Она — единственная женщина в истории нашей страны во второй половине ХХ века, у которой была такая головокружительная карьера — говоря современным языком — что она пережила такой политический полет фантазии. Родившись в российской глубинке, она стала единственной «женщиной в мавзолее».
Екатерина Фурцева
Отзывы о Екатерине Фурцевой порой столь же противоречивы, как и она сама. Некоторые называли знаменитость «Екатериной III», «хозяйкой Москвы» и лучшим министром культуры Советского Союза. Другие пренебрежительно отзывались о ней как о «слуге, который управляет государством». Но такое количество упоминаний и мнений говорит лишь о том, что она была великой исторической фигурой. За 14 лет работы в Министерстве культуры чиновница успела как разрушить, так и приумножить советскую культуру.
Она родилась зимой 1910 года в Тверской области, в деревне под Вышним Волочком, и выросла в семье рабочего класса. Отца она не помнила: Алексей Фурчев погиб на фронте в Первую мировую войну. Ее мать, работница текстильной фабрики, воспитывала дочь без посторонней помощи.
Девочка окончила школу в возрасте семи лет, а в 15 лет устроилась на фабрику, где работала ее мать. Если бы у нее не было сильной воли и острого ума, Катя повторила бы судьбу Матрены Николаевны, которую она любила и боялась. Но Фурчева вырвалась из порочного круга бедности и жестокости повседневной жизни, исключив из своей биографии гремучие змеи ткацкого станка, преждевременную глухоту и старость в деревне.
Карьера и политика
После окончания школы молодая ткачиха вступила в комсомол и начала свой стремительный взлет по иерархии Коммунистической партии. Хрупкую, но умную девушку заметили старшие и отправили в деревню Коренево Курской области, где Екатерине предстояло поставить сельское хозяйство на колени.
Вскоре Фурцеву приняли в коммунистическую партию, а затем отправили в знойную Феодосию. Там она работала секретарем горкома комсомола, заведовала организационным отделом и была членом президиума Крымского обкома комсомола.
В 1933 году Екатерина переехала в Ленинград: ее направили на высшие курсы Гражданского Аэрофлота. Следующей остановкой был Саратов, где чиновник работал заместителем начальника политотдела комсомола в техническом авиационном училище.
После очередного повышения последовал перевод в Москву. В российской столице Фурцева окончила Химический институт имени Михаила Ломоносова, где получила диплом инженера-химика. Затем ее назначили инструктором в студенческий отдел ЦК ВЛКСМ.
Начало войны Екатерина пережила в Москве. Она работала в тыловой зоне и участвовала в эвакуации государственных учреждений. Позже чиновницу перевели в Куйбышев, где она стала секретарем городского местного комитета партии. По возвращении в столицу она была принята во Фрунзенский областной комитет КПСС, где сначала занимала должность второго секретаря, но вскоре доросла до первого секретаря.
В конце 1940-х годов она окончила Высшую школу при ЦК ВКП(б), после чего продолжила свое восхождение. Этому способствовала ее дружба с Никитой Хрущевым, который видел в Фурцевой соратника, разделяющего его идеи.
Благодаря усилиям Хрущева Екатерина Алексеевна стала 2-м секретарем Московского городского комитета партии. Она была членом Верховного Совета и часто выступала с речами. Многие отзывались о ней как о талантливом ораторе: она всегда запоминала тексты, а не читала их с листа, ее речи были живыми и эмоционально окрашенными, что делало их достойными прослушивания.
После смерти Иосифа Сталина Никита Сергеевич стал первым секретарем ЦК КПСС и назначил своего товарища первым секретарем Московского городского комитета. И уже в 1956 году она была назначена секретарем ЦК КПСС.
Екатерина Алексеевна была верна своему покровителю. В день заседания Президиума, когда высокопоставленные чиновники, прозванные впоследствии «антипартийной группой», пытались отстранить Никиту Сергеевича от должности, она пришла ему на помощь. Поскольку многие сторонники Хрущева не присутствовали на встрече, Фурцева пригласила их и уговорила прийти. Переворот был предотвращен.
Но вскоре чиновник стал неугоден Никите Сергеевичу. Говорят, что он не терпел тех, кто видел его в минуты слабости. Поэтому, как только представилась возможность, Хрущев снял Екатерину Алексеевну с поста секретаря ЦК КПСС и назначил ее министром культуры. По слухам, знаменитая женщина тяжело восприняла предательство и пыталась покончить жизнь самоубийством, но была вовремя спасена. После этого она погрузилась в свою новую должность.
Тайный первый брак Екатерины Фурцевой
Будущий политик и представитель партии родился 7 декабря 1910 года в городе Вышний Волочек Тверской области в простой рабочей семье. Она не помнила своего отца, так как он погиб во время Первой мировой войны. Ее овдовевшая мать работала на текстильной фабрике и растила дочь одна и без помощи. Она училась в местной гимназии и нашла работу на той же текстильной фабрике, что и ее мать, и если бы она не была такой волевой, то осталась бы в провинциальном городке до старости.
Летом 1930 года девятнадцатилетняя Катя приехала в деревню Коренево, расположенную в сельской местности под Курском. Там началась профессиональная жизнь самой известной и влиятельной женщины СССР — первой и, как выяснилось позже, единственной представительницы слабого пола во влиятельном Политбюро.
В Коренево она провела чуть меньше полутора лет, и именно там произошло одно из самых важных событий в ее жизни и карьере: юную Екатерину приняли в партию. Хрупкая девушка с железным характером вскоре была назначена первым секретарем обкома комсомола. После шестнадцати месяцев работы Фурцева покинула провинцию и отправилась сначала в Москву, а затем в Крым. Она никогда не возвращалась в Коренево и сделала все возможное, чтобы навсегда вычеркнуть время своей жизни там из своей памяти и биографии.
Много лет спустя краеведы в Коренево, просматривая старые архивы, наткнулись на записи и документы, которые вызвали ажиотаж, поскольку исправляли официальную биографию министра культуры СССР. Как выяснилось, будущий политик через год после приезда в Курскую губернию вышла законным браком за местного жителя, простого плотника. Этот союз продлился всего три месяца после развода, и Фурцева предпочитала никогда не вспоминать о своем первом мимолетном браке.
Даже если она смогла удалить упоминание о своем первом браке из личных документов, она не смогла удалить его из муниципальных документов. Поэтому только спустя десятилетия эта информация была обнаружена и опубликована. Так, первый официальный брак восходящей звезды политического Олимпа был заключен в августе 1931 года и расторгнут в ноябре того же года, когда девушке было всего двадцать лет.
Однако местные историки, обнаружившие эти документы, не упомянули имя первого мужа «Екатерины II». Однако если официальные биографы обратятся к этой теме, то, скорее всего, найдут в архивах Коренева больше интересных подробностей о первых годах жизни советского министра культуры.
Екатерина Фурцева и Петр Битков
В качестве первого официального мужа Екатерина Алексеевна сама предложила летчика Петра Ивановича Биткова. Они познакомились в Феодосии в середине 1930-х годов (по другим данным, в Саратове, куда Фурцева была направлена на работу в гражданское отделение комсомольского авиационно-технического училища). Молодые люди быстро нашли много общих тем для разговора и не заметили, как их непринужденное и дружеское общение постепенно переросло в отношения. На какое-то время Фурцева даже отказалась от активной партийной работы и уехала в Ленинград брать уроки пилотирования, чтобы быть рядом с любимым.
Мать Кэтрин не согласилась с выбором дочери, но, несмотря на протесты родителей, отношения пары стали официальными. Вскоре Петра Ивановича отправили на работу в Москву, и девушка последовала за ним. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Битков почти сразу ушел на фронт, а Фурцеву, которая к тому времени уже ждала ребенка, отправили в эвакуацию в Куйбышев.
В 1942 году Екатерина родила своего единственного ребенка, дочь Светлану, но сразу после этого радостного события их брак был расторгнут. По одной из версий, ее муж после возвращения с фронта сказал жене, что встретил другую женщину и собирается с ней.
Много позже появилась совершенно другая версия, согласно которой Светлана не была дочерью Биткова, а ее биологическим отцом был любовник Фурцевой. Когда ее муж узнал об этом, он ушел из семьи, предварительно договорившись с женой о сокрытии этой информации. Воспитанием ребенка в основном занималась бабушка — Матрена Николаевна, но Светлана не смогла найти общий язык с новым любовником матери.
Другой любовник Фурцевой — секретарь Фрунзенского райкома Петр Богуславский. Он покровительствует привлекательной женщине и помогает ей подняться; однако Богуславский не хотел разводиться с женой и пожертвовал собственной карьерой. Их отношения прекратились после того, как покровитель был смещен со своего высокого поста.
Эдуард Стрельцов
В 1958 году нападающий был осужден за изнасилование 20-летней девушки. Стрельцов был приговорен к 12 годам лишения свободы в условиях сурового режима. Футболист был досрочно освобожден и вернулся в спорт. Но то, что с ним произошло, обсуждалось долгое время: Родственники Эдуарда Анатольевича не верили в его причастность к преступлению, а объяснением стала месть Фурцевой, занимавшей в то время пост секретаря ЦК. Александр Нилин в своей книге пишет, что Фурцева пыталась свести Стрельцова с дочерью на балу в честь олимпийцев, а спортсмен отказал ей в нелестных выражениях. Отношения с властной женщиной были разрушены: «Эдик рассказал мне о Фурцевой — он видел в ней одну из виновниц того, что с ним произошло, — говорит он.
Лев Дуров
Актриса и режиссер Фурцева без видимых причин лишила «значительную часть творческой жизни», запретив постановку чеховских «Трех сестер» — зрители увидели только 33 спектакля. И в ответ на мольбы актеров она коротко вмешала фразу о плохом воспитании в театре. Льву Константиновичу пришлось еще раз выступить в качестве просителя перед министром культуры — Дуров пытался защитить работу режиссера Анатолия Эфроса — но снова получил отпор:
«Мы подошли к ней на приеме, и она продолжала говорить: «Правда, я ничего об этом не знаю! Давайте жить вместе!» — Я не раз слышала это «Давайте жить дружно!» и понимала, что это маска, за которой она прячется, чтобы уйти от конфликта. Вот почему мне очень горько, когда я слышу, как в последнее время люди пытаются представить его таковым.