Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году в мелодраме «Первый эшелон». После успешного старта актера стали нанимать в фильмы каждый год. «Три тополя в Плуцкичах», «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!». — был включен в список его фильмографии.
Олег Ефремов
Олег Ефремов говорит, что если бы он не стал актером, то пошел бы по наклонной. И когда он это делал, он гипнотизировал аудиторию, не позволяя себе ни капли лжи. Как режиссер, он изменил театр и придал ему неведомую психологическую глубину.
Ефремов может быть добродушным и чувствительным, но также жестоким и крайне категоричным, не принимающим чужого мнения. Даже семья играла подчиненную роль. Но все, кто встречался с Олегом Николаевичем в жизни или в профессии, говорили о нем с благоговением и восхищением.
Детство и юность
Олег Ефремов родился в Москве в октябре 1927 года в русской семье, но версия о еврейской национальности постоянно обсуждалась.
«Поиск евреев, или, по крайней мере, чего-то «еврейского» в заметных людях, характерен для России. Поскольку интеллигент и еврей, если не абсолютно одно и то же, то имеют большое сходство. Поэтому люди, которые никак не могли быть подозрительными, все равно были подозрительными», — говорит Сергей Юрский, вспоминая появление Олега на вечере памяти Соломона Михоэлса, директора Московского еврейского театра.
Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович вели скромный образ жизни. Легендарный актер, режиссер, педагог и основатель театра «Современник» провел свое детство в большой коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были Александр Калужский, внук советского актера Василия Калужского, и Сергей Шиловский, приемный сын писателя Михаила Булгакова.
В детстве Олег часто бывал у Булгаковых в их доме на улице Нащокинского и впитывал интеллектуальную и творческую атмосферу как губка, не подозревая, с каким великим человеком он познакомился. Молодой Евремов еще не успел прочитать ни одной книги Булгакова. Но потом, конечно, он наверстал упущенное время, поставив в театре не одну авторскую пьесу.
Школьные годы Евремов провел под Воркутой. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, поэтому его сын мог наблюдать реальную жизнь в лагере с близкого расстояния. На севере студент познакомился с темной стороной жизни, завел сомнительные знакомства. Связавшись с бандитами, он сам чуть не стал разбойником. Во время одной из драк подросток чуть не потерял глаз: после операции зрение так и не вернулось. Когда его отец увидел, что его сын находится в тревожном состоянии, он поспешил вернуть семью в столицу.
Сразу после войны Олег сдал экзамены в школу-студию при МХАТе. Желание быть принятым на актерский факультет было невероятным, но 18-летний парень, хотя и не совсем красавец, сумел убедить отборочную комиссию и пройти отбор с первой попытки. Евремову посчастливилось учиться в классе Михаила Хедрова, выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий, и Василия Топоркова, не менее известного актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий.
Со всей страстью молодости новичок Ефремов влюбился в Константина Сергеевича Станиславского, да так сильно, что он и его друзья поклялись ему в вечной верности. Чтобы сделать ситуацию еще более серьезной, будущие актеры скрепили клятву своей собственной кровью. И Олег Николаевич был верен ей до конца своих дней.
Молодой человек пошел учиться и мечтал о МХАТе. В юности амбициозный студент писал в своем дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания школы-студии его не приняли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил в Центральный детский театр.
Театр
Молодому актеру сразу же дали главную роль. Он вышел на сцену в роли Володи Чернышева в пьесе Виктора Розова «Их друзья» и влюбил в себя зрителей с первого представления. Ефремов играл настолько искренне, что никто не видел в нем актера, а просто живого, эдакого школьника, несмотря на то, что рост у Олега был не детский — 180 см.
Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. На его сцене Ефремов сыграл более двадцати ролей. Актерам одинаково блестяще удалось перевоплотиться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Ивана-дурака в «Коньке-Горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростилева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому в то время актеру блестяще.
Метод Станиславского, в вечной верности которому Ефремов клялся в студенческие годы, вскоре стал хитом в театральных кругах, но единомышленников актер, как и обещал, нашел в Московской школе театрального искусства. После окончания университета Ефремов остался там преподавателем, и студенты его очень любили. Он собрал первую труппу будущего театра «Современник».
«Современник» полностью заслужил свое название. Помимо Ефремова, в число учредителей входили Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и другие. В театре поднимались самые актуальные вопросы. В нем были представлены пьесы по произведениям современных писателей, таких как Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое взаимодействие с аудиторией. В театре не было даже занавеса.
Евремов, будучи директором «Современника», оставался и его действующим лицом, задавая тон и формируя стиль театра, в то время как другие коллеги подражали ему. В 1970 году Олега Николаевича пригласили стать художественным руководителем МХАТа. Честолюбивая мечта, которая еще в юности была на бумаге, стала реальностью. Ходят слухи, что Ефремов получил должность не без покровительства Екатерины Фурцевой.
Министра культуры небезосновательно называли «железной леди СССР»: Она лично поручилась перед городским комитетом партии за человека, который был арестован за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, своим спасением от правителей Ефремов был обязан Екатерине Алексеевне, по крайней мере, дважды.
На самом деле, реальность сильно отличалась от того, что мы себе представляли. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве кризис-менеджера. Он предложил всей труппе «Современника» перейти на новую сцену, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому директору удалось вернуть театру былую славу, привлечь к работе Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а затем и Татьяну Доронину.
Труппа МХАТа стала настолько большой, что на всех актеров уже не хватало ролей. Наконец, Олег Николаевич предложил разделить театр. Так он стал директором Московского Художественного театра имени Чехова.
Смерть близкого друга Иннокентия Смоктуновского стала тяжелым ударом для Олега Ефремова. После этого режиссер поставил только один спектакль во МХАТе — «Три сестры». Через шесть лет Ефремов сменил Смоктуновского. В то время театр находился за тысячи километров — на гастролях в Тайване. Поклонники великого актера и режиссера принесли на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке уже невозможно было подойти.
Никита Ефремов: детство, родители, братья и сестры
Никита Ефремов родился в Москве 30 мая 1988 года. Он был первенцем актера Михаила Ефремова, который был женат вторым браком на Асе Воробьевой, литературном редакторе «Современника». Дед Никиты — звезда театра и кино Олег Ефремов, а бабушка — актриса театра «Современник» Алла Покровская. Его прадедом был оперный режиссер Борис Покровский.
Маленький Никита Ефремов с мамой. Фото: Социальные сети
Но когда Никите был всего один год, его родители развелись. Потом отец женился еще несколько раз, и у Никиты было два брата и три сестры. В 12 лет первенец Ефремов носил другую фамилию, его мать просила всех сообщать, что его отец — инженер. Однако подросток решил не отказываться от родства со своим знаменитым отцом и вернул себе фамилию Ефремов.
В детстве Никита любил футбол, хоккей и волейбол, посещал музыкальную школу и был певцом. Стать актером не было его целью, но судьба готовила его именно к этому: Через год после окончания школы Ефремов-младший поступил в школу-студию МХАТ по согласованию с отцом.
Никита Ефремов: театр
После окончания школы Ефремов стал членом театра «Современник», который когда-то основал его знаменитый дед. В его работе в театре нет оправданий знаменитому имени, все оценивается по таланту.
Ефремов-младший играет в таких спектаклях, как «Сережа», «Хорошимая», «Три товарища», «Горбунов и Горчаков», «Декамерон».
Никита Ефремов на сцене. Фото: Global Look Press
Никита Ефремов: кино
Во время учебы в университете Ефремов начал сниматься в кино. Сначала это были эпизодические роли в различных телесериалах, дебютом стал комедийный сериал «Моя прекрасная няня» в 2004 году.
Затем последовали роли в фильмах «Самая красивая», «Ненасытная», «Пассажир». Известность и признание пришли к Ефремову-младшему с фильмом «Баллада о бомбере» в 2011 году, в котором он сыграл советского летчика. Над фильмом работали Нина Усатова, Екатерина Астахова и другие знаменитости.
Никита Ефремов в телесериале «Баллада о бомбере». Кадр из телевизионного сериала
Затем последовала главная роль в фильме «Репетиции». Фильм получил приз за лучший дебют на фестивале «Московская премьера» и был включен в программу ММКФ 2013 года.
Успех Ефремова в киноиндустрии был закреплен фильмами «Восьмидесятые», «Все началось в Харбине» и «Золушка». В сериале «Оттепель» Валерия Тодоровского Никита сыграл деда Олега Ефремова в молодости.
В следующем, 2014 году, фильмография Ефремова пополнилась сериалом «Куприн. Дуэль» и «Григорий Р.». В 2015 году вышли телесериалы «Тихий Дон» и «Лондоград», а в мультфильме «Иван Царевич и Серый Волк» Ивана Царевича озвучил Никита Ефремов.
Никита Ефремов в телесериале «Григорий Р. Кадр из сериала.
Среди вышедших в 2016 году фильмов с участием Никиты Ефремова — «Анна Каренина», где он сыграл друга Вронского — генерала Серпуховского, и историческая драма «Полярная звезда», где он сыграл исследователя Семена Челюскина.
Последующие годы были не менее плодотворными. «Отличница», «Лето», «Дядя Саша», «В. Маяковский», «Победитель». В 2020 году он снялся в телесериалах «Безопасные связи» и «Хороший человек». Следующий год ознаменовался выходом мистического сериала «Полет».
Никита Ефремов в телесериале «Хороший человек». Скриншот из сериала