Откуда пришла традиция ставить ёлку на Новый год и Рождество

Почему в XIX веке её выбрасывали в день праздника: история рождественской и новогодней ёлки

Даже в домах, где никогда не было комнатных растений, под Новый год возникает настоящая ель, которая становится центром праздничного убранства. Но задумывались ли вы, откуда же пришла такая традиция — приносить домой ёлку? Мы глубоко исследовали этот вопрос и открыли множество интересных фактов.

Традиция украшать дома и храмы вечнозелеными ветвями растений, не только елями, берет начало задолго до появления праздника Рождества.

Каждый год, в самый короткий световой день, который приходится на зимнее солнцестояние — с 21 на 22 декабря — кельты собирали дубовые ветви, символизировавшие победу жизни над смертью, и разжигали костры. Аналогичные обряды проводили и древние египтяне, которые верили, что до этого момента бог солнца Ра терял свою силу, а с этого дня, когда световой день начинает увеличиваться, он пробуждается от зимнего сна. Люди несли в свои дома пальмовые листья — символы празднования жизни.

Но больше всего современному человеку традиция праздника Рождества или Нового года напоминает римские Сатурналии — празднования в честь бога земледелия Сатурна, которые длились несколько дней, начиная с 17 декабря. В это время римляне приносили в храмы ветви вечнозеленых деревьев и обменивались подарками, отмечая конец года с весельем и радостью.

Существует мнение, что дата католического Рождества, установленная на 25 декабря, была выбрана специально, поскольку она совпадала с одним из последних дней Сатурналий. Это делалось для того, чтобы облегчить переход к новому религиозному календарю первым христианам, обратившимся в Рим.

Святой Бонифаций или Мартин Лютер?

Неясно, когда именно ель заинтересовала христиан, но известно, что еще тысячу лет назад, а может и раньше, жители Северной Европы подвешивали ели вверх тормашками. Причины этого остаются предметом споров. Однако существует одна из легенд.

Согласно одной из версий, святой Бонифаций (примерно 680–754) стал популяризатором ели как важного христианского дерева. Путешествуя по Германии и Нидерландам, он стремился обратить оставшихся язычников в католичество. Святой Бонифаций знал, что в окрестностях деревни Гейсмар местные жители собирались у Громового дуба, где приносили в жертву своему языческому божеству Тору. Бонифаций решил уничтожить как дуб, так и языческое верование.

Когда он пришел в Гейсмар в момент жертвоприношения, то он взял топор и срубил дуб. Поразительно, но из его корней выросла маленькая ёлка, которая стала инструментом его проповеди. Святой Бонифаций указал на неё и сказал: «Сегодня это дерево, лесное дитя, станет вашим священным деревом, символизирующим вечную жизнь с вечнозелеными листьями. Посмотрите, как она указывает вверх, в небеса. Мы назовем её деревом младенца Христа: собирайтесь вокруг него не в диком лесу, а в своих домах, где оно принесет не жертвы, а дары любви и доброты.»

Треугольная форма ели стала удобным символом для объяснения концепции Троицы. Существует также мнение, что именно от святого Бонифация пошла традиция подвешивать маленькие ёлки вверх ногами, поскольку её треугольная форма была более понятной. Однако стоит отметить, что эти события, согласно преданию, происходили в канун Рождества, но до сих пор нет весомых доказательств правдивости этой легенды.

Существует другая легенда, согласно которой в 1441 году на площади Таллина, ныне столице Эстонии, появилась первая украшенная ёлка, что некоторые считают началом традиции рождественских ёлок. Таллин конкурирует за это звание с Ригой, где ёлка была установлена в 1510 году, и даже установлен памятник в честь этого события.

Тем не менее, скорее всего, установка ёлок в Таллине и Риге не была связана с Рождеством, а имела свои местные традиции. Оба дерева были поставлены Братством Черноголовых — сообществом холостых купцов и судовладельцев, которые действовали на территории современной Латвии и Эстонии. Установлено, что сначала люди танцевали вокруг этих ёлок, а затем поджигали их. Однако нет четких доказательств, подтверждающих первенство одного города над другим в этой традиции.

Кажется, традиция устанавливать праздничную ёлку появилась именно в Германии. Легенды рассказывают о том, что церковный реформатор Мартин Лютер в XVI веке ввел обычаи наряжать ёлку. Согласно преданию, однажды зимой Лютер возвращался домой и был поражен красотой звездного неба, открывающегося сквозь ветви деревьев. Он принёс домой ель, украсил её свечами и установил на макушке звезду — в память о Вифлеемской звезде, которая указала путь волхвам к пещере, где родился младенец Иисус.

Для тех, кому не нравится легенда о Лютере, существует более обобщенная история. В канун Рождества лесник с семьей собирались у огня, когда к ним в дом постучался маленький беззащитный мальчик. Семья приняла его, накормило и уложила спать, невзирая на его скромный вид.

История происхождения традиции

Сегодня многие люди воспринимают традиции своего народа как нечто совершенно очевидное, но не все знают их истинные корни. Новый год начали отсчитывать от рождения младенца Иисуса Христа, так как это значительное событие стало знаковым для человечества. Все символы и поверье, которые дошли до нашего времени, имеют свои обоснования, которые стоит знать. Даже такой простой вопрос, как: «Почему на Новый год ставят ёлку?» может вызвать недоумение и удивление.

Традиция устанавливать новогоднюю ёлку началась с момента рождения Иисуса. Существует поверье, что в праздник, посвященный этому событию, пришло не только человечество, но и все живое, чтобы поздравить младенца. Однако одна ёлка, стесняясь своих недостатков, не вошла в пещеру и осталась за дверями. Она объяснила другим деревьям, что у неё нет ни прекрасных листьев, ни ароматных цветов, ни сочных плодов, ей нечем дивить младенца и нечего ему предложить.

Кроме того, ель боялась поранить ребенка своими иголками, поэтому решила не входить вместе со всеми.

Такое проявление заботы и скромности тронуло других деревьев, трав и животных, которые украсили ель букетами даров, подняв её до небес. В таком благоухающем и прекрасном виде ёлка бесстрашно вошла к Иисусу Христу. Говорят, что младенец, увидев это красивое дерево, потянулся к нему, и на его макушке в тот момент загорелась Вифлеемская звезда. Именно эта красота ёлки и стала символом Нового года. По другой версии, ангелы, заметив стремление ёлочки приветствовать младенца, украсили её огнями, и благодаря этому дару она с гордостью вошла в пещеру во время рождения Христова.

  К чему снятся змеи. Сонник: змея во сне

Другой вариант версии традиции наряжать ёлку связывает с немецким праздником Сильвестр, который стал предшественником нынешнего Нового года. Немцы собирались вместе, готовили множество деликатесов, убирали и украшали свои дома.

Елка в домах считалась символом этого праздника и полюбилась людям так, что стала традиционной даже после того, как Сильвестр был заменен на Новый год.

Существует ещё одно поверье, которое рассказывает о том, как в ходе угасания язычества, монарх Бонифаций решил окончательно с ним порвать, срубив священное для язычников дерево — дуб. Когда этот дуб упал, он повредил и другие деревья вокруг, но только ёлка выжила, и поэтому она стала символом новой христианской веры.

Некоторые считают, что именно благодаря немецкому реформатору Мартину Лютеру в XVI веке появилась традиция приносить ёлку и украшать её в ночь на Новый год. Он ввел этот ритуал, который позже стал популярным и среди других слоев населения. Сегодня люди наряжают ёлки, чтобы украсить свои дома, создать праздничную атмосферу, радовать детей и дарить счастье.

Задабривание духов леса

В древней Германии люди были глубоко религиозными и почитали различных богов и духов, поэтому время от времени они приносили им дары. Люди верили, что хвойные деревья служат проводниками между мирами, и чаще всего ритуалы проводились в лесу. Немцы наряжали древесину лентами и различными украшениями, вешая сладости на ветви; таким образом, они задабривали духов леса и обеспечивали себе счастье и благосостояние на будущий год. Существовали обряды и традиции, согласно которым покрывали ёлку. Сегодня новогоднее дерево ассоциируется лишь с праздником, о сакральном значении которого многие уже не догадываются. Раньше встреча Нового года проходила в лесу, а сейчас ёлку рубят и устанавливают в домах, собирая родных и близких за праздничным столом. Люди отмечают начало нового календарного года, загадывают желания и весело празднуют.

Некогда религиозный и в определенной степени мистический ритуал почитания духов леса стал основой современного праздника, который отмечается в разных уголках мира. Несмотря на то что традиция установки ёлки зародилась в Германии, её популярность быстро распространилась, и сегодня почти в каждом доме в Канун Нового года устанавливают ель или сосну, наряжают их огнями, дождиком, игрушками и сладостями, а на макушке помещают звезду.

Считается, что весёлые гулянья на праздник и радостная встреча Нового года принесут удачу и помогут осуществиться всем пожеланиям.

Реформы Петра I: как появилась новогодняя ёлка в России

Изначально Новый год на Руси праздновался 1 марта — это было время прощания с зимой и начала посевных работ. Царь Иван III перенес празднование на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и периодом окончания податей. Первый такой Новый год отмечали в Кремле 10 сентября 1492 года, но в народе продолжали отмечать его по старым традициям, весной.

Традиция сентября продержалась на Руси два столетия. На новогоднем празднике 1698 года Пётр Первый появился в Успенском соборе в иноземной одежде, сопровождаемый своей гвардией в немецких мундирах. В 1699 году он издал указ «О новом счислении лет», согласно которому было предписано считать 1 января 7208 года от сотворения мира как 1 января 1700 года от Рождества Христова, а начало гражданского Нового года перенести на 1 января. Первый праздник по новому календарю прошел с огромным размахом, включая фейерверки и иллюминацию на московских улицах, а также обильные угощения для граждан на площадях и перед дворцом. Указ Петра также вводил обычай украшать деревья к новогоднему празднику — это касалось не только ёлок, но и можжевеловых и сосновых ветвей. Дословно указ гласил: «На больших и проезжих улицах знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. А людям скудным каждому хотя бы по деревцу или ветке на воротах или над храминою своем.».

Однако большинство людей в России не знали, как именно надо украшать деревья по западной традиции, поэтому решили выставить образцы праздничных деревьев в московском Гостином дворе.

Украшение ёлочными ветвями и гирляндами домиков на новогоднем базаре.

  Год какого животного 2024 по восточному календарю: самое важное о символе года

Как прижилась в России традиция украшать ёлку

Всё время правления Петра I он следил за тем, чтобы новогодние и рождественские торжества в России проходили не хуже, чем в Европе.

Однако после его смерти о данном указе забыли, и традиция, казалось, не смогла прижиться. Единственным напоминанием о ней были ёлки на крышах питейных заведений: привязанное к столбу дерево устанавливали каждый декабрь на крыше или у входа в кабак.

Из-за такого опознавательного знака заведения стали называть в народе «ёлками», а выражение «упасть под ёлку» означало «отправиться в кабак». Кстати, никто не снимал ёлку после праздников, и она вполне могла оставаться на крыше до следующего декабря.

Второе рождение традиции новогодней ёлки в России пришлось на начало XIX века. Внедрение этого красивого обычая продвигала дворянка Шарлотта, прусская принцесса, супруга великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). В рождественский сочельник 1818 года Николай Павлович по её настоятельной просьбе впервые поставил новогоднюю ёлку в Аничковом дворце. Позднее в самом большом, Белом зале Аничкова дворца устанавливались рождественские ёлки для детей, число которых увеличивалось по мере появления новых детей и внуков в семье. На акварели, сделанной в 1848 году, видно по крайней мере семь украшенных ёлок, стоящих вБелом зале дворца.

Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская ёлка в Аничковом дворце, 1848 год.

Первая публичная рождественская ёлка, нарядно украшенная в соответствии с европейскими традициями, была установлена в Петербурге в 1852 году в помещении Екатерининского вокзала (ныне известного как Московский вокзал).

К тому времени ёлка уже стала непременным атрибутом зимних праздников в Европе и символом Рождества. Украшения на ней стали символизировать дары, принесённые младенцу Иисусу, а звезда на верхушке обозначала Вифлеемскую звезду, что ознаменовало рождение Христа и указала дорогу волхвам. Однако в России этот обычай осуждался Святейшим Синодом как неправославный.

Современность

Сегодня Новый год традиционно связан с украшением жилья хвойным деревом или украшениями из еловых веток. Хотя в древнерусской культуре широкие зелёные лапы ассоциировались со смертью и загробным миром, ныне ель символизирует вечность. Природа замерзает, но каждый год снова оживает, и именно поэтому ёлка остается вечнозеленым символом. Хвойные деревья олицетворяют бессмертие и долголетие, а шишки, как считается, способствуют восстановлению здоровья и укреплению жизненной энергии.

Запах хвои и зелёные игольчатые лапы создают атмосферу праздника, когда вся семья собирается за одним столом, наслаждаясь временем в кругу близких, обмениваясь подарками и теплыми словами.

Ещё несколько знаков нового года связаны с елью:

  • Щедрое застолье с традиционными блюдами — такими как традиционные салаты, мандарины;
  • Появление таких персонажей, как Дед Мороз и Снегурочка, с которыми можно танцевать вокруг нарядного дерева;
  • Ритуал загадывания желаний под бой курантов — написание желания на бумажке, сжигание её, смешивание пепла с шампанским под звуки двенадцатого удара курантов;
  • Подарки, которые кладут под ёлку, чтобы потом открыть в кругу семьи.

Традиционно украшать дом начинают с середины декабря, оставляя убранство до середины января. В России, поскольку принято отмечать Новый год дважды — 31 декабря и 14 января, за считанные недели до новогодних праздников в городах начинают работать ёлочные базары, на которых можно купить живое дерево. После этого появляются различные альтернативные варианты украшений, отличающиеся разнообразием цветов и форм.

Украшения

Современные люди могут устанавливать искусственные ёлки, которые удобны для многоразового использования. Дерево из пластика легче, чем живое, поскольку на нем не осыпаются иголки, а прочное основание позволяет безопасно устанавливать его.

Живое дерево требует некоторого ухода — для него нужны специальные емкости с влажным песком и крепкие крестовины, чтобы оно не упало.

В Европе принято украшать дом еловыми венками, в которые вплетают игрушки, банты и шары, вешая их на двери, в то время как само дерево приставляют внутрь помещения.

Традиционные украшения для новогодней ёлки включают:

  • Фигурки животных, птиц и фруктов;
  • Длинные гирлянды, оплетающие еловые лапы (как из бумаги, так и электрические, со светильниками, бусами, и креативными вариациями);
  • Ленты, банты и бумажные цветы красного, серебристого и золотого цветов;
  • Съедобные игрушки, такие как конфеты, мандарины и орехи.

Стеклянные шары считаются традиционным украшением для новогодней ёлки. Их возникновение стало случайным — в Германии произошел неурожай яблок, которыми привыкли украшать рождественские венки. Вероятно, местный стеклодув создал стеклянное яблоко для украшения елей в городе, а затем эта идея распространилась по всему миру. Сегодня стеклянные шары разных цветов, размеров и отделок стали неотъемлемой частью празднования Рождества и Нового года.

Присутствие красивого хвойного дерева в каждом доме в ночь праздника стало семейной традицией. Новый год считается семейным праздником, объединяющим разные поколения за одним столом рядом с зелёной красавицей.

Век восемнадцатый: русская ёлка — путь через тернии — к звездам!

Можно смело утверждать, что Пётр Первый одним из первых среди европейских правителей оценил эстетику новогодней ёлки. Однако в его указе не упоминалась традиция о домашней ёлке, украшенной игрушками — для него акцент был на том, чтобы ёлка привнесла цвет в серо-белую гамму городских улиц и площадей. Кроме того, он не ограничивался только ёлками — использовались любые вечнозеленые породы. Но главное заключается в том, что это была именно новогодняя, а не рождественская ёлка, что подчеркивало светский характер тех нововведений. Сразу после основани 北北北ского Петербурга в городе начали ставить ёлки, но эта традиция также быстро угасла.

  Соответствие знаков зодиака и нечисти из древнерусской мифологии. Отличительные черты личности. Гороскоп нечисти по знакам зодиака.

Общество не оценило праздничный энтузиазм и эстетические вкусы Петра I; с его смертью не успевшая прижиться традиция, казалось, навсегда исчезла. Это не удивительно, ведь в славянской культуре у ели сложилась репутация, противоположная радости праздника.

Сказка. Худ. В.М. Васнецов (1880-е гг.). Это мрачное еловое лесо - идеальное место для избушки на курьих ножках, жилища Бабы-Яги.

В русской устной традиции еловый лес зачастую воспринимался как мрачное, колючее и сырое место, где обитают колдуны и лешие. Люди не сажали ёлки рядом с домом, считалось, что они растут только в окружении мужчин. Кроме этого, хвойные деревья, такие как ель и сосна, играли немалую роль в погребальных обрядах. Их ветками, направленными острыми концами вперед, устилали дорогу на кладбище, чтобы усопший мог найти свою последнюю дорогу, не вернувшись назад. С такими предвкушениями трудно представить ель как символ радости и праздника. Вместо этого люди предпочитали берёзу, ассоциировавшуюся с Троицей, и пушистую вербу, которая символизировала приближение Пасхи.

Тем не менее, среди других народов России существовало иное отношение к ёлке. Многие жители Западной Сибири, такие как ханы, манси и удмурты, почитали ель, и даже использовали её в качестве символа Нового года. Они приносили дары выбранному дереву, украшали его золотыми и серебряными подвесками и нарядными платками. Однако, как и многие языческие обряды, эти практики не одобрялись церковью и не нашли широкого распространения.

Почти единственным исключением, где и после Петра I продолжали ставить ёлки, были кабаки. Установленная под Новый год над крышей или у входа, она служила сигналом для пьющих, и даже те, кто не умел читать, понимали, что это заведение. Также ёлка могла оставаться на крыше до следующего года.

Зима. Худ. А.К. Саврасов. На картине изображен совсем не кабак, но общее впечатление передано верно.

Таким образом, судьба ёлки неожиданно нашла отражение в литературе и разговорном языке. В стихотворении Н.П. Кильберга героем выступает кучер:

Въехали! Мчимся в деревне стрелой,

Вдруг стали кони пред грязной избой,

Где у дверей вбита ёлка.

Что это? — Экой ты, барин, чудак,

Разве не знаешь? Ведь это кабак.

Связывающая ёлку и пьянство ассоциация крепла, и появилось множество фраз, понятных каждому, таких как: Пойдем к ёлкину, для праздника выпьем; Видно, что у Ивана ёлкина была в гостях, из стороны в сторону пошатываешься.

Век девятнадцатый: Что и за праздник, коли не было ёлки?

Но судьбу праздничной ёлки в России окончательно изменил девятнадцатый век. Петербург стал авангардом этого явления. С основания города здесь проживало множество немцев, которые продолжали поддерживать обычаи своей родины. Они живо познакомили с собой других жителей города. Однако в первые три десятилетия XIX века ёлка оставалась в памяти как милый, близкий, но в то же время чуждый обычай. На родной земле ель обычно именовалась на немецкий манер — Weihnachtsbaum. В то время как герои произведений Пушкина или Лермонтова ещё не кружили вокруг ёлки, те, кто успел посетить немецкие праздники, отмечали все детали с огромной симпатией и теплотой, отмечая семейный и детский характер торжества, которое приносило уют и ожидание чудес.

Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Худ. А. Чернышев

Однако окончательное решение по судьбе ёлки зависело от влияния высших сословий. В девятнадцатом веке среди российских императоров часто встречались немецкие принцессы, которые привносят свои традиции. Одна из них — будущая императрица Александра Фёдоровна (жена Николая I) впервые установила рождественскую ёлку в 1817 году для близкого круга, а затем, уже в 1828 году, будучи императрицей, устроила праздник в Аничковом дворце. Она пригласила не только своих детей, племянников и племянниц, но и детей придворных. В ярко освещенной зале столы, накрытые белоснежными скатертями, были украшены нарядными ёлками с золотыми орехами и конфетами. Под ними лежали милые подарки: игрушки, кружевные платья, маленькие веера, барабаны и трубы. Восторг детей не знал границ.

Елочный торг. Худ. Г. Манизер

Неудивительно, что на следующий год многие представители высшего света захотели повторить этот праздник и у себя дома с обязательным приглашением гостей. Таким образом, традиция украшать ёлку стала распространяться среди знатных и богатых семей, а затем, спустя некоторое время, она стала доступна и для остальных слоев общества.

Кстати, подобные процессы происходили не только в России. В Великобритании ёлка стала символом Рождества в 1840-х годах благодаря принцу Альберту, мужу королевы Виктории, который ввел традицию наряжать ёлку сначала в королевских покоях, а затем её примеру последовали и все остальные британцы.

Встреча Нового года в крестьянской избе

Важную роль в популяризации торжества внесла пресса. Это была эпоха массовой печати, способствующая информированию читателя о всех новинках. Газеты начали публиковать очаровательные статьи о новогодних ёлках, украшенных гирляндами и фонариками. Такие заметки сопровождались иллюстрациями, которые радовали глаз и служили наглядными пособиями для всех желающих повторить новогоднюю магию в своих домах. В середине 1840-х годов в одной из книг для чтения, озаглавленной «Ёлка. Подарок на Рождество», детям обещали, что если они будут хорошо учиться и вести себя прилично, то на Рождество они получат ёлку, украшенную конфетами, фруктами и золочеными орехами, которые можно будет взять себе наряду с другими подарками.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий