но не в главных ролях, а в крошечных, которые были в кадре всего полминуты: «Свадьба Бальзаминова», «Мост построен», «Живой труп», «Тени», «Капитан Дымов».
Для Гурченко роль директора завода Анны Георгиевны Смирновой из драмы Виктора Трегубовича «Старые стены» стала ее настоящей ролью, которая позволила ей переродиться и почувствовать новое дыхание:
«Как Виктор Иванович понимал мое состояние! У меня был такой период в жизни, когда я понимала, что если я не сыграю эту роль, то не буду жить. Но это единственная роль, за которую мне не стыдно, от начала и до конца».
В итоге фильм не выходил в прокат полгода, потому что, по мнению критиков, был введен нетипичный режиссер.
Людмила Гурченко (фото из архива актрисы). Затем последовали «Соломенная шляпка», в которой хорошо сыграли Крамаров, Мартинсон и Голубкина, и «Двадцать дней без войны». Гурченко приглашали сниматься в нескольких фильмах, в год выходило от трех до восьми картин. А потом она сломала ногу в фильме «Мама» (клоун Олег Попов упал ей на ногу, когда они вместе были на льду) и выбыла из строя на полтора года: сначала лежала в больнице, потом проходила реабилитационный период.
Людмила Гурченко, история ее происхождения и настоящая фамилия
Сегодня мы поговорим об истории ее происхождения и узнаем ее настоящую фамилию.
12 ноября 1935 года семья Марка Гавриловича и Елены Александровны Гурченко в Харькове пережила небывалую радость: родилась дочка.
Сразу же стали думать, как назвать новорожденную.
Им хотелось выбрать красивое и звучное имя. На Марка Гавриловича большое впечатление произвел недавно просмотренный им фильм «Нью-Йоркские шарады», где главную героиню звали Люся.
Это было красивое имя. И молодые родители решили так назвать свою дочь.
Быт со стороны отца
Марк Гаврилович Гурченко родился в Смоленской области, в деревне Дунаевшина Рославльского района.
Его день рождения, 23 апреля, совпал с Днем святого Марка, поэтому мальчика назвали Марком.
Он происходил из крестьян, веками живших в Смоленской губернии, и в 9 лет уже работал на себя, пас лошадей помещиков.
Он сразу же присоединился к Октябрьской революции и после окончания гражданской войны работал на шахтах Кривого Рога. В 1932 году его вместе с другими перспективными молодыми людьми отправили в Харьков для получения образования (он хорошо играл на аккордеоне и концертино).
Но через несколько лет он ушел из института.
Устроился в школу игры на музыкальных инструментах для детей, затем — в Харьковский областной филармонический оркестр.
Работая в школе, он встретил любовь всей своей жизни — комсомолку, спортсменку и просто красавицу Елену Александровну Симонову, которая в то время училась в 9 классе и была моложе его на 19 лет.
История происхождения со стороны матери.
Елена Александровна Гурченко, в девичестве Симонова, происходила из аристократической семьи.
Ее отец, Александр Прокофьевич Симонов, принадлежал к старинному дворянскому роду. Из этой семьи происходили старцы Кирилл, Стефан, Феодор и Сергий Радонежские.
Александр Прокофьевич был директором московской гимназии, но после Октябрьской революции не принял новую власть и переехал в свое имение в Смоленске.
В 1928 году его постигла участь многих: он был арестован и приговорен к ссылке в Сибирь.
Мать Елены, Татьяна Ивановна, была дворянского происхождения. Будучи гордой женщиной, она не могла простить своего мужа, который жил в ссылке с другой женщиной.
Поэтому она переехала с младшими дочерьми Еленой и Лидией из Москвы в Харьков, где жил и работал на железной дороге ее сын Сергей.
Чтобы выжить и прокормить дочерей, бывшая столбовая аристократка пошла работать уборщицей на харьковский велосипедный завод.
Татьяна Ивановна не считала Марка зятем.
Настоящая фамилия Людмилы Гурченко
Настоящая, родовая фамилия — отцовская.
Оказалось, что фамилия Марка Гавриловича на самом деле Гурченков. Но когда ему вручали документы в Харькове, паспортистка написала в поле для фамилии: «Гурченко».
Уважаемые гости станции! Если вам понравилась моя статья, подпишитесь, пожалуйста, на «Ночное рандеву»! Там будет много нового и интересного контента!
Сейчас трудно сказать, как возникла эта ошибка: то ли Марк перепутал фамилию и «проглотил» букву «в», то ли сотрудник паспортного стола просто написал его фамилию по-украински, что и стало ошибкой.
В любом случае, выяснилось, что фамилия настоящей Людмилы Гурченко — Людмила Гученкова.
Личная жизнь
Людмила Гурченко до этого была замужем шесть раз. Первый раз она вышла замуж в возрасте 18 лет. Последний муж, Сергей Сенин, был с актрисой до самой ее смерти.
Отношения между Гурченко и ее дочерью Марией вызывали много споров. Бульварная пресса не упускала возможности покопаться в грязном белье. Сама Людмила Марковна прокомментировала это следующим образом: «Я мать, честно говоря, никакая. Актриса не может быть матерью. Все, что ты должна дать — это работу или детей. Я никогда не понимала, как можно совмещать профессию и детей. Лично я выбрала первый путь. Несмотря на то, что он может быть жестоким».
Интересные факты
- После триумфа «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко стала одной из любимых актрис Эльдара Рязанова. Но он дважды не утвердил ее на роль — ни в «Иронию судьбы», ни в «Гусарскую балладу».
- Успех «Карнавальной ночи» не принес актрисе денег. Уже после выхода фильма она снимала маленькую комнатушку, которую называла углом.
- Людмила Марковна очень гордилась тем, что не вступила ни в одну политическую и художественную организацию. Она единственная стала народной артисткой СССР, не имея партбилета.
- Даже после первого оглушительного успеха в кино Гурченко довольно долго была стеснена в средствах. Свое первое концертное платье, которое привез ей вернувшийся с войны отец, актрисе пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами семьи. Впрочем, через несколько лет друзья подарили ей почти точную копию наряда. Людмила Марковна хранила его до самой смерти.
- Гурченко никогда не обижалась, если поклонники называли ее Люсей. Напротив, она гордилась тем, что даже став звездой, осталась своей для миллионов людей.
- Актриса обожала своих двух собак — Пепу и Гаврика. В последние годы жизни Гурченко даже брала их с собой на гастроли и съемки.
- Людмила Марковна сама писала песни и исполняла их на гастролях. Но открыто призналась в этом только после выхода своего режиссерского дебюта, фильма «Пестрые сумерки», в титрах которого она значилась в том числе и как композитор. В 1965 году на Всесоюзном музыкальном фестивале написанная ей песня «Праздник Победы» вызвала настоящий фурор и заняла первое место. Но критики обвинили Гурченко в спекуляции на чувствах людей, после чего актриса более 40 лет не признавалась, что пишет песни.
Лучшая актриса года 1983, по выбору советского журнала «Экран» Народная артистка СССР (1983).
Орден «За заслуги перед Отечеством» орден IV (2000) Орден «За заслуги перед Отечеством» орден III (2005) Орден «За заслуги перед Отечеством» орден II (2010)
«Неравный брак» родителей и песни для немцев
Брак ее родителей был охарактеризован как «неравный». Ее отец происходил из простой крестьянской семьи и всей душой принял советский режим. Ее мать, напротив, происходила из старинной дворянской семьи, своего рода голубая кровь. Будучи маленькой девочкой шести лет, Люся была вынуждена жить в мире бомбежек, разрушений и голода: Боевые действия дошли до ее родного города Харькова. Чтобы не умереть с голоду, девочка давала «концерты» для немецких солдат: она пела песни из репертуара немецко-австрийской актрисы и певицы Марики Рёкк, а они охотно покупали ей еду. Что и говорить — концертные номера Люси всегда имели успех, соседи и друзья любили ее слушать, отец гордился талантливой дочерью и ни на секунду не сомневался: она станет актрисой, мировой звездой!
И Люся его не обманула: Она поступила во ВГИК, а чтобы соответствовать требованиям, тщательно избавилась от украинского акцента. А потом Эльдар Рязанов снял ее в «Карнавальной ночи» — и пошла слава. Затем последовали новые роли.
«Я пережила много жестокостей. »
Но популярность, как оказалось, не была гарантией жизни без денег. Чтобы заработать, Людмила давала концерты на заводах, где ее всегда с нетерпением ждала публика, ездила на творческие встречи. Это приносило деньги — но люди стали обвинять ее, называя наемницей и заносчивой и вызывая настоящие обиды в прессе. Более того, актриса отказалась работать на КГБ. Она перестала получать предложения от режиссеров. Ее не снимали в течение 10 лет. Позже Гурченко рассказывала в интервью: «Я пережила много жестокости. Жестокости в самом расцвете сил, когда расцветает мужчина, женщина, когда есть здоровье. Десять лет без расстрела! Разве после этого может быть что-то более страшное? Нет, ничего.
Но это не значит, что съемок не было вообще. Были — но роли были редкими и незначительными, не способными раскрыть весь талант одной актрисы. Но когда период забвения закончился, опальную актрису снова позвали на важные роли. В мюзикле «Мама» Людмила Гурченко сыграла главную роль, о ней снова заговорили, фильм был популярен. Но он принес и проблемы для актрисы: во время съемок на льду она упала и сломала ногу. Это было так неудачно, что ей потребовалось много времени, чтобы вылечиться и восстановиться. Упорная Гурченко сделала все возможное, чтобы как можно быстрее встать на ноги, и порхала по сцене, разбрасывая улыбки и воздушные поцелуи.
Разлад с КГБ
По воспоминаниям Гурченко, Комитет государственной безопасности хотел склонить ее к сотрудничеству, когда она играла главную роль в спектакле «Девушка с гитарой» накануне Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но девушка отказалась. В результате это серьезно повлияло на ее жизнь: важные роли в фильмах Гурченко не предлагаются ей уже много лет, а сама она подвергается травле со стороны прессы — бедную студентку обвиняют в «капиталистическом подходе к творчеству» с целью нажиться на ее популярности.
Из-за травли актриса даже подумывала о самоубийстве. Позже Гурченко призналась: «У меня было более 10 лет молчания. Я была почти уничтожена, меня выбросило на обочину».
Одна нога короче другой
Из-за страшной травмы, полученной на съемках фильма «Мама» 1976 года, актриса, которой тогда было чуть больше 30 лет, осталась калекой на всю жизнь. Во время сцены катания на коньках Гурченко неожиданно схватил ее коллега Олег Попов. Он случайно повалил ее на землю и во время падения повредил ей ногу коньком.
Актрисе пришлось лететь в США, где она перенесла четыре операции по восстановлению ноги, которая была сломана на 19 частей. Врачи уже говорили v