Но Питер Пауль Рубенс изменил тему: на его картине Сатурн не пожирает новорожденного ребенка, а мучает его, вырывая куски плоти из его тела. Это выглядит ужасающе: Художнику удалось изобразить безумие бога, который сошел с ума от страха потерять свою власть.
Сатурн, пожирающий своих детей
«Сатурн пожирает своих детей» (вариант названия «Сатурн пожирает своего сына») — знаменитая фреска Франсиско Гойи, написанная в 1820-23 годах. В конце XIX века художник Сальватор Мартинес Кубельс перенес ее на холст для банкира Эмиля д’Эрланжера, который хотел выставить шедевр Гойи на Всемирной выставке 1878 года во дворце Трокадеро в Париже и, если повезет, продать его. В это десятилетие импрессионисты заявили о себе во Франции, а солнечный свет и конденсированный воздух вошли в моду. Конечно, никто не захотел покупать меланхоличный «Сатурн», и поэтому в 1881 году он был передан в дар музею Прадо.
История создания «Сатурна»: почему Гойя написал не картину, а фреску?
В 1819 году 73-летний Гойя, который официально все еще был придворным художником, отошел от дел и купил небольшую виллу на окраине Мадрида. При предыдущем владельце соседи прозвали это поместье Quinta del Sordo, «дом голубей». Возможно, именно название привлекло Гойю: в 1792 году, после загадочной болезни (диагнозы варьировались от инсульта до осложнений затяжного сифилиса), художник страдал от сильных головных болей и почти полностью потерял слух, так что «Дом голубей» пришелся как нельзя кстати.
Десятилетие, предшествовавшее покупке Кинта-дель-Сордо, было необычайно трудным для Испании и лично для Гойи. Испания была оккупирована французами, Гойя стал свидетелем расстрелов и казней, видел остывающие тела и дымящиеся обломки на улицах Мадрида. В 1812 году он потерял жену Хосефу, с которой прожил почти 40 лет и родил не менее десяти детей (разные источники сообщают разное количество). Еще до этого была отравлена любовница Гойи, 40-летняя Каэтана Альба. В 1819 году Гойя страдал от новой болезни, которая поставила его на грань жизни и смерти (см. его автопортрет в сопровождении врача и его подруги Ариетты, Институт искусств Миннеаполиса).
Оправившись от болезни, Гойя решил расписать стены своего «Дома голубей» странными и мрачными видениями, которые должны были выразить пережитое им потрясение. Они не предназначались для посторонних глаз современников Гойи (именно поэтому фрески были предпочтительнее картин) и должны были стать своего рода завещанием старого художника для потомков.
Эта идея полностью завладела Гойей. За короткое время он выполнил огромный объем работ, создал 14 огромных картин (некоторые из них размером более шести квадратных метров!) и начал расписывать их стены. Картины напоминали кошмары и галлюцинации — даже больше, чем знаменитая серия «Капричос» Гойи. Гойя не дал своим фрескам имени их автора, но сегодня мы знаем их как Pinturas Negras — «черные картины» («меланхолические кратеры»). Они окрашены в глубокие и мрачные цвета. На стенах дома Гойи преобладает густая смесь черного и черно-серебристого цветов. Время от времени появляются всплески ярких цветов и белизны. Мрачные паломничества, люди с искаженными от страха лицами, пугающие образы возраста, слабости и покинутости. Среди них, пожалуй, самая известная и зловещая фреска: Сатурн, пожирающий своих детей.
Сюжет
Большинство сюжетов Pinturas Negras по сей день остаются необъяснимыми и загадочными, но у Сатурна есть мифологический рисунок. Римский бог земли Сатурн соответствует древнегреческому Сатурну. Детьми Сатурна, рожденного от Реи, были олимпийские боги Гера, Гестия, Деметра, Аид и Посейдон. Однажды Уран предсказал Сатурну, что один из детей будет лишен его силы, после чего испуганный Сатурн пожирал одного за другим. Сын Сатурна, Зевс, родившийся позже, заставил своего отца выплюнуть всех детей, которых тот проглотил, и на этом власть Сатурна закончилась.
Работу Гойи иногда сравнивают с «Сатурном» Рубенса, который посвящен той же теме и также выставлен в музее Прадо. Но каким «нормальным» кажется римский бог Рубенса по сравнению с безумным чудовищем Гойи, гармоничным в анатомии и цвете! Тело Гойи сломано, его пропорции искажены, он не вписывается в пространство картины, а его глаза выражают некий трансцендентный, хтонический ужас перед содеянным. И самое интересное, что он не проглатывает своего сына целиком, как это описано в легенде, а пожирает его окровавленное тело по частям. Так что, возможно, Гойя не следует мифу, а изображает индивидуальный кошмар и создает свой собственный миф.
10 самых страшных картин: Франсиско де Гойя, Сатурн, пожирающий своего сына около 1820 г.
В начале XIX века Испания пыталась избавиться от Жозефа Бонапарта, который был посажен на испанский трон своим младшим братом Наполеоном в 1808 году. Результатом стала ожесточенная война, которая сильно ударила по испанскому населению. Франсиско де Гойя создал атмосферу неопределенности и насилия на своей родине, создав 14 картин с пугающими мотивами, которые он назвал Pinturas negras («Черные картины»), между 1819 и 1823 годами, через несколько лет после падения Наполеона. Одна из этих работ изображает эпизод из греческой мифологии, в котором Кронос пожирает своего сына. Боясь, что его свергнет один из его детей, Кронос съел каждого из своих детей после их рождения.
Генри Фюзели, «Кошмар» 1781 г.
Фюссли был швейцарским художником 18-го и начала 19-го веков, который был очарован ужасом и сверхъестественным. Самая известная картина Фюссли «Кошмар» 1781 года является ярким примером этой темы: воплощение кошмара склоняется над грудью спящей женщины, а из темноты появляется голова лошади с выпученными белыми глазами. Пронизанная демоническим эротизмом, эта картина определенно не для спальни…..
Теодор Жерико, Отрубленные головы 1810 -е гг.
Когда Теодор Жерико представил свою знаменитую работу «Плот Медузы» на Парижском салоне в 1819 году, это вызвало скандал. Это произошло потому, что в произведении были изображены реальные и шокирующие события, произошедшие тремя годами ранее после того, как кораблекрушение у берегов Западной Африки привело к каннибализму среди выживших. Мало того, люди были изображены в ужасающей манере. Прежде чем приступить к работе над проектом, Жерико сделал для него несколько жутких эскизов, в том числе «Отрубленные головы».
Собака
Франсиско Гойя известен своими призрачными картинами. Но среди его работ есть и менее известная, но душераздирающая. На ней изображена плывущая собака, и сразу понятно, какая судьба ее ожидает. Взгляд собаки полон отчаяния; ее глаза обращены к небу, и хотя мы видим только голову животного, мы можем догадаться, что оно истощено и скоро умрет.
Картина была создана в последние годы жизни Тициана и оставалась в мастерской художника после его смерти.
Вечеллио Тициан создал эту картину в последние годы своей жизни. Почти три столетия его почти никто не видел, и только на выставке в 1983 году он стал известен широкой публике — и не остался незамеченным. Тициан изобразил последние минуты жизни сатира Марция, который вызвал Аполлона на музыкальный поединок. Бог света согласился, но поставил одно условие: Победитель выбирал наказание для проигравшего. После победы в состязании Аполлон приказал заживо сожрать Маркиона.
Юдифь и Олоферн
Картина «Юдифь и Олоферн» была написана в 1599 году и основана на ветхозаветной книге Юдифь.
Согласно легенде, Юдифь была чистой и богобоязненной молодой вдовой. Когда ее город осаждала армия генерала Олоферна, женщина пришла к генералу и уговорила его довериться ей. Когда Олоферн уснул, Юдифь отрубила ему голову. Именно этот момент запечатлел на своей картине Микеланджело да Караваджо. Глаза мужчины вылезли из глазниц, а рот искажен криком. Говорят, что Караваджо был очарован казнями и написал свою картину под впечатлением от смерти Беатриче Ченчи, которая была обезглавлена за убийство своего отца.
Бэкон. Этюд по портрету папы Иннокентия X
Одна из самых известных работ Веласкеса — «Диего Родригес де Сильва и Веласкес» — это его мастерский портрет папы Иннокентия X, написанный в Риме, куда он был направлен своим покровителем, королем Испании Филиппом IV. Портрет Папы Римского» стал образцом и «моделью» для многих начинающих художников — чтобы овладеть искусством рисования, его копировали и перерисовывали бесчисленное количество раз.
Увлечение полотном Веласкеса перешло к известному экспрессионисту Фрэнсису Бэкону (Francis Bacon) — на основе шедевра он написал целую серию — 45 работ, объединенных одним названием «Кричащий папа». Это очень страшно. Самым пугающим, на наш взгляд, является «Этюд на портрет Папы Римского» Веласкеса.
Мученик
Одна из самых пугающих картин в нашей подборке — «Свидетель» неизвестного художника. У этой картины есть своя история. Британец Шон Робинсон нашел его в доме, который достался ему в наследство от бабушки. Сама бабушка неоднократно говорила о паранормальных явлениях, происходящих в доме из-за картины. Она также упомянула, что картина осталась от одного из предыдущих жильцов дома — создатель смешал свою кровь с краской, чтобы написать шедевр, а затем покончил жизнь самоубийством после завершения работы.
Неизвестно, правда это или нет, но «Свидетель» не менее страшен, чем «Крик» Эдварда Мунка.
Отто Дикс. Рассвет
Выдающийся немецкий экспрессионист, жертва гитлеровских репрессий, написал множество картин, которые могут напугать вас до смерти. Среди них «Раненый солдат», «Маски в руинах», «Окоп», «Триумф смерти» и другие. Но самым пугающим шедевром великого авангардиста нам показался «Рассвет».
Солнце с черными лучами, словно собирающее, а не разгоняющее тьму ночи; облако, похожее на когти; силуэты ворон над заснеженным полем (что там, под белыми холмами, привлекает черных падальщиков?) — работа внушает настоящий страх.
Портрет графини дель Карпио, маркизы Ла Солана (1795)
Многогранный и чрезвычайно плодотворный гений Франсиско Гойи (1746 — 1828) наиболее ярко проявился в жанре портрета. Среди художников найдется немного мастеров, которые смогли бы так полно раскрыть внутреннюю сущность фигуры через ее внешний облик.
Гойя не изображал своих покровителей, среди которых, как мы знаем, были очень влиятельные личности, в том числе «Помазанник Божий», а рассказывал их биографию живописными средствами.
На ней изображена Мария Рита Барренечеа-и-Моранте, которая в 1775 году в возрасте 18 лет вышла замуж за графа Карпио, получившего титул маркиза де ла Солана незадолго до ее смерти в 1795 году. Примечательно, что Гойя написал этот портрет за несколько месяцев до смерти графини. Умирающая маркиза поручила Гойе написать этот портрет, чтобы ее единственная дочь могла навсегда сохранить память о матери.
Шабаш ведьм (1819 — 1923)
«Сатурн пожирает своего сына» — не единственная из «черных картин» Гойи, добившаяся мировой славы. Еще одна очень известная работа из этой жуткой серии — «Шабаш», также известная как «Большой козел». В этой потрясающей сцене Сатана, изображенный Гойей в виде большого, почти черного силуэта антропоморфного козла, правит бандой ведьм, которыми всегда славилась Испания.
Мрачная, демоническая тема колдовства, как и другие сюжеты «Черных картин», несомненно, была навеяна резко ухудшившимся физическим и психологическим состоянием художника. Но даже до своего глубокого кризиса Гойя предпочитал мрачное использование цвета. «Цвет в искусстве не нужен», — писал он, — «Я вижу только свет и тень».
К сожалению, когда фреска «Сцена (Большой козел)» была снята со стены Дома глухих для переноса на холст, около полутора метров работы было утрачено. Тем не менее, картина длиной почти пять метров остается одним из величайших достижений Гойи и, безусловно, одной из самых известных его работ.
И пусть публика Всемирной выставки 1878 года не оценила «Черные картины», перенесенные на холст, — сегодня это общепризнанные шедевры, восхищайтесь ими. Нет, нет, здесь «восхищаться» явно неуместно! Скажем так: ими можно полюбоваться в великом музее Прадо в Мадриде.
Автопортрет (1815)
На этом автопортрете (также известном как «Автопортрет груди») Гойя намеренно представляет себя уязвимым и хрупким, чтобы показать зрителю более мягкие и нежные стороны своей разорванной души.
Темный фон, нарисованный быстрыми, смелыми горизонтальными мазками, не сливается с аналогичным оттенком бордового пальто, но придает дополнительное ощущение объема.
Эти цвета намеренно контрастируют с белой рубашкой с бледным воротником, нарисованной гораздо более тонкими мазками. Венецианская техника подчеркивает нежную, румяную и немного дряблую кожу Гойи на пороге третьего года жизни. Хорошо продуманные цветовые тона подчеркивают сияние его лица, которому не нужно много света, чтобы выделить его из почти «бархатистой» атмосферы, которая его окружает.