В 2001 году он подал на развод со Светланой. Позже она отсудила у бывшего мужа почти все его имущество: дом в Лондоне, автомобиль и 170 000 фунтов стерлингов на содержание ее и их детей. В 2015 году женщина скоропостижно скончалась от менингита, перенесенного на ногах.
Дмитрий Хворостовский
В мире оперы баритон считается самым распространенным тембром мужского голоса, поэтому артисту тем более сложно выделиться среди своих коллег. Дмитрию Хворостовскому это удалось. Он стал первым оперным певцом, который совместил в себе, казалось бы, несовместимые качества, представ перед публикой философом, романтиком и секс-символом. Его обожали, он разбивал сердца на сцене, и его уход на пике международной славы был тем более трагичен.
Будущий артист родился в Красноярске 16 октября 1962 года. Его родители имели очень престижные по советским меркам профессии: отец Александр Степанович был инженером-химиком, а мать Людмила Петровна работала гинекологом в больнице.
Однако самым большим увлечением Александра Степановича оставалась музыка. Отец юного дарования обладал глубоким баритоном, который унаследовал Дмитрий, и прекрасно играл на фортепиано. По вечерам семья собиралась в гостиной, где глава семьи пел с женой, аккомпанируя себе на фортепиано.
Мальчик начал петь в возрасте четырех лет, старые романсы и народные песни. Его образцами для подражания были Этторе Бастианини, Тито Гобби, Федор Шаляпин и Мария Каллас, записи которой собирал его отец.
Когда Дмитрий учился в гимназии, его родители решили отправить сына одновременно на уроки фортепиано. Учеба давалась ему трудно, он не мог добиться хороших оценок. В 10-м классе он получил такой нелестный табель, что не мог вспомнить школьные годы после окончания школы.
После окончания школы он поступил в Красноярское педагогическое училище имени Максима Горького, где изучал музыку. Он заинтересовался роком, современным стилем того времени.
Он стал вокалистом и клавишником группы «Радуга», которая выступала в различных ресторанах и развлекательных центрах Красноярска. Ему нравился свободный образ жизни. В какой-то момент он даже хотел бросить школу, но передумал и успешно окончил ее по специальности «учитель музыки».
В 1982 году он поступил на вокальное отделение Красноярского института искусств. В класс Екатерины Иофель он попал при посредничестве знакомых, так как в группе педагога просто не было свободных мест. Благодаря своему упорству юноше удалось стать одним из лучших учеников педагога. За время учебы ученик не пропустил ни одного урока. В 1988 году он окончил школу с отличием.
Музыка
В 1985 году артиста пригласили в Красноярский театр оперы и балета. Поначалу молодому солисту поручали небольшие партии. Благодаря своему уникальному тембру и невероятному таланту россиянин вскоре стал ведущим голосом в операх Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Шарля Гуно и Руджеро Леонкавалло. Через год он впервые стал победителем Всероссийского конкурса вокалистов, а еще через несколько месяцев — Всероссийского конкурса.
После этого солист решил ориентироваться на западную публику и наладить свою карьеру в Европе. Он активно участвовал в международных фестивалях, которые сыграли особую роль в развитии его творческой биографии.
Позже он посетил Францию и дебютировал в театре Ниццы. Здесь дирижер стал победителем международного конкурса, проходившего в Тулузе. Затем он принял участие в международном музыкальном мероприятии, организованном британской телекомпанией BBC в Кардиффе, столице Уэльса.
Впервые за долгое время в фестивале принял участие представитель российской оперы. Уроженец Красноярска исполнил свои любимые партии из произведений Чайковского и Верди, покорив сердца зрителей. Один из членов жюри даже сравнил кандидата с легендарным певцом Лучано Паваротти. Такая высокая оценка принесла кандидату бесспорную победу и всемирное признание.
Затем он дебютировал на сцене Ниццкой оперы в Нью-Йорке в постановке «Дама Пика» Чайковского. Этот концерт привлек к нему внимание звукозаписывающей компании Philips Classics, которая заключила с ним контракт на запись.
В общей сложности компания выпустила более 20 альбомов, среди которых были как сольные программы певца, так и сборник оперных арий. Сборник «Очи черные» с народными песнями и романсами надолго стал одной из самых популярных записей певца в США и Европе.
Через некоторое время артист переехал в Лондон, где купил пятиэтажный дом и позже получил британское гражданство. Хворостовский продолжал выступать в лучших мировых операх. Каждый год кондуиг гастролировал по миру с сольными программами, участвовал в многочисленных фестивалях и концертах.
Любимец публики не забывал и о своей родине. В 2003 году российский композитор совместно с Государственным академическим камерным оркестром записал сборник песен «Песни военных лет». Через год баритон выступил с симфоническим оркестром на центральной площади России.
Затем патриот дал концерт, посвященный 60-летию Великой Победы, в Государственном Кремлевском дворце. В программу вошли военные песни «День Победы», «На безымянной высоте», «Журавли» и другие.
Композиции Александры Пахмутовой, такие как «Нежность» и «Как молоды мы были», стали очень популярны во время его выступлений. Последняя была записана в 1975 году специально для фильма «Моя любовь на третьем курсе».
Музыка Георгия Свиридова занимала особое место в творчестве артиста. Именно вокальную поэму великого композитора «Русь ушедшая» записал перед своей смертью руководитель эстрады. Это произведение, существующее только в первом варианте, положило начало сотрудничеству двух гениев. Позднее альбом был посмертно номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучший сольный альбом классической музыки».
Дмитрий Хворостовский — биография
Дмитрий Хворостовский — знаменитый российский певец, обладатель уникального глубокого баритона, всемирно известная оперная звезда. Он исполнял не только оперные партии, но и старинные романсы, народные песни и песни военных лет. Его концерты, как в России, так и за рубежом, проходили с аншлагом, и он обладал не только замечательным голосом, но и невероятной харизмой. Он умел вдохновлять своих слушателей позитивным восприятием действительности. Российский артист рано ушел из жизни, но его волшебный голос всегда будет вселять в людей оптимизм.
Дмитрий Хворостовский был родом из Сибири. Он родился 16 октября 1962 года в Красноярске в интеллигентной семье. Родители мальчика не имели никакого отношения к искусству, но были образованными людьми, увлекавшимися любительским пением. Его отец, Александр Степанович, работал инженером-химиком, а мать, Людмила Петровна, была врачом-гинекологом. Александр Степанович страстно любил музыку, виртуозно играл на фортепиано и обладал красивым, глубоким баритональным голосом.
Свой удивительный голос Дмитрий унаследовал от отца. Вечера в семье Хворостовских часто проходили по установленной схеме. Отец садился за рояль и пел вместе с Людмилой Петровной, аккомпанируя себе. Как только Дима научился хорошо говорить, он присоединился к родителям. В четыре года мальчик уже пел старинные романсы и народные песни. Его отец собирал пластинки известных исполнителей. Вскоре Федор Шаляпин, Тито Гобби, Мария Каллас и Этторе Бастианини стали для юного Хворостовского настоящим примером для подражания.
Гимназия, в которой учился Дмитрий, располагалась в соседнем дворе. Это было очень удобно для его родителей, но мальчику это не очень нравилось. У него всегда были проблемы с учебой, хорошие оценки редко попадали в календарь будущего певца. Неудачи в общеобразовательной школе он компенсировал посещением музыкальной школы, где учился играть на фортепиано. К моменту окончания школы Дмитрий получил очень неблагоприятный табель успеваемости. Это навсегда омрачило его отношение к учителям, и впоследствии певец старался даже не вспоминать о школьных годах.
Несмотря на свое негативное отношение к школе и учителям, Дмитрий решил стать учителем. Он поступил на музыкальное отделение местного педагогического училища в Горьком. В то время молодой человек увлекся стилем «рок». В качестве подработки и для получения опыта Хворостовский стал вокалистом и клавишником группы «Радуга». Группа, исполнявшая музыку различных стилей и направлений, выступала в клубах и ресторанах сибирского города.
Дмитрий позиционировал себя в то время как настоящий рокер. Его внешний вид и поведение полностью соответствовали этому званию. Чтобы самоутвердиться, он часто дрался на кулаках и уходил в запои. Такой образ жизни редко заканчивался хорошо, но Хворостовскому повезло. Было время, когда юноша хотел бросить учебу. Но он вовремя опомнился, взял себя в руки и успешно окончил школу с дипломом учителя музыки.
Среднего профессионального образования оказалось недостаточно для успешной карьеры. Дмитрий стал студентом Красноярского института искусств. Он учился на вокальном отделении. Друзья отдали предпочтение молодому человеку, и он попал в класс Екатерины Иофель. Хотя свободных мест в ее классе не было, Йофель приняла молодого человека после прослушивания.
Карьера исполнителя
Дмитрий был еще студентом, когда его пригласили работать в Красноярский театр оперы и балета. Сначала он пробовал свои силы в небольших ролях. Но артиста с таким прекрасным голосом недолго держали в ролях второго плана. Вскоре ему стали давать ведущие партии в операх Чайковского, Леонкавалло, Верди и Гуно. В 1986 году восходящая оперная звезда завоевал звание лауреата Всероссийского конкурса вокалистов. Через несколько месяцев он стал лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов.
После окончания института Дмитрий принял непростое решение. Он стал ориентироваться на западную публику и строить карьеру на европейском уровне. Винить певца в этом было нельзя — в СССР полным ходом шла перестройка, и развитию культуры уделялось мало внимания. Молодому певцу нужно было пробиться на мировую сцену, и для этого у него были все предпосылки.
Хворостовский стал активным участником международных конкурсов. В 1988 году он посетил Францию, впервые выступил на сцене Оперного театра Ниццы и выиграл Международный конкурс в Тулузе. В следующем году он принял участие в международном конкурсе вокалистов. Это мероприятие проводила британская телекомпания BBC. Конкурс проходил в Кардиффе, столице Уэльса.
Впервые за четыре года в нем принял участие представитель русской оперы. Молодой артист пел партии из произведений Чайковского и Верди, которые ему самому очень нравились. Хворостовский сразу же завоевал сердца меломанов.
Члены жюри были в восторге, а один из них даже сравнил молодого артиста с Лучано Паваротти. Хворостовский выиграл конкурс, и его талант исполнителя был признан во всем мире. Зарубежные СМИ много писали о певце и его уникальном голосе, и он претендовал на место в лучших оперных театрах мира.
В 1990 году он дебютировал в Опере Ниццы в Нью-Йорке. Хворостовский исполнил партию виолы да гамба в «Даме» Чайковского. Этот концерт дал певцу возможность покорить многих слушателей. Представители компании Philips Classics также узнали о талантливом артисте. Хворостовский подписал контракт на запись своих альбомов. С компанией Philips Classics он записал более 20 альбомов. Альбомы были разнообразны и включали как сольные программы исполнителя, так и сборники оперных арий. Один из альбомов под названием «Очи черные» состоял из романсов и народных песен. Этот альбом долгое время был в авангарде популярности Хворостовского в Европе и США.
В 1994 году певец поселился в Лондоне. Он купил пятиэтажную виллу и через несколько лет получил британское гражданство. Певец продолжил сольную карьеру, выступая в лучших оперных театрах мира. Ежегодно Хворостовский гастролировал по миру с сольными программами и принимал участие в многочисленных фестивалях и концертах. Певец подписал контракт с американской студией звукозаписи Delos. Эта компания и сегодня выпускает альбомы великого певца.
«Когда я пел, люди плакали»
— Когда вы оглядываетесь на свою рок-юность, какие у вас были примеры для подражания, ориентиры?
— То есть не вы? Практически, да, практически это был совершенно другой человек.
— Вам неприятно вспоминать то время? Нет. Я просто не помню. Может быть, я не вспоминаю, потому что сейчас мне это не нужно. Может быть, придет время, когда я буду вспоминать, а может быть, оно уже пришло. Я не знаю, я просто не думаю об этом.
— Но разве вам не стыдно вспоминать себя? Знаете, я не то чтобы не думаю о себе, я вообще о себе не думаю. Я думаю о другом, о чем-то конкретном. В первую очередь о людях, которых я люблю, о работе, которую мне предстоит сделать, об анализе, о мечтах или еще о чем-то. А о себе? Очень редко. И я не люблю об этом говорить — очень личные вещи.
— Можете ли Вы сказать, какое воспоминание из Вашей юности для Вас самое прекрасное? Некоторые из наших семейных встреч, воссоединений. Потому что когда был жив мой дед, отец моего отца, у нас было очень весело. Мы собирались вместе и жили очень близко друг к другу. После смерти дедушки наша семья разорвалась на части. Это не уникальный пример — такое случается постоянно. Я вспоминаю свою бабушку, с которой я выросла и которая была мамой моей мамы. И воспоминания о ней вызывают ностальгию, улыбки и боль. В основном улыбки. Интересно, что через меня моя жена (она итальянка) каким-то образом передала некоторые слова, которые были знакомы моей бабушке — а она была наполовину немкой, но родилась и выросла в сибирской деревне. И этот сибирский акцент, эти перегибы, которые иногда бывают очень резкими, каким-то образом перешли в мою Флоранс, Флосс. Когда я слышу это от нее, я так счастлива — мне кажется, что мой отец где-то там наблюдает за нами, наблюдает. Вот такие вещи я хочу запомнить. А что касается профессии — да, конечно, я хорошо помню свой первый опыт пения, очень-очень ранний. Потому что пение всегда было для меня очень особенным процессом. Не исполнение, а именно пение. В 20 лет я не выражала свою душу через пение, не было ничего ни в голове, ни в душе — что там должно быть? Но когда я пела, даже тогда люди плакали. Почему — я не знаю. Это был дар.
— И сегодня люди плачут, особенно женщины — об этом ходят легенды. Вы никогда не жалели, что не согласились пройти стажировку в Большом театре — представляете, что было бы, если бы я пошел в Большой театр? Тогда бы я не сидел сейчас здесь перед вами.
— Вы действительно в это верите? Вы были бы таким неприступным и недоступным? — Нет, я бы не сидел перед вами, потому что тогда я был бы уже в хорошей форме. И сейчас у меня не было бы карьеры.
— Допустим, вы это понимаете. Но тогда как вы могли отказаться от приглашения в Большой?! Я не думаю, что вас кто-то понял. Нет, у меня все-таки была цель и я знал, что должен делать. В те времена я был очень настойчив. И, в общем, у меня был свой ум. И когда мне предложили работу стажера, я уже был достаточно известным артистом в Красноярском театре оперы и балета.
— А что такое стажер? Да: Что такое стажер? В то время меня это обижало. Тогда мы поговорили с руководством Большого театра об отдельных постановках — о том, что я просто буду участвовать там как приглашенный артист. Мы согласились на это. Но, к сожалению, больше меня туда никто не приглашал. Что ж, учитель есть учитель
«Я уехал не по своей воле»
— Актриса Анастасия Вертинская, давно покинувшая МХАТ, говорит: все, что касается репертуарного театра, все, что касается театра как дома, она просто ненавидит. Потому что коллективизм и Вертинская — это диаметрально противоположные понятия. Можно ли это сказать и о вас с вашей любовью к одиночеству? Я просто не могу представить себя в репертуарном театре. Я помню, как в Красноярске создавался наш театр оперы и балета. Со всего Советского Союза были приглашены молодые певцы. Им дали квартиры, работу, зарплату. И люди были счастливы: они дружили, любили друг друга. А через некоторое время место, где они все жили, стало, знаете, как называться?
— Гадюшник? — Нет, хуже — рептилия! Так что все эти люди работали вместе и жили. Конечно, стали образовываться племена, появилась зависть. И через некоторое время люди возненавидели друг друга, их дружеские отношения превратились во вражду. Можете ли вы представить себе ужас, который последовал за этим? Все это происходило на моих глазах.
— Они, наверное, ненавидели тебя самой лютой ненавистью. Нет, я был самым маленьким, самым любимым и самым нелюбимым. Нет, скорее любимым. Я мог бы еще долго перечислять имена людей, которые действительно помогли мне, которые водили меня за руку и за нос и объясняли мне то, что никто другой не мог объяснить. Это такая привилегия, такой шаг вперед в жизни! Вот почему я сейчас сижу здесь с вами и радуюсь.
— Разве эти люди не мешали вам уехать за границу? Никто не мешал. А даже если бы и остановили, я бы сделал все по-своему. Когда я был ребенком, мама назвала меня «Перевертыш», и я долгое время оставался таким. Каким-то образом я всегда знал, что мне нужно.
— Да, в 1990-е годы здесь делать было нечего, даже солистам Большого театра платили мало, а в Америке были перспективы. Вы ехали туда без страха? Да, вообще в то время у меня была какая-то эйфория. А потом я уехала не насовсем. Я приехал в Москву и жил здесь со своей первой семьей до 92-го или 93-го года, потом мы уехали. Даже не по своей инициативе. Пришлось слушать жену — так сложились обстоятельства. Я не хотел уезжать, мне было здесь очень комфортно. Конечно, это было дикое и пугающее время. Но я приехал из Сибири, и в принципе меня мало что удивляет: не я боялся — жена боялась. И я в то время начал здесь разные проекты, постановку «Дороги», где, по-моему, присутствовало все крем-де-ла-крем московского общества, и после этого я перестал ездить на метро, перестал ходить один. Я ходил на базар и бесплатно брал килограммы мяса, и в те голодные времена люди считали за честь отрезать мне лучшие куски. Вы можете себе представить, как они звали меня: «Дорогая! Иди сюда», жали мне руку и похлопывали по плечу. Действительно, так оно и было. И была какая-то эйфория. Я тогда много пил, жизнь казалась прекрасной, чудесной. Была интересная работа, было много разных интересных идей! Моя жизнь была очень интересной, хорошей и свободной. Мне казалось, что я просто Бог. По крайней мере, так. Потом был Кашпировский, Чумак. Но и на моих концертах люди делали так (поворачивает голову.
— Я помню, что тогда все говорили о вас. Как вы могли отвернуться от такой любви? Как говорится, нет пророка в своем отечестве. А я оказался таковым. Но в принципе я никуда не уезжал. Я работал. И я получил свободу: как нормальный артист, я принадлежал себе и своей карьере. Были люди, которые годами не видели родину, а некоторые не хотят возвращаться — это сложно. Но я справился.
Детство и семья
Дмитрий Хворостовский родился в образованной семье из Красноярска и получил первые уроки музыки в раннем возрасте. Его отец, инженер-химик Александр Степанович Хворостовский, всегда в душе любил петь. Как вспоминал сам Дмитрий Хворостовский, у него был красивый глубокий баритон.
Отец мальчика также прекрасно играл на фортепиано. Сам он, семилетний мальчик, любивший музыку, в 1946 году попросил родителей обменять государственные облигации, которыми в то время выплачивалась часть его зарплаты, на пианино. Так семья приобрела «тропический» немецкий инструмент начала XX века, который до сих пор стоит в квартире Хворостовских.
В доме семьи Хворостовских — Александра Степановича и его жены Людмилы Петровны, врача-гинеколога — всегда звучала, конечно же, музыка. В личной коллекции Александра Степановича было много редких пластинок. Среди них были альбомы Тито Гобби, Энрико Карузо, Марии Калласс, Этторе Бастианини, Федора Шаляпина, Марио Ланца. Неудивительно, что Дмитрий полюбил классику в юном возрасте.
Как вспоминают родные Хворостовского, впервые он решился петь в возрасте четырех лет. Вскоре маленький Дима вместе с отцом начал осваивать фортепиано, и его без проблем приняли в музыкальную школу. Стоит отметить, что первые учителя видели в мальчике великого пианиста, а не оперного певца.
Кстати, сам Дмитрий в детстве не мечтал о сцене. Он хотел пойти по стопам матери и стать врачом. В какой-то момент отец уехал на работу в другой город, и мать уже не могла контролировать сына, так как он целыми днями проводил в больнице. Переходный возраст давал о себе знать — 12-летний Дима начал прогуливать уроки. Однажды Людмила разрыдалась: «Или ты возвращаешься к музыке, или уходишь из дома и никогда не возвращаешься». Молодой человек пошел и постучал в дверь, а на улице стоял ледяной сибирский мороз и, что еще хуже, назревала метель. Людмила уже было рассердилась за неосторожные слова, но Дима с грустью ответил: «Мама, я все продумал, я никогда не брошу музыку».
Что касается общеобразовательной школы, то здесь все было не так радужно. В последний год обучения в школе ему написали такой язвительный доклад, что он предпочел забыть эти школьные годы как страшный сон.
Многие советовали ему поступить в академию искусств в Красноярске, где с начала XX века занимались музыкальными талантами. Однако неожиданно для всех Дмитрий выбрал местное педагогическое училище имени Горького. Оно считалось менее престижным и находилось гораздо дальше от его дома. Здесь будущий певец получил специальность учителя музыки. В то же время он начал изучать новые стили музыки, в том числе хард-рок.
Некоторое время Дмитрий Хворостовский играл в полулюбительской музыкальной группе, а в 1983 году решил поступать в Красноярское художественное училище, которое затем было преобразовано в институт и названо Красноярским государственным институтом искусств.
Профессиональная карьера
Дмитрий Хворостовский начал свою карьеру оперного певца в своем родном городе Красноярске, в местном театре оперы и балета, где он выступал с 1985 года (он начинал как студент третьего курса) до 1990 года. Вскоре он стал признанной звездой красноярской сцены и участвовал почти во всех крупных постановках Государственного театра оперы и балета: Пиковая дама, Иоланта, Травиата Джузеппе Верди, Евгений Онегин, Фауст, Паяц.
Талант Хворостовского вскоре нашел признание за пределами его родного города Красноярска. В 1987 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов, а спустя несколько месяцев выиграл Всероссийский конкурс вокалистов имени Глинки в Баку.
Карьера Хворостовского началась в Красноярском оперном театре.
Вскоре Хворостовский совершил обширные гастроли по России и другим республикам Советского Союза. В 1988 году молодой певец дебютировал в Европе, исполнив партию Железки в «Пиковой даме» в Опере Ниццы. В том же году жюри Международного конкурса в Тулузе присудило российскому артисту Гран-при.
Но это было только начало. В 1989 году Дмитрий Хворостовский завоевал Гран-при на Международном конкурсе «Голоса Кардиффа». С этого момента о молодом оперном певце узнали во всей Европе. Хворостовский разрушил все клише о внешности оперного певца: его атлетическое телосложение, аккуратный пиджак и пепельного цвета грива волос даже принесли ему место в списке самых красивых людей мира по версии журнала People. Кстати, волосы Дмитрия поседели очень рано — так «упали» его гены.
Позже российский артист получил ангажементы во всемирно известных операх. Его голос звучал на сценах Берлинской и Баварской государственных опер, лондонского Королевского оперного театра Ковент-Гарден, миланского Ла Скала и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. На родине он выступал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, театра «Новая опера» в Москве и Государственного Кремлевского дворца.
Дмитрий Хворостовский был первым оперным певцом, который дал концерт на Красной площади. Это выступление стало началом масштабного турне по городам России и транслировалось в прямом эфире в 25 странах мира. Дмитрию аккомпанировал Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна.
Арии, романсы, песни в репертуаре Хворостовского
Дмитрий Хворостовский рано начал свою профессиональную карьеру. Уже в студенческие годы он был приглашен в Красноярский государственный театр оперы и балета. Здесь он выступал в качестве солиста практически во всех крупных постановках: Пиковая дама, Евгений Онегин, Травиата, Фауст, Паяцы. В 1987 году Хворостовский стал победителем самого престижного вокального конкурса в СССР — Всесоюзного конкурса вокалистов имени Михаила Глинки. В это время певец начал активно гастролировать по стране.
В 1988 году Дмитрий Хворостовский впервые выехал за границу, во Францию. Там состоялся его европейский дебют: он спел партию Елецкого в «Пиковой даме» в Опере Ниццы. В том же году он получил Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе, а в следующем году — звание «Лучший певец мира» на популярном конкурсе вокалистов британского телеканала BBC Cardiff Voices. Журналист британской цифровой радиостанции Classic FM позже отметил, что последний конкурс был «титанической битвой между двумя тяжеловесами»: Брина Турфелла и Дмитрия Хворостовского». Газета Guardian написала о победе российского певца: «Он пришел, он спел, он победил. Участие в международных конкурсах принесло Хворостовскому мировую славу. Его приглашали в лучшие театры Франции, Италии и Австрии. Он выступал перед зарубежной публикой в главных оперных партиях. Критик американской газеты «Нью-Йорк Таймс» писал, что Хворостовский был рожден для этой роли. Репутация Хворостовского позволяла ему петь не только популярные оперные арии, но и забытый, малоизвестный русский репертуар. На европейских сценах он пел романсы и народные песни. Среди них «Я вас знал», «Нет, не вас я так дорого люблю», «Я вас любил…», «Очи черные», «Барыня», «Ах вы, милые мои». Дмитрий Хворостовский экспериментировал и с другими жанрами: он пел барочные арии Антонио Вивальди, кантаты Густава Малера, оратории Георгия Свиридова.
Личная жизнь
В 1989 году Дмитрий Хворостовский женился на балерине Светлане Ивановой. Они познакомились в Красноярском театре оперы и балета, где в то время работали. Певец усыновил ребенка Ивановой от первого брака, и в 1996 году у них родились близнецы Александра и Данил. Хворостовские прожили вместе 12 лет, а в 2001 году разошлись.
Дмитрий Хворостовский познакомился со своей будущей второй женой в Швейцарии. Он прилетел на репетиции «Дон Жуана» в Большом театре Женевы. Танцовщик исполнял главную роль Лавлейса, а одну из его любовниц играла Флоранс Илли. Между ними завязался роман, и после развода певца с первой женой Хворостовский и Илли поженились. В 2003 году у них родился сын Максим, а четыре года спустя — дочь Нина. Флоранс Илли покинула сцену ради мужа
Чтобы добиться успеха в этой профессии, нужно очень много работать. Я мечтала спеть с Димой «Евгения Онегина». Но сейчас я остыла и сомневаюсь, что буду стремиться к карьере певицы. Я просто спросила себя: что важнее — карьера или семья? Ответ был однозначным: семья. Так что я ни о чем не жалею!
Профессиональная карьера
Дмитрий Хворостовский начал свою карьеру оперного певца в своем родном городе Красноярске, в местном театре оперы и балета, где он выступал с 1985 года (он начинал как студент третьего курса) до 1990 года. Вскоре он стал признанной звездой красноярской сцены и участвовал почти во всех крупных постановках Государственного театра оперы и балета: Пиковая дама, Иоланта, Травиата Джузеппе Верди, Евгений Онегин, Фауст, Паяц.
Молодой Дмитрий Хворостовский (1987).
Талант Хворостовского вскоре нашел признание за пределами его родного города Красноярска. В 1987 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов, а спустя несколько месяцев выиграл Всероссийский конкурс вокалистов имени Глинки в Баку.
Карьера Хворостовского началась в Красноярском оперном театре
Вскоре Хворостовский совершил обширные гастроли по России и другим республикам Советского Союза. В 1988 году молодой певец дебютировал в Европе, исполнив партию Железки в «Пиковой даме» в Опере Ниццы. В том же году жюри Международного конкурса в Тулузе присудило российскому певцу Гран-при. Дмитрий Хворостовский — Il guerriero buono Но это было только начало. В 1989 году Дмитрий Хворостовский завоевал Гран-при на Международном конкурсе «Голоса Кардиффа», и с этого момента молодой оперный певец был дома по всей Европе. Хворостовский разрушил все клише о внешности оперного певца: его атлетическое телосложение, щегольской пиджак и пепельная грива волос даже принесли ему место в списке самых красивых людей мира по версии журнала People. Кстати, волосы Дмитрия поседели в очень раннем возрасте — так «упали» его гены.
Позже российский артист получил ангажементы во всемирно известных операх. Его голос звучал на сценах Берлинской и Баварской государственных опер, лондонского Королевского оперного театра Ковент-Гарден, миланского Ла Скала и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. На родине он выступал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, театра «Новая опера» в Москве и Государственного Кремлевского дворца.
Читайте также.
Дмитрий Хворостовский: его песни в годы войны Дмитрий Хворостовский был первым оперным певцом, который дал концерт на Красной площади. Это выступление стало началом обширного турне по городам России, которое транслировалось в прямом эфире в 25 странах. Дмитрию аккомпанировал Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна.
Он знал, что умирает
Последний концерт Дмитрия состоялся 2 июня в его родном городе Красноярске. Певец не стал отменять концерт, хотя накануне получил травму плеча. Обращаясь к зрителям на сцене, он произнес фразу, которая поразила публику… «Я должен был вернуться, — сказал Хворостовский, — я должен был вернуться, потому что я люблю вас, потому что это мой родной город». В тот день на сцене Большого концертного зала Красноярска Хворостовский спел арию Демона из оперы Рубинштейна, каватину Алеко из оперы Рахманинова и свою визитную карточку — романс «Очи черные».
В жизни знаменитого оперного певца были две важные женщины. Первая жена Дмитрия, Светлана Иванова, была балериной Красноярского театра. Они познакомились в 1986 году, а через три года пара оформила свои отношения официально, хотя учитель Хворостовского пытался его отговорить. Певец даже усыновил ребенка Светланы от первого брака. В 1996 году пара стала родителями во второй раз — на свет появилась «королевская чета», близнецы Александра и Данила.
Первая жена певца — бывшая балерина Светлана Иванова
Внешне брак казался мирным, но в 2001 году, после 15 лет совместной жизни, он распался из-за неверности Светланы. По некоторым данным, Хворостовский чуть не дошел до суда из-за спора с любовником своей первой жены. В решении о разводе было указано, что жена имеет право на ежегодные выплаты в размере 190 000 долларов и роскошный дом в Лондоне. В 2009 году бывшая жена певца подала в суд на увеличение размера алиментов и выиграла дело — отныне Дмитрий должен был выплачивать бывшей жене 195 тысяч фунтов в год. 31 декабря 2015 года Светлана умерла от менингита и острого сепсиса.
Второй женой Дмитрия Хворостовского стала певица Флоранс Илли (ныне Хворостовская), наполовину итальянка и наполовину француженка.
Вторая жена Дмитрия Хворостовского — Флоранс Илли.
Она внесла новые краски в жизнь Дмитрия и вывела его из безнадежной пучины горя после расставания со Светланой. Ради любимого девушка выучила русский язык. Она приняла семью певца как свою собственную. В 2003 году у них родился совместный сын Максим, а через четыре года у влюбленных родилась дочь Нина.
Дмитрий Хворостовский с женой и детьми от второго брака.
Болезнь
25 июня 2015 года на официальном сайте оперного певца было объявлено, что Хворостовский приостановил концертную деятельность до конца августа в связи с тяжелой болезнью.
Врачи диагностировали у Хворостовского тяжелую опухоль головного мозга. Неизвестно, когда именно Хворостовский узнал о своей болезни, но за неделю до публикации он был вынужден отменить выступление в Венском театре. Голос певца не пострадал, но у Хворостовского возникли проблемы с равновесием.
Несмотря на имеющиеся проблемы, певец нашел в себе силы дать несколько концертов после этого. После первого лечения в 2015 году он вышел на сцену Метрополитен-опера в опере Джузеппе Верди «Троваторе» вместе со своей партнершей Анной Нетребко. В России его выступление с группой «Хворостовский и друзья» состоялось осенью. В 2021 году Хворостовский выступил на Дне города Санкт-Петербурга, а затем дал концерт в своем родном городе Красноярске.
Смерть
Дмитрий Хворостовский умер 22 ноября 2021 года. После долгой борьбы с болезнью знаменитый артист скончался в Швейцарии в возрасте 56 лет. По словам ди- ректора Лилии Виноградовой, Хворостовский скончался в 3:36 утра по лондонскому времени. Информация была подтверждена через Instagram семьей артиста. Аккаунт знаменитости активен и по сей день. На странице появляются посты и фотографии, посвященные памяти о концертах артиста.
Выяснилось, что певец оставил завещание, в котором указал, что хочет быть кремированным. Согласно завещанию Хворостовского, его прах был разделен на две части для захоронения. Одна часть была захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве — его родители сейчас живут в столице — а другая в Красноярске.
Опубликовано Геликон-опера/Геликон-опера Понедельник, 27 ноября 2021 г.
Похороны Дмитрия Хворостовского
На похоронах в российской столице присутствовали друзья и родственники артиста, видные представители индустрии развлечений и политики — Игорь Крутой, Иосиф Кобзон, Дмитрий Дибров, Иосиф Пригожин, Вячеслав Фетисов, Павел Астахов. Церемония проходила в абсолютной тишине: никто не произнес ни слова. Прах Хворостовского был захоронен в закрытом гробу.
На его первой могиле в 2021 году, в день его рождения, была открыта бронзовая статуя певца в полный рост. Памятник был создан скульптором Владимиром Усовым.