Олег Даль ушел от нас 3 марта 1981 г. В возрасте всего 39 лет. Но за это время он успел стать кинозвездой, несколько раз разочароваться в любви, попасть в мощные лапы «зеленого змия» и даже предсказать собственную смерть. И даже дважды
Жена Олега Даля
Олег Иванович Даль — советский актер театра и кино. Герои, которых он воплощал на сцене, были своеобразны. При выборе ролей актер был требователен. Режиссеры соревновались между собой, предлагая ему работу в своих спектаклях, но он часто отказывался от съемок, вместо того чтобы согласиться.
Его отец, Иван Зиновьевич, работал на железной дороге в Люблине инженером. Его мать, Павла Петровна, была учительницей. У Олега была старшая сестра Ираида.
В школьные годы он увлекался спортом, особенно баскетболом. Из-за проблем с сердцем, которые проявились в старших классах, Олегу запретили посещать спортивные секции. Молодой человек не слишком расстраивался, он занимался литературой и поэзией. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал любимым произведением Даля. Прочитав его, он решил стать актером, чтобы воплотить любимый образ Песчорина на театральной сцене.
Окончив школу, Олег объявил родителям о своем намерении стать актером.
И мать, и отец были категорически против того, чтобы их сын стал актером. Мало того, что эта профессия не давала регулярного дохода, они еще и напоминали юноше, что он — ребенок с ослом.
Вопреки желанию родителей, Даль подал заявление в школу Шепкина. Он успешно сдал экзамены и был принят в класс Н. Анненкова. Одноклассниками Олега Ивановича были Виталий Соломин, Виктор Павлов и Михаил Кононов.
Годы жизни Олега Даля
Актер родился 25 мая 1941 года в Люблино (Московская область). Сердце актера перестало биться 3 марта 1981 года.
Даль умер в возрасте 39 лет.
Настоящая фамилия Олега Даля
Его отец Олег носил фамилию Жерко и был родом из Воронежской губернии. В молодости он переехал в столицу и начал писать рассказы для газеты «Гудок». Свои заметки он подписывал псевдонимом Даль. В ходе оформления паспорта Иван Зиновьевич решил узаконить более благозвучный псевдоним, поэтому документы были зарегистрированы как Даль, а его брат принял псевдоним Дальский.
Национальность Олега Даля
Мать художника была русской. О национальности его отца сведений нет. Судя по этой фамилии, эксперты считают, что отцовская семья Олега была либо украинской, либо польской. В любом случае, актер имеет славянские корни.
Рост и вес Олега Даля
Единственный известный рост актера — 185 сантиметров.
Мужчина был стройным и ухоженным. Он не страдал избыточным весом.
Семья и дети Олега Даля
Актеру не сразу удалось создать крепкую семью. Он притягивал женщин как магнит, в него влюблялись все — от ассистентов режиссера до знаменитых актрис. В поисках счастья он женился трижды. Ни в одном из детских браков Даль не был влюблен.
Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина
Нина, известная большинству зрителей как Надюха из мелодрамы «Любовь и голуби», познакомилась с Олегом в 1963 году, когда он начал работать в театре «Модерн». В то время он состоял в отношениях с директором театра Олегом Евремовым.
Дорошина была старше Дали на семь лет.
Узнав о его очередном увлечении, актриса решила обмануть своего возлюбленного, чтобы они могли пожениться. Дорошина согласилась на флирт молодого поклонника, и они зарегистрировались в ЗАГСе. На торжественное событие молодожены пригласили всю труппу театра. Пришел на свадьбу и Ефремов. Он обращался с невестой хвастливо, взял ее на руки и во всеуслышание заявил, что Нина любит только его. По глазам новоиспеченной жены Даль понял, что это правда. Он стал инициатором развода.
Бывшая жена Татьяна Лаврова
Полгода Олег прожил с Татьяной Лавровой. Актриса любила и жалела своего мужа. Современники артистов отмечали, что они были совершенно разными. Но в какой-то момент Даль и Лаврова решили, что должны быть вместе.
После их брака Олег продолжал пить и пристрастился к профессии жены. Татьяна сдержалась и решила остановиться.
Чтобы бросить пить, покончить с прежней жизнью, Лаврова подала на развод.
Жена Олега Даля – Елизавета Апраксина
После двух неудачных браков актер не хотел жениться снова. Но на съемках драмы «Король Лир», основанной на одноименной трагедии У. Шекспира, актер встретил свою третью жену.
Елизавета Апраксина была внучкой Бориса Эйхенбаума, известного литературного критика и педагога. У каждого из них за плечами была череда неудачных отношений. Лиза, работавшая редактором, взяла за правило никогда не влюбляться на съемках. Но Апраксина не смогла устоять перед обаянием Даля. Олег, в свою очередь, тоже забыл о своем обещании больше не жениться.
В ноябре 1970 года Апраксина и Даль поженились. Они старались не разлучаться надолго. Когда они уезжали на задание, то на следующий день писали друг другу письма и признавались в своих чувствах.
Ради жены Олег ввел себе ампулу, которая защищала его от переедания.
ТЕАТР
Детские мечты Даля сильно отличались от того, каким представляли его будущее родители. Его отец, железнодорожник, и мать, учительница, надеялись, что их сын получит «нормальную» профессию, но Олег хотел стать летчиком-героем. К сожалению, вскоре стало ясно, что это желание не осуществится, слишком слабым было здоровье мальчика из маленького городка Люблино. Но Даль не сразу взял себя в руки — он увлекся романом Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» и задался целью однажды сыграть на сцене или экране роль офицера русской армии Георгия Печорина.
Путь Олега к карьере актера был очень тернистым. Ему пришлось потратить много времени на работу над артикуляцией — у молодого человека был плохой акцент. А первая часть его речи при поступлении в школу под названием «Щепкин» была просто высмеяна приемной комиссией. Даля спас любимый писатель Лермонтов: отрывок из «Мзыри» сделал его учеником Щепки.
Сразу после окончания школы Олег поступил в труппу «Модерн» — здесь проявляется его весьма капризный характер. С одной стороны, «Современнику» отдано 13 лет, и именно этот театр стал самым важным в его карьере. С другой стороны, несколько раз Даль уходил из головной труппы, объясняя это разными причинами. То он не хотел играть в идеологических пьесах, то утверждал, что перерос театр:
«Я проходил разные этапы своего развития в «Современнике», пока, на мой взгляд, не произошло вполне естественное отторжение одной организации другой. Одна распалась на почести и звания — и умерла, другая, органически не способная все это переварить, продолжает жить.
Тем не менее, в театре Даля до сих пор играют некоторые легкие роли. Трубач Игорь из «Всегда на продажу», Васька Пепл из «На дне», мужик из «Вкуса вишни» — эти пьесы Олега навсегда останутся в истории «современности».
КИНО
Даль начал сниматься в кино, когда был студентом Шепки. Первую популярность принесла роль в фильме «Мой младший брат» по книге Василия Аксенова «Звездный билет». И здесь актер вновь показал свою неоднозначность. Критики и зрители отмечали, что талант Олега смог затмить коллег по съемочной площадке Александра Збруева и Андрея Миронова. Да и коллеги не скрывали — Даль уже был погружен в алкоголь, хотя процессу съемок фильма в то время зависимость и не мешала.
Женя Колышкин в трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша», Евгений Соболевский в «Хрониках пикирующего бомбардировщика», Шутов в «Короле Лира» — его кинокарьера «зарубежных артистов СССР» также оказалась богатой на яркие образы. Это могло бы стать чем-то действительно необычным, но Даль, конечно, не ставил перед собой такой цели
«В нем такая полная раскованность человеческих эмоций: Я хочу быть таким, каким я себя чувствую сегодня ….. Вот этой дисциплины человека и подчинения каким-то условностям в нем нет», — вспоминал режиссер Александр Зархи.
Эта расхлябанность с годами приняла весьма необычную форму: говорят, на некоторых пробах Олег даже не пытался убедить режиссеров, что ему подходит роль, но — все вызывало у них отставку. В результате «Мосфильм» принял беспрецедентное решение — негласно запретил Далю сниматься в кино на три года. От сотрудников, к которым актер пришел за «услугой», он услышал: «Ты кто такой? Ты думаешь, что ты актер? Тебя никто не знает!».
Добавьте к этому нарастающие проблемы с алкоголем, который все больше привлекал внимание режиссеров, и станет ясно, что Даль не закончил, когда дело дошло до кино. Хотя за два года до смерти у него была блестящая роль — и многие помнят его как принца Флоризеля из телефильма Клуб самоубийц или Приключения титулованной особы.
Юность
В 1959 году мальчик бросил школу и объявил родителям, что поступает в театральную школу. Семья воспротивилась, потому что в семье не было ни одного артиста. Все родственники моей матери были учителями и учеными, отец был инженером и членом партии, поэтому никто и слышать не хотел об актерстве. Ее актерство казалось очень сомнительным с точки зрения заслуг, а тут еще сын был ребенком с катаральной речью.
Олег Даль был очень упрямым и добивался всего, что намечал. Поэтому он не послушал родителей и пошел на экзамен. Мальчик хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и сдал все экзамены. Ему повезло, его приняли с первой же попытки, и он оказался в лаборатории Н. Аненкова в знаменитой «Шепке». Даль учился вместе с Виталием Соломиным и Михаилом Кононовым, которые также стали известными актерами.
Могут быть знакомы
В 1961 году началась экранизация романа «Звездный билет», написанного Василием Аксеновым. Режиссер А. Зархи долго искал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур — студентов театральных училищ, отобрал несколько десятков претендентов и пригласил их на пробы. Удача благоволила Олегу Далю — он должен был играть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в прекрасном городе Таллинне. Фильм был назван «Мой младший брат».
Как только фильм вышел в прокат, молодой актер попал в поле зрения двух уже известных режиссеров. Агранович предложил Олегу работу в фильме «Человек, который сомневается», в котором он должен был сыграть главную роль. По сюжету фильма, героя Бориса Дуленко Даля арестовывают и обвиняют в убийстве школьницы.
Фильм вышел на экраны в 1963 году, как раз к окончанию Олегом театрального училища. Дипломную пьесу выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Модерна» Алла Покровская, которой очень понравилась пьеса талантливого молодого человека. Она пригласила Даля прийти в ее театр. Чтобы стать полноценным актером, ему нужно было пройти предварительный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег прошел его блестяще и был принят в ансамбль. В его карьере этот успех не отразился — он рассчитывал только на роли второго плана.
Даль снова позвал в кино. На этот раз в фильме «Первый троллейбус», который зрители увидели в 1964-м. Сюжет был прост и незамысловат, но очень понравился любителям кино.
Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем его роли были неотличимы друг от друга. В 1966 году Олег Даль привлек внимание режиссера киностудии «Ленфильм» В. Мотыля. Он искал актера на важную роль в фильме «Женя, Женечка и «Катюша». Когда режиссер увидел Олега, у него даже не возникло сомнений — именно так должна выглядеть его роль. Картина не была одобрена художественным руководством и поэтому показывалась не часто, хотя зрителям фильм понравился.
После выхода фильма на экраны карьера Олега Даля постепенно начала расти. Его пригласили сняться в спектакле о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором его героем был летчик Соболевский. Прокат этого фильма сделал Даля всероссийским героем и поднял его карьеру на самый высокий уровень.
В театре дела пошли лучше, и он снова стал появляться на сцене. На этот раз он сыграл важную роль — Ваську Ащиса в спектакле «На дне».
В конце 1960-х годов Олег Даль получил предложение о сотрудничестве от режиссеров Н. Кошеверовой и Г. Козинцева. Последние пригласили актера сыграть дурака в «Короле Лире» — роль, которую в то время называли самой значительной в творческой биографии актера. Фильм вышел на экраны в 1971 году и получил международные призы в Чикаго, Милане и на Тегеранском кинофестивале.
Олега Даля пригласили работать в Ленинградский драматический театр, и так он поселился в северной столице.
1970-е годы были очень успешными и принесли актеру интересные роли в кино. В 1972 году Олегу предложили роль в фильме «Земля Санникова». Сначала он загорелся, но потом пришло разочарование. Актер был уверен, что сюжет будет интересным, но он постепенно превратился в дешевый фарс. Он отказывается сниматься в кино и выбирает роли с особой тщательностью.
Ранняя смерть
Последней крупной работой Даля стал фильм «Сентябрьские каникулы». К этому времени он уже сильно пристрастился к бутылке и даже не пытался бороться с зависимостью. В это же время он сорвал съемки фильма «Экипаж», чего не простил российским кинематографистам, после чего был отстранен от службы на три года.
Это решение стало концом для талантливого актера. Олег Иванович умер от остановки сердца в начале марта 1981 года в одной из гостиниц Киева, куда он приехал в командировку. Как установили следователи, в тот момент он был пьян.
Сердце Олега Даля, больное с детства, не справилось с чрезмерным употреблением алкоголя. В то время Далю было всего 39 лет. Впереди его ждала блестящая карьера.
Дата и причина смерти
Спад в съемках и частые конфликты с режиссерами, которые разгорелись к концу 70-х годов, стали причиной пристрастия Олега Даля к алкоголю. Пагубная привычка привела к обострению старых болезней (проблемы с сердцем появились уже в школьном возрасте).
Актер умер 3 марта 1981 года во время творческой поездки в Киев. Приехав сюда на пробы к фильму Николая Рашеева «Яблоко на ладони» и остановившись в гостинице «Ника», он был найден мертвым в своем номере. Подробности смерти не разглашались, но в то время существовало два предположения:
- Версия общественности заключалась, в том, что сердце артиста остановилось после злоупотребления алкоголем, хотя это было противопоказано «вшитой противоалкогольной капсулой».
- По версии вдовы, причиной смерти Олега Даля стало очередное обострение сердечного заболевания.
Где похоронен Даль
Рисунок 1: Могила Олега и Елизаветы Даль.
Его похороны состоялись в Москве 7 марта 1981 года. Друзья, родственники и поклонники пришли проститься с одним из самых талантливых артистов того времени. После церемонии прощания Олег Даль был похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.
На панихиде друзья вспоминали последние дни артиста и отмечали, что он предвидел свою кончину еще несколько лет назад. В частности, И. Дмитриев, снявшийся с Ю. в «Приключениях принца Флоризеля» (1979), отметил, что о его смерти часто говорили.
Коллега рассказывал, что в Вильнюсе, увидев церемонию похорон с каретой со старым свитком и красивыми фонарями, Даль сказал: «Смотрите, какие красивые похороны в Литве, а меня повезут в Москву в закрытом автобусе».
Личная жизнь Олега Даля
Личная жизнь Олега Даля не сразу сложилась так, как ему хотелось бы. Его первая жена — Нина Дорошина — в браке призналась, что любит другого мужчину. По слухам, из-за нее он начал пить у актера, что впоследствии привело к тому, что причиной смерти актера стала роковая бутылка водки. Вторая жена — Татьяна Лаврова, не настолько любила Олега, чтобы терпеть его неуловимый характер и регулярные попойки.
Только с третьей попытки Далю удалось найти ту, которая влюбилась в него, несмотря на побои и пьяные похождения. Елизавета умела быть честной и верной и нести свой крест до конца. Однако бывали моменты, когда она не могла больше терпеть и говорила «хватит». Она вспоминала случай, когда Даль начал душить ее после очередной попойки, после чего жена решила развестись с ним. Через две недели Олег вернулся домой и сказал, что три года зашивался от алкоголизма с помощью ампулы от Владимира Высоцкого. Конечно, Елизавета его простила и поняла. Через полгода все началось заново, ни лечение, ни ампулы, ничего не помогало.
В последние годы жизни актер стал все чаще задумываться о смысле жизни, у него была ярко выраженная склонность к размышлениям о больших проблемах. Его жена говорила, что Олег Даль ждал смерти. Почему актер впадал в депрессию? Если он плакал, а потом смеялся, это могло сорвать спектакль — вероятно, потому, что психика не выдерживала эмоционального напряжения и пьяной расслабленности. А когда состоялись похороны Высоцкого, Даль начал громко смеяться и говорить, что они скоро встретятся. Он как будто чувствовал, что скоро уйдет. Его жена замечала за ним какие-то вещи, но не обращала на них внимания. Позже она вспомнила, что Олег скоро умрет, и не боялась этого.
А Лаврова вспоминает, что накануне ей приснился сон, в котором Олег Даль пришел проститься с ней, и почему-то с бородой, хотя Олег всегда был свежевыбрит. Когда Татьяна узнала страшную новость, она была потрясена всем произошедшим. В гробу, где лежал О.
В ночь смерти Олег Даль, сделав рюмку перед сном, сказал своему коллеге: «Я сейчас умру». До своего сорокалетия актер не дожил два месяца.
Смерть актера
В конце 1970-х годов Олег Даль проводит много времени на съемочной площадке. Он буквально живет ради съемок. Усталость, постоянная загруженность приводят к творческому кризису. Артист находит расслабление и покой в бутылке.
Актер начинает много пить. Ссоры с режиссерами, конфликты на съемочной площадке, а также безудержный алкоголизм приводят мужчину на край пропасти.
3 марта 1981 года актер умирает в номере гостиницы в Киеве, куда он приехал на работу. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что злоупотребление алкоголем стало последним фактором, приведшим к смерти артиста.
Бремя алкоголя наложилось на проблемы с сердцем, которые были у мужчины с детства. Жена Даля категорически не согласна с такой позицией, ссылаясь на то, что остановка сердца произошла, когда Даль спал.
Интересно, что актер предвидел приближающийся конец. И сам говорил об этом с друзьями и родственниками. Как бы то ни было, похороны актера состоялись через несколько дней.
Последним местом жительства актера стало Ваганьковское кладбище в Москве.
Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.
«Укоряющий талант»
Даль вообще часто сам отказывался играть роли, причем не только в так называемых «производственных» спектаклях и фильмах в духе «социалистического реализма», который он презирал. Он отказался играть Женю Лукашина в Рязанове из «Экипажа» Митты: «Это не мое!». А Даль умел ненавидеть. Он был «нетерпелив, убийственно смешон и порой несносен» — его дневники, откровенно говоря, полны горьких, язвительных насмешек над другими «культурными» чиновниками, над целыми театрами (включая знаменитые, в которых он работал), режиссерами, признанными образцами для подражания и авторитетами «застойных» 70-х, сыном, героем и жертвой которых был Даль. Тех 70-х, в которых искусство все больше подчинялось иерархии титулов, наград с заседаниями совета директоров, поездками за границу, гастролями, автомобилями, общественным питанием….. было порабощено.
Даль мог буквально физически страдать от «разгула невоздержанности и полнейшего непрофессионализма», «вульгарного кошмара дурного вкуса» и «воинствующего мещанства», царивших в художественно-артистической среде, к которой он трагически не подходил. Уже в первых творческих встречах с ним поражало его «неактерское» поведение: Он не выдвигал никаких требований («Люкс? Зачем? Мне достаточно простой комнаты»), он не был шутником и не терпел близости, не рассказывал шуток и анекдотов, не принимал подарков «на дорожку». Если незнакомец предлагал ему бренди, он с пугающей искренностью отвечал: «Нет, если я выпью сейчас, то потеряю его». Он был искренен в жестокости прежде всего самого себя («Сознание — вот личность Олега», — говорил Иосиф Хейфиц) — и в своей профессии, и в страшной борьбе со своей болезнью, пьянством: «Мне противно до омерзения!», «Я беспомощный сумасшедший», «Я борюсь не на жизнь, а на смерть (и это не метафора)» — слова из дневников. Даля постоянно лечили, добровольно «зашивали», впервые — вместе с Высоцким, заперли его в доме и не выпускали три дня
Он казался многим обреченным, очень больным, этот «преждевременно уставший», «усталый, мудрый мальчик с добрыми голубыми глазами» — как определила его Людмила Гурченко. Его мальчишеский рост (в юности его называли «броня» и «перочинный ножик» — 1 м. 84 см. при непонятной стройности — «телосложение»), и прежде всего Даль отличался своей детскостью. Изящный, стройный, легкий, он просто летал («Он ничего не весит!» — изумился его партнер по Малому театру, когда взял Даля на руки во время репетиций роли)… Даль всегда выглядел моложе своих лет. Трудно, невозможно представить себе старика, с ужасом заметил он однажды, увидев свою жену: он никогда не будет стариком! «Казалось, что он связан с жизнью тонкой нитью, которая может оборваться в любой момент». Из коридора ему могли написать записку: «Олег Иванович, пожалуйста, берегите себя! Вы нам очень нужны». Но могли также сказать: «Вы лжете!». А могли спросить, есть ли у актера дети («Не знаю», — ответил он) и где он купил пиджак…
Человеческая грубость, высокомерие и глупость приводили его в ярость. Но он был абсолютно беззащитен перед такими же «пуленепробиваемыми» качествами бюрократов, цензоров и чиновников. Его спасало чувство юмора: он мог написать объяснение в стихах в театре! Кстати, Даль, интеллектуал и библиофил, писал стихи, рассказы, прекрасно рисовал, поставил «Зависть» Олеши, прекрасно пел и играл на гитаре, поэтому он так расстроился, что ему не дали спеть «Есть только миг» в «Земле Санникова». А сам Дин Рид, услышав, как Даль поет «Эх, дороги…», спросил, пораженный, сколько у него золотых пластинок.
«Пойду умирать!»
«Современник» в период своего расцвета (где Даль, новичок, ждал ролей пять лет) — актер пришел и ушел оттуда, пережив свою первую любовь и брак с Ниной Дорошиной, которая влюбилась в Олега, другого Евремова, и ушла из этого же брака с ним. МХАТ, Театр на Бронной (где Дон Жуан Даль так и не снялся — ему было 37 лет, когда он сыграл в спектакле «Месяц в деревне» молодого Беляева), наконец, последний в его жизни Малый театр (куда Даль «вошел» под Новый 1981 год в срочной крошечной роли бармена в «Пряди» Юрия Бондарева), старшие режиссерские курсы (которые он в ужасе бросил), ВГИК, студенты… ..
Даль думал о собственной смерти и весь 1980 год, после ухода своего «брата» Высоцкого, писал: «Я следующий», «Я уйду к Володе…». Фотография Даля на похоронах друга (и брата по несчастью) пронзительна. Сплетни за его спиной: может, хоть это приведет его в чувство, ведь он, «истеричный алкоголик», виноват во всем….. А в простом деловом письме Даля своему другу незадолго до смерти — вдруг на полях — картинка: могила с крестом и дорога к ней. А эти беспощадные записи в дневнике, сделанные только для себя (теперь они опубликованы)? «Дай мне покой, Боже», «мне не нужно искать грязь на странице, грязи достаточно во мне и в себе», это «самоотречение» и «полное отсутствие воли», «мой мозг устал от безнадежных идей и мыслей», «как одиноко, Боже», «я рассеянный мечтатель» и «какая ужасная работа — быть наркоманом. ..».
Лермондофф провалил пьесу, которую Даль первоначально назвал «Смерть поэта», а его последняя роль в кино была в фильме «Мы смотрели смерти в лицо». Последняя поездка на творческие встречи привела его в Пензу в сентябре 1980 года, и он поставил одно условие: Он хотел побывать в Тарканчиках Лермонтова и, во что бы то ни стало, посетить фамильный склеп поэта. И он это сделал, и все заметили сильную усталость, болезненный вид и какую-то отрешенность, которая подавила художника. Даль в своей