Елизавета обрела супружеское счастье с Евгением Козловским. Они поняли друг друга с первого взгляда. В доме царил дух инакомыслия, и работы Козловского активно публиковались на Западе. Он оказался в тюрьме из-за своей антисоветской деятельности.
Никищихина Елизавета Сергеевна: биография, карьера, личная жизнь
Елизавета Никищихина не была известна своей гламурной внешностью. Но она доказала, что не обязательно быть красивой, чтобы стать известной актрисой и пользоваться вниманием публики. Елизавету ожидало большое театральное будущее. Однако карьера и личная жизнь актрисы сложились не так, как ей хотелось.
- Никищихина Елизавета Сергеевна: биография, карьера, личная жизнь
- Студилина Янина Сергеевна: биография, карьера, личная жизнь
- Елизавета Шумская: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Юность Елизаветы Никищихиной
Елизавета Никищихина родилась в Москве 17 мая 1941 года. Детство будущей актрисы прошло вдали от родителей: они покинули Германию после войны, забрав с собой только двух сыновей. Лиза осталась в Советском Союзе со своей бабушкой.
После окончания девятого класса школы Елизавета решила записаться в студию при театре Станиславского. Ее отец не приветствовал это решение: он считал профессию актрисы несерьезной. Девушка ушла из дома и поселилась в общежитии. Она примирилась со своими родителями только много позже — когда сама стала матерью.
Творческий путь актрисы
Елизавета Никищихина начала свой творческий путь в театре. Успех пришел к ней после спектакля «Антигона», в котором она играла вместе с Евгением Леоновым. После этого она получила свои первые предложения о работе в киноиндустрии. Но первые роли Елизаветы в кино были мимолетными.
В 1966 году актрису открыл для себя творческий дуэт Владимира Наумова и Александра Алова. После знакомства с мастерами кино Елизавета снялась в экранизации рассказа Достоевского «Грубый анекдот».
Роли, которые впоследствии предлагались актрисе, оказались несколько однобокими. Ее герои были разными, экзотическими, деревенскими и нетрадиционными. Елизавета Сергеевна с особым удовольствием снималась в детских фильмах. Советским зрителям она запомнилась как ассистентка профессора Громова в многосерийном фильме «Приключения Электроника».
Никищихина также снималась в фильмах «И это все о нем», «Вчера, сегодня и всегда» и «Все о моем брате». Работала на съемочной площадке с Игорем Костолевским, Ларисой Удовиченко, Аркадием Райкиным, Георгием Вициным, Алисой Фрейндлих, Верой Глаголевой.
Многие помнят картину, которую Никищихина создала для жительницы коммунальной квартиры в «Покровских воротах». А в фильме-сказке «Чародеи» Елизавета Сергеевна возрождается как член комитета, который должен контролировать действие волшебной палочки. Критики считают роль жены Собакевича в «Мертвых душах» очень удачной.
Никищихина отрицает воспроизведение этих картин, которые были предложены ей в 90-х годах. Она не считала возможным воплотить на экране уродство и деградацию. Одной из ролей этого периода, которая запомнилась зрителям, стало исполнение Никищихиной роли Веры Засулич в сериале «Раскол» (1993).
Родители или театр
В мае 1941 года жена инженера Сергея Никищихина родила первую дочь, которую назвали Лизой. Позже у нее родились два брата — Володя и Саша. В 1948 году отец семейства был отправлен в Германию. Путешествие предстояло долгое, поэтому семье тоже разрешили поехать. И они пошли. Все, кроме Лизы. Семилетняя девочка, которую отправили жить к бабушке в Ярославль на шесть лет, чувствовала себя брошенной и ненужной.
Возможно, ее желание стать актрисой оказалось попыткой привлечь к себе внимание. Лайза должна была поступить в театральную школу. Ее семья уже вернулась домой. А отец запретил ей заниматься этой профессией, считая, что на сцену выходят только непристойные женщины.
— Если ты пойдешь в театр, я выгоню тебя из дома», — сказал он своей дочери. Театр или семья.
Она выбрала театр. Ее разгневанная мать дала ей пощечину и ушла из дома. Она провела ночь в костюмерной и питалась едой, так как ее мать и отец больше не поддерживали связь. Уже тогда юная Никищихина узнала, как практично иногда бывает наливать вино от скуки, что отвлекает от мрачных мыслей.
Семья или карьера
Елизавета Никищихина была принята в студию при театре Станиславского, а затем приглашена в труппу. В 1961 году в театр пришел новый художественный руководитель — Борис Львов-Анохин. О 20-летней актрисе Никищихина отзывается лестно: посредственность, сплошные шаблоны, без индивидуальности. Когда Элизабет поняла, что ее собираются уволить, она пошла к начальнику и убедила его дать ей шанс. Уже через месяц она смогла доказать, что является прекрасной актрисой, и Львов-Анохин дал ей главную роль — в спектакле «Антигона». Ее партнером был Евгений Леонов.
В то время она была успешна не только на сцене. Ее роман с виолончелистом Алексеем Познанским, сыном выдающихся советских музыкантов, шел к браку. Но потом пришло несчастье. Молодой человек ушел в армию, а вернулся со сломанной спиной и приговором, что всю жизнь проведет в инвалидном кресле. Карьера музыканта была закрыта. Элизабет не боялась трудностей. Она заботилась о своем возлюбленном, репетировала с Антигоной и была счастлива.
Незадолго до премьеры стало известно, что она беременна. Честно говоря, Львов-Анохин признался, что Елизавета была уверена в себе:
— Я буду совмещать театр с семьей.
— Вы либо актриса, либо жена — режет режиссер.
И снова Элизабет выбрала театр. Она резко рассталась со своим любовником и позволила ребенку исчезнуть. Врачи сказали, что детей больше не будет. Вероятно, актриса вложила в эту картину все свои переживания. В «Антигоне» вся театральная Москва была растерзана, толпа в театре почти разогнана полицией. Это был большой успех.
Ребенок или роль
Никищихина впервые вышла замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Они прожили в браке семь лет. Но он ушел, потому что не мог выносить возлияний своей жены. Она была настолько измотана на сцене, что, видимо, не могла восстановиться никаким другим способом.
Сразу после развода она начала ухаживать за психиатром Эрнестом Лейбовым. В течение нескольких лет он посещал «Антигону», восхищался главной героиней, дарил актрисе горсть цветов. ответила Елизавета и отправилась в ЗАГС во второй раз.
К этому времени она уже не играла никакой роли в театре. Борис Львов-Анохин был арестован по обвинению в мужеложстве. Новое руководство предложило актрисе все-таки сняться в «Антигоне», но она посчитала это предательством. Она осталась фильмом, в который ее с удовольствием приглашали, но всегда в роли второго плана. Иногда она снималась в нескольких фильмах одновременно. Но ее страстью был театр.
И вдруг ей предложили главную роль: Катерина в «Грозе». И она беременна — да, врачи ошиблись, и это было чудо. Это снова поставило ее перед выбором: действовать или рожать. На этот раз Элизабет решает родить ребенка: ей уже за 30, и если она сделает еще один аборт, то вряд ли забеременеет снова. Она родит девочку, которую назовет Екатериной.
Актриса продолжит играть Вассу Железнову, но после этого ей больше не будут предлагать главную роль. И она будет страдать за это, забирая все, что может дать. А невостребованный спрос будет подавляться обычным способом. Возникнет порочный круг. Никищихина пьет, потому что ей не дают ролей. И они не дают ей ролей, потому что боятся, что она провалится. Нет, они не подавляют ее полностью: они понимают весь ужас ее существования и пытаются поддержать ее, появляясь хотя бы в некоторых эпизодах.
Муж, прекрасный психиатр и сын известного гипнотизера, не мог справиться с зависимостью своей жены. В середине 1970-х годов он решил эмигрировать в Соединенные Штаты. Элизабет осталась на родине.
— Я русская актриса, что бы я делала в чужом мире? — Она обосновала свое решение.
Личная жизнь
В середине 1960-х годов Елизавета познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским и была готова выйти замуж. Жених стал нетрудоспособным после службы в армии, актриса ухаживала за своим возлюбленным и вскоре забеременела. А потом ей предложили роль в «Антигоне». Директор Львов-Анохин поставил ультиматум: играй или заводи ребенка. Никищихина выбрала искусство и избавилась от своего первенца. Алексей не простил его, и супруги развелись. Елизавета заплатила высокую цену за свою славу. По мнению биографов, героиня стала такой яркой потому, что актриса вложила в нее все свои переживания.
Считается, что первым мужем актрисы был Анатолий Агамиров, музыкальный критик по профессии. Однако ее дочь Елизавета считает, что эти отношения могли быть недолговечными, потому что ее мать почти в то же время познакомилась со своим отцом Эрнестом Лейбовым. И снова актриса оказалась перед выбором: Катерина в «Буре» Александра Островского или личная жизнь. Никищихина поняла, что больше не выйдет на сцену, если снова убьет ребенка. Дочери дали имя несостоявшейся героини.
Ее муж уехал в Америку в 1975 году, Никищихина осталась и говорила, что русская актриса ничего не делает в чужом мире. Семейное счастье привело к тому, что Елизавета вышла замуж за писателя Евгения Козловского. Творческие люди понимают друг друга с первого взгляда, в доме витает дух свободы и инакомыслия, за что Козловский, изданный на Западе, провел полгода в тюрьме.
Смерть
Пресса много писала о том, что причиной смерти Елизаветы Никищихиной стал алкоголизм. Дочь Екатерина считает, что все лежит гораздо глубже. Актриса начала пить после ухода из театра, который она предпочитала режиссуре фильмов. А выпрашивать роли — это не в ее характере. Отправной точкой стал приход нового директора, Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и режиссера Георгия Товстоногова.
Мужчина почему-то игнорировал Елизавету, не давал играть и не стал выяснять отношения. Не выдержав очередного разрыва с женой, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку жить к отцу. Когда Екатерина вернулась, она не узнала обстановку в доме — «запах валидола и депрессии».
Позже, когда ее дочь обзавелась семьей, Елизавета покинула свою квартиру и переехала в «Коммуналку», поближе к театру. Затем на Никищихину напали в ее собственном доме, совершили попытку ограбления и удушения, что вызвало у актрисы астму. В ноябре 1997 года родственники нашли актрису мертвой — женщина подавилась яблоком. Кэтрин отвергает предположение о том, что ее мать покончила жизнь самоубийством. Елизавета была религиозным человеком, она крестила свою дочь и никогда бы не пошла на такой шаг.
Организацией похорон занимается театр. Елизавета Никищихина нашла свое последнее пристанище на Востряковском кладбище. В 2005 году в этой же могиле была похоронена мать актрисы, Надежда Павловна.